Патенты автора Шарипов Шамиль Гусманович (RU)

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных установок. На ряде исправных газотурбинных установок, содержащих газогенератор и силовую турбину, фиксируют в заданном диапазоне частот вращения роторов зависимости изменения частоты вращения и амплитуд вибраций корпусов газогенератора и силовой турбины от времени на выбеге роторов при останове газотурбинной установки. Вычисляют критические частоты вращения, формируют типовые зависимости изменения частот вращения роторов низкого давления, высокого давления и силовой турбины и амплитуд вибраций по каждому вибродатчику, размещенному на корпусах газогенератора и силовой турбины, от времени, фиксируют текущие зависимости значений критических частот и амплитуд вибраций на конкретной газотурбинной установке, сравнивают с типовыми зависимостями, при отклонении текущих значений критических частот и/или амплитуд от типовых на более чем 5% формируют сигнал об изменении технического состояния опор конкретного ротора. Типовую зависимость изменения частот вращения роторов и амплитуд вибраций от времени, а также критических частот вращения формируют для конкретной газотурбинной установки на начальном этапе ее эксплуатации. Дополнительно типовую зависимость частот вращения и амплитуд вибраций от времени разбивают на участки по количеству критических частот в данном диапазоне частот вращения роторов, в каждом из которых определяют значение критической частоты и амплитуду вибраций при ее прохождении и сравнивают с текущими значениями на том же участке, а при отклонении текущих значений от типовых хотя бы на одном участке формируют сигнал об изменении технического состояния опоры конкретного ротора. Технический результат - определение узлов, в которых происходит изменение технического состояния на стадии допустимого времени эксплуатации без разрушения деталей газотурбинной установки, что повышает ее эксплуатационную экономичность. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных установок, а именно к диагностике температурного состояния деталей для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. Способ эксплуатации газотурбинной установки включает диагностику температурного состояния деталей. Измеряют температуру масла на сливе из каждой опоры роторов газотурбинной установки на неизменном режиме по частотам вращения роторов на базе времени не менее 2-х минут, предшествующих текущему измерению, вычисляют среднее значение температуры масла на сливе и сравнивают его с текущим значением при тех же частотах вращения. При отклонении текущего значения температуры масла на сливе более чем на 2°С формируют сигнал об изменении технического состояния деталей в конкретной опоре ротора. При снижении текущего значения температуры масла на сливе формируют сигнал о разрушении коллектора подвода масла к подшипнику в опоре. При повышении температуры масла на сливе формируют сигнал о разрушении подшипника в опоре. Способ позволяет определить детали в конкретной опоре двигателя, в которых происходит изменение технического состояния на стадии допустимого времени эксплуатации без разрушения деталей двигателя, что повышает эксплуатационную экономичность газотурбинного двигателя. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных установок, а именно к оценке технического состояния установок или ее отдельных узлов для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации установки. Способ эксплуатации газотурбинной установки включает оценку ее технического состояния по изменению характеристик рабочих режимов. На по крайней мере одной из исправных газотурбинных установок фиксируют в заданном диапазоне частот вращения роторов зависимости изменения частоты вращения n от времени τ на выбеге роторов при не менее двух остановах газотурбинной установки, по усредненным значениям формируют типовые зависимости изменения частот вращения роторов n от времени τ, фиксируют текущие зависимости этих параметров для конкретной газотурбинной установки, сравнивают с типовыми зависимостями, при отклонении текущих зависимостей по конкретному ротору от типовых более чем на 5% формируют сигнал об изменении технического состояния конкретного ротора. Типовую зависимость изменения частот вращения роторов от времени формируют для конкретной газотурбинной установки на начальном этапе ее эксплуатации. Дополнительно типовую зависимость изменения частоты вращения от времени разбивают на 2-3 участка, на которых определяют значения Δn/Δτ, фиксируют на этих участках текущие значения Δn/Δτ, при отклонении текущих значений от типовых более чем на 5% хотя бы на одном участке формируют сигнал об изменении технического состояния конкретного ротора. Ожидаемый технический результат - определение узлов в газотурбинной установке, в которых происходит изменение технического состояния на стадии допустимого времени эксплуатации без разрушения деталей газотурбинной установки, что повышает ее эксплуатационную экономичность. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к конструкции фронтового устройства камер сгорания газотурбинных установок и способу его работы. Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания включает наружную, внутреннюю стенки, переднюю, разделительную и огневую стенки, горелочные устройства, закрепленные на передней, разделительной и огневой стенках, наружный и внутренние кольцевые каналы. Огневая стенка выполнена в форме усеченного конуса, а в наружной и внутренней стенках закреплены втулки в количестве не менее 1 ряда на каждой стенке. Горелочные устройства расположены на наружном и внутреннем ярусах. Каждое горелочное устройство включает воздушный канал с завихрителем и соплом на выходе. Внутри воздушного канала коаксиально размещена топливная форсунка, а снаружи расположен топливовоздушный канал с завихрителем на входе, на втулке которого выполнены радиальные топливоподводящие отверстия. Снаружи топливовоздушного канала расположен наружный канал, снабженный осевыми топливопитающими отверстиями и отверстиями для подвода воздуха на входе в наружный канал, при этом выход наружного канала соединен с выходом топливовоздушного канала отверстиями. Имеются три топливных коллектора, два из которых расположены на входе во внутренний кольцевой канал, закреплены к передней стенке и соединены трубками с топливными форсунками. К разделительной и наружной стенкам фронтового устройства прикреплены обечайки, полость между которыми образует третий топливный коллектор, сообщенный с полостью между передней и разделительными стенками через радиальные отверстия в разделительной стенке. Полость между передней и разделительной стенками сообщена с радиальными топливоподводящими отверстиями на втулке осевого воздушного лопаточного завихрителя топливовоздушного канала и осевыми топливопитающими отверстиями наружного канала. Изобретения позволяют снизить содержание вредных выбросов оксидов азота и окиси углерода. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс работы, увеличить продолжительность жизненного цикла газотурбинной установки. Газотурбинная установка содержит газотурбинный двигатель и газодинамически связанную с ним силовую осевую турбину, роторы которых механически не связаны друг с другом. На статоре силовой турбины напротив полотна диска первой и последней ступеней силовой турбины образованы кольцевые полости, отделенные от проточной части силовой турбины подвижными уплотнениями. Кольцевая воздушная полость на статоре силовой турбины за последней ступенью пневматически сообщена с проточной частью одной из ступеней компрессора газотурбинного двигателя по меньшей мере одним трубопроводом с проточным краном на нем. На стенке каждой кольцевой полости статора силовой турбины установлен приемник давления среды в этой полости, соединенный с датчиком давления, а проточный кран снабжен электроприводом. Датчики давления воздуха в кольцевой воздушной полости и электропривод проточного крана связаны с системой управления установки. При сообщении кольцевой воздушной полости с проточной частью одной из ступеней компрессора газотурбинного двигателя двумя и более трубопроводами их выходные отверстия в кольцевую воздушную полость равноудалены друг от друга и от оси силовой осевой турбины. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к эксплуатации подземных магистральных трубопроводов (МТ), в части производства ремонтных работ по устранению дефектных участков. Целью изобретения является разработка способа оптимизации температурных напряжений при ремонте участка МТ, возникающих от температурного перепада между температурой воздуха при сварке захлестов при строительстве МТ и температурой газа при его эксплуатации/ремонте. Технический результат достигается тем, что согласно диспетчерским данным определяют среднегодовую температуру газа для ремонтируемого участка МТ. На вскрытом и освобожденном от газа участке вырезают технологические окна, отсекают ремонтируемый участок от возможного поступления газа в сварочную зону установкой временных герметизирующих устройств (ВГУ) и вырезают катушку с дефектом. При врезке новой катушки в процессе выполнения работ по сварке захлесточного стыка в трубопроводе поддерживают температуру, близкую к среднегодовой температуре газа при эксплуатации МТ, путем продувки воздухом, подогретым с помощью специального устройства. 1 ил.

