Патенты автора Коваленко Сергей Юрьевич (RU)

Изобретение относится к области электротехники, в частности к статическим преобразователям для питания ответственных потребителей трехфазного переменного тока. Технический результат заключается в повышении эффективности работы статического преобразователя. Достигается тем, что обеспечивается подключение через диоды прямого и обратного включения постоянного опорного напряжения на выход основного выпрямителя, которое не влияет на его работу, но позволяет в режиме мостового диодного выпрямителя обеспечить на выходе стабильное напряжение в заданных пределах при сбоях в работе источника переменного напряжения и появления на его выходах "провалов" в значениях напряжений, а также обеспечить на выходе основного выпрямителя стабильное напряжение в заданных пределах при запаздывании появления напряжения на его входе. 1 ил.

Изобретение относится к электроснабжению пассажирских железнодорожных вагонов. Система автономного электроснабжения пассажирских железнодорожных включает в себя аккумуляторную батарею и генератор с выходным переменным трехфазным напряжением, ротор которого получает вращение от оси колесной пары вагона, регулятор напряжения и вторичный источник питания. При этом для формирования напряжений для питания потребителей вагона используется статический преобразователь, включающий в себя силовой преобразователь постоянного напряжения и зарядный преобразователь постоянного напряжения. Силовой преобразователь постоянного напряжения состоит из управляемого силового чоппера, который через диод соединен с группой стабилизирующих преобразователей. Зарядный преобразователь постоянного напряжения с последовательно соединенным преобразователем постоянного напряжения обеспечивают зарядный процесс аккумуляторной батареи импульсным стабилизатором с ШИМ управлением силовым ключом на основе сигналов с датчиков зарядного тока, напряжения аккумуляторной батареи и температуры окружающей среды. Технический результат заключается в обеспечении улучшенных удельных энергетических характеристик и в повышении надежности системы автономного электроснабжения. 2 з.п. ф-лы, 5 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области управления относительным движением космических аппаратов (КА) с солнечными (СБ) и аккумуляторными (АБ) батареями. С помощью СБ обеспечивают положительный энергобаланс источника питания. Ориентируют КА на заданной орбите с использованием бесплатформенного инерциального блока с блоком звездных датчиков. Посредством исполнительных органов в виде гиродинов и электромагнитной системы управления (ЭМСУ) формируют управляющие моменты воздействия на корпус КА. Вместе с ЭМСУ используют блок реактивных двигателей с малым расходом рабочего тела в режимах успокоения и стабилизации КА при хаотично изменяющемся моменте, создаваемом ЭМСУ. Обеспечивают плавную раскрутку роторов гиродинов и доводят величину зарядной емкости АБ до оптимального значения энергообеспечения указанных режимов КА и его длительного штатного режима. Техническим результатом являются высокие эффективность и надежность управления КА при обеспечении его длительной высокоточной ориентации. 2 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано на космических аппаратах (КА) для обеспечения ориентации на Солнце. Способ ориентации КА обеспечивает ориентацию КА относительно направления на Солнце с использованием дополнительного автономного контура управления. Используется контроль временного теневого интервала орбиты с помощью таймера, запускаемого импульсным сигналом терминатора или по информации от бортового баллистического программного обеспечения бортового компьютера. При первом входе в теневой интервал орбиты генератор импульсных сигналов терминатора может быть запущен не только по информации от исправного бортового баллистического программного обеспечения бортового компьютера, но также по сигналу от солнечного датчика или по сигналу с наземного комплекса управления (НКУ). Использование дополнительного автономного контура управления в штатном режиме осуществляют в случае отсутствия управляющих сигналов, поступающих в него из бортового компьютера в течение устанавливаемого контрольного времени. После восстановления работоспособности бортового компьютера по командам с НКУ его включают в штатную работу и исключают дополнительный автономный контур управления из штатного режима управления КА. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и живучести КА. 1 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской технике, и может быть использовано для электромиостимуляции диафрагмального дыхания. Осуществляют генерацию формирователем пачек импульсов с модулированной частотой следования импульсов в пачке, усиление их в усилителе мощности и подачу через подключенные к пациенту электроды. Закрепляют электроды на теле пациента в проекции диафрагмы. При этом передние два активных электрода располагают в проекции прикрепления диафрагмы к грудной клетке, а задние два пассивных электрода – на спине напротив передних электродов. Подсоединяют изолированные провода электродов к выключенному аппарату с предварительно установленным нулевым значением амплитуды напряжения стимулирующих импульсов. Включают аппарат и подают на электроды пачки импульсов, имеющих частоту, изменяющуюся по линейно-ступенчатому закону нарастания частоты, близкому к экспоненциальному закону физиологического вдоха. При этом нарастание частоты импульсов в пачке от начальной (fнач) до конечной (fкон) частоты следования импульсов в пачке (Гц) осуществляют в течение времени 2/3τпач с обеспечением более высокой скорости нарастания частоты импульсов в пачке на начальном участке от fнач до (fкон - fнач)/2, где τпач – длительности пачки импульсов (мс). Способ обеспечивает эффективную тренировку дыхания при обеспечении комфортности процедуры для пациента за счет оптимального выбора и регулировки параметров выходного сигнала аппарата. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Использование: для определения градиентов силы тяжести или вторых производных потенциала силы тяжести Земли. Сущность изобретения заключается в том, что размещают в центре масс корпуса космического аппарата вытянутой обтекаемой формы градиентометр, в котором на каждой оси x, y, z устанавливают по паре неподвижных линейных акселерометров с заданным расстоянием между ними, с помощью двигательной установки обеспечивают равномерное движение космического аппарата на заданной траектории, параметры движения космического аппарата контролируют с помощью системы GPS или ГЛОНАСС и системами слежения с Земли, солнечные батареи жестко закрепляют на корпусе космического аппарата, при этом ориентацию космического аппарата на заданной орбите обеспечивают с помощью бесплатформенного инерциального блока, для создания необходимого крутящего момента, воздействующего на корпус космического аппарата, используют электромагнитную систему. Технический результат: обеспечение возможности достижения высокой точности и надежности спутниковой гравитационной градиентометрии при длительной автономной эксплуатации космического аппарата в космосе. 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к способу изготовления шихтованных статоров электрических машин. Технический результат – обеспечение высокой эффективности заполнения шихтованного пакета сталью. В предлагаемом способе изготовления шихтованного пакета статора электрической машины обеспечивают подготовку отдельных пластин. При этом контролируют плоскостность и высоту заусенцев пластин магнитопровода, удаляют осыпающиеся частицы. Пластины набирают в пакет весовым методом на оправку. Осуществляют предварительную опрессовку пакета и вращение оправки для нанесения склеивающего пропиточного состава на шихтованную поверхность пакета до полного насыщения методом капиллярной пропитки. Производят окончательную опрессовку пакета путем приложения нагрузки вначале к внешней зоне ярма, а затем к внутренней зоне ярма и зубцовой зоне до получения заданного коэффициента заполнения сталью и осуществляют термообработку пакета. 3 ил.

