Патенты автора Чернявец Владимир Васильевич (RU)

Изобретение относится к обеспечению безопасности судов. Техническим результатом является повышение безопасности мореплавания в критических ситуациях. В способе формируют базу знаний по обеспечению безопасности каждого судна, базы данных, при этом обеспечивают взаимный обмен информацией аварийных судов, а при возникновении аварийной ситуации анализируют в компьютерном центре все данные по аварийному судну, как исходные данные, так и полученные данные об аварии, и вырабатывают оптимальные рекомендации для поддержания аварийного судна на плаву до подхода спасательного судна или иные решения по спасению людей, судна, груза и по предотвращению загрязнения окружающей среды, при этом дополнительно включают в базу знаний технические данные всех судов данного класса, характеристики перевозимого груза, фактическую загрузку по палубам и трюмам, данные об аварии судна получают в режиме реального времени посредством систем наблюдения, установленных на надстройках судна и мобильных самоходных или телеуправляемых малогабаритных аппаратах, передвигающихся в надводном и подводном положениях. 2 н.п. ф-лы.
Изобретение относится к обеспечению безопасности судов. Техническим результатом является повышение безопасности мореплавания в критических ситуациях. В способе формируют базу знаний по обеспечению безопасности каждого судна, базы данных, при этом обеспечивают взаимный обмен информацией аварийных судов, а при возникновении аварийной ситуации анализируют в компьютерном центре все данные по аварийному судну, как исходные данные, так и полученные данные об аварии, и вырабатывают оптимальные рекомендации для поддержания аварийного судна на плаву до подхода спасательного судна или иные решения по спасению людей, судна, груза и по предотвращению загрязнения окружающей среды, при этом дополнительно включают в базу знаний технические данные всех судов данного класса, характеристики перевозимого груза, фактическую загрузку по палубам и трюмам, данные об аварии судна получают в режиме реального времени посредством систем наблюдения, установленных на надстройках судна и мобильных самоходных или телеуправляемых малогабаритных аппаратах, передвигающихся в надводном и подводном положениях. 2 н.п. ф-лы.

Изобретение относится к области спасательных средств на воде и может быть использовано в качестве штатного снаряжения для летного состава в условиях аварийного приводнения. Индивидуальное спасательное средство для поддержания летчика на плаву при приводнении содержит наполняемую газом эластичную плавучесть, выполненную в виде двух надувных баллонов-подков, закрепленных на комбинезоне летчика, систему газонаполнения, размещенную в подмышечном пространстве комбинезона. Плавучесть выполнена в виде тора с днищем, герметично соединенным через два отверстия со штанинами комбинезона. В исходном (сдутом состоянии) плавучесть выполнена в виде баллона и укладывается на поясной части посредством замков в виде пакета на поясную часть комбинезона. На поверхности плавучести, выполненной в виде тора, закреплен теплозащитный тент-накидка и автоматическая стяжка. Достигается создание комфортных условий и выживаемости летчика в условиях аварийного приводнения и последующего длительного пребывания в воде. 3 ил.

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано для сейсмоакустических исследований на шельфе при выполнении разведочных работ нефтегазоносных месторождений. Заявлена автономная сейсмоакустическая станция (МАСАС), содержащая устанавливаемый на морском дне, всплывающий после отдачи балласта носитель аппаратуры (НА), причем НА включает в себя размещенные в герметичном сферическом контейнере бортовой вычислительный узел (БВУ), источник питания, трехкомпонентный сейсмоприемник, а также установленные снаружи герметичного контейнера гидрофон, устройство постановки и снятия НА с грунта, средства для поиска всплывшего НА, выполненные в виде проблескового маяка, спутниковой системы навигации типа «Глонасс», низкоорбитальной спутниковой системы связи типа «Гонец» и активного радиолокационного отражателя, размыкатель, дублируемый командами с прибора срочности, с датчика герметичности, с датчика давления, регистрирующий тракт, состоящий из четырехканального блока фильтрации и усиления, обеспечивающего фильтрацию сигналов с выходов трехкомпонентных сейсмоприемников и гидрофона в полосе частот 5-200 Гц и усиление сигналов для их подачи на вход блока четырехканального аналого-цифрового преобразователя (ЧАЦП), выходные сигналы с которого по отдельности подаются на входные каналы формирователя (КФ), где из сигналов гидрофона и сейсмоприемников формируется массив отдельной выборки с длиной из шестнадцатиразрядных слов, подающихся с выхода КФ на соответствующие каналы накопителя информации (НИ), представляющего собой твердотельную память из 4 флэш-карт с емкостью по 2 Гбайт каждая, причем блок ЧАЦП состоит из четырех 14-разрядных АЦП, в которой корпус носителя аппаратуры выполнен из напряженного железобетона и имеет надводную часть, на которой размещены система сбора и передачи на берег информации с измерительных систем, расположенных на сейсмической станции. При этом корпус носителя аппаратуры выполнен в виде отдельных кольцевых монолитных секций, из напряженного железобетона и снабженных направляющим (замками), внутри кольцевых монолитных секций расположены направляющие трубки, для размещения в них стальных тросов или стержней для предварительного сжатия корпуса буя, в нижней части буя размещены домкраты, в теле буя размещены электропривод и тензометрические датчики. Технический результат - обеспечение более достоверных данных сейсмических исследований. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано для навигации подвижных объектов в режиме реального времени. Система точной навигации подвижных объектов с использованием данных наземной инфраструктуры ГЛОНАСС включает спутники глобальных навигационных систем (ГЛОНАСС, GPS, GALILEO), диспетчерскую станцию, содержащую геоинформационную систему, базовую станцию, подвижные объекты, оснащенные телеметрическими терминалами, на которых установлено телекоммуникационное оборудование, обеспечивающее соединение базовой станции с подвижными объектами посредством широкополосного радиодоступа, блок обработки совместной информации, поступающей с базовой станции и подвижного объекта. В качестве базовой станции используется сгенерированная сетевым программным обеспечением на основе данных наземной инфраструктуры ГЛОНАСС виртуальная базовая станция. В качестве телеметрического терминала в системе используется устройство точной навигации, созданное на базе одночастотного двухсистемного кодо-фазового чипа, принимающего сигналы глобальных навигационных спутниковых систем, подключенного к малогабаритному атомному стандарту частоты, введены региональные модели ионосферы и тропосферы, созданные в режиме реального времени, генерируемые сетевым программным обеспечением на основе данных наземной инфраструктуры ГЛОНАСС. При этом на побережье и на акватории установлены ретрансляторы, причем ретранслятор, установленный на побережье, размещен в глубине побережья, а ретрансляторы на акватории расположены на расстоянии 50 км от берега вдоль побережья. При передаче информации от базовой станции на ретрансляторы используют кодовые измерения длительностью 20-30 сек. Ретранслятор, установленный на акватории, выполнен в виде буя, корпус которого выполнен из напряженного железобетона и имеет надводную часть, на которой размещено телекоммуникационное оборудование. Технический результат заявленного изобретения состоит в повышении точности и надежности определения местоположения подвижных объектов в режиме реального времени. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области гидрографии, в частности к способам и техническим средствам определения поправок к глубинам, измеренным однолучевым эхолотом при съемке рельефа дна акватории. Техническим результатом является то, что при использовании заявленного способа и устройства для его осуществления существенно упрощается процесс определения данных поправок по сравнению с аналогом за счет того, что для их определения используются только лишь измеренные гидроакустическим путем глубины погружения заборной части заявленного устройства в процессе ее погружения до заданного горизонта и подъема до поверхности воды, а также используются новые формульные зависимости. Кроме того, в заявленном способе и устройстве по сравнению с прототипом обеспечивается расширение их функциональных возможностей путем определения геодезических координат мест измерения глубин погружения приемоизлучающей гидроакустической антенной с требуемой точностью в процессе определения данных поправок, а следовательно, обеспечивается создание на акватории съемки рельефа дна опорных гидрографических пунктов для калибровки эхолотов на акватории съемки с целью обеспечения единства измерений. Заявленное устройство снабжено приемником спутниковой радионавигационной системы типа GPS, антенна которого закреплена на верхнем конце базы, морской интегрированной малогабаритной навигационной системой типа «КАМА», закрепленной в кардановом подвесе, вычислительным блоком определения искомых геодезических координат мест измерения глубин погружения заборной части заявленного устройства, реализующим новые формульные зависимости. 2 н.п. ф-лы.

