Патенты автора Мужичек Сергей Михайлович (RU)

Изобретение относится к области вторичной цифровой обработки сигналов и может быть использовано в бортовой цифровой вычислительной машине (БЦВМ) беспилотного летательного аппарата (БПЛА) при его самонаведении на объект. Техническим результатом является повышение достоверности распознавания варианта тактической ситуации и оценки фазовых координат взаимного перемещения объекта и БПЛА. Заявленный способ заключается в распознавании реализуемого варианта тактической ситуации, включающего сектор нахождения точки мгновенного промаха БПЛА, тип объекта, значение поперечной перегрузки, наличие ослепления информационно-измерительной системы (ИИС). Одновременно формируют оценки радиальных дальности до объекта, скорости сближения БПЛА с объектом, постоянной и флуктуационной составляющих этой скорости, флуктуационной составляющей ускорения относительного перемещения БПЛА и объекта, положения линии визирования БПЛА на объект по азимуту и углу места, азимутальных и угломестных составляющих угловой скорости этой линии визирования, отношения продольного промаха БПЛА к поперечному, а также динамической составляющей промаха в момент окончания самонаведения. В способе осуществляют учет нелинейностей в динамике фазовых координат и их измерений, а также статистической зависимости вероятностей смены вариантов тактической ситуации от фазовых координат. По результатам обработки измерений угломера и показаний комплексного индикатора варианта тактической ситуации в многоканальном фильтре формируют оценки набора видов аппроксимирующих функций, варианта тактической ситуации, безусловных математических ожиданий (МО) фазовых координат и ковариационных матриц (КМ) ошибок их оценивания. 14 ил., 3 табл.

Изобретение относится к военной промышленности, в частности к технике группового взрыва неоднородных рассредоточенных объектов корректируемыми реактивными снарядами. Способ поражения объекта групповым действием реактивных снарядов основан на использовании информационного центра наблюдения за доставкой и обеспечением одновременного подрыва реактивных снарядов, размещенных после доставки на заданном расстоянии один от другого, обеспечивающем эффект их группового действия. В информационном центре наблюдения предварительно выделяют на неоднородном рассредоточенном групповом объекте приоритетные уязвимые объекты. Затем на каждый из них наводят реактивные снаряды таким образом, чтобы расстояние между снарядами в пределах приоритетного уязвимого объекта было равно приведенному расстоянию, определяемому из математического выражения. Реактивными снарядами управляют, реактивные снаряды выстреливают пачками из расчета одна пачка на один приоритетный уязвимый объект. Производят корректировку каждого снаряда пачки на траектории циклически и до окончания полета. Осуществляют одновременный подрыв корректируемых реактивных снарядов каждой пачки, расположенных на приведенном расстоянии друг от друга. Достигается технический результат – повышение вероятности поражения неоднородного рассредоточенного группового объекта за счет поражения его приоритетных уязвимых объектов пачками корректируемых реактивных снарядов и за счет использования группового взрыва приземлившихся снарядов. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области испытаний осколочных боеприпасов с осесимметричным полем разлета осколков. Для осуществления способа оценки пробивного действия осколков осесимметричного осколочного боеприпаса с осесимметричным полем разлета осколков подрывают боеприпас, установленный в центре полуциллиндрической профилированной мишенной стенки так, чтобы его продольная ось совпадала с продольной осью указанной стенки. Стенка разделена на зоны, соответствующие направлениям разлета осколков, симметрично которым устанавливают имитатор полубесконечной преграды, имитаторы отсеков с жизненно важными агрегатами первого и второго типа. На лицевую поверхность зон мишенной стенки наносят размеры входных стенок указанных имитаторов, определяют их координаты. Ведут регистрацию попаданий, улавливание и подсчет осколков, попадающих в каждую зону, размеров и площади пробоин, запись и обработку сигналов с электретных датчиков, определение кинетической энергии осколочного поля поражения, накрывающие входные стенки имитаторов, предельной толщины монолитной преграды конечной толщины, которую способно пробить осколочное поле боеприпаса, факт поражения для имитаторов отсеков с жизненно важными агрегатами и соотносят факт поражения с энергетикой осколочного поля поражения. Уточняют для имитаторов значения параметров запреградного осколочного поля в виде предельной суммарной толщины разнесенных преград, которое способно пробить осколочное поле и регрессивных зависимостей оценки площади сечения запреградного поля осколков, способного поразить жизненно важные агрегаты, находящиеся в отсеке цели. Достигается технический результат – определение количественных характеристик осколочного поля по массам, скоростям, форме и размерам осколков для осесимметричных боеприпасов с осесимметричными осколочными полями, а также определение пробивного действия осколочного поля испытываемого боеприпаса. 3 ил.

Изобретение относится к области испытаний осесимметричных осколочных боеприпасов с неосесимметричным полем разлета осколков. Для осуществления способа испытания осесимметричного осколочного боеприпаса выполняют подрыв боеприпаса, установленного в заданное положение в центре профилированной мишенной стенки, размеченной на зоны, соответствующие направлениям разлета осколков в принятой системе координат. Осуществляют регистрацию попаданий, улавливание и подсчет числа осколков, попадающих в каждую зону, измерение размеров и площади пробоин, регистрацию, запись и последующую обработку сигналов с электретных датчиков, размещенных по соответствующим зонам мишенной стенки и равным им по размерам, оценку количественных характеристик осколочного поля по массам, скоростям, форме и размерам осколков. Боеприпас устанавливают так, чтобы его продольная ось совпадала с продольной осью профилированной стенки. Профилированную мишенную стенку выполняют круговой, формируют неосесимметричное поле разлета осколков путем нецентрального инициирования боеприпаса. Определение количественных характеристик осколочного поля по массам, скоростям, форме и размерам осколков производят для всех возможных комбинаций узлов нецентрального инициирования боеприпаса. Достигается технический результат – повышение точности определения количественных характеристик осколочного поля по массам, скоростям, форме и размерам осколков для боеприпасов с неосесимметричным полем разлета осколков. 1 ил.

Изобретение относится к оборонной технике и может быть использовано для повышения эффективности доставки элементов полезной нагрузки БПЛА на воздушный объект (ВО). Получают с борта носителя БПЛА типовой линейный размер объекта. Определяют с помощью информационного датчика на пассивном участке полета БПЛА текущие прогнозируемые значения промаха БПЛА относительно объекта, ракурса объекта, а также текущее прогнозируемое время задержки на выброс полезной нагрузки. В момент ослепления информационного датчика БПЛА фиксируют значения величин относительной скорости сближения БПЛА с объектом, углового положения объекта относительно БПЛА, ракурса объекта, промаха БПЛА относительно объекта. Определяют по фиксированным значениям относительной скорости сближения БПЛА с объектом, углового положения объекта относительно БПЛА, ракурса объекта, промаха БПЛА относительно объекта величину времени задержки на выброс полезной нагрузки. Осуществляют по истечении времени задержки выброс элементов полезной нагрузки в направлении ВО. Повышается эффективность применения БПЛА при доставке элементов полезной нагрузки на ВО за счет дополнительного определения ракурса ВО. 3 ил.

Изобретение относится к области испытаний боеприпасов и может быть использовано при проведении сравнительных испытаний дистанционных боеприпасов по поражающему действию. Способ заключается в определении частных характеристик поражающего действия дистанционного боеприпаса при проведении испытаний, вычислении в автоматическом режиме частных величин показателей поражающего действия дистанционного боеприпаса, получении зависимостей, связывающих показатели, характеризующие поражающее действие поля поражения дистанционного боеприпаса с величинами его физических факторов при минимально необходимом количестве испытаний. Дополнительно осуществляют качественную и количественную оценку дистанционных боеприпасов. Для количественной оценки вычисляют комплексный показатель поражающего действия каждого дистанционного боеприпаса, используя для сравнения боеприпасов между собой отношения их комплексных показателей. Изобретение позволяет повысить оперативность, точность и полноту автоматизированной сравнительной оценки конкурирующих дистанционных боеприпасов по поражающему действию, а также снизить трудоемкость проведения испытаний. 1 ил.

