Патенты автора Субханвердиев Камиль Субханвердиевич (RU)

Изобретение относится к электрифицированному транспорту и может быть использовано в системах тягового электроснабжения переменного тока для определения расстояния до места короткого замыкания (КЗ) в контактной сети переменного тока многопутного участка с постом секционирования (ПС). Технический результат: упрощение и повышение точности определения расстояния до места КЗ. Способ основан на использовании параметров аварийного режима путем измерения напряжения на шинах поста секционирования, токов контактной сети поврежденного и неповрежденного путей одного направления и их фазовых углов, и расчетов реактивной мощности поврежденной тяговой сети. При этом сначала определяют приближенное расстояние до места КЗ, принимая тяговую сеть однородной. Для этого задаются начальным значением расстояния и методом последовательных приближений определяют место КЗ в результате систематического вычисления разности суммы реактивной мощности питания КЗ от ПС и от питающей смежной подстанции и суммы потерь реактивной мощности в поврежденной тяговой сети. При нулевом значении этой разности определяют приближенно место КЗ. После определения приближенного расстояния выполняют расчет при реальной неоднородной тяговой сети по тому же алгоритму, начиная от вычисленного приближенного расстояния. 2 ил.

Изобретение относится к электрифицированному транспорту и может быть использовано в системе электрической тяги для определения места повреждения в контактной сети однопутного участка переменного тока с двухсторонним питанием. Технический результат: повышение точности определения места короткого замыкания (КЗ). Сущность: в момент короткого замыкания измеряют напряжения на шинах смежных тяговых подстанции, токи аварийно отключенных линий контактной сети с коротким замыканием и их фазовые углы. На основании измерений в аварийном режиме рассчитывают реактивные мощности КЗ на тяговых шинах двух смежных тяговых подстанций и определяют их сумму. На первом этапе, принимая условно однородную тяговую сеть с ее погонным сопротивлением, на основании баланса реактивных мощностей на межподстанционной зоне с поврежденной тяговой сетью по данным суммы реактивной мощности КЗ от тяговых подстанций и по суммарным потерям реактивной мощности на сопротивлениях тяговой сети рассчитывают расстояние до места КЗ от первой подстанции. На втором этапе, принимая реальную неоднородную тяговую сеть, определяют ее сопротивление до места повреждения, определенного на первом этапе расчета, и уточняют погонное сопротивление. Повторяют расчет уточненного расстояния до места повреждения с уточненным погонным сопротивлением. 1 ил.

Изобретение относится к электрифицированному транспорту и может быть использовано в системах электроснабжения тяги системы 2×25 кВ для определения места повреждения (ОМП) контактной сети и питающего провода. Технический результат: повышение точности определения места повреждения. Сущность: по измеренным минимальным напряжениям у автотрансформаторов определяется зона повреждения в тяговой сети. В качестве критерия ОМП используется разность суммарных значений реактивной мощности КЗ от двух смежных автотрансформаторов питания поврежденного участка и потерь суммарной реактивной мощности в проводах контактной сети, питающего провода и рельсах, причем эта разность равна нулю в точке КЗ. Когда тяговая сеть однородна при расчете ОМП между автотрансформаторами, расчет точки КЗ выполняется однозначно по предложенной формуле. При расчете ОМП между тяговой подстанцией и ближайшим автотрансформатором, где тяговая сеть неоднородная, используется метод последовательных приближений. 3 ил.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к системам тягового электроснабжения железных дорог. Технический результат заключается в снижении потерь мощности и в повышении эффективности снижения потерь мощности в тяговой сети. Достигается тем, что заменяют часть мощности статистического генератора реактивной мощности (СГРМ) на параллельно установленную нерегулируемую установку емкостной компенсации такой же мощности с резонансными фильтрами, образуя комплексную систему регулируемой компенсации и фильтрации (РФКУ), и формируют два режима регулирования РФКУ: режим «стабилизации напряжения» на посту секционирования и режим «минимума потерь мощности» в тяговой сети. 1 ил.