Изобретение относится к морской гидрометеорологии и может быть использовано для определения поля дрейфа морских льдов. Способ определения поля дрейфа морских льдов заключается в совмещении пары последовательных спутниковых изображений одного и того же участка ледовой поверхности, совмещении неподвижных деталей изображений, придании изображениям взаимно-исключающих световых или цветовых контрастов. При этом направление дрейфа определяется как отношение поперечной составляющей скорости к продольной составляющей скорости дрейфующего объекта. Пройденное расстояние по перемещению точек дрейфующего объекта, характеризующих локальный максимум высот дрейфующего объекта относительно береговых ориентиров, определяется путем построения метрик Хаусдорфа. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение достоверности определения дрейфа льдов при совмещении изображений льдов на снимках. 1 ил.
Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Система транспортировки жидкого продукта на большие расстояния состоит из магистрального трубопровода, подводящих трубопроводов, перекачивающих станций, конечного пункта для приема перекачиваемого продукта из магистрального трубопровода, линейных сооружений магистрального трубопровода, включает участки магистрального трубопровода с постоянно возрастающим диаметром для расширения газа непосредственно в трубопроводе. Перекачивающие станции установлены на головных сооружениях магистрального трубопровода. Морские участки магистрального трубопровода выполнены из полипропилена и размещены в водной среде посредством якорных устройств, снабженных размыкателем. Участки магистрального трубопровода, расположенные в прибрежной зоне и болотистой местности, установлены на понтонах, снабженных стабилизирующим устройством. Промежуточные перекачивающие станции размещают в географических точках, по мере уменьшения разности высот уровня моря между двумя географическими точками, от начальной к конечной точке участка магистрального трубопровода, при этом диаметр магистрального трубопровода, образующего каждый каскад, уменьшается на 10% от диаметра магистрального трубопровода, расположенного в географической точке с наивысшим уровнем моря. В месте вывода магистрального трубопровода на берег магистральный трубопровод помещен в наклонную железобетонную шахту. Резервуар головной перекачивающей станции соединен с системой каналов для сбора воды, выполненных из глины или камня. Задачей изобретения является снижение трудоматериальных затрат за счет упрощения конструкции магистрального трубопровода.

Изобретение относится к области гидрографии, в частности к способам и техническим средствам барометрической съемки рельефа дна путем определения глубин на заданной акватории. Способ определения на навигационных картах границ опасных участков морского дна включает построение и нанесение изобат по результатам промеров на навигационные карты. При этом дополнительно выполняют сегментирование картографического отображения рельефа дна на монотонные участки с известными наибольшими и наименьшими глубинами и выполняют измерения кратчайших расстояний от оси судового хода до опасных изобат с обоих бортов судна. Затем выполняют оценку безопасности прохода судна вблизи пространственных опасностей путем построения регрессионных моделей опасных изобат. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение навигационной безопасности судов путем определения границ опасных участков дна на картах без использования интерполяции глубин. 2 ил.

