Патенты автора Яковлев Максим Григорьевич (RU)

Изобретение относится к области изготовления роторов газотурбинных двигателей (ГТД). Способ включает предварительное изготовление кольцевых заготовок ступеней ротора с торцевыми стыковочными поверхностями, соосное размещение относительно друг друга упомянутых кольцевых заготовок. Торцевые стыковочные поверхности на кольцевых заготовках выполняют в виде торцевых выступов с замками, посредством которых соединяют упомянутые заготовки между собой перед сваркой. Сварку осуществляют, например, с применением электронно-лучевой сварки. После сварки кольцевых заготовок замки удаляют и посредством высокоскоростного фрезерования на выступах кольцевых заготовок изготавливают лопатки. Использование изобретения позволяет исключить возможность коробления лопаток ротора при сварке и термообработке, обеспечить высокое качество и точность изготовления ротора, что повышает надежность эксплуатации и увеличивает ресурс работы ГТД. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к способу получения многослойного защитного покрытия лопаток турбомашин из титановых сплавов. Способ включает вакуумно-плазменное осаждение легирующих элементов хрома, алюминия и иттрия на поверхность лопаток и термическую обработку. Легирующие элементы наносят первым слоем в составе сплавов системы алюминий-кремний конденсационным методом, а вторым слоем - в составе сплавов системы алюминий-хром-иттрий-никель. Термическую обработку проводят последовательно после получения каждого слоя при температуре не выше 850°C. Нанесение первого слоя защитного покрытия осуществляют составом, содержащим, мас. %: кремний 0,1-1,65; и алюминий - остальное до 100%, а нанесение второго слоя защитного покрытия осуществляют составом, содержащим, мас. %: алюминий 5-12, хром 20-25, иттрий 0,01-3,0, никель - остальное до 100%. Изобретение обеспечивает повышение долговечности и ресурса лопаток турбомашин, изготовленных из жаропрочных титановых сплавов, при этом достигается повышение эрозионной стойкости и сопротивления высокотемпературному окислению. 1 пр.
Изобретение относится к области сварки и наплавки и может быть использовано при ремонте изношенных или поврежденных бандажных полок лопаток турбомашин, выполненных из жаропрочных никелевых сплавов. Способ восстановления бандажных полок лопаток турбомашин из жаропрочных никелевых сплавов включает удаление с бандажной полки покрытия с поврежденным слоем, наплавку на бандажную полку до заданных размеров жаропрочного никелевого сплава и механическую обработку наплавленного участка, последующее проведение отжига лопатки и нанесение износостойкого покрытия на наплавленный участок бандажной полки. Наплавку бандажной полки осуществляют жаропрочным никелевым сплавом с более высоким температурным коэффициентом линейного расширения, чем у жаропрочного никелевого сплава бандажных полок лопаток. В качестве износостойкого покрытия используют износостойкий материал на карбидной основе с кобальтовым связующим с более низким температурным коэффициентом линейного расширения, чем у жаропрочного никелевого сплава бандажных полок лопаток. В частных случаях осуществления изобретения наплавку бандажной полки осуществляют жаропрочным никелевым сплавом ЖС32 с температурным коэффициентом линейного расширения 17,6⋅10-6 K-1 в интервале температур от 800 до 900°С с характеристиками жаропрочности не ниже, чем у жаропрочного никелевого сплава бандажных полок лопаток турбомашин, представляющего собой жаропрочный никелевый сплав ЖС26 с температурным коэффициентом линейного расширения 15,2⋅10-6 К-1 в упомянутом интервале температур. В качестве износостойкого материала на карбидной основе с кобальтовым связующим используют СМ-64, ХТН-61, ХТН-62 с коэффициентом линейного расширения αt=(7,2-7,8)⋅10-6 K-1. Удаление с бандажной полки лопатки покрытия с поврежденным слоем осуществляют алмазным шлифованием. Отжиг лопатки осуществляют в среде нейтрального газа или в вакууме 10-3-10-4 мм рт.ст. при температуре не выше 1050°С. Обеспечивается повышение надежности, ресурса лопаток турбин, работоспособности бандажной полки лопатки при высокой температуре нагрева 1000-1060°C и качество наплавленных участков, при этом достигается высокая точность восстановления геометрических размеров и формы бандажных полок и обеспечивается высокое качество ремонта. 4 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к электролитно-плазменному полированию деталей из тугоплавких сплавов, а также может быть использовано в турбомашиностроении при обработке лопаток паровых турбин, лопаток газоперекачивающих установок и компрессоров газотурбинных двигателей. Электролит для электролитно-плазменного полирования деталей из тугоплавких сплавов содержит водный раствор гидроксиламина солянокислого и фторид натрия, при следующем соотношении компонентов, г/л: гидроксиламин солянокислый NH2OH×HCl от 24 до 40; фторид натрия NaF от 9 до 22. Технический результат: расширение технологических возможностей электролита за счет обеспечения полирования деталей из титановых сплавов и жаропрочного сплава ЭП741НП. 1 табл.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для финишной обработки лопаток газотурбинных двигателей. Осуществляют измерение геометрических характеристик заготовки лопатки, сравнение измеренной формы с теоретической, определение областей заготовки лопатки для полирования, формирование траектории движения инструмента и установление режимов резания. Для полирования используют инструмент в виде полировального круга, имеющего совмещенные на нем коническую, тороидальную и вторую коническую режущие поверхности для обработки соответственно спинки и корыта лопатки, вогнутой поверхности сопряжения полки и поверхности полки. Полирование упомянутых областей заготовки лопатки ведут соответствующими режущими поверхностями полировального круга с помощью двух манипуляторов для относительного перемещения заготовки и круга. В результате обеспечивается финишная обработка всех сложных поверхностей проточной части лопатки с учетом особенностей геометрии заготовки. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области металлообработки методами шлифования и может быть использовано в технологиях очистки шлифовальных кругов. Очистку осуществляют путем воздействия на очищаемую поверхность воздушной струей под напором, перемешанной с гранулами твердого диоксида углерода, охлажденными до температуры минус 100…190°C. В результате рабочая поверхность шлифовальных кругов эффективно очищается от загрязнений и наслоений без повреждения и изменения ее геометрии. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в технологиях финишной обработки лопаток газотурбинных двигателей (ГТД), а также других деталей. Вращающийся шлифовальный круг приводят в контакт с обрабатываемой поверхностью и осуществляют его пошаговое перемещение по продольной оси лопатки, которой придают поперечное движение относительно оси вращения шлифовального круга. Осуществляют фиксированный поворот шлифовального круга с обеспечением поворота плоскости его вращения на угол 3…5° вокруг оси, проходящей через центр шлифовального круга и центральную точку пятна контакта шлифовального круга и обрабатываемой поверхности. После этого шлифовальному кругу дополнительно сообщают возвратно-поворотное движение относительно указанной оси на угол 2…5°. Приведены зависимости для определения скорости возвратно-поворотного движения шлифовального круга и шага его продольного перемещения. В результате существенно повышается качество обработки поверхности лопаток за счет значительного уменьшения ее волнистости и шероховатости. 7 ил.

 


Наверх