Патенты автора Лебедев Борис Васильевич (RU)

Изобретение относится к области навигационной техники и может быть применено в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Способ мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты заключается в том, что с воздушных судов (ВС), находящихся в выделенной для мониторинга области пространства, с определенной периодичностью передается информация о номере борта, истинной воздушной скорости, курсовом угле, векторе путевой скорости, барометрической высоте полета, времени, географических координатах, а также температуре наружного воздуха. Переданная информация принимается наземной радиостанцией. Весь объем данных, полученных в заданной области пространства, разделяется на сеансы наблюдений, каждый из которых определен в пространстве и времени. Процесс обработки результатов измерения разбивается на два этапа. Первый этап состоит в формировании вектора ветра по данным об измеренных на борту векторах воздушной и путевой скорости. Вектор истинной воздушной скорости представляется в виде данных о ее модуле и направлении (курсе). Передаваемый с борта вектор путевой скорости формируется в штатной бортовой спутниковой навигационной системе. Данные о векторе ветра, полученные для всех самолетов, осредняются и используются для определения эталонного значения вектора истинной воздушной скорости каждого самолета, участвующего в сеансе. Разность модулей эталонного значения и полученного с борта значения истинной воздушной скорости определяет полученную в данном сеансе оценку погрешности измерения истинной воздушной скорости, которая используется при определении погрешности измерения статического давления. По полученной в данном сеансе погрешности измерения статического давления определяется погрешность измерения барометрической высоты. На втором этапе обработки путем осреднения данных о погрешности измерения барометрической высоты, полученных в разных сеансах, выделяется искомая систематическая погрешность. Эта величина сравнивается с назначенным ICAO допустимым значением и позволяет выделить потенциально опасные экземпляры ВС с повышенными систематическими погрешностями измерения барометрической высоты. Технический результат – повышение достоверности результатов мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты за счет исключения влияния неопределенности начала отсчета при определении погрешности барометрической высоты. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения воздушных судов (ВС) и может быть применено в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Технический результат – повышение точности в процессе принятия решения по результатам мониторинга, обусловленным неопределенностью в выборе начала отсчета измерения геометрической высоты. Для этого на этапе предварительной оценки систематической погрешности измерения барометрической высоты по полученным наземной радиостанцией данным строится зависимость разностей между геометрической и барометрической высотой для всех наблюдаемых самолетов в функции координат и времени. Далее для каждого ВС в каждом сеансе наблюдения определяется разность между разностью геометрической и барометрической высот для наблюдаемого ВС и ожидаемой разностью, определенной по полученной функциональной зависимости. На этапе принятия решения для каждого ВС отбираются сеансы с его участием, и по результатам статистической обработки предварительных оценок погрешности выделяется систематическая составляющая погрешности измерения барометрической высоты. Для принятия решения о пригодности самолета для полетов в условиях RVSM формируются два порога: порог отбраковки (назначенный ИКАО порог плюс модуль разности начала отсчета) и порог одобрения (назначенный ИКАО порог минус модуль разности начал отсчета). ВС, для которых оценка величины погрешности меньше порога одобрения, считаются прошедшими проверку. В случае если величина погрешности превышает порог отбраковки, ВС считается не прошедшим проверку. ВС, оценка погрешностей которых попала в интервал между двумя порогами, подлежат дальнейшему наблюдению. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного оборудования и может быть применено в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Способ повышения достоверности мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты на самолетах заключается в выделении для мониторинга области пространства с бортов ВС, вещают данные о горизонтальных координатах, геометрической и барометрической высотах, а также данные о векторе путевой скорости, курсе и воздушной скорости, переданная информация принимается наземной радиостанцией. Весь объем данных, полученных в выделенной области пространства, разделяется на сеансы наблюдений, каждый из которых определен в пространстве и времени. При наземной обработке данных для каждого ВС с помощью вычислительного комплекса определяют разность геометрической и барометрической высот, а также осредненное значение скорости ветра. При обнаружении повышенной скорости ветра как признака попадания атмосферного фронта в зону наблюдения, данные соответствующего сеанса исключаются из дальнейшего рассмотрения. Далее проводят статистическую обработку полученных данных и определяют погрешность измерения барометрической высоты на ВС. Для каждого ВС отбираются сеансы с его участием и по результатам статистической обработки выделяется систематическая составляющая погрешности измерения барометрической высоты, которая сравнивается с заданным порогом. ВС, для которых заданный порог погрешности превышен, признаются непрошедшими проверку. Технический результат – повышение достоверности результатов мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты за счет исключения из статистической обработки недостоверных измерений, обусловленных влиянием атмосферного фронта. