Патенты автора Белослудцев Виктор Александрович (RU)

Изобретение относится к устройствам измерения осевого смещения и радиальных зазоров лопаточных и зубчатых колес в газотурбинных двигателях и других силовых установках. Технический результат – обеспечение возможности измерения радиальных зазоров и осевых смещений лопаточных и зубчатых колес силовых установок в условиях конструктивных ограничений на размещение пары датчиков в центральной плоскости вращения контролируемого колеса. Вихретоковый датчик содержит согласующий трансформатор, выполненный на ферритовом сердечнике, вторичная обмотка которого представляет собой объемный виток, образованный элементами конструкции датчика. Стержневая часть токовода расположена по оси датчика. Цилиндрическая часть смещена относительно оси датчика на расстояние G, равное 0,5 ожидаемого осевого перемещения контролируемого объекта. Чувствительный элемент ориентирован в плоскости центральной оси датчика и оси цилиндрической части токовода, при этом геометрический центр рабочей части чувствительного элемента смещен относительно центральной оси датчика на расстояние G. 4 ил.

Изобретение относится к способам оперативного бортового контроля технического состояния работающего газотурбинного двигателя (ГТД) на наличие магнитных и немагнитных частиц металла в потоке масла системы смазки. Сущность изобретения заключается в том, что способ обнаружения частиц металла в масле системы смазки узлов трения и определения скорости потока масла на работающем газотурбинном двигателе дополнительно содержит этапы, на которых осуществляют снятие градуировочных характеристик - зависимости напряжения измерительной цепи от радиального смещения частицы металла в плоскости витка чувствительного элемента от центра до внутреннего радиуса маслопровода для частиц металла различного размера (диаметра) в выделенном диапазоне контроля; нахождение аппроксимирующей функции для градуировочных характеристик в виде аналитического выражения; разбиение заданного диапазона размеров контролируемых частиц на заданное число групп; выделение групп, примыкающих к заданному диапазону размеров контролируемых частиц; вычисление вероятности принадлежности обнаруженной частицы металла к выделенным группам размеров. Технический результат – повышение информативности контроля технического состояния ГТД. 3 ил.

Использование: обнаружение и регистрация металлических частиц износа в потоке масла работающего газотурбинного двигателя (ГТД) при прокачке масла системы смазки двигателя через проходной канал датчика; идентификация магнитного или немагнитного вида металла; формирование информационного сигнала о наличии частиц металла (ЧМ); определение скорости потока масла системы смазки. Способ применяется на работающем ГТД в процессе его эксплуатации и может быть использован в других технических средствах, имеющих систему смазки подшипниковых узлов. Сущность: для обнаружения ЧМ в потоке масла работающего газотурбинного двигателя контроль осуществляют в двух поперечных сечениях потока двумя удаленными друг от друга одновитковыми вихретоковыми чувствительными элементами, благодаря чему повышается информативность сигнала измерительной цепи и обеспечивается возможность исключения влияния помех при обнаружении ЧМ; определяют скорость потока масла, фиксируя время прохождения ЧМ через контролируемые сечения потока масла, а по результатам измерения судят об изменении технического состояния двигателя непосредственно во время его эксплуатации, что позволяет своевременно обнаружить зарождение дефектов трущихся поверхностей и принять меры по недопущению аварийной ситуации. 3 ил.

Использование: обнаружение и регистрация металлических частиц износа в потоке масла работающего ГТД. Для обнаружения металлических частиц износа в потоке масла работающего газотурбинного двигателя общий поток масла разделяют на N независимых потоков, суммарная площадь поперечного сечения которых равна площади поперечного сечения общего входного потока; контроль каждого независимого потока осуществляют индивидуальным одновитковым вихретоковым чувствительным элементом кластерного датчика, благодаря чему повышается чувствительность вихретоковых чувствительных элементов и возможность обнаружения единичных металлических частиц, находящихся в одном поперечном сечении потока масла; фиксируют момент времени и возможное число от одной до N одновременно прошедших частиц металла через контролируемое сечение потока масла, а по результатам измерения судят об изменении технического состояния двигателя непосредственно во время его эксплуатации, что позволяет своевременно обнаружить зарождение дефектов трущихся поверхностей и принять меры по недопущению аварийной ситуации. 1 ил.

 


Наверх