Патенты автора Носков Владислав Яковлевич (RU)

Предлагаемая группа изобретений относится к области ближней радиолокации непрерывного излучения и может быть использована в системах автоматизированного управления транспортных средств, в том числе беспилотных, в локомотивных устройствах безопасности и управления, в частности в устройствах регистрации параметров движения и контроля скоростного режима ведения поезда, а также в устройствах контроля скорости иных наземных транспортных средств. Техническим результатом изобретения является повышение точности и надежности измерения скорости движения наземных транспортных средств относительно дорожного полотна путем улучшения качества доплеровских сигналов за счет усовершенствования антенной системы. Повышение точности измерений достигается за счет формирования в ближней зоне антенны плоского фазового фронта излучения по всему его сечению. При этом повышение надежности измерений обеспечивается благодаря применению протяженной антенны в направлении движения транспортного средства. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Техническое решение относится к средствам определения состояния занятости подконтрольного путевого участка стрелочного перевода на сортировочных горках. Датчик контроля состояния стрелочного перевода содержит СВЧ приемопередающий модуль СВЧ-ППМ с частотной модуляцией, первый высокочастотный порт которого связан с антенной, в пределах диаграммы направленности которой установлен радиолокационный отражатель, второй вывод сигнальный СВЧ-ППМ через последовательно соединенные фильтр и первый усилитель подключен к первому сигнальному порту цифрового сигнального процессора ЦСП, второй порт которого связан с третьим выводом управления частотой СВЧ-ППМ через последовательное соединение цифроаналогового преобразователя ЦАП и второго усилителя, при этом третий порт ЦСП посредством интерфейса типа RS-485 связан с системой горочной автоматической централизацией ГАЦ, причем, антенна выполнена с плоской веерной диаграммой направленности, которая в горизонтальной плоскости на высоте вагонной автосцепки описывается функцией cosec2θ в пределах углов θl<0<θ2, где θ1 и θ2 - углы, отсчитываемые от оси основного ЖД пути стрелочного перевода, приведенной к положению РЛД, до дальнего угла границы зоны контроля на стороне нахождения РЛД и до противолежащего угла ближней границы зоны контроля соответственно. Достигается повышение надежности и достоверности контроля состояния стрелочного перевода. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к радиолокации с активным ответом и может быть использовано в аэрологических радиозондах (АРЗ) систем радиозондирования атмосферы для измерения наклонной дальности до радиозонда импульсным методом, пеленгации по угловым координатам и передачи телеметрической информации на одной несущей частоте. Техническим результатом изобретения является расширение рабочего диапазона дальности в область малых расстояний (от десятков до порядка сотен метров) системы радиозондирования атмосферы; сужение рабочей полосы частот, занимаемой системой радиозондирования; расширение динамического диапазона по уровню сигнала запроса. Способ синхронного приема и обработки запросного сигнала в автодинном приемопередатчике системы радиозондирования атмосферы заключается в том, что посредством антенны принимают электромагнитное излучение в виде СВЧ радиоимпульса с внутриимпульсной периодической частотной модуляцией, воздействуют им на СВЧ-генератор, вызывая автодинные изменения с частотой внутриимпульсной частотной модуляции запросного сигнала амплитуды колебаний, средних значений тока и напряжения в цепи смещения активного элемента, и выделяют автодинные изменения СВЧ-генератора в виде радиоимпульса на частоте внутриимпульсной частотной модуляции запросного сигнала. Среднюю частоту модулированных колебаний СВЧ-генератора предварительно совмещают со средней частотой излучения СВЧ радиоимпульсов с внутриимпульсной периодической частотной модуляцией запросного сигнала. Девиацию частоты запросного сигнала ограничивают условием ее нахождения внутри полосы синхронизации СВЧ-генератора. 2 ил.

