Патенты автора Чернышев Иван Евгеньевич (RU)

Изобретение относится преимущественно к средствам внекорабельной деятельности на поверхности небесных тел. Предлагаемое устройство герметичного соединения (УГС) содержит герметичную кабину (1), раму (2) с интерфейсом (3), электроприводные колеса (4), опоры (6) с электроприводами (7), датчиками длины (8) и тарелями (9) установки на грунт со сферическими шарнирами (10). Опоры (6) имеют карданы с датчиками угла поворота и подпружиненные рычаги, взаимодействующие с датчиками упора в грунт (не показаны). Интерфейс (3) включает корпус (11) стыковочного агрегата, датчики совмещения (12) и механизм герметизации (14) стыков, резиновое уплотнение (13), крюки (15), стыковочное кольцо (16) с направляющими и иные элементы. На кабине (1) установлено прицельное устройство (19). После начального сближения со вторым УГС, выдвижения и фиксации тарелей (9) на грунте, опоры (6) образуют манипулятор, способный перемещать шасси по шести степеням свободы и тем самым обеспечить окончательную стыковку обоих УГС. Техническим результатом является повышение надежности герметичного соединения между УГС на поверхности небесных тел. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к космической технике, к фиксирующим устройствам. Изобретение может применяться в составе периферийного стыковочного механизма космического аппарата. Механизм защелок содержит упор (1) треугольной формы, корпус (4), серьгу (5), связанную с корпусом (4) посредством первого вращательного шарнира (9), первую пружину (6), первый конец (7) которой закреплен на корпусе (4), а второй (8) - на опоре, запирающее звено (3), частично выступающее за пределы корпуса (4) и связанное с серьгой (5) посредством второго вращательного шарнира (10), вторую пружину (11), первый конец (19) которой закреплен на корпусе (4), а второй (12)- на запирающем звене (3), опорный ролик (2), установленный на конце выступающей за пределы корпуса (4) части запирающего звена (3) и введенный в зацепление с поверхностью упора, ограничительный ролик (20), установленный на корпусе (4) с зазором относительно запирающего звена (3) со стороны, противоположной серьге (5), привод (17), установленный на корпусе (4), рычаг (15), закрепленный одним концом на корпусе (4) посредством третьего вращательного шарнира (18) и являющийся выходным звеном привода (17), поступательно-вращательный шарнир (16) с одной вращательной и двумя поступательными степенями свободы. В механизм защелок дополнительно ведены шип (14), расположенный на запирающем звене (3) со стороны, противоположной второму вращательному шарниру (10) и опорному ролику (2), Г-образный паз (13), выполненный в корпусе (4) со стороны от запирающего звена (3), противоположной второму вращательному шарниру (10) и опорному ролику (2). Стенка большей стороны Г-образного паза (13), расположенная ближе ко второму вращательному шарниру, выполнена в форме дуги выгнутой в сторону, противоположную второму вращательному шарниру (10). Меньшая сторона Г-образного паза (13) примыкает к большей стороне Г-образного паза с края, ближайшего точке Р пересечения первой оси (а), проходящей через центры первого (9) и второго (10) вращательных шарниров, и второй оси (b), проходящей через центр опорного ролика (2) по нормали к поверхности упора, введенной в зацепление с опорным роликом (2). Меньшая сторона Г-образного паза (13) выполнена в направлении к первому (9) вращательному шарниру от точки примыкания большей стороны Г-образного паза (13). Рычаг (15) перекрывает меньшую сторону Г-образного паза (13) со стороны, ближайшей точке Р. Шип (14) размещен на меньшей стороне Г-образного паза (13) на минимальном удалении от первого (9) вращательного шарнира. Поступательно-вращательный шарнир (16) образован Г-образным пазом (13), шипом (14) и рычагом (15). Обеспечивается уменьшение габаритов механизма защелок и увеличение зоны допустимого расположения шарниров штанг периферийного стыковочного механизма, находящихся в непосредственной близости от механизма защелок. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к космической технике. Ограничитель скорости относительного движения содержит шестерню, связанный с ней вал, колодки, тормозной барабан, основание. Дополнительно он содержит подшипники, обгонную муфту, повышающий обороты редуктор, связанный с обгонной муфтой. Кроме этого ограничитель включает барабан намотки тросов с зубчатым венцом, с которым связана шестерня. В основание установлен барабан намотки тросов с зубчатым венцом с возможностью его вращения относительно основания. Вал связан с повышающим редуктором, тормозной барабан выполнен неподвижным. На валу размещен неподвижный относительно него диск с двумя цилиндрическими выступами. Оси цилиндрических выступов параллельны оси вала, колодки установлены с возможностью вращения относительно осей цилиндрических выступов. На колодках размещены уступы, взаимодействующие с тормозным барабаном. Достигается повышение надежности. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Планетарный редуктор содержит входной вал, первый сателлит с первой и второй шестернями, первый неподвижный корпус, выходной вал, второй неподвижный корпус, цевки, размещенные в корпусах и выходном валу, второй сателлит с первой и второй шестернями, на входном валу размещены два эксцентрика, причем один из них развернут относительно другого на половину оборота. Второй корпус и второй сателлит размещены центрально симметрично, соответственно, первому корпусу и первому сателлиту относительно точки, расположенной между двумя эксцентриками и на оси вращения входного вала, на боковой поверхности каждого эксцентрика расположена опора, с которой взаимодействует один из сателлитов, зубья шестерен сателлитов выполнены в виде циклоид, первая шестерня первого сателлита входит в зацепление с цевками в первом неподвижном корпусе, первая шестерня второго сателлита входит в зацепление с цевками во втором корпусе, вторая шестерня каждого сателлита входит в зацепление с цевками в выходном валу, первые шестерни каждого сателлита выполнены с равным число зубьев, вторые шестерни каждого сателлита выполнены с равным числом зубьев, корпуса имеют одинаковое число цевок, два подшипника входного вала и два подшипника выходного вала размещены по обе стороны плоскости, перпендикулярной оси вращения входного вала и лежащей между эксцентриками. Обеспечивается увеличение нагрузочной способности редуктора. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к стыковочным узлам. Устройство стягивания периферийного стыковочного механизма содержит барабан намотки тросов и электропривод, имеющий редуктор. Имеются пружины компенсации разности длин тросов при окончательном втягивании, установленные на корпусах защелок стыковочного кольца, и тросы, одним концом прикрепленные к пружинам. Общее количество барабанов соответствует количеству тросов, причем к каждому барабану намотки тросов соответствующий трос прикреплен своим вторым концом, также введены силовые редукторы, число которых равно числу барабанов намотки тросов. Силовые редукторы связаны своими входными валами с электроприводом посредством механических передач, а между барабанами намотки тросов и выходными валами силовых редукторов расположены кулачковые шайбы. Пружины подмотки тросов связаны одним концом с барабанами намотки тросов, а другим - с опорой. В устройстве стягивания опорой может являться неподвижное основание. Достигается увеличение скорости выдвижения стыковочного механизма из исходного положения. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к космической технике, в частности к стыковочным устройствам космических аппаратов. Стыковочный механизм космического аппарата содержит подвижный корпус, связанный с основанием стыковочного механизма двухстепенным вращательным шарниром и боковым амортизатором с поступательными пружинными механизмами, тягами и электромагнитными тормозами и штангу с головкой, имеющей защелки. Имеются шарико-винтовой преобразователь и связанный с ним осевой амортизатор с первым фрикционным тормозом, электропривод, накладки ограничения угловых движений стыковочного механизма. Накладки расположены равномерно с одинаковым угловым шагом на внешней боковой поверхности подвижного корпуса и образуют усеченный конус. В осевой амортизатор введен второй фрикционный тормоз, соосный с первым фрикционным тормозом, связанный с ним и с шарико-винтовым преобразователем. Двухстепенной вращательный шарнир установлен в основании подвижного корпуса, а оси поступательных пружинных механизмов и тяг электромагнитных тормозов бокового амортизатора направлены от основания стыковочного механизма внутрь усеченного конуса, образованного накладками ограничения угловых движений космических аппаратов. Достигается снижение динамических нагрузок. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Планетарный редуктор содержит входной вал, размещенный на подшипниках, сателлит, в котором две неподвижные относительно друг друга шестерни имеют разное число зубьев, корпус, выходной вал, размещенный на подшипниках. На входном валу размещен эксцентрик, на котором расположен сателлит, зубья шестерен выполнены в виде циклоид, в первом неподвижном корпусе и выходном валу размещены цевки, первая шестерня сателлита входит в зацепление с цевками первого неподвижного корпуса, вторая шестерня сателлита входит в зацепление с цевками выходного вала, кроме того, введена третья шестерня, неподвижная относительно первых двух, второй неподвижный корпус с цевками, размещенные зеркально, соответственно, первой шестерне и первому неподвижному корпусу относительно плоскости, проходящей через вторую шестерню и перпендикулярной оси вращения входного вала. Число зубьев третьей шестерни и число цевок второго неподвижного корпуса равны соответственно числу зубьев первой шестерни и числу цевок первого неподвижного корпуса, два подшипника входного вала и два подшипника выходного вала размещены по обе стороны указанной плоскости. Планетарный редуктор может быть использован в тросовом устройстве стягивания стыковочного механизма космического аппарата. Обеспечивается увеличение нагрузочной способности редуктора. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Планетарный редуктор содержит входной вал, опирающийся на подшипники, сателлит, в котором две неподвижные относительно друг друга шестерни имеют разное число зубьев, выходной вал, размещенный на подшипниках. На входном валу размещен эксцентрик, на котором расположен сателлит, зубья шестерен выполнены в виде циклоид, в неподвижном корпусе и выходном валу размещены цевки, первая шестерня сателлита входит в зацепление с цевками неподвижного корпуса, вторая шестерня сателлита входит в зацепление с цевками выходного вала. Обеспечивается увеличение нагрузочной способности редуктора. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Спиральный пружинный механизм состоит из входного вала, пружинной ленты и развязанного с входным валом неподвижного барабана. Пружинная лента выполнена с участком постоянной ширины и с участком в форме трапеции и основаниями, переходящими в ленту постоянной ширины. Конец пружины с участком постоянной ширины прикреплен к барабану, а другой конец пружины закреплен на валу спирального пружинного механизма. Достигается изменение наклона начального участка характеристики жесткости спирального пружинного механизма. 5 ил.