Использование: в области электротехники при проектировании и создании систем электропитания автоматических космических аппаратов на основе солнечных и аккумуляторных батарей. Технический результат - повышение энергетической эффективности и срока активного существования системы электропитания космического аппарата. Система электропитания космического аппарата включает в себя солнечную батарею; основную аккумуляторную батарею из N аккумуляторов; микроЭВМ; разрядное устройство; зарядное устройство, первый вывод которого соединен с плюсовой шиной солнечной батареи, а второй - с первым выводом разрядного устройства; нагрузку, первый вывод которой соединен с вторым выводом разрядного устройства, а второй - с минусовой шиной основной аккумуляторной батареи из N аккумуляторов и с минусовой шиной солнечной батареи; блок контроля и выравнивания аккумуляторов, первый выход которого соединен с первым входом микроЭВМ, (N+1) выходы - с аккумуляторами основной аккумуляторной батареи из N аккумуляторов, а вход - с первым выходом микроЭВМ, второй выход которой соединен с первым входом зарядного устройства. Дополнительно введены блок из N шунтирующих байпасных переключателей, входы которых соединены с третьим выходом микроЭВМ, а выходы - параллельно с каждым аккумулятором основной аккумуляторной батареи из N аккумуляторов; дополнительная аккумуляторная батарея из n аккумуляторов, минусовой вывод которой соединен с плюсовой шиной основной аккумуляторной батареи из N аккумуляторов; блок из n шунтирующих байпасных переключателей, входы которого соединены с четвертым выходом микроЭВМ, а выходы - параллельно с каждым аккумулятором дополнительной аккумуляторной батареи из n аккумуляторов, блок из n последовательных байпасных переключателей, входы которого соединены с пятым выходом микроЭВМ, а выходы - последовательно с каждым аккумулятором дополнительной аккумуляторной батареи из n аккумуляторов и между собой, при этом последний выход (5-n) соединен с вторым выводом зарядного устройства, последовательный регулятор напряжения, первый вход которого соединен с первым выводом зарядного устройства, а выход - с первым выводом нагрузки, экстремальный регулятор мощности с формирователем управления, первый вход которого соединен с первым выводом зарядного устройства, второй вход соединен с первым выводом нагрузки, первый выход соединен с вторым входом зарядного устройства, а второй выход - с вторым входом последовательного регулятора напряжения, формирователь одиночного импульса тока, первый вывод которого соединен с плюсовой шиной солнечной батареи, второй вывод соединен с вторым выводом зарядного устройства, третий вывод соединен с минусовой шиной солнечной батареи, а четвертый вывод - с шестым выходом микроЭВМ, система терморегулирования, вход которой соединен с седьмым выходом микроЭВМ. 3 ил.

