Патенты автора Минияров Айбулат Халяфович (RU)

Изобретение относится к электротехнике. Техническим результатом является повышение надежности, энергоэффективности, минимизация тепловыделений обмотки статора и, как следствие, повышение КПД электрической машины. Статор электрической машины с трубчатой системой охлаждения содержит магнитопровод с уложенными в нем обмоткой с проводниками и силиконовыми трубками. Обмотка статора расположена внутри силиконовых трубок с возможностью омывания хладагентом поверхности проводников. Силиконовые трубки выполняют также функции пазовой изоляции. В области лобовых частей обмотки силиконовые трубки присоединены к тройникам с возможностью прохождения хладагента через отверстия. Один из тройников имеет отверстие, через которое герметично выведены проводники обмотки. 2 ил.

Изобретение относится к области энергомашиностроения, в частности к устройствам, используемым для диагностики электрических машин с постоянными магнитами в синхронных машинах. Технический результат: повышение точности и эффективности диагностики двухполюсных роторов с постоянными магнитами. Сущность: в электрическую машину устанавливают дополнительную трехфазную обмотку, катушки каждой фазы которой расположены относительно друг друга на 120°. Измеряют электродвижущую силу, наводимую в дополнительной обмотке при вращении ротора, по измеренной форме кривой электродвижущей силы и ее гармоническому составу судят об исправности ротора с постоянными магнитами. Если кривая электродвижущей силы искажена относительно оси абсцисс, то ротор с постоянными магнитами неисправен. 3 ил.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат состоит в повышении надежности и эффективности отвода выделяемого тепла электромеханических преобразователей энергии, повышении КПД за счет предохранения постоянных магнитов ротора от теплового размагничивания. По внешней поверхности магнитопровода статора выполнены аксиальные каналы охлаждения, а перпендикулярно им – каналы охлаждения, проходящие внутри зуба магнитопровода, в качестве постоянных магнитов ротора использованы высококоэрцитивные постоянные магниты, на которые установлен бандаж из немагнитного материала с гладкой поверхностью. 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам, обеспечивающим технологическую сборку электрических машин, позволяющих осуществить установку ротора с постоянными магнитами и с установленными подшипниками в магнитопровод статора. Технический результат - упрощение процесса установки ротора за счет вертикального расположения электрической машины и использования немагнитных материалов для экранирования постоянных магнитов и уменьшения их магнитной силы. В способе монтажа ротора, по которому статор электрической машины располагают на опорах вертикально, опоры и лапы выполняют едино, конец вала и запрессованные подшипники электрической машины помещают во вторую трубу из немагнитного материала, которую крепят к первой трубе из немагнитного материала, при этом установку ротора осуществляют вращением рукоятки, опуская первую и вторую трубы из немагнитного материала с ротором и подшипниками в статор электрической машины. Устройство выполнено для вертикальной установки статора и ротора, при этом опоры выполнены с лапами едино. Конец вала и запрессованные подшипники помещены во вторую трубу из немагнитного материала, которая с помощью разъемного соединения закреплена к первой трубе из немагнитного материала, рукоятка которой расположена между опорами под электрической машиной. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области энергомашиностроения, в частности к устройствам, использующимся в системах автономного электроснабжения. Технический результат: повышение надежности многофазного синхронного генератора с возможностью подключения в трехфазную сеть, а также повышение энергоэффективности и снижение зубцовых пульсаций благодаря использованию однополупериодных управляемых выпрямителей. Многофазный синхронный генератор содержит ротор, подшипник, постоянные магниты и статор с размещенной на нем зубцовой обмоткой, выполненный из отдельных сегментов, набранных из листов аморфной стали, которые повернуты относительно друг друга на угол α. Ротор выполнен двухполюсным с высококоэрцитивными постоянными магнитами. Силовая обмотка состоит из двух трехфазных зубцовых обмоток, соединенных в «звезду». При этом к первой обмотке подключен трехфазный однополупериодный управляемый выпрямитель с «прямым включением», а вторая обмотка подключена к трехфазному однополупериодному управляемому выпрямителю с «обратным включением». Обе обмотки в электрическом плане соединены согласно, а выходы однополупериодных управляемых выпрямителей включены параллельно. 4 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в высокоскоростных электрических машинах. Технический результат: состоит в повышении надежности, повышении к.п.д. за счет снижения потерь на вихревые токи и гистерезис, а также в снижении массогабаритных показателей за счет применения радиального демпфера. Гомополярный магнитный подшипник состоит из вала, ротора, статора, радиального полюса, корпуса, управляющей обмотки датчика Холла, обеспечивающей возможность измерения магнитного поля смещения в воздушном зазоре. Постоянные магниты, намагниченные в осевом и диаметральном направлении, расположены в роторе и выполнены в виде цельного диска. Вал выполнен в виде бандажной оболочки из ферромагнитного материала. К дисковому постоянному магниту, намагниченному в осевом направлении с одной стороны, прилегает диск из немагнитного материала. Введен осевой пассивный демпфер, имеющий под статором слой медного напыления. 2 ил.