Изобретение относится к морской гидрометеорологии и может быть использовано для определения поля дрейфа морских льдов. Способ определения поля дрейфа морских льдов заключается в совмещении пары последовательных спутниковых изображений одного и того же участка ледовой поверхности, совмещении неподвижных деталей изображений, придании изображениям взаимно-исключающих световых или цветовых контрастов. При этом направление дрейфа определяется как отношение поперечной составляющей скорости к продольной составляющей скорости дрейфующего объекта. Пройденное расстояние по перемещению точек дрейфующего объекта, характеризующих локальный максимум высот дрейфующего объекта относительно береговых ориентиров, определяется путем построения метрик Хаусдорфа. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение достоверности определения дрейфа льдов при совмещении изображений льдов на снимках. 1 ил.
Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Система транспортировки жидкого продукта на большие расстояния состоит из магистрального трубопровода, подводящих трубопроводов, перекачивающих станций, конечного пункта для приема перекачиваемого продукта из магистрального трубопровода, линейных сооружений магистрального трубопровода, включает участки магистрального трубопровода с постоянно возрастающим диаметром для расширения газа непосредственно в трубопроводе. Перекачивающие станции установлены на головных сооружениях магистрального трубопровода. Морские участки магистрального трубопровода выполнены из полипропилена и размещены в водной среде посредством якорных устройств, снабженных размыкателем. Участки магистрального трубопровода, расположенные в прибрежной зоне и болотистой местности, установлены на понтонах, снабженных стабилизирующим устройством. Промежуточные перекачивающие станции размещают в географических точках, по мере уменьшения разности высот уровня моря между двумя географическими точками, от начальной к конечной точке участка магистрального трубопровода, при этом диаметр магистрального трубопровода, образующего каждый каскад, уменьшается на 10% от диаметра магистрального трубопровода, расположенного в географической точке с наивысшим уровнем моря. В месте вывода магистрального трубопровода на берег магистральный трубопровод помещен в наклонную железобетонную шахту. Резервуар головной перекачивающей станции соединен с системой каналов для сбора воды, выполненных из глины или камня. Задачей изобретения является снижение трудоматериальных затрат за счет упрощения конструкции магистрального трубопровода.

Изобретение относится к области гидрографии, в частности к способам и техническим средствам барометрической съемки рельефа дна путем определения глубин на заданной акватории. Способ определения на навигационных картах границ опасных участков морского дна включает построение и нанесение изобат по результатам промеров на навигационные карты. При этом дополнительно выполняют сегментирование картографического отображения рельефа дна на монотонные участки с известными наибольшими и наименьшими глубинами и выполняют измерения кратчайших расстояний от оси судового хода до опасных изобат с обоих бортов судна. Затем выполняют оценку безопасности прохода судна вблизи пространственных опасностей путем построения регрессионных моделей опасных изобат. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение навигационной безопасности судов путем определения границ опасных участков дна на картах без использования интерполяции глубин. 2 ил.

Изобретение относится к морской гидрометеорологии и может быть использовано для определения поля дрейфа морских льдов. Способ определения поля дрейфа морских льдов заключается в совмещении пары последовательных спутниковых изображений одного и того же участка ледовой поверхности, совмещении неподвижных деталей изображений, придании изображениям взаимно-исключающих световых или цветовых контрастов. При этом направление дрейфа определяется как отношение поперечной составляющей скорости к продольной составляющей скорости дрейфующего объекта. Пройденное расстояние по перемещению точек дрейфующего объекта, характеризующих локальный максимум высот дрейфующего объекта относительно береговых ориентиров, определяется путем построения метрик Хаусдорфа. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение достоверности определения дрейфа льдов при совмещении изображений льдов на снимках. 1 ил.

Изобретение относится к области гидрографии, в частности к способам и техническим средствам барометрической съемки рельефа дна путем определения глубин на заданной акватории. Способ определения на навигационных картах границ опасных участков морского дна включает построение и нанесение изобат по результатам промеров на навигационные карты. При этом дополнительно выполняют сегментирование картографического отображения рельефа дна на монотонные участки с известными наибольшими и наименьшими глубинами и выполняют измерения кратчайших расстояний от оси судового хода до опасных изобат с обоих бортов судна. Затем выполняют оценку безопасности прохода судна вблизи пространственных опасностей путем построения регрессионных моделей опасных изобат. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение навигационной безопасности судов путем определения границ опасных участков дна на картах без использования интерполяции глубин. 2 ил.
Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Система транспортировки жидкого продукта на большие расстояния состоит из магистрального трубопровода, подводящих трубопроводов, перекачивающих станций, конечного пункта для приема перекачиваемого продукта из магистрального трубопровода, линейных сооружений магистрального трубопровода, включает участки магистрального трубопровода с постоянно возрастающим диаметром для расширения газа непосредственно в трубопроводе. Перекачивающие станции установлены на головных сооружениях магистрального трубопровода. Морские участки магистрального трубопровода выполнены из полипропилена и размещены в водной среде посредством якорных устройств, снабженных размыкателем. Участки магистрального трубопровода, расположенные в прибрежной зоне и болотистой местности, установлены на понтонах, снабженных стабилизирующим устройством. Промежуточные перекачивающие станции размещают в географических точках, по мере уменьшения разности высот уровня моря между двумя географическими точками, от начальной к конечной точке участка магистрального трубопровода, при этом диаметр магистрального трубопровода, образующего каждый каскад, уменьшается на 10% от диаметра магистрального трубопровода, расположенного в географической точке с наивысшим уровнем моря. В месте вывода магистрального трубопровода на берег магистральный трубопровод помещен в наклонную железобетонную шахту. Резервуар головной перекачивающей станции соединен с системой каналов для сбора воды, выполненных из глины или камня. Задачей изобретения является снижение трудоматериальных затрат за счет упрощения конструкции магистрального трубопровода.
Изобретение относится к устройствам для видеоконтроля водных акваторий с обеспечением регистрации нештатных ситуаций, связанных с движением судов по несанкционированным курсам или их нахождением в запретных зонах. Заявленная видеосистема для регистрации нештатных ситуаций на судоходных реках содержит установленные, по меньшей мере, на одной опоре поворотные видеокамеры видимого диапазона с Ethernet-интерфейсом и ПЗС-матрицей, стандартные сетевые устройства для архивации и обработки видеоданных, обнаружения, идентификации и распознавания объектов оператором, а также малогабаритные лазерные источники света для создания светящихся реперных точек, образующих опорную сетку для определения координат наблюдаемых объектов. При этом на опоре дополнительно установлена лазерно-акустическая система для получения видеоданных подводной части наблюдаемого объекта относительно оси судового хода наблюдаемого объекта. Технический результат - расширение функциональных возможностей.
Изобретение относится к области охраны окружающей среды и предназначено для локализации нефтяных загрязнений и очистки от них открытых водоемов. Способ локализации нефтяного загрязнения включает обработку нефтяного загрязнения на поверхности воды и создание заграждения, препятствующего растеканию нефти на поверхности воды. Заграждения создают в виде сеточного каркаса, выполненного из полимерного материала и размещенного по периметру загрязнения. Сеточный каркас выполнен в виде шатра посредством сочлененных секций, посредством проволочного проводника, соединенного с источником электроэнергии. При этом по длине проволочного проводника на равных расстояниях друг от друга установлены патроны со свечами, выполненными из канифоли. Изобретение обеспечивает повышение надежности очистки открытых водоемов от нефтяных загрязнений, снижение трудозатрат с обеспечением экологической безопасности.

