Патенты автора Рыжков Владимир Михайлович (RU)

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней его части, и четырьмя соединительными устройствами, каждое из которых установлено на корпусе между траверсами. Каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками, силовые элементы системы управления створками закреплены на корпусе и соединены с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления. Система управления створками включает в себя четыре гидроцилиндра по одному на каждый механизм управления сверхзвуковыми створками, закрепленных на корпусе посредством соединительных устройств, четыре гидроцилиндра и два пневмоцилиндра, каждый из которых связан с одним механизмом управления дозвуковыми створками и закреплен на корпусе посредством траверс, систему коммуникаций и агрегаты управления. Каждое соединительное устройство включает кронштейн, закрепленный на корпусе, рычаг, шарнирно закрепленный на кронштейне, и две тяги, шарнирно соединяющие рычаг с соседними траверсами. Каждый гидроцилиндр или пневмоцилиндр механизмов дозвуковых створок закреплен на соответствующей траверсе посредством шарнира, а каждый гидроцилиндр механизмов сверхзвуковых створок закреплен на соответствующем рычаге посредством шарнира. Проушина крепления гидроцилиндра на рычаге расположена между проушинами крепления тяг и проушинами крепления рычага к кронштейну. Каждые гидроцилиндр и пневмоцилиндр имеют датчик обратной связи, а каждый механизм управления соединен с соответствующим гидроцилиндром или пневмоцилиндром посредством шарнира. Пневмоцилиндры соединены с центральными механизмами дозвуковых сворок в верхней и нижней части регулируемого сопла. Изобретение позволяет повысить КПД двигателя. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя включает корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, боковые стенки, закрепленные на корпусе, дозвуковые створки, сверхзвуковые створки, шарнирно закрепленные на дозвуковых, образующие проточную часть с управляемыми критическим и выходным сечениями, систему управления створками. Сопло снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней его частях, и четырьмя соединительными устройствами, каждое из которых установлено на корпусе между траверсами. Каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками, при этом механизмы управления включают шесть механизмов дозвуковых створок и четыре механизма сверхзвуковых створок, поровну расположенных в верхней и нижней частях регулируемого сопла. Система управления створками включает в себя силовые элементы, закрепленные на корпусе и соединенные с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления. Силовые элементы представляют собой гидроцилиндры с датчиком обратной связи, по одному на каждый механизм управления, соединенные посредством шарниров, систему коммуникаций и агрегаты управления, обеспечивающие независимое управление дозвуковыми и сверхзвуковыми створками в верхней и нижней частях регулируемого сопла. Каждое соединительное устройство включает кронштейн, закрепленный на корпусе, рычаг, шарнирно закрепленный на кронштейне, и две тяги, шарнирно соединяющие рычаг с соседними траверсами. Каждый гидроцилиндр механизмов дозвуковых створок закреплен на соответствующей траверсе посредством шарнира, а каждый гидроцилиндр механизмов сверхзвуковых створок закреплен на соответствующем рычаге посредством шарнира, кроме того, проушина крепления гидроцилиндра на рычаге расположена между проушинами крепления тяг и проушинами крепления рычага к кронштейну. Изобретение обеспечивает увеличение КПД газотурбинного двигателя. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя включает корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, боковые стенки, закрепленные на корпусе, дозвуковые створки, сверхзвуковые створки, шарнирно закрепленные на дозвуковых, образующие проточную часть с управляемыми критическим и выходным сечениями, систему управления створками. Сопло снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней его части, и четырьмя соединительными устройствами, каждое из которых установлено на корпусе между траверсами. Каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками, при этом механизмы управления включают шесть механизмов дозвуковых створок и четыре механизма сверхзвуковых створок, поровну расположенных в верхней и нижней части регулируемого сопла. Система управления створками включает в себя силовые элементы, закрепленные на корпусе и соединенные с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления. Силовые элементы представляют собой гидроцилиндры с датчиком обратной связи по одному на каждый механизм управления, соединенные посредством шарниров, систему коммуникаций и агрегаты управления, обеспечивающие независимое управление дозвуковыми и сверхзвуковыми створками в верхней и нижней части регулируемого сопла. Каждое соединительное устройство включает кронштейн, закрепленный на корпусе, рычаг, шарнирно закрепленный на кронштейне, и две тяги, шарнирно соединяющие рычаг с соседними траверсами. Каждый гидроцилиндр механизмов дозвуковых створок закреплен на соответствующей траверсе посредством шарнира, а каждый гидроцилиндр механизмов сверхзвуковых створок закреплен на соответствующем рычаге посредством шарнира, кроме того проушина для крепления гидроцилиндра на рычаге расположена между проушинами для крепления тяг и проушинами для крепления рычага к кронштейну. Изобретение позволяет увеличить КПД газотурбинного двигателя. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя снабжено механизмами увеличения жесткости боковых стенок, двумя вертикальными силовыми балками, каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками. Корпус включает в себя выходной фланец, на торцевой поверхности которого жестко закреплены боковые стенки, притом силовые балки закреплены на вертикальных участках выходного фланца. На силовых балках шарнирно закреплены механизмы увеличения поперечной жесткости, соединенные с последними и корпусом с возможностью перемещения вдоль проточной части. Каждая из боковых стенок снабжена плоскими теплозащитными экранами и законцовками, симметрична относительно горизонтальной плоскости, представляет собой тонкостенную профилированную панель, состоящую из закрепленных между собой передней, средней и задней частей и выполненную сужающейся по своей ширине от места контакта с корпусом, а передняя часть снабжена фланцем в области переднего торца, контактирующего с корпусом. Профиль каждой панели содержит выступы, выполненные в виде цилиндрических втулок, ось которых перпендикулярна плоскости экранов, для крепления последних, законцовок и под установку шарнирных соединений с дозвуковыми створками, а также внешние ребра жесткости, средства соединения с механизмами увеличения жесткости боковых стенок, три продольные выпуклости и шесть поперечных выпуклостей, расположенных между продольными, при этом все выпуклости направлены наружу относительно проточной части. Продольные выпуклости выполнены от фланца, центральная из них выполнена шире крайних, зауженной и усиленной двумя внешними ребрами жесткости у фланца, с вогнутостью вдоль наружной поверхности в месте максимального удаления от проточной части и проходит через три части панели. Крайние продольные выпуклости выполнены на передней и средней частях, на передней части выполнены две широкие поперечные выпуклости, на средней части выполнены четыре узких поперечных выпуклости, на двух из которых максимально удаленных от фланца выполнены по два средства соединения с механизмом увеличения жесткости боковых стенок, каждое из которых подкреплено внешним ребром жесткости к месту соединения с задней частью. В задней части на выходе выполнен вырез с отверстиями на кромке, в котором установлена законцовка, повторяющий ее форму, выступы под установку законцовок периодически расположены вдоль кромок выреза, каждый из выступов содержит по паре проушин и подкреплен ребром жесткости к центральной продольной выпуклости или к месту соединения со средней частью, причем вдоль мест соединения частей панель выполнена с большей толщиной. Выступы для установки шарнирных соединений с дозвуковыми створками выполнены между кромкой панели и крайними продольными выпуклостями около фланца, причем каждый подкреплен тремя внешними ребрами жесткости с последним и одним внешним ребром жесткости с крайней продольной выпуклостью, выступы под крепление экранов расположены рядами поперек панели, а выступы для крепления законцовок выполнены с возможностью крепления экранов. Изобретение позволяет увеличить КПД сопла и газотурбинного двигателя в целом. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, дозвуковые створки и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные друг с другом, боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, а также систему управления створками, соединенную с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления, согласно настоящему изобретению снабжено теплозащитными экранами, установленными со стороны проточной части в корпусе, а также на боковых стенках и дозвуковых створках и жестко зафиксированными на корпусе, боковых стенках и дозвуковых створках соответственно, с образованием тракта охлаждения между теплозащитными экранами и упомянутыми конструктивными элементами, вход в который сообщен с наружным контуром двигателя, при этом каждая из дозвуковых и сверхзвуковых створок, выполнена в поперечном разрезе в форме тупого угла, вершина которого направлена от проточной части, кроме того, каждая дозвуковая створка выполнена из центральной и двух боковых частей, жестко соединенных по близлежащим торцам, при этом близлежащие поверхности дозвуковых и сверхзвуковых створок, расположенных вдоль осей их шарнирных соединений, выполнены коническими, кроме того, на наружной поверхности каждой дозвуковой створки выполнены продольные, поперечные и наклонные относительно направления газового потока ребра жесткости, установленные под углом к продольным и поперечным ребрам жесткости, а также кронштейны с проушинами для соединения с механизмами управления и сверхзвуковыми створками, установленные вдоль центральных частей дозвуковых створок, при этом каждая из дозвуковых створок шарнирно соединена с боковыми стенками, кроме того, на дозвуковой створке, вдоль нее, выполнены по меньшей мере один ряд отверстий, в которые установлены втулки, а также по меньшей мере два ряда крючкообразных зацепов со стороны ее внутренней поверхности. Техническим результатом является снижение потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции с сохранением параметров его регулирования, возможностью расширения технологии производства деталей и минимизацией их массы, что снижает вес и увеличивает его КПД и двигателя в целом. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус, дозвуковые и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные друг с другом, боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, а также элементы внешнего обвода и систему управления створками. На каждой сверхзвуковой створке установлены по одной поперечной передней и задней балке. В каждой поперечной передней балке выполнено по меньшей мере три отверстия, в двух из которых с зазором размещены элементы механизмов управления. Каждая из дозвуковых и сверхзвуковых створок выполнена в поперечном разрезе в форме тупого угла, вершина которого направлена от проточной части двигателя. Каждая из дозвуковых створок шарнирно соединена с боковыми створками. Раскрыто выполнение сверхзвуковых створок и ребер жесткости на них, а также соединение створок с механизмами управления. Технический результат заключается в увеличении жесткости элементов сопла. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя включает корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, боковые стенки, закрепленные на корпусе, дозвуковые створки, сверхзвуковые створки, шарнирно закрепленные на дозвуковых, образующие проточную часть с управляемыми критическим и выходным сечениями, систему управления створками, соединенную с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления. Дозвуковые створки шарнирно закреплены на боковых стенках. Корпус выполнен симметричным относительно вертикальной продольной плоскости, сопло снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней его части, двумя горизонтальными силовыми балками. Механизмы управления установлены на траверсах и шарнирно соединены с последними. Корпус включает в себя входной кольцевой фланец, силовой пояс и выходной фланец. Передняя плоскость входного кольцевого фланца повернута относительно горизонтали, перпендикулярной оси газотурбинного двигателя, на угол до 5° включительно. Силовой пояс выполнен вне проточной части в виде двух поперечных стенок, закрепленных на обечайке корпуса, и наружной полки, выступающей за габариты поперечных стенок и содержащей плоские горизонтальные площадки на наружной поверхности в верхней и нижней ее части. Кроме того, силовой пояс содержит две коробки с проушинами, при этом проушины расположены таким образом, чтобы в каждой стенке силового пояса их было две, проушины выступают внутрь коробки, а окружная координата центров проушин отклонена от горизонтали и находится в диапазоне от 20° до 35°. Наружная полка в области коробки имеет вырез и выступает относительно стенок больше, чем в других местах силового пояса. Горизонтальные силовые балки закреплены на соответствующих прямолинейных участках выходного фланца, притом каждая траверса передней частью закреплена на соответствующей плоской горизонтальной площадке, а задней частью на соответствующей горизонтальной силовой балке. Обечайка в месте закрепления поперечных стенок выполнена с утолщением. Изобретение обеспечивает снижение потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции и снижения габаритных размеров с сохранением параметров его регулирования, что увеличивает его КПД и турбореактивного двигателя в целом. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус с обечайкой, боковые стенки, сверхзвуковые створки, шарнирно закрепленные на дозвуковых, систему управления створками, соединенную с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления. Сопло снабжено, по меньшей мере, двумя механизмами увеличения жесткости корпуса, двумя горизонтальными и двумя вертикальными силовыми балками, а также шестью траверсами, закрепленными снаружи корпуса по три в верхней и нижней его части. Механизмы управления установлены на траверсах и шарнирно соединены с ними. Корпус выполнен составным из передней и задней частей и включает в себя последовательно расположенные входной фланец, силовой пояс соединения с самолетом, два внешних поперечных шпангоута, выполненные своим периметром по форме обечайки корпуса, поперечное фланцевое соединение двух частей корпуса, расположенное в его центральной части, три внешних поперечных шпангоута, выполненные по форме обечайки корпуса, и выходной фланец. По меньшей мере один из шпангоутов выполнен с возможностью контакта с, по меньшей мере, двумя траверсами. Вертикальные и горизонтальные силовые балки закреплены на соответствующих прямолинейных участках выходного фланца посредством подвижных соединений. Траверсы задней частью закреплены на корпусе посредством горизонтальных силовых балок. Каждый механизм увеличения жесткости корпуса включает кронштейн, установленный на поперечном фланцевом соединении двух частей корпуса, и балку, которая своей центральной частью шарнирно закреплена на соответствующей вертикальной силовой балке. Один конец каждой из балок соединен с корпусом посредством кронштейна, а другой - с соответствующей боковой стенкой, с возможностью смещения концов балок относительно кронштейна и боковой стенки вдоль продольной оси сопла. Технический результат - увеличение КПД сопла и газотурбинного двигателя в целом. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, верхние и нижние дозвуковые створки и верхние и нижние сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные с соответствующими дозвуковыми створками, а также боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, согласно настоящему изобретению снабжено теплозащитными экранами и уплотнительными элементами. Корпус снабжен выходным фланцем, жестко соединенным с боковыми стенками по торцам, причем каждая из дозвуковых створок шарнирно соединена с боковыми стенками. Теплозащитные экраны установлены со стороны проточной части в корпусе, а также на боковых стенках и дозвуковых створках и жестко зафиксированы на корпусе, боковых стенках и дозвуковых створках соответственно с образованием тракта охлаждения между теплозащитными экранами и упомянутыми конструктивными элементами, вход в который сообщен с наружным контуром двигателя. Каждый из уплотнительных элементов установлен между верхним торцом выходного фланца и близлежащим торцом верхней дозвуковой створки, а также между нижним торцом выходного фланца и близлежащим торцом нижней дозвуковой створки и жестко соединен с выходным фланцем. В зазорах между теплозащитными экранами, установленными в корпусе и на дозвуковых створках, установлены уплотнительные проставки, каждая из которых жестко соединена с близлежащим уплотнительным элементом посредством направляющих элементов, расположенных с зазором друг относительно друга и установленных между уплотнительными элементами и соответствующими им уплотнительными проставками в тракте охлаждения. Достигается снижение потерь при протекании газа внутри проточной части, в том числе и в тракте охлаждения и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции и уменьшения утечек из проточной части и тракта охлаждения с сохранением параметров его регулирования, что увеличивает его КПД и турбореактивного двигателя в целом. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус, дозвуковые и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные друг с другом, боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, систему управления створками, соединенную со створками посредством механизмов управления. Сопло снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней части. Раскрыто крепление дозвуковых створок, а также раскрыты механизмы управления, включающие шесть механизмов дозвуковых створок и четыре механизма сверхзвуковых створок, поровну расположенных в верхней и нижней части регулируемого сопла. Технический результат заключается в увеличении жесткости элементов сопла. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные корпус, дозвуковые и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные друг с другом, боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, а также механизмы управления створками. Сопло снабжено двумя вертикальными силовыми балками с отверстиями и двумя горизонтальными силовыми балками, содержащими проушины, а также шестью траверсами, закрепленными на корпусе. Каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками. Корпус снабжен выходным фланцем, жестко соединенным с боковыми стенками по торцам, при этом с внешней стороны вдоль каждого прямолинейного участка выходного фланца выполнены пазы с отверстиями в их стенках. Раскрыты размещения проушин, вертикальных силовых балок и траверс, а также раскрыта конструкция горизонтальных силовых балок. Технический результат заключается в снижении потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции и снижения габаритных размеров с сохранением параметров его регулирования. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму. Каждая из дозвуковых и сверхзвуковых створок выполнена в поперечном разрезе уголковой формы, образованной двумя пластинами, соединенными по торцам под тупым углом, вершина которого направлена от продольной оси турбореактивного двигателя. Каждая из дозвуковых створок шарнирно соединена с боковыми стенками. Между верхним торцом выходного фланца и близлежащим торцом верхней дозвуковой створки, а также между нижним торцом выходного фланца и близлежащим торцом нижней дозвуковой створки установлено по уплотнительному элементу, жестко соединенному с выходным фланцем. Поверхности уплотнительных элементов, близлежащие к соответствующим им дозвуковым створкам, выполнены с возможностью контакта с последними и образованы двумя коническими поверхностями, оси конусов которых совпадают с осью вращения соответствующей дозвуковой створки. Каждая из близлежащих поверхностей дозвуковых и сверхзвуковых створок, расположенных вдоль осей их шарнирных соединений, выполнены коническими. Технический результат заключается в увеличении жесткости элементов сопла. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Техническим результатом, достигаемым заявленным устройством, является снижение потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции с сохранением параметров его регулирования, что увеличивает его КПД и газотурбинного двигателя в целом. Указанный технический результат достигается тем, что известное регулируемое сопло турбореактивного двигателя, согласно настоящему изобретению, содержит корпус с выходным фланцем прямоугольной формы, жестко соединенным с боковыми стенками по торцам и снабженным двумя вертикальными силовыми балками, установленными на его наружных боковых поверхностях, при этом подвижные створки выполнены в виде шарнирно соединенных друг с другом дозвуковых и сверхзвуковых створок, причем каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками, кроме того, механизм снижения изгибной деформации неподвижных боковых стенок выполнен в виде, по меньшей мере, двух кронштейнов, установленных на корпусе, и, по меньшей мере, двух горизонтальных балок, каждая из которых своей центральной частью шарнирно закреплена на соответствующей вертикальной силовой балке, при этом противолежащие концы каждой из горизонтальных балок соединены с корпусом посредством кронштейна, а также с соответствующей боковой стенкой, с возможностью смещения первых относительно последних вдоль продольной оси сопла. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к сочленению реактивного сопла и мотогондолы летательного аппарата. Устройство для сочленения наружной поверхности реактивного сопла (2) двигателя и мотогондолы (1) летательного аппарата включает кольцо упругих элементов (3), содержащих внешние и внутренние створки, одним концом соединенные с фланцем. Фланец расположен на выходной части мотогондолы. Свободный конец внутренних створок прилегает к наружной поверхности реактивного сопла. Устройство снабжено проставкой и стяжным элементом. Концы внешней и внутренней створок зафиксированы на фланце с размещенной между ними проставкой. Геометрия проставки обеспечивает требуемый профиль внешней створки, согласующийся с теоретическим контуром летательного аппарата. Стяжной элемент выполнен охватывающим внутренние створки с обеспечением прилегания их свободных концов к наружной поверхности реактивного сопла. Каждая внешняя и внутренняя створка дополнительно жестко соединены между собой в одной точке. Устройство обеспечивает герметичное сочленение и необходимый геометрический переход наружной поверхности сопла с мотогондолой, минимальный износ в процессе работы двигателя, является простым в изготовлении и имеет уменьшенную массу. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей (далее ТРД). В плоском сопле ТРД, согласно настоящему изобретению, участок любой из боковых стенок, расположенный за корпусом, выполнен в виде пересекающихся продольных и поперечных гофр с образованием продольных и поперечных сообщающихся между собой канавок, в поперечном разрезе выполненных дугообразной выпуклой формы относительно продольной оси двигателя, причем между пересекающимися продольными и поперечными гофрами образованы вогнутые участки относительно продольной оси двигателя, при этом со стороны внутренней поверхности каждого из упомянутых участков, с зазором относительно него, установлено по плоскому теплозащитному экрану, жестко зафиксированному относительно первого, кроме того на наружной поверхности любого из плоских теплозащитных экранов выполнены поперечные ребра жесткости, каждое из которых выполнено в поперечном разрезе дугообразной формы, установлено непосредственно под поперечным гофром боковой стенки и жестко зафиксировано на наружной поверхности теплозащитного экрана посредством соединительных силовых элементов, выполненных зацело с ним, причем высота любого из поперечных ребер жесткости меньше или равна расстоянию между вершиной вогнутого относительно продольной оси двигателя участка любой из боковых стенок и ближайшей к ней точки на поверхности теплозащитного экрана. Техническими результатами, достигаемыми заявленным устройством, являются повышение прочности боковых стенок сопла ТРД и уменьшение их деформации. Кроме того, обеспечивается герметичное сочленение дозвуковых и сверхзвуковых створок с боковыми стенками сопла, предотвращающее утечки газа между стенками и створками, а также снижение массы корпуса и плоского сопла в целом. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей. Плоское сопло содержит последовательно установленные и шарнирно соединенные друг с другом корпус, дозвуковые и сверхзвуковые створки, а также внешние створки, соединенные с корпусом и сверхзвуковыми створками, боковые стенки, соединенные с корпусом. Участок любой из сверхзвуковых створок в месте соединения ее с дозвуковой створкой в поперечном разрезе выполнен прямоугольной формы, плавно переходящий в направлении среза плоского сопла в участок, выполненный в поперечном разрезе уголковой формы, образованный двумя пластинами, соединенными по торцам под тупым углом, вершина которого направлена от продольной оси турбореактивного двигателя. Участок любой из внешних створок, расположенный непосредственно над соответствующей сверхзвуковой створкой, повторяет геометрическую форму последней. Изобретение позволяет снизить потери тяги и повысить надежность плоского сопла турбореактивного двигателя. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей. Плоское сопло содержит последовательно установленные и шарнирно соединенные друг с другом корпус, дозвуковые створки и сверхзвуковые створки, а также внешние створки, соединенные с корпусом и сверхзвуковыми створками, а также обтекатели, каждый из которых выполнен в поперечном разрезе П-образной формы и контактирует с соответствующей сверхзвуковой створкой по боковым поверхностям. Со стороны среза плоского сопла обтекатель контактирует с наружной поверхностью сверхзвуковой створки, а с противоположной стороны обтекателя выполнена цилиндрическая законцовка, контактирующая по наружной поверхности с ответной поверхностью близлежащего торца соответствующей внешней створки. Продольная ось цилиндрической законцовки совмещена с осью вращения соответствующей сверхзвуковой створки. Любой из обтекателей жестко зафиксирован на соответствующей сверхзвуковой створке в местах контакта с последней. Любая из внешних створок соединена с корпусом посредством, по меньшей мере, одного кронштейна, одним концом жестко соединенного с первой, а другим концом шарнирно соединенного с последним. С соответствующей сверхзвуковой створкой любая из внешних створок соединена посредством, по меньшей мере, одного кронштейна, жестко соединенного с последней, и, по меньшей мере, одной тяги, соединенной с первой посредством шарнирного соединения. Ось вращения указанного шарнирного соединения совмещена с осью вращения сверхзвуковой створки. Кронштейн с тягой соединены шарнирно. Изобретение позволяет снизить потери тяги плоского сопла за счет снижения донного сопротивления. 4 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей. Плоское сопло содержит корпус, дозвуковые створки, шарнирно прикрепленные к корпусу, сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные с дозвуковыми, и внешние створки, одним концом шарнирно прикрепленные к корпусу, а другим - соединенные со сверхзвуковыми створками. На наружной поверхности сверхзвуковых створок поперек продольной оси турбореактивного авиационного двигателя установлены силовые элементы. Каждый силовой элемент соединен со сверхзвуковой створкой посредством нечетного числа крепежных соединений, расположенных вдоль него. Каждое из крепежных соединений выполнено в виде двух соединительных элементов с проушинами, жестко соединенных с силовым элементом и сверхзвуковой створкой соответственно, и фиксирующего элемента. Одна из проушин в каждом из крепежных соединений, кроме крепежного соединения, расположенного наиболее близко к продольной оси симметрии соответствующей сверхзвуковой створки, выполнена вытянутой поперек продольной оси турбореактивного авиационного двигателя, с возможностью смещения фиксирующего элемента вдоль нее. Изобретение позволяет повысить прочность плоского сопла за счет уменьшения деформации сверхзвуковых створок, обеспечить герметичное сочленение дозвуковых и сверхзвуковых створок с боковыми стенками сопла, а также снизить массу плоского сопла в целом. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей. Плоское сопло турбореактивного двигателя содержит корпус с закрепленными на нем боковыми стенками, дозвуковые, сверхзвуковые и внешние створки, а также продольные рычаги, рычаги управления дозвуковыми створками, гидроцилиндры управления дозвуковыми створками и кронштейны. Дозвуковые створки шарнирно прикреплены к боковым стенкам и шарнирно соединены со сверхзвуковыми створками. Внешние створки одним концом шарнирно прикреплены к боковым стенкам, а другим – установлены в направляющих, выполненных в сверхзвуковых створках. Кронштейны установлены на корпусе и соединены с продольными рычагами посредством тяг. Кронштейны снабжены проушинами, к которым шарнирно прикреплены корпуса гидроцилиндров, соединенные штоками с рычагами управления дозвуковыми створками. Продольные рычаги одним концом установлены с внешней стороны корпуса вблизи горизонтальной плоскости симметрии сопла, а другим концом соединены с боковыми стенками вблизи критического сечения сопла. Изобретение позволяет повысить прочность плоского сопла за счет уменьшения деформации боковых стенок, снизить массу корпуса и плоского сопла, а также обеспечить герметичное сочленение дозвуковых и сверхзвуковых створок с боковыми стенками сопла. 7 ил.

 


Наверх