Использование: изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в высокоскоростных электрических машинах. Технический результат: повышение надежности ротора, снижение добавочных потерь. Ротор электромеханического преобразователя энергии с постоянными магнитами содержит вал, магнитную систему ротора, включающую дисковые постоянные магниты, которые зажаты в осевом направлении и изолированы друг от друга изоляционным материалом. При этом магнитная система ротора набрана из дисковых постоянных магнитов, намагниченных в диаметральном направлении, запрессована в вал, выполненный в виде бандажной оболочки из немагнитного материала, на торцах которой запрессованы втулки с воздушной прослойкой. 2 ил.

Изобретение относится к электротехнике, к магнитопроводам трансформаторов. Технический результат состоит в повышении кпд, достижении оптимального соотношения объемов магнитных материалов в магнитопроводе и их эффективное распределение в конструкции. По первому варианту магнитные материалы намотаны слоями друг на друга с общим количеством слоев n, с соотношением объемов магнитного материала в двух соседних слоях, равным соотношению суммарных объемов магнитных материалов в n слоях, которое определяется по формуле: , где Vc2 - суммарный объем второго магнитного материала в n слоях; Vc1 - суммарный объем первого магнитного материала в n слоях; Bsl - индукция насыщения первого материала; Bs2 - индукция насыщения второго материала; pc1 - удельные потери первого материала; pc2 - удельные потери второго материала. По второму варианту магнитные материалы магнитопровода уложены параллельно друг другу с общим количеством слоев n, с соотношением объемов магнитного материала в двух соседних слоях, равным соотношению суммарных объемов магнитных материалов в n слоях, которое определяется по формуле: , где Vc2 - суммарный объем второго магнитного материала в n слоях; Vc1 - суммарный объем первого магнитного материала в n слоях; Bs1 - индукция насыщения первого материала; Bs2 - индукция насыщения второго материала; pc1 - удельные потери первого материала; pc2 - удельные потери второго материала. Конструкция магнитопровода может быть выполнена трехстержневой или кольцевой. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение: относится к электротехнике и может быть использовано в магнитоэлектрических генераторах автономных систем электроснабжения. Технический результат состоит в повышении надежности и энергоэффективности системы измерения и управления, а также снижении массогабаритных показателей за счет объединения генератора с магнитным подвесом. Синхронноый генератор с интегрированным магнитным подвесом содержит расположенные на валу постоянные магниты. Магнитопровод выполнен беспазовым, с расположенными на нем зубцовой силовой и зубцовой управляющей обмотками. В промежутках между зубцовой силовой обмоткой уложена зубцовая управляющая обмотка интегрированного магнитного подвеса. Управляющая обмотка выполнена для числа полюсов 2р=n±1. Зубцовая силовая обмотка выполнена для числа полюсов 2р=n. На валу расположены подвижные постоянные магниты, выполненные в виде секторов, формирующих окружность, а неподвижные постоянные магниты расположены на корпусе. В зазоре между подвижными постоянными магнитами и неподвижными постоянными магнитами установлен датчик Холла. 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в магнитоэлектрических генераторах автономных систем электроснабжения. Техническим результатом является повышение КПД и повышение точности регулирования напряжения за счет саморегулирования напряжения магнитоэлектрического генератора. В способе стабилизации напряжения магнитоэлектрического генератора, по которому напряжение генератора стабилизируют путем изменения магнитной индукции в спинке статора, обеспечивают насыщение магнитопровода магнитоэлектрического генератора в режиме холостого хода, а изменение магнитной индукции в магнитопроводе статора в процессе его нагрузки осуществляют саморегулированием благодаря согласованию кривой изменения магнитной индукции в воздушном зазоре и кривой изменения магнитной индукции в магнитопроводе под действием реакции якоря, при этом для увеличения точности регулирования изменяют магнитное поле реакции якоря магнитоэлектрического генератора посредством формирования индуктивного или емкостного тока в блоке управления. 4 ил.