Группа изобретений относится к линиям электроснабжения транспортных средств на электротяге. Способ определения удаленности короткого замыкания в контактной сети переменного тока многопутного участка по параметрам аварийного режима заключается в том, что измеряют напряжение UПС на шинах, питающих контактную сеть, ток I'1 питающей линии поврежденной контактной сети и угла сдвига фаз ϕ1 между ними. При этом дополнительно измеряют ток I2 питающей линии неповрежденной контактной сети какого-либо из смежных путей того же направления и угол сдвига фаз ϕ2 между указанным током и напряжением UПС. С помощью вычислительного алгоритма вычисляют угол сдвига фаз ϕK между суммарным током, протекающим через место короткого замыкания, и напряжением UПС, также вычисляют значение функций zy1 и zy2. Затем с помощью полученных значений определяют удаленность короткого замыкания с помощью конечного вычислительного алгоритма. Также заявлен второй вариант способа определения удаленности короткого замыкания в контактной сети переменного тока многопутного участка по параметрам аварийного режима. Технический результат изобретения заключается в повышении точности определения удаленности короткого замыкания в контактной сети. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к системной автоматике электрифицированных железных дорог, а именно к способу управления автоматическим повторным включением (АПВ) выключателя фидера с контролем устойчивого короткого замыкания (КЗ) в отключенной контактной сети (КС) переменного тока двухпутного участка. Задача изобретения - повышение надежности АПВ. Технический результат заключается в повышении надежности определения коротких замыканий в КС при протекании по смежному пути токов нагрузки. Сущность: контроль наведенного напряжения U в отключенной КС и тока второй питающей смежной линии контактной сети I2. При этом согласно способу если U больше U*, где U* - расчетное наведенное напряжение в случае устойчивого короткого замыкания на первой питающей линии при указанном токе смежной линии I2, то разрешается повторное включение выключателя, в противном случае повторное включение запрещается. 2 ил.

Изобретение относится к системе автоматизации тягового электроснабжения железных дорог, а именно к устройствам контроля короткого замыкания в контактной сети переменного тока двухпутного участка. Технический результат: повышение надежности тягового электроснабжения при быстродействующем автоматическом повторном включении питающей линии контактной сети путем исключения ложных отключений выключателя. Сущность: устройство содержит контактную сеть, подключенную через выключатели к шинам тяговых подстанций, пост секционирования на разъединителях, фильтр высших гармонических составляющих остаточного напряжения, вход которого подключен к вторичной обмотке трансформатора остаточного напряжения контактной сети через замыкающий с задержкой контакт реле запуска, фильтр низкой частоты ФНЧ с областью пропускания 0-48 Гц, усилитель и выходное реле. Вход ФНЧ подключен к выходу фильтра высших гармонических составляющих остаточного напряжения, а выход ФНЧ - к входу усилителя, который в свою очередь подсоединен к входу выходного реле. В устройство введены цепочка запуска из двух последовательно соединенных замыкающих контактов реле повторителя отключенного положения выключателя первого пути и реле фиксации команды включения выключателя первого пути, реле времени, первое и второе промежуточные реле, замыкающий контакт реле фиксации команды включения выключателя второго пути и две катушки включения выключателей соответственно первого и второго путей. Цепочка запуска из двух последовательно соединенных замыкающих контактов реле подключена одним концом к «+» шине, а другим - к первому входу катушки реле запуска, второй вход которой подключен к «-» шине. Катушка реле времени первым выводом подключена к «+» шине через замыкающий контакт выходного реле, а вторым выводом - к «-» шине. Замыкающий контакт реле времени одним выводом подключен к «-» шине, а вторым - к первому входу катушки первого промежуточного реле, второй вход которой подключен к «-» шине. Первый и второй замыкающие контакты первого промежуточного реле одними из выводов подключены к «+» шине и подают «+» оперативного напряжения на первый вход катушки включения выключателя первого пути и на первый вход катушки второго промежуточного реле, вторые входы которых подключены к «-» шине. Цепочка из последовательно соединенных замыкающего контакта второго промежуточного реле и замыкающего контакта реле фиксации команды включения выключателя второго пути подключена одним концом к «+» шине, а другим - к первому входу катушки включения выключателя второго пути, второй выход которой подключен к «-» шине. 1 ил.

Изобретение относится к системам электроснабжения железных дорог с установками поперечной емкостной компенсации для компенсации реактивной мощности в тяговой сети. Задача изобретения - повысить точность регулирования мощности СГРМ для повышения эффективности снижения потерь мощности в тяговой сети. Для достижения поставленной задачи предложен способ регулирования мощности статического генератора реактивной мощности СГРМ поста секционирования тяговой сети с выпрямительными установками электроподвижного состава, основанный на плавном регулировании СГРМ для компенсации реактивной мощности в зависимости от значения третьей гармоники тока в тяговой сети. В способе используют трансформатор напряжения поста секционирования и трансформатор тока СГРМ для измерения гармонических составляющих тока и напряжения и выделяют третью гармонику напряжения шин поста секционирования тяговой сети, по которой определяют нескомпенсированную третью гармонику тока тяговой сети делением третьей гармоники напряжения шин поста секционирования на входное сопротивление поста секционирования, суммируют его с током третьей гармоники, генерируемым СГРМ, для получения третьей гармоники нескомпенсированной тяговой сети, которую делят на отношение токов третьей и первой гармоник тока нескомпенсированной тяговой сети, и определяют генерируемый ток первой гармоники СГРМ для компенсации реактивной мощности тяговой сети путем регулирования мощности СГРМ. 1 ил.

