Патенты автора Зарипов Юлай Мидхатович (RU)

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к охлаждению газотурбинного привода. Способ охлаждения трансмиссии газотурбинного привода и элементов КИП с использованием охлажденного воздуха, в котором направляют охлаждающий воздух в корпус трансмиссии, регулируют давление воздуха, эжектируют холодный воздух, охлаждают поток воздуха путем смешивания, охлаждают вал трансмиссии, разделяют смешанный охлажденный поток воздуха на две части, направляют одну часть по двум магистралям в коллектор всасывания полумуфты свободной турбины, подают вторую часть потока на полумуфту трансмиссии с другой стороны и далее на вентиляцию застойных зон во внутреннем кольцевом пространстве улитки отвода газов, смешивают оба потока и подают внутрь замкнутого кольцевого пространства для наддува зазоров на внутреннем стыке свободной турбины с улиткой отвода газов. После этого регулируют давление смешанного потока внутри замкнутого кольцевого пространства выпускными клапанами и вентилируют застойные зоны между проставкой улитки и бронестенкой воздухом, выходящим из выпускных клапанов. Достигается повышение надежности трансмиссии. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Способ и устройство воздушного охлаждения моторного отсека газоперекачивающего агрегата, применяемые в напорной системе вентиляции-охлаждения приточного типа с двумя напорными вентиляторами, один из которых находится в резерве. Охлаждающий воздух из атмосферы всасывают одним из двух вентиляторов через входной клапан воздушный северного исполнения и компримируют его. После чего поток охлаждающего воздуха через обратный клапан подают по одному из двух воздуховодов в воздухораспределитель, в котором его делят на две равные части, и по двум выпускным патрубкам из воздухораспределителя подают в моторный отсек с обеих сторон газотурбинного двигателя вдоль его наружных стенок на уровне горизонтальной плоскости, проходящей через ось газотурбинного двигателя. Каждый из потоков охлаждающего воздуха подают на охлаждение длинной стенки моторного отсека в направлении улитки выхлопа. Поток направляют к стенке отсека под углом от 10 до 20 градусов по горизонтали и от 10 до 20 градусов вниз по вертикали в направлении улитки выхлопа газов, за счет чего генерируют устойчивую вихревую структуру, в которой охлаждающий воздух подают по винтовой линии вдоль длинной стороны моторного отсека, посредством которой обеспечивают непрерывную подачу охлаждающего воздуха к нагретым стенкам газотурбинного двигателя и отбирают нагретый воздух. Отработавший горячий воздух удаляют через два выпускных окна, установленных в верхней части моторного отсека на его длинной стороне, при этом температуру в моторном отсеке регулируют за счет изменения частоты вращения вентиляторов, а при экстремально низких температурах окружающего воздуха перепускают горячий воздух на вход в вентиляторы. Конструкция системы позволяет увеличить количество прокачиваемого воздуха через моторный отсек путем использования осевых вентиляторов, имеющих меньшее энергопотребление по сравнению с используемыми центробежными вентиляторами; выравнивать температуру в моторном отсеке за счет рециркуляции воздуха в моторном отсеке на режиме «горячий резерв» для снижения энергозатрат при совместной работе системы вентиляции с системой отопления; использовать режим рециркуляции совместно с изменением частоты вращения электродвигателей вентилятора во время работы ГТД на режиме с целью предотвращения выхолаживания отсека при экстремально низких температурах окружающего воздуха. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Способ снижения гидравлических потерь в выхлопном тракте газотурбинной установки и осерадиальный диффузор силовой турбины для его осуществления, областью применения которого являются газоперекачивающие агрегаты и электростанции с газотурбинными двигателями, которые планируется подвергнуть комплексному восстановительному ремонту для увеличения ресурса ГПА. Заявляемый способ и устройство для его осуществления заключается в проведении комплекса мероприятий, которые позволяют увеличить вертикальную составляющую скорости потока в местах локализации вихревых трубок, расположенных около передней стенки радиальной части осерадиального диффузора, которые локализуются на верхней части среза осевой части диффузора. Реализация этих мероприятий позволяет ликвидировать парный вихрь, возникающий на срезе в верхней осевой части осерадиального диффузора и отдельные вихри, расположенные в прямых углах у плоской задней стенки радиальной части осерадиального диффузора, в результате чего обеспечивается снижение гидравлического сопротивления выхлопного тракта и снижается расход топлива. Использование заявляемого способа и осерадиального диффузора силовой турбины позволяет увеличить энергоэффективность оборудования за счет снижения потребляемого расхода топливного газа, обусловленного уменьшением гидравлического сопротивления выхлопного тракта при работе газотурбинного двигателя. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области энергетики, а именно к аппаратам воздушного охлаждения газа, применяемым для охлаждения природного газа. Аппарат воздушного охлаждения газа, состоящий из горизонтально расположенных теплообменных секций коллекторного типа, включающих камеры подвода и отвода охлаждаемого газа, содержащие трубные доски с отверстиями, в которые заделаны концы оребренных труб, осевого вентилятора и диффузора. В диффузоре жестко установлены, по крайней мере, три дефлектора двух типов: S-образный дефлектор для центра теплообменника, состоящий из двух половин, формирующих два оппозитных центральносимметричных (относительно оси вентилятора) воздухозаборных канала, в каждом из которых расположены не менее чем три регулируемые поворотные лопасти, установленные за лопастями воздухосборника друг над другом с одинаковым шагом и углом их установки, и два лопастных дефлектора для периферийной части теплообменника, установленные посередине крайних теплообменников, причем на дне каждого воздухозаборного канала после поворотных лопастей выполнено окно для эжектирования пассивного потока воздуха с центральной части вентилятора, а задняя стенка воздухосборника выполнена спрофилированной, формируя плавный вход поступающего из диффузора в воздухозаборник потока воздуха снаружи S-образного дефлектора и обеспечивая вертикальный выход потока охлаждающего воздуха из поворотных лопастей внутри воздухозаборника. Технический результат изобретения заключается в увеличении эффективности расходуемого воздуха, проходящего через секции теплообменника аппарата воздушного охлаждения газа, и в оптимизации направления потоков охлаждающего воздуха в центре диффузора аппарата. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 


Наверх