Патенты автора Кульков Александр Алексеевич (RU)

Изобретение относится к машиностроению для производства армированных гибких трубопроводов высокого давления. Неразъемное соединение рукава высокого давления содержит рукав, состоящий из герметизирующего слоя и силового слоя на основе арамидного жгута, пропитанного эластомерным связующим. Ниппель с кольцевыми герметизирующими выступами, выполненными в зоне силовой заделки рукава, с проточкой на наружной поверхности и обжимающий слой в зоне заделки рукава. При этом ниппель в зоне заделки силового слоя рукава выполнен в виде усеченного конуса с вершиной в сторону рукава с углом конуса 6-10° с закруглением в зоне перехода основания конуса и образующей. В зоне заделки герметизирующего слоя рукава ниппель выполнен тонкостенным с кольцевыми выступами и впадинами. Причем герметизирующие кольцевые выступы и впадины в зоне заделки герметизирующего слоя рукава выполнены в радиальном и осевом направлениях в теле ниппеля. Технический результат заключается в повышении надежности соединения рукавов высокого давления. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности касается армированных рукавов высокого давления с герметизирующей эластомерной внутренней оболочкой, металлическим ниппелем, силовым и бандажным слоями. Металлический ниппель рукава содержит кольцевые выступы, размещенные концентрично на поверхности тонкостенной оболочки, имеющей форму усеченного конуса с кольцевой площадкой поперек оси ниппеля наружу. Изобретение может быть использовано для производства рукавов высокого давления, например, для нефте-, газодобывающей отраслей промышленности. Технический результат - простота изготовления, надежность, возможность замены металлических рукавов высокого давления на рукава из ПКМ, в том числе гибкие, работоспособные при внутреннем давлении 100 МПа и более. 2 ил.

Изобретение относится к защитным демпфирующим конструкциям из полимерных композитных материалов и способам их изготовления и может быть использовано в транспортных средствах, в индивидуальных средствах защиты, в различных взрывозащитных устройствах, в емкостях для транспортирования особо опасных грузов и в дорожных ограждениях. Конструкция демпфирующего элемента состоит из тонкостенной гофрированной оболочки, выполненной из стеклянных или органических волокон, впадины которой с одной или с обеих из сторон заполнены вспененным полимером низкой плотности. Согласно способу изготовления предварительно на оправку в виде тела вращения или иной выпуклой формы укладывают специальный формообразующий слой-подложку из антиадгезионного материала, имеющий аналогичный гофрированный профиль, и по ребрам профиля наматывают комплексную ленту, сформированную из армирующих нитей поперечного (кольцевого) направления, укладываемых во впадины профиля, и нитей продольного (осевого) направления в виде замкнутых зигзагообразных петель вокруг поперечных нитей, укладываемых на выступающие ребра профиля. При этом с помощью специального приспособления формируется длина замкнутых петель, обеспечивающая плотный охват продольными нитями всего контура ребер и получение монолитного композитного материала. Далее производят заполнение впадин между ребрами вспенивающимся полимерным материалом - пенополиуретаном с внешней стороны гофрированной оболочки и, после извлечения формообразующего слоя-подложки, с внутренней стороны. Изобретение обеспечивает повышение удельных демпфирующих характеристик более чем в 2 раза по сравнению с существующими конструкциями демпфирующих конструкций на основе пенополиуретановых заполнителей. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретения относятся к области измерительной техники и могут быть использованы для оценки надежности сложных пространственных конструкций из полимерных композиционных материалов (ПКМ). Способ термографии включает в себя пропускание электрического тока допустимого уровня через изделие для его разогрева с помощью электрогенератора. Затем производят регистрацию температурного поля с помощью термографической аппаратуры, данные заносят в блок обработки сигналов. При достижении температуры, превышающей температуру окружающей среды, данные заносят в блок памяти. Затем к изделию прикладывают силовое воздействие. Силовую нагрузку проводят с помощью системы нагружения изделия, по команде блока управления. По окончании действия нагрузки термографическая аппаратура снимает новое температурное поле и заносит данные в блок памяти. После этого данные температурных полей вычитаются в сумматоре, после чего разность поступает в пороговое устройство для сравнения с пороговой температурой. Локализованные таким образом дефекты регистрируются в регистраторе. Отправкой команд занимается электронный блок управления. Технический результат - повышение достоверности результатов оценки технического и эксплуатационного состояний сложных конструкций из ПКМ. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретения относятся к области измерительной техники и могут быть использованы для оценки надежности сложных пространственных конструкций из полимерных композиционных материалов (ПКМ) на основе результатов теплового контроля при нагружении изделий механическими колебаниями. Термотомографический способ определения глубины залегания внутренних дефектов контролируемого изделия включает предварительное построение градуировочной зависимости наибольшего изменения температуры на поверхности контролируемого изделия при наличии и отсутствии внутреннего дефекта в изделии от глубины расположения дефекта, построение градуировочной зависимости, последующее возбуждение ультразвуковых колебаний в контролируемом изделии, регистрацию абсолютного значения изменения температурного поля поверхности контролируемого изделия на внутреннем дефекте во времени в течение времени ультразвукового воздействия и после его прекращения до остывания, регистрацию наибольшего значения и измерение соответствующего значения времени, отсчитываемого с момента прекращения ультразвукового воздействия. Согласно изобретению осуществляют регистрацию температурного поля одновременно на двух поверхностях контролируемого изделия и определяют глубину залегания дефекта внутри контролируемого изделия по полученным результатам. Раскрыто устройство для осуществления способа. Технический результат - обеспечение определения глубины залегания внутренних дефектов с необходимой для практики точностью, повышение достоверности обнаружения локальных участков пониженной прочности, повышение достоверности результатов оценки технического, эксплуатационного состояния и расширение области использования сложных конструкций и их элементов из ПКМ. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях газовых и гидравлических фильтров и аккумуляторов и всех подобных емкостей с использованием оболочек из композиционных материалов, а также в корпусах авиационной и ракетной техники. Силовая оболочка 1 содержит стыковочный торцевой шпангоут 2 с распределенными по окружности радиальными пазами 3 под штифты. Шпангоут 2 выполнен из слоев 4 композиционного материала на основе однонаправленного и тканного армирующего материала и полимерного связующего. Штифты выполнены с гладкими отверстиями под шпильки 12 в виде двух половин 5, 6, расположенных с зазором 7 между собой. Штифты выполнены за одно целое с кольцевыми буртиками 8, 9 и имеют наклонные поверхности 10, 11, симметрично расположенные относительно оси шпильки 12. Со стороны наклонных поверхностей 10, 11 расположены скобы 14 с центральными отверстиями 15 под шпильки 12. Хвостовики 16, 17 скоб 14 заходят на наклонные поверхности 10, 11 штифтов и имеют ответные им наклонные поверхности 18, 19. Изобретение позволяет повысить прочность узла соединения и расширить область применения силовых оболочек из слоистых композиционных материалов. 10 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях авиационной, ракетной и космической техники. Оболочка из композиционных материалов 1 содержит силовой каркас в виде реберно-ячеистой структуры 2 и наружную обечайку 3, с зонами усиления в виде торцевых шпангоутов 4 и окантовки отверстия (люка) 5. В ячейках реберно-ячеистой структуры 2, образованных ребрами 6, между ограничивающими ячейку слоями силовых элементов 7 расположены вставки 8. В зависимости от требований прочности вставки, в том числе и разного вида исполнения, могут быть распределены в заданном порядке по поверхности и/или толщине оболочки. Использование изобретения позволяет повысить прочность и жесткость оболочки с реберно-ячеистым каркасом в ее локальных зонах. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретения относятся к области измерительной техники и могут использоваться для оценки погрешности контроля качества композитных броневых преград на основе результатов теплового контроля при попадании поражающего элемента в броневую преграду за счет поглощения энергии броневой преградой, а также для проведения непосредственно контроля. Согласно способу осуществляют силовое нагружение волокон слоев текстильного бронематериала, в процессе нагружения строят диаграмму деформации волокон, измеряют скорость деформации волокон, измеряют динамическое температурное поле в нескольких точках по их длине и температуру окружающей среды. Определяют коэффициент теплового эффекта, энергию поглощения текстильного бронематериала преградой, погрешность измерения величины поглощения энергией тепловым методом текстильной броневой преграды при взаимодействии с поражающим элементом и сравнивают ее величину с допустимой величиной погрешности измерений, по результатам делают заключение о применимости методики. Для реализации способа используют устройство. Технический результат – повышение информативности и достоверности результатов контроля текстильных композитных броневых преград. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 6 ил.

