Патенты автора Львов Олег Юрьевич (RU)

Использование: изобретение относится к области подводной навигации, в частности к гидроакустическим навигационным средствам для определения местоположения и приема информационных сообщений подводными объектами, движущимися в глубоком море. Сущность: приемник размещается на борту объекта навигации, оснащенного бортовой системой управления и способного выходить на ось подводного звукового канала. При этом приемник по измеренным дальностям определяет свои текущие географические координаты и декодирует принимаемые информационные сообщения. Абонентский приемник состоит из гидроакустического приемника, устройства обнаружения и устройства вычисления координат. Устройство обнаружения обеспечивает формирование текущей входной кодовой комбинации, выполняемой с учетом компенсации доплеровского сдвига частоты несущей, а устройство вычисления координат для взаимно корреляционной обработки использует в качестве опорных сигналов записанные в блоке памяти устройства кодовые комбинации навигационных и информационных сигналов. Технический результат: создание автоматического устройства для приема сигналов навигационной сети, развернутой в шельфовой зоне, состоящей из системы синхронных низкочастотных излучателей кодоимпульсных навигационных или информационных сигналов. 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для бесконтактной передачи на подводный аппарат электрической энергии, которая, в частности, применяется для зарядки электрической аккумуляторной батареи, установленной на этом подводном аппарате, с организацией бесконтактного информационного канала. Технический результат заключается в повышении надежности работы и увеличении передаваемой мощности от первичной ко вторичной обмотке трансформатора устройства для бесконтактной передачи электроэнергии на подводный аппарат и, соответственно, сокращении времени заряда аккумуляторных батарей подводного аппарата за счет уменьшения расстояния между обмотками трансформатора при сохранении условий обтекаемости корпуса подводного аппарата при одновременном функционировании информационного канала между первичной и вторичной частями устройства. В устройстве обмотки трансформатора выполнены в виде плоских дисков, а магнитопроводы первичной и вторичной частей трансформатора выполнены в виде плоских ферромагнитных экранов, по одному прилегающих к первым торцам первичной и вторичной обмоток трансформатора, а вторые торцы обмоток по одному прилегают к внутренним поверхностям стыковочных стенок корпусов первичной и вторичной частей трансформатора, каждая антенна радиоканала размещена в полости соответствующей плоской обмотки трансформатора, при этом исполнение обмоток и магнитных экранов выполнено с возможностью придания им требуемого изгиба, совпадающего с обводами оболочки подводного аппарата, причем при передаче электроэнергии и информационных сигналов обе обмотки имеют общую ось, наружные стыковочные стенки корпусов первичной и вторичной частей трансформатора прилегают друг к другу, при этом немагнитный зазор между обмотками имеет минимальное конструктивное значение, определяемое суммарной толщиной стыковочных стенок корпусов первичной и вторичной частей трансформатора, а нагрузкой устройства является аккумуляторная батарея подводного аппарата. 2 ил.