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности к двигателям, применяемым в качестве привода газоперекачивающих агрегатов и энергоустановок. Способ работы газотурбинной установки, включающий подачу топлива в дежурные и основные горелочные устройства на различных режимах, заключающийся в том, что при запуске газотурбинной установки и выходе на режим малого газа в первую часть дежурных горелочных устройств подают в качестве топлива природный газ, после выхода установки на режим малого газа при дальнейшем увеличении мощности газотурбинной установки в оставшуюся вторую часть дежурных горелочных устройств подают метано-водородную смесь, а перед выходом на режим холостого хода, включают подачу метано-водородной смеси в первую часть дежурных горелочных устройств, при этом синхронно снижают расход природного газа в последние, вплоть до прекращения его подачи, также перед выходом на режим холостого хода начинают подачу топлива в виде природного газа в основные горелочные устройства. Изобретение обеспечивает снижение уровня выброса вредных веществ, за счет подачи метано-водородной смеси в дежурные и основные горелки камеры. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к эксплуатации магистральных трубопроводов и может быть использовано при оценке напряженно-деформированного состояния (НДС) и остаточного ресурса дефектных сварных стыков, выявленных при проведении внутритрубной диагностики. Способ оценки НДС изогнутых участков магистрального трубопровода с дефектными сварными стыками включает расчет напряжений в стенке трубы с учетом радиусов изгиба оси трубопровода. Оценку выполняют по данным внутритрубной диагностики, в которых выделяют выпуклые, вогнутые участки и участки горизонтального поворота с непроектными радиусами упругого изгиба менее «минимального радиуса упругого изгиба при укладке» 1000D, где D - диаметр трубопровода. Отдельно для каждого типа изогнутого участка вычисляют допускаемые по пределу текучести металла радиусы упругого изгиба ρmin при заданном внутреннем давлении и температурном перепаде. Напряжения в стенке трубы вычисляют с учетом радиусов изгиба ρ, установленных внутритрубной диагностикой и лежащих в интервале ρmin≤ρ<1000D для каждого участка трубопровода отдельно. Технический результат: упрощение оценки НДС при идентификации дефектных сварных стыков на участках упругого изгиба. 2 з.п. ф-лы, 4 табл.

