Патенты автора Стребелева Елена Антоновна (RU)

Изобретение относится к педагогике, конкретно к коррекционной педагогике, к способу психолого-педагогической диагностики, может быть использовано для выявления раннего отклонения в познавательном развитии ребенка и оценке интеллектуального способа решения ребенком познавательной задачи в соответствии с возрастным нормативом. Специалист последовательно предлагает ребенку выполнить самостоятельно диагностические задания из набора, соответствующего его паспортному возрасту. Если ребенок не выполняет задание, специалист оказывает ему дополнительную помощь однократно, после этого фиксирует возможность перехода ребенка на самостоятельный способ выполнения задания. При этом диагностические задания соответствуют каждому из 11 оцениваемых возрастных периодов: 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет. Результат выполнения ребенком диагностического задания оценивается в баллах. Определяют итоговую оценку. В зависимости от полученного итогового значения познавательное развитие определяют, как «соответствующее возрастному нормативу» или как «познавательное развитие, незначительно отстающее от возрастного норматива». При итоговой оценке, соответствующей его паспортному возрасту менее допустимого значения, познавательное развитие не оценивают и ему предлагается пройти дополнительное обследование. Во время этого обследования ребенку последовательно предлагаются задания диагностических наборов предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста до тех пор, пока при выполнении одного из них он наберет балльную оценку допустимого значения. При итоговой оценке результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора одного из предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста от допустимого значения и более, вариант познавательного развития характеризуют как «познавательное развитие, отстающее от возрастного норматива», а при итоговой оценке менее допустимого значения говорят о том, что ни один из интеллектуальных способов решения ребенком познавательной задачи не сформирован, и вариант познавательного развития характеризуется как «познавательное развитие не оценивается». Способ позволяет провести оценку познавательного развития детей в возрасте от 6 мес до 10 лет жизни за счет выполнения набора диагностических методик, каждая из которых включает по семь заданий в соответствии с конкретным возрастным этапом. 1 табл., 4 пр.

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы и расстройствами психики. Специалист путем целенаправленного воздействия внешних стимулов и обучения вызывает у ребенка определенную форму социального поведения в одной из шести психологических сфер в определенной последовательности: в первую очередь двигательной, затем тактильной, обонятельной, зрительного восприятия, слухового восприятия и в последнюю очередь коммуникации с помощью голоса и речи. В каждой из сфер вначале создают условия для возникновения подражания, при отсутствии результата создают условия для появления копирования, затем для появления сенсомоторной имитации, затем для появления непроизвольного поведения. Психологические сферы, стимулы и содержание обучения, социальное поведение, его качественная характеристика в виде описания, а также балльная оценка фиксируются в таблице. Результат обследования рассчитывают с помощью математических формул. На основании полученного результата делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано гармонично и может быть в будущем самостоятельно сформировано во всех психологических сферах, либо делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано дисгармонично и для его появления в других психологических сферах требуются специальные условиях обучения, или делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано аномально и для овладения более совершенным социальным поведением ребенку необходима систематическая комплексная реабилитация. Способ позволяет разработать критерии оценки социального поведения ребенка с целью прогнозирования возможностей его совершенствования в будущем за счет наблюдения за социальным поведением ребенка в различных психологических сферах. 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области здравоохранения, а именно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может использоваться врачами, педагогами и психологами при проведении диагностики функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев. Набор дидактических пособий для диагностики психической активности младенцев состоит из сумки с ручками, в которой находятся изделия диагностического и дидактического назначения: надувной матрас, мягкий надувной резиновый валик, крупная яркая игрушка с громким звонким звуком, крупная яркая игрушка с низким глухим звуком, светящаяся игрушка яркого цвета с фактурной поверхностью, фонарик с мягким световым потоком, погремушка с крупяным звучанием, колокольчик с мягким мелодичным звуком, яркий звонкий бубен с лентами, мягкая текстильная, приятная на ощупь погремушка-пищалка с громким звуком, щетка с мягкой натуральной щетиной, резиновая щетка с жесткой щетиной, детская резиновая зубная щетка с мягкой щетиной, тесьма velko, черно-белое изображение лица человека 20×20 см, карточки 20×20 см с изображением черных и белых полос и черных кругов на белом фоне, дудка с резким сильным звуком, игрушка-подвеска с крупными яркими подвижными деталями, кукла-неваляшка среднего размера, яркая игрушка-пищалка с мягким интенсивным звуком, яркая игрушка с возможностью растягиваний и вибраций, яркий мяч с фактурной поверхностью. Набор позволяет установить функциональные возможности рецепторов основных анализаторов: зрительного, слухового, двигательного и тактильного, определить направление психолого-педагогической помощи и виды стимулирующего коррекционно-педагогического воздействия на незрелую психическую сферу детей первых месяцев жизни. 23 ил., 1 пр.

Изобретение относится к области медицины, конкретно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может быть использовано для оценки психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела. На каждый анализатор младенца: кожный двигательный, зрительный и слуховой поочередно оказывают воздействие предметами различной интенсивности воздействия, по два предмета на каждую степень интенсивности для подтверждения реакции. При этом, если ребенок реагирует на стимулирование предметами низкого уровня интенсивности, диагностику для данного анализатора заканчивают. Если ребенок не реагирует на стимулирование предметами данного уровня интенсивности, то проводят воздействие предметами с более высоким уровнем интенсивности, сначала средней, затем, высокой интенсивности. Для каждого анализатора выставляют оценку в баллах: от низкого до высокого уровня интенсивности воздействия. Результат оценки представляют в виде суммы по всем анализаторам, а оценку функциональных возможностей рецепторов вычисляют по математической формуле. В зависимости от полученного результата, определяют очень низкую психическую активность, низкую психическую активность или удовлетворительную. Способ позволяет определить степень психической активности младенцев в первые месяцы жизни, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела, за счет определения уровня интенсивности воздействия предметами на каждый тестируемый анализатор. 1 табл., 3 пр.

 


Наверх