Патенты автора Фалалеев Сергей Викторинович (RU)

Бескамерная шина - покрышка содержит изготовленные из резины протектор с рисунком на его внешней поверхности, выполненным в виде ламелей и грязеотводящих каналов, подушечный слой с брекером, каркас, боковины и посадочные борта с сердечниками, выполненными из стальной проволоки в виде силовых колец, с помощью которых надежно и герметично покрышка закрепляется на ободе колеса и накачивается воздухом, корд брекера и каркаса, изготовленный из стальной проволоки, герметизирующий воздухонепроницаемый резиновый слой толщиной 1,5-3,5 мм, образующий внутреннюю поверхность шины, и один-два слоя прорезиненной ленты снаружи каждого борта. Корд выполнен не только в брекере и каркасе, но и в боковинах шины в один или несколько слоев, соединенных резиной, пропитавшей поры материала корда, друг с другом и с резиной покрышки. Каждый слой корда изготовлен из слоев сетки, сплетенной из спиралей, свитых из стальной нагартованной проволоки с диаметром d=0,12÷0,4 мм и растянутых до шага, равного диаметру спирали D, с отношением D/d=8÷10. У диагональных шин оси спиралей направлены под углом 45° к длинному размеру сетки, два слоя сетки уложены друг на друга так, что оси их спиралей взаимно перпендикулярны, концы этих слоев подогнуты так, что оба этих слоя образуют прямоугольную полосу с длиной, равной или меньшей длины окружности слоя, который получается в готовой шине из этой полосы или из нескольких полос меньшей длины после прессования ее заготовки, и с шириной b≥b6+4h6+2s, где bб - ширина шины, h6 - высота боковины шины и s - ширина участка полосы, идущей на огибание проволоки силового кольца в каждом из бортов шины. Полосы уложены друг на друга так, что оси спиралей непосредственно контактирующих слоев сетки соседних полос взаимно перпендикулярны, а стыки концов свернутых в кольца полос равномерно распределены в окружном направлении таким образом, что в любом радиальном сечении не может находиться больше одного места соединения концов полос. У «радиальных» шин один из контактирующих слоев выполнен из прямоугольной полосы сетки, шириной, также равной b, с длиной, равной или большей длины окружности слоя, который получается в готовой шине из этой полосы сетки или из нескольких полос этой сетки меньшей длины, соединенных друг с другом внахлест, оси спиралей этой сетки перпендикулярны длинной стороне полосы, а в шине в состоянии, свернутом в кольцо, располагаются в радиальных плоскостях шины, и на этот слой уложен слой, составленный из нескольких соединенных друг с другом внахлест прямоугольных кусков сетки, оси спиралей которой параллельны длинной стороне куска сетки, и в шине расположены в окружном направлении. Последующие слои сетки уложены так, что во всех контактирующих слоях корда оси спиралей взаимно перпендикулярны и места соединения концов кусков сетки равномерно распределены в окружном направлении таким образом, что в любом радиальном сечении не может находиться больше одного места соединения кусков сетки, и плотность проволочного материала кордов δ≥2,5÷3,5 г/см3. Технический результат – повышение пассивной безопасности преимущественно военных автомобилей при боестолкновении и террористических актах. 3 з.п. ф-лы, 13 ил.

Предложен ротор вентилятора авиационного ТРДД, содержащий втулку с фланцами для крепления кока и барабана ротора подпорных ступеней, задний кок, закрепленный на втулке, передний кок, закрепленный на заднем коке, длинные саблевидные широкохордые пустотелые лопатки, закрепленные в пазах обода втулки замками «ласточкин хвост», фрикционные элементы и упругогистерезисный элемент. Во фланце заднего кока, закрепленного на втулке болтами со срезанными головками, шайбами и самоконтрящимися гайками, на диаметре, большем диаметра, на котором расположены отверстия под болты, выполнена кольцевая канавка, концентричная оси ротора, с коническими опорными поверхностями, причем образующие этих поверхностей параллельны и вершины конусов расположены против полета и лежат на продольной оси двигателя. В наружной полке этой канавки выполнены сквозные пазы с вершиной, выполненной по дуге окружности, касательной к боковым сторонам паза, и радиально равнорасположенные ответно лопаткам рабочего колеса вентилятора. В кольцевую канавку с натягом по ее полкам вставлен упругогистерезисный элемент, выполненный в виде кольцевого многопролетного гофрированного пакета, набранного «гофр в гофр» из одной, двух, трех и более нагартованных или каленых шлифованных гофрированных лент из нержавеющей стали. В пазы своими основаниями без зазора или с очень малым зазором по стенкам паза, предпочтительно с зазором, меньшим 0,02 мм, вставлены до упора основаниями в упругогистерезисный элемент фрикционные элементы. Фрикционный элемент прижат упругой силой, созданной упругой деформацией гофра гофрированного пакета, и центробежной силой, созданной массой фрикционного элемента, верхним торцом и боковой стороной - поверхностями своих силовых элементов к контактирующим с ними ответным поверхностям силовых элементов лопатки. Фрикционный элемент выполнен пустотелым, и высота пера фрикционного элемента выбрана такой, чтобы его верхний торец и ответная сторона пера широкохордой лопатки, контактирующая с ним, располагались вне узлов опасных форм колебаний лопатки, в месте больших амплитуд смещений ее пера. Наружная поверхность заднего кока, расположенная между основаниями фрикционных элементов, поверхности их оснований, являющиеся как бы продолжением этих поверхностей и соединяющие их с поверхностями перьев фрикционных элементов, выполнены заподлицо с ответными поверхностями втулки, расположенными между замками лопаток, поверхностями замков лопаток и перьев лопаток и организуют вместе с этими поверхностями межлопаточный газовый канал. Жесткость фрикционного элемента не меньше величины одного порядка с жесткостью пустотелой лопатки, и подобрана так, что на контактных поверхностях фрикционного элемента на всех опасных режимах колебания лопаток касательные напряжения преодолевают удельные силы сухого трения и происходят упругие взаимные проскальзывания с сухим трением на контактных поверхностях фрикционного элемента и колебания длинных пустотелых лопаток вентилятора эффективно гасятся на всех рабочих режимах двигателя, а гофры упругогистерезисного элемента при этом упруго циклически деформируются. Повышается эффективность борьбы с вибрационными и ударными нагрузками. 10 ил.

