Патенты автора Кузбеков Азат Тагирович (RU)

Изобретение относится к технике розжига горючих смесей с помощью электрической искры, в частности к емкостным агрегатам зажигания, и может быть использовано для контроля систем зажигания, установленных на двигатели воздушных судов. Технический результат - повышение глубины контроля технического состояния емкостных систем зажигания газотурбинных двигателей воздушных судов с целью обеспечения эксплуатации свечей зажигания по техническому состоянию и уменьшение затрат на обеспечение жизненного цикла двигателя на этапе эксплуатации и времени простоя воздушного судна за счет замены свечей зажигания до наступления их отказного состояния. Устройство контроля емкостной системы зажигания газотурбинных двигателей воздушных судов, содержащее датчик разрядного тока накопительного конденсатора, первый одновибратор, измеритель временного интервала, формирователь сигнала контроля, в котором выход измерителя интервала времени подключен к первому выходу формирователя сигнала контроля, в схему дополнительно введены датчик разрядного тока конденсатора активизатора, второй одновибратор, счетчик, причем датчик разрядного тока конденсатора активизатора включен в цепь конденсатора активизатора, выход датчика разрядного тока накопительного конденсатора подсоединен ко входу первого одновибратора, выход первого одновибратора подключен к входу измерителя интервала времени и ко входу сброса счетчика, выход датчика разрядного тока конденсатора активизатора подключен к входу второго одновибратора, выход второго одновибратора подсоединен к счетному входу счетчика, выход счетчика подсоединен ко второму входу формирователя сигнала контроля. 2 ил.

Изобретение относится к технике розжига горючих смесей с помощью электрической искры, в частности к емкостным системам зажигания, и может быть использовано для контроля систем зажигания, установленных на двигатель. Технический результат - повышение достоверности контроля технического состояния емкостной системы зажигания двигателей летательных аппаратов. Способ контроля работоспособности высоковольтных емкостных систем зажигания газотурбинных двигателей, заключающийся в том, что контролируют время между последовательно следующими импульсами разрядного тока накопительного конденсатора агрегата зажигания на свечу зажигания, при превышении времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока накопительного конденсатора агрегата зажигания на свечу зажигания заданного контрольного его значения судят о работоспособности системы зажигания, при этом дополнительно определяют наличие не менее двух импульсов разрядного тока конденсатора активизатора через первичную обмотку импульсного высоковольтного трансформатора, вторичная обмотка которого включена в разрядную цепь накопительного конденсатора, и коммутирующего разрядника, имеющих место перед одним или более импульсами разрядного тока накопительного конденсатора агрегата зажигания на свечи зажигания, по наличию двух и более импульсов разрядного тока конденсатора активизатора через первичную обмотку импульсного высоковольтного трансформатора, вторичная обмотка которого включена в разрядную цепь накопительного конденсатора агрегата зажигания, и коммутирующий разрядник принимают решение о замене свечи зажигания. 1 ил.

Изобретение относится к технике розжига горючих смесей с помощью электрической искры, в частности к емкостным системам зажигания авиационных газотурбинных двигателей. Техническим результатом является повышение достоверности проведения автономных испытаний систем зажигания при воспроизведении параметров воздействующих факторов, действующих на элементы системы зажигания, сокращение затрат на проведение испытаний свечей зажигания при проведении ресурсных испытаний газотурбинных двигателей. Предложенный способ испытаний и проверки работоспособности свечей зажигания газотурбинных двигателей заключается в том, что свечу зажигания устанавливают в герметичную воздушную камеру, в которую подают воздух с различными значениями давлений, соответствующими значениям рабочего давления в двигателе при включениях системы зажигания при различных видах его запуска, на свечу подают высоковольтные импульсы от агрегата зажигания. Работоспособность свечи подтверждают по наличию бесперебойного искрообразования в ее искровом промежутке, искровой промежуток свечи дополнительно устанавливают в воздушном объеме, теплоизолированном от остальной среды внутри герметичной воздушной камеры, воздух в теплоизолированном воздушном объеме нагревают до значений температур, соответствующих установленным значениям давления по полетному циклу работы двигателя при включении системы зажигания при различных видах запуска. 1 ил.