Использование: в области электротехники. Технический результат: защита от короткого замыкания стартер-генератора обращенной конструкции в составе газотурбинного двигателя в температурном режиме до 450°С за счет механического расцепления статора с неподвижным стержнем, сопровождающегося падением статора в радиальном направлении до механическою сцепления железа статора с постоянными магнитами ротора за счет магнитных сил притяжения.Устройство защиты от короткого замыкания магнитоэлектрического генератора, содержит магнитоэлектрический генератор, выполненный в виде стартер-генератора обращенной конструкции с постоянными магнитами, состоящего из двух модулей, каждый модуль содержит ротор и статор, на каждом модуле установлен электромеханический разъединитель, выполняющий функцию блока защиты, причем роторы каждого модуля установлены со смещением на 60 градусов друг относительно друга с возможностью формирования шестифазной системы, при этом обмотки статоров обоих модулей выведены на один общий 12-пульсный выпрямитель с возможностью отключения каждой фазы от выпрямителя, а между лобовыми частями обмоток статора каждого модуля установлены огнестойкие прокладки. 2 ил.

Использование: относится к электрическим машинам и может быть использовано в стыковочных узлах авиакосмической техники. Технический результат состоит в повышении надежности системы измерения и управления и силовой системы, а также снижении массогабаритных показателей элементов за счет объединения электродинамического тормоза системы измерения и управления и силовой системы. Электродинамический тормоз содержит статор с обмотками возбуждения, консольно установленный на валу ротор, выполненный в виде полого немагнитного электропроводящего стакана с продольными прорезями. Одна прорезь выполнена с шириной, меньшей, чем остальные прорези. В полом роторе с зазором установлен неподвижный магнитопровод с явно выраженными полюсами, на которых расположена измерительная обмотка, выводные концы которой выполнены с возможностью подключения к системе измерения и управления. 3 ил.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам запуска авиационного двигателя и электроснабжения бортовой системы самолета. Стартер-генератор, вал ротора которого выполнен единым с валом газотурбинного двигателя, причем на валу установлены постоянные магниты с чередующимися полярностями и различными допустимыми рабочими температурами, а в пазах статора расположена полюснопереключаемая обмотка. Способ управления интегрированным стартер-генератором состоит в уменьшении числа активных полюсов в режиме работы генератором, тем самым снижая частоту вырабатываемого тока, а в режиме работы стартером в увеличении числа активных полюсов, обеспечивая при этом достаточный пусковой момент, при автоматическом под воздействием температуры размагничивании или намагничивании постоянных магнитов на роторе в зависимости от режима работы стартер-генератора. Технический результат состоит в обеспечении стабильной работы интегрированного стартер-генератора в температурном режиме до 450°C за счет автоматического уменьшения числа полюсов при превышении допустимой рабочей температуры и переходе в режим генератора и, наоборот, увеличении числа полюсов при снижении рабочей температуры ниже допустимой и переходе в режим стартера. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 


Наверх