Патенты автора Маслак Владимир Александрович (RU)

Изобретение относится к области строительства метро, в частности к строительству односводчатых станций метрополитена глубокого заложения, сооружаемых закрытым способом производства работ. Односводчатая станция метрополитена глубокого заложения с опорными тоннелями, сооружаемая закрытым способом производства работ, содержит обделку, состоящую из верхнего и обратного сводов станции, опирающихся на опоры из монолитного бетона, размещенные в опорных тоннелях. Обделка станции выполнена из монолитного железобетона, верхний свод обделки станции двухслойный, каждый слой опирается на опоры из монолитного бетона, размещенные в опорных тоннелях, первый слой свода сооружается по технологии микротоннелирования в виде соединенных между собой заполненных железобетоном труб. Второй слой верхнего свода выполнен из монолитного железобетона с использованием опалубки. Обратный свод обделки станции выполнен из монолитного железобетона с использованием опалубки, при этом между слоями верхнего свода обделки станции предусмотрен гидроизоляционный слой, в сечении станции расположены островная пассажирская платформа и конструкции рельсовых путей. Достигаемый технический результат - снижение осадка дневной поверхности земли для сооружения несущих конструкций станции метрополитена глубокого заложения без остановки эксплуатации наземной инфраструктуры, а также обеспечение безопасности строительства и надежности эксплуатации станции метрополитена. 1 ил.

Изобретение относится к строительству линий метрополитена. Способ строительства линии метрополитена с использованием обделки поперечного сечения большого диаметра включает проходку с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса и монтаж обделки линии метрополитена большого диаметра, содержащей станционные комплексы и перегонные тоннели в виде участков линии метрополитена, на которых размещены конструкции рельсовых путей для обращения поездов с пассажирами на перегонах между станциями, а также тяговые подстанции с контактной сетью. Перегонные тоннели имеют двухъярусную компоновку, в которой конструкции рельсовых путей расположены друг над другом по одному рельсовому пути на ярусе, а технологическое оборудование и коммуникации размещены в боковых инженерных отсеках вдоль конструкций перегонных рельсовых путей, при этом рельсовые пути отделяют от инженерных отсеков сплошной вертикальной перегородкой. Тяговые подстанции располагают в перегонных тоннелях между станционными комплексами в боковых инженерных отсеках на середине перегона. Каждый ярус с рельсовыми путям снабжают собственным контактным рельсом в виде биметаллического контактного рельса с кронштейнами крепления, располагая его вдоль сплошной вертикальной перегородки в нижней части каждого яруса. Технический результат состоит в уменьшении строительных объемов станционных комплексов метрополитена, а также снижении расхода энергии на тягу, величины кратковременных перегрузок контактных сетей линий метрополитена и длины соединительных кабельных линий. 2 ил.

