Патенты автора Соловьев Виталий Валерьевич (RU)

Изобретение относится к радионавигации и может быть использовано для измерения высоты и составляющих скорости воздушного судна (ВС) в радиовысотомерах (РВ) воздушных судов, в том числе и в РВ беспилотных летательных аппаратов. Техническим результатом изобретения является повышение точности и устойчивости однолучевого измерения высоты, путевой и вертикальной скорости ВС над различными видами поверхности. В заявленном способе осуществляют этапы вертикального зондирования земной поверхности, когерентного однолучевого приема отраженного сигнала, нахождения на дальностно-доплеровском портрете (ДДП) кривой максимального контраста nR(kF) двумя независимыми способами по дальности nR и частоте kF, их суммирования с получением результирующей кривой максимального контраста nRΣ(kF); некогерентного суммирования кривых максимального контраста нескольких ДДП и морфологической обработки результирующей кривой максимального контраста с отбрасыванием ложных отсчетов, нахождения оптимальной текущей оценки вектора состояния Xi=(Hi, Vпi, Vвi)T, i - индекс гипотезы о текущей Нi - высоте, Vпi - путевой скорости и Vвi - вертикальной скорости ВС. Оптимальная оценка вектора состояния Xi находится через нелинейную фильтрацию невязки прогнозируемой гипотезы о дальности ВС до кривой максимального контраста Ri(kF, Xi) относительно дальности ВС до результирующей кривой максимального контраста наблюдаемого ДДП nRΣ(kF). При нахождении nRΣ(kF) не учитывают отсчеты кривой максимального контраста, полученные при нахождении положения скачка мощности отраженного сигнала в диапазоне дальностей от до где - минимальная дальность до разрешаемых элементов ДДП, мощность отраженного сигнала от которых превышает порог обнаружения, δR - разрешение зондирующего сигнала по дальности. 1 пр., 4 ил.

Изобретение относится к радионавигации и может быть использовано для измерения высоты и составляющих скорости воздушного судна (ВС), в том числе беспилотных летательных аппаратов, по сигналам когерентного радиовысотомера (РВ). Технический результат – повышение точности однолучевого измерения высоты, путевой и вертикальной скорости ВС. Указанный результат достигается за счет нахождения гипотезы оценок высоты и составляющих скорости ВС по максимуму логарифма функции правдоподобия наблюдаемого дальностно-доплеровского портрета (ДДП) сформированной гипотезе. В качестве эталонной модели мощности сигналов, отраженных разрешаемыми элементами земной поверхности, используется новая модель, обеспечивающая инвариантность оценок высоты и составляющих скорости ВС к типу подстилающей поверхности. Нахождение максимума правдоподобных оценок высоты и составляющих скорости по максимуму логарифма правдоподобия выполняется методом Нелдера-Мида, использующего четыре гипотезы, сформированные по априорным данным о максимальных и минимальных значениях измеряемых параметров, что снижает требования к мощности вычислительных ресурсов. 5 ил., 1 прил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в бортовых навигационных системах. Достигаемый технический результат - повышение устойчивости и точности измерения составляющих вектора путевой скорости летательного аппарата над гладкой водной поверхностью. Указанный результат достигается за счет того, что радиовысотомерная система (РВС) с адаптацией к гладкой водной поверхности содержит быстродействующий широкополосный усилитель с определенными взаимосвязями и логикой применения в составе РВС, излучающей в направлении подстилающей поверхности и принимающей отраженные от подстилающей поверхности короткие пакеты радиоимпульсов, которые в приемнике преобразуются в биполярные видеоимпульсы, флюктуирующие по амплитуде с частотой, определяемой доплеровским сдвигом частоты сигналов, а составляющие вектора путевой скорости определяются по максимуму взаимно-корреляционной функции пространственно разнесенных между собой отраженных от подстилающей поверхности сигналов, принимаемых разнесенными антеннами, расположенными на летательном аппарате с учетом геометрии антенной системы. 13 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано при разработке антенных устройств для бортовых корреляционных измерителей высоты и составляющих вектора путевой скорости летательного аппарата. Достигаемый технический результат - снижение погрешности и увеличение точности измерений. Указанный результат достигается за счет того, что антенное устройство радиовысотомерной системы с повышенной точностью измерения поперечной составляющей вектора скорости отличается от известных наличием дополнительных двух приемных антенн и передающей антенны с их взаимосвязями в составе антенного устройства, что позволяет при полете над поверхностью компенсировать медленно меняющиеся погрешности поперечной составляющей вектора скорости, вызванные взаимным влиянием антенн, снизить погрешность поперечной составляющей вектора скорости путем увеличения поперечного разноса антенн. 3 ил.