Группа изобретений относится к лопатке вентилятора авиационного ТРДД длиной 700÷1500 мм с демпфером для гашения вибраций. Предложена длинная пустотелая широкохордая лопатка вентилятора авиационного ТРДД, содержащая изготовленные из титанового сплава две половины лопатки, состоящие каждая из выполненных за одно целое оболочки с замковой частью с замком "ласточкин хвост" и концевой частью и силовых несущих элементов - ребер, расположенных на части длины пера лопатки и соединенных с замковой частью и концевой частью, и демпфирующий элемент или два демпфирующих элемента. Половины лопатки по ее срединной поверхности - местам контакта ребер, замковых и концевых частей половин лопатки - жестко соединены между собой диффузионным сращиванием при температуре 920-950°С в вакууме, в штампе, повторяющем геометрическую форму готовой лопатки, при воздействии нагрузки, прижимающей половины лопатки друг к другу. Демпфирующий элемент выполнен в виде многослойной многопролетной балки, собранной из m≥10 стальных каленых шлифованных лент, собранных в компоновке m = m1+2m2+2m3+2: в центре пакета установлено m1 = 1, 2 и более гладких лент, на них с двух сторон «вершина гофра к вершине гофра» установлены два пакета, собранные «гофр в гофр» из m2 = 1, 2 и более гофрированных лент, на которые установлены пакеты из m3=1, 2 и более гладких лент, снаружи пакета установлены гладкие ленты, по одной с наружной стороны каждого пакета, с толщиной hн = (k/2)⋅h, где k=2÷10 и h - толщина внутренних лент демпфирующего элемента в мм, и в собранном демпфирующем элементе гофры гофрированных лент упруго полностью выпрямлены. На внутренней поверхности каждой из половин лопатки либо в средней части оболочки выполнен прямоугольный выступ либо два таких выступа, расположенных на некотором расстоянии от кромок лопатки, в которых на длине расположения демпфирующего элемента сделан прямоугольный паз с плоским дном, с глубиной, равной или большей толщины стальной гладкой ленты, установленной в этом пазу. В замке каждой половины лопатки сделан один или два выреза, расположенные ответно выступам. В каждый прямоугольный паз выступа каждой половины лопатки через вырез с зазором по периметру паза, выбираемому при рабочих температурах лопатки, вставлена гладкая лента и между каждой парой этих лент с натягом по его опорам вставлен демпфирующий элемент. Все ленты пакета и стальные гладкие ленты, на которые он опирается, изготовлены из стальных каленых или нагартованных шлифованных лент из жаропрочной нержавеющей стали, не теряющей упругие свойства при температуре 600°С, а контактирующие поверхности этих лент покрыты износостойким покрытием, сохраняющим свои защитные свойства при этой температуре. Опоры демпфирующего элемента выполнены в виде изготовленных из алюминиевого сплава скоб, концы которых отогнуты на пакет со стороны, где опоры опираются на гладкую ленту пластинками, изготовленными из гладкой стальной каленой ленты с толщиной, равной зазору между опорой и второй гладкой лентой, и их опорные поверхности покрыты износостойким материалом. Опоры, опирающиеся на одну половину лопатки, установлены на пакет или пакеты обоих демпфирующих элементов с шагом, равным двум шагам гофров в выпрямленном пакете, и расположены так, что срединная плоскость опоры проходит через вершину гофра, а опоры, опирающиеся на другую половину лопатки, смещены от этих опор на шаг гофров в выпрямленном пакете. Положение каждой опоры вместе с пластинкой и отогнутыми на пакет концами скоб дополнительно зафиксировано с помощью двух заклепок, расположенных по бокам пакета в полукруглых выфрезеровках в нем. Опора замковой части демпфирующего элемента изготовлена также из алюминиевого сплава и с натягом надета на пакет, а сама опора выполнена с прямоугольным основанием и наклонными к нему боковыми сторонами, образующими «ласточкин хвост», или сторонами без наклона, и ее геометрия точно повторяет геометрию выреза или каждого из двух вырезов в замке и замковой части лопатки, и демпфирующий элемент или два демпфирующих элемента через вырез или вырезы вставлены внутрь пера лопатки так, что опора замковой части демпфирующего элемента своими боковыми сторонами без зазоров опирается на боковые стороны выреза и зафиксирована на пакете также двумя заклепками, расположенными по бокам пакета в полукруглых выфрезеровках в нем, или демпфирующий элемент дополнительно закреплен в замке лопатки двумя штифтами, запрессованными в сквозные отверстия в замке лопатки и опоре, также расположенными в выфрезеровках пакета. Предложен способ изготовления длинной пустотелой широкохордой лопатки вентилятора ТРДД, состоящий в том, что из титанового сплава штамповкой с последующим финишным фрезерованием изготавливают две половины лопатки в виде выполненных за одно целое оболочки с замковой и концевой частями и силовыми элементами - ребрами, соединяющимися с оболочкой и этими частями половин лопатки, и производят сращивание двух половин лопатки по площадкам контакта замковых и концевых частей, частей оболочки у кромок и ребер под давлением, диффузионной сваркой при 920÷950°С в вакууме, в штампе, повторяющем форму готовой лопатки, из стальных каленых или нагартованных шлифованных лент из жаропрочной нержавеющей стали, не теряющей упругие свойства при температуре 600°С, изготавливают гладкие и гофрированные ленты, покрывают их износостойким покрытием, сохраняющим свои защитные свойства при этой температуре, и собирают из этих лент компоновку m = m1+2m2+2m3+2 с конструктивными параметрами лент компоновки и самой компоновки, подобранными так, что при выбранном способе отгибания концов скоб на пакет обеспечивались оптимальные для данного случая УФХ и прочность лопатки, и пакет на всех рабочих режимах двигателя деформировался упруго или возникающие пластические деформации в поперечных сечениях лент пакета занимали допустимые области и не нарушали прочность пакета. На собранную компоновку в соответствии с выбранным способом отгибания концов скоб устанавливают первую из скоб. Отгибают ее концы, проделывают отверстия под заклепки и закрепляют эту опору на пакете заклепками. В рассматриваемых случаях - это опора, закрепляемая на верхнем конце пакета. Затем устанавливают остальные скобы на собранную компоновку и выбранным способом отгибают концы скоб на пакет до полного выпрямления его гофрированных лент. В случае, когда желают получить демпфирующий элемент с наиболее высокими УФХ, концы всех скоб отгибают на пакет одновременно. В случае, когда желают получить демпфирующий элемент с наиболее низкими УФХ, концы всех скоб отгибают на пакет последовательно, пару концов одной скобы за парой концов следующей скобы, начиная с концов скобы, расположенной у опоры, закрепленной на пакете, на его верхнем конце. Надевают на пакет опору замковой части демпфирующего элемента. Проделывают отверстия во всех опорах и пакете и вставляют заклепки в отверстия и расклепывают их. Собранный в виде неразрезной многопролетной балки демпфирующий элемент или два собранных демпфирующих элемента через вырез или вырезы в замковой части лопатки с натягом по их опорам устанавливают в пазы выступов половин лопатки. Диффузионной сваркой под давлением, в вакууме, при температуре 450°-500°С в штампе, повторяющем форму лопатки, производят сращивание алюминиевых опор пакета или пакетов с половинами лопатки. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 13 ил.

