Патенты автора Адашкевич Юрий Петрович (RU)

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. Редукционный упорный подшипник содержит тугое кольцо (1) и свободное кольцо (2) с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнезда сепаратора двухступенчатых конических роликов, ступени большего диаметра (3) которых обкатывают дорожку качения тугого кольца (1), а ступени меньшего диаметра (4) обкатывают дорожку свободного кольца (2). Диаметры оснований ступеней ролика исчислены из формул: ; dr1=Dr1/k; ; ; , где Dr1, Dr2 - диаметры оснований большей ступени конического ролика редукционного радиально-упорного подшипника, dr1, dr2, dr3, dr4 - диаметры оснований выступов меньшей ступени ролика, k - коэффициент редукции ролика, Н - ширина основания большей ступени ролика, h - ширина выступов меньшей ступени ролика, - расстояние от оси подшипника до центра основания большего диаметра большей ступени ролика. Основание большей ступени ролика большего диаметра (3) имеет сферическую форму радиусом сферы от точки цента подшипника до точки центра основания. На тугом и свободном кольцах (1, 2) сделаны проточки для большей и меньшей ступеней роликов, препятствующие смещению роликов вдоль собственной оси вращения. Технический результат заключается в создании редукционного упорного подшипника более компактной формы, в повышении предельной частоты вращения редукционного упорного подшипника в разы по сравнению со стандартным упорным подшипником без смещения роликов вдоль собственной оси вращения, без повышения частоты вращения роликов, в снижении затрат горючего или электроэнергии в приводе подшипника(ов), в повышении ресурса работы подшипника, вращающегося с частотой сравниваемого стандартного подшипника, в снижении уровня шума. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. Редукционный радиальный подшипник первого типа содержит наружное кольцо (1) и внутреннее кольцо (2) с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнезда сепаратора двухступенчатых роликов. Ступени (3) роликов большего диаметра обкатывают дорожку качения внутреннего кольца (2), а ступени (4) роликов меньшего диаметра обкатывают дорожку качения наружного кольца (1). Диаметры дорожек качения колец (1) и (2) и диаметры большей и меньшей ступеней (3) и (4) ролика находятся в пропорциональной зависимости, при которой соотношение D/d=Dr/kdr равно n в пределах допустимого, а соотношение D/Dr=d/kdr равно m, при этом m определяют из соотношения m=(n+1/k)/(n-1), а диаметры ступеней роликов определяют из соотношений Dr=D/m; dr=d/km, где Dr - диаметр большей ступени (3) ролика; dr - диаметр меньшей ступени (4) ролика; D - диаметр дорожки качения наружного кольца (1); d - диаметр дорожки качения внутреннего кольца (2); k - дополнительный коэффициент, выбираемый потребителем, снижающий частоту вращения роликов еще в k раз; n - отношение диаметра дорожки качения кольца (1) к диаметру дорожки качения кольца (2); m - отношение диаметра дорожки качения наружного кольца (1) к диаметру большей ступени ролика (3). Коэффициент редукции подшипника определяется по соотношению s=zkn, где z - отношение диаметра Dr к диаметру ролика стандартного подшипника dst.r Dr/dst.r, n - отношение диаметра D к диаметру d D/d. Технический результат: повышение частоты вращения внутреннего кольца относительно его неподвижного наружного кольца при прежней частоте вращения роликов в s раз (где диаметры ступеней роликов можно исчислить подбором под установленную величину s), понижение энергии топлива или электричества, затраченной на вращение редукционного подшипника с частотой стандартного подшипника, связанного с понижением частоты вращения роликов (понижением их кинетической энергии) и отсутствием трения скольжения редукционного подшипника, которое сопровождает работу шарикового подшипника. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машино-, приборо-, самолето-, автомобиле-, корабле- и ракетостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности и транспорта. Редукционный радиально-упорный подшипник первого типа усиленный содержит наружное кольцо (1) с ребордой на каждом из двух участков конической дорожки качения, внутреннее кольцо (2) с ребордой по центру конической дорожки качения, размещенные между ними тела качения в виде двухступенчатых конических роликов, и распирающие кольца (6) в виде конической втулки с наружными ребордами от одной штуки. Ступени большего диаметра (3) роликов обкатываются по дорожке качения внутреннего кольца (2), а ступени меньшего диаметра (4) обкатываются по дорожке качения наружного кольца (1), имеющего проточку для прохождения в ней большей ступени (3) ролика. Большая ступень ролика (3) имеет цилиндрическое отверстие (5) для установки в нем меньшей ступени ролика (4). На каждом из двух участков меньшей ступени (4) роликов установлено распирающее меньшие ступени коническое кольцо (6) с наружными ребордами от одной штуки, фиксирующими положение кольца между роликами и придающими кольцу дополнительную жесткость. Технический результат: повышение предельной нагрузки на известные модели редукционных радиально-упорных подшипников первого типа и подшипников со ступенчатыми роликами радиально-упорных первого типа, повышение предела значения коэффициента редукции подшипника, повышение срока работы подшипника, сниженного из-за усталости металла в роликах, возникшей из-за стремления смещения ступеней роликов относительно друг друга под внешней нагрузкой, исключение возможности перемещения роликов вдоль собственной оси вращения. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машино-, приборо-, самолето-, автомобиле-, корабле- и ракетостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности и транспорта. Редукционный радиально-упорный подшипник второго типа усиленный содержит наружное кольцо (1) с возможной ребордой по центру конической дорожки качения, внутреннее кольцо (2) с возможной ребордой на каждом из двух участков конической дорожки качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнезда сепаратора двухступенчатых конических роликов, и стягивающие кольца (6) в виде конической втулки с внутренними ребордами от одной штуки. Ступени большего диаметра (3) роликов с возможными проточками для реборд обкатываются по дорожке качения наружного кольца (1), а ступени меньшего диаметра (4) с обязательными проточками для реборд обкатываются по дорожке качения внутреннего кольца (1), имеющего проточку для прохождения в ней большей ступени (3) ролика. Большая ступень (3) ролика имеет цилиндрическое отверстие (5) для установки в нем меньшей ступени (4) ролика. На каждом из двух участков меньшей ступени (4) роликов установлено стягивающее меньшие ступени коническое кольцо (6) с внутренними ребордами от одной штуки, фиксирующими положение кольца (6) между роликами и придающими кольцу дополнительную жесткость. Технический результат: повышение предельной нагрузки на известные модели редукционных радиально-упорных подшипников второго типа и подшипников со ступенчатыми роликами радиально-упорных второго типа, повышение предела значения коэффициента редукции подшипника, повышение срока работы подшипника, снижение из-за усталости металла в роликах, возникшей из-за стремления смещения ступеней роликов относительно друг друга под внешней нагрузкой, исключение возможности перемещения роликов вдоль собственной оси вращения. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. Редукционный радиальный подшипник первого типа усиленный содержит наружное кольцо (1) с возможной ребордой на каждом из двух участков дорожки качения и внутреннее кольцо (2) с возможной ребордой по центру дорожки качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнезда сепаратора двухступенчатых роликов, и распирающие кольца (6) в виде цилиндрической втулки с наружными ребордами. Ступени большего диаметра (3) роликов с возможными проточками для реборд и цилиндрическими отверстиями (5) под ступень меньшего диаметра (4) обкатываются по дорожке качения внутреннего кольца (2), а ступени меньшего диаметра (4) с обязательными проточками для реборд обкатываются по дорожке качения наружного кольца (1). Диаметры большей (3) и меньшей (4) ступеней ролика исчисляются по формулам Dr=kdr, dr=(D-d)/(1+k); коэффициент редукции подшипника исчисляется по формуле , где D и d - диаметры дорожек качения наружного (1) и внутреннего (2) кольца, Dr и dr - диаметры большей (3) и меньшей (4) ступеней ролика, s - коэффициент редукции подшипника, k - коэффициент редукции ролика, z - отношение диаметра большей ступени (3) ролика редукционного подшипника к диаметру ролика стандартного подшипника с одинаковыми диаметрами дорожек качения. На каждом участке меньшей ступени роликов установлено распирающее меньшие ступени цилиндрическое кольцо (6) с наружными ребордами от одной штуки, фиксирующими положение кольца (6) между роликами и придающими кольцу (6) дополнительную жесткость. Технический результат: повышение предельной нагрузки на известные конструкции редукционных и подшипников со ступенчатыми роликами первого типа, повышение предела коэффициента редукции подшипников (повышении частоты вращения подшипника), повышение срока работы подшипника, сниженного из-за усталости металла в роликах, возникшей из-за стремления смещения ступеней роликов друг относительно друга под внешней нагрузкой. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машино- и приборостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. Редукционный радиальный подшипник второго типа усиленный содержит наружное кольцо (1) с возможной ребордой на дорожке качения и внутреннее кольцо (2) с возможной ребордой на каждом из двух участков дорожки качения, размещенные между кольцами тела качения, выполненные в виде установленных в гнезда сепаратора двухступенчатых роликов, и стягивающие кольца (6) в виде цилиндрической втулки с внутренними ребордами. Ступени большего диаметра (3) ролика с возможными проточками для реборд и цилиндрическими отверстиями (5) под ступень меньшего диаметра (4) ролика (3) обкатываются по дорожке качения наружного кольца (1), а ступени меньшего диаметра (4) с обязательными проточками для реборд обкатываются по дорожке качения внутреннего кольца (2). Диаметры большей (3) и меньшей (4) ступеней ролика исчисляются по формулам dr=(D-d)/(1+k), Dr=kdr; коэффициент редукции подшипника исчисляется по формуле , где D и d - диаметры дорожек качения наружного (1) и внутреннего (2) колец, Dr и dr - диаметры большей (3) и меньшей (4) ступеней ролика, s - коэффициент редукции подшипника, k - коэффициент редукции ролика, z - отношение диаметра большей ступени (3) ролика к диаметру стандартного ролика с такими же диаметрами дорожек колец. На каждом участке меньшей ступени (4) роликов (3) установлено стягивающее меньшие ступени цилиндрическое кольцо (6) с внутренними ребордами от одной штуки, фиксирующими положение кольца (6) на роликах (3) и придающими кольцу дополнительную жесткость. Технический результат: повышение предельной нагрузки на известные конструкции редукционных подшипников со ступенчатыми роликами второго типа, повышение предела коэффициента редукции подшипников (повышение частоты вращения подшипника), повышение срока работы подшипника, снижение усталости металла в роликах, возникшей из-за стремления смещения ступеней роликов относительно друг друга под внешней нагрузкой. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машино-, приборо-, самолето-, автомобиле-, корабле- и ракетостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности и транспорта. Редукционный радиально-упорный подшипник первого типа содержит наружное кольцо (1) и внутреннее кольцо (2) с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнезда сепаратора двухступенчатых конических роликов, ступени большего диаметра (3) которых обкатывают дорожку качения внутреннего кольца (2) подшипника, а ступени меньшего диаметра (4) обкатывают дорожку его наружного кольца (1). Диаметры оснований ступеней ролика находятся в пропорциональной зависимости от расстояния от оснований до точки вершины конуса подшипника. Формулы диаметров оснований ступеней ролика: Dr/dr=k; Dr1=Dr/cosα; Dr2=Dr1*(⎪OB⎪-Н)/⎪ОВ⎪; dr1=dr2*(⎪OB⎪+h)/⎪OB⎪; dr2=dr/cosα; dr3=dr2*(⎪OB⎪-H)/⎪OB⎪; dr4=dr2*(⎪OB⎪-H-h)/⎪OB⎪, где Dr - диаметр большей ступени ролика редукционного радиального подшипника первого типа, служащего базой (базового подшипника) для построения и исчисления редукционного радиально-упорного подшипника первого типа; dr - диаметр меньшей ступени ролика базового подшипника; k - коэффициент редукции базового цилиндрического и конического ролика; Dr1, Dr2 - диаметры оснований большей ступени ролика редукционного радиально-упорного подшипника; dr1, dr2, dr3, dr4 - диаметры оснований выступов меньшей ступени ролика редукционного радиально-упорного подшипника; α - угол между векторами силы Fr радиальной нагрузки на подшипник и вектором суммы векторов силы Fr и силы Fi осевой нагрузки; |ОВ| - отрезок, соединяющий точку фокуса линий наружной и внутренней дорожек, линий большей и меньшей ступеней ролика и центр основания ролика радиусом Dr1; Н - ширина большей ступени ролика; h - ширина выступов меньшей ступени ролика. Технический результат: повышение частоты вращения внутреннего кольца относительно неподвижного наружного кольца в разы без повышения частоты вращения роликов, снижение затрат горючего или электроэнергии в приводе подшипника, многократное повышение ресурса работы подшипника, вращающегося с частотой сравниваемого стандартного подшипника с пониженным уровнем шума. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. Редукционный упорный подшипник содержит тугое кольцо (1) и свободное кольцо (2) с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнезда сепаратора двухступенчатых конических роликов, ступени большего диаметра (3) которых обкатывают дорожку качения тугого кольца (1) подшипника, а ступени меньшего диаметра (4) обкатывают дорожку его свободного кольца (2). Диаметры оснований ступеней ролика находятся в пропорциональной зависимости от расстояния между основаниями и центральной осью подшипника и коэффициента редукции ролика. Формулы диаметров оснований ступеней ролика, исчисленные из известных Dr1, k, |ОВ|, Н, h: Dr2=Dr1*(|OB|-H)/|OB|; dr1=Dr1/k; dr2=dr1*(|OB|-H)/|OB|; dr3=dr1*(|OB|-H-h)/|OB|; dr4=dr1*(|OB|+h)/|OB|, где Dr1, Dr2 - диаметры оснований большей ступени конического ролика редукционного радиально-упорного подшипника, dr1, dr2, dr3, dr4 - диаметры оснований выступов меньшей ступени ролика, k - коэффициент редукции ролика (подшипника), Н - ширина большей ступени ролика, h - ширина меньшей ступени ролика, |ОВ| - расстояние от оси подшипника до центра основания большего диаметра большей ступени ролика. Технический результат: повышение предельной частоты вращения редукционного упорного подшипника в разы по сравнению со стандартным упорным подшипником без повышения частоты вращения роликов, снижение затрат горючего или электроэнергии в приводе подшипника(ов), многократное повышение ресурса работы подшипника, вращающегося с частотой сравниваемого стандартного подшипника, в снижении уровня шума. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машино-, приборо-, самолето-, автомобиле-, корабле- и ракетостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности и транспорта. Редукционный радиально-упорный подшипник второго типа содержит наружное кольцо (1) и внутреннее кольцо (2) с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнезда сепаратора двухступенчатых конических роликов, ступени большего диаметра (3) которых обкатывают дорожку качения наружного кольца (1) подшипника, а ступени меньшего диаметра (4) обкатывают дорожку его внутреннего кольца (2). Диаметры оснований ступеней ролика находятся в пропорциональной зависимости от расстояния от оснований до точки вершины конуса подшипника. Формулы диаметров оснований ступеней ролика: Dr/dr=k; Dr1=Dr/cosα; Dr2=Dr1*(|OB|-H)/|OB|; dr1=dr2*(|OB|+h)/|OB|; dr2=dr/cosα; dr3=dr2*(|OB|-H)/|OB|; dr4=dr2*(|OB|-H-h)/|OB|, где Dr - диаметр большей ступени (3) ролика редукционного радиального подшипника, служащего базой (базового подшипника) для построения и исчисления редукционного подшипника, dr - диаметр меньшей ступени (4) ролика базового подшипника, Dr1, Dr2 - диаметры оснований большей ступени ролика, dr1, dr2, dr3, dr4 - диаметры оснований выступов меньшей ступени (4) ролика; α - угол между векторами силы Fr радиальной нагрузки на подшипник и вектором суммы векторов силы Fr и силы Fr осевой нагрузки, |ОВ| - отрезок, соединяющий точку фокуса конуса ролика и центр основания ролика радиуса Dr1; H - ширина большей ступени ролика; h - ширина выступов меньшей ступени ролика. Технический результат: повышение частоты вращения наружного кольца подшипника относительно неподвижного внутреннего кольца в разы без повышения частоты вращения роликов, снижение затрат горючего или электроэнергии в приводе подшипника, многократное повышение ресурса работы подшипника, вращающегося с частотой сравниваемого стандартного подшипника с пониженным уровнем шума. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. Редукционный подшипник второго типа содержит наружное кольцо (1) и внутреннее кольцо (2) с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнездах сепаратора двухступенчатых роликов. Диаметр большей ступени (3) роликов контактирует с дорожкой качения наружного кольца (2), а диаметр меньшей ступени (4) роликов контактирует с дорожкой качения внутреннего кольца (1). Диаметры дорожек качения наружного и внутреннего колец (1) и (2) и диаметры большей и меньшей ступеней (3) и (4) ролика находятся в пропорциональной зависимости. Отношение Dr1/dr1=k равно любому числу в пределах допустимого, а отношение dr1=(D-d)/(k+1), где Dr1 - диаметр большей ступени (3) ролика подшипника, исчисляемый из формулы Dr1=kdr1 с учетом предварительно исчисленного диаметра dr1; dr1 - диаметр меньшей ступени (4) ролика подшипника; D - диаметр дорожки качения наружного кольца (1) подшипника; d - диаметр дорожки качения внутреннего кольца (2) подшипника; k - коэффициент редукции ролика, уменьшающий частоту вращения ступенчатого ролика относительно оси подшипника во время обката роликом дорожки качения наружного кольца подшипника по сравнению со стандартным подшипником, равный от единицы до нескольких единиц, выбираемый самостоятельно по потребностям. Технический результат: повышение в k раз частоты вращения наружного кольца подшипника относительно его неподвижного внутреннего кольца при прежней частоте вращения роликов относительно оси подшипника, повышение ресурса времени работы подшипника до k раз при прежней частоте вращения наружного кольца, снижение проскальзывания роликов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 пр.

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. Подшипник качения со ступенчатыми роликами содержит наружное кольцо (1) и внутреннее кольцо (2) с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнездах сепаратора двухступенчатых роликов, диаметр большей ступени (3) которых контактирует с дорожкой качения внутреннего кольца (2) подшипника, а диаметр меньшей ступени (4) контактирует с дорожкой качения его наружного кольца (1). Диаметры дорожек качения колец (1) и (2) и диаметры большей и меньшей ступеней (3) и (4) ролика находятся в пропорциональной зависимости. Соотношение d1\d2=k равно любому числу в пределах допустимого, при этом диаметры ступеней роликов подшипника определяют из соотношения: d2=(D1-D2)\(k +1) и d1=kd2, где d1 - диаметр большей ступени (3) ролика подшипника; d2 - диаметр меньшей ступени (4) ролика подшипника; D1 - диаметр дорожки качения наружного кольца (1) подшипника; D2 - диаметр дорожки качения внутреннего кольца (2) подшипника; k - понижающий редукционный коэффициент, выбираемый пользователем. Технический результат заключается в повышении в k раз частоты вращения внутреннего кольца подшипника относительно его неподвижного наружного кольца при прежней частоте вращения роликов по наружному кольцу относительно оси подшипника или повышении ресурса времени работы подшипника до k раз при прежней частоте вращения внутреннего кольца, в снижении проскальзывания роликов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 пр.

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. Подшипник качения со ступенчатыми роликами содержит наружное кольцо (1) и внутреннее кольцо (2) с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнездах сепаратора двухступенчатых роликов, диаметр большей ступени (3) которых контактирует с дорожкой качения кольца (1), а диаметр меньшей ступени (4) контактирует с дорожкой качения его кольца (2). Диаметры дорожек качения колец (1) и (2) и диаметры большей и меньшей ступеней (3) и (4) ролика находятся в пропорциональной зависимости. Отношение d1\kd2=D1\D2=n и равно любому числу в пределах допустимого, а отношение D1\d1=D2\kd2=m, при этом m определяют из соотношения: m=(n+1\k)\(n-1), а d1 и d2 определяют из соотношений: d1=D1/m; d2=D1/km, где d1 - диаметр большей ступени (3) ролика; d2 - диаметр меньшей ступени (4) ролика; D1 - диаметр дорожки качения кольца (1); D2 - диаметр дорожки качения в кольца (2); k - произвольный коэффициент, понижающий частоту вращения роликов относительно оси подшипника. Сепаратор выполнен в виде каркаса из двух шайб (5), соединенных между собой осями (8), на которых с возможностью вращения установлены трубки (9), заполненный твердым веществом с маленьким коэффициентом трения скольжения. Технический результат заключается в возможности повысить частоту вращения наружного кольца относительно неподвижного внутреннего кольца без повышения частоты вращения роликов, в возможности снизить силу трения скольжения между сепаратором и телами качения и в повышении долговечности подшипника. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 пр.

 


Наверх