Изобретение относится к подводной технике и в частности к технологиям создания средств навигации и управления для глубоководных автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), способных работать на предельных глубинах мирового океана. В способе навигационно-информационной поддержки глубоководного автономного необитаемого подводного аппарата стационарный донный маяк оснащают низкочастотными (НЧ) приемо-передающими средствами гидроакустической связи с ОС и АНПА, а также высокочастотными (ВЧ) приемо-передающими средствами гидроакустической связи с АНПА. Оснащают АНПА высокочастотными приемо-передающими средствами гидроакустической связи и низкочастотными приемными средствами гидроакустической связи, а также оснащают программными средствами для его бортовой системы управления, реализующими выход АНПА к стационарному донному маяку на основании приема и обработки данных, принятых от стационарного донного маяка по гидроакустической связи в низкочастотном диапазоне. После чего стационарный донный маяк размещают вблизи центра предполагаемого района работ. Устанавливают координаты стартовой точки АНПА путем их расчета по дальномерным данным стационарного донного маяка на основании приема и обработки данных, принятых от него в ВЧ-диапазоне гидроакустической связи. Обеспечивают прием команд управления на борту АНПА от ОС путем приема и обработки данных, переданных от ОС в НЧ-диапазоне и ретранслированных стационарным донным маяком в ВЧ-диапазоне гидроакустической связи. Обеспечивают передачу данных телеметрии с борта АНПА путем приема и обработки данных, принятых стационарным донным маяком в ВЧ-диапазоне и ретранслированных на ОС в НЧ-диапазоне гидроакустической связи. Значения рабочих частот гидроакустических средств информационного обмена в НЧ-диапазоне выбирают из условия максимального удаления ОС от стационарного донного маяка, а значения рабочих частот гидроакустических средств информационного обмена в ВЧ-диапазоне выбирают из условия заданного максимального удаления АНПА от стационарного донного маяка необходимой скорости передачи данных. Технический результат - обеспечение навигационно-информационной поддержки АНПА, способного работать на максимальных глубинах мирового океана, и уменьшение массогабаритных характеристик и энергопотребления на борту АНПА. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к подводной технике и, в частности, к технологиям создания средств навигации и информационного обмена для автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА) с большой автономностью и дальностью действия, например, при выполнении миссий подо льдом, в условиях отсутствия сопровождающего судна-носителя (ОС) и необходимости минимизации дополнительного внешнего навигационного оборудования. Технический результат: обеспечение навигационно-информационной поддержки АНПА большой автономности, совершающего протяженный подводный переход, и уменьшение массогабаритных характеристик и энергопотребления навигационного гидроакустического оборудования, размещаемого на борту АНПА, достигается за счет применения редкой сети опорных маяков с большой дальностью действия и отсутствия на борту АНПА габаритной и энергопотребляющей аппаратуры передачи НЧ канала гидроакустической связи. Способ навигационно-информационной поддержки автономного необитаемого подводного аппарата большой автономности, совершающего протяженный подводный переход, при котором устанавливают координаты точки старта АНПА. Опорные маяки оснащают высокочастотным (ВЧ) малой дальности действия и низкочастотным (НЧ) большой дальности действия гидроакустическими приемо-передающими средствами информационного обмена с АНПА. Также оснащают АНПА ВЧ гидроакустическими средствами приема-передачи и НЧ гидроакустическими средствами приема для информационного обмена с опорным маяком. Кроме того, АНПА оснащают программными средствами для его бортовой системы управления, реализующими выход АНПА к опорному маяку на основании приема и обработки данных, принятых от опорного маяка в низкочастотном диапазоне. После чего размещают опорные маяки большой дальности действия по трассе следования в точках предполагаемых обсерваций, а период обсерваций устанавливается временем, в течение которого формируемая ошибка счисления координат будет сравнима с дальностью действия низкочастотного канала связи. Выполняют коррекцию счисленных координат путем их сравнения с расчетными координатами по дальномерным данным ближайшего опорного маяка с известными координатами на основании приема и обработки данных, принятых от опорного маяка в высокочастотном диапазоне. Выполняют прием команд управления от удаленного ПУ на борту АНПА путем приема и обработки данных, переданных от опорного маяка в высокочастотном диапазоне. Выполняют передачу данных телеметрии на удаленный ПУ с борта АНПА путем приема и обработки данных, принятых опорным маяком в высокочастотном диапазоне, а также средствами спутниковой навигации и связи с удаленным пунктом управления. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к подводным техническим средствам для исследования и освоения мирового океана, а именно к автономным необитаемым подводным аппаратам (ПА). ПА содержит несущую конструкцию в виде последовательно и жестко соединенных между собой в направлении продольной оси ПА с возможностью разъема и с возможностью различной ориентации относительно друг друга каркасов коробчатой формы; прочные корпуса, установленные внутри каркасов; разъемные блоки плавучести, установленные внутри каркасов; и неразъемные блоки плавучести, установленные снаружи каркасов и формирующие совместно с обтекателями внешние обводы ПА. Между каркасами установлены шпангоуты. Несущая конструкция дополнительно снабжена по крайней мере двумя каркасами коробчатой формы, один из которых интегрирован под установку сменной полезной нагрузки с возможностью размещения негабаритных конструктивных элементов последней за внешними обводами ПА, а другой каркас интегрирован под размещение дополнительного блока плавучести для компенсации веса сменной полезной нагрузки. В кормовой оконечности ПА в его ДП и соосно его продольной оси установлена проницаемая емкость со сменными грузами для регулировки дифферентирующего момента ПА. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей и улучшении технических характеристик ПА. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 


Наверх