Изобретение относится к области создания полимерных композиционных материалов и композитных силовых конструкций и может быть использовано для определения прочности адгезионной связи разных видов армирующих нитей и полимерных связующих. Предлагается образец для определения прочности адгезионной связи армирующих нитей и полимерного связующего, выполненный в виде соединенных нитей, согласно изобретению нити образуют Т-образный элемент, имеющий фиксированную площадь соединения, который заключен в прямоугольную двухслойную пластину из прокладочного материала с продольной прорезью до ее середины, в которой с минимальным зазором размещена нить вместе со склейкой, а участки до прорези другой нити эластичным клеем закреплены между слоями прокладочного материала, при этом толщина пластины из прокладочного материала превышает толщину склейки. В способе изготовления образца для определения прочности адгезионной связи армирующих нитей и полимерного связующего, включающем пропитку нитей связующим и их соединение, согласно изобретению намотку нитей проводят под углом 90° на оправку с прокладочным материалом, имеющую положительную кривизну при увеличенном натяжении нитей, или на плоскую оправку с последующим приложением контактного давления, и приклеиванием наружного слоя прокладочного материала. Технический результат - обеспечение простоты, и высокой производительности изготовления образцов, стабильности результатов их испытаний. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к области измерительной техники и может быть использована для оценки надежности и качества изделий из материалов, имеющих большой разброс характеристик. Согласно способу в контролируемом изделии устанавливают эталонный дефект, соответствующий по характеристикам реальным дефектам в изделии и имеющий минимальные размеры в начале траектории сканирования. Перед проведением контроля измеряют величину сигнала на контролируемом изделии вблизи эталонного дефекта. Измеряют величину изменения сигнала на эталонном дефекте. Устанавливают величину порогового сигнала для выявления дефектов. Измеряют длительность сигнала, соответствующего протяженности эталонного дефекта вдоль траектории сканирования. Измеряют градиент сигнала на эталонном дефекте вдоль траектории сканирования. В процессе контроля изделия при сканировании измеряют градиент текущего сигнала. Осуществляют корректировку текущего значения сигнала вдоль траектории. Фиксируют аномальные зоны, сравнивая текущее значение сигнала по траектории сканирования с пороговым значением сигнала. Измеряют протяженность аномалии вдоль траектории сканирования и перпендикулярно траектории сканирования и фиксируют дефекты в изделии, сравнивая одновременно протяженность выявленной аномалии с протяженностью эталонного дефекта следующим образом. Охарактеризовано устройство автоматизированного пространственного контроля сплошности изделий, реализующее способ. Технический результат - повышение достоверности контроля качества сплошности многослойных сложных конструкций и их элементов в процессе производства и в реальных условиях эксплуатации. 2 н.п. ф-лы, 12 ил., 1 табл.

