Патенты автора Шатов Виталий Александрович (RU)

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат состоит в уменьшении массогабаритных показателей и улучшении охлаждения. Индукторный генератор с воздушной системой возбуждения имеет установленные в корпусе два зубчатых пакета статора с установленной между ними проставкой. Проставка в виде полого цилиндра из немагнитного материала с выполненными в нем пазами, соосными с пазами в пакетах статора и выемками в его зубцах. Охватывающая зубцы обоих пакетов обмотка якоря. Два сдвинутых на 180 градусов пакета зубчатого ротора с расположенной между ними обмоткой возбуждения в виде двух катушек, разделенных немагнитным, закрепленным на проставке, каркасом с зазорами между наружными боковыми и нижними их поверхностями и обращенными к ним поверхностями соответственно пакетов ротора и вала. Составная часть системы внутреннего охлаждения генератора включает в себя также радиальные отверстия и прорези в каркасе обмотки возбуждения с выемками в проставке и кожух с патрубком. Отверстия в корпусе статора и установленный на валу вентилятор, обеспечивающий также функционирование внешнего канала охлаждения, в виде охватывающей корпус и закрытой металлической оболочкой полости. Охлаждающий поток воздуха в эту полость поступает из патрубка, а выбрасывается во внутренние полости генератора через отверстия в корпусе. 3 ил.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в повышении КПД машины за счет улучшения охлаждения и уменьшения потерь в стали. Электрическая машина содержит два зубчатых по расточке пакета статора, в виде прилегающих друг к другу сегментов, на внешней поверхности каждого из которых имеется полость. На поверхности корпуса, охватывающего статор, выполнены каналы жидкостной системы охлаждения в виде не соприкасающихся друг с другом полостей овальной или прямоугольной формы с исходящими из них направленными под углом к оси машины сквозными отверстиями в полости сегментов статора. Жидкость в эту часть системы охлаждения поступает из верхнего коллектора через два отверстия в средней части корпуса в расположенные под ними полости сегментов статора. Из них в каналы корпуса и по ним перемещается к нижнему коллектору, последовательно омывая поверхности полостей сегментов статора. Примерно 60% жидкости выводится из машины струйным насосом, а вторая ее часть поступает из нижнего коллектора через внешние трубопроводы в каналы в подшипниковых щитах. Затем в герметически охватывающие втулки подшипников полости и из них через соосно расположенные отверстия во втулке и подшипниках попадает внутрь подшипников, омывая сепаратор с шариками. Через второе отверстие, обращенное к магнитопроводящей втулке, охлаждающая жидкость под действием центробежных сил поступает в выполненные в ней отверстия. Далее попадает в щелевые полости под пакетами роторов и выбрасывается из них через отверстия, обращенные к обмоткам возбуждения и якоря, и, охлаждая их, выводится из машины через специально выполненное отверстие в корпусе струйным насосом. 6 ил.

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к системам охлаждения индукторных машин закрытого исполнения. Технический результат - повышение надежности и срока службы индукторных машин, улучшение их массогабаритных показателей. Система охлаждения индукторной машины, имеющей пакеты статора с рабочей обмоткой и установленные на магнитопроводящей втулке пакеты ротора с размещенной между ними обмоткой возбуждения, содержит в корпусе статора каналы системы принудительного жидкостного охлаждения и расположенный внутри машины центробежный вентилятор, принадлежащий замкнутой системе принудительного воздушного охлаждения. Имеются также кольцевые полости охлаждения подшипниковых щитов, выполненные с наружной их стороны концентрично валу с выступающими турбулизаторами и расположенные с обеих сторон ротора вентиляторы, каждый из которых выполнен в виде вентиляционного диска. На обращенной к ротору поверхности диска имеются радиальные каналы и объединяющий их периферийный кольцевой канал. Кольцевая вентиляционная пластина имеет наружный диаметр, меньший диаметра ротора, перекрывает обращенную к ротору поверхность диска и имеет выполненные в ней отверстия, число которых равно или кратно числу зубцов ротора. 4 ил.

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к системам охлаждения. Технический результат - повышение эффективности теплоотдачи от обмоток возбуждения. Система охлаждения закрытой электрической машины содержит выполненные в корпусе статора каналы принудительного жидкостного охлаждения с основаниями в виде турболизаторов, закрытый с наружной стороны машины теплообменник в виде полости, принадлежащей замкнутой системе принудительного воздушного охлаждения от расположенного внутри машины на ее валу центробежного вентилятора. Указанная система также снабжена дополнительными системами принудительного жидкостного охлаждения катушек обмотки возбуждения, каждая из которых включает в себя по два сквозных отверстия, расстояние между которыми равно расстоянию между серединами цилиндрических поверхностей боковых стенок каркасов катушек, и выполненные в каркасе и расположенные на диаметрально противоположных его сторонах П-образные каналы, верхний из которых содержит два расположенных соосно с отверстиями в корпусе радиальных отверстия, выполненных в верхней части боковых стенок каркаса, а нижний два расположенных соосно с отверстиями в корпусе радиальных отверстия, выполненных в нижней части боковых стенок каркаса. 8 ил.

Изобретение относится к области электромашиностроения, а более конкретно к системам охлаждения электрических машин закрытого исполнения. Технический результат - повышение интенсивности охлаждения. Система охлаждения электрической машины, состоящей из пакета статора с рабочими обмотками, ротора с установленными в нем тангенциально намагниченными постоянными магнитами, содержит выполненные в цилиндрическом корпусе закрытые нижней металлической оболочкой каналы принудительного жидкостного охлаждения, в основании которых выполнены турболизаторы. Турболизаторы могут иметь, например, форму призм ромбовидного сечения. На корпусе машины установлены входной и выходной коллекторы. Над нижней оболочкой расположен закрытый с наружной стороны машины металлической верхней оболочкой теплообменник в виде полости, принадлежащей замкнутой системе принудительного воздушного охлаждения. На валу машины установлен вентилятор, а по его периферии в корпусе выполнены равномерно распределенные по окружности перепускные отверстия. Каналы жидкостного охлаждения машины разделены стальными исходящими из корпуса перегородками, которые выходят за пределы этих каналов в теплообменник и имеют равномерно распределенные по окружности прорези, разделенные перегородками. 3 ил.

 


Наверх