Патенты автора Гусева Алёна Игоревна (RU)

Изобретение относится к получению носителей катализаторов для нефтеперерабатывающей, химической и газовой промышленности. Способ модифицирования оксида алюминия - носителя катализаторов процессов нефтепереработки, получаемого из гидроксида алюминия со структурой псевдобемит - сырая лепешка, включает последовательную пептизацию, формование, сушку и прокалку. Пептизацию проводят в два этапа. На первом этапе добавляют концентрированную азотную кислоту до кислотного модуля 0,029-0,032. На втором этапе используют неионогенное поверхностно-активное вещество этоксилат изодецилового спирта в количестве 1,8-7,2 мас.% при температуре 45-65°С. Прокалку формованного гидроксида алюминия осуществляют при температуре не выше 550°С. Изобретение позволяет повысить удельную поверхность модифицированного оксида алюминия при сохранении его прочностных характеристик, упростить получение, исключить образование стоков. 1 з.п. ф-лы, 6 пр., 1 табл.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к катализаторам гидрогенизационной переработки нефтяных фракций и способам их получения. Описан катализатор защитного слоя для реакторов гидрогенизационной переработки нефтяного сырья на высокопористом ячеистом носителе, содержащего активные компоненты, который отличается тем, что включает привитый слой γ-оксида алюминия в количестве до 2,3-9% масс., имеющий мезопоры диаметром 3-7 нм и макропоры диаметром 800-2000 нм, содержащий в качестве активных компонентов молибден или вольфрам в виде фосфорно-молибденовой или фосфорно-вольфрамовой кислот в количестве 1,00-3,00% масс. в пересчете на оксиды, а также никель или кобальт в виде цитратов в количестве 0,35-1,05% масс. в пересчете на оксиды, катализатор имеет форму цилиндров диаметром 20-50 мм, высотой 10-30 мм с размером ячеек 0,8-2,5 мм. Также разработан способ получения катализатора. Технический результат - разработанный катализатор защитного слоя для реакторов гидрогенизационной переработки нефтяного сырья на высокопористом ячеистом носителе является оптимальным с точки зрения обеспечения постепенного увеличения гидравлического сопротивления и каталитической активности слоев по ходу сырья в реакторах гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, а также для обеспечения улавливания подвижных и микроразмерных примесей (до 2 мкм), т.к. обладает большим свободным объемом, макромезопористой структурой и содержит нанесенные активные металлы, обеспечивающие умеренную активность в целевых реакциях процесса гидроочистки. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 пр.

Способ реактивации катализатора гидроочистки относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к восстановлению активности алюмокобальтмолибденовых и алюмоникельмолибденовых катализаторов гидроочистки дизельного топлива. Предлагается способ восстановления активности дезактивированного алюмокобальтмолибденового или алюмоникельмолибденового катализатора гидроочистки, который отличается тем, что дезактивированный катализатор предварительно подвергают окислительной регенерации в оптимальных температурных условиях, определенных методом синхронного термического анализа и CHNS-анализа, обеспечивающих восстановление поверхности регенерированного катализатора до уровня не менее 78-80% поверхности свежего катализатора, остаточное содержание углерода менее 1,0 мас.%, и далее проводят реактивацию пропиткой водным раствором лимонной кислоты, диэтиленгликоля и пропиленкарбоната, с последующей выдержкой в пропиточном растворе не менее 2 ч, провяливанием и сушкой в течение не менее 8 ч со ступенчатым подъемом температуры до 110-120°С. Концентрация каждого из реагентов в растворе составляет от 0,5 до 2,0 моль на 1 моль Co(Ni) в катализаторе или от 0,2 до 1 моль на моль Co(Ni)+Mo. Получают катализатор гидроочистки с активностью, соответствующей или большей, чем активность свежего катализатора, без потери прочности относительно исходного регенерированного в окислительной среде образца. Технический результат изобретения - восстановление активности отработанного катализатора гидроочистки до уровня, соответствующего свежему катализатору (95+%), методом реактивации, реализуемым на основе простых технологических операций с использованием недорогих реагентов отечественного производства. 