Изобретение относится к области беспилотных аппаратов и комплексам наблюдения для них. Комплекс наблюдения содержит беспилотный аппарат и мобильный пульт контроля и управления. Беспилотный аппарат снабжен четырьмя гидролыжами, расположенными соответственно в носовой и кормовой частях корпуса и на оконечностях каждого крыла. При этом каждая гидролыжа выполнена в виде гондолы, снабженной впускными и выпускными клапанами. Гидролыжи, расположенные соответственно в носовой и кормовой частях корпуса аппарата, снабжены вертикальными движителями, а гидролыжи, расположенные на оконечностях каждого крыла, снабжены горизонтальными движителями. В комплекс наблюдения дополнительно введены радиодоплеровская система измерения скорости и высоты полета беспилотного аппарата, электронная навигационная картографическая система, доплеровский гидроакустический лаг, соединенные с маршрутным вычислительным устройством. Обеспечивается расширение функциональных возможностей беспилотного аппарата с одновременным повышением достоверности при выполнении видеосъемки и измерении радиоактивности гамма-излучателей. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к спасательным средствам, в частности к спасательным плотам, используемым авиационными средствами доставки к месту катастрофы или аварии на воде. Надувной спасательный плот снабжен надувными бортами, которые представляют собой одну общую камеру, разделенную диафрагмами на четыре отсека, соединенные перепускными трубками, обеспечивающими газовое наполнение всех отсеков от одного баллона с углекислотой или от ручного меха. Поручни выполнены в виде ручек, наклеенных на бортах, на левом борту смонтирован ручной мех, позволяющий поддувать оболочку воздухом. С наружной стороны на днище расположен водобалластный мешок для придания надувному плоту устойчивости. Для стравливания газа из оболочки надувного плота на нем имеется резьбовая втулка с пробкой, в носовой части в кармане помещается баллон с углекислотой, который соединен с надувным плотом, тент с капюшоном приклеен к бортам с внутренней стороны и разделен на две части, скрепляемые между собой текстильной застежкой, обе части тента могут заполняться воздухом через трубки, имеющиеся по одной на левом и правом его распахах. Надувной плот также содержит мягкий плавучий якорь, губку для удаления воды из плота, пакет с уранином, шнур для крепления якоря и переносную сумку с дельными вещами. Плот в нерабочем (статическом) состоянии размещается внутри пуфа, сочлененного с комбинзоном пилота. Пуф снабжен застежкой типа «молния» со стопором, соединенным с электромеханическим выключателем, сочлененным с механизмом запуска источника сжатого газа. Достигается упрощение конструкции плота с сохранением его основной функциональной принадлежности. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к вычислительной технике, а именно к автоматизированным системам обеспечения и управления процессами инновационной деятельности. Техническим результатом является оптимизация управления системой внедрения интеллектуальной собственности. Система содержит объединенные в локальную вычислительную сеть: блок формирования инновационных разработок, блок инициализации запросов на инновации, блок потребителей инноваций, блок формирования запросов на инновации по направлениям, блок активации инновационной деятельности, блок разработчиков инноваций и блок поставки инновационных решений, экспертный модуль оценки инновационного потенциала. 1 ил.

Изобретение относится к области изготовления сосудов высокого давления. Сосуд имеет корпус с полусферическим днищем и снабжен силовой оболочкой, включающей уплотнение. Силовая оболочка включает эластичный слой, защитный коррозийно-стойкий и герметизирующий слой. Сосуд снабжен полюсным отверстием. Защитный коррозийно-стойкий и герметизирующий слой днища выполнен из стальных и бронзовых спиралей в соотношении 2:1, спрессованных между собой и совместно с фторопластовым материалом, внешняя поверхность которого дополнительно спрессована с арматурной оплеткой, выполненной из бронзовых спиралей. Корпус и силовая оболочка сосуда выполнены с защитным технологическим покрытием, которое содержит, мас. %: SiO2 15-21; MgO 5-10; Na2O 7-8,5; 3CaO⋅Al2O3 1-9; Al2O3⋅MgO 2-5; B2O3 8-12,5; Ваморфный 2,5-3,5; NiAl2O4 3-5; NiSiO4 3,5-10; Al2O3 - остальное, на внешней поверхности уплотнения закреплены индикаторы безопасности, выполненные в виде двух датчиков, один из которых фиксирует температуру уплотнения, а второй датчик, реагирует на деформацию уплотнения. Технический результат – повышение безопасности хранения и транспортировки опасных веществ. 1 ил.

Изобретение относится к вычислительной технике, а именно к автоматизированным системам обеспечения и управления процессами инновационной деятельности. Техническим результатом является оптимизация управления системой внедрения интеллектуальной собственности. Система содержит объединенные в локальную вычислительную сеть: блок формирования инновационных разработок, блок инициализации запросов на инновации, блок потребителей инноваций, блок формирования запросов на инновации по направлениям, блок активации инновационной деятельности, блок разработчиков инноваций и блок поставки инновационных решений, экспертный модуль оценки инновационного потенциала. 1 ил.