Изобретение относится к области строительства тоннелей, в частности к способу строительства станций метрополитена мелкого заложения с боковым расположением платформ. Способ возведения трехпролетной станции метрополитена с двухпутным средним станционным тоннелем и боковыми станционными залами с пассажирскими платформами включает возведение среднего станционного тоннеля из сборных блоков при проходке перегонного двухпутного тоннеля, затем возводят боковые станционные залы путем разработки грунта открытым способом производства работ, после чего в обделке среднего станционного тоннеля в местах расположения проемов демонтируют сборные блоки и устанавливают монолитные рамы обрамления проемов для прохода пассажиров в вагоны, при этом проемы снабжают раздвижными дверями. Строительство станции ведется без разработки единого котлована и конструктивно станция состоит из трех независимых элементов, двухпутного среднего станционного тоннеля и двух боковых станционных залов с пассажирскими платформами. Средний станционный тоннель, состоящий из сборных железобетонных блоков, монтируют закрытым способом производства работ тоннелепроходческим механизированным комплексом при проходке перегонных тоннелей, примыкающих к станции, и в процессе строительства станции последующее вскрытие земной поверхности над средним станционным тоннелем не производят. Боковые станционные залы возводят в отдельных, несвязанных между собой котлованах, открытым способом производства работ. После монтажа обделки двухпутного среднего станционного тоннеля в местах прохода пассажиров в вагоны метрополитена демонтируют элементы обделки среднего станционного тоннеля и в образовавшиеся проемы устанавливают металлические рамы обрамления проемов, после чего проемы оснащают раздвижными дверями. Боковые станционные залы выполняют в виде однопролетных многоярусных железобетонных рам, ширину боковых залов определяют из условия размещения в них пассажирских платформ. Обделку боковых станционных залов выполняют двухслойной из монолитного железобетона, первый слой обделки бетонируют по технологии «стена в грунте», после сооружения первого слоя обделки боковых залов под его защитой разрабатывают грунт боковых станционных залов, после подготовки поверхности первого слоя обделки наносят гидроизоляционный слой и начинают бетонирование второго слоя обделки боковых залов станции, бетонирование ведут снизу вверх. Количество ярусов в боковых залах определяют глубиной заложения станции и необходимой площадью для размещения технических помещений под пассажирской платформой и служебных помещений над пассажирской платформой. После завершения бетонирования второго слоя обделки боковых станционных залов сооружают железобетонные элементы пассажирской платформы, служебных и технических помещений, при этом металлические рамы обрамления проема для прохода пассажиров в обделке боковых станционных залов устанавливают в проектное положение при бетонировании первого слоя обделки боковых станционных залов, шаг осей рам обрамления для прохода пассажиров принимают равным шагу осей дверей в вагонах поезда метрополитена, а пролет рам обеспечивает гарантированный проход пассажиров через раздвижные двери в вагоны при ручном или автоматическом ведении состава. Технический результат состоит в повышении технологичности и скорости строительства, возможности размещения новых станций метрополитена на меньших площадях в стесненных условиях городской застройки, а также повышении безопасности строительства и надежности эксплуатации станции. 1 ил.

Изобретение относится к области строительства тоннелей, в частности к строительству эскалаторных тоннелей метрополитена, сооружаемых закрытым способом производства работ с замкнутой монолитной железобетонной обделкой кругового очертания. Технический результат заключается в повышении скорости и технологичности строительства, обеспечении необходимого рационального контура обделки, а также повышении безопасности строительства и надежности эксплуатации эскалаторного тоннеля. Сооружение временной крепи выполняется вслед за проходкой тоннеля сверху вниз по эскалаторному тоннелю, временная крепь предусмотрена из металлических арок с затяжкой черновым бетоном, в поперечном направлении временная крепь сооружается от свода до лотковой части сечения тоннеля. После окончания сооружения временной крепи под ее защитой производится бетонирование постоянной обделки эскалаторного тоннеля, снизу вверх по эскалаторному тоннелю, перед укладкой бетона постоянной обделки тоннеля. Выполняется подготовка поверхности чернового бетона временной крепи под нанесение гидроизоляционного слоя, после нанесения гидроизоляционного слоя устанавливается арматура и укладывается бетон постоянной обделки тоннеля. Работы по сооружению постоянной обделки в продольном сечении ведутся снизу вверх по эскалаторному тоннелю, а в поперечном сечении тоннеля выполняются от лотковой части до свода тоннеля, в нижней части тоннеля одновременно с сооружением постоянной обделки бетонируются монолитные железобетонные опоры, на которых после сооружения обделки эскалаторного тоннеля бетонируются монолитные железобетонные плиты для монтажа лестничных блоков в технологических проходах и конструкций эскалаторов. При этом монтажные работы по сооружению лестничных блоков и конструкций эскалаторов выполняются снизу вверх по эскалаторному тоннелю после выполнения строительных работ. 1 ил.

Изобретение относится к области строительства метрополитенов, в частности к строительству эскалаторных комплексов для входа на станции метрополитена. Достигаемый технический результат - исключение при строительстве специальных закрытых способов производства работ с использованием проходческих щитов, повышение скорости и технологичности строительства, уменьшение осадок дневной поверхности земли, повышение безопасности строительства и надежности эксплуатации эскалаторного комплекса. Строительство эскалаторного каскадного комплекса начинают с сооружения котлована, по контуру котлована методом «стена в грунте» бетонируется первый слой обделки эскалаторного комплекса, под его защитой ведется разработка грунта и бетонирование второго слоя обделки, между первым слоем обделки и вторым выполняется гидроизоляционный слой, далее устанавливается арматура, монтируется опалубка и укладывается бетон второго слоя обделки эскалаторного комплекса. Монолитные железобетонные конструкции ярусов эскалаторного каскада бетонируются одновременно со стенами второго слоя обделки и выполняют функцию распорных плит в конструкции эскалаторного комплекса на постоянную эксплуатацию, бетонирование второго слоя обделки ведется, как правило, снизу вверх, далее монтируются эскалаторные и лифтовые конструкции, эти работы также выполняются снизу вверх. 2 ил.

