Патенты автора Яскевич Андрей Владимирович (RU)

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к космической технике, к фиксирующим устройствам. Изобретение может применяться в составе периферийного стыковочного механизма космического аппарата. Механизм защелок содержит упор (1) треугольной формы, корпус (4), серьгу (5), связанную с корпусом (4) посредством первого вращательного шарнира (9), первую пружину (6), первый конец (7) которой закреплен на корпусе (4), а второй (8) - на опоре, запирающее звено (3), частично выступающее за пределы корпуса (4) и связанное с серьгой (5) посредством второго вращательного шарнира (10), вторую пружину (11), первый конец (19) которой закреплен на корпусе (4), а второй (12)- на запирающем звене (3), опорный ролик (2), установленный на конце выступающей за пределы корпуса (4) части запирающего звена (3) и введенный в зацепление с поверхностью упора, ограничительный ролик (20), установленный на корпусе (4) с зазором относительно запирающего звена (3) со стороны, противоположной серьге (5), привод (17), установленный на корпусе (4), рычаг (15), закрепленный одним концом на корпусе (4) посредством третьего вращательного шарнира (18) и являющийся выходным звеном привода (17), поступательно-вращательный шарнир (16) с одной вращательной и двумя поступательными степенями свободы. В механизм защелок дополнительно ведены шип (14), расположенный на запирающем звене (3) со стороны, противоположной второму вращательному шарниру (10) и опорному ролику (2), Г-образный паз (13), выполненный в корпусе (4) со стороны от запирающего звена (3), противоположной второму вращательному шарниру (10) и опорному ролику (2). Стенка большей стороны Г-образного паза (13), расположенная ближе ко второму вращательному шарниру, выполнена в форме дуги выгнутой в сторону, противоположную второму вращательному шарниру (10). Меньшая сторона Г-образного паза (13) примыкает к большей стороне Г-образного паза с края, ближайшего точке Р пересечения первой оси (а), проходящей через центры первого (9) и второго (10) вращательных шарниров, и второй оси (b), проходящей через центр опорного ролика (2) по нормали к поверхности упора, введенной в зацепление с опорным роликом (2). Меньшая сторона Г-образного паза (13) выполнена в направлении к первому (9) вращательному шарниру от точки примыкания большей стороны Г-образного паза (13). Рычаг (15) перекрывает меньшую сторону Г-образного паза (13) со стороны, ближайшей точке Р. Шип (14) размещен на меньшей стороне Г-образного паза (13) на минимальном удалении от первого (9) вращательного шарнира. Поступательно-вращательный шарнир (16) образован Г-образным пазом (13), шипом (14) и рычагом (15). Обеспечивается уменьшение габаритов механизма защелок и увеличение зоны допустимого расположения шарниров штанг периферийного стыковочного механизма, находящихся в непосредственной близости от механизма защелок. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к стыковочным узлам. Устройство стягивания периферийного стыковочного механизма содержит барабан намотки тросов и электропривод, имеющий редуктор. Имеются пружины компенсации разности длин тросов при окончательном втягивании, установленные на корпусах защелок стыковочного кольца, и тросы, одним концом прикрепленные к пружинам. Общее количество барабанов соответствует количеству тросов, причем к каждому барабану намотки тросов соответствующий трос прикреплен своим вторым концом, также введены силовые редукторы, число которых равно числу барабанов намотки тросов. Силовые редукторы связаны своими входными валами с электроприводом посредством механических передач, а между барабанами намотки тросов и выходными валами силовых редукторов расположены кулачковые шайбы. Пружины подмотки тросов связаны одним концом с барабанами намотки тросов, а другим - с опорой. В устройстве стягивания опорой может являться неподвижное основание. Достигается увеличение скорости выдвижения стыковочного механизма из исходного положения. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к космической технике, в частности к стыковочным устройствам космических аппаратов. Стыковочный механизм космического аппарата содержит подвижный корпус, связанный с основанием стыковочного механизма двухстепенным вращательным шарниром и боковым амортизатором с поступательными пружинными механизмами, тягами и электромагнитными тормозами и штангу с головкой, имеющей защелки. Имеются шарико-винтовой преобразователь и связанный с ним осевой амортизатор с первым фрикционным тормозом, электропривод, накладки ограничения угловых движений стыковочного механизма. Накладки расположены равномерно с одинаковым угловым шагом на внешней боковой поверхности подвижного корпуса и образуют усеченный конус. В осевой амортизатор введен второй фрикционный тормоз, соосный с первым фрикционным тормозом, связанный с ним и с шарико-винтовым преобразователем. Двухстепенной вращательный шарнир установлен в основании подвижного корпуса, а оси поступательных пружинных механизмов и тяг электромагнитных тормозов бокового амортизатора направлены от основания стыковочного механизма внутрь усеченного конуса, образованного накладками ограничения угловых движений космических аппаратов. Достигается снижение динамических нагрузок. 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Спиральный пружинный механизм состоит из входного вала, пружинной ленты и развязанного с входным валом неподвижного барабана. Пружинная лента выполнена с участком постоянной ширины и с участком в форме трапеции и основаниями, переходящими в ленту постоянной ширины. Конец пружины с участком постоянной ширины прикреплен к барабану, а другой конец пружины закреплен на валу спирального пружинного механизма. Достигается изменение наклона начального участка характеристики жесткости спирального пружинного механизма. 5 ил.

Изобретение относится к космической технике, в частности к стыковочным устройствам космических аппаратов (КА). Стыковочный механизм содержит подвижный корпус, связанный с основанием стыковочного механизма двухстепенным вращательным шарниром, тягами и электромагнитными тормозами, штангу с головкой и защелками, установленную с возможностью поступательного перемещения относительно подвижного корпуса, размещенные в подвижном корпусе шарико-винтовой преобразователь, связанный с ним осевой амортизатор с первым фрикционным тормозом, электропривод, связанный с первым фрикционным тормозом через стопорную муфту. В осевой амортизатор введен второй фрикционный тормоз, соосный с первым фрикционным тормозом, связанный с ним и с шарико-винтовым преобразователем. Двухстепенной вращательный шарнир установлен в основании подвижного корпуса. Введен подвижный ограничитель угловых движений стыковочного механизма, установленный с возможностью поступательного перемещения в линейных подшипниках по поверхности подвижного корпуса вдоль его продольной оси и поджатый пружинами сжатия. Техническим результатом изобретения является возможность ограничения угловых движений стыковочного механизма относительно пассивного агрегата при стыковке к пассивному агрегату с укороченным приемным конусом. 4 ил.

Изобретение относится к космической технике. Периферийный стыковочный механизм (СтМ) содержит стыковочное кольцо с направляющими выступами и корпусами механизмов защелок для сцепки; штанги со штоками, установленными с возможностью поступательного перемещения вдоль продольных осей корпусов штанг; электропривод вращения барабана намотки тросов. Каждый трос через направляющий ролик и пружину компенсации разности длин тросов соединен с корпусом механизма защелок на одном из направляющих выступов стыковочного кольца. Внутри корпуса штанги со стороны его основания установлен винт с возможностью вращения относительно продольной оси корпуса штанги. Винт с одной стороны образует соосное зацепление с шарико-винтовым преобразователем подвижного штока, а с другой - связан через паразитную шестерню с валом, по меньшей мере, одного пружинного механизма кручения, установленного снаружи корпуса штанги соосно с входным валом храпового механизма. Выходной вал храпового механизма соединен соосно с электромагнитной фрикционной муфтой и через понижающий редуктор с входным валом устройства контактного. Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции периферийного СтМ и уменьшение его инерционности. 3 ил.

 


Наверх