Изобретение относится к области изготовления сосудов высокого давления. Сосуд имеет корпус с полусферическим днищем и снабжен силовой оболочкой, включающей уплотнение. Силовая оболочка включает эластичный слой, защитный коррозийно-стойкий и герметизирующий слой. Сосуд снабжен полюсным отверстием. Защитный коррозийно-стойкий и герметизирующий слой днища выполнен из стальных и бронзовых спиралей в соотношении 2:1, спрессованных между собой и совместно с фторопластовым материалом, внешняя поверхность которого дополнительно спрессована с арматурной оплеткой, выполненной из бронзовых спиралей. Корпус и силовая оболочка сосуда выполнены с защитным технологическим покрытием, которое содержит, мас. %: SiO2 15-21; MgO 5-10; Na2O 7-8,5; 3CaO⋅Al2O3 1-9; Al2O3⋅MgO 2-5; B2O3 8-12,5; Ваморфный 2,5-3,5; NiAl2O4 3-5; NiSiO4 3,5-10; Al2O3 - остальное, на внешней поверхности уплотнения закреплены индикаторы безопасности, выполненные в виде двух датчиков, один из которых фиксирует температуру уплотнения, а второй датчик, реагирует на деформацию уплотнения. Технический результат – повышение безопасности хранения и транспортировки опасных веществ. 1 ил.

Изобретение относится к области изготовления сосудов высокого давления. Сосуд имеет корпус с полусферическим днищем и снабжен силовой оболочкой, включающей уплотнение. Силовая оболочка включает эластичный слой, защитный коррозийно-стойкий и герметизирующий слой. Сосуд снабжен полюсным отверстием. Защитный коррозийно-стойкий и герметизирующий слой днища выполнен из стальных и бронзовых спиралей в соотношении 2:1, спрессованных между собой и совместно с фторопластовым материалом, внешняя поверхность которого дополнительно спрессована с арматурной оплеткой, выполненной из бронзовых спиралей. Корпус и силовая оболочка сосуда выполнены с защитным технологическим покрытием, которое содержит, мас. %: SiO2 15-21; MgO 5-10; Na2O 7-8,5; 3CaO⋅Al2O3 1-9; Al2O3⋅MgO 2-5; B2O3 8-12,5; Ваморфный 2,5-3,5; NiAl2O4 3-5; NiSiO4 3,5-10; Al2O3 - остальное, на внешней поверхности уплотнения закреплены индикаторы безопасности, выполненные в виде двух датчиков, один из которых фиксирует температуру уплотнения, а второй датчик, реагирует на деформацию уплотнения. Технический результат – повышение безопасности хранения и транспортировки опасных веществ. 1 ил.
Изобретение относится к способам поиска морских нефтегазовых месторождений. Сущность: на профилях над предполагаемым месторождением или перспективной площадью в слое воды производят непрерывное измерение концентрации тяжелых металлов с помощью ионоселективных электродов, избирательно реагирующих на ионы тяжелых металлов меди (Cu), свинца (Pb), кадмия (Cd), серебра (Ag) и ртути (Hg). Выделяют аномалии в концентрациях тяжелых металлов по превышению амплитуды колебаний концентрации над фоном. Если аномалии серебра (Ag) и ртути (Hg) отсутствуют, то по форме и расположению аномалий Cu, Pb и Cd оконтуривают месторождение, вводя поправки в концентрации Cu, Pb и Cd, исключая влияние Ag и/или Hg по экспериментальным зависимостям. Выделяют аномалии в исправленных значениях Cu, Pb и Cd. По форме и расположению аномалий оконтуривают месторождение. Дополнительно производят непрерывное измерение концентраций гелия посредством оптико-механического чипа, состоящего из нановолновода и прикрепленного к нему кантилевера. Регистрируют гелиевые аномалии посредством гелиевого детектора и модуля образцовых голографических матриц с записанными спектрами ЯМР атомов веществ в водной среде. Технический результат: расширение функциональных возможностей, повышение надежности поисков, снижение трудозатрат.

Изобретение относится к способам определения состояния ледяного покрова. Сущность: с помощью цифрового фотоаппарата и подводной видеокамеры, размещенных соответственно на квадрокоптерах и автономных аппаратах типа “SONOBOT”, получают изображения льдин. Выполняют интерпретацию и анализ полученных изображений. При этом определяют толщину льдин, прочностные характеристики каждой льдины, а также выявляют льдины, представляющие опасность для конкретного морского объекта хозяйственной деятельности, с последующим ранжированием льдин по степени их разрушительной силы. Кроме того, определяют направление и скорость дрейфа льдин по смещению изображений на заданном интервале времени, маркируют льдины по степени их разрушительной силы с учетом прочностных характеристик морского объекта хозяйственной деятельности. Технический результат: расширение функциональных возможностей, снижение трудозатрат. 2 ил.
Изобретение относится к спасательным устройствам судов и морских платформ и может использоваться в качестве средства экстренного спасения персонала с надводных объектов океанотехники при возникновении на них пожаров или аварийных и катастрофических ситуаций. Устройство для эвакуации персонала с морских буровых сооружений включает в себя средство для спуска спасательной шлюпки на воду, которая состоит из по крайней мере одной опорной балки, которая одним концом соединяется шарнирно с надстройкой платформы, а на другом конце несет одну опорную люльку для размещения шлюпки, герметически закрытый и соединенный со спасательной шлюпкой сходный трап, бортовой компьютер на шлюпке для мониторинга внешних условий. Опорная люлька выполнена в виде понтона. Спасательная шлюпка дополнительно снабжена колесами с металлическими шипами и движителем. Герметически закрытый и соединенный со спасательной шлюпкой сходный трап снабжен телескопическим устройством, и внутри которого размещен ступенчатый травалатор, сочлененный с электроприводом, размещенным в спасательной шлюпке. Достигается повышение надежности спасательной операции при нахождении объекта океанотехники в сложных ледовых условиях.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса обеспечения эвакуации и спасения персонала морских объектов в экстремальных случаях, а также экипажей морских объектов, работающих в замерзающих морях. Спасательная шлюпка свободного падения для экстренной эвакуации персонала с морских объектов в ледовых условиях содержит корпус и амортизирующую систему снижения ударных нагрузок. Корпус изготовлен из огнестойкого материала, а амортизирующая система снижения ударных нагрузок выполнена в виде амортизирующей подушки. Шлюпка оснащена побортно установленными реактивными соплами-движителями и расположенными в или на корпусе шлюпки баллонами высокого давления, связанными с соплами-движителями посредством трубопроводов с управляемыми задвижками. Шлюпка дополнительно оснащена выдвижными крыльями по обоим бортам, аэрорулями и двумя гидролыжами, турбовинтовым движителем. Корпус содержит нишу, которая ограничена носовым реданом, бортовыми килями и кормовой выдвижной аппарелью. Трубопроводы с управляемыми задвижками также связаны с нишей. Бортовые кили спасательной шлюпки оборудованы боковыми воздушными трактами. Достигается безопасный для персонала контакт шлюпки со льдом при сбрасывании ее с морских объектов и ее самостоятельное движение по льду для покидания опасной зоны на различных режимах движения. 1 ил.

