Патенты автора Стучилин Александр Иванович (RU)

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для определения путевой скорости неманеврирующих объектов, преимущественно в радиолокационных станциях (РЛС) с грубыми измерениями угловых координат. Достигаемый технический результат изобретения - повышение точности определения путевой скорости. В заявленном способе перемножают данные измерений дальности и радиальной скорости, оценивают первое приращение произведения дальности на радиальную скорость (ПДРС) путем взвешенного суммирования фиксированной выборки ПДРС, делят полученную оценку на период обзора РЛС и вычисляют квадратный корень. При этом весовые коэффициенты вычисляют с учетом пропусков измерений дальности и радиальной скорости. 2 н.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к устройствам для определения пространственной ориентации воздушного объекта. Технический результат заключается в повышении точности определения пространственной ориентации воздушного объекта относительно пассивного оптико-электронного комплекса. Устройство содержит аналого-цифровой преобразователь, блок сегментации изображения, блок определения границ на изображении, блок вычисления параметров проекции на изображении, блок выбора параметров проекций конкретного типа из базы данных, блок анализа данных от внешних измерительных устройств и устранения неоднозначности определения параметров пространственной ориентации, блок определения параметров пространственной ориентации, блок формирования выходных данных о пространственной ориентации. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для определения путевой скорости неманеврирующих объектов преимущественно в радиолокационных станциях (РЛС) с грубыми измерениями угловых координат. Достигаемый технический результат изобретения - повышение точности определения путевой скорости. Для этого в цифровом нерекурсивном фильтре (ЦНРФ) оценивают первое приращение произведения дальности на радиальную скорость, делят эту оценку на период обзора РЛС Т0, из полученного результата вычисляют квадратный корень и получают оценку путевой скорости В каждом обзоре вычисляют пороговую дальность , где N - количество измерений координат, - среднеквадратическая ошибка (СКО) измерения радиальной скорости, на которой разность между оценкой и измеренным модулем радиальной скорости равна СКО оценки путевой скорости . Если измеренная дальность ri больше пороговой, потребителям выдают значение радиальной скорости вместо оценки путевой скорости , определяемой с большей ошибкой. Измеритель путевой скорости содержит умножитель дальности на радиальную скорость, ЦНРФ, делитель на период обзора, вычислители квадратного корня и пороговой дальности, пороговое устройство и переключатель с соответствующими связями. 2 н.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Устройство гашения включает участок консольного элемента в виде полой металлической трубы, первый и второй элементы упругости, груз осесимметричной формы, первый и второй крепежные кронштейны. Груз расположен между двумя элементами упругости и прикреплен с двух противоположных сторон к их концам. Конструкция с грузом и перемежающими его элементами упругости помещена внутрь участка трубы консольного элемента и прикреплена к стенкам трубы с противоположных сторон конструкции двумя кронштейнами. Элементы упругости выполнены в виде цилиндрических пружин. В качестве груза используется сборочная единица, содержащая концевые зацепы замкнутого типа на противоположных по оси сторонах. Взаимное соединение элементов упругости, груза и кронштейнов осуществляется непосредственно с помощью концевых зацепов. В устройстве гашения по второму варианту элементы упругости выполнены в виде единой пружины. Достигается обеспечение высокоэффективного резонансного широкополосного одно- и многомодового подавления механических колебаний консольных элементов в условиях интенсивных ветровых нагрузок и с сохранением высокой эффективности подавления колебаний с учетом статических весовых нагрузок. 2 н. и 52 з.п. ф-лы, 18 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и предназначено для определения курса неманеврирующих объектов. Технический результатом изобретения заключается в повышении точности определения курса неманеврирующего объекта. Указанный результат достигается за счет использования выборки произведений измеренных значений дальности ri на радиальную скорость и уменьшения вследствие этого влияния ошибок измерения дальности и азимута. Для этого оценивают путевую скорость по выборке произведений дальности на радиальную скорость и вычисляют курсовой угол в середине интервала наблюдения Курс вычисляют как алгебраическую сумму сглаженных значений оценок азимута курсового угла а также углов 0° или 180°. С помощью известного способа определения курса по выборкам прямоугольных координат устраняют неоднозначность определения курса в заявленном изобретении. 1 з.п. ф-лы, 6 ил., 1 табл.

