Патенты автора Назаренко Вадим Вадимович (RU)

Изобретение относится к области летательных аппаратов (ЛА), а именно к конструкциям складываемых консолей крыла высокоскоростных ЛА, корпус и консоли крыльев которых выполнены из композиционного материала. Складываемая консоль крыла высокоскоростного ЛА, панель которой выполнена из композиционного материала, а передний и задний узлы подвески консоли к корпусу ЛА выполнены из жаропрочного сплава и соединены с панелью крепежом с обеспечением свободного теплового перемещения. При этом ухо переднего узла подвески и ухо заднего узла подвески консоли входят в ответные проушины переднего узла корпуса ЛА и заднего узла корпуса ЛА и образуют с ними шарнирное соединение, а фиксация консоли в раскрытом положении производится фиксаторами, установленными в переднем и заднем узле корпуса ЛА. При этом ухо заднего узла подвески консоли установлено с минимальным зазором в проушине заднего узла корпуса. Фиксатор заднего узла подвески выполнен в виде подпружиненного пальца, установленного в корпусе фиксатора, который закреплен на заднем узле корпуса ЛА и контактирующего в сложенном положении консоли с опорным элементом, выполненным на ухе заднего узла подвески консоли с возможностью фиксации консоли в раскрытом положении при совмещении отверстий, выполненных соосно, в заднем узле подвески консоли и заднем узле корпуса. На опорном элементе выполнен фигурный паз с заходным участком, в заднем узле корпуса установлен штифт с выступом, для размещения в фигурном пазу и ограничения поворота консоли при складывании, а корпус фиксатора выполнен с обеспечением удержания штифта от выпадания. Кроме того, ухо переднего узла подвески консоли установлено в проушине переднего узла корпуса с зазором, обеспечивающим свободное тепловое перемещение консоли относительно корпуса ЛА. Фиксатор переднего узла подвески выполнен в виде подпружиненного толкателя с направляющей частью, размещенной в проушине переднего узла корпуса с минимальным зазором. С толкателем жестко соединена планка, которая своими концами размещена в пазах переднего узла корпуса с возможностью перемещения под действием пружины. В ухе переднего узла подвески консоли выполнен ответный планке паз для обеспечения фиксации по переднему узлу в раскрытом положении консоли, а для обеспечения контакта с планкой в ходе раскрытия консоли торец уха выполнен профилированным. Использование предлагаемого технического решения позволит изготавливать полнофункциональные конструкции консолей крыла высокоскоростных ЛА, работающие в условиях высокотемпературного нагрева; повысить технологичность изготовления и сборки; повысить надежность конструкции. 5 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники и касается управляемых аэродинамических поверхностей и механизмов их управления. Механизм управления элевоном летательного аппарата состоит из вала вращения, размещенного в корпусе летательного аппарата, рычага, жестко закрепленного на валу, и рулевой машинки, установленной в корпусе летательного аппарата. Шток рулевой машинки шарнирно соединен с рычагом. Один конец вала соединен с элевоном, который шарнирно установлен на задней кромке крыла. Другой конец вала соединен со сферической опорой, установленной в корпусе летательного аппарата, и содержит втулку, в центральной части которой жестко закреплен рычаг. Одна сторона втулки шарнирно соединена со сферической опорой, а другая сторона содержит продольный паз. Конец вала, соединенный с элевоном, выполнен в виде кинематической цепи, которая состоит из выходного вала. Один конец выходного вала содержит наконечник, жестко закрепленный в элевоне. Центральная часть вала содержит цилиндр. Один конец цилиндра соединен с выходным валом через карданный шарнир. Другой конец цилиндра содержит шпонку и телескопически соединен с втулкой с возможностью продольного перемещения. При этом шпонка размещена в продольном пазу втулки. Предложенное техническое решение позволило реализовать механизм управления элевоном, расположенным на задней кромке крыла, независимо от температурных деформаций механизма управления и составных частей ЛА при их эксплуатации и технологических погрешностей при изготовлении деталей механизма и установке его на ЛА. 2 ил.