Изобретение относится к радиолокации, в частности к способам комплексирования бортовой радиолокационной станции (РЛС) пилотируемого летательного аппарата (ЛА) и бортовых радиолокационных станций беспилотных летательных аппаратов (БЛА) при определении времени задержки на срабатывание полезной нагрузки беспилотных летательных аппаратов, и может быть использовано для эффективного использования полезной нагрузки беспилотных летательных аппаратов. Технический результат заключается в повышении точности измерения эффективной площади рассеяния воздушного объекта в полете, а также точности определения времени задержки на срабатывание полезной нагрузки беспилотных летательных аппаратов, взаимодействующих с данным воздушным объектом. В заявленном способе на борту каждого из беспилотных летательных аппаратов рассчитывают посредством бортовой РЛС БЛА по аналогии с пилотируемым ЛА массив значений эффективной площади рассеяния воздушного объекта σ и измеренный с ними массив значений угла горизонтального ракурса воздушного объекта ϕ, находят минимальное и максимальное значения углов горизонтального ракурса ϕmin и ϕmax, определяют диапазон изменения угла горизонтального ракурса Δϕ=[ϕmin, ϕmax], затем определяют среднее значение эффективной площади рассеяния воздушного объекта в измеренном диапазоне углов горизонтального ракурса Δϕ, передают результаты вычислений по каналам радиокоррекции (радиосвязи) на борт пилотируемого летательного аппарата, где как определенное в бортовой радиолокационной станции пилотируемого летательного аппарата среднее значение эффективной площади рассеяния воздушного объекта, так и сформированные и переданные беспилотными летательными аппаратами средние значения эффективной площади рассеяния воздушного объекта поступают на вход многоканального вычислителя (фильтра), на выходе которого формируется уточненное среднее значение (оценка) эффективной площади рассеяния воздушного объекта σ, уточненное среднее значение эффективной площади рассеяния воздушного объекта σ передают на борт беспилотных летательных аппаратов, используют текущее значение горизонтального ракурса воздушного объекта ϕ и уточненное значение размерности воздушного объекта («большая», «средняя», «малая») для вычисления на борту беспилотных летательных аппаратов значения времени задержки для срабатывание их полезной нагрузки. 1 ил.

Изобретение относится к области обработки радиолокационных сигналов и может быть использовано в бортовой радиолокационной станции (БРЛС) самолета для одновременного формирования при сопровождении летательных аппаратов пары достоверных оценок их функционального назначения (ФН) по принципу «ведущий-ведомый» и радиальных функционально-связанных координат (ФСК) взаимного перемещения этих летательных аппаратов и самолета – носителя БРЛС. Технический результат – повышение достоверности оценивания варианта ФН летательных аппаратов пары и радиальных скоростей их сближения с самолетом – носителем БРЛС. Способ заключается в распознавании ФН летательных аппаратов пары с одновременным формированием достоверных безусловных оценок радиальных скоростей их сближения с самолетом – носителем БРЛС за счет комплексирования информации БРЛС и индикатора варианта ФН летательных аппаратов пары, учета априорных данных о смене этих вариантов и адаптации фильтра к ней на основе узкополосной доплеровской фильтрации сигнала, отражённого от летательных аппаратов пары, летящих в сомкнутом боевом порядке (БП), с использованием процедуры быстрого преобразования Фурье, формирования отсчетов доплеровских частот, обусловленных отражениями сигнала от планеров летательных аппаратов, обработки сформированных отсчетов доплеровских частот и выходных показаний индикатора в многоканальном фильтре совместных сопровождения летательных аппаратов пары и распознавания варианта их ФН, функционирующего в соответствии с процедурой квазиоптимальной совместной фильтрации фазовых координат и распознавания состояния марковской структуры линейной стохастической динамической системы, работающего на основе априорных данных в виде математической модели системы «пара летательных аппаратов – БРЛС – индикатор» со случайной скачкообразной структурой, и на выходе которого формируются оценки варианта ФН летательных аппаратов пары, безусловных математического ожидания ФСК и ковариационной матрицы ошибок их оценивания. 1 ил.

Изобретение относится к области вторичной цифровой обработки сигналов и может быть использовано в телевизионных, радиолокационных, инфракрасных информационных системах (ИС) беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для определения положения точки их промаха относительно выбранного объекта наведения по информации только угломерного канала системы управления, в том числе, при минимальных расстояниях между БПЛА и объектом, а также в момент ослепления ИС БПЛА. Достигаемый технический результат - повышение достоверности распознавания сектора нахождения точки мгновенного промаха БПЛА в картинной плоскости объекта наведения и оценки фазовых координат взаимного перемещения объекта и БПЛА. Способ заключается в распознавании сектора нахождения точки мгновенного промаха БПЛА с одновременным формированием достоверных безусловных оценок положения линии визирования БПЛА на объект по азимуту и углу места, а также составляющих угловой скорости этой линии визирования, путем адаптивной двухмоментной параметрической аппроксимации (АДПА) неизвестной плотности вероятности фазовых координат оптимальной смесью априорно заданных законов распределения за счет учета нелинейностей в динамике фазовых координат и их измерений и учета статистической зависимости вероятностей смены секторов нахождения точки мгновенного промаха БПЛА от фазовых координат на основе измерений в угломере положения линии визирования БПЛА на объект по азимуту и углу места, формирования границ секторов картинной плоскости объекта наведения, обработки измерений угломера и показаний индикатора сектора в многоканальном фильтре, функционирующем в соответствии с процедурой квазиоптимальной совместной фильтрации фазовых координат и распознавания состояния условно-марковской структуры нелинейной стохастической динамической системы при наблюдении без запаздывания на основе нового метода АДПА неизвестных плотностей вероятности смесью априорно заданных законов распределения, основанной на априорных данных в виде математической модели ММ) системы «БПЛА - объект наведения - информационная система - индикатор» со случайной скачкообразной структурой, включающей нелинейную модель динамики положения линии визирования БПЛА на объект по азимуту и углу места, а также составляющих угловой скорости этой линии визирования, нелинейную модель измерений этих фазовых координат в ИС, модель смены сектора нахождения точки мгновенного промаха БПЛА, модель индикатора сектора нахождения точки мгновенного промаха БПЛА, модель неуправляемых случайных возмущений и помех, при начальных условиях, с множеством альтернативных видов аппроксимирующих функций, и на выходе которого формируются оценки вида аппроксимирующей функции, аппроксимирующей смеси априорно заданных функций, сектора нахождения точки мгновенного промаха БПЛА, безусловных математических ожиданий фазовых координат и ковариационных матриц ошибок их оценивания. 3 табл., 12 ил.