Изобретение относится к области строительства односводчатых станций метрополитена мелкого заложения закрытым способом производства работ. Односводчатая станция метрополитена мелкого заложения, сооружаемая закрытым способом производства работ, с обделкой из монолитного железобетона состоит из верхнего, обратного сводов и стен, в которой размешены конструкции рельсовых путей и островная пассажирская платформа, с расположенными под ней служебными и техническими помещениями. Обделка станции состоит из двух слоев, при этом верхний свод и стены первого слоя обделки сооружены из стальных труб, заполненных бетоном и выполненных по технологии микротоннелирования без остановки движения транспорта на поверхности земли и без перекладки коммуникаций, расположенных над станцией. Обратный свод первого слоя обделки выполнен из монолитного железобетона, второй слой обделки выполнен из монолитного железобетона с использованием опалубки. Для исключения возможности проникновения грунтовых вод в метрополитен между слоями обделки станции размещен гидроизоляционный слой. Технический результат состоит в обеспечении возможности строительства односводчатых станций метрополитена мелкого заложения закрытым способом производства работ, повышении технологичности и безопасности строительства, надежности эксплуатации. 1 ил.

Изобретение относится к метрополитену, а именно к установкам использования сбросного тепла вытяжного воздуха метрополитена для одновременного получения горячей и холодной воды и их использования в системах отопления, горячего водоснабжения и кондиционирования для собственных нужд метрополитена. Тепловой насос 1 размещен в тепловом пункте 19 внутри станции метрополитена 24 с двухпутным тоннелем 25, под сводом которой расположен вытяжной вентиляционный канал 20. За счет работы теплового насоса 1 низкопотенциальная теплота вытяжного воздуха преобразуется в теплоту с высокой температурой, которая передается к теплоносителю, циркулирующему в трубопроводах 14 контура горячей воды. Контур горячей воды разделяется через теплоаккумулятор 4 на контур отопления 9 и контур горячего водоснабжения 10. При передаче тепла в испарителе теплового насоса 1 теплоноситель (пропиленгликоль) промежуточного контура передачи тепла от вытяжного воздуха охлаждается и его холодильный потенциал может быть использован для систем холодоснабжения потребителей, расположенных на станции метрополитена 24. В качестве потребителей тепла и холода используются объекты расположенные внутри станции метрополитена. Достигаемый технический результат - повышение эффективности применения теплового насоса, сокращение объема строительных работ при установке теплового насоса на станции метрополитена и сокращении протяженности тепловых коммуникаций (трубопроводов) от теплового насоса до потребителей тепловой энергии и холода. 3 ил.

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при строительстве линии метрополитена, сооружаемой закрытым способом производства работ независимо от глубины заложения. Способ строительства линии метрополитена закрытого способа производства работ с использованием обделки постоянного поперечного сечения и единым типом применяемого тоннелепроходческого механизированного комплекса, выполняющего проходку и монтаж обделки линии метрополитена, где предусмотрено размещение станционных комплексов, в которых сооружают пассажирские платформы и рельсовые пути для пропуска поездов на станционных участках линии, конструкций рельсовых путей для обращения поездов с пассажирами на перегонах между станциями, стрелочных переводов, обеспечивающих оборот поездов по данным путям, водоотливных установок, технологических отсеков для систем вентиляции, электроснабжения и других инженерных объектов. Конструкции станционных комплексов, включающие пассажирские платформы и конструкции рельсовых путей, предусмотрены в двухъярусном исполнении по одному рельсовому пути на каждом ярусе. Участки линии метрополитена, на которых размещены конструкции пути для обращения поездов с пассажирами на перегонах между станциями, имеют двухъярусную компоновку, в которой конструкции рельсовых путей расположены друг над другом по одному рельсовому пути на ярусе, что позволяет разместить инженерные объекты метрополитена и отсеки для прокладки технологических коммуникаций вдоль конструкций перегонных рельсовых путей. Для изменения направления движения поездов участки линии метрополитена обустраивают стрелочными переводами, обеспечивающими оборот поездов, при этом на этих участках линии метрополитена рельсовые пути и стрелочные переводы располагают в одном уровне. Водоотливные установки размещают на участках линии метрополитена, где конструкции рельсовых путей располагают в одном уровне, при этом конструкции рельсовых путей отделены от водоотливных установок железобетонной плитой. Все объекты линии метрополитена, включающие станционные комплексы, участки линии метрополитена с рельсовыми путями для обращения поездов метрополитена на перегонах между станциями и участки линии метрополитена с рельсовыми путями, оборудованными стрелочными переводами, обеспечивающими оборот поездов, и водоотливными установками, размещают в обделке постоянного поперечного сечения, кругового очертания, для монтажа которой применяют тоннелепроходческий механизированный комплекс с диаметром, определенным из условия размещения двух ярусов пассажирских платформ и конструкций рельсовых путей в станционных комплексах. Технический результат состоит в уменьшении объемов земляных и бетонных работ, увеличении скорости и снижении стоимости строительства, а также уменьшении возможных деформаций поверхности земли при строительстве линий метрополитена и осуществлении промежуточных пусков в эксплуатацию участков метрополитена без остановки щитовой проходки. 3 ил.

