Патенты автора Мамедов Октай Саил оглы (RU)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к определению резонансной частоты и амплитуды резонансных колебаний. Измеритель собственного тона колебаний конструкции содержит акселерометр и пружину, причем акселерометр установлен на пружине, прикрепленной к конструкции. Жесткость пружины подобрана таким образом, что резонансная частота прикрепленной к конструкции пружины с прикрепленным на ней датчиком равна частоте собственного тона колебаний конструкции. Также предлагается способ мониторинга изменения жесткости конструкции летательного аппарата при эксплуатации. Способ осуществляют следующим образом: сначала рассчитывают жесткости пружин, с прикрепленными к ним акселерометрами, резонансные частоты которых равны частотам 1-го, 2-го и 3-го собственных тонов изгиба основных агрегатов конструкции (под конструкцией здесь подразумеваются основные агрегаты конструкции: крыло, фюзеляж, горизонтальное и вертикальное оперение), затем эти пружины изготавливают и прикрепляют к ним акселерометры, которые в свою очередь крепят на конструкцию летательного аппарата в следующих местах: в концевых зонах этого агрегата - в зонах больших амплитуд для 1-го тона и в зонах пучностей 2-го и 3-го тонов для этих тонов, затем экспериментально определяют логарифмические декременты затухания пружин с прикрепленными к ним акселерометрами. Техническим результатом устройства и способа является увеличение точности определения частот 1-го, 2-го и 3-го собственного тона изгибных колебаний агрегатов летательного аппарата в процессе эксплуатации, по которым возможно определить ухудшение изгибной жесткости агрегата с большой точностью. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области экспериментальной аэромеханики и может быть использовано при исследованиях динамических характеристик основных элементов конструкции летательного аппарата во время эксплуатации. При реализации способа сначала на образцах-свидетелях определяют зависимости от различных факторов характеристик демпфирующей способности материалов конструкции, затем на натурной конструкции планера ЛА в наземных условиях определяют динамические характеристики, в том числе зависимости от различных факторов параметров затухания колебаний для нескольких собственных тонов колебаний планера. Затем с помощью расчетов устанавливают перечень консервативных собственных тонов колебаний конструкции планера ЛА в диапазоне крейсерских скоростей полета, далее в полете при одинаковых режимах с помощью симметричного или антисимметричного отклонения штатных органов управления ЛА возбуждают гармонические или полигармонические колебания, и по измеренным данным датчиков вибрации, размещенных на диагностируемых элементах конструкции, и по значениям возбуждающей силы вынужденных колебаний органов управления ЛА в начале плановой эксплуатации и в назначенный срок определяют значения динамических характеристик основных гармонических, а также нелинейных колебаний для консервативных тонов, наличие негативного для исследуемой конструкции планера ЛА изменения в процессе эксплуатации параметров затухания указанных выше колебаний является признаком деградации прочностных характеристик элементов конструкции. Технический результат заключается в увеличении точности определения динамических характеристик элементов конструкции ЛА в полете. 3 ил.

 


Наверх