Изобретение относится к технике проведения автономных испытаний свечей зажигания как в процессе проведения опытно-конструкторских работ по их разработке, так и при проведении автономных ресурсных испытаний свечей. Техническим результатом является повышение достоверности воспроизведения в автономных условиях параметров, воздействующих на свечи зажигания внешних воздействующих факторов, имеющих место на газотурбинном двигателе. Предложено устройство испытаний и проверки работоспособности свечей зажигания, которое содержит: корпус воздушной камеры, штуцер подвода воздуха на корпусе воздушной камеры, манометр, источник повышенного давления, магистраль повышенного давления, соединяющую штуцер подвода воздуха, манометр и источник повышенного давления, источник питания, высоковольтный кабель, соединяющий выход агрегата зажигания с испытуемой свечой зажигания, в устройство дополнительно введены штуцер отвода воздуха, гермоввод термопары, гермоввод питания нагревательного элемента, нагревательный элемент, теплоизоляция, термопара, электромагнитный впускной клапан, электромагнитный выпускной клапан, регулятор давления, регулятор температуры, блок управления испытаниями. Нагревательный элемент установлен внутри корпуса воздушной камеры на испытуемую свечу зажигания, теплоизоляция отделяет нагревательный элемент от остального объема воздуха внутри корпуса воздушной камеры и самого корпуса воздушной камеры, термопара расположена внутри теплоизоляции в непосредственной близости от испытуемой свечи зажигания. 1 ил.

Изобретение относится к емкостным системам зажигания для контроля их технического состояния в процессе и между запусками двигателя. Техническим результатом является повышение достоверности и глубины контроля технического состояния элементов системы зажигания, позволяющее с высокой степенью достоверности в кратчайшие сроки осуществить проверку их работоспособности. Предложен способ контроля емкостной системы зажигания двигателей летательных аппаратов, в котором измеряют интервал времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока накопительного конденсатора на свечу, по превышению интервалом времени заданного значения судят о работоспособности системы зажигания, начиная с момента времени подачи напряжения питания, формируют первоначальный импульс сигнала контроля длительностью, равной контрольному значению интервала времени, соответствующего минимально установленной частоте новообразования на свече зажигания, при наличии первоначального импульса сигнала контроля длительностью, равной контрольному значению интервала времени, судят о работоспособности встроенной системы контроля. При величине интервала времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока менее заданного контрольного значения формируют непрерывный сигнал контроля и судят о работоспособности системы зажигания, при превышении интервала времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока заданного контрольного значения встроенной системой контроля формируют импульсы сигнала контроля с частотой, равной фактической частоте генерации системой зажигания импульсов разрядного тока. При наличии первоначального импульса сигнала контроля длительностью, равной контрольному значению интервала времени, проводят проверку соответствия установленным для двигателя значениям напряжения питания, сопротивления цепей питания и другим, принимают решение о продолжении эксплуатации системы зажигания. При отсутствии генерации импульсов разрядного тока агрегатом зажигания и наличии первоначального импульса сигнала контроля длительностью, равной контрольному значению интервала времени, судят об отказе агрегата зажигания. 4 ил.

Изобретение относится к технике розжига горючих с помощью электрической искры, в частности к емкостным агрегатам зажигания, и может быть использовано для контроля технического состояния системы зажигания, установленной на двигателе, в перерывах между запусками двигателей. Технический результат - наиболее раннее выявление начала процессов, предшествующих залипанию контактов и соответствующему отказу преобразователя, что позволяет продолжить эксплуатацию летательного аппарата. Предложен способ контроля емкостного агрегата зажигания с индукционной катушкой (ИК) в составе системы зажигания, заключающийся в том, что при номинальном напряжении питания измеряют интервал времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока накопительного конденсатора (НК) на свечу зажигания и среднее значение потребляемого агрегатом зажигания тока при номинальном напряжении питания за период работы ИК, контролируют наличие кратковременного повышения среднего значения потребляемого тока при номинальном напряжении питания над средним значением потребляемого тока при номинальном напряжении питания и последующее увеличение текущего значения интервала времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока НК на свечу зажигания, дополнительно проводят проверку при максимальном рабочем напряжении питания, в процессе которой измеряют интервал времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока НК на свечу зажигания и среднее значение потребляемого агрегатом зажигания тока, выявляют наличие кратковременного повышения среднего значения потребляемого тока при максимальном рабочем напряжении питания над средним значением потребляемого тока при максимальном рабочем напряжении питания и последующее увеличение текущего значения интервала времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока НК на свечу зажигания, по отсутствию кратковременного повышения среднего значения потребляемого тока при номинальном напряжении питания над средним значением потребляемого тока при номинальном напряжении питания и последующего увеличения текущего значения интервала времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока НК на свечу зажигания и наличию кратковременного повышения среднего значения потребляемого тока при максимальном рабочем напряжении питания над средним значением потребляемого тока при максимальном рабочем напряжении питания и последующего увеличения текущего значения интервала времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока НК на свечу зажигания, судят о сохранении работоспособности агрегата зажигания. 5 ил.