4 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к катализатору гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья, содержащему активные компоненты - соединения молибдена, никеля и фосфора, диспергированные на носителе, и полученный сульфидированием состава, содержащего в суммарном количестве в пересчете на оксиды в прокаленным катализаторе, мас.%: 18,4-29,0 - оксид молибдена МоО3, 3,6-5,9 - оксид никеля NiO, 1,6-2,8 - оксид фосфора Р2О5, носитель - остальное, при мольном соотношении фосфор/молибден Р/Мо - 0,18-0,20, а при этом носитель представляет собой окись алюминия, модифицированную пятиокисью фосфора. Также изобретение относится к способу приготовления описанного выше катализатора, который включает приготовление носителя и его пропитку раствором активных компонентов, причем носитель готовят смешением псевдобемита, полученного алюминатно-нитратным способом, и псевдобемита, полученного методом термической активации гидраргаллита, в соотношении 1,0:2,0 мас.% на абсолютно сухое вещество (а.с.в.), далее производят обработку полученной смеси растворами азотной, ортофосфорной и яблочной кислот, после чего смесь формуют в гранулы, прокаливают, и пропитывают растворами активных компонентов, при этом, раствор готовят последовательным растворением лимонной кислоты, основного карбоната никеля, ортофосфорной кислоты, молибденовой кислоты, а также диэтиленгликоля в дистиллированной воде, при мольным соотношением лимонная кислота/никель ЛК/Ni - 0,4-0,5, диэтиленгликоль/никель ДЭГ/Ni - 1,4-1,6, с последующим сульфидированием. Технический результат заключается в получении катализатора гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья, который при давлении не менее 4 МПа обеспечивает глубокое гидрирование и обессеривание смесевого сырья, содержащего не менее 40% вторичных дистиллятов, до остаточного содержания серы менее 10 мг/кг, причем позволяет при давлении не менее 15 МПа перерабатывать сырье, доля газойлей вторичных термических и термокаталитических процессов в котором достигает 100 мас.%, с глубиной гидрирования не менее 80%, и при давлении не менее 20 МПа получать дизельную фракцию с остаточным содержанием ароматических углеводородов менее 5 мас.%. 2 н.п. ф-лы, 4 табл., 6 пр.

Изобретение относится к способу реактивации дезактивированного алюмокобальтмолибденового или алюмоникельмолибденового катализатора гидроочистки углеводородного сырья, путем прокаливания и контактирования с реактивирующим водным раствором, включающим лимонную кислоту, диэтиленгликоль, и последующей сушки, при этом реактивирующий водный раствор дополнительно содержит пропиленкарбонат и соединения Ni или Со и Мо, прокаливание производят не менее одного раза на воздухе при температуре не более 490°С до остаточного содержания углерода менее 0,2 мас.%, далее проводят контактирование с реактивирующим водным раствором лимонной кислоты, диэтиленгликоля и пропиленкарбоната, включающим соединения Ni или Со и Мо, причем концентрация лимонной кислоты в растворе находится в пределах 0,5-1,0 моль/л, суммарная массовая доля диэтиленгликоля и пропиленкарбоната находится в пределах 25-50 мас.%, соединения Ni или Со входят в реактивирующий раствор в количестве до 0,25 моль/л и Мо до 0,15 моль/л, а затем осуществляют сушку при 120°С. Технический результат изобретения заключается в восстановлении активности катализатора дезактивированных алюмокобальтмолибденовых и алюмоникельмолибденовых катализаторов до уровня 95% или более от активности аналогичных свежих катализаторов, при сохранении механической прочности гранул более 93% от исходной, при сокращении времени контакта с реактивирующим раствором по сравнению с прототипом, а также снижение температуры предварительной прокалки до 490°С. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 пр.