Заявляемое техническое решение относится к области летательных аппаратов, а именно к конструкциям корпусов и аэродинамических поверхностей высокоскоростных летательных аппаратов (ВЛА) с использованием композиционных материалов. Корпус крыльевого отсека ВЛА выполнен с обеспечением стыковки с консолями крыла и включает внешний корпус из углеродного композиционного материала, соединенный с ним внутренний металлический корпус и размещенную между ними теплоизоляцию, внешний корпус состоит из оболочки и центроплана крыла, в оболочке установлены шпангоуты, а в центроплане - поперечные стенки, примыкающие к шпангоутам с внешней стороны оболочки, при этом все элементы внешнего корпуса соединены при помощи крепежа из углеродного композиционного материала с последующим силицированием внешнего корпуса, а внутренний корпус выполнен в виде жестко соединенных между собой передней рамы, обечайки и задней рамы, при этом со стороны задней рамы внешний и внутренний корпус жестко соединены, а со стороны передней рамы внешний корпус контактирует с внутренним корпусом с обеспечением возможности теплового перемещения. Использование предлагаемого технического решения позволит проектировать и изготавливать полнофункциональные конструкции корпусов крыльевых отсеков ВЛА, работающих в условиях воздействия высокотемпературного воздушного потока и аэродинамических нагрузок, а также проектировать и изготавливать конструкции внешних теплозащитных корпусов ВЛА. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к авиации и касается конструкций составных частей корпусов высокоскоростных ЛА (наружных оболочек или панелей аэродинамических поверхностей) из композиционного материала на основе углеродной ткани и карбида кремния. Изготовление составной части корпуса включает изготовление углерод-углеродных заготовок для наружной оболочки или панели аэродинамической поверхности с элементами силового набора с последующей сборкой с помощью крепежных деталей. При этом углерод-углеродные заготовки проходят механическую обработку, взаимную подгонку и сборку с помощью крепежных деталей. Крепежные детали выполнены из углерод-углеродных заготовок. Причем крепежные детали образуют пары винт-гайка, где головки винтов, выходящие на поверхность внешнего обвода, выполнены с выступающими частями для обеспечения сборки, включая затяжку моментом соединений винт-гайка. После чего срезают выступающие части заподлицо с внешним обводом и производят силицирование собранной конструкции. Достигается изготовление конструкций составных частей корпуса ЛА, работающих в высокоскоростных окислительных потоках, повышение технологичности изготовления и сборки, повышение надежности конструкции. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний шарнирных подшипников с имитацией эксплуатационных нагрузок и температур. Стенд для испытаний шарнирных подшипников состоит из основания, на котором размещены и соединены при помощи кинематической цепи привод и нагрузочное устройство, при этом ось шарнирно установлена в основании. Основание состоит из рамы и содержащей втулку опорной плиты, шарнирно установленной в нижней части рамы. Нагрузочное устройство установлено в нижней части рамы и содержит силовой агрегат, шарнирно установленный на раме, подпружиненный шток, установленный во втулке опорной плиты с возможностью перемещения, и качалку, установленную на раме с возможностью поворота. Один конец качалки шарнирно соединен с серьгой поршня силового агрегата, а другой конец шарнирно соединен со штоком. Привод и ось установлены на верхней части рамы. На оси установлен имитатор, содержащий правый фланец, который шарнирно соединен с одним концом оси, и левый фланец, шарнирно соединенный при помощи подшипника с другим концом оси. Левый фланец кинематически связан с опорной плитой при помощи тяги, один конец которой шарнирно соединен с центральной частью опорной плиты, а другой конец шарнирно соединен при помощи подшипника с левым фланцем. Шток привода шарнирно соединен с качалкой, жестко соединенной с валом, один конец которого установлен с возможностью продольного перемещения в корпусе, жестко закрепленном на верхней части рамы, а другой жестко закреплен на правом фланце имитатора. Снаружи левого фланца размещены нагревательные элементы. Технический результат заключается в возможности реализовать конструкцию стенда для испытаний шарнирных подшипников с имитацией эксплуатационных нагрузок, движений и температур. 3 ил.