Изобретение относится к способам пассивной дистанционной телевизионной идентификации типа самолета средствами пассивной оптической локации и устройствам для его осуществления. Технический результат заключается в повышении достоверности идентификации типа самолета независимо от ракурса его наблюдения. Такой результат достигается за счет того, что получают видеокадры изображения с помощью оптической системы; преобразуют видеокадры изображения в информационную матрицу сигналов; преобразуют информационную матрицу сигналов в бинарную матрицу; обнаруживают на бинарной матрице границ изображения и формируют аппроксимирующую изображение прямоугольную электронную рамку; вычисляют по длине сторон этой рамки измеренных геометрических характеристик изображения, корректируют эти значения в проекционные плоскости с использованием углов ракурса наблюдения самолета от внешней локации и вычисляют идентификаторы геометрических характеристик изображения; сравнивают значения идентификаторов геометрических характеристик изображения с близкими эталонными значениями идентификаторов из баз данных эксплуатируемых самолетов; принимают решения о типе самолета по степени близости значений идентификаторов. 2 н.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области пассивной локации. Оптико-электронный комплекс (ОЭК) включает обзорный тепловизор (ОТ) 1 для пассивного обнаружения наземных и воздушных объектов (НВОБ) и телевизионно-оптическую систему (ТОС) 2 для автозахвата на сопровождение и идентификации типа НВОБ. ОТ 1 выполнен с возможностью установки на выносной или выдвижной мачте и соединен по целеуказанию с телевизионно-оптической системой (ТОС) 2 через ЭВМ 6 ОТ и ЭВМ 3 СУ. ТОС 2 установлена на опорно-поворотном устройстве (ОПУ) 2.1 и содержит блок 2.1.1 оптических приёмников (ОП) и лазерный дальномер (ЛД) 2.1.2. Для оперативного и одновременного сопровождения и распознавания НВОБ в дальней, средней и ближней зоне их обнаружения ОП оснащены объективами с соответствующими различными фокусными расстояниями. ОТ 1 соединен через ЭВМ 6 управления обзором и обработкой тепловизионных сигналов с ЭВМ 3 сопровождения и управления (ЭВМ СУ), вторые входы которой через многоканальный блок 4 модулей автозахвата и идентификации (МАИ) телевизионных видеоизображений (ТИЗ) соединены с выходами ТОС 2. ЭВМ 3 СУ соединена силовыми приводами ОПУ 2.1 и с автоматизированным рабочим местом (АРМ) 5 оператора ОЭК. Изобретение позволяет одновременно и независимо друг от друга сканировать зону ответственности ОЭК, автоматически сопровождать и идентифицировать типы НВОБ. Следствием этих технических преимуществ является повышение производительности ОЭК и расширение его функциональных возможностей. 13 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области измерения расстояний. Способ определения дальности до движущегося воздушного объекта методом пассивной локации включает получение оптического изображения движущегося воздушного объекта; преобразование полученного изображение в цифровое; распознавание изображения по оцифрованному изображению, определение параметров изображения с учетом проекционных искажений; определение дальности до движущегося объекта как произведение фокусного расстояния оптической системы на соотношение фактического линейного размера к длине изображения движущегося воздушного объекта с учетом проекционных искажений. Для получения оптического изображения используют телевизионную систему высокой четкости, причем учет проекционных искажений ведется с использованием значения ракурса вычисляемого как арктангенс отношения размеров вертикальной к горизонтальной проекции линии, соединяющей концы крыльев, а фактические линейные размеры движущегося воздушного объекта определяют путем идентификации его типа по конструктивным особенностям его изображения и использования специализированной базы данных. Технический результат заключается в расширении возможностей навигации движущихся объектов за счет измерения дальности до движущегося воздушного объекта пассивными локационными средствами с использованием автоматизированного вычислительного алгоритма, исключающего ошибки, связанные с человеческим фактором. 2 ил.
Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в радиолокационных комплексах (РЛК) для контроля воздушного пространства и управления воздушным движением. Техническим результатом изобретения является повышение защищенности РЛК от пассивных помех. Указанный результат достигается за счет того, что с помощью длинноволновой РЛС обнаруживают воздушные объекты, измеряют параметры пакета отраженных сигналов и сопровождают эти объекты по центру пакета. С помощью коротковолновой РЛС производят разрешение воздушных объектов, уточнение их координат и привязку этих координат к координатам центра пакета. С помощью коротковолновой РЛС определяют области, в которых имеются пассивные помехи. Если количество сигналов в составе пакета в такой области превышает допустимое число, разрешение воздушных объектов и уточнение их координат не производят.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для определения модуля скорости неманеврирующей аэродинамической цели (АЦ) преимущественно в РЛС с грубыми измерениями азимута. Достигаемый технический результат - повышение точности определения модуля скорости. Указанный результат достигается за счет того, что по выборке квадратов дальности оценивают модуль скорости, вычисляют среднеквадратическую ошибку (СКО) модуля скорости, определяют радиальную скорость АЦ, вычисляют разность между оценкой модуля скорости и абсолютным значением радиальной скорости, сравнивают эту разность с СКО, если разность больше СКО, то потребителям выдают значение оценки модуля скорости, если разность меньше СКО, то потребителям выдают значение радиальной скорости аэродинамической цели. 3 ил., табл. 1.

