Патенты автора Шишков Владимир Александрович (RU)

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и криогенным системам и может быть использовано в парогенерирующих системах и устройствах. Задачей изобретения является повышение устойчивости работы парогенератора. Согласно предложенному способу повышения устойчивости парогенератора осуществляют измерение температуры рабочего продукта, а также осуществляют управление перепуском части рабочего продукта из парогенератора за его выходное гидравлическое сопротивление с учётом величины измеренной температуры рабочего продукта. При этом измеряют давление Ризм и температуру Тизм по оси переходного участка от жидкой к паровой фазе, сравнивают значение этой измеренной температуры Тизм с температурой насыщения Тнас при измеренном давлении Ризм по оси переходного участка от жидкой к паровой фазе, если Тизм>Тнас, то открывают перепуск части рабочего продукта из перегревательного участка парогенератора за выходное гидравлическое сопротивление, а при достижении измеренной температуры Тизм по оси переходного участка от жидкой к паровой фазе температуры насыщения или ниже Тизм≤Тнас при измеренном давлении Ризм по оси переходного участка от жидкой к паровой фазе закрывают перепуск части рабочего продукта из перегревательного участка парогенератора за выходное гидравлическое сопротивление. 5 з.п. ф-лы., 2 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, преимущественно к системам подачи криогенного топлива в газотурбинный двигатель для наземного базирования и транспортных средств. Предложен способ пуска газотурбинного двигателя на криогенном топливе, заключающийся в повышении давления криогенного топлива до давления для работы газотурбинного двигателя на режиме малого газа и открытии клапана подачи при захолаживании криогенной топливной системы от выхода из криогенной расходной емкости до выхода из насоса турбонасосного агрегата до температуры жидкой фазы криогенного топлива, а при достижении температурой насоса турбонасосного агрегата температуры жидкой фазы криогенного топлива выполняют пуск насоса турбонасосного агрегата, при этом процесс захолаживания криогенной топливной системы начинают одновременно с открытием клапана подачи, отсечного клапана и регулятора расхода для подачи криогенного топлива через топливные форсунки в камеру сгорания газотурбинного двигателя в период раскрутки ротора газотурбинного двигателя в процессе его пуска и выхода на режим малого газа, а пуск насоса турбонасосного агрегата выполняют при дополнительном условии при увеличении режима работы газотурбинного двигателя выше режима малого газа. Рассмотрены способы повышения давления криогенного топлива на выходе из расходной емкости. Изобретение обеспечивает снижение затрат времени на подготовку газотурбинного двигателя, работающего на криогенном топливе, к пуску, работе на повышенных режимах или полету в составе летательного аппарата. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и криогенным системам и может быть использовано в парогенерирующих системах и устройствах. В теплообменнике, содержащем входной коллектор, соединенный с входами в параллельные каналы различной длины, обогреваемые внешним теплоносителем, выходы параллельных каналов соединены с выходным коллектором для смешения отдельных струек рабочего продукта и длина первой половины параллельных каналов отличается от длины второй половины параллельных каналов на половину длины волны собственных колебаний давления рабочего продукта в параллельных каналах, при этом внутренние объемы всех параллельных каналов одинаковые. Теплообменник дополнительно может содержать промежуточный коллектор, выходная полость которого может быть соединена с дополнительными параллельными каналами, при этом промежуточный коллектор может содержать перегородку, а дополнительные параллельные каналы могут иметь разный диаметр проходного сечения и разную длину, отличающуюся на половину длины волны собственных колебаний давления рабочего тела в дополнительных параллельных каналах, при этом внутренние объемы всех дополнительных параллельных каналов одинаковые. Технический результат – снижение суммарной амплитуды пульсаций давления и расхода рабочего продукта в выходном коллекторе. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Установка для сжижения газа относится к холодильной и криогенной технике и предназначена для сжижения испарившихся составляющих, например топлив в энергетических установках наземного базирования и транспортных средств. Установка для сжижения газа содержит теплообменник, выполненный в виде криогенного сосуда, заключенного в теплоизоляцию и кожух, жидкостный объем которого сообщен с трубопроводами подачи жидкого криогенного хладоагента и сжижаемого газа. Трубопровод подачи сжижаемого газа имеет коллектор и соединенные с ним капиллярные каналы, расположенные во внутреннем объеме в нижней части криогенного сосуда для выхода сжижаемого газа в жидкий криогенный хладоагент. Коллектор расположен на внешней поверхности криогенного сосуда в теплоизоляции, не касается внутренней стенки кожуха и соединен через отверстия в стенках криогенного сосуда с капиллярными каналами, выступающими над поверхностью внутренней стенки криогенного сосуда. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности процесса сжижения. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Теплообменник для криогенных продуктов относится к энергетическому и транспортному машиностроению, преимущественно к холодильной и криогенной технике, и предназначен для испарения криогенных топлив для газотурбинных двигателей. Теплообменник для криогенных продуктов содержит канал, заключенный в кожух с образованием полости, при этом кожух перфорирован отверстиями, расположенными с двух противоположных сторон кожуха. Перед отверстиями со стороны набегающего влагосодержащего теплоносителя установлены под углом к поверхности кожуха с возможностью частичного перекрытия отверстий и закрепленные на нем гибкие пластины. Гибкие пластины выполнены из материала, запоминающего форму в зависимости от температуры. Техническим результатом является повышение равномерности образования слоя льда на наружной поверхности каналов при различных режимах работы газотурбинного двигателя, что повышает эффективность его работы на всех режимах работы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и двигателестроению авиационного назначения и применимо при наземных испытаниях форсажной камеры сгорания на стендах и аэродромах. Задачи изобретения: повышение точности подтверждения и уменьшение времени испытаний на длительный ресурс работы в наземных условиях путем увеличения нагрузки на форсажную камеру сгорания выше эксплуатационных значений. Поставленные задачи в способе испытания форсажной камеры сгорания газотурбинного двигателя, заключающемся в ее циклическом нагружении и имитации высоты полета, при этом изменяют давление воздуха на регуляторе расхода форсажного топлива и этим изменяют расход форсажного топлива, решаются тем, что отключают подачу воздуха из-за компрессора газотурбинного двигателя от регулятора расхода форсажного топлива и подключают к нему подачу технологического воздуха от автономной системы питания через регулятор давления, при этом давление технологического воздуха на выходе регулятора давления от автономной системы питания изменяют по сравнению с давлением воздуха за компрессором газотурбинного двигателя по программе повышения расхода топлива через форсажную камеру сгорания выше эксплуатационных значений. За счет увеличения нагрузки на элементы конструкции форсажной камеры сгорания выше, чем в эксплуатации, при проведении эквивалентно-циклических испытаний газотурбинного двигателя проведена проверка прочностных характеристик элементов конструкции форсажной камеры сгорания в наземных условиях на длительный ресурс ее работы. 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к холодильной и криогенной технике и предназначено для сжижения испарившихся составляющих, например топлив в энергетических установках наземного базирования и транспортных средств. Предложен способ сжижения газа путем его охлаждения холодной жидкостью с температурой ниже температуры конденсации сжижаемого газа. Холодной жидкостью заполняют емкость, а сжижаемый газ распыляют и подают в нижние слои столба холодной жидкости в виде пузырьков. Сжижение ведут до полного испарения холодной жидкости и замещают ее жидкой фазой сжижаемого газа. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности теплопередачи, безопасности процесса сжижения и упрощение конструкции системы для сжижения газов. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Система сжижения газа относится к холодильной и криогенной технике и предназначена для сжижения испарившихся составляющих, например, топлив в энергетических установках наземного базирования и транспортных средств. Теплообменник выполнен в виде криогенного сосуда с размещенным в его нижней части жидкостного объема коллектором, с коллектором соединен трубопровод подвода сжижаемого газа с отсечным клапаном и регулятором давления. С нижней частью криогенного сосуда через клапаны соединены трубопроводы подвода жидкого хладагента и отвода сжиженного газа. Газовая полость криогенного сосуда соединена с трубопроводом отвода паров хладагента, в котором установлен клапан дренажа. Коллектор содержит капиллярные каналы для выхода сжижаемого газа в виде пузырьков в жидкий хладагент, при этом капиллярные каналы расположены на коллекторе таким образом, чтобы траектории движения пузырьков, выходящих из разных капиллярных каналов вверх через слои жидкого хладагента, не совпадали. Техническим результатом является повышение эффективности процесса сжижения газа и улучшение экономичности из-за того, что пузырьки, выходящие из разных капиллярных каналов, не смешиваются, полностью конденсируются и не достигают газовой полости криогенного сосуда. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Система регулирования газотурбинного двигателя относится к двигателестроению, преимущественно к системам подачи криогенного топлива в газотурбинный двигатель для наземного базирования и транспортных средств. Задачи изобретения: расширение диапазона и надежности системы регулирования режимов работы газотурбинного двигателя с замкнутой системой подачи криогенного топлива путем изменения суммарного подогрева газообразного криогенного топлива, подаваемого в газовую турбину турбонасосного агрегата. Поставленные задачи в топливной системе регулирования газотурбинного двигателя преимущественно для подачи криогенного топлива, содержащей насос его подачи, соединенный последовательно через регулятор расхода, теплообменник-газификатор, установленный в сопле газотурбинного двигателя, газовую турбину привода насоса, отсечной клапан с рампой форсунок в камере сгорания газотурбинного двигателя, при этом регулятор расхода соединен с блоком управления, решаются тем, что теплообменник-газификатор состоит из отдельных параллельных секций, на входе, каждой из которых, установлен регулятор расхода, а выходы из отдельных параллельных секций теплообменника-газификатора соединены с входом в газовую турбину привода насоса. Таким образом, изобретением усовершенствована система регулирования газотурбинного двигателя, в которой оптимизирован подогрев криогенного топлива для обеспечения соответствующих режимов работы газотурбинного двигателя, при этом нет внешних дополнительных затрат энергии на привод насоса для подачи криогенного топлива, а испарение криогенного топлива необходимо в любой системе его подачи. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к холодильной и криогенной технике, к расходным емкостям как стационарных хранилищ, так и топливным емкостям транспортных средств, и может быть использовано при испытаниях энергетических устройств и заборе криогенного топлива для работы энергетических машин. Емкость для жидкого криогенного продукта содержит корпус, размещенный внутри его заборный трубопровод, состоящий из соединенных между собой подвижного и неподвижного участков, и поплавок, установленный на подвижном участке заборного трубопровода, при этом неподвижный участок заборного трубопровода размещен внутри емкости вдоль днища и представляет собой теплообменник для выравнивания температуры жидкого криогенного продукта при его выдаче, на наружной поверхности теплообменника расположены ребра, на стенках теплообменника расположены сквозные отверстия, общая площадь проходных сечений всех сквозных отверстий меньше или равна внутренней площади проходного сечения теплообменника, на выходе из теплообменника установлен эжекторный насос, активная полость которого соединена с внутренней полостью теплообменника, а его пассивная полость соединена с внутренней полостью емкости для жидкого криогенного продукта. Технический результат заключается в обеспечении получения на выходе из емкости в период слива жидкого криогенного продукта постоянной температуры. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению преимущественно к холодильной и криогенной технике и может быть использовано в теплообменниках для испарения криогенных топлив для газотурбинных двигателей. В теплообменнике, содержащем входной коллектор, в котором размещают перегородку, разделяющую его на отсеки, управляемый запорный элемент на входе во входной коллектор и теплообменные каналы между коллекторами, часть которых сообщена с одним отсеком входного коллектора, а остальная часть с другим, при перераспределении расхода трубной среды по соседним теплообменным каналам, последние установлены в один ряд и соседние из них сообщены с разными отсеками входного коллектора, при этом каждый из отсеков снабжен входным патрубком, сообщенным с вводом трубной среды, а управляемый запорный элемент размещен на одном из этих патрубков. Изобретение заключается так же в том, что в теплообменнике расстояние S между наружными стенками соседних теплообменных каналов на выходе из входного коллектора больше расстояния Sвых между наружными стенками соседних теплообменных каналов на входе в выходной коллектор, и в том, что расстояние S между наружными стенками соседних теплообменных каналов на выходе из входного коллектора в диапазоне наружных диаметров d=10-70 мм соседних теплообменных каналов составляет S≥d ⋅ (0,923 / lg d). Технический результат - предотвращение забивания льдом внешнего межканального пространства между соседними теплообменными каналами, срастания льда в единую пластину на наружных поверхностях теплообменных каналов, что повышает эффективность работы теплообменника на всех режимах работы газотурбинного двигателя путем снижения обмерзания. 