Изобретение касается способа получения топлива для летательных аппаратов путем контактирования смеси газойлей вторичного происхождения, содержащей не менее 60 мас.% ароматических углеводородов, с водородсодержащим газом при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора, загруженного в систему реакторов с раздельными реакционными зонами, с последующей ректификацией гидрогенизата. В качестве катализатора используют пакет сульфидированных непосредственно перед процессом в системе реакторов катализаторов, состоящий на 85-90 об.% из основного слоя и на 15-10 об.% расположенного над ним защитного слоя. Основной слой состоит из двух катализаторов гидропереработки. Первым по ходу движения газосырьевой смеси в количестве 75-85 об.% основного слоя располагают алюмоникельмолибденовый катализатор с суммарным содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор от 22 до 34,5 мас.% и оксида фосфора от 1,6 до 2,8 мас.%. Вторым по ходу движения газосырьевой смеси в количестве 25-15 об.% основного слоя располагают алюмоникельмолибденовый катализатор с содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор от 45 до 63 мас.% и оксида кремния не более 10 мас.%. Защитный слой представляет собой композит, расположенный по ходу движения газосырьевой смеси и состоящий из 20-25 об.% высокопористого ячеистого материала активной фильтрации с открытой пористостью не менее 50% и ячеистостью 10-30 меш, 20-25 об.% алюмоникельмолибденового катализатора гидрирования диолефинов на основе высокопористого ячеистого материала с ячеистостью 10-30 меш, открытой пористостью не менее 50% и суммарным содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор не менее 2,5 мас.%, 40-45 об.% алюмоникелькобальтмолибденового катализатора с суммарным содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор не менее 6 мас.% и содержанием оксида кремния не более 15 мас.%, 10-15 об.% алюмоникельмодибденого катализатора с суммарным содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор от 25 до 30 мас.%. Способ осуществляют при давлении 16-30 МПа, температуре 340-420°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,0 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье 1500-3000 нм3/м3. При этом 20-30 об.% водородсодержащего газа подают на смешение с сырьем, а остальное количество водородсодержащего газа равномерно распределяют между 3-й и 20-й реакционными зонами реакторов. Выделенная из гидрогенизата целевая фракция, выкипающая в интервале температур 195-280°С, после введения противоизносной и/или антиокислительной присадки может использоваться в качестве топлива для летательных аппаратов. Технический результат - расширение нижнего предела величины давления и осуществление процесса при давлении 16-30 МПа, при этом срок службы основного катализатора увеличивается в 2 раза, а выход целевого продукта - до 10 мас.% на сырье процесса. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к катализаторам гидродеметаллизации. Изобретение касается состава катализатора гидродеметаллизации на носителе, содержащем макромезопористый оксид алюминия и кислотный компонент, включающий активные металлы. Катализатор содержит активные металлы в виде цитратов и оксидов никеля, кобальта и молибдена в количестве в пересчете на оксиды в прокаленном катализаторе, мас.%: 5-9,0% МоО3, 0,5-1,1% СоО, 0,5-1,1% NiO, а в качестве кислотного компонента содержит до 2 мас.% отработанного регенерированного катализатора каталитического крекинга. Изобретение также касается способа приготовления данного катализатора. Технический результат - удаление никеля и ванадия из нефтяных фракций с глубиной до 99,4% и сниженная себестоимость катализатора. 2 н.п. ф-лы, 5пр., 3 табл.
Предложен способ использования катализатора гидродеметаллизации в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, содержащего металлы, при повышенных температуре и давлении в присутствии пакета катализаторов в сульфидной форме, где пакет катализаторов состоит из 50-85% об. основного слоя, включающего от одного до двух катализаторов гидропереработки, в качестве которых используют катализаторы, содержащие Al, Ni и/или Со, Мо и/или W, и 15-50% об. расположенного над ними защитного слоя, 15-40% об. которого составляет инертный материал для удаления механических примесей - слой А, обладающий внутренней пористостью не менее 65%, а 60-85% об. - катализатор гидродеметаллизации - слой Б, причем используют катализатор гидродеметаллизации нефтяных фракций, имеющий удельную площадь поверхности не менее 200 м2/г, удельный объем пор не менее 0,6 см3, не менее 19% которого составляют макропоры с диаметром от 0,1 до 2,0 мкм, который состоит из носителя, полученного с применением выжигаемого темплата макропор, в качестве которого используют парафиновую эмульсию, из порошков псевдобемита или бемита, отработанных катализаторов гидроочистки и каталитического крекинга, в количестве 20-45% масс. и до 2% масс. соответственно, подвергнутых регенерации, и активных металлов в виде цитратов и оксидов никеля, кобальта и молибдена, общее содержание которых в пересчете на оксиды в прокаленном катализаторе составляет в % масс.: МоО3 - 5,0-9,0, СоО - 0,5-1,1, NiO - 0,5-1,1. Технический результат - разработка способа использования катализатора гидродеметаллизации в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья с температурой кипения выше 140°С с целью получить гидрооблагороженный продукт с остаточным содержанием: никеля не более 1 мг/кг, ванадия не более 1 мг/кг. 2 з.п. ф-лы, 3 пр.