Изобретение относится к оборонной технике и может быть использовано для повышения эффективности поражающего действия комплексов реактивных систем залпового огня и кассетных авиационных боеприпасов. Технический результат - повышение вероятности поражения площадной цели за счет обеспечения одновременного подрыва приземлившихся суббоеприпасов, образовавшихся в результате срабатывания на траектории нескольких кассетных боевых частей снарядов реактивных систем залпового огня или кассетных авиационных боеприпасов. Способ основан на подрыве суббоеприпасов, доставленных на площадную цель и размещенных на приведенном расстоянии, определяемом из аналитического выражения. При этом расстоянии обеспечивают взаимодействие газодинамических потоков реагирующих веществ и дожигание смеси активных продуктов кислородом воздуха, Для этого создают информационный центр наблюдения за доставкой на площадную цель суббоеприпасов. Каждый из них снабжают маяком, срабатывающим при взаимодействии суббоеприпаса с площадной целью. После фиксации информационным центром наблюдения факта доставки всех суббоеприпасов формируют общую команду на подрыв суббоеприпасов. Суббоеприпасы для доставки их на площадную цель извлекают из кассетного боеприпаса в заданных точках траектории. При непоступлении через заданное время команды от информационного центра наблюдения на подрыв суббоеприпаса осуществляют его подрыв от взрывателя боеприпаса. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области вторичной цифровой обработки радиолокационных сигналов и может быть использовано в радиолокационной станции (РЛС) для формирования при сопровождении воздушной цели (ВЦ) из класса «самолет с турбореактивным двигателем» достоверной идентификации совместного или раздельного воздействия уводящих по дальности и скорости помех или отсутствия их воздействия. Достигаемый технический результат - повышение достоверности идентификации совместного или раздельного воздействия уводящих по дальности и скорости помех и оценки дальности до ВЦ и скорости сближения носителя РЛС с ВЦ. Способ заключается в идентификации совместного или раздельного воздействия уводящих по дальности и скорости помех или его отсутствия с одновременным формированием достоверных безусловных оценок дальности до ВЦ и скорости сближения носителя РЛС с ВЦ при комплексировании информации РЛС и индикатора варианта воздействия уводящих помех, учете априорных данных о смене этих вариантов и адаптации системы наблюдения к ним на основе узкополосной доплеровской фильтрации сигнала, отраженного от цели, с использованием процедуры быстрого преобразования Фурье, формирования отсчетов доплеровских частот, обусловленных отражениями сигнала от планера и лопаток рабочего колеса первой ступени компрессора низкого давления силовой установки ВЦ, обработки сформированных отсчетов доплеровских частот и выходных показаний индикатора варианта воздействия уводящих помех в многоканальном фильтре совместного сопровождения ВЦ и первой компрессорной составляющей спектра сигнала, функционирующего в соответствии с процедурой квазиоптимальной совместной фильтрации фазовых координат и распознавания состояния марковской структуры линейной стохастической динамической системы, работающего на основе априорных данных в виде математической модели системы «ВЦ - РЛС - индикатор» со случайной скачкообразной структурой, включающей модели линейной динамики радиальных функционально-связанных координат взаимного перемещения носителя РЛС и ВЦ, их измерений в радиолокационной станции, смены варианта воздействия уводящих помех, индикатора варианта воздействия уводящих помех, неуправляемых случайных возмущений и помех при начальных условиях. На выходе многоканального фильтра формируются оценки варианта воздействия уводящих помех, безусловного математического ожидания функционально-связанных координат взаимного перемещения ВЦ и носителя РЛС при совместном или раздельном воздействии уводящих по дальности и скорости помех или при отсутствии такого воздействия, и безусловной ковариационной матрицы ошибок их оценивания. 1 ил.

Изобретение относится к области цифровой обработки радиолокационных сигналов и может быть использовано в радиолокационной станции (РЛС) для формирования достоверных оценок радиальных функционально связанных координат (ФСК) взаимного перемещения летательных аппаратов (ЛА) группы и подвижного объекта (ПО), а также распознавания варианта наведения ПО на один из ЛА группы. Достигаемый технический результат - повышение достоверности оценивания радиальных ФСК взаимного перемещения ЛА группы и ПО и распознавания варианта его наведения на один из ЛА группы. Способ заключается в оценивании радиальных ФСК взаимного перемещения ЛА группы и ПО и распознавании варианта его наведения на один из ЛА группы путем приближения получаемых оценок к их оптимальным значениям за счет учета влияния варианта наведения ПО на динамику ФСК, комплексирования информации РЛС и бортового комплекса обороны (БКО), учета априорных данных о смене варианта наведения ракеты и адаптации фильтра к этим сменам на основе узкополосной доплеровской фильтрации сигнала, отраженного от ПО, с использованием процедуры быстрого преобразования Фурье, формирования отсчетов доплеровских частот, обусловленных отражениями сигнала от корпуса ПО, обработки сформированных отсчетов доплеровских частот и выходных показаний БКО в многоканальном фильтре совместного сопровождения ПО и распознавания варианта его наведения, функционирующего в соответствии с процедурой квазиоптимальной совместной фильтрации фазовых координат и распознавания состояния марковской структуры линейной стохастической динамической системы, работающего на основе априорных данных в виде математической модели системы «подвижный объект - РЛС - БКО - ЛА группы» со случайной скачкообразной структурой, включающей модели линейной динамики радиальных ФСК взаимного перемещения ЛА группы и ПО, их измерений в РЛС, марковской смены варианта наведения ПО, марковского индикатора варианта наведения ПО, представленного БКО, неуправляемых случайных возмущений и помех при начальных условиях, на выходе которого формируются оценки варианта наведения ПО на один из ЛА группы, безусловного математического ожидания ФСК взаимного перемещения ЛА группы и ПО и безусловной ковариационной матрицы ошибок их оценивания. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано для обеспечения безопасности полета на малых высотах. Известны реализации способа регулярного сканирования, при которых область формирования дальностного поля в координатах угол-угол совпадает с полем обзора локатора и формируется в результате сложения двух движений в координатах угол-угол: сравнительно медленного поворота базовой системы координат вдоль одной из угловых координат и быстрого двумерного регулярного периодического перемещения луча лазерного локатора (ЛЛ) относительно базовой системы координат. Новизна заявляемого способа заключается в том, что задают диапазон минимальных дальностей до подстилающей поверхности, соответствующий периоду сканирования, скорости полета и надежному обнаружению всех возможных препятствий, включая провода, тросы и т.п., используют технически реализуемые фрагменты траектории сканирования с управляемыми параметрами, которые могут изменять конфигурацию фрагментов траектории, в том числе их угловую ориентацию в вертикальной плоскости, при многократной реализации фрагментов за время полупериода обновления информации о дальностном поле, т.е. за время медленного поворота базовой системы координат в сторону левой или правой границы поля обзора, в процессе сканирования определяют требуемые параметры каждого следующего фрагмента траектории по результатам обработки имеющихся измерений углов и дальностей так, чтобы угловая ориентация этого фрагмента в вертикальной плоскости соответствовала попаданию прогнозируемых минимальных дальностей в заданный диапазон максимальных дальностей надежного обнаружения всех возможных препятствий, в процессе сканирования формируют сигналы управления исполнительными устройствами так, чтобы реализуемые в текущий момент времени фрагменты траектории имели параметры с минимально возможными отклонениями от требуемых параметров, обеспечивая тем самым в процессе сканирования отрицательную обратную связь в системе автоматического управления угловым положением по вертикали нижних участков, соответствующих минимальным дальностям на траектории сканирования, удерживая эти нижние участки траектории на таких углах наклона зондирующего луча, которые соответствуют заданному диапазону максимальных дальностей. Технический результат заключается в увеличении сектора сканирования по азимуту, что обеспечивает значительно больше возможностей при пролонгации безопасных траекторий полета. 3 ил.