Изобретение относится к области геофизики, в частности к способам проведения сейсморазведки, и может быть использовано для поиска подводных полезных ископаемых, а также прогнозирования места, силы и времени сейсмического события, например, землетрясения, извержения подводных вулканов. Предложен способ прогнозирования сейсмического события, содержащий выбор, по меньшей мере, одного контролируемого параметра из числа параметров, характеризующих процессы в земной коре, для мониторинга ситуации, по меньшей мере, в одной зоне ожидаемого сейсмического события, принадлежащей исследуемому сейсмоактивному региону; формирование в исследуемом сейсмоактивном регионе, к которому принадлежит, по меньшей мере, эта одна зона ожидаемого сейсмического события, наблюдательной сети из n пунктов измерения, по меньшей мере, этого одного контролируемого параметра, в котором при формировании для исследуемого сейсмоопасного региона пространственно-временной схемы распределения меры согласованности S изменений контролируемых параметров меру согласованности определяют по критерию синхронизации, равному отношению среднеквадратического отклонения разностей между последовательными измерениями для каждого узла регулярной сетки к среднему значению измерений во всех узлах регулярной сетки. Технический результат - повышение достоверности сейсмических исследований.

Изобретение относится к плавучим средствам навигационного оборудования, в частности к бую, предназначенному для ограждения фарватеров на судоходных акваториях. Предложен навигационный буй, содержащий обтекаемый герметичный корпус, разделенный на отсеки, светооптическую аппаратуру на светодиодах, расположенную в головной части корпуса, солнечную энергетическую установку, состоящую из светооптического устройства, автономный источник электропитания (аккумулятор) и подзарядное энергетическое устройство с механизмом подключения его к данному источнику, преобразующее тепловую энергию Солнца в электрическую и помещенное внутрь гелиоконцетратора, функции которого выполняет оптическое устройство на основе линзы Френеля, волновую энергетическую установку, установленную во внутренней полости корпуса, содержащую цилиндрическую емкость со статором линейного электрического генератора, по оси которой в направляющих перемещается шток, на котором установлен ротор с постоянными магнитами линейного электрического генератора, на конце штока установлен стабилизирующий балласт, выполненный полым в виде поплавка, обмотка статора соединена с входом зарядного устройства, выход которого соединен с аккумулятором, от которого питается светооптическая аппаратура, при этом введена еще одна солнечная энергетическая установка, выполненная в виде сферы, установленная по периметру светодиодного излучателя и соединенная с аккумулятором. Технический результат заключается в увеличении мощности энергетической установки навигационного буя, упрощении его конструкции. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам для измерения геофизических и гидрофизических параметров в придонных зонах морей и океанов. Сущность: подводная обсерватория, сочлененная с диспетчерской станцией (9), включает поверхностный буй-веху (8), подповерхностный буй (3) и нижнюю плавучесть (4), соединенные посредством ходового троса (2). Ходовой трос (2) закреплен на балласте (5) посредством гидроакустического размыкателя (6). Между подповерхностным буем (3) и балластом (5) по ходовому тросу (2) передвигается профилирующий носитель (1). Профилирующий носитель (1) содержит модуль центрального микроконтроллера, электропривод и комплект измерительных датчиков. Поверхностный буй-веха (8) содержит радиоантенну (16), радиомодем (17), аккумуляторы (18), акселерометр (19), магнитный компас (20), счетчики (21) потребления электроэнергии, GPS-приемник (22), GSM-модем (23), солнечные батареи (24). Нижняя плавучесть (4) содержит электропривод (10), сочлененный с телескопическим устройством (11), в оконечности которого установлен сейсмометр (12), а также модем (13) гидроакустического канала связи с диспетчерской станцией (9) и устройство (15), считывающее с флеш-карты интегрированного регистратора данных сейсмометра (12). Нижняя плавучесть (4) выполнена шарообразной формы и содержит лифтовую камеру (14) для перемещения профилирующего носителя (1). Внутри ходового троса (2) размещен гидросенсорный кабель (7). Технический результат: расширение функциональных возможностей. 2 ил.