Изобретение относится к космической технике, в частности к стыковочным устройствам космических аппаратов (КА). Стыковочный механизм содержит подвижный корпус, связанный с основанием стыковочного механизма двухстепенным вращательным шарниром, тягами и электромагнитными тормозами, штангу с головкой и защелками, установленную с возможностью поступательного перемещения относительно подвижного корпуса, размещенные в подвижном корпусе шарико-винтовой преобразователь, связанный с ним осевой амортизатор с первым фрикционным тормозом, электропривод, связанный с первым фрикционным тормозом через стопорную муфту. В осевой амортизатор введен второй фрикционный тормоз, соосный с первым фрикционным тормозом, связанный с ним и с шарико-винтовым преобразователем. Двухстепенной вращательный шарнир установлен в основании подвижного корпуса. Введен подвижный ограничитель угловых движений стыковочного механизма, установленный с возможностью поступательного перемещения в линейных подшипниках по поверхности подвижного корпуса вдоль его продольной оси и поджатый пружинами сжатия. Техническим результатом изобретения является возможность ограничения угловых движений стыковочного механизма относительно пассивного агрегата при стыковке к пассивному агрегату с укороченным приемным конусом. 4 ил.

Изобретение относится к космической технике. Периферийный стыковочный механизм (СтМ) содержит стыковочное кольцо с направляющими выступами и корпусами механизмов защелок для сцепки; штанги со штоками, установленными с возможностью поступательного перемещения вдоль продольных осей корпусов штанг; электропривод вращения барабана намотки тросов. Каждый трос через направляющий ролик и пружину компенсации разности длин тросов соединен с корпусом механизма защелок на одном из направляющих выступов стыковочного кольца. Внутри корпуса штанги со стороны его основания установлен винт с возможностью вращения относительно продольной оси корпуса штанги. Винт с одной стороны образует соосное зацепление с шарико-винтовым преобразователем подвижного штока, а с другой - связан через паразитную шестерню с валом, по меньшей мере, одного пружинного механизма кручения, установленного снаружи корпуса штанги соосно с входным валом храпового механизма. Выходной вал храпового механизма соединен соосно с электромагнитной фрикционной муфтой и через понижающий редуктор с входным валом устройства контактного. Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции периферийного СтМ и уменьшение его инерционности. 3 ил.

 


Наверх