Изобретение относится к способу управления автономной системой электроснабжения космического аппарата. Для этого управляют стабилизатором напряжения и зарядно-разрядными устройствами в зависимости от входного и выходного напряжения системы при контроле степени заряженности и разряженности аккумуляторных батарей в блоке, выдают запрет на работу соответствующего зарядного устройства при достижении предельного уровня заряженности данной аккумуляторной батареи, снимают запрет при достижении определенного уровня разряженности данной аккумуляторной батареи, запрещают работу соответствующего разрядного устройства при достижении предельного уровня разряженности данной аккумуляторной батареи, снимают этот запрет при достижении определенного уровня заряженности данной аккумуляторной батареи, контролируют ток солнечной батареи, снимают блокировку работы преобразователя напряжения после превышения тока солнечной батареи заранее заданного значения, при аварийном разряде аккумуляторных батарей, в зависимости от величины их остаточной емкости включают режим аварийного экономичного разряда аккумуляторных батарей и, при необходимости, включают блок автономного управления приводом солнечной батареи для получения солнечной батареей максимальной освещенности от Солнца, а в случае не устранения аварийного режима, блокируют работу всех разрядных устройств. Обеспечивается повышение надежности и живучести системы электроснабжения космического аппарата. 1 ил.

Изобретение относится к космической технике, в частности к способам управления ориентацией и стабилизацией космического аппарата. Способ динамичной высокоточной ориентации и стабилизации космического аппарата заключается в использовании гиродинов в качестве исполнительных органов, которые позволяют обеспечить управление космическим аппаратом при поворотах КА на заданные углы по крену, рысканью и тангажу. В высокодинамичном режиме используется в приводе управления гироузлом двигатель, вал которого соединяется с ним напрямую. Для стабилизации КА используется в приводе управления гироузлом двигатель, вал которого соединяется с ним через редуктор. Обеспечивается возможность переключения режима работы гиродина с высокой динамикой на режим с высокой стабилизацией, и наоборот. 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к способу заряда комплекта аккумуляторных батарей в составе автономной системы электропитания космического аппарата, и может быть использовано при эксплуатации комплекта аккумуляторных батарей, преимущественно, литий-ионных или никель-водородных в автономных системах электропитания космических аппаратов. Предложенный способ заряда обеспечивает заряд всего комплекта аккумуляторных батарей в случае недостаточной величины избыточной мощности солнечной батареи и включает заряд каждой аккумуляторной батареи от общего источника ограниченной мощности через индивидуальные зарядные преобразователи, с контролем текущего состояния заряженности и контролем минимальных уровней токов заряда, при этом, при снижении указанных параметров в какой-либо аккумуляторной батарее комплекта ниже установленного значения, прекращают заряд всего комплекта аккумуляторных батарей, и продолжение заряда аккумуляторных батарей проводят поочередно, также в случае снижения мощности солнечной батареи до значения недостаточного для поочередного заряда каких-либо аккумуляторный батарей, включают режим ограниченной мощности нагрузки, позволяющий обеспечить зарядный ток данных аккумуляторных батарей до необходимых оптимальных значений, при этом контроль текущего состояния заряженности литий-ионных аккумуляторных батарей с положительным катодом, выполненным на основе литированного фосфата железа, осуществляют по разности между постоянным напряжением и напряжением под импульсной нагрузкой на аккумуляторе. Повышение надежности и эффективности эксплуатации комплекта аккумуляторных батарей в составе автономной системы электропитания космического аппарата, является техническим результатом изобретения. 1 ил.