3 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение может быть использовано в системах управления топливоподачей для двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить точность дозирования топлива при его цикловой подаче в двигатель внутреннего сгорания, снизить токсичность отработавших газов двигателя внутреннего сгорания. Предложен способ подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания, заключающийся в его цикловой подаче через форсунки, при этом измеряют давление топлива на ее входе, задача решается тем, что, при проведении калибровочных работ электронной системы управления двигателем внутреннего сгорания, по измерениям давления топлива перед каждой форсункой определяют интегральную величину его падения в период открытого состояния клапана каждой форсунки в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки и записывают ее в энергонезависимую память электронного блока управления двигателем внутреннего сгорания, а при его эксплуатации перед началом открытия клапана каждой форсунки повышают давление топлива на ее входе на соответствующую интегральную величину его падения в период открытого состояния клапана форсунки, записанную в энергонезависимой памяти электронного блока управления. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению, в частности к способам подачи газового топлива в двигатель внутреннего сгорания. Предложен способ подачи газового топлива в двигатель внутреннего сгорания, заключающийся в подаче газового топлива через форсунки в количестве от одной до четырех на каждый цилиндр во впускной трубопровод двигателя при перепаде давления на клапанах форсунок, равном или больше критического, при этом форсунки для впрыска газового топлива используют в качестве активного элемента для эжекции воздуха во впускном трубопроводе, а газовое топливо подают в период открытого состояния впускного клапана, отличающийся тем, что подачу газового топлива прекращают за 5-110 градусов по положению коленчатого вала до момента полного закрытия впускного клапана. Угол прекращения подачи газового топлива, по положению коленчатого вала, увеличивают при возрастании частоты вращения коленчатого вала, а при снижении частоты вращения коленчатого вала уменьшают. Подачу газового топлива начинают за 5-110 градусов по положению коленчатого вала до момента полного закрытия выпускного клапана. Газовое топливо подают на расстоянии от 2d до 6d от впускного клапана по центральной оси движения топливовоздушной смеси, где d - внутренний диаметр впускного трубопровода. При увеличении частоты вращения коленчатого вала и нагрузки (крутящего момента и мощности) двигателя внутреннего сгорания увеличивают число форсунок от одной до четырех на каждый цилиндр, участвующих в цикловой подаче топлива, а при снижении частоты вращения коленчатого вала и нагрузки уменьшают. За счет повышения скорости топливовоздушной смеси перед впускным клапаном увеличивают наполнение цилиндра двигателя внутреннего сгорания, при этом относительное наполнение цилиндра на малых частотах вращения коленчатого вала возрастает больше, чем на высоких частотах вращения коленчатого вала, а это, в свою очередь, повышает мощность и крутящий момент по сравнению с подачей газового топлива без использования эжекторного компрессора, в качестве которого применена топливная форсунка. За счет снижения количества газового топлива во впускном трубопроводе повышают безопасность работы двигателя внутреннего сгорания, т.к. исключена вероятность «хлопкового» эффекта во впускном трубопроводе из-за отсутствия в ней взрывоопасной смеси топлива и воздуха. За счет максимальной скорости истечения при критическом или сверхкритическом перепаде давления на клапане форсунки достигают максимального эффекта эжекции воздуха с помощью газового топлива. За счет оптимального начала подачи газового топлива устраняют его выбросы в атмосферу в период продувки цилиндра при одновременно открытых впускном и выпускном клапанах. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Способ продувки промежуточной полости турбонасосного агрегата относится к машиностроению, преимущественно к подаче топлива или окислителя в двигатель внутреннего сгорания и предназначен как для транспортных средств, так и стационарных энергетических установок. Задачи изобретения в повышении пожарной безопасности и надежности работы турбонасосного агрегата, а также улучшении экономичности и экологических характеристик его работы в составе транспортного средства или стационарной установки. Поставленные задачи решаются способом продувки промежуточной полости турбонасосного агрегата заключающийся в подаче нейтральной газовой среды в промежуточную полость турбонасосного агрегата с последующим выбросом из нее смеси нейтральной газовой среды и паров топлива или окислителя из насосной части турбонасосного агрегата и воздуха или продуктов сгорания топлива и окислителя или паров криогенного топлива или паров криогенного окислителя, со стороны турбиной части турбонасосного агрегата, отличающийся тем, что на входе и выходе из промежуточной полости турбонасосного агрегата соответственно измеряют расходы нейтральной газовой среды и смеси нейтральной газовой среды и паров топлива или окислителя из насосной части турбонасосного агрегата и воздуха или продуктов сгорания топлива и окислителя или паров криогенного топлива или паров криогенного окислителя, со стороны турбиной части турбонасосного агрегата, при этом сравнивают эти расходы и пропорционально изменению разности между ними изменяют расход нейтральной газовой среды на входе в промежуточную полость турбонасосного агрегата. 