Группа изобретений относится к авиационным газотурбинным двигателям и газотурбинным установкам, а именно к механическим устройствам с тепловым регулированием радиального зазора между концами рабочих лопаток ступени ротора компрессора или турбины и корпусом газотурбинного двигателя. Одноступенчатая турбина высокого давления двухконтурного газотурбинного двигателя с активным тепловым регулированием радиального зазора в турбине содержит одну охлаждаемую ступень с сопловым аппаратом и ротор турбины с охлаждаемым рабочим колесом, а также статор турбины, содержащий два корпуса турбины с полостями между ними, в которые поступает сжатый воздух из-за последней ступени компрессора высокого давления, и систему регулирования радиального зазора, содержащую кольцевую вставку, над рабочим колесом турбины, охватывающую с кольцевым радиальным зазором рабочие лопатки ротора турбины и упруго и герметично скрепленную с деталями, образующими внутренний корпус турбины, нагреватель, охватывающий кольцевую вставку с возможностью ее нагрева, воздухозаборник, регулятор расхода охлаждающего воздуха с приводом, бортовой компьютер и датчики, и нагреватель. Привод регулятора расхода и датчики соединены электрическими связями с бортовым компьютером. Кольцевая вставка выполнена пустотелой и кольцевыми выступами, выполненными на ее боковых сторонах, с натягом закреплена с возможностью теплового расширения в ответных кольцевых канавках вертикальной стенки и фланца, выполненного на внутренней части наружного корпуса ТВД, сопловой аппарат кольцевыми выступами также с натягом закреплен в ответных кольцевых канавках вертикальной стенки и корпуса камеры сгорания, в котором и в вертикальной стенке выполнены равнораспределенные по окружности отверстия, через которые из камеры сгорания поступает вторичный воздух в полости над сопловым аппаратом и кольцевой вставкой. Диск и рабочие лопатки колеса ТВД также охлаждаются вторичным воздухом, закрученным подкручивающим устройством перед поступлением на полотно диска. Кольцевой нагреватель СВЧ, или резистивный, или индукционный состоит из двух отдельных полуколец, выполненных каждое в виде металлического корпуса, внутри которого закреплен нагревательный элемент, и каждое полукольцо нагревателя закреплено на кольцевой вставке с возможностью радиального теплового расширения совместно с кольцевой вставкой и тангенциального теплового расширения относительно кольцевой вставки с помощью байонетного соединения с ней и шпонок, расположенных с натягом в ответных пазах байонетов кольцевой вставки и каждого полукольца в его среднем поперечном сечении. В кольцевую вставку диаметрально противоположно с натягом по трубной конической резьбе ввернуты два патрубка - патрубок-воздухозаборник для подвода охлаждающего воздуха из второго контура во внутреннюю полость кольцевой вставки и патрубок отвода этого воздуха во второй контур, или для других целей. Выход патрубков во второй контур уплотнен поршневыми кольцами. На каждый патрубок навернута опора и к этой опоре симметрично патрубку крепятся центральные опоры двух рессор, выполненных в виде многослойного пакета, сжатого распределенной нагрузкой, набранного из стальных, каленых или нагартованных, шлифованных лент, изготовленных из нержавеющей стали, покрытых износостойким покрытием, а сами рессоры своими концевыми опорами закреплены во втором контуре на наружном корпусе ТВД. Патрубок отвода воздуха соединен с трубопроводом, на выходе из которого установлен либо нормально открытый, либо нормально закрытый электропневмоклапан, и управление радиальными зазорами выполняется по командам бортового компьютера по предложенному способу, либо золотниковый распределитель с электромагнитным приводом, сконструированный так, чтобы положение золотника, регулирующего расход воздуха, на крейсерском режиме на высотах, превышающих высоту ограничения по баростату Н, фиксировалось при обесточенном электромагнитном приводе, а включение и выключение нагревателя и регулирование интенсивности его нагрева, открытие и закрытие подвода охлаждающего воздуха из второго контура и интенсивность этого подвода происходят по командам бортового компьютера, вырабатываемым программой соответственно сигналам датчиков - датчика оборотов двигателя и баростата по другому предложенному способу, либо датчиков, измеряющих размер радиального зазора по рабочим лопаткам. Обеспечивается достаточно конструктивно простая, ремонтопригодная, с возможной быстрой заменой изношенных узлов системы управления радиальными зазорами, с хорошей массовой характеристикой, эффективная конструкция. 5 н. и 10 з.п. ф-лы, 17 ил.