Группа изобретений относится к области измерительной техники и может быть использована для контроля качества композитных броневых преград на основе результатов теплового контроля при попадании поражающего элемента в броневую преграду. Способ включает направление с заданной скоростью поражающего элемента на многослойную броневую преграду, представляющую собой текстильный бронематериал, слои которого состоят из волокон, регистрацию температурного поля Тан(х, у) поверхности текстильного бронематериала после взаимодействия с поражающим элементом, определение на основании анализа температурного поля Тан(х, у) энергии поглощения текстильного бронематериала. Согласно изобретению осуществляют силовое нагружение волокон слоев текстильного бронематериала, в процессе нагружения строят диаграмму деформирования упомянутых волокон, измеряют скорость деформации волокон, измеряют динамическое температурное поле в нескольких точках по длине волокон, измеряют температуру окружающей среды. После взаимодействия с поражающим элементом определяют энергию, выделившуюся в виде тепла на поверхности текстильного бронематериала, и определяют энергию поглощения текстильного бронематериала преградой. Для осуществления способа используют устройство теплового контроля поглощения энергии поражающего элемента многослойной броневой преградой. Технический результат - повышение информативности и достоверности результатов контроля текстильных композитных броневых преград. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил., 2 табл.

Изобретения относятся к измерительной технике. Способ заключается в измерении местоположения по глубине преграды слоя нитей, имеющих наибольшее энергопоглощение. Для его осуществления используют устройство, включающее устройство измерения скорости поражающего элемента, устройство для стрельбы и регистратор, тепловизионную систему, устройство регистрации начала полета поражающего элемента, счетчик кадров, первый и второй логические блоки «если», электронный ключ, первый - третий сумматоры, первый - второй инверторы блок задержки, первый - второй умножители. Тепловизионная система расположена таким образом, чтобы поле обзора ее оптической части охватывало место соприкосновения поражающего элемента и композитной броневой преграды. Технический результат - повышение информативности и достоверности результатов испытаний конструкций броневых преград, имеющих многослойную конструкцию, без толстой подложки, т.е. максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области авиации и касается разработки и производства элементов газотурбинного двигателя самолета. При изготовлении секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов в продольные и поперечные канавки оправки непрерывным жгутом из однонаправленных углеродных нитей, пропитанных полимерным связующим, наматывают перекрещивающиеся продольные и поперечные слои ребер и лопаток секции решетки. Причем наматывают под определенным, заранее выставленным на шпулярнике натяжением. При этом наматывают, цепляя жгут за установленные под определенным углом к основанию оправки и оси ребер и лопаток штифты при изменении направления намотки. Достигается повышение технологичности укладки волокон в изогнутые канавки переменной толщины. 8 ил.

Использование: для автоматизированного неразрушающего контроля качества изделий. Сущность изобретения заключается в том, что сканируют поверхность контролируемого объекта по крайней мере одним информационным датчиком физического поля, измеряют величины сигналов излучения физического поля с каждой точки поверхности контролируемого объекта, разбивают весь диапазон величин сигналов излучения физического поля по их значениям на I интервалов, регистрируют измеренные сигналы по принадлежности к соответствующим интервалам, определяют количество измеренных сигналов в каждом интервале КI, рассчитывают разность количества измеренных сигналов в последующем и предыдущем интервалах ΔКI=КI+1-КI по всему диапазону значений величин измеренных сигналов, а в качестве порогового значения величины сигнала излучения физического поля выбирают значение из интервала, для которого разность количества измеренных сигналов в данном и предыдущем интервалах меньше нуля, а разность количества измеренных сигналов в данном и последующем интервалах больше нуля, при этом измеряют величину сигнала в начале сканирования изделия на эталонном дефекте Un, измеряют значение сигнала на качественном участке изделия вблизи эталонного дефекта U0 в точке i=1, где i - целочисленная координата траектории сканирования на поверхности контролируемого изделия, измеряют изменение сигнала на эталонном дефекте ΔUn=|Un-U0|, измеряют шаг дискретности измерения сигналов по траектории сканирования: Δxi=xi+1-xi, измеряют значение сигнала в текущей точке «i» сканирования изделия (Ui), измеряют разность сигналов между соседними точками: ΔUi=Ui+1-Ui, регистрируют начало j-го дефекта по градиентному признаку, регистрируют координату (xнj) начала j-го дефекта по градиентному признаку, измеряют величину наибольшего сигнала в области j-го дефекта: Ujmax=Uji, если Ui+1>Ui и Ui+2>Ui+1, измеряют величину наибольшего изменения сигнала (ΔUmax∂j) на j-м дефекте, регистрируют окончание j-го дефекта по градиентному признаку, регистрируют координату (xкj) окончания j-го дефекта по градиентному признаку: xкj=Δxixр, где p - целочисленная координата окончания j-го дефекта, измеряют протяженность j-го дефекта по градиентному признаку: Δхдj=хкj-хнj, регистрируют наличие j-го дефекта на изделии заданным образом. Технический результат: обеспечение возможности оперативного и достоверного контроля качества сплошности многослойных сложных конструкций и их элементов в процессе производства и в реальных условиях эксплуатации. 2 н.п. ф-лы, 6 ил., 1 табл.

