Патенты автора Тарадай Дмитрий Вадимович (RU)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при нанесении износостойких и задиростойких покрытий на рабочие поверхности деталей узлов трения для повышения их надежности. Способ включает перенос материала анода с помощью электроискрового легирования на обрабатываемую рабочую поверхность детали при следующих электрических режимах источников импульсов: напряжении холостого хода или напряжении на рабочих электродах U=10-200 В; токе короткого замыкания Iк.з.=0,5-10 А; рабочем токе Ip=0,5-10 А; энергии импульсного разряда W=0,3-0,7 Дж; токе в импульсе Iu=0,05-1,5 кА; длительности импульса ε=10-6-10-3 с. В качестве материала анода при проведении электроискрового легирования используют материал БрАЖМц 10-3-1.5, а деталь выполнена из углеродистой стали. Причем электроискровое легирование проводят при частоте вращения электрода ω=(4-6)×103 об/мин в течение удельного времени τ=1,0-3,5 мин/см2. После электроискрового легирования полученное покрытие обрабатывают стержнем из меди в среде из смеси глицерина с хлоридом меди, взятых в процентном соотношении глицерин/хлорид меди от 97:3 до 99:1, при следующих рабочих параметрах: давлении на стержень р=50-120 МПа; скорости скольжения v=0,01-0,1 м/с; подаче стержня х=50-80 мкм/об; числе проходов стержня по обрабатываемой поверхности покрытия у=4-6; со съемом слоя нанесенного покрытия z=10-30%. После чего обработанное покрытие пассивируют, сушат и затем на него наносят композицию, содержащую в мас.%: медь 4-12; политетрафторэтилен 2-8; борат гликоля 2-8; смазка ЦИАТИМ-201 - остальное до 100. Технический результат - повышение антифрикционных и противоизносных свойств покрытий на рабочих поверхностях деталей узла трения. 1 табл.

Изобретение относится к устройству для испытания плотности посадки полумуфт без их снятия с вала. Устройство содержит трубку, планшайбу, имеющую сквозные отверстия, симметрично расположенные относительно ее продольной оси симметрии, шпильки и стакан, прикрепленный к торцевой поверхности планшайбы, с размещенным внутри него гидродомкратом. Шпильки закреплены с одного конца в вышеуказанных сквозных отверстиях планшайбы, а с другого конца – в сквозных отверстиях фланца полумуфты. Гидродомкрат установлен враспор между планшайбой и плоской пластиной, упирающейся в торцевую поверхность вала. Трубка присоединена с одной стороны к упомянутому гидродомкрату, а с другой стороны – к насосу, который соединен с манометром и системой подачи рабочей жидкости. В результате обеспечивается возможность проведения испытания плотности посадки полумуфты на валу без ее предварительного снятия с вала. 2 н.п. ф-лы, 3 ил., 1 пр.

Изобретение относится к области паротурбостроения и может быть использовано, в частности, при нанесении защитного покрытия на участки лопаток паровых турбин с применением источника воздействия методом электроискрового легирования. Устройство для нанесения покрытия на лопатки турбины методом электроискрового легирования содержит аппликатор с легирующим электродом для нанесения защитного слоя на поверхность лопаток и детектор обратной связи для считывания геометрии лопаток, установленный на механическом манипуляторе на основе сервоприводов по меньшей мере с пятью степенями свободы, по меньшей мере три из которых являются поступательными, а по меньшей мере две – вращательными, при этом устройство для нанесения покрытия и механический манипулятор соединены с системой управления и установкой для электроискрового легирования. Изобретение направлено на повышение точности нанесения защитного слоя на лопатки турбины и снижение потери рабочего профиля лопаток турбин из-за возникновения в них деформаций и избыточных напряжений. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области формирования покрытий методом электроискрового легирования и может быть использовано в различных отраслях машиностроения: авиакосмической, судостроительной, энергетической, сельскохозяйственной и других, а также, в частности для формирования покрытий на рабочих и направляющих лопатках паровых и газовых турбин. Устройство для электроискрового формирования покрытий выполнено с возможностью вращения электрода и обеспечения охлаждения деталей устройства, установленных внутри его корпуса и электрода, закрепленного в цанге, в процессе работы устройства. При этом устройство обеспечивает использование электродов с различными диаметрами, снижение уровня поворота пружины со щеткой, упирающейся в выступы на внешней боковой стенке полого вала, на котором установлена цанга с закрепленным в ней электродом, в процессе работы устройства. 6 ил.