Группа изобретений относится к способу и устройству мониторинга технического состояния планера и шасси летательного аппарата. Для осуществления способа производят мониторинг ряда зон летательного аппарата в режиме постоянного времени определенным образом, подают сигнал тревоги в случае обнаружения неисправности пьезоэлектрического датчика, или обрыва шины связи, или сбоя оборудования. Устройство содержит три устройства обнаружения, устройство сбора и обработки информации, блок сигнализации аварийного состояния, бортовое устройство, блок питания, индикатор тревоги, два задатчика постоянных величин, блок определения реальной взлетной (посадочной) массы и положения центра тяжести летательного аппарата, com-порт, блок определения параметров взаимодействия летательного аппарата с ВПП, блок датчиков, состоящий из блока концевых выключателей, датчика движения, высотомера, информационных датчиков (на каждое колесо шасси), датчиков числа оборотов шасси. Обеспечивается повышение безопасности полетов за счет повышения информативности мониторинга жизненно важных элементов шасси, прогнозирование их отказов. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, предназначено для предотвращения продольного выкатывания воздушных судов (ВС) в условиях посадки на скользкую взлетно-посадочную полосу (ВПП) и может быть использовано в современных самолетах и дистанционно пилотируемых беспилотных летательных аппаратах. До момента посадки на основе имеющейся на борту информации определяют прогнозное значение фактической дистанции от центра зоны посадки до торца ВПП и сравнивают ее с потребной дистанцией для остановки ВС, уходят на второй круг или на запасной аэродром, если потребная для остановки ВС дистанция больше фактической, продолжают посадку, если потребная для остановки дистанция меньше фактического расстояния до торца полосы, после приземления определяют координаты ВС на ВПП, измеряют скорости ведомого и ведущего колес шасси ВС, определяют величину относительного скольжения колес, определяют среднюю величину давления в пневматиках колес шасси, определяют фактическую величину коэффициента сцепления колес шасси ВС с ВПП, уточняют величину потребной дистанции до остановки ВС на ВПП и сравнивают ее с фактической, при превышении величиной потребной дистанции величины фактической дистанции формируют рекомендации экипажу по сокращению величины потребной для остановки ВС дистанции или прекращению посадки. Расширяются функциональные возможности способа и устройства за счет информирования экипажа о невозможности посадки, о целесообразности прекращения посадки на скользкую ВПП, продолжении посадки с учетом величины реального коэффициента сцепления пневматиков колес шасси ВС с ВПП. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения параметров ударно-волнового и теплового полей, возникающих в окружающей среде в результате взрыва заряда взрывчатого вещества. В устройство регистрации параметров быстропротекающих процессов, содержащее информационный датчик и блок измерения, выход информационного датчика соединен с первым входом блока измерения, второй выход блока измерения является выходом устройства, в устройство дополнительно введены блок обмена данными, блок обработки и документирования, блок питания, причем первый выход блока измерения соединен с входом блока обмена данными, выход блока обмена данными соединен с входом блока измерения, выход блока обмена данными соединен с входом блока обработки и документирования, выход блока обработки и документирования соединен с входом блока обмена данными, выход блока питания соединен с вторым входом блока измерения. Техническим результатом изобретения является повышение информативности, точности и удобства эксплуатации устройства, а также автоматизация процессов измерений, обработки и документирования результатов быстропротекающих процессов. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано для выполнения полетных заданий, связанных с позиционированием летательного аппарата (ЛА) относительно наземного объекта при сближении с ним. Технический результат – повышение информативности. Для этого с помощью оптико-электронной системы переднего обзора выделяют объект, до которого необходимо измерить дальность, совмещая с его изображением прицельную метку, сопровождают выделенный объект на интервале времени наблюдения, который необходим для определения параметров углового положения вектора скорости ЛА, не изменяя угловую ориентацию поля зрения в инерциальном пространстве и анализируя изображения, формируемые датчиком изображения (ДИ) на той же последовательности кадров, которые соответствуют построению пар одновременно формируемых участков траекторий перемещения изображений опорных точек для определения параметров углового положения вектора скорости ЛА, используют для определения параметров вектор перемещения ЛА на интервале наблюдения углы ориентации вектора средней скорости относительно системы координат, связанной с полем зрения ДИ, за время наблюдения путем определения координат точки пересечения продолжений пары хорд, стягивающих наиболее длинные из выделенных (при определении направления вектора скорости в текущий момент времени) одновременно формируемых участков траекторий перемещения изображений опорных точек, и определения параметров углового положения линий, проходящих через полученную точку пересечения и центр проекции, который используется в ДИ для формирования оптического изображения, измеряют параметры угловых положений линии визирования объекта в начале и в конце интервала наблюдения относительно системы координат, связанной с полем зрения ДИ, путем измерения координат изображений объекта на фокальной плоскости в моменты формирования первого и последнего кадров анализируемой последовательности изображений и определения параметров угловых положений линий, проходящих через изображения объектов и центр проекции, который используется в ДИ для формирования оптического изображения, определяют, используя зарегистрированные навигационные данные, модуль вектора перемещения ЛА за время наблюдения, определяют дальность до объекта, используя модуль вектора перемещения ЛА за время наблюдения, измеренные параметры угловых положений линии визирования объекта и вектора перемещения ЛА за время наблюдения. 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения давления и скорости ударной волны. Регистратор давления и скорости ударной волны содержит информационный датчик, n программируемых усилителей заряда и блок измерения, который состоит из аналого-цифрового преобразователя и блока памяти, микроЭВМ, задатчика эталонных напряжений, блока параметров окружающей среды и текущего времени, блока контроля, супервизора, радиотрансивера, при этом информационный датчик состоит из n датчиков избыточного давления, аналого-цифровой преобразователь является n-канальным, группа выходов n датчиков избыточного давления через n программируемые усилители заряда соединены с первой группой n входов аналого-цифрового преобразователя, цифровой выход которого соединен с первым входом микроЭВМ, первый выход которой соединен с входом блока памяти, а второй выход - с входом радиотрансивера, первый выход блока контроля соединен со вторыми входами n программируемых усилителей заряда, а второй выход - с входом задатчика эталонных напряжений, выход которого соединен со вторым входом аналого-цифрового преобразователя, выход супервизора соединен со вторым входом микроЭВМ, выход блока памяти соединен с третьим входом микроЭВМ, выход блока параметров окружающей среды и текущего времени соединен с четвертым входом микроЭВМ, вход com-порта связан с выходом микроЭВМ, а его выход является вторым выходом блока измерений, выход радиотрансивера является первым выходом блока измерений, дополнительно введены приемопередатчик, персональная ЭВМ, n датчиков давления (n≥4) информационного датчика размещены перпендикулярно направлению движения фронта ударной волны на равных расстояниях R друг от друга, вход приемопередатчика соединен с первым выходом блока измерений, выход приемопередатчика соединен с входом персональной ЭВМ. Техническим результатом при реализации заявленного изобретения является расширение функциональности измерителя давления за счет дополнительного определения скорости ударной волны и зависимости изменения скорости ударной волны от расстояния до источника ее возникновения. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения температуры нестационарного газового потока, теплового импульса потока, скорости движения фронта теплового возмущения, зависимости скорости движения фронта теплового возмущения от расстояния до источника его возникновения. Заявлен регистратор температуры и скорости нестационарного газового потока, который содержит информационный датчик и блок измерения, который состоит из аналого-цифрового преобразователя, блока памяти, генератора тактовой частоты, N-аппаратно-программных каналообразующих модулей, микроЭВМ, аппаратно-программного модуля контроля внутренних питающих напряжений, блока измерения параметров окружающей среды, супервизора, радиотрансивера, com-порта, источника эталонных напряжений. При этом информационный датчик состоит из N-датчиков температуры, аналого-цифровой преобразователь является синхронным N-канальным, блок памяти энергонезависимым и перезаписываемым. Дополнительно введены приемопередатчик, персональная ЭВМ, при этом N датчиков температуры (N≥4) информационного датчика размещены перпендикулярно направлению движения фронта теплового возмущения на равных расстояниях R друг от друга, вход приемопередатчика соединен с первым выходом блока измерений, выход приемопередатчика соединен с входом персональной ЭВМ. 1 ил.

