Патенты автора Яруллин Рустам Раисович (RU)

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к способам испытания на прочность дисков турбомашин, имеющих концентраторы напряжений в виде отверстий, а также к устройствам для его осуществления. Сущность: в имитационной модели диска турбомашины, имеющей сквозное отверстие, имитирующее сквозное отверстие под стяжной болт в полноразмерном диске турбомашины, выполняют исходный радиальный надрез от контура сквозного отверстия имитационной модели диска турбомашины по направлению к его центру, с диаметрально противоположной надрезу стороны сквозного отверстия выполняют радиальный разрез имитационной модели диска турбомашины до его кромки и нагружают по нормали к плоскости надреза. Исходный надрез от контура сквозного отверстия имитационной модели диска турбомашины по направлению к его центру выполняют несквозным и полуэллиптической формы, а нагружение прикладывают в виде повторяющихся циклических растягивающих ступенчато возрастающих нагрузок, числовые величины которых и моменты перехода на следующую ступень нагрузки определяют заранее расчетным методом. Имитационная модель содержит сквозное отверстие, имитирующее сквозное отверстие под стяжной болт в полноразмерном диске турбомашины, с выполненным от контура сквозного отверстия имитационной модели диска турбомашины по направлению к его центру исходным радиальным надрезом, моделирующим начальную поверхностную трещину, а с диаметрально противоположной надрезу стороны сквозного отверстия - радиальным разрезом имитационной модели диска турбомашины до кромки. Исходный надрез от контура сквозного отверстия имитационной модели диска турбомашины по направлению к его центру выполняют несквозным полуэллиптической формы. Технический результат: возможность более точно смоделировать эксплуатационные условия работы диска турбомашины с учетом условия упругопластического деформирования, возникающего в зоне концентрации напряжений. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к турбомашиностроению. Способ заключается в том, что устанавливают оснастку нагружения в захваты испытательной машины, которая формирует растягивающее усилие, закрепляют в оснастке нагружения имитационную модель замкового соединения диска турбомашины, представляющую собой имитатор обода диска с установленным в пазу имитатора обода диска имитатором хвостовика лопатки, причем в каждом из них выполнено не менее одного отверстия для приложения растягивающих усилий в вертикальном направлении, а в имитаторе обода диска также отверстия для приложения растягивающих нагрузок в вертикальном и горизонтальном направлении, распределяют нагрузку от испытательной машины на крепежные элементы имитатора обода диска и имитатора хвостовика лопатки, создают контактные напряжения в вертикальном и горизонтальном направлении на контактных поверхностях имитатора обода диска и имитатора хвостовика лопатки, задают последовательность повторяющихся циклических растягивающих нагрузок рассчитанной величины, отношение которых равно величине центробежной силы лопатки и обода диска, наблюдают за местами возможного возникновения трещины в пределах имитатора обода диска, фиксируют количество циклов нагружения имитатора обода диска до разрушения. Предложенный способ испытаний на прочность замковых соединений дисков турбомашин позволяет исследовать широкий набор условий нагружения дисков ГТД, а также оценить эффективность тех или иных конструктивных мероприятий по критериям долговечности и циклической трещиностойкости при сложном напряженном состоянии. 5 ил.

Изобретение относится к турбомашиностроению, а именно к устройствам для испытания на прочность замковых соединений дисков турбомашин. Устройство состоит из имитатора обода диска с установленным в пазе имитатора обода диска имитатором хвостовика лопатки, выступающим за боковые поверхности имитатора обода диска, в каждом из которых выполнено не менее одного отверстия для приложения растягивающих усилий в вертикальном направлении, расположенных на своих осях симметрии. В имитаторе хвостовика лопатки указанное отверстие расположено выше паза имитатора обода диска. В имитаторе обода диска выполнены не менее пары отверстий для приложения растягивающих усилий в горизонтальном направлении, расположенных соосно и зеркально по обе стороны от паза имитатора обода диска. Технический результат: возможность исследовать широкий набор условий нагружения дисков ГТД, а также оценить эффективность тех или иных конструктивных мероприятий по критериям долговечности и циклической трещиностойкости при сложном напряженном состоянии. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к способам определения долговечности дисков турбомашин путем моделирования в процессе стендовых испытаний эксплуатационных условий нагружения и поврежденности в критических зонах дисков турбомашин. Сущность: в верхнем крепежном отверстии элемента обода диска создают контактные напряжения. Нагружают элемент обода диска повторяющимися циклическими растягивающими усилиями. Последовательность повторяющихся циклических растягивающих усилий задают в виде нарастающих ступенчатых циклов, воспроизводящих график набора оборотов турбомашины от пуска из холодного состояния до ее остановки. Каждая ступень нагружения сопровождается определенной выдержкой нагрузки по времени. Воспроизводят место возникновения и траекторию роста трещины в критических зонах дисков турбомашин, наблюдаемую при эксплуатации. Фиксируют количество циклов нагружения до разрушения элемента обода диска. Технический результат: возможность моделирования в процессе стендовых испытаний эксплуатационных условий нагружения и поврежденности в критических зонах дисков турбомашин. 1 ил.

 


Наверх