Изобретение относится к способу эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи (АБ) в составе космического аппарата негерметичного исполнения с радиационным исполнением. Для осуществления способа производят контроль и поддержание температуры аккумуляторов АБ в заданном диапазоне, осуществляют их заряды, разряды и хранение в заряженном состоянии, при этом заряд обеспечивают на освещенной орбите с контролем напряжений на аккумуляторах, осуществляют выравнивание по остаточной емкости аккумуляторов при проведении заряда и при отсутствии тока разряда АБ, используя режим балансировки остаточной емкости аккумуляторов. При достижении полного заряда хотя бы одного из аккумуляторов приостанавливают заряд АБ и осуществляют замеры остаточной емкости каждого аккумулятора определенным образом. Определяют разницу значений максимальной и минимальной остаточной емкости на аккумуляторах (разбаланс АБ), включают режим балансировки остаточной емкости путем принудительного разряда аккумуляторов с большей остаточной емкостью до минимального значения остаточной емкости на аккумуляторе, который не подлежит разряду, после чего продолжают заряд батареи до достижения допустимых значений. Обеспечивается повышение эффективности использования и увеличения ресурса АБ. 4 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании и эксплуатации автономных систем электропитания различных объектов, в том числе при создании и эксплуатации бортовых систем электропитания космических аппаратов. Способ обеспечения автономного электропитания включает согласование работы солнечной и аккумуляторной батареи с числом аккумуляторов, обеспечивающим ее минимальное рабочее разрядное напряжение, превышающее напряжение в рабочей точке в конце ресурса солнечной батареи, при этом номинальный, наиболее оптимальный для системы электропитания режим, сохраняют в течение всего срока эксплуатации солнечной и аккумуляторной батарей, посредством того, что шунтируют байпасным переключателем отказавший аккумулятор в аккумуляторной батарее и затем взамен ему подключают к аккумуляторной батарее один из резервных аккумуляторов через последовательный байпасный переключатель. Повышение надежности и ресурса работы системы электропитания объекта, при сохранении высоких энергетических характеристик и стабилизации напряжения на нагрузке, является техническим результатом изобретения. 2 ил.

Изобретение относится к области метрологии, в частности к способам диагностики деталей коробки передач. Способ непрерывного диагностирования технического состояния опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации заключается в измерении радиального биения вторичного вала. При этом измеряется отклонение от номинального эталонного значения радиального биения конца вторичного вала коробки передач КАМАЗ с помощью тензометрического датчика, опирающегося опорной поверхностью из износостойкого материала на вторичный вал через внешнюю поверхность червяка привода спидометра, смонтированного в крышку заднего подшипника вторичного вала коробки передач КАМАЗ на технологически необходимом расстоянии L от подшипника, а диагностирование степени изнашивания и разрушения опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации осуществляется по прецессии оси вторичного вала, вызванной переломом общей оси валов при изнашивании подшипников. Технический результат изобретения - обеспечение возможности непрерывного диагностирования технического состояния опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам турбокомпрессоров. Подшипниковый узел турбокомпрессора включает корпус (1) подшипников (3) с маслоподводящими каналами (2), подшипники (3) с маслоподводящими отверстиями (4) и стопорные кольца (5). В корпусе (1) вертикально установлен фиксатор (6), головка (7) которого расположена в посадочном месте (8) корпуса (1), соединенный с его маслоподводящими каналами (2), а нижняя часть фиксатора (6) свободно входит в отверстие (9) подшипниковой втулки (10), в которой расположены подшипники (3), причем ее маслоподводящие отверстия (11) установлены соосно с маслоподводящими отверстиями (4). Подшипники (3) выполнены из металлокерамики. Технический результат: повышение надежности подшипникового узла турбокомпрессора и, как следствие, самого турбокомпрессора. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ремонта деталей, содержащих шлицевые соединения, в частности шлицов каретки синхронизатора. В способе наплавляют проволоку из материала с высокой твердостью на изношенную поверхность в среде углекислого газа, при этом после наплавки поверхность шлицов каретки синхронизатора восстанавливают до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности готовой детали путем электроэрозионной обработки наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, изготовленного по форме шлицов каретки синхронизатора с поверхностью в виде копии поверхности сопряжения ответной детали. Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение возможности многократного восстановления поверхности шлицов каретки синхронизатора без механической обработки до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте деталей, в частности зубьев каретки синхронизатора. В способе наплавляют с помощью проволоки из материала с высокой твердостью слой в среде углекислого газа, затем восстанавливают поверхность зубьев до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности путем электроэрозионной обработки слоя наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, поверхность которого представляет собой копию поверхности сопряжения ответной детали. Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение возможности многократного восстановления поверхности зубьев каретки синхронизатора без механической обработки до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности. 1 ил.