Изобретение относится к контролю емкостных систем зажигания в двигателях летательных аппаратов. Технический результат заключается в повышении достоверности контроля работоспособности систем зажигания без выполнения измерения давления окружающей среды в объеме, в котором размещен рабочий торец свечи. Указанный технический результат достигается тем, что измеряют интервал времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока накопительного конденсатора на свечу, вызванными только коммутацией запасенной на накопительном конденсаторе энергии, превышающей установленное контрольное значение энергии, измеренный интервал времени сравнивают с заданным интервалом времени, характеризующим допустимую минимальную частоту следования искровых разрядов в искровом промежутке свечи. Также измеряют амплитуды первой и второй полуволн каждого импульса разрядного тока накопительного конденсатора, вызванного коммутацией запасенной на накопительном конденсаторе энергии, превышающей установленное контрольное значение, по отсутствию превышения разницы амплитуд первой и второй полуволн каждого импульса разрядного тока накопительного конденсатора, вызванного коммутацией запасенной на накопительном конденсаторе энергии, превышающей установленное контрольное значение, контрольного значения разности амплитуд первой и второй полуволн судят о работоспособности системы зажигания. 2 ил.

Изобретение относится к технике розжига горючих смесей с помощью электрической искры. Способ контроля емкостной системы зажигания двигателей летательных аппаратов заключается в том, что в процессе работы системы зажигания измеряют амплитуды первой и второй полуволн каждого импульса разрядного тока накопительного конденсатора, вызванного коммутацией запасенной на накопительном конденсаторе энергии, превышающей установленное контрольное значение, по отсутствию превышения отношения амплитуд первой и второй полуволн каждого импульса разрядного тока накопительного конденсатора, вызванного коммутацией запасенной на накопительном конденсаторе энергии, превышающей установленное контрольное значение, контрольного значения отношения амплитуд первой и второй полуволн судят о работоспособности системы зажигания. Изобретение позволяет повысить достоверность контроля работоспособности емкостных систем зажигания летательных аппаратов. 2 ил.

Изобретение относится к технике розжига горючих смесей с помощью электрической искры, в частности к емкостным агрегатам зажигания, и может быть использовано для контроля технического состояния системы зажигания, установленной на двигатель, в перерывах между запусками двигателей летательных аппаратов, а также в процессе их запуска. Технический результат - повышение глубины контроля работоспособности агрегатов зажигания емкостных систем зажигания двигателей летательных аппаратов с целью обеспечения их эксплуатации по техническому состоянию и уменьшение затрат на обеспечение жизненного цикла двигателя на этапе эксплуатации. Способ контроля емкостного агрегата зажигания с индукционной катушкой в составе системы зажигания, заключающийся в том, что измеряют интервал времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока накопительного конденсатора на свечу зажигания, одновременно с измерением интервала времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока накопительного конденсатора на свечу зажигания в процессе работы системы зажигания измеряют среднее значение потребляемого агрегатом зажигания тока, выявляют наличие кратковременного повышения среднего значения потребляемого тока и последующее увеличение текущего значения интервала времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока накопительного конденсатора на свечу зажигания, при наличии кратковременного повышения среднего значения потребляемого агрегатом зажигания тока и последующего увеличения интервала времени между последовательно следующими импульсами разрядного тока накопительного конденсатора на свечу зажигания принимают решение о замене агрегата зажигания. 5 ил.

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для розжига горючих смесей с помощью электрической искры, в частности в емкостных системах зажигания для контроля системы зажигания, установленной на двигатель в составе летательного аппарата, для оценки технического состояния системы зажигания в перерывах между запусками двигателей летательных аппаратов. Техническим результатом является повышение достоверности контроля работоспособности емкостной системы зажигания двигателей летательных аппаратов. Устройство контроля емкостной системы зажигания двигателей летательных аппаратов содержит датчик разрядного тока, устройство сравнения, задатчик контрольного значения напряжения амплитуды разрядного тока, измеритель временного интервала времени, исполнительный элемент. Выход датчика разрядного тока соединен с первым входом устройства сравнения, выход задатчика контрольного значения напряжения амплитуды разрядного тока подключен к второму входу устройства сравнения. Выход измерителя временного интервала подключен к исполнительному элементу. В устройство контроля дополнительно введены измерительный преобразователь давления окружающей среды, содержащий последовательно соединенные датчик давления окружающей среды, усилитель, задатчик контрольного напряжения давления окружающей среды, второе устройство сравнения, одновибратор, логическое устройство «И». Выход измерительного преобразователя давления окружающей среды подключен к первому входу второго устройства сравнения. Выход задатчика контрольного напряжения давления окружающей среды подключен к второму входу второго устройства сравнения, выход устройства сравнения подключен к входу одновибратора, выход которого и выход второго устройства сравнения подключены к логическому устройству «И», выходом подключенному к входу измерителя временного интервала. 1ил.

 


Наверх