Изобретение относится к средствам автоматизации электроснабжения поста секционирования контактной сети переменного тока. В устройство автоматизации поста секционирования двухпутного участка контактной сети переменного тока на управляемых разъединителях на два направления с первым трансформатором напряжения в шине поста секционирования введены на каждом присоединении питающих линий контактной сети по трансформатору тока и в шину поста секционирования второй трансформатор напряжения и вакуумный выключатель с трансформатором тока, оборудованный блоком защиты и автоматики, подключенным ко вторичным обмоткам трансформаторов напряжения и тока и включающим две логические схемы, при этом каждая логическая схема выполнена в виде двух измерительных органов защиты, измерительного органа автоматики, двух измерительных органов направления мощности, элемента RS-триггера, измерительного органа поиска короткого замыкания, измерительного органа контроля короткого замыкания, двух схем сравнения, элемента повторителя положения, трех элементов задержки, двух двухвходовых элементов ЗАПРЕТ, двухвходового и двух трехвходовых элементов И, трех двухвходовых и трехвходового элементов ИЛИ и трех исполнительных элементов. Достигается сокращение времени отключенного состояния тяговой сети после КЗ. 1 ил.

Изобретение относится к системе автоматизации тягового электроснабжения железных дорог, а именно к устройствам автоматизации питающих линий контактной сети переменного тока. Технический результат: повышение надежности определения устойчивого короткого замыкания с реализацией функции АПВ с учетом времени восстановления изоляции тяговой сети. Сущность: в устройство введены последовательно соединенные вторые выходные замыкающие контакты реле-повторителя отключенного положения и реле фиксации команды управления первым выключателем, реле времени с замыкающим контактом и первое и второе промежуточные реле с размыкающим и замыкающим контактами соответственно. Вторые выводы замыкающих контактов первого и второго реле напряжения соединены с первым выводом катушки первого промежуточного реле, второй вывод которой соединен с «+» шиной. Последовательно соединенные вторые выходные замыкающие контакты реле-повторителя и реле фиксации соединены одним концом с «-» шиной, а другим - с первым выводом катушки реле времени, второй вывод которой соединен с «+» шиной. Последовательно соединенные замыкающий и размыкающий контакты реле времени и первого промежуточного реле, соответственно, соединяются одним концом с «-» шиной, а другим - с первым выводом катушки второго промежуточного реле, второй вывод которой соединен с «+» шиной. Замыкающий контакт второго промежуточного реле соединен одним концом с «-» шиной, а другим - с реле однократного повторного включения параллельно размыкающему контакту реле фиксации команды управления первым выключателем. Контроль наведенного напряжения для блокировки АПВ вводится за 0,5-1 с до установленного времени АПВ в терминале. 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники, в частности, к системам тягового электроснабжения железнодорожного транспорта. Технический результат заключается в повышении надежности электроснабжения за счет нормализации режима напряжения в тяговой сети при любой тяговой нагрузке. Достигается тем, что введены измерительно-вычислительный блок, который измеряет ток и напряжение и вычисляет активную и реактивную мощности ввода тяговой обмотки, и расчетный блок, который рассчитывает напряжение на КУ. При этом регулирование мощности установки компенсации осуществлено с помощью РПН трансформатора питающей подстанции. Если напряжение Uку>29 кВ, то с помощью РПН снижают напряжение на трансформаторе так, чтобы Uку=28-29 кВ, а если Uку=27-28 кВ, то с помощью РПН стабилизируют напряжение на трансформаторе на уровне 25-26 кВ и если напряжение на шинах КУ установится 27 кВ и ниже, то напряжение на трансформаторе Uтр стабилизируют на уровне 27-28 кВ. 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к регулируемым фильтрокомпенсирующим установкам системы тягового электроснабжения. Технический результат заключается в повышении эффективности снижения несимметрии токов и напряжений, вызываемых однофазной тяговой нагрузкой, имеющей переменный характер. Предложена регулируемая симметрирующая установка тяговой подстанции переменного тока, содержащая первую регулируемую однофазную фильтрокомпенсирующую установку, включенную параллельно тяговой обмотке понижающего трансформатора, питающей плечо с «отстающей» фазой са напряжения, измерительные трансформаторы тока и напряжения, установленные в каждой фазе тяговой обмотки трансформатора и на каждое плечо питания контактной сети соответственно, вторичные обмотки которых подключены к интеллектуальному терминалу, выполняющему функцию измерения электрических параметров контактной сети. При этом она снабжена второй регулируемой однофазной фильтрокомпенсирующей установкой с двумя полюсами, первым и вторым коммутирующими выключателями 27,5 кВ с входом и выходом каждый и расчетным блоком, включающим две схемы сравнения, двумя элементами ЗАПРЕТ, элементом ИЛИ-НЕ и тремя исполнительными элементами, при этом к первому полюсу второй регулируемой установки подключены входы двух коммутирующих выключателей, выходы которых подключены к фазам а и с тяговой обмотки трансформатора соответственно, второй полюс подключен к фазе b тяговой обмотки. Интеллектуальный терминал подключен к входу первой и второй схем сравнения, выход одной из которых подключен к неинверсному входу первого элемента ЗАПРЕТ, инверсный вход которого подключен ко второй схеме сравнения, инверсному входу второго элемента ЗАПРЕТ, неинверсный вход которого подключен ко второй схеме сравнения и первому входу элемента ИЛИ-НЕ, второй вход которого подключен ко второй схеме сравнения, а выходы первого и второго элементов ЗАПРЕТ и элемента ИЛИ-НЕ подключены к входам первого, второго и третьего исполнительных элементов соответственно. 1 ил.