Изобретение относится к прокатному и кузнечно-прессовому производству при исследовании напряженно-деформированного состояния металла в различных процессах пластического формоизменения. На поверхности пластин одинаковых размеров из модельного материала выполняют риски треугольного профиля и собирают пластины в пакет. Перед выполнением рисок измеряют пористость заготовок для прокатного и кузнечно-прессового производства. Глубину рисок выполняют, увеличивая ее в направлении от периферийных зон к центру пропорционально этой пористости. Обеспечивается повышение точности измерений, снижение брака изделий при пластическом формоизменении заготовок. 2 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к способу изготовления модельного образца для определения деформаций, и может быть использовано при исследовании напряженно-деформированного состояния металла в прокатном и кузнечно-прессовом производстве. Способ заключается в том, что в пластинах из свинцово-сурьмянистого сплава одинаковых геометрических размеров выполняют риски с калиброванным поперечным сечением и затем пластины соединяют между собой сплавом Вуда. После выполнения на поверхности пластин рисок в них устанавливают калиброванную проволоку, после чего наносят на поверхность пластин расплавленный слой сплава Вуда. Затем нанесенный сплав Вуда выравнивают по поверхности пластин и перед соединением пластин в пакет извлекают проволоку из рисок. Способ обеспечивает повышение точности определения деформаций. 4 ил.

Изобретение относится к металлургии. Слиток для деформирования состоит из прибыли 1 и тела 2, имеющего трехлучевое поперечное сечение. Вершины лучей наклонены от головной части к донной части слитка. Угол наклона каждого соседнего луча однонаправлено, по часовой или против часовой стрелки, монотонно возрастает на 1,1÷1,5°. Обеспечивается повышение плотности изготавливаемых из слитка поковок. 5 ил., 1 табл., 1 пр.

Турбокомпрессор включает корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку. В корпусе турбокомпрессора установлен поворотный угольник с болтом поворотного угольника. Осевое отверстие болта связано с маслосливной полостью. Выход поворотного угольника через дренажную трубку связан с картером двигателя. Достигается повышение надежности турбокомпрессора за счет исключения подпора стекающего масла в маслосливной трубке, тем самым исключается эксплуатационный дефект «унос масла» и за счет увеличенного расхода масла улучшается охлаждение турбокомпрессора. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам турбокомпрессора. Подшипник включает моновтулку с центральным маслоподводящим каналом и маслораспределительной полостью, на концах которой выполнены опорные пояски. Центральный маслоподводящий канал выполнен глухим, в боковых стенках которого выполнены отверстия, через которые проходит осевой канал, связанный с радиальными каналами, соединенными с опорными поясками. С противоположной стороны маслоподводящего канала расположен сквозной маслоотводящий канал, соединенный с маслораспределительной полостью. Технический результат: повышение надежности турбокомпрессора за счет улучшения охлаждения корпуса и смазывания опорных поверхностей. 1 ил.

 


Наверх