Патенты автора Болотов Борис Павлович (RU)

Изобретение относится к демпферам для гашения вибраций рабочих колес газотурбинных двигателей, а именно к устройствам демпфирования колебаний рабочих колес. Устройство демпфирования колебаний рабочих колес блискового типа газотурбинного двигателя представляет собой упругое кольцо, установленное с натягом на внутренней поверхности обода блиска. Устройство демпфирования колебаний установлено на цилиндрической или конической поверхности обода блиска и снабжено замковым соединением и упором. Между замковым соединением и упором имеется зазор, при этом замковое соединение выполнено с возможностью расширения в радиальном направлении под действием центробежных сил до уменьшения величины зазора до нулевого значения. Изобретение позволяет уменьшить неравномерность контактного давления и повысить эффективность демпфирования колебаний за счет исключения возможности «закусывания» демпфера при высоких частотах вращения ротора. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к устройствам для гашения вибраций рабочих лопаток турбомашин, и предназначено для обеспечения надежности турбомашин. Рабочее колесо турбомашины содержит диск с установленными в его пазах рабочими лопатками, каждая из которых имеет трактовые полки и ножку, в которой размещен паз, демпфер, установленный под трактовыми полками каждой пары лопаток с возможностью контакта с полками и выполненный из двух соприкасающихся друг с другом частей. Каждая из частей демпфера выполнена в форме вертикально развернутой скобы сложного профиля, при этом один из свободных концов скобы является фрикционным элементом, установленным с радиальным зазором к внутренней поверхности полки, центральная часть скобы выполнена в виде упругого элемента, имеющего прямые и изогнутую поверхности, причем изогнута его средняя часть по радиусу, обеспечивающему частичную компенсацию действующей на демпфер центробежной нагрузки, а второй свободный конец является стопорным элементом, установленным с возможностью контакта с поверхностью паза, выполненного в ножке лопатки. При этом части демпфера установлены с возможностью контакта друг с другом через прямые поверхности упругого элемента. Технический результат, достигаемый при осуществлении изобретения, заключается в расширении диапазона режимов работы турбомашины, на которых сохраняется высокая эффективность демпфирования вибраций лопаток рабочего колеса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 


Наверх