Патенты автора ШВЕДОВИЧ Ярослав Лешек (CH)

При подавлении льдообразования на поверхности конструкции турбомашины во время ее работы осуществляют пьезоэлектрическое преобразование механической энергии колебаний конструкции в электрическую энергию. Затем преобразуют генерированную электрическую энергию в тепловую энергию и подводят данную тепловую энергию к части конструкции турбомашины. Передают часть генерированной пьезоэлектрическим способом энергии непосредственно к другой части конструкции турбомашины для преобразования переданной энергии в тепловую энергию или к системе подачи внешней энергии, выполненной с возможностью повторной передачи энергии к части конструкции турбомашины для преобразования переданной энергии в тепловую энергию. Другое изобретение группы относится к устройству для реализации указанного выше способа и содержит корпус с входной секцией, состоящей из раструба, ротор, окруженный корпусом, ряд лопаток входного направляющего аппарата, соединенных с корпусом, и ряд вращающихся лопаток, соединенных с ротором. Раструб, и/или по меньшей мере одна лопатка входного направляющего аппарата, и/или по меньшей мере одна вращающаяся лопатка снабжены пьезоэлектрическим элементом, электрической цепью, соединенной с данным пьезоэлектрическим элементом, а также передатчиком для передачи части энергии, генерированной пьезоэлектрическим способом. Группа изобретений позволяет упростить устройство подавления льдообразования на поверхности конструкции турбомашины. 2 н. и 22 з.п. ф-лы, 4 ил.

Турбомашина работает при повышенной рабочей температуре, со стационарными и вращающимися компонентами (12, 16), между которыми для предотвращения контакта предусмотрен зазор. Зазор в состоянии останова машины принимает первое значение, а в установившемся режиме машины принимает второе значение. Зазор во время переходного процесса от останова до установившегося режима в результате того, что различные компоненты вращаются с различной скоростью и имеют различные коэффициенты расширения, проходит через экстремальное значение на кривой. Предусмотрены компенсирующие средства (20) с нелинейным механизмом компенсации для уменьшения или компенсации экстремального значения зазора во время переходного процесса. Компенсирующие средства оказывают максимальное воздействие там, где зазор принимает экстремальное значение. Достигается увеличение коэффициента полезного действия. 11 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к энергетике. В системе уплотнения зазора между двумя соседними, испытывающими тепловую и/или механическую нагрузку конструктивными элементами тепловой машины, в частности турбомашины или газовой турбины, включающей в себя уплотнение, которое установлено в проходящей поперек зазора, пересекающей зазор выемке, уплотнение по меньшей мере частично состоит из сплава с эффектом запоминания формы таким образом, что при превышении заданной предельной температуры его уплотнительные свойства изменяются. Изобретение позволяет повысить эффективность и простоту изготовления системы уплотнения. 12 з.п. ф-лы, 7 ил.

При демпфировании колебаний в лопатке турбинной машины колебательную энергию лопатки сначала преобразуют в электрическую энергию за счет пьезоэлектрического эффекта, а затем электрическую энергию преобразуют в тепло потерь. Внутри подлежащей демпфированию лопатки создают полое пространство для установки пьезоэлектрического демпфирующего элемента. Устанавливают в полое пространство лопатки пьезоэлектрический демпфирующий элемент, выполненный с возможностью деформации за счет колебаний лопатки и создания электрического напряжения. Жестко соединяют демпфирующий элемент с лопаткой за счет замыкания по материалу или механического зажимания. С помощью созданного электрического напряжения создают в подключенной электрической цепи омическое тепло потерь. Другое изобретение группы относится к лопатке турбинной машины, в которой для осуществления указанного выше способа внутри лопатки образовано полое пространство и, по меньшей мере, один пьезоэлектрический демпфирующий элемент расположен в указанном полом пространстве. Группа изобретений позволяет упростить демпфирование колебаний лопатки турбинной машины. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 8 ил.

 


Наверх