Изобретение относится к радиолокации, в частности к когерентно-импульсным радиолокационным устройствам ближнего радиуса действия, использующих импульсный излученный радиосигнал с переключением фазы в пределах (0 - π/2) от периода к периоду и двойным преобразованием частоты принятого радиосигнала. Технический результат - обеспечение дискретной и плавной перестройки частоты в условиях воздействия помех с обеспечением стабильности второй промежуточной частоты. Технический результат обеспечивается за счет введения в приемопередающее устройство системы автоматической подстройки частоты второго автогенератора. 4 ил.

Изобретение относится к области радиолокации, в частности бортовым измерителям высоты полета, и может быть использовано в импульсно-доплеровских радиовысотомерах для систем управления полетом летательных аппаратов. Достигаемый технический результат изобретения - повышение скрытности излучения. Сущность изобретения состоит в том, что в радиомолчании (до излучения коротких пакетов радиоимпульсов) вычислительное устройство импульсно-доплеровского радиовысотомера проводит анализ уровня помех с выхода датчика помех и при превышении некоторого порогового уровня помех изменяет несущую частоту сверхвысокочастотного генератора таким образом, чтобы уровень помех стал ниже порогового, что позволяет адаптировать работу радиовысотомера к изменяющейся помеховой обстановке, снизить вероятность обнаружения летательного аппарата по излучению радиосредств, затруднить целеуказание. 5 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в автономных бортовых радиосистемах управления посадкой летательных аппаратов. Достигаемый технический результат - расширение функциональных возможностей за счет измерения составляющих вектора скорости. Сущность изобретения состоит в том, что в импульсно-фазовой радиовысотомерной системе используется прямой метод измерения доплеровской частоты путем подсчета числа ее периодов за заданное время. Для определения знака доплеровской частоты используется тот факт, что при смене знака доплеровской частоты изменяется знак разности фаз квадратурных составляющих. Импульсно-фазовая радиовысотомерная система содержит дискретно управляемый сверхвысокочастотный генератор, направленный ответвитель, импульсный модулятор, фазовращатель, управляемый аттенюатор, циркулятор, малошумящий усилитель высокой частоты, фазовый детектор, видеоусилитель, аналого-цифровой преобразователь, буферное оперативное запоминающее устройство, синхронизатор, вычислительное устройство, контроллер обмена, блок регулировки усиления, блок регулировки ослабления, источник тока, управляемый напряжением, трехлучевую приемопередающую антенну, антенный переключатель (АП), блок управления АП, вычислитель перемещений. Перечисленные средства определенным образом выполнены и соединены между собой. 12 ил.

Изобретение относится к когерентно-импульсным радиолокационным устройствам ближнего радиуса действия. Достигаемый технический результат изобретения - обеспечение помехозащищенности приемопередающего устройства от прицельных по частоте помех. Указанный результат достигается за счет фильтрации сигнала помехи в результате синхронной перестройки частоты задающего генератора в передающем канале и частоты гетеродина для первого смесителя в приемном канале, а также за счет формирования гетеродинного сигнала для второго смесителя в приемном канале в результате преобразования в третьем смесителе гетеродинного сигнала и сигнала задающего генератора передающего канала с получением второго гетеродинного сигнала разностной частоты. 2 ил.