Изобретение относится к области испытания боеприпасов и может быть использовано при определении зажигательного действия снарядов, имеющих взрыватель с замедлением. Измеряют скорость движения снаряда по формуле V=S/t, где S - расстояние между датчиками, t - время пролета снарядом расстояния между датчиками, запуск приемника излучения осуществляют с временной задержкой, равной математическому ожиданию времени замедления взрывателя снаряда. В качестве показателя интенсивности излучения опытного снаряда используют величину интенсивности излучения продуктов взрыва за время их свечения. В качестве показателя интенсивности излучения эталонного снаряда используют величину интенсивности излучения эталонного источника света. Определяют величину коэффициента КЗ зажигательной способности снаряда с указанием величины скорости его движения V. В устройстве используются регистратор скорости снаряда, вторая кнопка «Установка нуля». Вход регистратора скорости снаряда соединен через вторую кнопку «Установка нуля» с источником питания, выход регистратора соединен с входом источника излучения. Технический результат заключается в повышении точности определения коэффициента КЗ зажигательной способности снаряда. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области полигонных испытаний, в частности для определений баллистических характеристик снарядов. Способ заключается в измерении скоростей снарядов на основе фиксации временных интервалов при пролете снарядов относительно двух разнесенных между собой неконтактных датчиков, формировании измерительного поля неконтактных датчиков в виде двухмерной сетки на основе выполнения конструкции неконтактных датчиков в виде двух линеек излучателей и фотоприемников, размещенных в вертикальной и горизонтальной плоскостях, определении координат пролета снарядов на основе фиксации комбинации сработавших элементов фотоприемников, определении углов нутации на основе измерения основных элементов движения снаряда относительно центра массы, определении опытных зависимостей углов нутации от расстояний, определении опытных зависимостей угла нутации от времени и определении характера изменения угловых скоростей нутационного движения, при этом устанавливают на пути движения снарядов некоторое количество неконтактных датчиков и определяют характерные размеры пробоин на каждой мишени и вид пробоин на основе сравнения комбинации сработавших элементов фотоприемников с заданными значениями. Информационно-вычислительная система для определения характеристик рассеивания снарядов при стрельбе из артиллерийского оружия содержит n неконтактных датчиков, блок определения баллистических характеристик снарядов, блок обработки сигналов и кнопку «Пуск». Технический результат изобретения заключается в повышении информативности определения параметров движения снарядов относительно центра масс. 2 н.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области полигонных испытаний, в частности для определений баллистических характеристик снарядов. Способ заключается в измерении скоростей снарядов на основе фиксации временных интервалов при пролете снарядов относительно двух разнесенных между собой неконтактных датчиков, формировании измерительного поля неконтактных датчиков в виде двухмерной сетки на основе выполнения конструкция неконтактных датчиков в виде двух линеек излучателей и фотоприемников, размещенных в вертикальной и горизонтальной плоскостях, определении координат пролета снарядов на основе фиксации комбинации сработавших элементов фотоприемников, определении углов нутации на основе измерения основных элементов движения снаряда относительно центра массы, определении опытных зависимостей углов нутации от расстояний, определении опытных зависимостей угла нутации от времени и определении характера изменения угловых скоростей нутационного движения, определении состояния стволов оружия на основе сравнения текущих углов нутации с заданными значениями, при этом устанавливают на пути движения снарядов некоторое количество неконтактных датчиков и определяют характерные размеры пробоин на каждой мишени и вид пробоин на основе сравнения комбинации сработавших элементов фотоприемников с заданными значениями. Техническим результатом изобретения является повышение информативности за счет определения параметров движения снарядов относительно центра масс. 9 ил.