Группа изобретений относится к авиационным газотурбинным двигателям и газотурбинным установкам, а именно к механическим устройствам регулирования радиального зазора между концами рабочих лопаток ступени ротора компрессора или турбины и корпусом газотурбинного двигателя. Предложено механическое устройство для управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статором, содержащее секцию наружного корпуса, закрепленную на наружном корпусе, механизмы позиционирования, кольцо, шарнирно связанное со всеми этими механизмами, сегменты, составленные в кольцо или в два кольца, охватывающее рабочие лопатки ротора с радиальным зазором, и каждый механизм позиционирования состоит из стержня, установленного с возможностью смещения вдоль продольной оси механизма к продольной оси двигателя и от нее, пары элементов, один из которых закреплен на конце стержня, и смещение другого элемента относительно него вызывает смещение стержня вдоль его продольной оси, упругого элемента, создающего усилие упругого преднатяга, действующее на стержень вдоль его продольной оси, и каждый сегмент закреплен на другом конце стержня, и в кольцевых пустых полостях секции наружного корпуса размещены наружные кольца НА компрессора или СА турбины, закрепленные своими выступами в кольцевых канавках, выполненных в утолщенных кольцах кольцевых фланцев секции, и кольцо или два кольца, составленные из сегментов. В кольцевом пространстве, в котором размещены сегменты с минимально возможным зазором по боковым сторонам сегмента, они составлены в кольцо с возможностью смещения в радиальных направлениях относительно кольцевых фланцев и свободного теплового расширения с зазорами по их торцам, расположенным по радиальным направлениям, причем величина каждого из этих зазоров выбрана нулевой или минимально возможной, обеспечивающей допустимую их величину на всех режимах работы двигателя, при всех допустимых смещениях сегментов в радиальных направлениях. Сегменты в их среднем радиальном сечении закреплены на стержнях механизмов позиционирования, которые выполнены пустотелыми, и внутри всех или части стержней закреплены датчики, измеряющие радиальный зазор. На наружной поверхности секции наружного корпуса выполнены опорные площадки, на которых герметично закреплены опоры, и стержни проходят во второй контур двигателя через центральные отверстия в площадках и опорах. Соединение стержня и опоры уплотнено двумя парами поршневых колец, расположенных в кольцевых канавках опоры, причем в каждой паре поршневых колец разрезы этих колец расположены диаметрально противоположно. На свободном торце каждой опоры выполнен фланец, опорная плоская поверхность которого перпендикулярна продольной оси стержня, и на боковых сторонах фланца выполнены направляющие, расположенные параллельно продольной оси двигателя. На опорные поверхности фланцев с возможностью смещения по их направляющим установлены подвижные клинообразные элементы с углом клина, определяемым его тангенсом, равным 0,1÷0,03. В каждом из этих клинообразных элементов в направлении продольной оси двигателя выполнен сквозной паз, который обеспечивает требуемые смещения клинообразного элемента и через который проходит стержень. На поверхности, которой клинообразный элемент опирается на фланец опоры, крестообразно выполнены два несквозных паза с шириной, обеспечивающей требуемую площадь четырех прямоугольных опорных площадок на этой поверхности. В клинообразном элементе, в торце, перпендикулярном сквозному пазу, выполнено резьбовое отверстие, а на боковых сторонах его, параллельных продольной оси двигателя, в середине сторон в тангенциальном направлении выполнены две консоли, заканчивающиеся прямоугольными площадками, верхние поверхности которых образуют клинья с таким же углом наклона, как и у клинообразного элемента. К концам консолей, с их охватом, к этим прямоугольным площадкам прикреплены скобы-упоры таким образом, что внутренняя поверхность каждой из скоб, выполненная с таким же уклоном, как и клин клинообразного элемента, образует с клином прямоугольной площадки паз с прямоугольным поперечным сечением, наклоненный к плоскости, перпендикулярной продольной оси стержня, с таким же уклоном, как и клин клинообразного элемента. На резьбовой конец каждого стержня с трубной цилиндрической резьбой навернута опора, у стержней, в которых закреплены датчики, дополнительно зафиксированная от отворачивания упругой разрезной шайбой и крышкой, навернутой на эту же резьбу, трубка датчика, герметично скрепленная с ним, через которую подводится кабель датчика, проходит через центральное отверстие в крышке с нулевым зазором, и зазор между трубкой и крышкой уплотнен уплотнительным кольцом, или на эти стержни, как и у стержней, в которых не закреплены датчики, крышка и упругая разрезная шайба не устанавливаются, и конец стержня оставлен свободным. Опора, навернутая на стержень, выполнена как второй клинообразный элемент, опирающийся двумя или четырьмя прямоугольными площадками, образованными одним или двумя крестообразными пазами на клиновидной поверхности опоры, на ответную клиновидную поверхность первого клинообразного элемента. На боковых сторонах этой опоры, параллельных продольной оси двигателя, в середине сторон в тангенциальном направлении выполнены две консоли, заканчивающиеся плоскими фланцами, наклоненными к плоскости, перпендикулярной продольной оси стержня, с таким же уклоном, как и клин клинообразного элемента, и входящие в пазы, образованные скобами-упорами, с зазором по каждой из сторон фланца, измеренным в направлении продольной оси стержня, равным 0,1÷0,2 мм, или на торце каждого сегмента, первым расположенного по вращению ротора, с поверхности, охватывающей рабочие лопатки ротора, снята фаска, очерченная по лекальной кривой, плавно переходящей в поверхность, охватывающую рабочие лопатки, с одним катетом 0,3÷0,5 мм и другим катетом 15÷30 мм, и зазор по каждой из сторон фланца, измеренный в направлении продольной оси стержня, в этом случае равен 0,2÷0,5 мм. К этой опоре симметрично стержню крепятся центральные опоры двух рессор, выполненных в виде многослойного пакета, сжатого распределенной нагрузкой, набранного из стальных, каленых или нагартованных, шлифованных лент, изготовленных из нержавеющей стали, покрытых износостойким покрытием, а сами рессоры своими концевыми опорами закреплены во втором контуре на секции наружного корпуса таким образом, что продольная ось пакета располагается перпендикулярно продольной оси двигателя, и при этом за счет упругой деформации пакета создано требуемое усилие, действующие на стержень и прижимающее клинообразный элемент, закрепленный на стержне, к подвижному клинообразному элементу. Достигается конструктивная простота, ремонтопригодность, хорошая массовая характеристика, исключается заклинивание сегментов и стержней механизма позиционирования. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 26 ил.