Изобретение относится к узлам трения гидромашин, гребных валов и прочим, работающим при высоких нагрузках. Предложен способ изготовления вкладыша подшипника скольжения, выполненного из армированного волокном эпоксидного пластика с заформованной в него системой цилиндрических элементов из политетрафторэтилена, закрепленной с помощью надрезов и изгиба в пластике, причем эти элементы равномерно охватывают всю поверхность трения вкладыша. Система цилиндрических элементов из политетрафторэтилена предварительно подвергается воздействию низкотемпературной плазмы пониженного давления высокой частоты (40 кГц - 13,56 МГц) в атмосфере рабочего газа, выбранного из фильтрованного воздуха, аргона или азота, при давлении в рабочей камере от 5 до 100 Па, потоке рабочего газа от 7 до 125 см3/мин, мощности разряда от 100 до 800 Вт и времени обработки от 20 до 300 с. Технический результат – получаемый указанным способом вкладыш имеет повышенную нагрузочную способность и надежность при эксплуатации. 3 ил., 5 пр.

Использование: для автоматизированного контроля многослойных конструкций больших габаритов, изготовленных методом намотки. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют определение ориентации дефектов на различных слоях изделия, создание атласа ориентации дефектов, регистрацию дефекта посредством создания контура и отнесение дефекта определенному слою путем сравнения ориентации обнаруженного дефекта с ориентацией возможных дефектов на различных слоях конструкции. Технический результат: повышение информативности неразрушающего контроля многослойных изделий и снижение погрешности определения глубины залегания. 2 з.п. ф-лы, 6 ил., 1 табл.