Группа изобретений относится к области полигонных испытаний и может быть использована для определения характеристик пролета снарядов относительно центра мишени. Техническим результатом является определение вида рассеивания снарядов относительно центра мишени при стрельбе из артиллерийского оружия. Устройство содержит два разнесенных в пространстве неконтактных датчика, блок определения параметров движения снарядов, электронную мишень, блок обработки сигналов, приемное устройство, блок согласования, микроЭВМ, индикатор. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области полигонных испытаний, в частности для определений характеристик рассеиваний снарядов при стрельбе из артиллерийского оружия. Технический результат заключается в повышении достоверности получаемых данных. В способе и устройстве фиксируют временные интервалы, определяя координаты пролета снарядов с помощью сетки фотоприемников, определяют начальную скорость на основе измерения временного интервала относительно двух датчиков, размещенных на канале ствола, и координаты попадания снарядов в мишень на основе фиксации сработавших элементов линеек фотоприемников. При этом на основе анализа координат пролета снарядов относительно первого и второго неконтактных датчиков определяют зависимость характеристик рассеивания снарядов от их скоростей движения, определяют размах - расстояние между центрами крайних пробоин по координатам Y и Z соответственно и радиусы 50% и 100% попаданий, а также индицируют результаты испытаний. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области полигонных испытаний, в частности для определения характеристик рассеивания снарядов. Технический результат заключается в достоверности получаемых данных. В способе и в устройстве фиксируют временные интервалы, определяя координаты пролета снарядов с помощью сетки фотоприемников, определяют начальную скорость на основе измерения временного интервала относительно двух датчиков, размещенных на канале ствола и координаты попадания снарядов в мишень на основе фиксации сработавших элементов линеек фотоприемников, получают значения математического ожидания центра рассеивания и среднего квадратичного отклонения снарядов, на основе которых определяют динамику изменений начальной скорости и характеристик рассеивания. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области полигонных испытаний, в частности для определений влияний условий стрельбы на характеристики рассеивания снарядов. Способ определения характеристик рассеивания снарядов заключается в измерении скоростей снарядов, на основе фиксации временных интервалов при пролете снарядов двух разнесенных между собой неконтактных датчиков, формировании измерительного поля неконтактных датчиков в виде двухмерной лазерной сетки, на основе изготовление конструкции неконтактных датчиков в виде двух перпендикулярно расположенных линеек излучателей и фотоприемников, определении координат пролета снарядов, на основе фиксации комбинации сработавших элементов фотоприемников, определении вибрации лафета артиллерийской установки, определении координат попадания снарядов в мишень на основе фиксации сработавших элементов линеек фотоприемников, определении математического ожидания и средних квадратичных отклонений, осуществлении записи данных о результатах испытаний в блок памяти, осуществлении передачи данных на микроЭВМ, прогнозировании координат попаданий снарядов в мишень на основе фиксации координат их пролета относительно датчиков, определении ошибок, связанных с движением снарядов относительно центра масс на основе сравнения координат попаданий, полученных от разных датчиков, определении зависимости характеристик рассеивания снарядов от вибрации лафета и движения снарядов относительно центра масс, осуществлении индикации результатов испытаний. Информационно-вычислительная система для определения характеристик рассеивания снарядов при стрельбе из артиллерийского оружия содержит два разнесенных в пространстве неконтактных датчика, блок определения параметров движения снарядов, датчик вибрации и блок контроля уровня вибрации, а также электронную мишень, блок обработки сигналов, приемное устройство, блок сопряжения, микроЭВМ, индикатор. Изобретение позволяет повысить информативность за счет определения влияния условий стрельбы на характеристики рассеивания снарядов. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области полигонных испытаний, в частности для определений условий подхода снарядов к мишени. Способ заключается в измерении скоростей снарядов, на основе фиксации временных интервалов при пролете снарядов двух разнесенных между собой неконтактных датчиков, при этом конструкция неконтактных датчиков выполнена в виде двух линеек излучателей и фотоприемников, размещенных в вертикальной и горизонтальной плоскостях, определении координат пролета снарядов, на основе фиксации комбинации сработавших элементов фотоприемников, определении координат попадания снарядов в электронную мишень на основе фиксации комбинации сработавших элементов линеек фотоприемников, определении при стрельбе залпами групповых ошибок в каждой опытной стрельбе, определении математических ожиданий групповых ошибок, определении средних квадратичных отклонений групповых ошибок, определении средних квадратичных отклонений суммарных ошибок, определении коэффициентов корреляции, осуществлении записи данных о результатах испытаний в блок памяти, осуществлении передачи данных о результатах испытаний через передающее и приемное устройство, устройство согласование на микроЭВМ, определении траектории движения снарядов на основе анализа координат пролета снарядов относительно первого и второго неконтактных датчиков, определении зависимости характеристик рассеивания снарядов от их скоростей движения, индикации на индикаторе координат попадания снарядов в мишень и характеристик рассеивания снарядов, информационно-вычислительная система содержит два разнесенных в пространстве неконтактных датчиков, блок определения параметров движения снарядов, электронную мишень, блок обработки сигналов, приемное устройство, устройство согласования, микроЭВМ, индикатор. Технический результат заключается в повышении информативности. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области полигонных испытаний, в частности для определений характеристик рассеиваний снарядов при стрельбе из артиллерийского оружия. Способ заключается в измерении скоростей снарядов на основе фиксации временных интервалов при пролете снарядов относительно двух разнесенных между собой неконтактных датчиков, при этом конструкция каждого неконтактного датчика выполнена в виде двух линеек излучателей и фотоприемников, размещенных в вертикальной и горизонтальной плоскостях, определении координат пролета снарядов на основе фиксации комбинации сработавших чувствительных элементов фотоприемников, определении координаты попадания снарядов в мишень на основе фиксации комбинации сработавших элементов линеек фотоприемников, определении математического ожидания центра рассеивания снарядов, определении среднего квадратичного отклонения, осуществлении запись данных о скоростях, координатах движения и попадания в мишень снарядов, характеристиках рассеивания снарядов в блок памяти, осуществлении передачи данных через приемное устройство, устройство согласования на микроЭВМ, определении траекторий движения снарядов на основе анализа координат пролета снарядов относительно первого и второго неконтактных датчиков, определении зависимости характеристик рассеивания снарядов от их скоростей движения, выдачи информации на экран индикатора о координатах попадания снарядов в мишень и характеристиках их рассеивания. Информационно-вычислительная система содержит два разнесенных в пространстве неконтактных датчика, блок определения параметров движения снарядов, электронную мишень, блок обработки сигналов, приемное устройство, блок сопряжения, микроЭВМ, индикатор. Технический результат заключается в повышении информативности. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области испытательной и измерительной техники, а именно к способам определения теплового действия объекта испытаний (ОИ). Способ определения теплового действия объекта испытания характеризуется тем, что на пункте управления испытаниями (ПУИ) устанавливают информационный датчик, имеющий геодезическую привязку к системе пространственных координат испытательной площадки (ИП), устанавливают на ОИ маяк, включают маяк ОИ и измерители температуры, имеющие приемо-передающую антенну, соединенные каждый с матрицей n датчиков температуры, расположенных в каждой ИТ, принимают информационным датчиком сигналы от маяка ОИ и измерителей температуры, обрабатывают поступившие сигналы, определяют пространственные координаты ОИ и измерителей температуры на ИП, сохраняют координаты ОИ и измерителей температуры в памяти ЭВМ, убирают маяк с ОИ, производят подрыв ОИ, измеряют максимальную температуру, изменение температуры во времени и тепловой импульс в каждой измерительной точке, профиль теплового поля в измерительной точке, обрабатывают результаты измерений и записывают параметры теплового поля в каждой измерительной точке в блок памяти ЭВМ, формируют в автоматизированном режиме документ испытания. В результате повышается информативность испытаний, достигается автоматизация процессов доставки, обработки и хранения результатов испытаний. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способам измерения и используется для оценки состояния поверхности взлетно-посадочной полосы аэродрома. В способе определения коэффициента сцепления аэродромного покрытия, включающем измерение динамических характеристик колес самолета при его движении по аэродромному покрытию, осуществляют формирование ведущего (переднего) и ведомого (заднего) колес шасси, ведомое (заднее) колесо формируют путем создания постоянного динамического торможения колесу шасси, колесо без динамического торможения считается ведущим, при этом динамическое торможение формируется с помощью тормозной системы колеса шасси, которое может отключаться при разбеге самолета, измеряют частоты вращения ведущего (переднего) и ведомого (заднего) колес шасси, устанавливают зависимость разницы вращения ведущего (переднего) и ведомого (заднего) колес от сцепных качеств аэродромного покрытия, а сцепные качества аэродромного покрытия определяют по установленной зависимости после проезда по нему самолета и измерения частот вращения ведущего (переднего) и ведомого (заднего) колес шасси. Устройство определения коэффициента сцепления аэродромного покрытия содержит переднее (ведущее) 1 и заднее (ведомое) 2 колеса шасси самолета, датчик 3 числа оборотов переднего (ведущего) колеса, датчик 4 числа оборотов заднего (ведомого) колеса, тормозную систему 10 заднего (ведомого) колеса и блок 6 оценки, содержащий первый 7 ключ, вход которого соединен с выходом датчика 3 числа оборотов переднего (ведущего) колеса, а выход - с входом сдвига «вправо» сдвигового регистра 5, второй 8 ключ, вход которого соединен с выходом датчика 4 числа оборотов заднего (ведомого) колеса, а выход - с входом сдвига «влево» сдвигового регистра 5, третий и большие выходы сдвигового регистра 5 соединены со входами элемента 9 ИЛИ, выход которого является выходом блока 6 оценки, управляющие входы первого 7 и второго 8 ключей и вход тормозной системы 10 заднего (ведомого) колеса, соединены с выходом датчика нагрузки. Технический результат - создание способа и устройства позволяющего осуществлять измерение коэффициента сцепления непосредственно на борту самолета при его посадке. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к защитным устройствам летательных аппаратов. Устройство содержит навигационную системы, систему сигнализации, базу данных, содержащую информацию относительно взлетно-посадочной, ЭВМ, блок связи с бортовым оборудованием, блок управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги и блок связи с автоматом управления тягой. В ЭВМ введен блок вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции, соединенный на входе с блоком связи с бортовым оборудованием. В ЭВМ введен блок отключения блокировки рычага управления реверсом тяги двигателей. Вход реверса соединен с выходом блока вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции для текущих значений скорости и ускорения. Выход реверса соединен с управляющим входом ключа, вход которого соединен с выходом блока расчета фактической дистанции до торца взлетно-посадочной полосы и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией. Выход ключа соединен со входами системы сигнализации, блока управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги и блока связи с автоматом управления тягой. Технический результат заключается в повышении надежности двигателей. 1 ил.

Изобретение относится к измерительным системам и может быть использовано при измерении курса летательного аппарата. Новизна способа заключается в том, что в оптико-электронной системе переднего обзора измеряют углы ориентации относительно строительных осей ЛА гиростабилизированного поля зрения телевизионного (ТВ) или тепловизионного (ТП) датчика изображений (ДИ), в котором оптическое изображение формируется в фокальной плоскости и считывается матричными чувствительными элементами, выделяют по ТВ/ТП изображениям опорные точки на поверхности Земли для их дальнейшего сопровождения, фиксируют траектории перемещения изображений опорных точек по фокальной плоскости ДИ, сопровождая их на последовательности кадров и регистрируя их координаты, моменты времени формирования соответствующих кадров, углы ориентации поля зрения ДИ относительно строительных осей ЛА, показания датчиков ускорений и формируемые с помощью СНС и ИНС оценки составляющих вектора скорости по строительным осям ЛА в эти моменты времени, выделяют на траекториях пары одновременно формируемых участков, для каждой пары выделенных участков траекторий определяют координаты точки схождения как точки пересечения продолжений хорд, стягивающих эти участки, определяют параметры угловых положений линий визирования, проходящих через полученные точки схождения, и центр проекции, который используется в ДИ для формирования оптического изображения, находя тем самым направления векторов средних скоростей ЛА на интервалах времени формирования выделенных пар участков траекторий движения изображений опорных точек по фокальной плоскости, используя зарегистрированные данные корректируют полученные направления векторов средних скоростей ЛА, приводя их к текущему моменту времени, определяют параметры углового положения вектора скорости ЛА в текущий момент времени относительно системы координат, связанной с полем зрения ДИ, как результат осреднения скорректированных параметров углового положения векторов средних скоростей ЛА, по найденным параметрам углового положения вектора скорости ЛА, углам ориентации поля зрения ДИ относительно строительных осей ЛА и углам крена и тангажа в текущий момент времени определяют углы, задающие направление полета относительно строительных осей ЛА и направление вектора путевой скорости ЛА относительно проекции продольной оси ЛА на горизонтальную плоскость (угол сноса). Технический результат заключается в повышении точности измерения курса летательного аппарата. 1 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к гидросистемам, обеспечивающим управление и контроль системы торможения колес шасси самолета. Система торможения колес шасси самолета содержит блок контроля равномерности торможения колес шасси и блок индикации. Входы блока контроля равномерности торможения колес шасси соединены с выходами датчиков скорости колес, а его выход соединен с входом блока индикации. Достигается равномерность торможения колес шасси самолета, что приводит к предотвращению возникновения сил, уводящих самолет с траектории движения. 1 ил.