Изобретение относится к устройствам контроля состояния параметров в шахтных пусковых установках (ПУ) и может быть использовано в ракетной и ракетно-космической технике. Предложена система контроля состояния параметров в шахтных ПУ, включающая блок сбора и обработки информации (БСИ), в отсеке которого размещена аккумуляторная батарея для обеспечения бесперебойной работы системы, датчики температуры и влажности, кабельную сеть для связи с датчиками и переносным персональным компьютером (ПК), получающим информацию от датчиков, синхронизируя ее с часами реального времени. Система содержит датчики контроля положения крыши защитного устройства ПУ и входных люков ПУ для доступа персонала, которые по средствам кабельной сети соединены с БСИ, который в свою очередь соединен с датчиками температуры и влажности, установленными в помещениях пусковой установки в непосредственной близости от мест крепления штатных датчиков пусковой установки. При этом БСИ хранит информацию, полученную с датчиков на съемном электронном носителе, расположенном в дополнительном отсеке корпуса БСИ для ограничения несанкционированного доступа к нему. Питание системы осуществляется от штатной системы автономного электроснабжения пусковой установки по средствам кабельной сети, а для обеспечения быстрой настройки системы в корпусе БСИ установлен модуль отображения информации, выполненный в виде экрана, отображающий текущее состояние системы. Технический результат – увеличение времени работы системы, увеличение зоны контроля параметров температуры и влажности ПУ, обеспечение надежной связи между датчиками и блоком сбора и обработки информации (БСИ), защита от несанкционированного доступа к системе и защита информации, хранящейся в системе. 2 ил.

Изобретение относится к способам запуска полезных нагрузок (ПН) на околоземные орбиты с помощью ракет-носителей, в т.ч. переоборудованных из многоступенчатых баллистических ракет (БР). Способ включает выведение ПН в составе космической головной части, которую устанавливают на БР и оснащают двигательной установкой (ДУ) ориентации и стабилизации малой тяги многократного включения. Реализуют траекторию БР с баллистической паузой после разделения ступеней БР, во время которой включают указанную ДУ для обеспечения ориентированного положения БР и поддержания постоянной перегрузки для безотказного включения маршевой ДУ следующей ступени БР. Технический результат состоит в расширении диапазона орбит выведения ПН путем реализации баллистической паузы заданной длительности. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способам запуска полезных нагрузок на околоземные орбиты с помощью многоступенчатых ракет с разгонными блоками. Согласно способу, на отделяемые элементы ракеты (в т.ч. в составе ее космической головной части) устанавливают автономные двигательные установки (ДУ) малой тяги многократного включения. В паузах между запусками маршевых ДУ ступеней ракеты (и перед запуском ДУ разгонного блока) включают указанные ДУ малой тяги для обеспечения ориентированного положения ракеты (головной части) в пространстве. При достижении заданной высоты по команде системы управления разрывают связи ДУ и отделяемых элементов, на которых они установлены, с ракетой и осуществляют их сброс. Технический результат состоит в увеличении массы выводимой полезной нагрузки. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для разделения и сброса головного обтекателя (ГО) ракеты-носителя (РН). Устройство разделения и сброса ГО РН состоит из створок, соединенных между собой замками продольного стыка и соединенных с РН замками поперечного стыка, приводов сброса. Имеется коромысловый механизм, выполненный в виде коромысел, устанавливаемых с внутренней стороны каждой створки ГО в количестве не менее двух. Один конец каждого коромысла шарнирно связан со створкой ГО. Другой конец выполнен в виде крюка с опорными поверхностями и защемлен между роликами, закрепленными на РН с возможностью вращения. Приводы сброса установлены с внутренней стороны створок ГО. Достигается снижение габаритных размеров. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к ракетной технике. Высокоскоростной летательный аппарат содержит корпус, выполненный в виде силовой оболочки и теплозащитного покрытия, бортовые системы и полезную нагрузку. Корпус выполнен в виде отсеков, жестко скрепленных между собой. В одном из отсеков расположена полезная нагрузка, занимающая все его свободное пространство. Силовая оболочка отсека корпуса высокоскоростного летательного аппарата является корпусом полезной нагрузки. Изобретение направлено на уменьшение массы. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к авиационной, ракетной и космической технике. Теплозащитное покрытие корпуса высокоскоростного летательного аппарата выполнено в виде слоя теплозащитного композиционного материала, одного и более слоев теплоизоляционного материала, причем теплозащитный и теплоизоляционный слои, и/или теплоизоляционный слой с оболочкой силового корпуса, и/или слои теплоизоляционного материала размещены с зазором, в котором одна и более поверхностей слоев облицованы материалом с высокой отражательной и низкой излучательной способностями. В зазоре могут быть расположены один и более металлических экранов с высокой отражательной и низкой излучательной способностями. Поверхности контакта облицовки с материалом выполняются гладкими или шероховатыми. Техническим результатом изобретения является обеспечение температурных режимов корпуса летательного аппарата. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Мобильный комплекс средств нейтрализации заправочного оборудования и изделий ракетно-космической техники (1) включает в себя агрегат управления и агрегат нейтрализации КРТ. Внутри агрегата управления установлены операторская (3) с пультом управления (2), аппаратура управления (4), распределительный щит (11) агрегата управления, парогенератор (13) с баком (14), компрессор (16) с подогревателем (15) сжатого газа, подогреватель сжатого газа (43), емкость для приготовления нейтрализующего раствора (8), соединенная с вентиляторным модулем для перемешивания и подключенная через насос (10) для подачи нейтрализующего раствора с подогревателем (12) нейтрализующего раствора. Внутри агрегата нейтрализации КРТ установлены емкость для перемешивания (35) с вентиляторным модулем (36) для перемешивания, насос для циркуляции нейтрализующего раствора (29), вакуумный насос (30) и распределительный щит (28) агрегата нейтрализации КРТ. Изобретение позволяет проводить нейтрализацию широкого спектра заправочного оборудования и изделий ракетно-космической техники, обеспечивает безопасность личного состава и мобильность при проведении нейтрализации. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике, стартующей из транспортно-пускового контейнера. Складываемая аэродинамическая поверхность летательного аппарата содержит панель и узел подвески к корпусу летательного аппарата, которые образуют шарнирное соединение с помощью оси складывания, механизм раскрытия панели и механизм фиксации панели в раскрытом положении в виде подпружиненных пальцев с конической частью на конце. Узел подвески выполнен в виде фланца с двумя проушинами и центральным выступом с пазом, расположенными в ответных вырезах в панели. В полках центрального выступа выполнены соосные цилиндрические отверстия, ось которых перпендикулярна плоскости хорд панели в раскрытом положении. В пазу размещен вкладыш с двумя толкателями, шарнирно соединенными с вкладышем и своими концами расположенными в отверстиях проушин узла подвески для взаимодействия с подпружиненными пальцами механизма фиксации, которые установлены в панели с внешних сторон от проушин узла подвески с заходом в ответные отверстия проушин в раскрытом положении панели. В отверстие центрального выступа установлен вал, средняя часть которого расположена в сквозном отверстии, выполненном во вкладыше, обеспечивая его поворот при повороте вала. Изобретение направлено на повышение надежности фиксации аэродинамической поверхности после раскрытия. 6 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к системам контроля и регистрации условий транспортирования. Система контроля и регистрации условия транспортирования изделий ракетно-космической техники включает в себя блок регистрации воздействий (БРВ) со встроенными датчиками температуры, влажности и виброускорения, кабель связи с персональным компьютером (ПК), зарядное устройство, переносной ПК. Блок регистрации воздействий синхронизируется по времени с блоком положения для определения местоположения происшествия или самой системы в режиме реального времени. На боковой поверхности корпуса блока регистрации воздействий расположены встроенные светодиоды, на торцевой поверхности установлен датчик измерения давления и съемный лючок доступа. БРВ разделен на большой и малый отсек. В малом отсеке размещен разъем для подключения блока съемной памяти, выполняющий функцию выключателя в цепи электропитания. В большом отсеке размещена печатная плата со встроенными датчиками температуры, влажности и виброускорения и аккумуляторная батарея. Техническим результатом изобретения является увеличение времени автономной работы системы, возможность замены памяти в условиях эксплуатации, обеспечение определения местоположения критического воздействия. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к теплозащите преимущественно гиперзвуковых летательных аппаратов. Способ заключается в разбивке теплозащитного покрытия на плитки и их закреплении на силовом каркасе аэродинамической поверхности (АП). Плитки примыкают друг к другу рядами шириной в одну плитку и высотой от передней кромки до бортовой хорды АП. Ряды перпендикулярны либо бортовой хорде, либо передней кромке (под углом α). Прямоугольные плитки в каждом ряду замыкаются трапециевидной плиткой. Высоты плиток кратны величине с=a⋅tgα, где с - разность между большей и меньшей параллельными сторонами трапециевидной плитки. Меньшую из этих сторон выполняют равной р, р+с или р+2⋅с, где р - остаток от деления нацело высоты ряда плиток на с. Плитки в ряду располагают со смещением к плиткам соседнего ряда на с или с/2. Технический результат состоит в упрощении технологии сборки и снижении затрат на производство плиток путём уменьшения их числа и количества их типоразмеров. 8 ил.