Изобретение относится к возведению заглубленных сооружений, например подземных объектов метрополитена. Способ уменьшения осадок зданий при сооружении под ними подземных выработок, основанный на инъекционном закреплении грунтового массива, включает в себя установку в скважины вертикальных манжетных колонн и создание закрепленных стабилизирующих слоев грунта между фундаментом здания и подземным сооружением, возводимым после закрепления массива, чередующихся с незакрепленными сжимаемыми слоями. Инъецирование твердеющего раствора в грунт на разных уровнях осуществляют в каждой скважине за счет перемещения снизу вверх инъекционной трубы с обтюратором на конце внутри манжетной колонны. Производят заанкеривание манжетной колонны твердеющим раствором с закрепленным стабилизирующим слоем на каждом из уровней и заполнение манжетной колонны твердеющим раствором. После инъецирования твердеющего раствора на последнем верхнем уровне в каждой скважине обеспечивают формирование комбинированного многослойного каркаса грунтового массива между фундаментом здания и возводимым подземным сооружением, состоящим из закрепленных твердеющим раствором стабилизирующих слоев породного массива, связанных между собой анкерами, в качестве которых используются манжетные колонны, и расположенных между ними компрессионно-уплотненных слоев породного массива. Технический результат состоит в увеличении жесткости грунтового массива между фундаментом здания и возводимым подземным сооружением, уменьшении величины осадок земной поверхности при возведении подземного сооружения в зоне городской застройки. 1 ил.

Изобретение относится к системам вентиляции тоннелей и может быть использовано для тоннельной вентиляции метрополитена. Технический результат - сокращение сроков и материальных затрат строительства метрополитена, а также возможность регулирования подачи количества приточного воздуха для поддержания нормируемого температурного режима станций и перегонных тоннелей метрополитена с участками соединения двухпутного и однопутных тоннелей. Система вентиляции перегонных тоннелей метрополитенов с участками соединения двухпутного и однопутных тоннелей включает два перегонных тоннеля, по которым поезда двигаются в противоположных направлениях, приточные и вытяжные вентиляционные камеры тоннельной вентиляции с вентиляционными установками и нагнетательными и всасывающими каналами соответственно. При этом на перегоне между станциями расположена приточная вентиляционная шахта с приточной вентиляционной камерой, содержащей вентиляторы и нагнетательные вентиляционные каналы на каждый из двух тоннелей, а на станциях метрополитена расположены вытяжные вентиляционные камеры. Система также снабжена приточной вентиляционной камерой, размещенной в переходной камере, сооружаемой в котловане, созданном открытым способом работ методом «стена в грунте», и предназначенной для соединения двухпутного тоннеля с двумя однопутными тоннелями, при этом переходная камера имеет продольную перегородку, обеспечивающую разделение в переходной камере двухпутного тоннеля на два однопутных тоннеля, а также нагнетательными вентиляционными каналами с клапанами, соединяющими приточную вентиляционную камеру с каждым однопутным тоннелем в пределах переходной камеры. 2 ил.