Изобретение относится к измерительным системам, а именно к средствам контроля состояния конструкции и шасси летательного аппарата, и может быть использовано в различных транспортных средствах. Согласно способу контроля состояния конструкции летательного аппарата измеряют во время взлета и посадки летательного аппарата число оборотов колес основных стоек шасси, определяют пробег каждой шины колеса шасси летательного аппарата за период текущей взлет-посадки, суммируют данный пробег с уже имеющимся, определяют пробег каждой шины с начала эксплуатации, фиксируют текущую взлет-посадку, суммируют последнюю взлет-посадку каждой шины с уже имеющимися, определяют для каждой шины количество взлетов-посадок с начала эксплуатации, записывают информацию о количестве взлетов-посадок для каждой шины и ее пробег с начала эксплуатации в бортовой накопитель информации. При превышении количества взлетов-посадок и (или) пробега какой-либо из шин заданных величин осуществляют информирование об этом экипажа (оператора) летательного аппарата. В устройстве для осуществления способа колеса основных стоек шасси летательного аппарата оснащены датчиками числа оборотов, выходы которых соединены через вторую группу входов третьего элемента И, первый блок усилителей, первый блок аналого-цифровых преобразователей, первый блок формирователей импульсов и первый блок счетчиков с шестой группой входов устройства сбора информации. В результате повышается качество мониторинга технического состояния шин шасси летательного аппарата на этапах движения по аэродрому, взлета и посадки. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к системам, использующим отражение радиоволн, а именно к системам радиолокации для распознавания технического состояния объекта. Достигаемый технический результат - расширение информативности за счет распознавания технического состояния объекта. Указанный результат достигается тем, что устройство распознавания технического состояния объекта содержит антенну, радиолокационную станцию, блок фильтровых каналов, блок получения автокорреляционных функций, блок памяти, вычитающее устройство, устройство оценки технического состояния, линию задержки, умножитель, аналого-цифровой преобразователь, n ключей и кнопку «запись». Перечисленные средства определенным образом взаимосвязаны между собой. 1 ил.

Способ автоматизированного предполетного контроля летательного аппарата (ЛА). Для поколесного взвешивания ЛА на рулежной дорожке размещают две группы датчиков на расстоянии не менее максимально возможной его длины. Каждая группа датчиков содержит не менее двух датчиков, разнесенных по направлению движения на расстояние менее минимальной длины ЛА. Производят измерения в один и тот же момент времени и для тех датчиков каждой группы, по которым проезжает колесо ЛА. Для каждой группы датчиков вычисляют усредненные показания всех датчиков группы. Вычисляют коэффициенты для коррекции показаний при взвешивании следующего летательного аппарата. Определяют по номеру летательного аппарата его тип и значение его критической массы для этого типа. Осматривают в автоматизированном режиме внешний вид летательного аппарата. При превышении критической массы летательного аппарата или наличии не снятых заглушек, не закрытых лючков, течи топлива или жидкостей, обледенения поверхностей информируют лицо, принимающее решение о взлете. Обеспечивается повышение безопасности полетов ЛА. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области испытаний боеприпасов. Способ испытания боеприпасов на гидроудар заключается в том, что типовой отсек выполняют герметичным, оснащают его закрывающейся заливной горловиной и полностью заполняют жидкостью. Последовательно увеличивая плотность поля поражения опытных боеприпасов, добиваются полного разрушения отсека за счет гидроудара, измеряют для случая полного разрушения типового отсека величину критического среднего максимального давления гидроудара, возникающего в отсеке после пробития поражающими элементами опытного боеприпаса входной стенки отсека. Рассчитывают критическую энергию гидроудара в отсеке, рассчитывают удельную критическую энергию потока поражающих элементов для типового отсека, затем рассчитывают величину критического показателя гидроудара для типового отсека. Измеряют величину среднего максимального давления гидроудара, возникающего в типовом отсеке после пробития поражающими элементами испытываемого боеприпаса входной стенки отсека. Рассчитывают удельную энергию гидроудара в отсеке, рассчитывают величину показателя гидроудара поля поражения испытываемого боеприпаса. Сравнивают величину показателя гидроудара поля поражения испытываемого боеприпаса с величиной критического показателя гидроудара. По результатам сравнения судят о способности поля поражения испытываемого боеприпаса создавать гидроудар в отсеках объектов техники, заполненных жидкостью, а также сравнивают поля поражения боеприпасов между собой (по гидроудару). Достигается повышение информативности способа за счет определения результатов воздействия поля поражения боеприпаса на отсеки объекта техники, заполненные жидкостью, а именно оценки явления гидроудара, возникающего в отсеках объектов техники, заполненных жидкостью, при воздействии поля поражения боеприпаса. 1 ил.

Группа изобретений относится к области испытания боеприпасов. Способ заключается в том, что размещают полуцилиндрическую мишень, выполненную в виде N секторов неконтактных датчиков и определяют дифференциальный закон распределения осколков по направлениям разлета в каждом эшелоне осколочного поля боеприпаса на основе фиксации координат сработавших чувствительных элементов линейки фотоприемников в картинной плоскости. Затем определяют массу осколков. Определяют закон распределения осколков по массе в каждом эшелоне осколочного поля боеприпаса. После чего определяют предельную толщину преграды, пробиваемую осколком. Устройство содержит взрывную камеру, устройство инициирования и боеприпас, ПЭВМ, радиолокационный измеритель скорости и полуцилиндрическую мишень. Достигается повышение информативности испытаний. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 13 ил.