Изобретение относится к способам использования катализатора - ловушки кремния в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, содержащего соединения кремния, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Разработан способ использования катализатора - ловушки кремния в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, который отличается тем, что катализатор - ловушку кремния используют в качестве компонента защитного слоя, который дополнительно содержит материал активной фильтрации и катализатор гидрирования диолефинов, расположенные соответственно над ловушкой кремния, при этом катализатор - ловушка кремния представляет собой алюмоникельмолибденовый катализатор с удельной поверхностью не менее 250 м2/г и содержанием никеля и молибдена не более 1,5 и 7, % масс, соответственно, материал активной фильтрации приготовлен на основе высокопористого ячеистого материала с долей свободного объема 40-45%, катализатор гидрирования диолефинов также приготовлен на основе высокопористого ячеистого материала с долей свободного объема 60-80% и содержанием никеля и молибдена не более 1,5 и 3,5% масс., соответственно, сырье сначала пропускают через защитный слой для удаления механических примесей, диолефинов и кремния, затем - через основной слой, состоящий из сорбента для удаления мышьяка, и алюмоникельмолибденового катализатора, предназначенного для обессеривания и деазотирования углеводородного сырья, при этом сорбент для удаления соединений мышьяка содержит никель в количестве 5÷20% масс. на алюмооксидном носителе и алюмоникельмолибденовый катализатор, предназначенный для обессеривания и деазотирования сырья, содержит никель, молибден и фосфор в количестве, не более, % масс. 4,0; 13,0; и 3,0, соответственно. Технический результат - разработан способ использования катализатора - ловушки кремния в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья вторичного происхождения, обеспечивающий получение компонента сырья для каталитического риформинга или сырья для нефтехимии, что приводит к значительному снижению содержания серы и азота, полному отсутствию мышьяка, при этом содержание кремния в сырьевом потоке снижается до уровня менее 0,1 ppm. 5 з.п. ф-лы, 3 табл., 3 пр., 1 ил.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к восстановлению активности цеолитсодержащих катализаторов изодепарафинизации дизельных фракций. Изобретение касается способа восстановления активности дезактивированного катализатора процесса гидропереработки, отличающегося тем, что в качестве катализатора используют катализатор процесса изодепарафинизации дизельного топлива, содержащий оксиды никеля, молибдена, меди, бора и/или фосфора и алюминия, который подвергают регенерации, включающей сушку катализатора в токе азота при температуре до 200-210°С в течение 3 часов, последующую обработку катализатора в токе азота при 310-320°С в течение не менее 8 часов, дальнейшую обработку катализатора в азотно-воздушной среде с концентрацией кислорода 2% об. при ступенчатом подъеме температуры до 470°С с выдержкой не менее 15 часов при каждой из температур в интервале 380-390, 410-420, 465-470°С, отличающийся тем, что после регенерации проводят реактивацию цеолитсодержащего катализатора пропиткой водным раствором диэтиленгликоля (ДЭГ), причем ДЭГ берут в количестве, обеспечивающем мольное соотношение (Ni+Mo) / ДЭГ, равное 1/1, либо используют смесь ДЭГ и лимонной кислоты (ЛК), причем ДЭГ и ЛК берут в количестве, обеспечивающем мольное соотношение (Ni+Mo) / (50-70% масс. ДЭГ + 50-30% масс. ЛК), равное 1/1, после чего катализатор выдерживают в пропиточном растворе, провяливают и сушат при температуре 110°С в течение не менее 10 часов, с последующей обработкой катализатора при температуре 350°С в течение 4 часов на воздухе. Техническим результатом данного изобретения является разработка способа восстановления активности дезактивированного цеолитсодержащего катализатора изодепарафинизации дизельного топлива с активностью и селективностью на уровне, соответствующем аналогичному свежему катализатору. 1 з.п. ф-лы, 2 пр.