Изобретение относится к области строительства станций метрополитена сооружаемых открытым способом производства работ. Трехпролетная станция метрополитена открытого способа производства работ с островным расположением пассажирской платформы и однопутными перегонными тоннелями представляет собой подземное многоуровневое сооружение, возводимое открытым способом в котловане, состоящее из расположенных друг над другом верхнего и нижнего уровней. На верхнем уровне расположены служебные и технологические помещения. На нижнем уровне, в боковых пролетах, к которым примыкают перегонные тоннели, расположены рельсовые пути. В среднем пролете островная пассажирская платформа с раздвижными дверями для посадки и высадки пассажиров из вагонов поездов метрополитена и подплатформенным пространством. Станция выполнена в виде замкнутой рамной конструкции, содержащей монолитные железобетонные лотковую плиту, плиты перекрытия и покрытия, несущие боковые стены. Станция содержит промежуточные стены, разделяющие рамную конструкцию станции на три пролета. Плиты покрытия и перекрытия опираются на боковые и промежуточные стены рамной конструкции. Боковые пролеты с рельсовыми путями и средний пролет с островной пассажирской платформой соединены между собой проемами в промежуточных стенах, в которых установлены раздвижные двери для входа и выхода пассажиров в вагоны поезда с платформы станции. Шаг осей проемов равен шагу осей дверей в вагонах поезда. Технический результат заключается в повышении надежности, безопасности эксплуатации, технологичности и скорости строительства трехпролетной станции открытого способа производства работ с островным размещением пассажирской платформы. 2 ил.

Изобретение относится к строительству, а именно способам сооружения наклонных тоннелей в слабых водонасыщенных грунтах при сооружении станций метрополитена и горной промышленности при проходке шахтных стволов в неустойчивых и обводненных породах. Достигаемый технический результат - повышение механической прочности и надежности противофильтрационного ограждения, обеспечение безаварийности работы противофильтрационного ограждения, снижение энергозатрат на замораживание грунтовых пород при создании наклонных тоннелей, а также уменьшение объемов деструкции грунта в процессе замораживания и осадки земной поверхности при оттаивании грунта после завершении работ по сооружению наклонного тоннеля. Для реализации способа сооружения наклонных тоннелей в слабых водонасыщенных грунтах первоначально вдоль контура тоннеля осуществляют бурение вертикальных скважин на необходимую глубину. Затем на проектных отметках в области прохождения тоннеля в пробуренных скважинах производят формирование грунтоцементного массива на основе грунтоцементных свай. Затем в массиве бурят наклонные скважины вдоль контура наклонного тоннеля и максимально близко к внешней поверхности диаметра наклонного тоннеля. В наклонные скважины устанавливают замораживающие колонки и производят замораживания слоя грунтоцементного массива, что обеспечивает формирование комбинированного противофильтрационного ограждения по внешнему диаметру наклонного тоннеля, состоящего из промороженного грунтоцементного грунта. При этом процесс замораживания осуществляют только после полного отвердения грунтоцементного состава в грунтоцементных сваях. Затем производят разработку грунтовых пород внутри комбинированного противофильтрационного ограждения с одновременным возведением обделки наклонного тоннеля. 2 ил.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении станций метрополитена, возводимых закрытым способом производства работ. Достигаемый технический результат - повышение технологичности создания проемов для прохода пассажиров при возведении трехсводчатых станций метрополитена глубокого заложения пилонного типа, повышение скорости строительства, а также уменьшение возможных осадок дневной поверхности. Согласно способу в пределах станционных тоннелей и по бокам предполагаемых проходов для пассажиров бетонируются монолитные железобетонные стойки обрамления. После набора прочности бетоном стоек в сформированные в обделке тоннелей ниши устанавливаются балки обрамления проемов, сначала нижние, затем верхние. Зазор между балками и опорными частями постоянных конструкций тоннелей заполняется высокомарочным безусадочным раствором. Для объединения металлических балок и со стальными тюбингами в единое комбинированное сечение пространство между тюбингами и балками и заполняется бетоном, внутренний объем балок заполняется цементно-песчаным раствором. Под защитой обрамления проемов демонтируются тюбинги временного заполнения. После демонтажа тюбингов временного заполнения, между боковыми тоннелями и средним станционным тоннелем сооружаются монолитные ходки для прохода пассажиров с армированным верхним сводом. После окончания возведения станционной обделки в боковых тоннелях сооружаются пассажирские платформы и конструкции рельсового пути, в среднем станционном тоннеле сооружается конструкции пассажирской платформы. 3 ил.