Группа изобретений относится к области испытания боеприпасов и может быть использована при испытаниях боеприпасов дистанционного действия. Способ включает осуществление с помощью устройства инициирования последовательного подрыва набора опытных боеприпасов с полным накрытием их полями поражения входной стенки имитатора типового топливного отсека с последующим образованием пробоин в имитаторе топливного бака, осуществление непосредственного контакта продуктов взрыва, осколков, паров и выливающегося из пробоин имитатора топливного бака топлива, воспламенение и горение топлива, фиксацию факта возгорания топлива. Устройство содержит исследуемый боеприпас, имитатор типового топливного отсека, металлическую пластину заданной толщины, приемник излучения, блок обработки сигналов, устройство инициирования и взрывную камеру, имеющую щель, ширина и длина которой позволяет выделять часть поля поражения боеприпаса и набор опытных боеприпасов. Достигается повышение точности определения зажигательной способности боеприпасов дистанционного действия, а также повышение информативности за счет определения количественных показателей, позволяющих оценить зажигательную способность дистанционных боеприпасов и сравнить их между собой по зажигательной способности. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к области испытания боеприпасов. Способ заключается в размещении полуцилиндрической мишени, выполненной в виде N секторов неконтактных датчиков и определении дифференциального закона распределения осколков по направлениям разлета в каждом эшелоне осколочного поля боеприпасов на основе фиксации координат сработавших чувствительных элементов фотоприемника в картинной плоскости. Затем определяют массу осколков. После чего определяют закон распределения осколков по массе в каждом эшелоне осколочного поля боеприпасов на основе определения массы и фиксации координат сработавших чувствительных элементов в пространстве. Устройство содержит взрывную камеру, устройство инициирования и боеприпас, ПЭВМ, радиолокационный измеритель скорости и полуцилиндрическую мишень, выполненную в виде бесконтактных датчиков с N секторами, N блоков первичной обработки информации. Взрывная камера имеет щель, ширина и длина которой позволяют улавливать часть осколочного поля боеприпаса. Радиолокационный измеритель состоит из последовательно соединенных антенны, генератора высокой частоты, блока широкополосных усилителей, n фильтров, первых входов n ключей, причем вторые входы n ключей соединены с выходом устройства инициирования. Выходы n ключей соединены n входами ПЭВМ. Достигается повышение информативности испытаний. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к области испытания боеприпасов. Способ заключается в осуществлении подрыва боеприпаса во взрывной камере и получении временной зависимости фильтрованных частот Доплера сигналов, отраженных от части осколочного поля относительно момента подрыва боеприпаса. Устанавливают радиолокационный измеритель скорости так, что ось диаграммы направленности антенны составляет с плоскостью, проходящей через продольную ось боеприпаса и продольную ось щели взрывной камеры острый угол α. Частоты Доплера сигналов, отраженных от части осколочного поля, фильтруют при нахождении поля в пределах диаграммы направленности радиолокационного измерителя скорости. Скорости лидирующих и замыкающих осколков, среднюю скорость и глубину осколочного поля определяют по временной зависимости фильтрованных частот Доплера сигналов, отраженных от части осколочного поля относительно момента подрыва боеприпаса. Определяют динамику развития осколочного поля боеприпаса путем дискретизации процесса измерений при анализе сигналов, отраженных от части осколочного поля. Устройство содержит мишень, взрывную камеру, боеприпас, устройство инициирования, радиолокационный измеритель скорости, микроЭВМ, привод антенны, датчик привода, цифроаналоговый преобразователь и блок определения характеристик осколочного поля боеприпаса. Взрывная камера имеет щель, ширина и длина которой позволяют улавливать часть осколочного поля боеприпаса. Радиолокационный измеритель состоит из последовательно соединенных антенны, генератора высокой частоты и блока широкополосных усилителей, n фильтров, n ключей. Достигается повышение информативности испытаний. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к области испытания боеприпасов. Способ заключается в том, что подрыв боеприпаса осуществляют во взрывной камере, получают временную зависимость фильтрованных частот Доплера сигналов, отраженных от части осколочного поля относительно момента подрыва боеприпаса. Скорости лидирующих и замыкающих осколков, среднюю скорость и глубину осколочного поля определяют по временной зависимости фильтрованных частот Доплера сигналов, отраженных от части осколочного поля относительно момента подрыва боеприпаса. Размещают полуцилиндрическую мишень, выполненную в виде N секторов неконтактных датчиков, и определяют дифференциальный закон распределения осколков по направлениям разлета на основании фиксации координат сработавших чувствительных элементов линеек фотоприемников в картинной плоскости. Затем определяют закон распределения осколков по их массе на основе фиксации координат сработавших чувствительных элементов линеек фотоприемников в пространстве. Определяют временные интервалы между эшелонами осколочного поля боеприпаса на основе фиксации последовательности срабатываний чувствительных элементов линейки фотоприемника, расположенных по оси Z. После чего определяют динамику изменения закона распределения осколков по направлению и массе на основе фиксации комбинации сработавших чувствительных элементов линеек фотоприемников в картинной плоскости относительно оси Z. Устройство содержит взрывную камеру, устройство инициирования и боеприпас, микроЭВМ, радиолокационный измеритель скорости и полуцилиндрическую мишень. Достигается повышение информативности испытаний. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

Группа изобретений относится к области испытания боеприпасов. Способ заключается в том, что при проведении испытаний определяют в автоматизированном режиме законы распределения поражающих элементов поля поражения боеприпаса по форме, массе, направлениям и скорости разлета, общее число поражающих элементов, величины показателей поражающего действия поля поражения дистанционного боеприпаса. Получают (уточняют) зависимости, связывающие показатели, характеризующие поражающее действие поля поражения дистанционного боеприпаса с величинами его физических факторов и техническими характеристиками поражаемого объекта при минимально необходимом количестве испытаний. Строят координатный закон поражения исследуемого объекта. Определяют величину интегральной характеристики эффективности поражающего действия боеприпаса дистанционного действия для исследуемого объекта. Сравнивают по величине интегральной характеристики дистанционные боеприпасы между собой. Устройство содержит устройство метания, трубку холодной пристрелки, исследуемый объект, первый и второй блоки неконтактных датчиков, блок передающих устройств, блок определения показателей поражающего действия боеприпаса и определения величины интегральной характеристики эффективности боеприпаса, устройство инициирования и взрывную камеру. Достигается повышение оперативности и точности получения исходных данных, а также снижение трудоемкости и стоимости проведения испытаний. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области испытательной и измерительной техники, а именно к способам определения фугасного действия объекта испытаний. Способ заключается в том, что на пункте управления испытаниями устанавливают информационный датчик, имеющий геодезическую привязку к системе пространственных координат испытательной площадки. Затем устанавливают на объект испытаний маяк, включают маяк объекта испытаний и измерители давления, имеющие приемо-передающую антенну, соединенные каждый с матрицей n датчиков воздушной ударной волны, расположенных в каждой измерительной точке. Принимают информационным датчиком сигналы от маяка объекта испытаний и измерителей давления. После чего обрабатывают поступившие сигналы, определяют пространственные координаты объекта испытаний и измерителей давления на испытательной площадке, сохраняют координаты объекта испытаний и измерителей давления в памяти ЭВМ. Убирают маяк с объекта испытаний, производят подрыв объекта испытаний, измеряют параметры и среднюю скорость воздушной ударной волны в каждой измерительной точке. По запросу информационного датчика передают показания, зафиксированные в измерителях давления на пункте управления испытаниями. Обрабатывают результаты измерений и записывают параметры воздушной ударной волны в каждой измерительной точке в блок памяти ЭВМ. Затем формируют в автоматизированном режиме документ испытания. Достигается повышение информативности испытаний. 1 н.п., 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к области испытания боеприпасов. Способ заключается в размещении полуцилиндрической мишени и определении дифференциального закона распределения осколков по направлениям разлета в каждом эшелоне осколочного поля боеприпаса на основе последовательной фиксации комбинаций координат сработавших элементов матрицы чувствительных элементов линеек фотоприемника в картинной плоскости относительно первой строки матрицы чувствительных элементов линейки фотоприемников, расположенных по оси Х. Определяют массу осколков. Определяют закон распределения осколков по массе в каждом эшелоне осколочного поля боеприпасов на основе последовательной фиксации комбинации координат срабатывания элементов матрицы чувствительных элементов фотоприемников в пространстве. Определяют количество эшелонов осколочного поля боеприпаса на основе определения последовательностей срабатывания первой строки элементов матрицы чувствительных элементов линейки фотоприемника, расположенной по оси Х. После чего определяют динамику изменения распределения осколков по направлению и массе в каждом эшелоне осколочного поля боеприпаса на основе фиксации комбинаций сработавших элементов матрицы чувствительных элементов линейки фотоприемника в пространстве относительно каждой строки элементов матрицы чувствительных элементов фотоприемников, расположенных по оси Z. Устройство содержит взрывную камеру, устройство инициирования и боеприпас, микроЭВМ, радиолокационный измеритель скорости и полуцилиндрическую мишень. Достигается повышение информативности испытаний. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к области испытания боеприпасов. Способ заключается в том, что подрыв боеприпаса осуществляют во взрывной камере, получают временную зависимость фильтрованных частот Доплера сигналов, отраженных от части осколочного поля относительно момента подрыва боеприпаса. Устанавливают радиолокационный измеритель скорости так, что ось диаграммы направленности антенны составляет с плоскостью, проходящей через продольную ось боеприпаса и продольную ось щели взрывной камеры, острый угол α. Частоты Доплера сигналов, отраженных от части осколочного поля, фильтруют при нахождении поля в пределах диаграммы направленности радиолокационного измерителя скорости. Скорости лидирующих и замыкающих осколков, среднюю скорость и глубину осколочного поля определяют по временной зависимости фильтрованных частот Доплера сигналов, отраженных от части осколочного поля относительно момента подрыва боеприпаса. Затем определяют количество эшелонов осколочного поля. Устройство содержит взрывную камеру, полуцилиндрическую мишень, боеприпас, устройство инициирования, радиолокационный измеритель скорости. Достигается повышение информативности испытаний. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 


Наверх