Патенты автора Домбровский Вадим Петрович (RU)

Изобретение относится к технике розжига горючих смесей с помощью электрической искры, в частности к емкостным системам зажигания авиационных газотурбинных двигателей. Техническим результатом является повышение достоверности проведения автономных испытаний систем зажигания при воспроизведении параметров воздействующих факторов, действующих на элементы системы зажигания, сокращение затрат на проведение испытаний свечей зажигания при проведении ресурсных испытаний газотурбинных двигателей. Предложенный способ испытаний и проверки работоспособности свечей зажигания газотурбинных двигателей заключается в том, что свечу зажигания устанавливают в герметичную воздушную камеру, в которую подают воздух с различными значениями давлений, соответствующими значениям рабочего давления в двигателе при включениях системы зажигания при различных видах его запуска, на свечу подают высоковольтные импульсы от агрегата зажигания. Работоспособность свечи подтверждают по наличию бесперебойного искрообразования в ее искровом промежутке, искровой промежуток свечи дополнительно устанавливают в воздушном объеме, теплоизолированном от остальной среды внутри герметичной воздушной камеры, воздух в теплоизолированном воздушном объеме нагревают до значений температур, соответствующих установленным значениям давления по полетному циклу работы двигателя при включении системы зажигания при различных видах запуска. 1 ил.

Изобретение относится к технике проведения автономных испытаний свечей зажигания как в процессе проведения опытно-конструкторских работ по их разработке, так и при проведении автономных ресурсных испытаний свечей. Техническим результатом является повышение достоверности воспроизведения в автономных условиях параметров, воздействующих на свечи зажигания внешних воздействующих факторов, имеющих место на газотурбинном двигателе. Предложено устройство испытаний и проверки работоспособности свечей зажигания, которое содержит: корпус воздушной камеры, штуцер подвода воздуха на корпусе воздушной камеры, манометр, источник повышенного давления, магистраль повышенного давления, соединяющую штуцер подвода воздуха, манометр и источник повышенного давления, источник питания, высоковольтный кабель, соединяющий выход агрегата зажигания с испытуемой свечой зажигания, в устройство дополнительно введены штуцер отвода воздуха, гермоввод термопары, гермоввод питания нагревательного элемента, нагревательный элемент, теплоизоляция, термопара, электромагнитный впускной клапан, электромагнитный выпускной клапан, регулятор давления, регулятор температуры, блок управления испытаниями. Нагревательный элемент установлен внутри корпуса воздушной камеры на испытуемую свечу зажигания, теплоизоляция отделяет нагревательный элемент от остального объема воздуха внутри корпуса воздушной камеры и самого корпуса воздушной камеры, термопара расположена внутри теплоизоляции в непосредственной близости от испытуемой свечи зажигания. 1 ил.

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, в частности к конструкции свечей зажигания газотурбинных промышленных установок. Техническим результатом является обеспечение повышения технологичности сборки свечей в составе горелок перспективных малоэмиссионных камер сгорания за счет исключения влияния взаимных биений поверхностей специальной втулки и свечи зажигания на их собираемость. Предложена свеча зажигания для газотурбинного двигателя, содержащая основной трубчатый корпус с установленным в нем искрообразующим изолятором с внутренним каналом, в котором расположен центральный электрод, металлическую втулку, закрепленную в основном корпусе свечи и поджимающую искрообразующий изолятор к внутреннему торцу основного корпуса, образующего боковой электрод свечи, герметизирующий изолятор с ножками и внутренним каналом с закрепленным в нем в стеклогерметике токоведущим стержнем, установленный с упором в бурт дополнительного корпуса и закрепленный в нем медной клиновой втулкой, обращенной своим большим сечением в сторону искрообразующего изолятора, и стеклогерметизирующей уплотнительной втулкой, охватывающей герметизирующий изолятор, экранную трубку, цангу, соединяющую токоведущий стержень с центральным электродом. Свеча дополнительно содержит не менее одного промежуточного корпуса и монтажный корпус, при этом в монтажном корпусе частично расположен дополнительный корпус и соединен с ним сваркой, а промежуточный корпус расположен между основным и монтажным корпусами, при этом контакт между монтажным, промежуточным и основным корпусами отсутствует, в основном корпусе дополнительно расположена керамическая трубка, в промежуточном корпусе размещен промежуточный изолятор, а в монтажном корпусе установлен дополнительный изолятор, помимо внутреннего канала основного изолятора центральный электрод расположен во внутренних каналах керамической трубки, промежуточного изолятора и дополнительного изолятора, при этом промежуточный изолятор установлен с упором в бурт промежуточного корпуса и закреплен в нем металлической втулкой, зафиксированной в промежуточном корпусе сваркой. 3 ил.