Изобретение относится к области радиолокации. Технический результат изобретения - повышение точности определения вертикальной скорости баллистического объекта (БО) в наземных радиолокационных станциях (РЛС) с грубыми измерениями угла места и дальности. Указанный технический результат достигается тем, что оценивают второе приращение произведения дальности на радиальную скорость за период обзора РЛС Т0 с помощью цифрового нерекурсивного фильтра (ЦНРФ) или ∝, β, γ фильтра. Измеряют высоту БО в середине , в начале и в конце zn интервала наблюдения. Вычисляют геоцентрические углы между РЛС и БО в середине ϕср, в начале ϕ1 и в конце ϕn интервала наблюдения, а также ускорение силы тяжести в середине интервала наблюдения. Вычисляют сглаженное значение вертикальной скорости БО в середине интервала наблюдения на невозмущенном пассивном участке траектории по формуле . Основу устройства для реализации заявленного способа образует ЦНРФ. 2 н.п. ф-лы, 4 ил., 4 табл.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для определения путевой скорости неманеврирующей аэродинамической цели преимущественно в радиолокационных станциях (РЛС) с грубыми измерениями угловых координат. Достигаемый технический результат изобретения - повышение точности определения путевой скорости. Для этого перемножают данные измерений дальности и радиальной скорости, определяют с помощью, цифрового нерекурсивного фильтра (ЦНРФ) оценку первого приращения произведения дальности на радиальную скорость за период обзора РЛС, делят оценку на период обзора РЛС, из полученного результата вычисляют квадратный корень. Устройство, реализующее способ, содержит последовательно соединенные умножитель дальности на радиальную скорость, ЦНРФ, делитель на период обзора, вычислитель квадратного корня. 2 н.п. ф-лы, 3 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области радиолокации. Достигаемым техническим результатом изобретения является упрощение схемы обнаружителя маневра (ОМ) баллистической ракеты (БР) при повышении вероятности обнаружения маневра. Указанный результат достигается за счет того, что фиксированную выборку произведений дальности на радиальную скорости умножают на заранее рассчитанные весовые коэффициенты определения абсолютной разности между оценками, полученными по выборкам большего и меньшего объемов, что обеспечивает примерно в два раза сокращение количества блоков ОМ. 2 ил., 3 табл.