Изобретение относится к строительству и касается возведения заглубленных сооружений, например тоннелей и станций метрополитена. Способ коррекции мульды осадок при возведении подземного сооружения закрытым способом в слабых грунтах включает в себя бурение скважин и первоначальное создание предварительно закрепленных стабилизирующих слоев породного массива между фундаментом здания и областью размещения подземного сооружения, возводимого с помощью подземной проходки, с образованием чередования закрепленных стабилизирующих слоев и незакрепленных расширяемых слоев породного массива. Последующее инъецирование твердеющего раствора в незакрепленные расширяемые слои породного массива, расположенные между фундаментом здания, закрепленные стабилизирующими слоями и возводимым подземным сооружением, проводимого в процессе возведения подземного сооружения с учетом развития мульды осадок. В незакрепленных расширяемых слоях породного массива перед началом возведения подземного сооружения устанавливают датчики для измерения параметров напряжений и деформаций в породном массиве, для чего производят бурение дополнительных скважин для установки датчиков. Измерения параметров начинают до проходки подземной выработки по возведению подземного сооружения и при их изменении во время подземной проходки инъецируют в эти слои твердеющий раствор до восстановления величин параметров напряжений и деформаций в породном массиве между фундаментом здания и областью размещения подземного сооружения, определенных до начала подземной проходки. Технический результат состоит в повышении точности времени начала и окончания работ по инъекции твердеющего раствора и снижении объемов расходуемых материалов для устранения деформаций грунта под фундаментами зданий и сооружений при подземной проходке во время сооружения, например, тоннеля метрополитена. 2 ил.

Изобретение относится к области строительства станций метрополитена мелкого заложения открытым способом. Технический результат заключается в повышении технологичности и скорости строительства, возможности размещения новых станций метрополитена на меньших площадях в стесненных условиях городской застройки и уменьшение объема разрабатываемого грунта. Технический результат достигается тем, что способ возведения однопролетной станции метрополитена открытого способа производства работ заключается в создании котлована, конструкция крепления стен которого определяется глубиной заложения станции и инженерно-геологическими условиями строительства, и размещении внутри котлована однопролетной многоуровневой станции метрополитена, содержащей плиту покрытия, плиту перекрытия, боковые стены и лотковую (фундаментную) плиту, а также рельсовые пути и пассажирские платформы с подплатформенными пространствами, при этом бетонирование однопролетной замкнутой рамной конструкции производят методом «снизу вверх» от лотковой плиты, затем возводят боковые стены, плиту перекрытия и плиту покрытия, крепление плиты покрытия и плиты перекрытия осуществляют на боковые стены рамы, при этом замкнутую рамную конструкцию разделяют плитой перекрытия на два яруса, верхний и нижний, по окончании возведения станционной обделки на каждом ярусе сооружают однопутный рельсовый путь и пассажирскую платформу таким образом, что рельсовый путь и пассажирская платформа верхнего яруса расположены, соответственно, над рельсовым путем и пассажирской платформой нижнего яруса, при этом под пассажирскими платформами верхнего и нижнего ярусов размещают технические помещения, а также технический результат достигается тем, что устройство однопролетной станции метрополитена открытого способа производства работ представляет собой строительную конструкцию, размещенную внутри котлована и содержащую плиту покрытия, плиту перекрытия, боковые стены и лотковую плиту, а также рельсовые пути и пассажирские платформы с подплатформенными пространствами, при этом станция выполнена в виде однопролетной замкнутой рамной конструкции из монолитного железобетона, в которой плита покрытия и плита перекрытия опираются на боковые стены рамы, при этом замкнутая рамная конструкция разделена плитой перекрытия на два яруса, верхний и нижний, каждый из которых содержит однопутный рельсовый путь и пассажирскую платформу, при этом рельсовый путь и пассажирская платформа верхнего яруса расположены, соответственно, над рельсовым путем и пассажирской платформой нижнего яруса, а под пассажирскими платформами верхнего и нижнего ярусов размещают технические помещения. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении станций метрополитена, возводимых закрытым способом производства работ. Технический результат заключается в повышении технологичности и скорости строительства трехсводчатых станций метрополитена, а также повышении безопасности эксплуатации станций метрополитена. Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа включает три непересекающихся тоннеля круглого сечения, средний тоннель большого диаметра и два, меньших по диаметру, боковых тоннеля, соединенных со средним тоннелем монолитными железобетонными ходками с расположенными в них проемами для прохода пассажиров к вагонам поезда, а также пассажирские платформы и конструкции двух рельсовых путей. Рельсовые пути расположены в среднем тоннеле, выполненном в виде двухпутного перегонного тоннеля без отделки внутренней поверхности тоннеля. Пассажирские платформы расположены в боковых тоннелях, при этом шаг осей проемов для прохода пассажиров к вагонам поезда равен расстоянию между осями дверей вагонов, а сами проемы снабжены рамами обрамления и раздвижными дверями со стороны среднего тоннеля, открывающимися синхронно с дверями вагонов поезда. 2 ил.