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного оборудования и может быть применено в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Технический результат – расширение функциональных возможностей на основе повышения достоверности мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты за счет расширения зоны его действия, а также увеличения объема выборки при статистическом анализе результатов измерений. Для этого с воздушных судов (ВС), находящихся в заданной области пространства, с помощью бортовой радиостанции передают данные о горизонтальных координатах, геометрической и барометрической высоте. Переданная информация принимается наземной радиостанцией, весь объем данных, полученных в заданной области пространства, разделяется на сеансы наблюдений, каждый из которых определен в пространстве и времени. На первом этапе с помощью вычислительного комплекса для всех наблюдаемых ВС определяется разность между геометрической и барометрической высотами, строится зависимость разностей между геометрической и барометрической высотой в функции координат и времени, проводится статистическая обработка полученных данных и определяется предварительная оценка систематической погрешности измерения барометрической высоты на каждом ВС. На втором этапе для каждого ВС отбираются сеансы с его участием, по результатам статистической обработки предварительных оценок погрешности выделяется систематическая составляющая погрешности измерения барометрической высоты, которая сравнивается с заданным порогом и выявляются ВС, на которых данная погрешность превышена. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при расчете высоты полета летательных аппаратов (ЛА) для обеспечения посадки в условиях ограниченной видимости. Техническим результатом заявленного способа является повышение точности и целостности характеристик измерения высоты при заходе ЛА на посадку за счет более полного учета температуры воздуха. Указанный результат достигается за счет того, что информация о давлении и температуре в предполагаемой точке касания ЛА взлетно-посадочной полосы, полученная на метеостанции, автоматически передается в диспетчерский пункт, с диспетчерского пункта она передается на борт ЛА и автоматически вводится в бортовой вычислитель. Информация, введенная в бортовой вычислитель, вновь передается на диспетчерский пункт для автоматического подтверждения правильности ее введения. На борту на основании измеренных резервированными измерителями данных о статическом давлении и температуре заторможенного потока, а также полученной с диспетчерского пункта информации определяется геометрическая высота ЛА над планируемой точкой касания. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Относится к радиотехническим методам определения местоположения объектов в воздушном пространстве и может быть использовано для предупреждения столкновений воздушных судов, в частности легких маневренных самолетов, имеющих минимум приборного оборудования и находящихся в зонах пониженной плотности воздушного движения при отсутствии диспетчерской поддержки. Достигаемый технический результат - формирование информации для обнаружения пилотом наличия потенциальной опасности столкновения с другим самолетом. Указанный результат достигается за счет того, что по измеренному значению дальности до воздушного судна, представляющего опасность полету, формируют зону воздушного пространства, которая отображается на индикаторе воздушной обстановки в виде окружностей с равномерно расположенными на них радиальными стрелками, при этом диаметр отображаемой окружности соответствует расстоянию до воздушного судна, представляющего опасность полету, длина и направление стрелок - скорость и направление движения (сближение/удаление) воздушных судов, подвергающихся опасности столкновения. По заданному значению высотного интервала между эшелонами и разности барометрических высот защищаемого и угрожающего воздушного судна на индикаторе воздушной обстановки отображаются воздушные суда, для которых разность высот или расчетное время до опасного сближения превышает заданный порог. В зависимости от степени опасности изменяется цвет отображения и подаются звуковые сигналы. При нахождении угрожающего воздушного судна в зоне перекрытия и при достижении предварительно установленного значения дальности опасного сближения пилот воздушного судна, которое подвергается опасности столкновения, связывается по стандартному радиотелефону с пилотом угрожающего воздушного судна и согласовывает маневр расхождения. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах контроля целостности выходных сигналов бортовых спутниковых навигационных приемников. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого на борту оцениваемого в полете воздушного судна (ВС) и на ВС, находящихся в полете вблизи оцениваемого спутникового навигационного приемника, получают информацию о барометрической и геометрической высоте от n окружающих ВС по каналу штатного оборудования автоматического зависимого наблюдения (АЗН). На оцениваемом ВС вычисляют разницу между барометрической и геометрической высотами для каждого из n окружающих ВС и осредняют полученные значения, получают для оцениваемого ВС разницу между его барометрической и геометрической высотами, сопоставляют осредненную разницу высоте разницей высот данного ВС. Вводят поправки на давление и температуру воздуха в соответствии с дифференциальным уравнением статики атмосферы. При получении данных АЗН от наблюдаемых ВС в наземном оборудовании АЗН контролируют целостность навигационной аппаратуры потребителей (НАП) на всех наблюдаемых ВС. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 


Наверх