Изобретение относится к способу получения электропроводных резиновых вулканизатов. Способ включает вулканизацию при температуре 150°С резиновой смеси, содержащей, мас.%: каучук марки СКН-18 - 40, полисульфидный ускоритель вулканизации - 12, дибутилфталат - 1, диамин - 1, фталевый ангидрид - 1, углеродный наполнитель - 40, регенерат – 5. При этом в качестве углеродного наполнителя используют углеродное вещество волокнистой структуры, полученное термокаталитическим пиролизом газового конденсата из системы очистки природного газа на компрессорной стации магистрального газопровода в условиях контакта с железооксидным катализатором Fe2O3 при атмосферном давлении и температуре 600-700°С, объемной скорости подачи сырья 25 мл/мин, в течение 5 ч, с последующим охлаждением до 20°С и отсевом фракции 50-150 мкм путем фракционирования образовавшейся углеродной массы на молекулярных ситах. Готовый резиновый вулканизат подвергают дополнительной термообработке в термостате при температуре 250°С в течение 3 ч. Техническим результатом являются повышение выхода целевого продукта, относительная стабильность электропроводных свойств во времени и упрощение технологии получения продукта. 3 табл.

Изобретение относится к технологии настройки и опробования специальных полноподъемных предохранительных клапанов типа СППК, пружинных полноподъемных предохранительных клапанов типа ППК и другой предохранительной арматуры в составе блока предохранительной арматуры узлов переключения газа в процессе эксплуатации газораспределительных станций (далее - ГРС). Способ настройки и опробования предохранительных клапанов заключается в том, что газ для настройки и опробования предохранительного клапана подается с требуемым повышенным выходным давлением из входного трубопровода высокого давления ГРС в блок предохранительной арматуры на вход настраиваемого предохранительного клапана. Газ с требуемым повышенным выходным давлением для настройки и опробования предохранительного клапана подается из входного трубопровода высокого давления ГРС на вход предохранительного клапана блока предохранительной арматуры через устройство для настройки и опробования предохранительных клапанов. Устройство для настройки и опробования предохранительных клапанов состоит из переносного съемного трубопровода с редуктором, тройником и манометром. Устройство подключено к входному трубопроводу высокого давления ГРС через патрубок посредством переходника перед настройкой и опробованием предохранительных клапанов. Технический результат: снижение трудоемкости процесса перевода подачи газа на байпасную линию, уменьшение объема выбросов газа в атмосферу, сокращение времени стравливания, повышение эффективности процедуры настройки предохранительных клапанов. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области эксплуатации магистральных трубопроводов, в частности к отбраковке сварных косых стыков. Задачей изобретения является упрощение процесса замера косины стыка и определение критерия допустимости косины кольцевого стыка стальных трубопроводов в зависимости от параметров стыка и участков трубопроводов. Технический результат достигается способом отбраковки косого сварного стыка стального трубопровода где Li - база замера косины, мм; hi - значение отклонения линейки относительно продольной образующей второй трубы при принятии базы отклонения как катет, гипотенузу треугольника или одну из двух длинных сторон острого равнобокого треугольника, мм; m, kн - соответственно коэффициенты условий работы и надежности по назначению освидетельствуемого участка трубопровода, используемого при расчете его на прочность и деформативность; - нормативное сопротивление растяжению металла труб, равное минимальному значению предела текучести, МПа; αф, αп - соответственно коэффициент формы шва и коэффициент подреза кольцевого сварного стыка; - максимальные суммарные продольные напряжения в трубопроводе, МПа; δ - толщина стенки трубопровода, мм; b - ширина сварного стыка, мм. 1 ил.

