Патенты автора Файрузов Данис Хасанович (RU)

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу получения битума из остатков перегонки нефти гудрона/полугудрона. Способ осуществляют путем окисления гудрона/полугудрона кислородом воздуха при температуре от 250 до менее 270°С в присутствии добавки. Причем в качестве добавки используют фракцию 270°С-кк тяжелой смолы пиролиза, взятую в количестве от 3 до менее 5 мас.% или от более 5 до 15 мас.% на сырье. Техническим результатом заявленного изобретения является разработка способа получения битума, отличающегося повышенными эксплуатационными характеристиками, в том числе после старения, а также снижение переменных затрат на производство битума путем сокращения времени окисления. 3 табл., 9 пр.
Предложен способ получения катализатора алкилирования бензола этиленом, включающий получение катализатора на основе цеолита ZSM-5 без связующего, его сушку и прокаливание, где смешивают порошкообразный цеолит ZSM-5 21-40 мас.%, каолин 6-15 мас.%, молотый силикагель 50-63 мас.% и олигомерные эфиры ортокремниевой кислоты 2-8 мас.%, увлажняют полученную смесь водой, формуют гранулы, которые далее сушат, прокаливают в атмосфере воздуха при 550-700°С в течение 2-6 часов, осуществляют гидротермальную кристаллизацию в реакционной смеси мольного состава (2,8-4,2)Na2O⋅(0,7-2,4)R⋅Al2O3⋅(60-90)SiO2⋅(400-1100)H2O при 110-120°С в течение 48-72 часов, промывают водой, трехкратно обрабатывают водными растворами солей аммония с концентрацией NH4+ 50-80 г/дм3 при 70-90°С в течение 2-3 часов до степени замещения катионов Na+ в цеолите не менее 97%, промывают водой, сушат и прокаливают. Также предложен способ алкилирования бензола этиленом с получением этилбензола, включающий взаимодействие бензола с этиленом в газовой фазе на цеолитсодержащем катализаторе, где используют катализатор, полученный по способу, описанному выше. Технический результат: высокое содержание этилбензола в алкилате и упрощение способа получения катализатора алкилирования бензола этиленом. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 11 пр.

Изобретение относится к способам получения катализатора трансалкилирования, включающим цеолит и неорганическое связующее вещество, к катализатору и способу трансалкилирования ароматических углеводородов с образованием этилбензола в присутствии полученного катализатора. Катализатор, содержащий более 65% объема мезо- и макропор диаметром 2-50 нм, получают путем смешения 80-90 мас.% цеолита Y в Н+РЗЭ-форме с размером частиц не более 2 мкм, 10-20 мас.% связующего, пластификатора в количестве 1-3 мас.% на получаемый катализатор, формования гранул, сушки и прокалки. Далее гранулы активируют раствором кислоты с концентрацией 0,1-0,3 н при 70-90°С, в течение 1,0-1,5 ч, гранулы промывают, высушивают и прокаливают. Изобретение обеспечивает повышение конверсии диэтилбензолов, выхода этилбензола, повышение прочности катализатора. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 10 пр.

Изобретение относится к катализаторам нефтеперерабатывающей промышленности и может быть применено при производстве и использовании катализатора гидродепарафинизации масляных фракций. Предложен цеолитсодержащий катализатор на основе высококремнеземного цеолита, включающий гидрирующие компоненты и добавки, при следующих соотношениях компонентов, мас.%: цеолит 70,0-80,0; МоО3 3,0-4,0; NiO 3,0-4,0; Р2О5 1,0-2,0; В2О3 0,5-2,0; γ-AI2O3 - остальное до 100. При этом в качестве основы использован цеолит ZSM-5, имеющий: степень кристалличности 100%; размеры кристаллитов 2-8 мкм; силикатный модуль 180-200. Технический результат заключается в повышении выхода целевого продукта и снижении температуры его застывания. 3 табл., 3 пр.