Группа изобретений относится к области измерительной техники, а именно к способу контроля качества композитных броневых преград из ткани и устройству для его осуществления. Способ включает установку композитной броневой преграды перед пластиной из пластичного материала, направление с заданной скоростью поражающего элемента на броневую преграду и определение энергии поглощения поражающего элемента. С момента взаимодействия броневой преграды и поражающего элемента регистрируют одновременно два пространственных поля на поверхности броневой преграды: температурное поле поверхности броневой преграды и поле видеоизображения поверхности. Накладывают контур видеоизображения на температурное поле, формируют новое измеренное температурное поле, а энергию поглощения композитной броневой преградой определяют на основе анализа нового температурного поля. Раскрыто устройство контроля качества композитных броневых преград из ткани для осуществления способа. Достигается повышение информативности и достоверности результатов контроля. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при создании конструкций ракетных двигателей различного назначения. Фланец поворотного сопла содержит конический корпус с утопленной в двигатель частью с опорной поверхностью на эластичный шарнир в условиях применения с одной стороны и присоединительным шпангоутом для каркаса поворотного сопла с другой, а также силовой опорный пояс между ними, имеющий присоединительные отверстия для присоединения к фланцу двигателя, конструктивно отделяющий утопленную часть конического корпуса. Утопленная часть конического корпуса имеет дополнительную силовую оболочку, преимущественно из однонаправленного композиционного материала. Силовая оболочка непосредственно установлена на утопленной части конического корпуса с упором в силовой опорный пояс и с защемлением на нем и имеет с утопленной частью конического корпуса общую опорную поверхность на эластичный шарнир. Силовой опорный пояс выполнен из композиционного материала с оребрением со стороны, противоположной фланцу двигателя, с образованием ниш для размещения элементов крепления к нему или металлическим. Изобретение позволяет обеспечить компактность и жесткость конструкции. 3 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Эластичная гусеница транспортного средства содержит гибкую секционно-составную ленту с эластичным основанием и закладными концами с закрепленными на ней жесткими траками с элементами зацепления с ведущим колесом, направляющими гребнями, выполненными из поперечин и накладок, расположенных с разных сторон гибких армированных лентой секций. Накладки секций выполнены с элементами закрепления армированной ленты. Накладки выполнены как минимум с двумя параллельными продольными пазами для размещения армированной ленты в пазах накладок с охватом накладок с разных сторон по типу ременной пряжки. Одна накладка заформована в одном закладном конце с поперечиной и замыкающей накладкой с образованием между ними прямоугольного паза, а другая завулканизирована в эластомерном материале секции с толщиной, равной высоте паза, и размещается в пазе смежной секции. При соединении секций в гусеницу в закладном конце секции с прямоугольном пазом размещается закладной конец другой секции и стягиваются болтами между поперечиной и замыкающей накладкой, размещенной на внешней со стороны грунта стороне эластичной гусеницы. Достигается повышение срока службы и ремонтопригодности. 5 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для оценки стабильности технологии изготовления сложных пространственных конструкций из полимерных композиционных материалов (ПКМ). Способ включает регистрацию температурного поля изделий, выявление аномалий температурного поля, обусловленных концентраторами внутренних напряжений конструкции. После регистрации температурного поля поверхности i-го контролируемого изделия определяют среднее значение температуры на поверхности контролируемого изделия, калибруют среднее значение i-го изделия по среднему значению температуры 1-го изделия для обеспечения средних значений температурных полей всех изделий с целью достоверного сравнения температурных полей различных изделий. Калибруют температурное поле поверхности i-го изделия по температурному полю 1-го изделия. Измеряют отклонение температуры в координатах m, n от среднего значения температуры поверхности контролируемого изделия. Определяют среднеквадратичное отклонение температуры по контролируемой поверхности. Сравнивают по абсолютной величине среднеквадратичное отклонение отклонений температурного поля 1-го и i-го изделий. Сравнивают разницу среднеквадратичных отклонений с заданным критерием стабильности и определяют стабильность Ki структуры и технологии i-го изделия. В случае если Ki=0, осуществляют регистрацию областей нестабильности структуры поверхности контролируемого объекта путем измерения разности температурных полей i-го и 1-го изделий и определения координат mд, nд участка поверхности с нарушенной структурой следующим образом. Повторяют операции для всей партии контролируемых изделий и фиксируют изделие, начиная с которого структура изделия, а значит, и технология его изготовления изменилась на недопустимую величину. Технический результат - повышение достоверности результатов оценки технического и эксплуатационного состояния сложных конструкций и их элементов из ПКМ. 7 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к камерам сгорания прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Камера сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя из композиционных материалов состоит из наружной силовой и внутренней стенки, оформляющей газовый канал, оболочек для конструктивных форм камер, приближенных к телам вращения, или комплекта наружных и внутренних стенок, оформляющих наружный облик камеры и внутренний газовый канал, при других, например, призматических конструктивных формах камер. Пространство между наружной и внутренней оболочками или наружными и внутренними стенками заполнено пористой теплоизоляцией с закреплением высокотемпературным клеем на одной из оболочек или соответствующих им стенках или без него. Наружная оболочка или комплект соответствующих ей стенок выполнена из углерод-углеродного композиционного материала с антиокислительным и герметизирующим покрытием с внутренней стороны, а внутренняя оболочка выполнена из эрозионностойкого материала с регулируемой газопроницаемостью, например, перфорацией. Изобретение направлено на повышение тепло- и эрозионной стойкости камеры сгорания и разгрузка ее внутренней оболочки от давления газа. 1 ил.

