Патенты автора Лахно Дмитрий Николаевич (UA)

Изобретение относится к области строительства, а именно к тюбинговой крепи тоннелей подземных выработок, а более конкретно, к устройству для сопряжения чугунных тюбинговых обделок тоннелей разного наружного диаметра, и может бать использовано при строительстве подземных сооружений метрополитенов, железнодорожных и автомобильных магистралей. Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок тоннелей подземных сооружений метрополитена включает в себя чугунную обделку 2-х стыкуемых тоннелей, собранную из ряда соединенных между собой чугунных тюбинговых колец с герметизирующими и крепежными элементами. Оно снабжено переходным тюбинговым кольцом в виде усеченного конуса, большее по диаметру основание которого выполнено по форме цилиндрического кольца, прикрепленного посредством болтовых скреплений к чугунному тюбинговому кольцу тоннеля большего диаметра, а меньшее по диаметру основание, также имеющее форму кольца, посредством болтовых скреплений соединено с чугунной обделкой тоннеля меньшего диаметра ответной части тоннеля. Переходное кольцо выполнено из тонкостенных чугунных сегментов, каждый из которых состоит из конической спинки, двух радиальных бортов с отверстиями для сборки сегментов в кольцо, двух параллельных бортов с отверстиями под болты для сборки с кольцами большего и меньшего диаметров и 3-х ребер жесткости треугольной формы, для соединения параллельных бортов между собой, причем один параллельный борт сегмента переходного кольца геометрически подобен форме борта тюбингового кольца тоннеля большего диаметра, а второй параллельный борт сегмента переходного кольца подобен геометрической форме борта тюбингового кольца тоннеля меньшего диаметра. Технический результат состоит в обеспечении удобства и точности монтажа переходного тюбингового кольца и равно прочности всей тюбинговой обделки в горизонтальных тоннелях, увеличение жесткости стыков тюбингов в кольце и увеличение несущей способности и жесткости подземного сооружения в целом. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области крепления выработок, а именно к конструкции чугунных тюбинговых тоннельных обделок. Технический результат заключается в увеличении несущей способности и жесткости сооружения в целом путем обеспечения равнопрочности тюбингового кольца, возможности перевязки тюбинговых колец и увеличения жесткости стыков тюбингов в кольце. Тюбинговое кольцо состоит из соединенных между собой нормальных, смежных и ключевого тюбингов, причем каждый из тюбингов выполнен в виде литого чугунного сегмента с гладкой снаружи спинкой и замкнутыми по контуру кольцевыми и радиальными бортами. При этом в нем нормальные тюбинги, расположенные в нижней части обделки, выполнены облегченной конструкции за счет уменьшения толщины их спинки и бортов и во всех тюбингах, кроме ключевого, выполнены внутренние радиальные ребра жесткости в количестве одного и более рядов с возможностью обеспечения заданной несущей способности и жесткости тюбинга при минимизации его веса. Причем высота этих ребер жесткости выполнена переменной от 0 мм в середине тюбинга до максимальной высоты на примыкании к кольцевым бортам, которая на 50-55 мм меньше высоты этих бортов. При этом в стенках ребер жесткости образованы такелажные отверстия для монтажа колец и крепления элементов внутреннего обустройства сооружения, а в каждом тюбинге на внешней части сопряжения спинки с бортами выполнено скругление для обеспечения предотвращения сколов углов при деформации кольца под нагрузкой от горного давления. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к области строительства подземных сооружений, а более конкретно к технологии производства чугунных тюбингов для тоннельной обделки метрополитена, железнодорожных и автодорожных тоннелей. Способ включает изготовление литейной модели заданного типоразмера тюбинга. Изготовление верхней и нижней полуформ из формовочной смеси с использованием модели. Сборку формы для литья и заливку формы расплавленным до температуры 1200-1400°C чугуном. При этом после создания литейной модели тюбинга и подготовки материалов формовочной и стержневой смесей в смешивающих бегунах с вертикально вращающимися катками образовавшуюся формовочную смесь через накопительный бункер подают к формовочным машинам встряхивающего типа и производят набивку смесью каждой из полуформ. Затем осуществляют их последующую отделку и установку маркировки тюбинга на нижней полуформе, которую затем подают на проходное газовое сушило, в котором осуществляют прогревание этой полуформы при температуре 320-350°C в течение 35-55 мин. После этого производят сборку нагретой полуформы низа с «сырой» полуформой верха путем скрепления их струбцинами после предварительной установки в нижнюю полуформу литниковой системы, посредством которой заливают расплавленный чугун в форму, которую оставляют остывать на литейном конвейере в течение 6-18 час. После остывания и разборки литейной формы из нижней полуформы извлекают литниковую систему и отливку, которую очищают, обрубывают и направляют на контроль наличия литейных дефектов. Затем производят механическую обработку окончательно обрубленной отливки. Путем фрезерования 2-х параллельных и 2-х радиальных бортов литой заготовки тюбинга и их фальцевых канавок одновременно с двух сторон, а также его 4-х опорных площадок (бобышек) на продольно-фрезерном и фрезерно-расточном станках с образованием стружки массой, равной 10-16% от массы готового тюбинга. Далее производят сверление крепежных отверстий на каждом из указанных бортов тюбинга при помощи радиально-сверлильного станка с последующей цековкой кольцевых площадок под уплотнительные шайбы, после чего производят сверление и нарезание резьбы в тампонажном отверстии и отверстий в спинке тюбинга. Технический результат заключается в упрощении технологического процесса литья и механической обработки литой заготовки тюбинга, снижении энерго- и трудозатрат.

 


Наверх