Патенты автора Мамонтова Наталья Анатольевна (RU)

Изобретение относится к медицине, коррекционной психологии и педагогике, психолого-педагогической диагностике и может быть использовано для оценки психической активности (ПА) ребенка после тяжелой черепно-мозговой травмы (ТЧМТ) и выбора варианта индивидуальной коррекционно-педагогической программы реабилитации. Специалист последовательно предлагает ребенку выполнить 9 диагностических заданий, три серии из трех заданий в соответствии со шкалами физических А, познавательных В и социальных С возможностей, оценивая проявления ПА по каждому заданию от 1 до 4 баллов. Критериями оценки физических возможностей А являются: общая двигательная активность - a1, мелкая моторика пальцев рук - а2, зрительно-двигательные возможности - a3. Критериями оценки познавательных возможностей В являются: ориентировочные реакции b1, захват и удержание игрушки в руке b2, игровая манипуляция с игрушкой b3. Критериями оценки психических возможностей С являются: отклик на собственное имя c1, способы общения со взрослым с2, умение пользоваться ложкой во время приема пищи с3. Результаты обследования обобщают по каждой шкале и записывают данные в следующем виде: А=a1+а2+a3, где А - оценка проявлений физических возможностей; В=b1+b2+b3, где В - оценка познавательных возможностей; С=c1+с2+с3, где С - оценка социальных возможностей. Итоговую оценку ПА I вычисляют по формуле: I=(А+В+С)/36×100%, где 36 - максимально возможное количественное выражение оценки в баллах всех возможных результатов по 3-м шкалам. На основе итоговой оценки I определяют вариант ПА: менее 34% - ПА ребенка оценивают как «минимально низкую с преобладанием вегетативных реакций», от 35 до 67% - ПА ребенка оценивают как «минимальную с преобладанием сенсомоторных реакций без понимания или с частичным пониманием обращенной речи», от 68% и выше – ПА ребенка оценивают как «достаточную, элементарно произвольную с пониманием обращенной речи». Способ обеспечивает контроль динамики восстановления ПА ребенка с ТЧМТ путем проведения промежуточных оценок на каждом этапе реабилитации, прост в использовании, требует небольшого числа общедоступных игровых заданий с дидактическими пособиями. 1 пр.
Изобретение относится к области медицины, именно к медицинской реабилитации и коррекционной педагогике и конкретно к способу активизации психических возможностей ребенка в сниженном состоянии сознания после тяжелой черепно-мозговой травмы (ТЧМТ). Проводят коррекционно-педагогические занятия педагога с ребенком при участии близкого взрослого. Занятия проводят в определенной последовательности дифференцированно в зависимости от возможностей и динамики проявлений психической активности ребенка во взаимодействии со взрослым. С учетом неврологического статуса ребенка проводят следующую серию упражнений из пяти этапов: взаимодействие педагога с ребенком при участии близкого взрослого с включением эмоционального компонента в условиях стационара; взаимодействие педагога с ребенком при участии близкого взрослого с активизацией чувственного компонента; стимуляция сенсорного компонента в процессе совместных манипулятивных действий с предметом педагога с ребенком при участии близкого взрослого; активизация совместных или самостоятельных предметно-игровых манипуляций педагога с ребенком при участии близкого взрослого; активизация самостоятельных орудийных и предметно-игровых действий педагога с ребенком при участии близкого взрослого в условиях коррекционного обучения. Способ позволяет выявлять и активизировать психические возможности ребенка при ТЧМТ на ранних сроках реабилитации путем поэтапного включения ребенка в доступную ему форму взаимодействия со взрослым в специально организованной ситуации общения за счет выполнении манипулятивных, предметно-игровых и бытовых действий. 1 пр.

Изобретение относится к восстановительной медицине и может быть использовано для определения реабилитационного потенциала (РП) пациента с компрессионными стабильными переломами грудного отдела позвоночника. Проводят неврологическое обследование. Вначале оценивают двигательные функции спинного мозга в 6 сегментах с двух сторон - мышечную силу: Т1 - абдукторов 5-го пальца, L2 - сгибателей бедра, L3 - разгибателей колена, L4 - тыльных сгибателей стопы, L5 - разгибателей большого пальца, S1 - подошвенных сгибателей стопы. Полный паралич оценивают в 0 баллов, пальпируемые или видимые сокращения мышц - 1, активные движения (АД) в облегченном положении - 2, АД в обычном положении - 3, АД с преодолением умеренного сопротивления - 4, АД против полного сопротивления - 5 баллов. По сумме находят значение определителя РП для двигательной сферы. При сумме 57-60 баллов считают, что нарушения отсутствуют, значение РП = 0; 45-56 - слабые нарушения, РП = 1; 30-44 - средние нарушения, РП = 2; 3-29 - интенсивные нарушения, РП = 3; 0-2 - полные нарушения, РП = 4. Затем оценивают чувствительность в 21 сегменте с двух сторон: Т1 - медиальная сторона локтевой ямки, Т2 - вершина подмышечной впадины, Т3 - третий межреберный промежуток, Т4 - уровень сосков, Т5 - 5-й межреберный промежуток, Т6 - 6-й межреберный промежуток, Т7 - 7-й межреберный промежуток, Т8 - 8-й межреберный промежуток, Т9 - 9-й межреберный промежуток, Т10 - уровень пупка, T11 - 11-й межреберный промежуток, Т12 - паховая складка, L1 - половина расстояния между Т12 и L2, L2 - середина передней поверхности бедра, L3 - медиальный мыщелок бедра, L4 - медиальная лодыжка, L5 - тыльная поверхность стопы на уровне 3-го плюсне-фалангового сустава, S1 - латеральная поверхность пятки, S2 - подколенная ямка по средней линии, S3 - седалищный бугор, S4-5 - перианальная зона. Чувствительность в этих зонах оценивают в баллах: отсутствие чувствительности - 0 баллов, нарушенная - 1 балл, нормальная - 2. По сумме баллов находят значение определителя РП для чувствительности: 80-84 балла - чувствительные нарушения отсутствуют, РП = 0; 63-79 - слабые нарушения, РП = 1; 43-62 - средние нарушения, РП = 2; 4-42 - высокие нарушения, РП = 3; при сумме 0-3 балла - полные нарушения, РП = 4. Определяют сумму значений РП по двигательной и чувствительной сфере и при значении общего РП = 0 считают, что РП очень высокий, 1-2 - высокий, 3-4 - средний, 5-6 - низкий, 7-8 - очень низкий РП. Способ обеспечивает количественную оценку РП у пациентов данной группы, что имеет прогностическое значение и позволяет составить программу реабилитации в нужном объеме. 2 табл., 1 пр.

 


Наверх