Группа изобретений относится к измерительной технике и может быть использована для оценки надежности сложных пространственных конструкций из композитных материалов. Способ и устройство, реализующее данный способ, включает размещение оптических волокон с брэгговскими решетками послойно в слоях конструкции из полимерных композиционных материалов в процессе изготовления. Координаты решеток разных оптических волокон устанавливают друг над другом с погрешностью не более половины длины решетки. Измеряют температуру и деформацию, определяют величины обусловленных деформацией и температурой напряжений на решетках путем решения систем уравнений, описывающих соответствующие математические модели. В процессе нагружения изделия сравнивают величины деформации и температуру с максимально допустимой величиной деформации и температуры. Измеряют зависимость величины напряжения и температуры на решетках от глубины их залегания в конструкции. Измеряют разность измеренных и эталонных зависимостей и на основании сравнения формируют заключение о надежности функционирования конструкции под действием силовых нагрузок и предельном ресурсе эксплуатации. По результатам измерения температуры вдоль оптических волокон локализуют места расположения концентраторов напряжений. Технический результат – повышение достоверности обнаружения локальных участков пониженной прочности, повышение достоверности результатов оценки технического и эксплуатационного состояния сложных конструкций и их элементов из композиционных материалов. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к упругим элементам конструкций для соединения пространственно подвижных звеньев, например поворотных сопел. Подвесной шарнир содержит упругую часть (1) с элементами закрепления (2, 3). В нем упругая часть (1) выполнена из плетеных (4) и намоточных (5) нитяных слоев с плотным их размещением, сформированных вокруг элементов закрепления (2, 3). Элементы закрепления (2, 3) выполнены с включением в их конструкцию силовых колец с перегибом вокруг них тех же нитей упругой части (1). Также заявлен способ изготовления упомянутого подвесного шарнира поворотного сопла, заключающийся в выполнении последовательно проводимых сборочных и намоточных операций. При его проведении предварительно изготавливают конструктивно-технологический каркас шарнира из плетеных (4) и намоточных (5) нитей с использованием металлических колец (6, 7) в зонах оформления элементов закрепления с последующей его кольцевой прошивкой и пропиткой силиконом. Технический результат: создание подвесного шарнира для соединения звеньев конструкций с обеспечением возможности относительного перемещения, принцип работы которого не связан со сдвиговыми деформациями материала, и способа его изготовления. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технике и технологии изготовления изделий типа опорных и корпусных конструкций из композитных материалов, например, в оптических системах. Опорная стержневая конструкция из композитных материалов представляет собой группу шпангоутов и стержневых соединительных связей между ними. В опорной стержневой конструкции стержневые соединительные связи выполнены в виде расположенных внутри каждой пары шпангоутов прямолинейных отрезков ломаных линий из однонаправленного композитного материала, проложенных по длине конструкции в диагональных перекрещивающихся направлениях с перегибом на каждом шпангоуте и с послойным включением их материала между кольцевыми слоями материала шпангоутов в местах пересечения, скреплены слоем ткани по периметру и заключены в бронировочные скорлупки. Изобретение обеспечивает повышение жесткости опорной стержневой конструкции. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Резинометаллический шарнир для соединения звеньев гусениц транспортных средств содержит палец с резиновыми кольцами с наружным диаметром больше диаметра проушин звеньев гусениц и установленным между ними ограничителем радиальной деформации в виде смазываемого участка пальца, равного диаметру проушин звеньев гусеницы. Смазываемый участок пальца выполнен из эпоксидного углепластика с содержанием в связующем дисульфида молибдена от 20 до 50% по массе. Резиновые кольца смежных звеньев соединены между собой цилиндрической эластичной оболочкой. Резиновые кольца дополнительно могут соединяться разрезной втулкой, крайние участки которой заформованы в резиновые кольца. Достигается повышение долговечности шарнира и упрощение конструкции. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к трубопроводной арматуре, в частности к шаровым кранам, и предназначена для использования в магистральных и технологических трубопроводах. Шаровой кран из композиционных материалов содержит неразъемный корпус с входным и выходным патрубками, шаровую поворотную пробку с проходным отверстием для транспортируемой среды, установленную на двух опорах, уплотнительные элементы, контактирующие с поверхностью пробки вблизи краев проходного отверстия. Уплотнительные элементы помещены в предварительно изготовленные обоймы и совместно с ними включены в неразъемный корпус. Уплотнительные элементы выполнены с возможностью поджатия к поверхности шаровой пробки под давлением, большим, чем давление транспортируемой среды в трубопроводе во время транспортировки, и снятия его при повороте пробки и новом поджатии после завершения поворота. Имеется способ изготовления крана замоткой армированным композиционным материалом на оправке установленных всех частей, входящих в состав крана. Группа изобретений направлена на упрощение конструкции и технологии изготовления крана за счет исключения сборочных операций и механизации заключительного процесса изготовления. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для контроля качества композитных броневых преград. Способ включает установку броневой преграды перед пластиной из пластичного материала, направление с заданной скоростью поражающего элемента на броневую преграду. Дополнительно регистрируют температурное поле поверхности композитной броневой преграды, имеющей минимальные температурные аномалии, которое принимается за аномальное, определяют пространственное разрешение для регистрации температурного поля, исходя из обнаружения минимальных по размеру температурных аномалий с пространственным периодом, определяемым размерами минимальной температурной аномалии. После воздействия на композитную броневую преграду поражающим элементом с заданной скоростью одновременно измеряют температурное поле в области соприкосновения поражающего элемента с композитной броневой преградой, начиная с момента соприкосновения поражающего элемента с композитной броневой преградой и с противоположной стороны, по отношению к стороне соприкосновения с поражающим элементом, на основании анализа температурного поля, зарегистрированного с двух поверхностей, определяют техническое состояние композитной броневой преграды по вектору характеристик броневой преграды и ее энергию поглощения минимизацией функционала по вектору характеристик контролируемой броневой пластины путем решения системы уравнений и на основании анализа температурного поля определяют энергию поглощения композитной броневой преградой. Раскрыто устройство стендовых испытаний композитных броневых преград. Технический результат - повышение информативности и достоверности результатов испытаний. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для оценки надежности сложных конструкций из композитных материалов на основе результатов теплового контроля. Способ включает тепловое возбуждение материала внешним источником, регистрацию температурного поля контролируемого изделия и сравнение зарегистрированного температурного поля с пороговым значением температуры и выделение дефектных участков. Согласно изобретению в материал контролируемого изделия вводят электропроводную высокосмачиваемую жидкость таким образом, чтобы она проникла в микротрещины и поры материала, и воздействуют на контролируемое изделие электромагнитным полем. Электромагнитное поле взаимодействует с электропроводной высокосмачиваемой жидкостью в контролируемом изделии и нагревает ее. Регистрируют возникающее при этом температурное поле поверхности контролируемого объекта. Технический результат - повышение достоверности обнаружения локальных участков пониженной прочности, повышение достоверности результатов оценки технического и эксплуатационного состояния сложных конструкций и их элементов из композитных материалов, повышение информативности и производительности контроля. 1 табл., 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к измерительной технике и может быть использована для оценки надежности и качества многослойных конструкций из полимерных композиционных материалов на основе контроля толщины слоев. Способ магнитоиндукционного измерения толщины диэлектрического покрытия включает возбуждение магнитного поля датчика, состоящего из соосно установленных измерительного и компенсационного магнитных трансформаторов, установку датчика на поверхность диэлектрического покрытия таким образом, чтобы измерительный трансформатор датчика генерировал магнитное поле относительно поверхности контролируемого диэлектрического покрытия, регистрацию и усиление изменения разностного сигнала измерительного и компенсационного магнитных трансформаторов за счет искажения магнитного поля и определение толщины диэлектрического покрытия. Ориентируют датчик таким образом, чтобы его измерительный трансформатор генерировал магнитное поле параллельно поверхности контролируемого диэлектрического покрытия, измеряют отношение сигналов на входе и выходе компенсационного магнитного трансформатора, на основании величины отношения сигналов осуществляют компенсацию погрешности измеряемой толщины диэлектрического покрытия. Способ осуществляют с помощью устройства магнитно-индукционного измерения толщины диэлектрического покрытия. Технический результат заключается в повышении точности измерения толщины слоев полимерных композитных материалов (ПКМ), расширении области применения и повышении достоверности результатов оценки технического и эксплуатационного состояния сложных конструкций и их элементов из ПКМ. 2 н.п. ф-лы, 5 ил., 2 табл.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в конструкциях узлов воспламенения заряда твердого топлива. Корпус воспламенителя заряда твердого топлива из композиционных материалов, содержит цилиндрическую оболочку с наружным теплозащитным покрытием. Цилиндрическая оболочка имеет плоское донышко с одной стороны и свободный торец с внутренней резьбой с другой. Свободный торец закрыт съемным колпачком куполообразной формы с сопловыми отверстиями при вершине и опорно-защитной решеткой во внутренней полости. Резьбовая часть колпачка выполнена в виде втулки, соединенной с колпачком посредством клея и имеющей послойное армирование тканью перпендикулярно оси резьбы. Колпачок выполнен полностью армированным из ткани с отбортовкой и с резьбой на ней, являющейся продолжением резьбы втулки. Изобретение позволяет повысить надежность воспламенителя заряда твердого топлива. 2 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для контроля качества композитных броневых преград. Заявлено устройство теплового контроля качества композитных броневых преград на основе анализа энергии поглощения поражающего элемента, включающее устройство для стрельбы, расположенное между подложкой и устройством для стрельбы на траектории полета поражающего элемента устройство для измерения скорости полета поражающего элемента на выходе устройства для стрельбы, подложку из пластичного материала. Устройство дополнительно снабжено тепловизионной системой, компьютерной системой и устройством регистрации начала полета поражающего элемента. Тепловизионная система расположена таким образом, чтобы поле обзора ее оптической части охватывало место соприкосновения поражающего элемента и композитной броневой преграды. Вход устройства регистрации начала полета поражающего элемента подключен к выходу устройства измерения скорости поражающего элемента на выходе устройства для стрельбы. Выход устройства регистрации начала полета поражающего элемента подключен к входу тепловизионной системы, а выход тепловизионной системы подключен к входу компьютерной системы. Технический результат - повышение информативности и достоверности результатов испытаний. 9 ил.