Изобретение относится к способам использования катализатора гидрирования диолефинов в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Предлагается способ использования катализатора гидрирования диолефинов в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, при котором сырье пропускают через реактор с неподвижным слоем пакета катализаторов, состоящим из основного катализатора гидропереработки, в качестве которого используют алюмоникельмолибденовый и/или алюмокобальтмолибденовый катализатор, и расположенных над ним защитных слоев. Защитные слои включают: слой А - инертный материал для удаления механических примесей, слой Б - катализатор гидрирования диолефинов, состоящий из модифицированного носителя, приготовленного на основе высокопористого ячеистого материала с ячеистостью 10-30 меш, привитого слоя гамма-оксида алюминия, а также нанесенных на носитель биметаллических комплексных соединений металлов VIII и VI групп. Способ отличается тем, что используют катализатор слоя Б, приготовленный на основе высокопористого ячеистого материала с открытой пористостью не менее 50%, имеющий форму дисков диаметром 20-50 мм, высотой 20-30 мм, в активированном состоянии имеющий удельную поверхность 12-25 м2/г, эффективный диаметр пор 3-6,7 нм, ячеистость 10-30 меш, механическую прочность на сжатие не менее 200 Н, причем содержание компонентов в прокаленном при температуре 550°С катализаторе слоя Б составляет, мас.%: высокопористый ячеистый материал - 73,0-88,1; γ-Al2O3 в виде привитого слоя - 8,0-22,2; оксид никеля и/или кобальта - не менее 0,5; оксид молибдена - не менее 2,0. Защитные слои дополнительно включают слой В - алюмоникельмолибденовый или алюмомолибденовый катализатор защитного слоя, расположенный под слоями А и Б, причем защитные слои составляют 15-25% объема реактора, а содержание слоя Б составляет 27-65 об.% от катализаторов защитных слоев. Технический результат - разработка способа использования катализатора гидрирования диолефинов при пакетной загрузке в процессе комплексной гидроочистки углеводородного сырья, позволяющего добиться отсутствия диолефинов в продуктах гидрооблагораживания. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к катализаторам гидрооблагораживания нефтяных фракций, а именно, к катализаторам защитного слоя для гидрирования диолефинов и к способам их приготовления. Предлагается катализатор гидрирования диолефинов для использования в составе защитного слоя в процессе гидрооблагораживания нефтяных дистиллятов, состоящий из модифицированного носителя, приготовленного на основе высокопористого ячеистого материала с ячеистостью 10-30 меш и привитого слоя гамма-оксида алюминия, а также нанесенных на носитель биметаллических комплексных соединений металлов VIII и VI групп. Катализатор отличается тем, что высокопористый ячеистый материал имеет открытую пористость не менее 50%, в качестве биметаллических комплексных соединений металлов VIII и VI групп катализатор включает соединения никеля или кобальта и молибдена, а содержание компонентов в прокаленном при температуре 550°С катализаторе составляет, мас.%: высокопористый ячеистый материал - 73,0-88,1; γ-Al2O3 в виде привитого слоя - 8,0-22,2; оксид никеля и/или кобальта - не менее 0,5; оксид молибдена - не менее 2,0, причем катализатор в активированном состоянии имеет удельную поверхность 12-25 м2/г, эффективный диаметр пор 3,0-6,7 нм, механическую прочность на сжатие - не менее 200Н. Технический результат - разработанный катализатор гидрирования диолефинов, обладающий функциями адсорбции и катализа, обеспечивает в условиях гидрогенизационного облагораживания нефтяных фракций глубину удаления диолефинов 90% и более, что позволяет уменьшить содержание кокса на катализаторе, снизить перепад давления по реактору и тем самым увеличить срок службы основного катализатора гидрооблагораживания до регенерации до не менее трех лет, а способ приготовления данного катализатора позволяет, при расширении сырьевой базы, обеспечить получение катализатора с оптимальными для гидрирования диолефинов характеристиками. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 табл.