Способ изготовления свечей зажигания с цилиндрическими иридиевыми контактами бокового электрода заключается в том, что в кольцевом боковом электроде в зоне рабочего торца свечи выполняют радиальные отверстия, устанавливают в них соответствующего диаметра цилиндрические иридиевые контакты с выступанием за пределы кольцевого бокового электрода в направлении центрального электрода, припоем закрепляют цилиндрические иридиевые контакты в радиальных отверстиях и заполняют им образованные в радиальных отверстиях полости, до пайки внутренние поверхности радиальных отверстий и торцы цилиндрических иридиевых контактов, расположенные внутри радиальных отверстий, покрывают никелевым порошком дисперсностью не более 50 мкм, а после пайки внутренний торец бокового электрода свечи выполняют конической формы, при этом запрессованную часть цилиндрических иридиевых контактов механически обрабатывают заподлицо с конической поверхностью внутреннего торца бокового электрода на глубину, не превышающую половину диаметра цилиндрических иридиевых контактов. Предлагаемый способ изготовления свечей зажигания с цилиндрическими иридиевыми контактами бокового электрода позволяет формировать на цилиндрических иридиевых контактах поверхности, сопрягаемые с искрообразующим изолятором в разрядном промежутке свечи, что исключает возможность радиальной выработки основного материала бокового электрода, опережающей радиальную выработку его цилиндрических иридиевых контактов и, соответственно, увеличивает ресурс работы свечей в режиме дежурного зажигания и при наземных запусках. При этом предложенная технология не вызывает изменений микроструктуры рабочей части цилиндрических иридиевых контактов, приводящих к снижению их стойкости к повышенной температуре и электрической эрозии. 3 ил.

Изобретение относится к технике розжига камер сгорания авиационных газотурбинных двигателей, а именно к запальным устройствам. Техническим результатом является повышение ресурса устройства для розжига камер сгорания авиационных двигателей за счет сохранения электропрочности керамического изолятора, рабочий торец которого образует совместно с центральным и боковым электродом свечи, входящей в состав устройства розжига камеры сгорания, искровой зазор. Предложено запальное устройство для розжига камер сгорания авиационных газотурбинных двигателей, содержащее свечу зажигания и кожух, охватывающий корпус свечи с образованием охлаждающей полости, снабженный впускным и выпускным отверстиями, впускное отверстие в корпусе кожуха, соединяющее внешнюю поверхность кожуха с охлаждающей полостью, образованной между корпусом свечи и внутренней поверхностью кожуха, находится при установке запального устройства на двигатель между наружным корпусом камеры сгорания и корпусом жаровой трубы двигателя со стороны компрессора двигателя, торец кожуха соединен с рабочим торцом свечи зажигания, выпускное отверстие выполнено в торце кожуха дугообразным параллельно оси свечи, расположенным только на противоположной стороне относительно впускного отверстия и охватывающим не более чем пол-окружности рабочего торца свечи. 1 ил.

Способ розжига камер сгорания авиационных двигателей заключается в том, что воздух от компрессора подают в камеру сгорания, из вторичного контура камеры сгорания воздух подают в зазор, образованный между свечой зажигания и специальной втулкой, установленной между наружным корпусом камеры сгорания и корпусом жаровой трубы, поток воздуха после подачи его в зазор между специальной втулкой и корпусом свечи зажигания одновременно дополнительно пропускают через внутренний объем свечи зажигания, в котором установлен керамический изолятор, рабочий торец которого образует поверхность искрового зазора на рабочем торце свечи зажигания, выводят этот поток воздуха из этой внутренней полости корпуса свечи зажигания в зазор между корпусом свечи зажигания и специальной втулкой в зоне внутренней поверхности рабочего торца специальной втулки, воздух из зазора между специальной втулкой и свечой зажигания подают во внутренний объем жаровой трубы параллельно оси свечи через рабочий торец специальной втулки, создают электрический разряд на рабочем торце свечи зажигания, подают на рабочий торец свечи топливо, распыляемое форсункой, воздух из зазора между специальной втулкой и свечой зажигания подают во внутренний объем жаровой трубы только с одной стороны рабочего торца специальной втулки, обращенной к турбине двигателя, перпендикулярно движению топливовоздушной смеси в зоне расположения свечи зажигания. Предлагаемый способ розжига камеры сгорания авиационных газотурбинных двигателей позволяет не только расширить диапазон розжига камер сгорания и тем самым повысить надежность запуска авиационных газотурбинных двигателей, но и уменьшить массу и габариты агрегатов систем зажигания, повысить ресурс запальных устройств, уменьшить затраты на логистику в эксплуатации. 5 ил.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к оценке технического состояния свечей зажигания при их эксплуатации и при ремонте авиационных двигателей для анализа возможности их дальнейшего применения на авиационных двигателях. Способ контроля технического состояния свечей зажигания заключается в том, что проверяют бесперебойность искрообразования в межэлектродном зазоре свечи, величину искрового зазора между электродами свечи, а также контролируют величину заглубления торцевой поверхности керамического изолятора в искровом зазоре свечей зажигания. Изобретение позволяет повысить достоверность контроля технического состояния свечей зажигания, оценки их остаточного ресурса, позволяет установить необходимость замены свечи зажигания после ремонта двигателя. 8 ил.