Изобретение относится к машиностроению, например к гидротурбиностроению, судостроению, в частности к узлам трения гидромашин, гребных валов, работающих при высоких нагрузках: больших удельных давлениях, скоростях скольжения без смазки и в водной среде. Вкладыш выполнен из армированного волокном эпоксидного пластика с заформованной в него системой фторопластовых элементов (4), удаленные от поверхности трения части которых заделаны в эпоксидном пластике под углом к поверхности трения и охватывают равномерно всю поверхность трения. В армированном пластике в средней части по высоте элементов (4) между фторопластовыми элементами параллельно оси вкладыша размещены z-образные металлические планки (7), так что удаленная от поверхности трения часть высоты элементов (4) заделана между полками планок (7) с обеспечением изгиба элементов (4) в кольцевом направлении. Также заявлен способ изготовления вкладыша подшипника скольжения методом намотки с предварительной укладкой на оправку гладкой стороной антифрикционного слоя в виде фторопластовой пластины с выступающими элементами, намотки силового слоя (3) из волокнистого эпоксидного пластика, опрессовки, термообработки и механической обработки заготовки. После намотки части толщины силового слоя (3) на всей поверхности вкладыша между элементами (4) укладывают в осевом направлении планки (7), полки которых располагают параллельно оси вкладыша и продолжают кольцевую намотку до расчетной толщины вкладыша с последующей опрессовкой, термообработкой и отверждением пластика. Технический результат: повышение нагрузочной способности (PV-фактор, где Р - давление контакта, V - скорость скольжения) и надежности вкладыша при высоких скоростях движения за счет обеспечения теплоотвода из зоны трения и надежного формования в пластике системы элементов из фторопласта. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях газовых и гидравлических фильтров и аккумуляторов и всех подобных емкостей с использованием оболочек из композиционных материалов, а также в изделиях авиационной и ракетной техники, например, в качестве топливных баков и корпусов ракетных двигателей твердого топлива. Силовая оболочка 1 содержит стыковочный торцевой шпангоут 2 с расположенными в распределенных по окружности радиальных пазах 3 штифтами 4. На штифтах 4 выполнены цилиндрические резьбовые хвостовики 6, на которых расположены кольцевые гайки 7, которые контактируют с слоистым материалом торцевого шпангоута по коническим поверхностям углублений 8. Изобретение позволяет повысить прочность узла соединения и расширить область применения силовых оболочек из слоистых композиционных материалов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидротурбиностроению, судостроению, в частности к узлам трения гидромашин, гребных валов, валов насосов, работающих при высоких скоростях скольжения в водной среде. Резиновый подшипник состоит из корпуса (1) с установленной в нем обрезиненной металлической втулкой (2) с элементами вращения относительно вала и корпуса (1). В резиновом слое (3) и металлической втулке (2) выполнены единые трапециевидные пазы, в которые с возможностью вращения заподлицо с резиной заформованы кольца (4) из антифрикционного композита трапециевидного сечения с частичным их размещением в пазах металлической втулки (2). Кольца (4) выполнены с радиальными и кольцевыми каналами, связанными с поверхностью вращения подшипника. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности и упрощение конструкции резинового подшипника за счет исключения вращения вала по резиновой поверхности под нагрузкой при отсутствии подачи воды с обеспечением вращения вала с опорой на элементы вращения в виде колец из антифрикционного композита. 5 ил.