Изобретение относится к области формирования покрытий методом электроискрового легирования и может быть использовано в различных отраслях машиностроения. Устройство содержит электрод, установленный в полости электрододержателя, соединенного с источником охлаждающего агента и выполненного с возможностью возвратно-поступательного перемещения с электродом и подключения к питающему электропроводу с помощью закрепленной посредством резьбового соединения клеммы. Устройство содержит пневмодвигатель и головку, неподвижно соединенную с корпусом пневмодвигателя, на котором установлен светодиод. Электрододержатель жестко соединен с кулисой, имеющей эллипсовидное отверстие, большая ось которого перпендикулярна направлению ее движения. На конце вала пневмодвигателя жестко закреплен цилиндрический штырь, центр которого смещен относительно оси вала пневмодвигателя на величину эксцентриситета и который выполнен с возможностью перемещения внутри упомянутого эллипсовидного отверстия при вращении вала пневмодвигателя. Кулиса выполнена стальной и содержит два направляющих продолговатых отверстия, которые ориентированы длинной стороной вдоль направления движения кулисы и в которые продеты два направляющих цилиндрических штыря, симметрично расположенных относительно центра вала пневмодвигателя и закрепленных на поверхности головки. Обеспечивается возвратно-поступательное движение кулисы без необходимости формирования паза в головке и без использования шарикового подшипника, а также надежность токоподвода и светодинамическая защита от импульсного воздействия разрядов электрического тока на глаза оператора и освещение зоны формирования покрытия на поверхности детали в зоне ее контакта с электродом. 2 ил.
Группа изобретений может быть использована для повышения надежности и увеличения ресурса рабочих лопаток последних ступеней паровых турбин путем припайки износостойкой стеллитовой накладки на входную кромку стальной рабочей лопатки паровой турбины. Предварительно на каждой из спаиваемых поверхностях формируют электроискровым методом покрытие с использованием в качестве легирующего электрода прутка из чистого серебра, толщиной 60-120 мкм. В соответствии с первым вариантом реализации способа размещают между спаиваемыми поверхностями порошок тугоплавкого припоя в смеси с порошком противоокислительного флюса. Нагревают до расплавления порошка припоя и затем прижимают стеллитовую накладку к рабочей лопатке до отвердения припоя после отключения нагрева. В соответствии с другим вариантом - порошок противоокислительного флюса разводят дистиллированной водой в соотношении 1,0:(0,8-1,0) и наносят его путем смачивания сформированного на спаиваемых поверхностях серебряного покрытия, а припой между спаиваемыми поверхностями размещают в виде пластинки толщиной 0,6-0,8 мм. Технический результат изобретения заключается в повышении прочности паяного соединения стеллитовой накладки и стальной рабочей лопатки паровой турбины. 2 н. и 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано на тепловых электростанциях для периодического контроля состояния фундаментов опор турбоагрегата паротурбинной (ПТУ) или газотурбинной энергетической установки (ГТУ). Система автоматического контроля состояния фундаментов опор турбоагрегата содержит гидравлический нивелир (ГН 40) для мониторинга деформаций грунтовой части фундамента (ГЧ 341) с электропреобразующими датчиками линейного перемещения (ЛД 50), подключенными к компьютеру (К 70) для вычисления требуемого результата по заданной программе. Система дополнительно содержит электропреобразующие датчики линейного перемещения (ЛД 60) для мониторинга деформаций верхней плиты фундамента (ВПФ 31) относительно его грунтовой части (ГЧ 341). Техническим результатом является обеспечение периодического автоматического контроля состояния верхней плиты фундамента опоры. 1 ил.
Изобретение относится к метрологии, в частности к средствам измерения крутильных колебаний валопроводов. Система мониторинга крутильных колебаний содержит измерительные информационные элементы, выполненные в виде зубцов расположенного на валу зубчатого диска, информационный элемент отметчика оборотов, выполненный в виде дополнительного диска с одиночным зубцом или с одиночной впадиной, неподвижные бесконтактные датчики, а также аппаратно-программный блок. Устройство содержит второй отметчик оборотов, причем информационные элементы и датчики двух отметчиков оборотов установлены по концам валопровода, а место расположения на нем измерительной плоскости определяется расчетным путем, исходя из наибольшей чувствительности данного места валопровода к гармоническому воздействию переменных крутящих моментов. При этом измерительные датчики установлены вне вала по два в каждой измерительной плоскости под углом 180 градусов относительно друг друга. Технический результат - повышение точности диагностирования. 