Изобретение предназначено для определения модуля скорости баллистического объекта (БО) с использованием выборки произведений дальности на радиальную скорость и относится к радиолокации. Достигаемый технический результат изобретения - повышение точности определения модуля скорости БО в наземных радиолокационных станциях (РЛС) с грубыми измерениями угла места, азимута и дальности и уменьшение объема хранимых предыдущих измерений. Указанный технический результат достигается тем, что через интервалы времени, равные периоду обзора Т0, в РЛС измеряют дальность, угол места, радиальную скорость и формируют выборку значений высоты БО и произведений дальности на радиальную скорость. Определяют оценку высоты БО в середине интервала наблюдения и оценку первого приращения произведения дальности на радиальную скорость в конце интервала наблюдения с помощью α, β фильтров. Вычисляют геоцентрический угол между РЛС и БО в середине интервала наблюдения по формуле , где rcp - дальность до БО в середине интервала наблюдения, RЗ - радиус Земли, и ускорение силы тяжести в середине интервала наблюдения по формуле , где - ускорение силы тяжести на поверхности Земли. Далее вычисляют сглаженное значение модуля скорости БЦ в середине интервала наблюдения на невозмущенном пассивном участке траектории по формуле , где N - число измерений на интервале наблюдения. Устройство для реализации способа состоит из двух α, β фильтров и вычислителей геоцентрического угла, ускорения силы тяжести и модуля скорости. 2 н.п. ф-лы, 3 ил., 4 табл.

Изобретение относится к области радиолокации. Достигаемым техническим результатом изобретения является упрощение способа и устройства обнаружения маневра баллистического объекта (БО) при сохранении высокой вероятности обнаружения маневра. Указанный результат достигается за счет того, что абсолютную разность между оценкой первого приращения произведения дальности на радиальную скорость, полученной по выборке большего объема, и оценкой первого приращения произведения дальности на радиальную скорость, полученной по выборке меньшего объема, определяют только по выборке большего объема. Для этого в блоке оценивания первого приращения произведения дальности на радиальную скорость фиксированную выборку произведений дальности на радиальную скорости большего объема умножают на заранее рассчитанные весовые коэффициенты определения абсолютной разности между оценками, полученными по выборкам большего и меньшего объема, что позволяет упростить способ обнаружения маневра баллистического объекта и устройство, его реализующее. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к обзорным радиолокационным станциям (РЛС), конкретно к РЛС кругового обзора со стационарными антеннами, и может быть использовано в системах контроля и управления воздушным движением (УВД). Достигаемый технический результат - повышение производительности при одновременном увеличении дальности действия. Указанный результат достигается за счет того, что РЛС кругового обзора содержит секторную антенну кругового обзора, включающую четыре секторные антенны метрового диапазона электромагнитных волн, установленные по периметру правильного многоугольника, в центре которого установлены кабина управления и обработки радиолокационных сигналов, а также радиостанция цифровой связи и передачи данных и наземный радиозапросчик «свой-чужой». Средства, входящие в состав РЛС кругового обзора, определенным образом выполнены и взаимосвязаны между собой. 9 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области радиолокации. Техническим результатом изобретения является повышение точности определения курса неманеврирующей аэродинамической цели. Указанный результат достигается за счет использования фиксированной выборки квадратов дальности и уменьшения влияния ошибок измерения азимута. Указанный результат достигается за счет того, что определяют путевую скорость путем взвешенного суммирования выборки квадратов дальности, радиальную скорость путем взвешенного суммирования измерений дальности и вычисляют курсовой угол в середине интервала наблюдения Курс вычисляют по формуле , где - азимут, устраняют неоднозначность определения курса, вычисляют ошибки определения курса, потребителям выдают значение курса с меньшей ошибкой. 2 н.п. ф-лы, 6 ил., 2 табл.