Предложенное изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к конструкции свечей зажигания газотурбинных двигателей. Свеча зажигания включает корпус, образующий на рабочем торце массовый электрод свечи, искрообразующий изолятор с размещенным в его канале центральным электродом, установленный в указанный корпус. На торце центрального электрода пайкой закреплен цилиндрический контакт из иридия. Припой, соединяющий центральный электрод с цилиндрическим контактом из иридия, содержит, мас.%: (52-65)% Ni, (17-21)% Cr, (7-11)% Со, (5-7)% Si, (4-6)% Mo, (1-2)% В, (1-2)% Nb. Техническим результатом является повышение надежности и ресурса свечей зажигания. 4 ил.

Изобретение относится к свечам зажигания для энергетических и двигательных установок, работающих на экологически чистых видах топлива, и может быть использовано в генераторах водяного пара высокого давления, генераторах газа в системах пожаротушения, газогенераторах. Техническим результатом является повышение надежности свечей зажигания для энергетических и двигательных установок, работающих в повторно-кратковременном режиме с длительностью рабочего цикла не более 10 минут при повышенном давлении в камере сгорания от 800 до 1000 кгс/см2 за счет исключения утечек через них компонентов топливной смеси. Свеча зажигания содержит основной трубчатый корпус, экранную керамическую трубку, размещенный в основном трубчатом корпусе искрообразующий изолятор, во внутреннем канале которого стеклогерметиком закреплен центральный электрод, дополнительный корпус, герметизирующий изолятор. Искрообразующий изолятор закреплен в основном трубчатом корпусе медной клиновой втулкой и кольцевым уплотнением из стеклогерметика, основной трубчатый корпус выполнен из двух коаксиальных втулок и бокового электрода, соединенных с ним сваркой. 1 ил.

Изобретение относится к свечам зажигания энергетических и двигательных установок, работающих на экологически чистых видах топлива. Технический результат заключается в повышении надежности работы свечей зажигания, обеспечении исключения нарушения электрической цепи по центральному электроду свечи при воздействии повышенных вибрационных нагрузок. Свеча зажигания содержит трубчатый металлический корпус, экранную керамическую трубку, закрепленную внутри металлического корпуса, керамический изолятор, запаянный герметично в трубчатом металлическом корпусе, контактную головку, пайкой соединенную с коническим колпачком, припаянным герметично к ножке керамического изолятора со стороны экранной керамической трубки и к стержню центрального электрода, размещенному во внутренней полости керамического изолятора, цилиндрический колпачок, обращенный дном в сторону стержня центрального электрода и запаянный герметично с керамическим изолятором по его внутренней поверхности со стороны рабочего торца свечи зажигания, электрод центральный, размещенный во внутренней полости цилиндрического колпачка, соединенный с ним сваркой, контакт бокового электрода, соединенный с металлическим корпусом свечи со стороны ее рабочего торца, контакт центрального электрода, размещенный непосредственно на центральном электроде с образованием между контактами центрального и бокового электродов кольцевого искрового зазора по торцевой поверхности керамического изолятора, при этом стержень центрального электрода соединен с дном цилиндрического колпачка клепкой и пайкой, при этом отношение внешнего диаметра цилиндрического колпачка к толщине его дна находится в пределах от 25 до 44, толщина дна и стенок колпачка не превышает 0,2 мм, материал цилиндрического колпачка и стержня центрального электрода содержит (28,5-29,5)% никеля, (17-18)% кобальта и (51,14-54,5)% железа, а керамический изолятор содержит (90-94)% Аl2O3, (4-4,4)% SiO2, (1-1,6)% СаО. 3 ил.

 


Наверх