Настоящее изобретение относится к способу приготовления каталитически-сорбционного материала для удаления хлора, включающему синтез инертного носителя, его пропитку растворами нитрата никеля и ацетата магния, причем в качестве компонента носителя, повышающего структурные характеристики, такие как объем пор и удельную площадь поверхности, используют мезопористое соединение одного из типов: SBA-15, MCF, Al-TUD, в количестве 25-35% масс., которое добавляют к порошку бемита, пептизируют разбавленным раствором азотной кислоты, высушивают и прокаливают при 550°С. Также изобретение относится к способу удаления хлороорганических соединений из легкой дизельной фракции, характеризующемуся тем, что указанный выше каталитически-сорбционный материал загружают в стальной трубчатый реактор, подают сырье при температуре 340-380 °С и давлении водорода 4,0-6,0 МПа с объемной скоростью 1,0-4,0 ч-1, и водородсодержащий газ с объемным соотношением водорода к сырью 600 : 1. Технический результат – приготовление каталитически-сорбционного материала удаления соединений хлора из средний дистиллятов нефти с высокими показателями удельной поверхности, объема пор и механической прочности, приводящего к эффективности удаления органических соединений хлора из средних нефтяных дистиллятов путем их превращения в хлористый водород и углеводороды и сорбции хлористого водорода на поверхности мезопористого материала, содержащего оксид магния и оксид никеля. 2 н.п. ф-лы, 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к катализаторам гидрооблагораживания нефтяных фракций. Предлагается способ получения катализатора деметаллизации нефтяных фракций путем предварительного приготовления носителя катализатора осаждением гидроксида алюминия из раствора азотнокислого алюминия или алкоксида алюминия в присутствии водной дисперсии темплата макропор с диаметром частиц 0,1-2,0 мкм в количестве 10-35% масс. на сухой носитель катализатора, добавлением к полученной массе порошка цеолита в количестве 5-30% масс. на сухой носитель катализатора, формованием, сушкой и прокаливанием, и последующее нанесение на приготовленный носитель активных компонентов пропиткой раствором прекурсоров никеля, кобальта и молибдена. В качестве темплата макропор используют парафиновую эмульсию или дисперсию стирол-акрилового сополимера. В качестве цеолита используют ультрастабильный цеолит Y и/или высококремнеземный цеолит ZSM-5. Содержание активных компонентов в пересчете на оксиды в прокаленном катализаторе составляет 5,0-7,0% масс. MoO3; 0,5-0,7 масс. % СоО; 0,7-1,1% масс. NiO. Полученный катализатор имеет удельную поверхность не менее 180 м2/г с удельным объемом пор не менее 0,25 см3/г. Предлагаемый способ получения катализатора деметаллизации, обладающий функциями адсорбции и катализа, обеспечивает в условиях гидрогенизационного облагораживания нефтяных фракций глубину удаления как никеля, так и ванадия 85% и более. 4 з.п. ф-лы, 1 табл., 4 пр.