Изобретение относится к получению этилена из этана путем каталитической окислительной конверсии с раздельной подачей сырья и окислителя и одновременного получения технического азота из воздуха и может использоваться в химической и нефтехимической отраслях промышленности. Предложен катализатор окислительного дегидрирования этана в этилен, содержащий оксиды ванадия и молибдена, нанесенный на оксид алюминия, который дополнительно модифицирован фтором при соотношении F/Al, равном 1/1000-1/10, при следующем соотношении компонентов, % мас.: оксиды ванадия и молибдена 5-40, модифицированный фтором оксид алюминия - остальное, при массовом отношении молибдена к ванадию, равном 3-6. Катализатор дополнительно может содержать оксид ниобия в количестве 0,1-5 % мас. Для получения катализатора оксид алюминия предварительно обрабатывают раствором фторида аммония с получением модифицированного фтором оксида алюминия. Затем растворяют в воде парамолибдат аммония и метаванадат аммония, добавляют модифицированный фтором оксид алюминия и подвергают гидротермальной обработке в течение 8-36 часов при температуре 100-180°С. Сушку ведут в две стадии - вначале путем провяливания на воздухе без нагрева, затем при нагреве до 100-200°С, а прокаливание в три стадии - 2-4 ч при 300-350°С, 2-3,5 ч при 500°С и 1-3,5 ч при 600-700°С. Технический результат: повышение селективности по этилену и его выхода. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 12 пр.

Группа изобретений относится к нефтегазовой и химической промышленности, а именно к установкам и способам очистки от H2S и CO2 природных, попутных, нефтезаводских и других промышленных высокосернистых углеводородных газов под давлением с использованием в качестве абсорбента водного раствора амина, например диэтаноламина. Установка очистки газов от кислых компонентов включает абсорбер, в который поступает сырой газ на очистку, десорбер, из которого образованные полу- и тонкорегенерированный растворы амина поступают в абсорбер на очистку поступающего сырого газа, а выделившиеся кислые газы выводятся с установки. Установка также содержит два экспанзера, в которых происходит очистка поступающего из абсорбера насыщенного кислыми газами амина, при этом из первого экспанзера насыщенный кислыми газами амин поступает в первый и второй теплообменники, из которых затем направляется во второй экспанзер. Выделившиеся на двух ступенях выветривания в экспанзерах кислые газы поступают на смешение с кислыми газами из десорбера и общим потоком выводятся из установки. Очищенный газ выводится с верха абсорбера. Обеспечивается повышение эффективности работы установки, а именно достижение максимально возможных показателей движущей силы абсорбции по высоте абсорбера, в особенности в верхней его части, гарантирующих высокое качество очистки газа от H2S и СО2. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к изготовлению изделий из твердосплавных порошковых смесей. Готовят пресс-порошок из твердосплавной смеси путем введения связывающей жидкости с последующим брикетированием полученной смеси и перетиранием сформированных брикетов с образованием пресс-порошка. Затем полученный пресс-порошок подвергают прессованию, а полученную спрессованную заготовку сушат и направляют на предварительное спекание в вакуумной печи, далее проводят пластифицирование заготовки и подвергают ее механической обработке до размеров на 30-35% больше окончательных размеров готового изделия. Проводят выжигание пластификатора и осуществляют окончательное высокотемпературное спекание заготовки в вакуумной печи с последующей окончательной механической обработкой до окончательных размеров готового изделия с полировкой рабочих поверхностей алмазной пастой. Обеспечивается изготовление изделий, применяемых в агрессивной среде, содержащей до 25% сероводорода. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение раскрывает способ получения судового маловязкого топлива путем атмосферно-вакуумной перегонки нефти с выделением фракций, каталитического крекинга вакуумного газойля, компаундирования этих фракций, характеризующийся тем, что при атмосферно-вакуумной перегонке нефти выделяют вакуумную дизельную фракцию в вакуумной колонне, при атмосферно-вакуумной перегонке газового конденсата - тяжелую дизельную фракцию в ректификационной колонне и НК-360°C, являющуюся верхним циркуляционным орошением вакуумной колонны, с последующим их смешением с вакуумным газойлем установки висбрекинга в массовом соотношении 40:20:40:0-85:5:5:5 и гидроочисткой с получением компонента судового маловязкого топлива, затем каталитическому крекингу подвергают гидроочищенный вакуумный газойль с отделением от полученного продукта фракции легкого газойля и компаундированием его с компонентом судового маловязкого топлива в массовом соотношении 90:10-50:50. Технический результат заключается в улучшении экологических, эксплуатационных, антикоррозионных и низкотемпературных свойств. 1 з.п. ф-лы, 5 пр., 4 табл.

 


Наверх