Группа изобретений относится к газотурбинным двигателям и газотурбинным установкам, в том числе к авиационным ТРД и ТРДД, а именно к устройствам регулирования радиального зазора между концами рабочих лопаток ступени ротора компрессора или турбины и статора газотурбинного двигателя. Предложено автоматическое устройство термомеханического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора газотурбинного двигателя, содержащее сегменты, составленные в кольцо, охватывающее рабочие лопатки ротора ступени компрессора или турбины с заданным радиальным зазором по концам лопаток, и с заданными зазорами между торцами соседних сегментов, радиально расположенные стержни, соединенные с этими сегментами, механизмы позиционирования, соединенные со стержнями и осуществляющие смещение стержней и сегментов в радиальных направлениях, в направлении к продольной оси двигателя или от нее, отличающееся тем, что стержни герметично и жестко закреплены в сегментах в бобышке каждого сегмента с натягом с помощью трубной резьбы и упругой разрезной контровочной шайбы, и стержни выполнены пустотелыми и на их свободном конце меньшего диаметра также нарезана трубная резьба, каждый сегмент охватывает только рабочие лопатки рабочего колеса ступени, или выполнен в виде сегмента НА компрессора или СА турбины, сегмент наружного кольца которого выполнен с такой шириной, что его часть, свободная от лопаток НА или СА с заданным начальным радиальным зазором охватывает рабочие лопатки ответного сектора ротора, а его сегмент внутреннего кольца НА или СА охватывает с заданным начальным радиальным зазором в ответном секторе ротора зубцы лабиринтного уплотнения, и сегмент наружного кольца сегмента имеет радиальное сечение в виде швеллера, а сами сегменты располагаются в кольцевой полости корпусной секции ступени, образованной двумя вертикальными кольцевыми фланцами, которые либо закреплены в тех же фланцевых стыках, что и корпусная секция, либо с помощью радиально расположенных штифтов закреплены на корпусной секции, причем сегменты размещены с минимально возможным зазором по боковым сторонам сегмента, они составлены в кольцо с возможностью смещения в радиальных направлениях относительно кольцевых фланцев и свободного теплового расширения, с зазорами по их торцам, расположенными по радиальным направлениям, причем величина каждого из этих зазоров выбрана возможно меньшей, обеспечивающей допустимую их величину на всех режимах работы двигателя, при всех допустимых смещениях сегментов в радиальных направлениях - обеспечивающей допустимую величину неуравновешенной силы, действующей на стержень со стороны газового тракта ступени в любой момент времени работы двигателя, а на наружной поверхности корпусной секции выполнены плоские опорные площадки, на которых с помощью штифтов, винтов и контровочных шайб и уплотнительного кольца герметично закреплены опоры, и стержни проходят во второй контур ТРДД или в пространство снаружи наружного корпуса ТРД через отверстия в площадках и центральные отверстия в опорах с возможно меньшим зазором, но таким, который исключает их заклинивание на всех режимах работы двигателя, и возможность перекоса сегмента относительно оси, параллельной продольной оси двигателя, расположенной в радиальной плоскости, проходящей через место крепления стержня к сегменту, приводящего к аварийной ситуации - столкновению рабочих лопаток с торцом сегмента, первым по направлению вращения ротора, или к врезанию рабочих лопаток в сегмент, или к недопустимому снижению КПД ступени, причем у ТРДД высота опоры и длина стержня выполнены такими, что не достигают внутренней поверхности корпуса второго контура двигателя, и у ТРДД и ТРД высота опоры такая, что обе внутренние цилиндрические поверхности опоры, на которые при перекосе опирается стержень, разнесены вдоль оси стержня на расстояние между начальным поперечным сечением одной опорной поверхности и конечным другой, приблизительно равное длине большего плеча сегмента, измеренной от места крепления стержня до его торца, и соединение стержня и опоры уплотнено двумя парами поршневых колец, расположенных в кольцевых канавках стержня, причем в каждой паре поршневых колец разрезы этих колец расположены диаметрально противоположно, причем в случае крепления кольцевого фланца к корпусной секции с помощью радиально расположенных штифтов, которые фиксируются от выпадания либо приливами, выполненными на опорах, либо завальцовкой, и на внешней поверхности корпусной секции, или соседней с ней корпусной секции, в плоскости, перпендикулярной продольной оси двигателя, выполнены бобышки, расположенные в тех же радиальных плоскостях, что и стержни, и в них по резьбе с помощью упругих разрезных контровочных шайб параллельно стержням закреплены тяги, на свободных концах стержней и тяг по резьбе с помощью упругих разрезных шайб закреплены опоры, причем под каждую опору, навинченную на тягу, установлена дистанционная шайба, толщина которой подобрана таким образом, чтобы плоские опорные поверхности опор, навинченных на стержень и тягу, расположенные в одной радиальной плоскости, были перпендикулярны продольным осям стержня и тяги и располагались на одном радиальном размере, измеренном от продольной оси двигателя, и каждый механизм позиционирования состоит из рычага второго рода и шарнирно скрепленных с ним своими опорами стержня и тяги, а каждый рычаг второго рода состоит собственно из рычага, выполненного в виде плоской пластины, опор с ушками, и шарнирное соединение опор стержней и тяг с рычагами, обеспечивающее смещение стержней и тепловое удлинение тяг строго в радиальных направлениях к продольной оси двигателя и от нее, выполнено с помощью осей, с натягом неподвижно закрепленных в отверстиях ушек их опор, и свободно проходящих через сквозные пазы в рычаге, причем ширина каждого паза равна диаметру оси, а его длина выполнена такой, чтобы при поворотах рычага обеспечивалось свободное проскальзывание осей относительно сторон паза, по которым рычаг контактирует с осями, и все оси в отверстиях, в которых они неподвижно закреплены, дополнительно законтрены от их смещения и проворота стопорными винтами, завернутыми в ушки, а сами стопорные винты законтрены от отворачивания завальцовкой или кернением, а сам рычаг закреплен в своей опоре с возможностью свободного поворота относительно оси, аналогичным образом закрепленной в его опоре, и с нулевым зазором, проходящей через отверстие в рычаге, причем рычаг расположен между ушками с зазором по его боковым сторонам 0,05÷0,15 мм, и с помощью штифтов, винтов и контровочных шайб опора рычага, закреплена на опорной площадке корпуса устройства, а опоры стержня и тяги, шарнирно скрепленные с рычагом, закреплены на опорных площадках опор, навинченных на стержень и тягу, и корпус предлагаемого устройства изготовлен из композитного материала с коэффициентом температурного расширения, в разы меньшим коэффициента температурного расширения материала корпусной секции, на которой закреплены тяги, и выполнен в виде кольца, у ТРДД охватывающего обечайку первого контура двигателя и детали предлагаемого устройства, а у ТРД охватывающего наружный корпус двигателя и детали этого устройства, причем на внутренней поверхности этого кольца выполнены распределенные по окружности плоские опорные площадки, на опорных плоскостях которых, перпендикулярных средним радиальным плоскостям площадок, закреплены с помощью штифтов, винтов и контровочных шайб опоры рычагов, а на одном из торцов корпуса выполнены прямоугольные фланцы, которыми корпус с помощью болтов и самоконтрящихся гаек крепится к прямоугольным фланцам тепловых компенсаторов, расположенных в тех же радиальных плоскостях, что и стержни и тяги, а сам тепловой компенсатор выполнен из каленой шлифованной ленты, изготовленной из жаростойкой нержавеющей стали, сгофрированной в гармошку, и компенсаторы скреплены с прямоугольными фланцами заклепками, прямоугольный фланец также изготовлен из композитного материала, и компенсатор центрируется и крепится к корпусной секции в том же фланцевом стыке, что и сама корпусная секция крепится к наружному корпусу первого контура ТРДД или к наружному корпусу ТРД, а в трех опорах, навинченных на тяги, равнорасположенных по окружности, по резьбе с помощью упругих разрезных контровочных шайб в тех же радиальных плоскостях, что и тяги, параллельно им закреплены стержни, проходящие сквозь отверстия в стальных втулках, запрессованных в корпусе, с возможно меньшим зазором, но таким, что исключает возможность заклинивания стержня в корпусе при тепловом удлинении тяги, каждая группа деталей устройства, расположенных внутри корпуса закрыта обтекателем из композитного материала, выполненным в виде пустотелой лопатки с симметричным профилем поперечного сечения, и закрепленного на корпусе, или на корпусе и опорных площадках корпусной секции винтами и контровочными шайбами, и в корпусе над местами крепления опор механизмов позиционирования к опорам, навинченным на стержни, выполнены технологические отверстия, и для использования устройства на двух соседних ступенях оно просто тиражируется за исключением корпуса, компенсатора, тяг и обтекателей, но с другими требуемыми конструктивными параметрами, которые могут изменяться количественно, и при этом корпус, компенсатор, тяги и обтекатели выполняются общими для устройств обеих ступеней. Достигается упрощение конструкции. 14 з.п. ф-лы, 25 ил.

