Патенты автора Щербаков Виталий Фёдорович (RU)

Изобретение относится к области двигателестроения и представляет собой гибридную установку с утилизацией тепла двигателя внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение эффективности за счет использования тепловой энергии системы охлаждения и выпускных газов с преобразованием этой энергии в дополнительную механическую энергию привода. Сущность изобретения заключается в том, сто установка содержит двигатель 1 внутреннего сгорания с выпускным трактом 2, имеющий контур циркуляции охлаждающей жидкости, в который включены рубашка 3 охлаждения с жидкостным насосом 4, и контур циркуляции низкокипящей рабочей жидкости с напорной и сливной магистралями 5 и 6. В состав последнего входят емкость 7 с рабочей жидкостью, теплообменное устройство, где предусмотрен нагрев низкокипящей рабочей жидкости теплом охлаждающей жидкости и выпускных газов, а также преобразователь энергии давления паров низкокипящей рабочей жидкости и система клапанов 9-12. Двигатель снабжен охладителем-радиатором 13 и расширительной емкостью 14, установленными в контуре циркуляции низкокипящей рабочей жидкости, преобразователь энергии выполнен в виде роторно-парового мотора, а теплообменное устройство - в виде двух нагревателей 15 и 16, установленных в напорной магистрали 5. Нагреватель 15 связан с контуром циркуляции охлаждающей жидкости и соединен через обратный клапан 9 с жидкостной полостью 17 емкости 7 и другим нагревателем 16, который связан с выпускным трактом 2 и соединен через подпорный клапан 11 с расширительной емкостью 14 и со входом преобразователя 8 энергии в виде роторно-парового мотора, выход которого соединен последовательно с охладителем-радиатором 13, а через подпорный клапан 12 - с емкостью 7. При этом роторно-паровой мотор своим выходным валом механически связан с выходным валом двигателя 1 внутреннего сгорания. При работе двигателя нагреватели 15 и 16 перегревают низкокипящую рабочую жидкость, которая превращаясь в пар, приводит во вращение преобразователь 8 энергии в виде роторно-парового мотора, который затем через механическую связь передает энергию выходному валу двигателя 1 внутреннего сгорания. Низкокипящая рабочая жидкость после охладителя-радиатора 13 конденсируется и поступает в емкость 7. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в компрессорной технике. Поршневой компрессор содержит цилиндрический корпус 1 с двумя оппозитно установленными в нем компрессорным и приводным цилиндрами 2 и 3. В каждом цилиндре 2 и 3 размещены поршни 4 и 5, закрепленные на общем штоке 6. Содержит входные и выходные линии 7, 8 связи рабочих полостей 9, 10 цилиндра 2 и систему подачи рабочей среды в рабочие полости 11, 12 цилиндра 3. Содержит источник 13 рабочей среды с напорной и сливной линиями 14, 15, распределительное устройство 16 и теплообменное устройство 17. Корпус 1 выполнен с рубашкой 18 охлаждения. Содержит плунжерный микронасос 19, который представляет собой рабочую полость, образованную крышкой 20 корпуса 1 и концом 21 общего штока 6, являющимся плунжером микронасоса 19. Его другой конец 22 механически связан с распределительным устройством 16. Теплообменное устройство 17 установлено в напорной линии 14 связи с возможностью преобразования рабочей среды в парообразное состояние. В сливной линии 15 установлено дополнительное теплообменное устройство 24 с возможностью преобразования парообразной рабочей среды, например фреона, в жидкое состояние. Сливная линия 15 через подпорный клапан 25 соединена с источником 13 рабочей среды в виде бака, который через линию 26 всасывания подключен к микронасосу 19. В напорной линии 14 на входе в теплообменное устройство 17 установлен обратный клапан 28. Изобретение позволяет снизить механические потери при работе за счет тепла, вырабатываемого компрессором, и преобразовать это тепло в механическую энергию работы элементов компрессора. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 


Наверх