КОНТЕЙНЕР // 2588342
Изобретение относится к устройствам для запуска ракет. Контейнер содержит трубу с закрепленной на ней сбрасываемой крышкой. На внутренней стороне крышки выполнены подушки для контакта и обеспечения требуемой формы изгиба пружинной пластины, расположенной на крышке диаметрально и закрепленной одним концом на ней же, а вторым концом размещенной в прорези стопорного кольца. Стопорное кольцо размещено в канавке крышки и снабжено наружной фаской, прилегающей к ограничительному упору. Упор выполнен в проставке, которой снабжена труба и которая закреплена болтами на ее торце, охватывая крышку. Подушки крышки образованы галтелью и поверхностью внутренней полости крышки. Пластина снабжена круглым диском с радиальными прорезями диаметром, не превышающим наружного диаметра полости крышки, скрепленным с пластиной соосно полости центральным винтом. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и технологичности устройства. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения к оболочечным конструкциям из полимерных композиционных материалов и может быть использовано при создании корпусов и отсеков летательных аппаратов, применяемых в ракетной и авиационной технике. Технической задачей, на решение которой направлены заявляемые изобретения, является создание технологичной конструкции отсека с повышенной надежностью его работы. Согласно способу, на конической оправке формируют внутреннюю оболочку, промежуточный слой и наружную оболочку. Для формирования промежуточного слоя наносят первый пенопластовый слой и по специальной программе в пенопласте фрезеруют спиральные и кольцевые канавки, вырезают проемы для закладных, в частности, прямоугольные в плане проемы для оснований кронштейнов активной антенны, перекрывающие длиной и шириной диагонали ромбических ячеек из спиральных канавок. Наматывают в канавки спиральные и кольцевые ребра сетчатой структуры, укладывая между слоями сетчатой структуры салфетки, соответствующие по размерам проемам для закладных. Наматывают сплошные спирально-кольцевые витки средней оболочки. Укладывают экранирующую сетку с припаянными к луженым припоем участкам шинами с антиадгезионным покрытием контактов антенны. Наносят второй термозащитный слой пенопласта. После термообработок и снятия заготовки с оправки формируют посадочные места для кронштейнов антенны. В экранирующей сетке, в закладных оснований и во внутренней оболочке фрезеруют окна без повреждения расположенных между салфетками волокон спиральных и кольцевых ребер сетчатой структуры. Устанавливают восьмигранный кронштейн антенны с прямоугольным в плане фланцем с закреплением на кронштейне винтами шин контактов антенны с удалением их антиадгезионного покрытия. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

КОНТЕЙНЕР // 2587212
Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в пусковых контейнерах. Контейнер содержит одну или несколько пусковых труб со стопором в форме кольца из надкалиберной и подкалиберной частей, разделенных кольцевым ослабленным сечением, образованным кольцевой канавкой, разрезное кольцо с коническими отверстиями, радиальные болты, ввинченные в грибки, закрепленные в радиальных отверстиях стенки трубы, электроконтактные пробки, клиновой паз-ловушку, выполненный на внутренней поверхности закалиберной полости трубы. Изобретение позволяет повысить надежность работы и уменьшить габариты контейнера. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к оболочечным конструкциям из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано при создании корпусов и отсеков летательных аппаратов, применяемых в ракетной и авиационной технике. Согласно способу изготовления приборного конического отсека летательного аппарата из полимерных композитов, на конической оправке с цилиндрическими концами формируют внутреннюю оболочку, промежуточный слой и наружную оболочку. Для формирования внутренней оболочки на оправку наматывают спиральный технологический слой липкой двухсторонней стеклопластиковой ленты, на которую с нахлестом укладывают сектора предварительно пропитанной арамидной ткани, прижимая их края на цилиндрических концах оправки предварительно пропитанной арамидной лентой и создавая ступеньку на меньшем цилиндре. Для формирования промежуточного слоя с упором в эту ступеньку укладывают встык сектора из пластин пенопласта, предварительно обжимая их сначала технологическими кольцами из резиновых жгутов, затем слоями технологической рубашки из термоусадочных волокон, удаляя резиновые жгуты. Изобретение обеспечивает повышение качества и надежности получаемого изделия. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

 


Наверх