Изобретение относится к области цементации стальных изделий и может быть использовано для поверхностного упрочнения деталей машин и механизмов путем их термообработки в среде твердого карбюризатора. Карбюризатор для цементации изделий из низкоуглеродистой стали содержит высокодисперсную сажу в виде побочного продукта неполного сгорания природного газа в газоиспользующем теплогенерирующем оборудовании газораспределительных и компрессорных станций магистральных газопроводов, чугунную стружку со средним размером гранул 0,5 мм и карбонат бария, при следующем соотношении компонентов, мас.%: высокодисперсная сажа - 80, чугунная стружка - 10 и карбонат бария - 10. Обеспечивается требуемое диффузионное насыщение стальных изделий углеродом, достигается равномерность глубины слоя по площади изделия и снижаются энергетические затраты. 3 табл., 2 пр.

Изобретение относится к ремонту подземных магистральных газопроводов. В способе ремонта вскрывают потенциально опасный участок газопровода и производят оценку технического состояния потенциально опасного участка газопровода с повышенным уровнем напряженно-деформированного состояния. Затем, увеличивая локальную плотность грунта под этим участком газопровода и перераспределяя нагрузку, корректируют его высотное положение, что приводит к увеличению радиуса изгиба и, следовательно, снижению изгибных напряжений. Технический результат: снижение уровня напряженно-деформированного состояния ремонтируемого участка газопровода с малыми материальными и трудовыми затратами без стравливания газа. 4 ил.

Изобретение относится к области цементации стальных изделий и может быть использовано для поверхностного упрочнения деталей машин и механизмов из низкоуглеродистой стали. Осуществляют цементацию изделий в твердом карбюризаторе, охлаждение, двойную закалку и низкотемпературный отпуск. Цементацию проводят при 900°C. В качестве твердого карбюризатора используют состав, содержащий в мас. %: чугунную стружку со средним размером гранул 0,5 мм - 10, карбонат бария ВаСО3 - 10 и углеродное вещество волокнистой структуры - 80, состоящее из, в мас. %, железа - 10, водорода - 0,8 и углерода - 89,2, которое получено термокаталитическим пиролизом попутного нефтяного газа Баядынского месторождения в условиях контакта с железооксидным катализатором при температуре 660°C , объемной скорости подачи сырья 1000 часов-1 в течение 3 часов с последующим отсевом фракции 100-250 мкм путем фракционирования образовавшейся массы на молекулярных ситах. После цементации осуществляют охлаждение изделий до 100°C, затем проводят двойную закалку, включающую проведение первой закалки при температуре 820°C, а второй закалки - при температуре 770°C, после которой проводят низкий отпуск при температуре 150°C. Обеспечивается требуемое диффузионное насыщение углеродом, достигается равномерность глубины слоя по площади изделия, снижение энергетических затрат, а также необходимость в охлаждении водным раствором охлаждающей жидкости и добавке эмульгатора. 3 табл.

Изобретение относится к ремонту трубопроводов, в частности к ремонту магистральных региональных газопроводов с подкладными кольцами. Целью изобретения является экономия материала (трубной стали) при проведении ремонтных работ с вырезкой сварных стыков, имеющих подкладные кольца, за счет технически обоснованного размера вырезаемой катушки. Цель достигается тем, что ширину вырезаемой катушки с каждой стороны от оси стыка ограничивают шириной, включающей половину ширины подкладного кольца с добавлением 0,3 ширины подкладного кольца, плюс 0,6 толщины стенки трубы со стороны реза. 1 ил.

 


Наверх