Изобретение относится к наземному оборудованию для изделий ракетно-космической техники. Подвижный агрегат (3) содержит емкость (8) для перевозки компонентов ракетного топлива (КРТ) на высокопроходимой колесной базе (2). Емкость (8) соединена с теплообменником (9) для термостатирования КРТ и оснащена душевой установкой (5) с трубопроводами и форсунками (6), распыляющими КРТ через газовую подушку (7). Давление в подушке (7) поддерживается сжатым газом из баллонов (4). Насосный агрегат (15) служит для перемешивания КРТ в емкости (8) при проведении термостатирования и/или газонасыщения. Он соединен с емкостью (14) для приема КРТ и с дозирующей установкой (13), через которую заправляется ракета-носитель. Система управления технологическим оборудованием подвижного агрегата (3) размещена в шкафах (17). Технический результат состоит в сокращении численности расчета, количества опасных операций и потребного оборудования, вероятности утечки при работах с КРТ, в обеспечении мобильности. 2 ил.

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, выполненных из материалов с разными коэффициентами теплового расширения, и может быть использовано в различных отраслях техники, включая конструкции высокоскоростных летательных аппаратов. Крепежное соединение деталей из материалов с разными коэффициентами теплового расширения, включающее первую деталь, вторую деталь и крепеж, при этом одно из отверстий под крепеж, принятое за базовое, выполнено единым для двух соединяемых деталей, образуя с крепежом точную посадку, остальные отверстия во второй детали выполнены равными базовому отверстию, а для обеспечения свободного теплового перемещения элементов крепежного соединения часть отверстий в первой детали выполнена в виде прорезей, ось симметрии которых проходит через центр базового отверстия, а другая часть отверстий выполнена большего диаметра по отношению к базовому отверстию, при этом одна или несколько прорезей в первой детали выполнены большей ширины для установки в них вкладыша с отверстием, равным базовому отверстию, при этом вкладыш установлен по точной посадке с образованием двух опорных плоскостей с прорезью, а длина прорези выполнена с обеспечением свободного теплового перемещения вкладыша с крепежом вдоль прорези. Использование предлагаемого технического решения позволит повысить точность и надежность соединения при работе в условиях значительных по величине нагрузок и высоких температур нагрева. 5 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к летательным аппаратам с тепловой абляционной защитой. Наконечник гиперзвукового летательного аппарата выполнен из углерод-углеродного композиционного материала. Диаметр волокна (d), формирующего структурную ячейку углерод-углеродного композиционного материала в центральной части наконечника, имеет меньшее значение по отношению к диаметру волокна (D), формирующего структурную ячейку углерод-углеродного композиционного материала основной части наконечника. Свойства композиционного материала выбраны в зависимости от диаметра структурной ячейки, диаметра волокон, скорости уноса материала и давления торможения. Отношение радиуса центральной части к радиусу сферического затупления наконечника соотносится от 0,04 до 0,06. Изобретение направлено на повышение стабильности аэродинамических характеристик гиперзвукового летательного аппарата. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может использоваться для подготовки ракетного топлива. Способ подготовки компонентов ракетного топлива для заправки двигательных установок ракетной техники включает процесс термостатирования и газонасыщения. Процесс термостатирования и газонасыщения производится в агрегате термостатирования и газонасыщения с использованием заправочной автоцистерны и вспомогательного оборудования. Процесс заключается в прокачке компонентов топлива по замкнутому контуру: заправочная автоцистерна – агрегат термостатирования и газонасыщения – заправочная автоцистерна. Заправочная автоцистерна представляет собой подвижный агрегат, обеспечивающий транспортирование и временное хранение компонентов топлива. В качестве вспомогательного оборудования используют холодильно-нагревательный центр и агрегат термического обезвреживания паров компонентов топлива. Техническим результатом изобретения является обеспечение заданных параметров температуры и газонасыщения компонентов топлива, повышение мобильности и простота эксплуатации. 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к способу изготовления изделия из композиционного материала

 


Наверх