Патенты автора Булат Павел Викторович (RU)

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, а именно к упорным узлам с осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками, и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных турбомашин, в частности в турбогенераторах. Упорный узел турбомашины содержит корпус статора с расположенными с двух сторон от него тыльной стороной к корпусу статора турбомашины первым (1) и вторым колесами, соединенными валом, и размещенными между корпусом статора и первым (1) и вторым колесами двумя осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками. Оба осевых лепестковых газодинамических подшипника выполнены состоящими из кольцевого тонкостенного диска (6) с прикрепленными к нему упругими профилированными пластинами (7), образующими с тыльными сторонами колес пару трения. Как минимум, в одном из осевых лепестковых газодинамических подшипников на внешней поверхности кольцевого тонкостенного диска (6) подшипника, максимальным образом удаленной от его центра, имеется не менее трех усиков (9), отогнутых в нерабочую сторону (10) подшипника под прямым или близким к нему углом. В поверхности корпуса статора имеются соответствующие размеру усиков (9) пазы (11), в которые заведены упомянутые усики (9). Технический результат: повышение надежности сборки и эксплуатации упорного узла при одновременном упрощении конструкции. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных турбомашин. Радиальный лепестковый газодинамический подшипник содержит корпус с расположенными на его внутренней цилиндрической поверхности продольными пазами, в которые вставлены профилированные по незамкнутому коробчатому профилю крепежные хвостовики (7) перекрывающих друг друга лепестков (3), охватывающих в статическом состоянии цапфу сопрягаемого вала. Подшипник снабжен кольцевой проточкой, выполненной на внутренней цилиндрической поверхности корпуса в месте охвата цапфы вала и установки лепестков (3), и упругим разжимным кольцом для установки в кольцевой проточке. Крепежные хвостовики (7) снабжены прорезью (8) для прохода упомянутого упругого разжимного кольца, установленного, в собранном состоянии подшипника, в кольцевой проточке цилиндрической поверхности корпуса, выполненной в области центра симметрии лепестка (3) или на некотором смещении от упомянутого центра симметрии. Технический результат: расширение зоны работоспособности подшипника, в т.ч. путем увеличения изгибной частоты колебаний вала вследствие уменьшения длины вала за счет исключения нерабочей зоны подшипника, используемой для крепления лепестков в осевом направлении. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к деталям машин, а именно к конструкциям радиальных подшипников скольжения, используемых в высокоскоростных роторных системах, например, компрессоров, турбин, электрогенераторов. Радиальный подшипник скольжения содержит корпус (1), как минимум один сегмент (2), смонтированный в корпусе (1) посредством пальца (4), размещенного в соосных отверстиях корпуса (1). На внутренней поверхности корпуса (1) выполнена канавка (1а). Соосные отверстия для пальца (4) на корпусе (1) выполнены в области канавки (1а). На сегменте (2) имеется цапфа (2а) с отверстием. Монтаж сегмента (1) в корпусе (2) осуществлен посредством пальца (4), размещенного с зазором в демпферных втулках (3), установленных с зазором в соосных отверстиях корпуса (1), и пропущенного через отверстие цапфы (2а), размещенной с осевым и радиальным зазорами в канавке корпуса (1). На пальце (4) выполнен кольцевой выступ (4а), имеющий сферическую форму, который расположен с зазором в отверстии цапфы (2а). Технический результат: обеспечение безаварийной эксплуатации высокоскоростных роторных систем машин за счет обеспечения демпфирования колебаний установленных в подшипниках их вращающихся частей демпфирующими элементами подшипников. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к оборудованию для генерации энергии в области альтернативной, а именно водородной энергетики, и может быть использовано для получения электрической и/или механической энергии. Установка содержит реактор, связанный с блоком подготовки суспензии, смонтированный в газостатических подшипниках вал, на одном конце которого установлено Сегнерово колесо, имеющее возможность соединения с потребителем или преобразователем энергии, а другой связан с воздушным компрессором, блок разделения смеси пара, водорода и оксидов алюминия на водород, оксиды алюминия и воду, вход которого связан с Сегнеровым колесом, камеру сгорания, входы которой связаны с блоком разделения для подачи в камеру сгорания водорода и воды, а также связанную с воздушным компрессором для подачи воздуха, а выход камеры сгорания связан с парогазовой турбиной. Установка оснащена дополнительными турбиной, работающей на смеси пара, водорода и оксидов алюминия, и воздушным компрессором, роторы которых соединены посредством смонтированного в газостатических подшипниках вала, причем вход указанной дополнительной турбины связан с выходом реактора, а выход дополнительного воздушного компрессора связан с газостатическими подшипниками валов. Заявленная установка обеспечивает высокоэффективную выработку энергии, а также утилизацию алюминиевой пудры в различных соотношениях с последующей выработкой водорода и использование энергии при его сжигании. За счет применения двух контуров обеспечивается плавная регулировка установки по выходной мощности с сохранением максимальной эффективности работы. Одновременно решаются задачи снижения частоты вращения вала за счет снижения пиковых нагрузок и оптимальных условий работы газостатических подшипников, что увеличивает ресурс работы установки. 1 ил.

Изобретение относится к деталям машин, а именно, к конструкциям радиальных и упорных газостатических подшипников, предназначенных для использования, в частности, в высокоскоростных роторных системах, например, компрессоров, турбин, электрогенераторов. Подшипник газостатический содержит выполненный в виде кольца корпус (1), имеющий, как минимум, одну колодку (3), на опорной поверхности которой выполнены две канавки, имеющие возможность соединения через выполненные в колодке (3) дроссельные отверстия с системой подачи смазки в смазочный зазор подшипника, образованный валом и опорной поверхностью колодки (3), одна (10) из канавок выполнена прямолинейной и расположена со стороны входной кромки опорной поверхности колодки (3), а вторая (11) расположена со стороны выходной кромки опорной поверхности колодки (3) и имеет серповидную или дугообразную форму. На внутренней образующей поверхности корпуса (1) выполнена кольцевая канавка, а на колодке (3) имеется цапфа с отверстием. Монтаж колодки (3) на корпусе (1) осуществлен посредством пальца (6), введенного во втулки (5), установленные в отверстиях корпуса (1), выполненных в области кольцевой канавки, и проходящего через отверстие цапфы (4), размещенной с зазором в кольцевой канавке корпуса (1). При этом на пальце (6) выполнен кольцевой выступ, имеющий сферическую форму, который расположен с зазором в отверстии цапфы. Технический результат: повышение грузоподъемности подшипника при минимальном расходе смазки. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

 


Наверх