Группа изобретений относится к авиационным газотурбинным двигателям и газотурбинным установкам, а именно к устройствам регулирования радиального зазора между концами рабочих лопаток ступени ротора компрессора или турбины и статором первого контура двухконтурного газотурбинного двигателя. Для использования в одной и двух ступенях компрессора, в том числе для КВД, и турбины, у ступеней которой статор не охлаждается сжатым воздухом, подаваемым из-за какой-нибудь ступени компрессора, и СА, расположенные до и за рабочим колесом ступени, не связаны с опорами ротора, предложено автоматическое устройство термомеханического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора и турбины двухконтурного газотурбинного двигателя, содержащее сегменты, составленные в кольцо, охватывающее рабочие лопатки ротора ступени компрессора или турбины с радиальным зазором по концам лопаток, и с зазорами между торцами соседних сегментов, радиально расположенные стержни, соединенные с этими сегментами, механизмы позиционирования, соединенные с стержнями и осуществляющие смещение стержней и сегментов в радиальных направлениях, в направлении к продольной оси двигателя или от нее, отличающееся тем, что стержни герметично и жестко закреплены в сегментах, каждый сегмент выполнен в виде сегмента НА компрессора или СА турбины, сегмент наружного кольца которого выполнен с такой шириной, что его часть, свободная от лопаток НА или СА, с заданным начальным радиальным зазором охватывает рабочие лопатки ответного сектора ротора, а его сегмент внутреннего кольца НА или СА охватывает с заданным начальным радиальным зазором в ответном секторе ротора зубцы лабиринтного уплотнения, и сегмент наружного кольца сегмента имеет радиальное сечение в виде швеллера, а сами сегменты располагаются в кольцевой полости корпусной секции ступени, образованной двумя вертикальными кольцевыми фланцами, один из которых выполнен за одно целое с корпусной секцией ступени, а другой закреплен в том же фланцевом стыке, что и корпусная секция, причем сегменты размещены с минимально возможным зазором по боковым сторонам сегмента, они составлены в кольцо с возможностью смещения в радиальных направлениях относительно кольцевых фланцев и свободного теплового расширения, с зазорами по их торцам, расположенным по радиальным направлениям, причем величина каждого из этих зазоров выбрана минимально возможной, обеспечивающей допустимую их величину на всех режимах работы двигателя, при всех допустимых смещениях сегментов в радиальных направлениях, а на наружной поверхности корпусной секции герметично закреплены опоры, и стержни проходят во второй контур двигателя через центральные отверстия в опорах с возможно меньшим зазором, но таким, который исключает их заклинивание на всех режимах работы двигателя, и возможность перекоса сегмента относительно оси, параллельной продольной оси двигателя, расположенной в радиальной плоскости, проходящей через место крепления стержня к сегменту, приводящего к аварийной ситуации - столкновению рабочих лопаток с торцом сегмента, первым по направлению вращения ротора, или к врезанию рабочих лопаток в сегмент, или к недопустимому снижению КПД ступени, высота опоры и длина стержня выполнены такими, что не достигают внутренней поверхности корпуса второго контура двигателя, и высота опоры такая, что обе внутренние цилиндрические поверхности опоры, на которые при перекосе опирается стержень, разнесены вдоль оси стержня на расстояние между начальным поперечным сечением одной опорной поверхности и конечным другой, приблизительно равное длине большего плеча сегмента, измеренной от места крепления стержня до его торца, и соединение стержня и опоры уплотнено двумя парами поршневых колец, расположенных в кольцевых канавках опоры, причем в каждой паре поршневых колец разрезы этих колец расположены диаметрально противоположно, и к наружному корпусу второго контура приварены встык плоские опорные площадки, или плоские опорные площадки выполнены на кольце, встык приваренном к наружному корпусу второго контура, и на площадки установлены основания, смещение которых относительно площадок в направлении продольной оси двигателя ограничено величиной радиального зазора между стержнем и отверстием в площадке, через которое проходит цилиндрическая опора, навинченная на стержень, и величина которого больше или равна величине максимального взаимного проскальзывания в направлении продольной оси двигателя основания и площадки, возникающего за счет разности тепловых расширений статоров второго и первого контуров двигателя, смещение основания в направлении, перпендикулярном продольной оси двигателя, ограничено величиной зазоров между направляющими - упорами и торцами основания, которая выбрана возможно меньшей, но такой, что исключает заклинивание основания при рабочих деформациях статоров обоих контуров двигателя, а сами направляющие - упоры имеют Г-образную форму и с помощью штифтов, винтов, контровочных шайб закреплены на опорных площадках параллельно продольной оси двигателя и своими полками прижимают основания к опорным площадкам, на основаниях соосно с опорами стержней, закрепленными на корпусной секции, герметично