Изобретение относится к области строительства тоннелей, в частности к способу строительства станций метрополитена колонного типа закрытого способа производства работ. Способ возведения двухсводчатой станции метрополитена колонного типа закрытым способом производства работ включает сооружение левого станционного тоннеля путем монтажа сборной обделки кругового очертания, выполненной из железобетонных тюбингов, диаметр которых обеспечивает размещение конструкции однопутного рельсового пути. При монтаже сборной обделки левого станционного тоннеля устанавливают верхний и нижний опорные блоки, выполненные с поперечным сечением в виде восьмигранника с симметричными гранями относительно вертикальной оси станции. Между верхним и нижним опорными блоками в обделке левого станционного тоннеля монтируют тюбинги временного заполнения, на нижний опорный блок устанавливают нижнюю тангенциальную опорную часть и соединяют ее с нижним блоком через приварку к металлическим штырям, вставленным в швы между блоками, и заполняют зазор между нижней тангенциальной опорной частью и нижним опорным блоком безусадочной смесью, после чего бетонируют нижний железобетонный ригель с поперечным сечением в виде трапеции, меньшее основание которой опирается на нижнюю тангенциальную опорную часть. Затем последовательно бетонируют монолитные железобетонные колонны и горизонтальные ригеля арочного типа, к закладным элементам которых присоединяют верхние тангенциальные опорные части с помощью сварных швов, при этом сооружение горизонтальных ригелей арочного типа обеспечивает создание проходов между станционными тоннелями, образовавшиеся зазоры между верхним опорным блоком, верхней тангенциальной опорной частью и монолитными горизонтальными ригелями заполняют безусадочной смесью. После чего сооружают правый станционный тоннель из сборной обделки кругового очертания, выполненной из железобетонных тюбингов, диаметр которых обеспечивает размещение конструкции однопутного рельсового пути, и опирающуюся на верхний и нижний опорные блоки, путем демонтажа тюбингов временного заполнения, после чего бетонируют жесткие основания станционных тоннелей с горизонтальной наружной поверхностью одновременно с основанием под путь и сооружают пассажирскую платформу в каждом станционном тоннеле. Технический результат состоит в обеспечении снижения стоимости возведения станции, повышении технологичности и скорости строительства. 4 ил.

Изобретение относится к области строительства тоннелей, в частности к способу строительства станций метрополитена колонного типа закрытого способа производства работ. Способ возведения трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ с двухпутным перегонным тоннелем включает возведение среднего станционного тоннеля из сборной обделки кругового очертания, состоящей из железобетонных тюбингов, наружный диаметр которых равен диаметру перегонного тоннеля, примыкающего к станции, при этом тюбинговые кольца выполнены с прямоугольным сечением в плане и монтируются без перевязки швов между ними. Обделка среднего станционного тоннеля сооружается при проходке перегонных тоннелей одним и тем же тоннелепроходческим механизированным комплексом, в местах расположения проходов между тоннелями монтируют тюбинги временного заполнения, затем бетонируют монолитные железобетонные обоймы усиления путем одностороннего увеличения сечения, перед бетонированием которых устанавливают арматуру, которую крепят к болтовым скреплениям тюбинговой обделки среднего тоннеля. В теле обоймы устанавливают дополнительную арматуру обрамляющих проемы монолитных рам, которая крепится к рабочей арматуре обойм и болтовым скреплениям обделки среднего станционного тоннеля. После набора прочности бетоном обойм усиления среднего тоннеля сооружают боковые станционные тоннели, кольца боковых тоннелей разомкнуты со стороны среднего тоннеля и опираются на его обделку. В боковых тоннелях бетонируют монолитные обоймы усиления со стороны среднего тоннеля путем одностороннего увеличения сечения, для чего устанавливают арматуру обойм, которую крепят к болтовым скреплениям тюбинговой обделки, в теле обоймы устанавливают дополнительную арматуру обрамляющих проемы монолитных рам, которая крепится к рабочей арматуре обойм и болтовым скреплениям обделки боковых станционных тоннелей. В местах устройства пассажирских проходов выполняют сквозные проемы, для чего демонтируют тюбинги временного заполнения. По окончании возведения станционной обделки в среднем тоннеле сооружают конструкции рельсового пути, в боковых тоннелях пассажирские платформы, сквозные проемы снабжают раздвижными дверями. Технический результат состоит в обеспечении разработки конструкции и способа строительства трехсводчатой колонной станции, сооружаемой закрытым способом производства работ с двухпутным перегонным тоннелем, обеспечивающим снижение стоимости строительства, повышение технологичности и скорости строительства. 2 ил.