Изобретение может быть использовано в импульсно-доплеровских радиовысотомерах (РВ). Достигаемый технический результат - расширение функциональных возможностей, повышение скрытности излучения и максимальной измеряемой высоты без увеличения излучаемой мощности. Сущность изобретения состоит в том, что в направлении подстилающей поверхности излучают пачку зондирующих радиоимпульсов, причем число излучаемых радиоимпульсов (ИР) и период их повторения программно выбираются так, чтобы обеспечить максимальное количество ИР за время априорной задержки (АЗ), задаваемой контроллером обмена (КО), и одновременно исключить неоднозначность измерения высоты и попадание излученного сигнала в зону неопределенности, в которой производится поиск отраженного сигнала, принимают пачку отраженных от подстилающей поверхности радиоимпульсов, преобразуют видеоимпульсы в последовательность цифровых двоичных сигналов (ЦДС) с частотой дискретизации, запоминают синхронно с началом пачки ИР, и, по окончании излучения, определяют адрес ячейки памяти, соответствующий АЗ отраженного сигнала относительно начала пачки излучения, производят узкополосную доплеровскую фильтрацию ЦДС, считываемых последовательно из ячеек памяти в диапазоне поиска адресов памяти, накапливают суммарный результат фильтрации по всем цифровым двоичным сигналам принимаемой пачки при каждой величине оцениваемой задержки, принимают решение о наличии сигнала по превышению наперед заданного порога накопления, определяют задержку отраженного сигнала относительно начала пачки ИР, выдают информацию об измеренной высоте на выход РВ через КО. 8 ил.

Импульсно-доплеровская радиовысотомерная система предназначена для использования в бортовых навигационных системах летательных аппаратов. Достигаемый технический результат - расширение диапазона измерения и повышение точности измерения составляющих вектора путевой скорости летательного аппарата. Указанный результат достигается за счет того, что система излучает в направлении подстилающей поверхности и принимает короткие пакеты радиоимпульсов, отраженных от подстилающей поверхности, которые одновременно принимаются тремя идентичными приемными каналами, преобразуются в биполярные видеоимпульсы, флюктуирующие по амплитуде с частотой, определяемой доплеровским сдвигом частоты сигналов, оцифровываются, запоминаются в оперативном запоминающем устройстве, обрабатываются вычислительным устройством, а составляющие вектора путевой скорости определяются по максимуму взаимно корреляционной функции пространственно- разнесенных между собой отраженных от подстилающей поверхности сигналов, принимаемымх разнесенными антеннами, расположенными на летательном аппарате, с учетом геометрии антенной системы.1 з.п.ф-лы, 8 ил.

Импульсно-доплеровская радиовысотомерная система (РВС) предназначена для управления полетом летательных аппаратов. Технический результат - повышение скрытности излучения и максимальной измеряемой высоты (ИВ) без увеличения излучаемой мощности. Сущность изобретения состоит в том, что в направлении подстилающей поверхности излучают пачку зондирующих радиоимпульсов, причем число излучаемых импульсов (ИИ) и период их повторения программно выбираются так, чтобы обеспечить максимальное количество (ИИ) за время априорной задержки, задаваемой контроллером обмена (КО), и одновременно исключить неоднозначность ИВ и попадание излученного сигнала в зону неопределенности, в которой производится поиск отраженного сигнала (ОС), принимают пачку отраженных от подстилающей поверхности радиоимпульсов, преобразуют видеоимпульсы в последовательность цифровых двоичных сигналов (ЦЦС) с частотой дискретизации, запоминают эту последовательность синхронно с началом пачки излученных радиоимпульсов и по окончании излучения определяют адрес ячейки памяти (ЯП), соответствующий априорной задержке ОС относительно начала пачки излучения, производят узкополосную доплеровскую фильтрацию ЦДС, считываемых последовательно из ЯП в диапазоне поиска адресов памяти, накапливают суммарный результат фильтрации по всем ЦДС принимаемой пачки при каждой величине оцениваемой задержки, принимают решение о наличии сигнала по превышению наперед заданного порога накопления, определяют задержку ОС относительно начала пачки излученных радиоимпульсов, выдают информацию об ИВ на выход РВС через КО. 5 ил.

Изобретение может быть использовано в бортовых навигационных системах. Достигаемый технический результат изобретения - расширение функциональных возможностей, повышение точности измерения вектора путевой скорости летательного аппарата. Указанный результат достигается за счет наличия ряда новых блоков с их взаимосвязями в составе заявленного измерителя, а также за счет излучения в направлении подстилающей поверхности и приема коротких пакетов радиоимпульсов, отраженных от подстилающей поверхности, которые в приемнике преобразуются в биполярные видеоимпульсы, флюктуирующие по амплитуде с частотой, определяемой доплеровским сдвигом частоты сигналов, а составляющие вектора путевой скорости определяются по максимуму взаимно-корреляционной функции пространственно разнесенных между собой отраженных от подстилающей поверхности сигналов, принимаемых разнесенными антеннами, расположенными на летательном аппарате, с учетом геометрии антенной системы. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

 


Наверх