Изобретение относится к системе электроснабжения тяговой сети переменного тока, а именно к разработке стенда для вычисления токов короткого замыкания межподстанционного участка тяговой сети переменного тока с двухсторонним питанием. Сущность: в схему стенда введены источник питания стенда и узловое взаимное сопротивление Z1 двух узлов 110(220) кВ тяговых подстанций. Один вывод источника питания подключен к третьему лучу трехлучевой звезды сопротивления цепи короткого замыкания. Другой вывод источника питания подключен к первому выводу взаимного сопротивления Z1, второй вывод которого подключен к соединенным вторым выводам Z2 и Z3 питающих линий 110(220) кВ. Технический результат: снижение погрешности в вычислении токов короткого замыкания присоединений питающих линии контактной сети, то есть получение точных значений токов короткого замыкания питающих линий тяговых подстанций и постов секционирования, необходимых для качественной настройки и всестороннего анализа поведения релейной защиты. 4 ил.

Изобретение относится к устройствам электроснабжения железнодорожного транспорта, и в частности, к электроснабжению постов секционирования контактной сети переменного тока. Технический результат: снижение времени отключенного состояния поста секционирования в аварийной ситуации. Сущность: в шину поста секционирования введены второй трансформатор напряжения для контроля напряжения двумя трансформаторами напряжения двух направлений участка контактной сети и выключатель с электромагнитом включения и трансформаторами тока, оборудованный блоком защит и автоматики, а также блок определения проходящего короткого замыкания в контактной сети, подключенный к двум трансформаторам напряжения. При проходящих коротких замыканиях в контактной сети подается команда на включение выключателя. 1 ил.

Изобретение относится к электроснабжению контактной сети. Устройство автоматизации электроснабжения тяговой сети переменного тока межподстанционной зоны содержит выключатели питающих линий контактной сети тяговых подстанций и поста секционирования, оборудованные устройствами АПВ. Устройства АПВ содержат последовательно соединенные выходной замыкающий контакт реле времени и электромагнит включения выключателя. В устройствах автоматизации выключателей поста секционирования блоки защиты и контроля устойчивого и проходящего короткого замыкания подключены к трансформаторам тока и напряжения питающих линий поста секционирования. Межподстанционная зона оборудована устройствами телемеханики, связывающими схемы управления между собой по линии связи. При этом в схему устройства автоматизации выключателей поста секционирования вводятся первое и второе реле времени, промежуточное реле, три диода и передатчики информации на тяговые подстанции об успешном включении выключателя по АПВ. В схему устройства АПВ выключателей питающих линий тяговых подстанций вводятся приемник указанной информации и третье реле времени. Технический результат заключается в повышении эффективности автоматизации электроснабжения тяговой сети. 1 ил.

Изобретение относится к подаче электроэнергии к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Способ частично неселективной защиты тяговой сети переменного тока заключается в том, что проверяется отсутствие короткого замыкания в аварийно отключенной контактной сети посредством устройства контроля короткого замыкания по наведенному напряжению, и при отсутствии короткого замыкания подается команда на включение аварийно отключенной питающей линии с минимальной выдержкой времени автоматическим повторным включением. Тяговая сеть переменного тока содержит пост секционирования с выключателями, трансформаторами напряжения и тока на каждую питающую линию контактной сети и интеллектуальные терминалы с устройством защиты и автоматическим повторным включением аварийно отключенной питающей линии контактной сети поста секционирования. Причем основные защиты выполняются с нулевой выдержкой времени. Технический результат изобретения заключается в существенном снижении времени восстановления напряжения в контактной сети в аварийных ситуациях. 1 ил.

 


Наверх