2 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при эксплуатации и ремонте энергетических турбоагрегатов. Система диагностирования технического состояния контролируемого вала или валопровода содержит закрепленные на валу два контактных датчика абсолютной вибрации и по меньшей мере одно устройство согласования сигналов указанных датчиков, подключенное к считывающему устройству. При этом устройства согласования сигналов и считывающее устройство в виде общего измерительного блока закреплены на валу ротора, датчики установлены в плоскости измерений перпендикулярно диаметральной оси поперечного сечения вала, а устройство считывания измерительного блока снабжено портом флэш-карты цифровой памяти для автоматической записи на нее результатов измерений. Система также содержит снабженный аналогичным портом отдельный аппаратурно-программный блок для проведения детальной обработки результатов измерений в соответствии с техническим заданием на диагностирование. Число датчиков в плоскости измерений предпочтительно должно быть четным, а каждый датчик при этом должен составлять пару с другим аналогичным датчиком, расположенным на той же диаметральной оси с противоположной стороны вала. Технический результат - повышение точности измерений и повышение надежности обработки информации. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Использование: изобретение относится к измерительной технике для диагностирования технического состояния машин с вращающимися элементами. Сущность: система содержит установленные на нем в зоне по меньшей мере одной измерительной плоскости по длине вала 1 равномерно по его окружности информационные элементы угловых перемещений вала, например, в виде зубцов 3 установленного на валу 1 зубчатого кольца 2. На валу 1 установлен также информационный элемент отметчика оборотов его вращения в виде одиночного зуба 6 на отдельном зубчатом кольце 7 или в виде выделенного меньшими размерами в общем зубчатом кольце 2 одного из его зубцов 3.1. Кроме того, вне вала 1 установлены неподвижные измерительные датчики 4 по одному в каждой его измерительной плоскости и неподвижный датчик отметчика оборотов, установленный в плоскости расположения его информационного элемента. Система также содержит соединенный с указанными датчиками аппаратно-программный блок для преобразования и математической обработки полученной от датчиков информации. Отличие: в каждой измерительной плоскости дополнительно установлен второй измерительный датчик 5, аналогичный первому датчику 4 и расположенный по отношению к нему под углом 180° с противоположной стороны вала 1 в той же измерительной плоскости. Число информационных элементов в каждой измерительной плоскости является четным. Каждый информационный элемент угловых перемещений вала составляет пару с другим аналогичным информационным элементом (зубцом 3), расположенным на том же диаметре с противоположной стороны вала 1. В способе на каждом обороте вала определяют временные интервалы ti, между опорным импульсом отметчика оборотов (зуба 3.1) и текущими импульсами, для каждой пары последовательных импульсов с номерами i и i+k/2 определяют полусумму интервалов времени Δti=0,5(ti+k/2+ti), мгновенные значения угловых смещений текущих импульсов φi=Δti·ωj относительно опорного импульса и распределение по окружности вала мгновенных значений угловых перемещений, обусловленных крутильными колебаниями Δφi=φi-φ0i. Технический результат: повышение точности и достоверности диагностирования. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Система жидкостного охлаждения лопаток, по меньшей мере, одной высокотемпературной ступени газовой турбины, закрепленных хвостовой частью на ободе несущего диска указанной ступени ротора турбины, содержит с одной из сторон несущего диска осесимметричный ему открытый вниз кольцевой желоб, по меньшей мере, две неподвижные форсунки, а также расположенные по периметру профиля лопатки в ее подповерхностном слое продольные охлаждающие каналы. Форсунки направлены симметрично в сторону для подачи в желоб охлаждающей жидкости. Входные концы продольных охлаждающих каналов сообщены соединительными каналами с желобом с образованием петлевидного охлаждающего тракта в каждой лопатке и свободной поверхности жидкости в желобе при вращении ротора. Желоб расположен в зоне диска со средним радиусом, определяемым из защищаемого в изобретении соотношения. Выходные концы охлаждающих каналов сообщены так же, как входные, с помощью соединительных каналов с желобом. Емкость желоба в 100…110 раз превышает емкость охлаждающего тракта одной лопатки. Суммарная производительность всех форсунок выбрана из условия поддержания стабильного уровня свободной поверхности охлаждающей жидкости в пределах желоба при вращении ротора. Изобретение повышает надежность жидкостного охлаждения всей профильной части лопаток, обеспечивает тепловое состояния лопатки в соответствии с жаропрочностью выбранного материала, а также обеспечивает возможность совмещения с воздушным охлаждением лопаток последующих менее теплонапряженных ступеней турбины. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

 


Наверх