9 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к транспорту и энергомашиностроению, конкретно к системам управления двигателем внутреннего сгорания. Предложен способ управления двигателем внутреннего сгорания (3), работающим на основном и альтернативном топливе, включающий измерение параметров режимов работы двигателя с помощью множества датчиков, передачу сигналов датчиков в микропроцессорный контроллер (6), формирование на их основе сигналов управления расходом топлива, выбор сигналов управления в зависимости от вида топлива, подачу сигналов управления на исполнительный орган дозирования (2 и 10) соответствующего топлива в двигатель. Дополнительными датчиками измеряют давление (4 и 11) и температуру (5 и 12) топлива на входе в исполнительные органы дозирования топлива, проверяют исправность дополнительных датчиков сравнением их показаний со значениями, записанными в микропроцессорном контроллере. Если дополнительные датчики исправны, то по показаниям дополнительных датчиков в микропроцессорном контроллере вычисляют корректирующий коэффициент, с помощью которого изменяют сигнал управления для увеличения или уменьшения расхода топлива через исполнительные органы дозирования топлива. Технический результат – повышение точности дозирования топлива в двигатель внутреннего сгорания. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и криогенным системам и может быть использовано в парогенерирующих системах и устройствах. Задачами изобретения являются повышение эффективности работы и устойчивости течения теплоносителя в парогенерирующих каналах. Указанные задачи в устройстве, содержащем дроссельные шайбы, установленные на входе и выходе, с тремя характерными участками экономайзерным, переходным и подогревательным газовым, решаются тем, что экономайзерный участок имеет площадь поперечного сечения, увеличивающуюся по длине от входа к выходу на величину соответствующей площади поперечного сечения паровой фазы в пограничном слое, а также тем, что на экономайзерном участке площадь поперечного сечения увеличивается от входа к выходу на величину соответствующей площади поперечного сечения пограничного слоя, умноженной на коэффициент N, где 0,05≤N≤1 для жидких сред с температурой кипения, равной или выше 353 К, и 1≤N≤4 для жидких сред с температурой кипения ниже 353 К. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение предназначено для энергетических установок наземного базирования и транспортных средств. Способ работы системы подачи криогенного продукта заключается в насосной подаче его жидкой фазы с последующим разделением ее на две части и регулированием расхода каждой части, подогреве первой части криогенного продукта до газообразного состояния в теплообменном аппарате, ее смешением со второй частью и подачей полученной смеси криогенного продукта в энергетическое устройство. Первая часть расхода криогенного продукта Gтa=Gсм⋅[Ср_см⋅(Тфп+ΔТ)-iж]/[iг-iж], где Gсм - расход криогенного продукта на выходе из смесителя, Ср_см - изобарная теплоемкость криогенного продукта на выходе из смесителя, Тфп - температура фазового перехода от жидкости к газу криогенного продукта при давлении в смесителе, ΔT - превышение температуры газовой смеси криогенного продукта на выходе смесителя над температурой фазового перехода, iж - энтальпия первой части жидкой фазы криогенного продукта на входе в теплообменный аппарат и второй части жидкой фазы криогенного продукта, которую подают на второй вход в смеситель, iг - энтальпия газообразной фазы криогенного продукта на выходе теплообменного аппарата, при которой ее подают на первый вход в смеситель. Технический результат изобретения - уменьшение обмерзания теплообменного аппарата. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к криогенной технике и предназначено для испытаний энергетических устройств на подогретой до линии насыщения жидкой фазе криогенного продукта. Способ подготовки криогенного продукта к испытаниям энергетического устройства при различных температурах жидкой фазы криогенного продукта включает заправку криогенного продукта в криогенную расходную емкость из криогенной емкости хранилища и изменение температуры жидкой фазы криогенного продукта. Внутренний сосуд перед заправкой имеет температуру выше линии насыщения криогенного продукта. Заправку производят последовательными порциями жидкой фазы криогенного продукта 0,1…0,25 от массы, которую вмещает криогенная расходная емкость, с промежуточными выдержками 5…15 минут между последовательными порциями жидкой фазы криогенного продукта. Давление в криогенной расходной емкости поддерживают в соответствии с требуемой для испытания энергетического устройства температурой жидкой фазы криогенного продукта на линии насыщения. Техническим результатом является снижение энергетических затрат и получение однородной температуры по всему объему жидкой фазы криогенного продукта. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к криогенной технике, энергомашиностроению и двигателестроению для наземного базирования и транспортных средств, преимущественно к топливным системам газотурбинного двигателя для подачи сжиженного природного газа или другого вида криогенного топлива. Задачи изобретения: повышение эффективности работы криогенной топливной системы газотурбинного двигателя за счет повышения устойчивости работы и снижения ее габаритно весовых характеристик. Поставленные задачи в топливной системе газотурбинного двигателя преимущественно для подачи криогенного топлива, содержащей криогенный топливный бак соединенный последовательно через отсечной клапан, криогенный топливный насос, теплообменник-парогенератор, разделитель жидкой и паровой фаз криогенного топлива, первый регулятор расхода с форсунками в камере сгорания газотурбинного двигателя, решаются тем, что она дополнительно содержит эжекторный насос, вход активной жидкой фазы которого соединен с выходом криогенного топливного насоса, а его первый пассивный вход соединен с выходом жидкой фазы из разделителя жидкой и паровой фаз криогенного топлива, при этом выход эжекторного насоса соединен с входом теплообменника-парогенератора, и тем, что между первым пассивным входом эжекторного насоса и выходом жидкой фазы из разделителя жидкой и паровой фаз криогенного топлива установлен запорный клапан, соединенный с блоком управления, и тем, что запорный клапан закрывают при увеличении режима работы газотурбинного двигателя выше 0,4…0,6 номинального, а при снижении режима работы газотурбинного двигателя ниже 0,4…0,6 номинального запорный клапан открывают, и тем, что на входе в разделитель жидкой и паровой фаз криогенного топлива установлены датчики температуры и давления, соединенные с блоком управления, при температуре криогенного топлива выше на 3…5 градусов температуры на линии насыщения при давлении меньше или равном критическому значению или выше температуры на линии фазового перехода жидкость-газ при давлении выше критического значения закрывают запорный клапан, а при температуре криогенного топлива меньше температуры, которая на 0,1…2 градусов выше температуры на линии насыщения при давлении меньше или равном критическому значению или выше температуры на линии фазового перехода жидкость-газ при давлении выше критического значения открывают запорный клапан, и тем, что для снижения габаритов и веса криогенного топливного насоса выход из отсечного клапана дополнительно соединен через второй регулятор расхода со вторым пассивным входом в эжекторный насос, при этом второй регулятор расхода соединен с блоком управления, а также тем, что второй регулятор расхода открывают при закрытом запорном клапане, а перед открытием запорного клапана закрывают второй регулятор расхода. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к транспортному и энергетическому машиностроению при использовании двигателей внутреннего сгорания. Способ утилизации паров топлива из топливного бака преимущественно для транспортных средств, заключающийся в подаче паров топлива в двигатель внутреннего сгорания, при этом измеряют давление паров топлива в топливном баке и измеренное давление паров топлива в топливном баке сравнивают с первым и вторым контрольными давлениями, причем второе контрольное давление больше первого контрольного давления, при превышении второго контрольного давления включают подачу паров топлива в двигатель внутреннего сгорания и снижают расход основного топлива на величину расхода паров топлива, а при снижении давления паров топлива в топливном баке ниже первого контрольного давления выключают подачу паров топлива в двигатель внутреннего сгорания. Так, согласно изобретению с целью повышения экономичности и безопасности транспортных средств путем использования энергии сгорания паров топлива в рабочем цикле двигателя внутреннего сгорания первое и второе контрольные давления паров топлива изменяют в зависимости от внешних условий - давления и температуры окружающей среды, при этом при увеличении температуры окружающей среды или снижении давления окружающей среды значение второго контрольного давления паров топлива уменьшают, а при снижении температуры окружающей среды или увеличении давления окружающей среды второе контрольное давление паров топлива увеличивают, при этом второе контрольное давление паров топлива не превышает максимального рабочего давления в топливном баке, а разность между вторым и первым контрольными давлениями паров топлива остается постоянной. Изобретение позволяет повысить эффективность использования паров топлива при работе двигателя внутреннего сгорания, повысить безопасность, а также снизить вредные выбросы в атмосферу в виде паров топлива и токсичных компонентов на выхлопе. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к транспорту и энергомашиностроению, конкретно к системам управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Изобретение позволяет оптимизировать проведение калибровочных и доводочных работ системы управления топливоподачей ДВС и повысить точность дозирования топлива через электромагнитные форсунки. Предложенный способ управления ДВС заключается в том, что измеряют на безмоторном стенде расходные характеристики электромагнитных форсунок в зависимости от ширины импульса питающего напряжения с последующим заданием в программе микроконтроллера управления ДВС среднего максимального расхода топлива Vст_ср с расходной характеристики при максимальной ширине импульса питающего напряжения и точки среднего минимального расхода топлива Vдин_ср с расходных характеристик форсунок, при ширине импульса питающего напряжения, реализуемого на холостом ходу при минимальной нагрузке ДВС. На промежуточных режимах работы ДВС расход топлива через каждую электромагнитную форсунку в ДВС вычисляют по линии от среднего минимального до среднего максимального расхода топлива в зависимости от расхода воздуха в ДВС. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к энергетике. Система подачи криогенного топлива содержит криогенную емкость, соединенную последовательно через расходный клапан, топливный насос и первый регулятор расхода с входом первого теплообменника парогенератора, состоящего из входного коллектора, соединенного через параллельные каналы с выходным коллектором, выход которого соединен через отсечной клапан с форсунками камеры сгорания, при этом подвод внешней теплоты к каналам первого теплообменника парогенератора осуществлен от горячих выхлопных газов энергетической установки, дополнительно выход топливного насоса через второй регулятор расхода соединен с холодным входом второго теплообменника парогенератора, холодный выход которого соединен с первым входом смесителя, при этом выход криогенного топлива из первого теплообменника парогенератора соединен с горячим входом второго теплообменника парогенератора, горячий выход которого соединен со вторым входом смесителя, а его выход соединен с входом в отсечной клапан. Изобретение позволяет повысить эффективность работы энергетической установки. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и криогенным системам и может быть использовано в парогенерирующих системах и устройствах. Задачами изобретения являются повышение эффективности работы и устойчивости течения теплоносителя в парогенерирующих каналах. Указанные задачи в устройстве повышения устойчивости течения теплоносителя и эффективности работы парогенерирующего канала, содержащего дроссельные шайбы, установленные на входе и выходе, с тремя характерными участками - экономайзерным, переходным и подогревательным газовым, решаются тем, что экономайзерный участок имеет площадь поперечного сечения, увеличивающуюся по длине от входа к выходу обратно пропорционально изменению средней плотности жидкой фазы рабочего продукта, а также тем, что переходный участок выполнен с переменной площадью поперечного сечения, увеличивающейся по длине от входа к выходу как минимум в два раза от площади поперечного сечения на выходе экономайзерного участка, а также тем, что подогревательный газовый участок имеет площадь поперечного сечения, увеличивающуюся по длине от входа к выходу обратно пропорционально изменению средней плотности газовой фазы рабочего продукта, и тем, что парогенерирующий канал или его часть выполнены в виде сильфона, причем при продольном внешнем обтекании канала горячим теплоносителем сильфон имеет форму продольных гофр, а при поперечном обтекании в виде поперечных гофр. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и криогенным системам и может быть использовано в парогенерирующих системах и устройствах. Задачами изобретения являются повышение эффективности работы и устойчивости течения теплоносителя в парогенерирующих каналах. Указанные задачи в предлагаемом парогенераторе, содержащем параллельные парогенерирующие каналы различной длины с равными площадями проходных поперечных сечений, соединенные с входным и выходным коллекторами через дросселирующие шайбы, решаются тем, что площадь проходных сечений дросселирующих шайб для парогенерирующих каналов большей длины больше, чем для парогенерирующих каналов меньшей длины, при этом отношение площади проходного сечения шайбы парогенерирующего канала большей длины к площади проходного сечения шайбы парогенерирующего канала меньшей длины прямо пропорционально отношению площади теплопередающей поверхности парогенерирующего канала большей длины к площади теплопередающей поверхности парогенерирующего канала меньшей длины. Указанные выше задачи в предлагаемом парогенераторе, содержащем параллельные парогенерирующие каналы различной длины, соединенные с входным и выходным коллекторами через дросселирующие шайбы, при этом все входные шайбы в парогенерирующие каналы с одинаковой площадью проходного сечения и выходные шайбы из парогенерирующих каналов тоже с одинаковой площадью проходного сечения, также решаются тем, что площадь поперечного сечения парогенерирующих каналов большей длины меньше, чем парогенерирующих каналов меньшей длины, при этом площади теплопередающих поверхностей всех парогенерирующих каналов большей и меньшей длины одинаковы, а также тем, что отношение площади сечения входных шайб к площади сечения соответствующих им выходных шайб одинаково для всех параллельных парогенерирующих каналов, и тем, что суммарное гидравлическое сопротивление парогенерирующих каналов