Изобретение относится к области радиолокации. Достигаемый технический результат изобретения - повышение вероятности обнаружения маневра баллистической ракеты. Указанный результат достигается за счет того, что решение об обнаружении маневра принимают, если отношение разности между оценками второго приращения квадрата дальности, вычисляемыми в «скользящем окне» по двум выборкам квадратов дальности, при этом выборка меньшего объема входит в состав выборки большего объема, а ее начало и конец удалены от начала и конца выборки большего объема на равное число обзоров, к среднеквадратической ошибке (СКО) определения этой разности становится больше порога. Обнаружитель маневра содержит последовательно соединенные умножитель входных измеренных сигналов дальности, цифровой нерекурсивный фильтр из запоминающего устройства, блока умножителей и сумматора, делитель и пороговое устройство, а также вычислитель СКО, подключенный к второму входу делителя. 3 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области резонансной радиолокации, основанной на известном явлении резкого возрастания амплитуды отраженного от летательного аппарата (ЛА) зондирующего радиосигнала сигнала с длиной волны, равной удвоенному значению размера корпуса ЛА и/или резонирующих элементов, например крыльев и подвесных конструкций, и может быть использовано в системе управления воздушным движением. Достигаемый технический результат – повышение производительности резонансной радиолокации по обслуживанию воздушного движения ЛА и расширение количества обслуживаемых типов ЛА. Указанный результат достигается за счет того, что осуществляют предварительный выбор полосы частот, охватывающих диапазон резонирования одновременно аэродинамических и баллистических ЛА; периодический частотный обзор воздушного пространства на прием, отбор и ранжирование в выбранной полосе допустимых частот зондирования, свободных от радиопомех; ранжирование допустимых частот зондирования, свободных от радиопомех, в порядке их близости по частоте к центру полосы резонирования ЛА; последовательное излучение в каждом такте зондирования по дальности длинного и короткого радиоимпульсов на разнесенных частотах в допустимом в текущий момент времени диапазоне частот для обнаружения ЛА в дальней зоне и разрешения отметок от ЛА в ближней зоне обнаружения соответственно; уменьшение расходимости радиолуча в угломестной плоскости в моменты излучения длинных радиоимпульсов для увеличения плотности энергии в радиолуче и дополнительного увеличения дальности обнаружения ЛА; автоматический переход на запасные частоты в порядке их ранжирования при появлении активных помех на частоте зондирования; параллельная обработка резонансных сигналов по всему выделенному полю воздушного пространства. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к радиолокации. Технический результат изобретения - повышение точности определения модуля скорости баллистического объекта (БО) в наземных радиолокационных станциях (РЛС) с грубыми измерениями угла места, азимута и дальности. Указанный результат достигается тем, что через интервалы времени, равные периоду обзора Т0, в РЛС измеряют дальность, радиальную скорость и высоту БО. Определяют оценку высоты БО в середине интервала наблюдения путем взвешенного суммирования N оцифрованных измерений высоты. Определяют оценку первого приращения произведения дальности на радиальную скорость за обзор путем взвешенного суммирования N оцифрованных сигналов произведений дальности на радиальную скорость. Определяют геоцентрический угол между РЛС и БО в середине интервала наблюдения по формуле где rср - дальность до БО в середине интервала наблюдения, Rз - радиус Земли. Определяют ускорение силы тяжести в середине интервала наблюдения по формуле где g0 - ускорение силы тяжести на поверхности Земли. Определяют значение модуля скорости БО в середине интервала наблюдения на невозмущенной баллистической траектории по формуле 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к области анализа материалов с помощью оптических средств, а именно к способам пассивной дистанционной телевизионной идентификации объектов, и может быть использовано в системах идентификации типа и государственной принадлежности объектов, например воздушных судов в полете. Идентификация типа и государственной принадлежности воздушного судна в полете осуществляется по двум каналам: каналу идентификации типа воздушного судна по его геометрическим характеристикам и по каналу идентификации государственной принадлежности воздушного судна по раскраске хвостового оперения и фюзеляжа воздушного судна. В фотоприемном устройстве видеокадры изображения воздушного судна преобразуются в электрические сигналы и передаются в блок бинарного квантования электрических сигналов. С выхода блока бинарного квантования сигналы, преобразованные в информационные матрицы, поступают на вход блоков измерения геометрических характеристик изображения: площади, периметра, длины и ширины. Идентификация типа самолета осуществляется по его геометрическим характеристикам изображения: коэффициенту формы и эксцентриситету. Эксцентриситет изображения определяется отношением измеренных значений длины и ширины изображения - сторонами прямоугольной рамки, аппроксимирующей изображение. С выхода блока вычисления эксцентриситета вычисленное значение подается на вход блока идентификации типа воздушного судна. В блоке идентификации типа воздушного судна использованы аппаратные методы обработки информации на основе полученных зависимостей значений коэффициента формы изображения от его эксцентриситета. Технический результат - повышение достоверности идентификации типа и государственной принадлежности воздушного судна. 7 ил.