Изобретение относится к способам гидрогенизационной переработки углеводородного сырья в присутствии каталитической системы и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Предлагается способ гидрогенизационного облагораживания углеводородного сырья при повышенных температуре и давлении в присутствии пакета катализаторов, включающего защитный слой. Процесс гидрогенизационного облагораживания осуществляют в одну стадию, а пакет катализаторов содержит следующие слои: А - верхний удерживающий слой, представляющий собой инертный керамический материал, Б - защитный адсорбционно-каталитический слой, представляющий собой никелькобальтмолибденовый катализатор на цеолитсодержащем алюмооксидном носителе; В - кобальтникельмолибденовый катализатор основного слоя на алюмооксидном носителе; Г - никельмолибденвольфрамовый катализатор на алюмооксидном носителе, при следующем соотношении слоев, в % об. - А:Б:В:Г -5:(10÷20):(20÷35): (40÷65), причем пакет катализаторов предварительно подвергают обработке смесью сероводорода и водорода, содержащей 70% об. сероводорода, при температуре 400-500°С в течение двух часов. Катализатор слоя Б имеет следующий химический состав, % масс.: MoO3 - не более 7,0; NiO - не более 1,1; СоО - не более 0,7; P2O5 - не более 1,0; цеолитсодержащий Al2O3 - остальное. Катализатор слоя В имеет следующий химический состав, % масс: MoO3 - не более 18,0; СоО - не более 3,0; NiO - не более 2,0; P2O5 -не более 0,8; γ-Al2O3 - остальное. Катализатор слоя Г имеет следующий химический состав, % масс: MoO3 - не более 8,0; WO3 - не более 13,0; NiO - не более 4,0; P2O5 -не более 0,8; γ-Al2O3 - остальное до 100. Технический результат - получение гидрооблагороженных продуктов с содержанием металлов: никеля - не более 1 мг/кг, ванадия - не более 1 мг/кг. 7 з.п. ф-лы, 3 пр.

Изобретение относится к способу гидрогенизационной переработки углеводородного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа гидрогенизационной переработки углеводородного сырья, при котором сырье пропускают через реактор с неподвижным слоем пакета катализаторов, состоящим из основного катализатора гидропереработки, в качестве которого используют алюмоникельмолибденовый и/или алюмокобальтмолибденовый катализатор в сульфидной форме, и расположенных над ним защитных слоев в количестве 10-15% реакционного объема, включающих: слой А - инертный материал для удаления механических примесей, обладающий свободным объемом не менее 65%, слой Б - композиционный фильтрующий материл для удаления твердых механических примесей и гидрирования непредельных соединений на основе высокопористого ячеистого материала, обладающий свободным объемом не менее 80%, размером отверстий не более 30 меш, в качестве активных компонентов содержащий соединения никеля и молибдена, при этом содержание никеля составляет не более 3% масс., молибдена - не более 10% масс., слой В - сорбционно-каталитический материал для удаления мышьяка и кремния на основе мезопористого оксида кремния, обладающий удельной поверхностью не ниже 350 м2/г, объемом пор не ниже 0,4 см3/г, в качестве активных компонентов содержащий соединения никеля и молибдена, при этом содержание никеля составляет не более 6% масс., молибдена - не более 14% масс., слой Г - катализатор деметаллизации на основе гамма-оксида алюминия, обладающий удельной поверхностью не ниже 150 м2/г, объемом пор не ниже 0,4 см3/г, в качестве активных компонентов содержащий соединения кобальта, никеля и молибдена, при этом содержание кобальта составляет не более 4% масс., никеля - не более 4% масс., молибдена - не более 14% масс., при следующем соотношении защитных слоев в частях по объему - А:Б:В:Г - 0,2:0,6÷2,4:1,2÷1,6:0,2÷1,6. Технический результат - увеличение межрегенерационного цикла эксплуатации основного катализатора в среднем на 50% и продление общего срока его службы. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 5 пр.

Изобретение раскрывает альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 90,0 единиц, определенным по исследовательскому методу, включающее в себя спирты C1-C2 и углеводородную фракцию процесса Фишера-Тропша, при этом в качестве углеводородной фракции содержит бензиновую фракцию процесса Фишера-Тропша, выкипающую в интервале температур 28-225°C, и дополнительно содержит ароматические углеводороды С7-С10 при следующем соотношении компонентов, % масс.: спирты C1-C2 20-45; ароматические углеводороды C7-C10 до 20; углеводородная фракция процесса Фишера-Тропша до 100. Технический результат заключается в получении альтернативного автомобильного топлива, которое обладает октановым числом не менее 90,0 ед., определенным по исследовательскому методу, низким содержанием промытых и непромытых смол (не более 5 мг/100 см3) и серы (не более 10 мг/кг), высокой химической стабильностью (индукционный период - более 360 мин) и дополнительно улучшенными антикоррозионными свойствами, а также соответствует основным требованиям к характеристикам автомобильного бензина по ГОСТ 32513, EN228 и GB 17930-2013. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.

 


Наверх