Патенты автора Климов Александр Константинович (RU)

Изобретение относится к области композиционных материалов на основе карбида кремния, применяемых для оборудования нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности (подшипники и уплотнения насосов, погружных агрегатов) и химических установок, в авиационной промышленности (детали поршневого, роторно-поршневого и газотурбинного двигателя). Технический результат изобретения: снижение процента брака, повышение прочности и твердости. Способ изготовления изделий из реакционно-спеченного композиционного материала включает формование заготовки на основе композиции, состоящей из мелкодисперсного наполнителя, представляющего смесь инертного к кремнию при технологических параметрах процесса силицирования карбида кремния и активных к кремнию элементов и соединений: углерода, молибдена и карбида молибдена, образующих при взаимодействии с ним тугоплавкие карбиды, силициды или тройные соединения, и временного связующего, обжиг сформованной заготовки при конечной температуре, соответствующей температуре полного удаления летучих продуктов временного связующего, и ее силицирование при массопереносе кремния в поры материала заготовки путем его капиллярной конденсации за счет создания низкой степени их пресыщения. Порошки активного к кремнию элемента или соединения и карбида кремния берут в соотношении 1:10 по гранулометрическому составу. Силицирование проводят при температуре 1500-1550°С. 1 табл., 6 пр.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к турбокомпрессорам, применяемым, например, для наддува двигателей внутреннего сгорания, в частности, к подшипниковым узлам, выполненным в виде подшипников скольжения. Изобретение позволяет увеличить ресурс подшипников вала турбокомпрессора за счет повышения износостойкости рабочих сопрягаемых поверхностей подшипников скольжения жидкостного трения путем применения трибологических пар из керамических композиционных материалов с низким коэффициентом трения (не более 0,1). Подшипники вала турбокомпрессора состоят из двух раздельных плавающих вращающихся подшипников скольжения жидкостного трения и дистанционного элемента между ними, подшипники выполнены в виде втулок с маслоперегонными сквозными отверстиями и маслопроточными пазами на торцевых поверхностях, с наружными и внутренними цилиндрическими гладкими поверхностями, в которых с зазором и соосно помещен вал ротора турбокомпрессора. Подшипники скольжения и дистанционный элемент между ними изготовлены из реакционно-спеченного карбида кремния (SiC) с твердостью поверхности 88-90 HRC, а на поверхность вала ротора турбокомпрессора нанесено покрытие на основе модифицированного карбонитрида титана (TiCN) c твердостью поверхности 82-84 HRC. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области порошковой металлургии и предназначено для производства износостойких сплавов на основе карбонитрида титана, работающих в сложных условиях динамического нагружения, высоких контактных давлений и скоростей. Композиционный порошок на основе карбонитрида титана TiC0,5N0,5 для получения спеченного износостойкого сплава для высоконагруженных узлов трения содержит 20 - 30 мас.% вольфрама, 2,5 - 3 мас.% селена, 4,5 - 6 мас.% галлия, 2,5 - 4 мас.% индия и остальное карбонитрид титана TiC0,5N0,5. Соотношение вольфрама W к селену Se находится в пределах 7,3 - 8,0. Обеспечивается высокая износостойкость при высоких температурах, что обеспечивает эксплуатационную надежность высоконагруженных узлов трения. 2 табл.

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в ракетно-космической, авиационной, нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, в железнодорожном, автомобильном транспорте и других областях промышленности. Подшипник скольжения, включающий корпус, устанавливаемый на цапфу вала или ось непосредственно или через вкладыш или втулку, в котором по крайней мере одна поверхность скольжения имеет наноструктурное антифрикционное покрытие на основе карбонитрида титана. Антифрикционное функционально-градиентное покрытие состоит из порошка карбонитрида титана, легированного кремнием, с фракциями нанодиапазона от 10 до 24 нм, субмикронного уровня - от 0,2 до 0,3 мкм и микронного уровня - от 1 до 5 мкм при следующем содержании фракций, мас. %: нанодиапазона - от 8 до 10, субмикронного уровня - от 50 до 60, микронного уровня - от 30 до 42. Технический результат изобретения - комплексное улучшение физико-механических и эксплуатационных характеристик подшипника за счет высокой твердости до 45-48 ГПа, среднего модуля упругости до 500 ГПа, адгезии к подложке (с максимальной критической нагрузкой до 50 Н), максимального снижения коэффициента трения от 0,01 до 0,015, повышения износостойкости, твердости, термической стабильности, жаропрочности, при одновременном повышении пластичности и прочности карбонитрида титана (TiCN) путем его наноструктурирования и легирования кремнием.

 


Наверх