Патенты автора Булат Михаил Павлович (RU)

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, а именно к упорным узлам с осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками, и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных турбомашин, в частности в турбогенераторах. Упорный узел турбомашины содержит корпус статора с расположенными с двух сторон от него тыльной стороной к корпусу статора турбомашины первым (1) и вторым колесами, соединенными валом, и размещенными между корпусом статора и первым (1) и вторым колесами двумя осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками. Оба осевых лепестковых газодинамических подшипника выполнены состоящими из кольцевого тонкостенного диска (6) с прикрепленными к нему упругими профилированными пластинами (7), образующими с тыльными сторонами колес пару трения. Как минимум, в одном из осевых лепестковых газодинамических подшипников на внешней поверхности кольцевого тонкостенного диска (6) подшипника, максимальным образом удаленной от его центра, имеется не менее трех усиков (9), отогнутых в нерабочую сторону (10) подшипника под прямым или близким к нему углом. В поверхности корпуса статора имеются соответствующие размеру усиков (9) пазы (11), в которые заведены упомянутые усики (9). Технический результат: повышение надежности сборки и эксплуатации упорного узла при одновременном упрощении конструкции. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных турбомашин. Радиальный лепестковый газодинамический подшипник содержит корпус с расположенными на его внутренней цилиндрической поверхности продольными пазами, в которые вставлены профилированные по незамкнутому коробчатому профилю крепежные хвостовики (7) перекрывающих друг друга лепестков (3), охватывающих в статическом состоянии цапфу сопрягаемого вала. Подшипник снабжен кольцевой проточкой, выполненной на внутренней цилиндрической поверхности корпуса в месте охвата цапфы вала и установки лепестков (3), и упругим разжимным кольцом для установки в кольцевой проточке. Крепежные хвостовики (7) снабжены прорезью (8) для прохода упомянутого упругого разжимного кольца, установленного, в собранном состоянии подшипника, в кольцевой проточке цилиндрической поверхности корпуса, выполненной в области центра симметрии лепестка (3) или на некотором смещении от упомянутого центра симметрии. Технический результат: расширение зоны работоспособности подшипника, в т.ч. путем увеличения изгибной частоты колебаний вала вследствие уменьшения длины вала за счет исключения нерабочей зоны подшипника, используемой для крепления лепестков в осевом направлении. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к деталям машин, а именно к конструкциям радиальных подшипников скольжения, используемых в высокоскоростных роторных системах, например, компрессоров, турбин, электрогенераторов. Радиальный подшипник скольжения содержит корпус (1), как минимум один сегмент (2), смонтированный в корпусе (1) посредством пальца (4), размещенного в соосных отверстиях корпуса (1). На внутренней поверхности корпуса (1) выполнена канавка (1а). Соосные отверстия для пальца (4) на корпусе (1) выполнены в области канавки (1а). На сегменте (2) имеется цапфа (2а) с отверстием. Монтаж сегмента (1) в корпусе (2) осуществлен посредством пальца (4), размещенного с зазором в демпферных втулках (3), установленных с зазором в соосных отверстиях корпуса (1), и пропущенного через отверстие цапфы (2а), размещенной с осевым и радиальным зазорами в канавке корпуса (1). На пальце (4) выполнен кольцевой выступ (4а), имеющий сферическую форму, который расположен с зазором в отверстии цапфы (2а). Технический результат: обеспечение безаварийной эксплуатации высокоскоростных роторных систем машин за счет обеспечения демпфирования колебаний установленных в подшипниках их вращающихся частей демпфирующими элементами подшипников. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

 


Наверх