Изобретение относится к области строительства тоннелей, в частности к способу строительства станций метрополитена колонного типа открытого способа производства работ с боковым расположением платформ. Способ возведения трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с боковым расположением пассажирских платформ и с двухпутным перегонным тоннелем включает возведение среднего станционного тоннеля из сборных тюбингов при проходке перегонного двухпутного тоннеля. Тюбинговые кольца, выполненные с прямоугольным сечением и с наружным диаметром, равным диаметру перегонных тоннелей, монтируют без перевязки швов, затем возводят боковые залы путем разработки грунта. Бетонируют несущие монолитные железобетонные стены, расположенные в среднем станционном тоннеле. После чего бетонируют несущие монолитные железобетонные стены, расположенные со стороны боковых залов, при этом тюбинги сводовой и лотковой частей среднего станционного тоннеля остаются в теле бетонируемых несущих железобетонных стен. Бетонируют основные несущие конструкции станции, элементы покрытия и перекрытия станции, а лотковую плиту среднего станционного тоннеля с плоской наружной поверхностью, ширина которой обеспечивает размещение двух путей, бетонируют одновременно с основанием под путь. В несущих монолитных железобетонных стенах в местах расположения проемов демонтируют тюбинги временного заполнения, армируют и бетонируют монолитные рамы обрамления проемов, после чего проемы снабжают раздвижными дверями. Технический результат состоит в обеспечении снижения стоимости возведения станции, повышении технологичности, скорости строительства и безопасности эксплуатации. 2 ил.

Изобретение относится к области вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена. Технический результат заключается в обеспечении по длине перегонного тоннеля и на станциях метрополитена условий, гарантирующих безопасность эксплуатации тоннелей в штатной и аварийной ситуациях, а также регламентируемые санитарно-гигиенические параметры воздушной среды, в частности, положительную температуру тоннельного воздуха в зимний период и отсутствие превышения максимально допустимой температуры летом. Способ вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена, включающий круглогодичную подачу наружного воздуха в двухпутный тоннель по приточной вентиляционной шахте, расположенной на станции, и удалении тоннельного воздуха из двухпутного тоннеля через вытяжные вентиляционные шахты. Одна из шахт расположена на той же станции, где находится приточная шахта, а другая - на соседней станции. Наружный воздух из приточной вентиляционной шахты направляют в вентиляционный канал, расположенный в верхней части тоннеля, а затем через клапан, связывающий центральную часть вентиляционного канала с тоннелем, перепускают воздух в тоннель с возможностью организации его движения по нему в противоположенных направлениях. Перед подачей в вентиляционный канал в зимний период времени наружный воздух смешивают с тоннельным воздухом, имеющим положительную температуру, который забирают непосредственно со станции. Причем количество тоннельного воздуха, смешиваемого с наружным воздухом, определяют в зависимости от количества наружного воздуха и его температуры по соотношению:, где Gн - весовое количество наружного воздуха, кг/с; tтр - температура воздуха, направляемого в вентиляционный канал, после смешения холодного наружного и части тоннельного воздуха, °C; tн - температура наружного воздуха, °C; tт - температура тоннельного воздуха на станции, °C. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к строительству подземных сооружений и может использоваться при сооружении станций глубокого заложения в слабоустойчивых грунтах

 


Наверх