Изобретение относится к радиолокации. Технический результат заключается в расширении рабочего диапазона расстояний системы радиозондирования атмосферы; сужении рабочей полосы частот; расширении динамического диапазона по уровню сигнала запроса; повышении помехозащищенности приемопередатчика к воздействию активных помех; предотвращении несанкционированного доступа к получению метеоданных. Технический результат достигается за счет использования свойств радиосигналов, передаваемых от РЛС системы радиозондирования атмосферы к АРЗ (аэрологическому радиозонду), режимов работы автодинных приемопередатчиков и методов повышения помехозащищенности радиосистем при использовании в качестве несущей запросного радиоимпульса колебания с периодической внутриимпульсной частотной модуляцией, применении этой модуляции в качестве поднесущей для передачи запросного кода, в переводе СВЧ-генератора из режима асинхронного автодинного преобразователя частоты в режим синхронного детектора (преобразователя) частотной модуляции и применении методов кодирования и декодирования сигнала запроса. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к радиолокации с активным ответом и может быть использовано в аэрологических радиозондах (АРЗ) систем радиозондирования атмосферы для измерения наклонной дальности до радиозонда импульсным методом, пеленгации по угловым координатам и передачи телеметрической информации на одной несущей частоте. Техническим результатом изобретения является расширение диапазона рабочих дальностей действия системы радиозондирования в область малых расстояний, расширение динамического диапазона асинхронного приемопередатчика (АПП) по уровню сигнала запроса и повышение устойчивости АПП к воздействию активных помех в виде хаотической последовательности радиоимпульсов. Автодинный асинхронный приемопередатчик системы радиозондирования атмосферы содержит антенну, управляемый аттенюатор, устройство управления и последовательно соединенные управляемый аттенюатор, СВЧ-генератор с возможностью электрического управления частотой и его включением, устройство регистрации автодинного сигнала, полосовой усилитель, детектор радиоимпульсов, компаратор с гистерезисом, временной селектор импульсов и формирователь импульсов ответной паузы. Управляемый аттенюатор высокочастотными портами включен между антенной и СВЧ-генератором. Выход формирователя ответной паузы подключен к первому выводу устройства управления. Второй вывод формирователя ответной паузы подключен к управляющему входу управляемого аттенюатора, а к третьему выводу подключен выход детектора радиоимпульсов. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области ближней радиолокации с импульсной модуляцией излучения, внутриимпульсным приемом и обработкой сигналов. Способ обработки сигналов и радиолокационный датчик (РЛД) могут использоваться в системах обнаружения целей и измерения их параметров движения в зоне селекции. Техническим результатом является получение у РЛД с внутриимпульсным приемом и обработкой радиосигналов разрешающей способности по дальности и обеспечение возможности раздельного обнаружения множества объектов локации в зоне селекции, определения расстояния до них и скорости перемещения, а также параметров вибрации и закона перемещения объекта локации при обработке каждого зондирующего радиоимпульса. Радиолокационный датчик для обнаружения целей и измерения их параметров движения в зоне селекции, реализующий заявленный способ, содержит антенну, доплеровский приемо-передающий модуль с квадратурными выходами I(t) и Q(t) преобразованных сигналов, блок обработки сигналов и блок синхронизации и формирования импульсов, причем в него дополнительно введены первый и второй аналого-цифровые преобразователи, сигнальные входы которых подключены к квадратурным выходам I(t) и Q(t) доплеровского приемо-передающего модуля, а выходы - к сигнальным входам блока обработки сигналов. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в системах ближней радиолокации (СБРЛ), датчиках и измерителях, предназначенных для обнаружения движущихся объектов, определения параметров движения и измерения расстояния до них. Проблема, на решение которой направлено изобретение, состоит в том, чтобы исключить или значительно уменьшить автодинную девиацию частоты колебаний генератора, которая является причиной ангармонических искажений автодинных сигналов, ограничения динамического диапазона автодинного приемопередатчика и явления периодической нестационарности шумовых характеристик, а также повысить его потенциал. Технический результат изобретения достигается тем, что в предлагаемом автодинном приемопередатчике для СБРЛ, содержащим последовательно включенный малошумящий усилитель, полосно-пропускающий резонатор с возможностью изменения его собственной частоты и усилитель мощности, в цепь питания которого подключен датчик тока в виде резистора для регистрации автодинного сигнала, для решения поставленной проблемы добавлены: делительно-развязывающее устройство и линия задержки радиочастотных сигналов, причем выход усилителя мощности соединен с первым портом делительно-развязывающего устройства, второй порт которого является радиочастотным входом-выходом автодинного приемопередатчика и связан с антенной, а третий порт связан с входом линии задержки радиочастотных сигналов, выход которой подключен к входу малошумящего усилителя. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области радиоэлектроники, в частности ближней радиолокации. Технический результат заключается в повышении точности и надёжности измерения скорости двигающегося наземного транспортного средства. Для этого сформированный квазигармонический электрический скоростемерный сигнал формируется с применением антенно-фидерного устройства, предназначенного для обработки сигналов, отражённых от пространственно-распределённой цели, вследствие излучения электромагнитной волны, характеризующейся формой амплитудно-фазового распределения, близкого к амплитудно-фазовому распределению плоской волны, в области падения на полотно дороги или иную подстилающую поверхность. 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области радиолокации с переключением частоты (ПЧ) радиоволн и может использоваться в бортовых (например, автомобильных) радиолокационных датчиках (РЛД), предназначенных для обнаружения движущихся целей, измерения расстояния до них, а также определения скорости и направления движения. Техническим результатом является повышение устойчивости РЛД с ПЧ к воздействию активных помех, вызванных приемом радиосигналов от иных РЛД, а также к воздействию помех, связанных с переотражениями радиосигналов от подстилающей поверхности. Технический результат предложенного способа достигается благодаря увеличению количества переключаемых частот зондирующих радиосигналов, исключению пораженных помехой результатов обработки сигналов и усреднению полученных данных при определении параметров движения цели. Этим достигается повышение также надежности обнаружения цели в условиях влияния интерференционных замираний радиосигналов из-за наличия их переотражений от подстилающей поверхности, а также повышение точности определения параметров движения цели. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области радиолокации с частотной манипуляцией непрерывного излучения (ЧМНИ) радиоволн и может быть использовано для обнаружения движущихся целей, измерения расстояния до объекта локации, скорости и направления движения. Достигаемый технический результат - расширение рабочей области радиолокационных датчиков (РЛД) с ЧМНИ радиоволн по дальности и скорости в сторону их увеличения, обеспечение возможности определения направления движения объекта локации, а также снижение уровня внеполосного излучения. Указанный результат достигается за счет того, что полученный на разных частотах доплеровский сигнал усиливают и формируют, затем подсчитывают целое число периодов доплеровского сигнала и переключают частоту зондирующего радиосигнала с одной частоты на другую в моменты перехода доплеровского сигнала через нуль. Устройство, реализующее заявленный способ, содержит антенну, доплеровский приемо-передатчик с ЧМ, усилитель, амплитудно-пороговый формирователь, счетчик-делитель с дешифратором, блок сравнения временных интервалов и блок измерения, определенным образом соединенные между собой. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к технике неразрушающего контроля изделий, а именно к устройствам для бесконтактного измерения отклонений от номинального значения внутренних размеров металлических изделий с использованием электромагнитного излучения СВЧ диапазона, и может быть применено в машиностроительной, трубопрокатной и химической промышленности. Измеритель содержит автодинный СВЧ генератор, связанный с блоком выделения автодинного сигнала, трехплечий циркулятор, ко второму плечу которого подключена первая приемопередающая антенна, диаграмма излучения которой направлена на первую локальную область контроля внутренней поверхности изделия, а к третьему плечу - вторая приемопередающая антенна, диаграмма излучения которой направлена на вторую локальную область контроля внутренней поверхности изделия, противолежащую первой локальной области. Между автодинным СВЧ генератором и первым входом трехплечего циркулятора введен проходной двухпозиционный фазовращатель, а к выходу блока выделения автодинного сигнала подключен вход аналогового коммутатора на два положения, к первому и второму выходам которого подключены первый и второй полосовые усилители, выходы которых связаны соответственно с первым и вторым амплитудными детекторами. При этом входы управления проходного двухпозиционного фазовращателя и аналогового коммутатора подключены к выходу тактового генератора. Технический результат заключается в повышении точности и чувствительности измерений в условиях различия качества обработки или износа внутренней поверхности контролируемых изделий, появления пыли или влаги на пути распространения СВЧ излучения, влияния изменений температуры окружающей среды и фликкерных флуктуаций на показания. