Патенты автора Немтырева Ирина Александровна (RU)

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к реверсивным силовым судовым турбинам, содержащим турбину заднего хода. Ступень турбины заднего хода содержит сопловой аппарат, рабочие лопатки, подвижный П-образный экран, установленный над рабочими лопатками, в дне которого выполнены окна. Внутри П-образного экрана над рабочими лопатками установлена неподвижная статорная Т-образная надроторная вставка, снижающая перетечки под П-образным экраном. На передней относительно направления газового потока боковой стенке П-образного экрана выполнен наружный выступ, контактирующий с внутренней поверхностью наружной стенки соплового аппарата в выдвинутом положении П-образного экрана, соответствующем работе турбины заднего хода, снижающий перетечки над П-образным экраном. Достигается устранение вентиляционных потерь в турбине заднего хода от утечек газа над и под П-образным экраном на заднем ходу. 3 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, к области разработки газотурбинных двигателей, в частности к способам их доводки до окончательного конструктивного облика. Способ доводки соплового аппарата турбины газотурбинного двигателя включает установку в окружном направлении двухлопаточных блоков. Шаг между лопатками в блоке и шаг между лопатками соседних блоков постоянен. Перед установкой блоки разделяют на две группы, первую из которых устанавливают без изменений, а во второй группе перед установкой от одного блока отрезают часть с лопаткой, у оставшихся блоков второй группы при механической обработке удаляют с торцов припуск меньше, чем у блоков первой группы, величину которого устанавливают из условия обеспечения увеличенного равномерного шага между лопатками соседних блоков второй группы по сравнению с первой при их установке. При этом шаг между лопатками в блоке оставляют неизменным, как в первой группе. Предложенный способ доводки соплового аппарата турбины позволяет достичь снижения возбуждающих колебаний, влияние которых приводит к разрушению рабочих лопаток турбины газотурбинного двигателя по замковому соединению, при несущественном изменении конструкции соплового аппарата на этапе доводки газотурбинного двигателя, что повышает надежность работы газотурбинного двигателя в течение заданного ресурса. 2 ил.

При доводке рабочего колеса газотурбинного двигателя проводят экспериментальные испытания и определяют необходимость доводки вследствие обнаружения возбуждающих колебаний, приводящих к разрушению замкового соединения на рабочих лопатках. После определения необходимости доводки газотурбинного двигателя определяют наиболее эффективный вариант подрезки сопловых лопаток, заключающийся в наименьшем падении КПД газотурбинного двигателя. Первый вариант подрезки заключается в косой подрезке выходной кромки сопловой лопатки с увеличением угла подрезки от концевой части пера с максимальной глубиной подрезки у корневой части пера, не превышающей 10% от хорды профиля пера сопловой лопатки. Второй вариант подрезки заключается в косой подрезке выходной кромки сопловой лопатки с увеличением угла подрезки от корневой части пера с максимальной глубиной подрезки у концевой части пера, не превышающей 10% от хорды профиля пера сопловой лопатки. Лопаток с вариантом подрезки с наименьшим падением КПД закладывают в рабочее колесо от 60% до 70%, с наибольшим падением КПД - от 30% до 40%. Выполняют подрезку в соответствии с полученными расчетами и сформированный комплект сопловых лопаток расставляют в сопловом аппарате в зависимости от расположения жаровых труб, делящих сопловой аппарат на сектора, в каждый из которых закладывают разную комбинацию лопаток. Комбинацию лопаток составляют по меньшей мере из четырех лопаток одного варианта подрезки или обоих. Затем проводят опытную эксплуатацию, при положительном результате которой газотурбинный двигатель переходит на стадию производства, при отрицательном результате опытной эксплуатации принимают иные варианты расстановки сопловых лопаток в сопловом аппарате. Изобретение позволяет снизить возбуждающие колебания, воздействующие на рабочие лопатки газотурбинного двигателя, при несущественном изменении его конструкции. 5 ил., 2 табл.

 


Наверх