различной длины с входными и выходными шайбами одинаково для всех параллельных парогенерирующих каналов, и тем, что короткие парогенерирующие каналы имеют наружные ребра, при этом для каждого короткого парогенерирующего канала сумма теплопередающей площади ребер и теплопередающей площади парогенерирующего канала равна площади теплопередающей поверхности длинного парогенерирующего канала без ребер, а также тем, что при поперечном обтекании парогенерирующих каналов внешним теплоносителем внешний горячий теплоноситель направлен со стороны парогенерирующих каналов меньшей длины в сторону парогенерирующих каналов большей длины. Кроме этого, задача повышения эффективности работы парогенератора с поперечным обтеканием парогенерирующих каналов внешним теплоносителем со стороны парогенерирующих каналов большей длины в сторону парогенерирующих каналов меньшей длины решается тем, что на пути внешнего горячего теплоносителя установлен дефлектор, распределяющий расход горячего теплоносителя по парогенерирующим каналам прямо пропорционально площадям теплопередающих поверхностей парогенерирующих каналов. Дополнительно задача по повышению устойчивости работы парогенератора с поперечным обтеканием парогенерирующих каналов внешним теплоносителем со стороны парогенерирующих каналов большей длины в сторону парогенерирующих каналов меньшей длины решается тем, что на пути внешнего горячего теплоносителя установлен дефлектор, распределяющий расход горячего теплоносителя по парогенерирующим каналам обратно пропорционально площадям теплопередающих поверхностей парогенерирующих каналов, а также тем, что параллельно перед дефлектором и парогенерирующими каналами на входе горячего теплоносителя установлены перфорированные теплоизолированные каналы для подачи охлаждающей среды на дефлектор и на парогенерирующие каналы и тем, что перфорированные теплоизолированные каналы соединены с регулятором расхода охлаждающей среды, который, в свою очередь, соединен с блоком управления. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и криогенным системам и может быть использовано в парогенерирующих системах и устройствах. Задачами изобретения являются повышение эффективности работы и устойчивости течения теплоносителя в парогенерирующих каналах. Указанные задачи в способе повышения эффективности работы и устойчивости течения теплоносителя, заключающемся в том, что рабочее тело прокачивают по внутренней полости каналов теплообменника, а теплоту подводят на наружную стенку каналов, решаются тем, что по длине экономайзерного участка откачивают из пограничного слоя паровую и газовую фазы рабочего тела и направляют их в выходную магистраль, расположенную за выходным гидравлическим сопротивлением канала теплообменника, а также тем, что по длине экономайзерного участка теплообменника увеличивают производительность откачки из пограничного слоя паровой и газовой фаз рабочего тела от входа к выходу и тем, что производительность откачки паровой и газовой фаз рабочего тела из пограничного слоя на экономайзерном участке теплообменника изменяют в зависимости от тепловой нагрузки, при этом измеряют температуру стенки со стороны нагревающей среды на экономайзерном участке теплообменника, в зависимости от которой изменяют производительность откачки пограничного слоя. Указанные задачи в устройстве для повышения эффективности работы и устойчивости течения теплоносителя в парогенераторе, содержащем теплообменник с входным и выходным гидравлическими сопротивлениями, решаются тем, что экономайзерный участок каналов теплообменника снабжен отверстиями для отвода из пограничного слоя паровой и газовой фаз рабочего тела, которые соединены с входом в насос, а его выход соединен с выходной магистралью за выходным гидравлическим сопротивлением канала теплообменника, а также тем, что размеры отверстий для отвода паровой и газовой фаз рабочего тела из экономайзерного участка увеличиваются по ее длине от входа к выходу, кроме этого по длине экономайзерного участка в направлении, перпендикулярном движению рабочего тела, по внутреннему контуру канала теплообменника расположены присоединенные объемы для сбора паровой и газовой фаз рабочего тела из пограничного слоя, при этом отверстия для отвода паровой и газовой фаз рабочего тела расположены в присоединенных объемах, тем, что размеры присоединенных объемов и отверстий для отвода паровой и газовой фаз рабочего тела из экономайзерного участка увеличиваются по ее длине от входа к выходу, тем, что на наружной стороне стенки экономайзерного участка канала теплообменника установлен датчик температуры, соединенный через контроллер с блоком управления насосом откачки паровой и газовой фаз рабочего тела из пограничного слоя экономайзерного участка теплообменника, тем, что между отверстиями отбора паровой и газовой фаз из пограничного слоя на экономайзерном участке и входом в насос установлен хотя бы один регулируемый дроссель, соединенный с блоком управления, и тем, что в качестве насоса применяют эжекторный насос. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

 


Наверх