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к технике неразрушающего контроля изделий, а именно к устройствам для бесконтактного измерения отклонений от номинального значения внутренних размеров металлических изделий с использованием электромагнитного излучения СВЧ-диапазона, и может быть применено в машиностроительной, трубопрокатной и химической промышленности. Датчик содержит первый и второй связанные между собой взаимной связью автодинные СВЧ-генераторы, к которым соответственно подключены первый и второй блоки выделения автодинного сигнала. Причем первый автодинный СВЧ-генератор соединен также с первым плечом трехплечего циркулятора, ко второму плечу которого подключена первая приемопередающая антенна, диаграмма излучения которой направлена на первую локальную область контроля внутренней поверхности изделия, а к третьему плечу - вторая приемопередающая антенна, диаграмма излучения которой направлена на вторую локальную область контроля внутренней поверхности изделия, противолежащую первой локальной области. Технический результат заключается в повышении точности измерений. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к радиолокации с активным ответом, и может быть использовано в аэрологических радиозондах систем радиозондирования атмосферы для измерения наклонной дальности до радиозонда импульсным методом, пеленгации по угловым координатам и передачи телеметрической информации на одной несущей частоте. Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, состоит в увеличении чувствительности устройства в режиме приема запросного радиоимпульса, уменьшении флуктуаций временного положения, глубины и продолжительности ответной паузы, сужении спектра излучения приемопередатчика, повышении его помехозащищенности от воздействия активных помех и упрощении настойки устройства. Технический результат достигается тем, что в предлагаемом устройстве, содержащем СВЧ генератор и связанную с ним приемопередающую антенну, СВЧ генератор выполнен с возможностью электрического управления частотой и к нему подключены последовательно соединенные блок выделения автодинного сигнала, усилитель, обнаружитель запросного сигнала и формирователь импульса ответной паузы. При этом выход формирователя импульсов ответной паузы связан с СВЧ генератором. Обнаружитель запросного сигнала состоит из последовательно соединенных полосового фильтра, линейного детектора, компаратора и временного селектора запросных импульсов. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к технике неразрушающего контроля изделий, а именно к устройствам для бесконтактного измерения отклонений от номинального значения внутренних размеров металлических изделий с использованием электромагнитного излучения СВЧ-диапазона, и может быть применено в машиностроительной, трубопрокатной и химической промышленности. Для решения данной задачи предложены способ для его осуществления, а также устройство, содержащее автодинный СВЧ-генератор, связанный с блоком выделения автодинного сигнала и первым плечом трехплечего циркулятора, первую и вторую приемо-передающие антенны, причем ко второму плечу трехплечего циркулятора подключена первая приемопередающая антенна, диаграмма излучения которой направлена на первую локальную область контроля внутренней поверхности изделия, а к третьему плечу трехплечего циркулятора - вторая приемо-передающая антенна, диаграмма излучения которой направлена на вторую локальную область контроля внутренней поверхности изделия, противолежащую первой локальной области. Технический результат - повышение точности измерения внутренних размеров изделий. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Система содержит программно-аппаратный вычислительный комплекс, состоящий из компьютера со специализированным программным обеспечением, канала передачи данных, комплексной системы управления сортировочным процессом, локационные измерительные модули, каждый из модулей снабжен блоком управления и обработки сигнала. Для определения координат вагонов применены сканирующие лазерные дальномерные модули с возможностью кругового вращения и регулировкой скорости вращения. Лазерный сканирующий модуль содержит приемопередатчик для измерения дальности, электродвигатель для поворота лазерного приемопередатчика со встроенным энкодером, при этом лазерный приемопередатчик механически соединен с валом электродвигателя, а блок управления внутренней шиной соединен с электродвигателем, также блок управления внутренней шиной соединен с лазерным приемопередатчиком. Достигается повышение точности измерения координат вагонов. 1 ил.

 


Наверх