закреплены опоры, а на стержни навинчены цилиндрические опоры, под которые на стержни установлены дистанционная и упругая разрезная контровочная шайбы, и толщина дистанционной шайбы подобрана таким образом, чтобы при наворачивании опоры до упора ушко, выполненное на торце опоры, располагалось строго параллельно продольной оси двигателя, и эти цилиндрические опоры стержней с зазором, допускающим проскальзывание оснований относительно опорных площадок при тепловых расширениях статоров первого и второго контуров двигателя, через отверстия в опорных площадках и с минимально возможным зазором, исключающим их заклинивание, через отверстия в основаниях и центральные отверстия в опорах, закрепленных на основаниях, выходят в гондолу двигателя на высоту, обеспечивающую сборку рычага, и соединение опоры, навинченной на стержень, и опоры, закрепленной на наружном корпусе второго контура, уплотнено парой поршневых колец, расположенных в кольцевой канавке одной из этих опор, причем разрезы этих колец расположены диаметрально противоположно, и каждый механизм позиционирования состоит из рычага первого или второго рода, включающего опору, закрепленную на основании, сам рычаг, выполненный в виде параллелепипеда или бумеранга, с прямоугольной сквозной прорезью, выполненной вдоль его длины, закрепленный на оси, заделанной в опоре, с возможностью поворота относительно этой оси, и тяги, закрепленной по резьбе с натягом в бобышке, выполненной на внешней поверхности корпусной секции или соседней с ней корпусной секции, и место расположения этой бобышки выбирается в такой плоскости, перпендикулярной продольной оси двигателя, в которой тепловое расширение корпусной секции в радиальных направлениях, в которой выполнены бобышки, настолько отличается от теплового расширения в радиальных направлениях наружного корпуса второго контура, чтобы длина плеча рычага, к которому шарнирно крепится стержень, была конструктивна и при этом обеспечивалось оптимальное значение радиального зазора по концам рабочих лопаток ступени на крейсерском режиме работы двигателя и достаточно хорошие значения этого зазора на малом газе и последующей приемистости при уходе самолета на второй круг, длина тяги выполнена такой, чтобы тяга не достигала внутренней поверхности наружного корпуса второго контура, и на каждую тягу навинчена цилиндрическая опора, под которую установлены дистанционная шайба и упругая разрезная контровочная шайба, и толщина дистанционной шайбы подобрана таким образом, чтобы при навинчивании цилиндрической опоры до упора ушко, выполненное на торце опоры, располагалось параллельно продольной оси двигателя и начальный радиальный зазор по концам рабочих лопаток ступени был заданной величины, и эти цилиндрические опоры с таким же зазором, как и цилиндрические опоры, навинченные на стержни, проходят через отверстия в опорных площадках и с минимально возможным зазором, исключающим их заклинивание, выходят через отверстия в основании и центральные отверстия опор тяг, герметично закрепленных на основании, в гондолу двигателя, и соединение цилиндрической опоры, навинченной на тягу, и опоры, закрепленной на основании, уплотнено парой поршневых колец, расположенных в кольцевой канавке одной из этих опор, причем разрезы этих колец расположены диаметрально противоположно, и шарнирное соединение стержней и тяг с рычагами, обеспечивающее их смещение строго в радиальных направлениях к продольной оси двигателя и от нее, выполнено с помощью осей, с натягом неподвижно закрепленных в отверстиях ушек их цилиндрических опор, расположенных с нулевыми или минимально возможными зазорами по их боковым сторонам в прорезях рычагов, и свободно проходящих через сквозные пазы в боковых стенках рычага, причем ширина каждого паза равна диаметру оси, а его длина выполнена такой, чтобы при поворотах рычага обеспечивалось свободное проскальзывание осей относительно сторон паза, по которым рычаг контактирует с осями, и все оси в отверстиях, в которых они неподвижно закреплены, дополнительно законтрены от их смещения и проворота стопорными винтами, завернутыми в ушки, и детали, расположенные во втором контуре двигателя - опоры, через которые проходят стержни и тяги, закрыты обтекателями, выполненными в форме лопаток, равно распределенных по окружности, а детали устройства, расположенные в гондоле двигателя, закрыты кожухами, и для использования устройства на двух соседних ступенях оно просто тиражируется за исключением тяг, кожухов и обтекателей, но с другими требуемыми конструктивными параметрами, которые могут изменяться как количественно, так и качественно при использовании в ступенях устройств с рычагами разного рода, и при этом тяги, кожухи и обтекатели выполняются общими для устройств обеих ступеней. Достоинством предлагаемых устройств является их конструктивная простота - в них отсутствуют силовые привода, датчики перемещений, многоканальный прибор для считывания показаний датчиков, электрические связи, в том числе с бортовым компьютером, связующее кольцо и передаточные звенья, выполненные в виде шаровых шарниров, связывающие это кольцо с силовым приводом и механизмом позиционирования. 14 з.п. ф-лы, 26 ил.