Способ определения скорости движущихся объектов методом пассивной локации включает получение изображения самолета при помощи телевизионной системы с формированием видеокадров перемещения движущегося объекта в поле зрения оптической системы и их оцифровкой, определение величины перемещения изображения движущегося объекта на фотоприемной матрице по перемещению центра тяжести изображения. Также способ включает идентификацию типа движущегося объекта и по типу объекта определение его линейных размеров. Используя величину перемещения и соотношение линейных размеров движущегося объекта, вычисляют линейное перемещение движущегося объекта в поле зрения оптической системы L и определяют скорость движущего объекта. Технический результат - скрытное определение скорости самолета при помощи средств пассивной локации. 2 ил.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в радиолокационных станциях (РЛС) с грубыми измерениями азимута и угла места. Достигаемый технический результат - повышение точности определения модуля скорости аэродинамической цели (АЦ). Указанный результат достигается за счет того, что формируют фиксированную выборку значений квадратов дальности, оценивают второе приращение квадрата дальности за обзор путем оптимального взвешенного суммирования значений квадратов дальности, делят эту оценку на период обзора РЛС во второй степени и получают значение квадрата модуля скорости АЦ, летящей по линейной траектории. Повышение точности определения модуля скорости достигается за счет устранения влияния ошибок измерения азимута и угла места. 4 ил.

Изобретение относится к способам траекторией обработки радиолокационной информации. Достигаемым техническим результатом изобретения является повышение вероятности обнаружения маневра баллистической цели за счет исключения измерений угла места и азимута из обрабатываемых выборок. Указанный результат достигается за счет того, что вычисляют оценки скорости изменения произведения дальности на радиальную скорость в середине интервала наблюдения типа скользящего окна по двум фиксированным выборкам произведений дальности на радиальную скорость, при этом выборка меньшего объема входит в состав выборки большего объема, затем вычисляют отношение абсолютного приращения оценок скорости к среднеквадратической ошибке оценки. Решение об обнаружении маневра принимают в момент времени, когда отношение абсолютного приращения оценок скорости к среднеквадратической ошибке оценки скорости становится больше заданного порога. 2 ил., 3 табл.

Изобретение относится к устройствам траекторной обработки радиолокационной информации. Достигаемый технический результат изобретения - повышение вероятности определения времени окончания активного участка (АУТ) баллистической траектории за счет исключения измерений угла места и азимута из обрабатываемых выборок. Для этого на вход устройства определения времени окончания АУТ подают данные измерений дальности и радиальной скорости ракеты через одинаковые интервалы времени, равные периоду обзора радиолокационной станции, вычисляют произведения дальности на радиальную скорость, формируют фиксированную выборку типа «скользящего окна» значений произведений дальности на радиальную скорость, находят оценку скорости изменения произведения дальности на радиальную скорость путем оптимального взвешенного суммирования выборки значений произведений дальности на радиальную скорость, вычисляют среднеквадратическую ошибку (СКО) оценки, вычисляют отношение оценки скорости к СКО этой оценки, в каждом новом положении «скользящего окна» сравнивают отношение оценки скорости к СКО этой оценки с заданным порогом, решение об окончании АУТ принимают в момент времени, когда величина полученного отношения превышает заданный порог, величину которого выбирают в соответствии с требуемой вероятностью определения времени окончания АУТ. 3 ил., 6 табл.

 


Наверх