Накладное противоледное покрытие гидротехнического сооружения 1, например, пазов и затворов ГЭС выполнено в 2 вариантах. Плиты 2, 3 покрытия из полимерного антиадгезионного материала на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена с молекулярной массой не менее 3 миллионов углеродных единиц с добавлением от 2 до 4% либо дисульфида молибдена, либо двуокиси титана, либо от 5 до 10% графита, обладающие повышенным коэффициентом линейного расширения, закреплены на сооружении с температурными зазорами. Крепление плиты выполнено беззазорно в одной фиксаторной точке либо по одной фиксаторной линии с Т-образными пазами и захватами, в остальных местах крепления плиты обеспечена возможность ее температурного расширения или усадки путем выполнения крепежных гнезд удлиненными, расходящимися от фиксаторного отверстия либо расширенного выполнения пазов или выполнения захватов с подвижными пластинами. Диапазон податливости в каждом узле составляет 0,014…0,02 от удаления до центра или оси фиксации. Смежные грани плит имеют скосы, образующие угол не менее 40°. При температурном сжатии и расширении плит наледь отслаивается, уменьшая ущерб от обледенения. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 16 ил.
Изобретение относится к конструкциям опор для большегрузных трубопроводов. Технический результат изобретения заключается в снижении уровня напряжений и динамических нагрузок в трубопроводах и опорах при сдвиговых процессах. Опора большегрузного трубопровода содержит фундаментный блок, трубопроводную и фундаментную опорные части с узлами продольной и поперечной температурных подвижек с поверхностями скольжения. Узлы температурных подвижек дополнительно содержат верхнюю проставку, закрепленную на обращенной к трубопроводу опорной части, и нижнюю проставку, закрепленную на обращенной к фундаменту опорной части. Проставки выполнены на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена с молекулярной массой более 2 миллионов углеродных единиц с добавлением от 2 до 5 процентов либо двуокиси титана, либо дисульфида молибдена, либо от 5 до 8 процентов углерода. Проставки снабжены соросборными канавками на поверхности скольжения, расположенными под углом от 30 до 60 градусов по отношению к направлению подвижки. 4 з.п. ф-лы, 12 ил.