Радиально-торцовое газодинамическое уплотнение масляной полости опор роторов турбомашин, содержащее крышку масляной полости опоры, изготовленную из магниевого или титанового сплава, размещенные в ней: газодинамическое уплотнение, уплотняющее масляную полость опоры, содержащее корпус газодинамического уплотнения, закрепленный в крышке масляной полости опоры, невращающееся подвижное в осевом направлении разрезное уплотнительное кольцо, прижимаемое давлением воздуха, или давлением воздуха и пружинами, или пружиной к закрепленной на валу вращающейся втулке, на рабочем торце которой выполнены спиральные газодинамические камеры, и контактирующее цилиндрической поверхностью с корпусом газодинамического уплотнения, к которому оно прижато упругими силами этого кольца и давлением воздуха в предмасляной полости опоры, лабиринтное уплотнение, уплотняющее предмасляную полость опоры, образованное закрепленным на валу лабиринтным кольцом, и закрепленным в крышке масляной полости корпусом лабиринтного уплотнения с закрепленной в нем уплотняющей вставкой из вырабатываемого материала, а стыки корпусов обоих уплотнений с крышкой масляной полости опоры уплотнены резиновыми уплотнительными кольцами. Разрезное уплотнительное кольцо изготовлено с радиальным разрезом с шириной более 100 мкм. Ширина разреза выполнена такой, что обеспечивает герметичность стыка и отсутствие непосредственного контакта разрезного уплотнительного кольца с вращающейся втулкой на всех режимах работы турбомашины с оборотами, большими 500 об/мин. Зазор в разрезе уплотнительного кольца остается полностью выбранным на всех режимах работы турбомашины. Во вращающейся втулке выполнены сквозные отверстия, соединяющие зазор между торцами вращающейся втулки и уплотнительного кольца с масляной ванной, образованной отбортовкой, выполненной на другом торце вращающейся втулки, равнорасположенные по окружности между спиральными камерами или непосредственно в спиральных камерах. Разрезное уплотнительное кольцо выполнено из бронзы БрС30, а корпус газодинамического уплотнения из стали с близким коэффициентом теплового линейного расширения. Корпус лабиринтного уплотнения выполнен из стали с близким по величине коэффициентом теплового линейного расширения к титановому сплаву, а лабиринтное кольцо - из стали с близким по величине коэффициентом теплового линейного расширения к стали вала. Между шпильками и ответными отверстиями в корпусах обоих уплотнений имеется зазор, исключающий опасный контакт между шпильками и стенками этих отверстий при тепловом расширении этих деталей, а жесткость упругих шайб подобрана таким образом, что при их полном выпрямлении при затяжке самоконтрящихся гаек на их контактных поверхностях создаются силы трения, преодолимые при тепловом расширении этих деталей без возникновения опасных напряжений в них и непреодолимые при воздействии на разрезное уплотнительное кольцо рабочих скручивающих моментов. Достигается повышение эффективности и ресурса уплотнения при повышенной температуре уплотняемой среды. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей и энергетических установок. Торцовое газодинамическое уплотнение опоры ротора турбомашины содержит невращающееся подвижное в осевом направлении уплотнительное кольцо первичного уплотнения, прижатое пружинами или пружиной к вращающейся втулке, на рабочем торце которой выполнены спиральные газодинамические камеры, и вторичное уплотнение, выполненное в виде уплотнительного разрезного кольца, установленного в канавке корпуса вместе с контактирующими с ним по торцам двумя дополнительными уплотнительными кольцами и промежуточным кольцом. Весь пакет вторичного уплотнения фиксируется разрезным упругим кольцом. Уплотнительное кольцо первичного уплотнения установлено в корпусе и фиксируется от проворота за счет наличия на его наружной поверхности выступа и фиксируется упругим разрезным кольцом от выпадания при монтаже из-за действия пружины. Это уплотнительное кольцо и контактирующее с ним с натягом по цилиндрической наружной поверхности уплотнительное разрезное кольцо вторичного уплотнения выполнены из одного износостойкого материала с малым коэффициентом трения скольжения в паре со сталью и с высокой теплопроводностью, предпочтительно из бронзы БрС30. Причем уплотнительное разрезное кольцо вторичного уплотнения изготовлено с радиальным разрезом с шириной более 100 мкм и ширина разреза выполнена такой, чтобы при требуемой величине натяга между этими уплотнительными кольцами обеспечивалась герметичность всех стыков на всех режимах работы турбомашины и отсутствие непосредственного контакта уплотнительного кольца первичного уплотнения с вращающейся втулкой, а зазор в разрезе уплотнительного кольца вторичного уплотнения оставался полностью выбранным. Изобретение повышает надежность уплотнения. 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей и энергетических установок. Предложено торцовое газодинамическое уплотнение опоры ротора турбомашины, содержащее невращающееся подвижное в осевом направлении уплотнительное кольцо, прижатое пружинами к вращающейся втулке, на рабочем торце которой выполнены газодинамические камеры, а также вторичное уплотнение, отличающееся тем, что вторичное уплотнение и уплотнительное кольцо изготовлены из одного износостойкого материала с высокой теплопроводностью, а вторичное уплотнение выполнено в виде цельного кольца, которое установлено в расточке корпуса и контактирует торцами с двумя дополнительными кольцами, установленными в той же расточке и выполненными из материала с малой теплопроводностью. Предложен еще один вариант конструкции торцового газодинамического уплотнения опоры ротора турбомашины, отличающийся тем, что вторичное уплотнение и уплотнительное кольцо изготовлены из бронзы БрС30. Тепловыделение в паре трения из-за низкого значения коэффициента трения незначительно, деформации колец исключаются, и изнашивания пары трения не происходит. Это обеспечивает упрощение конструкции уплотнения, исключение разгерметизации вторичного уплотнения как при смене температурного режима, так и при повышенных температурах уплотняемой среды, снижение степени изнашивания вторичного уплотнения, повышение его надежности при работе и, как следствие, повышение эффективности и срока службы заявленного торцового уплотнения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения масляной полости опоры ротора турбомашины. Уплотнение содержит радиально-торцовое контактное уплотнение, состоящее из корпуса, образующего масляную полость опоры ротора, закрепленного на корпусе опоры, вращающуюся втулку, два разрезных уплотнительных кольца, установленных в корпусе встык друг к другу с натягом по цилиндрическим поверхностям колец так, что разрезы уплотнительных колец расположены диаметрально противоположно, и лабиринтное уплотнение, уплотняющее предмасляную полость опоры ротора, образованное лабиринтным кольцом, закрепленным на роторе, и корпусом. Причем второе разрезное уплотнительное кольцо установлено концентрично с натягом внутри первого разрезного уплотнительного кольца, до упора в первое кольцо его свободной консольной части, по которой оно контактирует с корпусом. Разрезные уплотнительные кольца прижаты к корпусу упругими силами этих колец и давлением воздуха в предмасляной полости опоры ротора, а к друг другу и торцовой поверхности втулки - давлением воздуха. Фланец втулки выполнен с отбортовкой, образующей кольцевую ванну, заполненную маслом. Во фланце выполнены равнораспределенные по окружности сквозные отверстия, через которые под действием центробежных сил масло из ванны поступает на смазку контактных поверхностей втулки и разрезного уплотнительного кольца и равномерно размазывается по этим поверхностям вращающейся втулкой. В торец первого уплотнительного кольца запрессован штифт, входящий с зазором в глухое отверстие во втором разрезном уплотнительном кольце. Величина зазора в разрезах уплотнительных колец и величина натяга между разрезными уплотнительными кольцами и корпусом выбраны такими, чтобы при отсутствии избыточного давления воздуха в предмасляной полости опоры ротора и температуре окружающей среды не происходил проворот разрезных уплотнительных колец относительно корпуса, а при максимальной рабочей температуре в опоре зазор в разрезах либо полностью. Изобретение повышает надежность устройства. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

 


Наверх