Изобретение относится к разведке с использованием магнитных полей и может быть использовано для обнаружения подводных ферромагнитных объектов. Сущность: буксируют два источника магнитного поля вдоль полосы обследования. Причем границы полосы обследования задают путем рассеивания ферромагнитного материла, сформированного в виде масс в 1 м3, размещенных на расстоянии 80-170 м друг от друга вдоль оси границы с образованием четырехугольника. Осуществляют посредством блока управления попеременной работы буксируемых источников магнитного поля регистрацию суммарного магнитного поля буксируемых источников и ферромагнитных масс первичным трехкомпонентным преобразователем магнитного поля. Усиливают и преобразуют зарегистрированные сигналы суммарного магнитного поля буксируемых источников и ферромагнитных масс вторичным преобразователем. Передают усиленные и преобразованные сигналы суммарного магнитного поля буксируемых источников и ферромагнитных масс в вычислительный блок. В вычислительном блоке определяется сигнал, обусловленный наличием ферромагнитных масс или подводного ферромагнитного объекта. Передают сигнал с вычислительного блока на исполнительный блок с последующей его ретрансляцией в блок управления. Блок управления обеспечивает движение буксируемых источников магнитного поля в заданных границах полосы обследования путем определения координат сигнала в навигационном модуле. Предварительно выполняют батиметрическую съемку, посредством многолучевого эхолота, акустическое зондирование рельефа дна гидролокатором бокового обзора, по эхо и теневым контактам выявляют обнаруженные подводные объекты, выполняют картирование рельефа дна с выявлением линий водораздела и водосливных линий, дополнительно выполняют зондирование обнаруженного объекта, посредством лазерно-лучевого источника с передачей изображения на видеосистему с выделением границ на изображении посредством оператора Собела и детектора Канне. Система для обнаружения подводных ферромагнитных объектов состоит из измерительной системы магнитного поля, которая включает два буксируемых источника магнитного поля, подключенных посредством кабель-тросов соответственно к блоку питания через блок управления, два буксируемых первичных трехкомпонентных преобразователя магнитного поля, подключенных посредством кабель-тросов соответственно ко вторичному преобразователю через блок управления, вычислительный блок, вход которого подключен к выходу вторичного преобразователя, а выход подключен к входу исполнительного блока, многолучевого эхолота и гидролокатора бокового обзора, которые подключены через блок управления и вторичный преобразователь к вычислительному блоку, отличающаяся тем, что введены лазерно-лучевой модуль, видеосистема, блок обработки изображений, который через блок управления соединен с лазерно-лучевым модулем, многолучевым эхолотом, гидролокатором бокового обзора и вычислителем. Технический результат: повышение достоверности обнаружения подводных объектов. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к локационным способам и средствам измерения глубин морских акваторий с помощью эхолотов. Способ определения расстояния от объекта до источника электромагнитного поля путем излучения электромагнитного поля звукового диапазона в направлении дна, приема отраженного сигнала, измерения промежутка времени между моментом излучения до момента приема сигнала и вычисления по полученным результатам глубины посредством эхолота, в котором дополнительно измеряют скорость звука в диапазоне 1400-1600 м/с, с разрешением 0,001 м/с на горизонте установки излучателя и приемной антенны, а также на n-горизонтах по глубине в фиксированных точках, включая придонный горизонт, посредством профилографа скорости звука, установленного на автономном аппарате типа «SONOBOT», при этом также измеряют температуру воды, гидростатическое давление в диапазоне 10, 50, 100, 300 и 600 бар и электропроводность в тех же фиксированных точках, в которых измеряют скорость звука. Эхолот для осуществления способа определения глубин в точке облучения дна, содержащий излучатель, приемник для приема отраженного от дна сигнала, измеритель длительности, опорный генератор и вычислитель с регистратором, при этом выходы излучателя, приемника и опорного генератора подключены к входам измерителя длительности, выход которого подключен к вычислителю, антенна приемника эхолота подключена к измерителю длительности, снабженному дискриминатором особых точек сигнала, а частотой опорного генератора управляют в зависимости от измеряемой глубины и требуемой точности ее измерений, дополнительно содержит блок выработки поправок на скорость звука на n-горизонтах с учетом гидростатического давления, температуры, электропроводности и солености на n-горизонтах. Техническим результатом является повышение достоверности измерения глубин посредством эхолота. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к автоматизированным системам мониторинга водных акваторий и предназначено для проведения контроля экологического состояния водной среды. Морское патрульное судно для экологического контроля территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны выполнено в виде летательного аппарата с реализацией режимов полета у экрана, вне экрана и в водоизмещающем режиме. В состав измерительной аппаратуры введены автоматическая метеорологическая станция, радиовысотомер малых высот с функциями измерения параметров волнения, лазерный сканер, лазерный батиметр, аппаратура для выполнения видеосъемки и радиолокационной съемки, подводный осмотровый аппарат, телеуправляемый подводный аппарат. Морское патрульное судно также оснащено навигационным комплексом, системой прямого геопозиционирования, аварийно-спасательными средствами, включающими спасательные надувные плоты, подводный водолазный комплекс. Достигается повышение достоверности получения измеряемых параметров окружающей среды с одновременным повышением оперативности в получении исходной информации в регионе проводимых исследований.
Изобретение относится к области производства подводных работ для зондирования морского дна, прокладки трасс трубопроводов с привязкой к географическим координатам, обнаружения заиленных объектов. Буксируемый подводный аппарат (БПА) выполнен в виде полого цилиндрического корпуса со съемной головкой и хвостовым стабилизатором, снабжен заглубляющим устройством и вычислительно-управляющим модулем и соединен с судном-буксировщиком кабель-тросом. Гидроакустическая аппаратура включает параметрический профилограф, состоящий из излучающей параметрической антенны накачки и приемной антенны, средств обработки и регистрации гидроакустических сигналов. БПА дополнительно содержит активный гидролокатор, n необитаемых малогабаритных самоходных платформ, размещенных в кормовой части БПА и снабженных двигательно-движительным комплексом, системой автоматического управления движением, балластно-уравнительной системой, шасси, магнитометрическим дефектоскопом, идентификатором взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ, малогабаритной подводной телевизионной аппаратурой. Судно-буксировщик снабжено системой управления необитаемой малогабаритной самоходной платформой. Повышается достоверность обнаружения подводных объектов за счет обеспечения доступа к труднодоступным элементам обследуемых подводных объектов и расширяются функциональные возможности.
Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано для сейсмоакустических исследований на шельфе при выполнении разведочных работ нефтегазоносных месторождений. Заявлена малогабаритная автономная сейсмоакустическая станция (МАСАС), содержащая устанавливаемый на морском дне всплывающий после отдачи балласта носитель аппаратуры (НА). Носитель аппаратуры НА включает в себя размещенные в герметичном сферическом контейнере бортовой вычислительный узел (БВУ), источник питания, трехкомпонентный сейсмоприемник, а также установленные снаружи герметичного контейнера гидрофон, устройство постановки и снятия НА с грунта, средства для поиска всплывшего НА, выполненные в виде проблескового маяка, спутниковой системы навигации типа «Глонасс», низкоорбитальной спутниковой системы связи типа «Гонец» и активного радиолокационного отражателя, размыкатель, дублируемый командами с прибора срочности, с датчика герметичности, с датчика давления, регистрирующий тракт, состоящий из четырехканального блока фильтрации и усиления, обеспечивающего фильтрацию сигналов с выходов трехкомпонентных сейсмоприемников и гидрофона в полосе частот 5-200 Гц и усиление сигналов для их подачи на вход блока четырехканального аналого-цифрового преобразователя (ЧАЦП), выходные сигналы с которого по отдельности подаются на входные каналы формирователя (КФ), где из сигналов гидрофона и сейсмоприемников формируется массив отдельной выборки с длиной из шестнадцатиразрядных слов, подающихся с выхода КФ на соответствующие каналы накопителя информации (НИ), представляющего собой твердотельную память из четырех флэш-карт с емкостью по 2 Гбайт каждая. Блок ЧАЦП состоит из четырех 14-разрядных АЦП. Устройство постановки и снятия НА с грунта выполнено в виде n понтонов, размещенных ярусами, образующих усеченную пирамиду и снабженных баллонами со сжатым газом и соответствующими впускными и выпускными клапанами. Средства для поиска всплывшего НА, выполненные в виде проблескового маяка, спутниковой системы навигации типа «Глонасс», низкоорбитальной спутниковой системы связи типа «Гонец» и активного радиолокационного отражателя, размещены в навигационном буе, связанном с МАСАС кабелем-сцепкой, в которой кабель выполнен в виде гидросенсорного кабеля. Технический результат - обеспечение более достоверных данных площадных исследований.
Изобретение относится к телеуправляемым подводным робототехническим системам и может быть использовано при высокоточном обследовании, фотовидеосъемке и профилировании подводных протяженных поверхностей. Подводный робототехнический комплекс содержит движительно-рулевую систему, в который один движитель выполнен с тягой до 100 кГ в вертикальном направлении, а другой - с тягой до 50 кГ в горизонтальном направлении. Навигационная система дополнительно содержит малогабаритный гидроакустический доплеровский лаг и измеритель глубины погружения платформы. Гидроакустическая навигационная система аппарата выполнена с длинной базой. Маяк-ответчик установлен на неподвижном основании с известными координатами. При позиционировании платформы по углам горизонтальной и азимутальной ориентации по данным спутниковой навигационной системы координаты определяются в топоцентрической и связанной системах координат. Достигается возможность автоматизации подводных и приповерхностных работ в области обследования подводных объектов. 4 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к телеуправляемым подводным робототехническим системам и может быть использовано при высокоточном обследовании, фотовидеосъемке и профилировании подводных протяженных поверхностей. Подводный робототехнический комплекс содержит движительно-рулевую систему, в который один движитель выполнен с тягой до 100 кГ в вертикальном направлении, а другой - с тягой до 50 кГ в горизонтальном направлении. Навигационная система дополнительно содержит малогабаритный гидроакустический доплеровский лаг и измеритель глубины погружения платформы. Гидроакустическая навигационная система аппарата выполнена с длинной базой. Маяк-ответчик установлен на неподвижном основании с известными координатами. При позиционировании платформы по углам горизонтальной и азимутальной ориентации по данным спутниковой навигационной системы координаты определяются в топоцентрической и связанной системах координат. Достигается возможность автоматизации подводных и приповерхностных работ в области обследования подводных объектов. 4 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к технологии строительства гидротехнических сооружений и может быть применено для создания ограждающей конструкции, предназначенной для защиты добывающей платформы плавучего типа в ледовых условиях арктического шельфа. Способ включает установку по периметру платформы защитной ограждающей конструкции. При этом до установки платформы в проектное положение по периметру платформы с зазором устанавливают, по меньшей мере, один ряд опор из металлических свай круглого сечения, заглубленных в неустойчивые донные отложения или в коренные породы. В сваи монтируют охлаждающие устройства и производят искусственное замораживание воды и грунта вокруг свай, причем образующиеся вокруг свай монолитные цилиндры - льдогрунтовые в основании и ледовые в воде, должны смыкаться со смежными цилиндрами, образуя сплошную ледогрунтовую в основании и ледовую в воде защитную противоударную и противофильтрационную стену. Перед противоударной стеной размещают еще один ряд опор из металлических свай круглого сечения, которые снабжают по внешнему диаметру роторными фрезами. Технический результат заключается в повышении эффективности и снижении трудоемкости способа инженерной защиты добывающей платформы плавучего типа от ледовых воздействий в условиях арктического шельфа.

Изобретение относится к способам составления приливных карт. Сущность: определяют высоту прилива по гармонической составляющей волны, ограниченной по контуру акватории, задаваемой амплитудой, углом положения и периодом. При этом определяют вещественные плановые координаты точки акватории, направленные на восток и север соответственно. Определяют значения высоты прилива гармонической составляющей волны в фиксированный момент времени через проекцию точки на фазовую окружность, соответствующую данной высоте уровня моря. Причем параметры указанной высоты определяют с учетом местоположения внутренних точек акватории и ее контура. Кроме того, определяют амплитуду колебаний гармонической составляющей волны по значениям высоты прилива в точках с вещественными плановыми координатами для последовательного набора дискретных значений времени. По значению амплитуды определяют время максимального уровня прилива. Формируют ряды наблюдений путем разложения спектра колебаний на непересекающиеся интервалы и декомпозиции исходного ряда на составляющие для каждого интервала частот. Декомпозиции исходного ряда подвергают преобразованиям посредством вейвлета Мейера. Оценку гармонических постоянных выполняют для каждого отдельного светила. Дополнительно выполняют оценку устойчивости гармонических постоянных путем районирования приливных колебаний на заданной акватории океана по критерию равенства гармонических параметров. Причем указанный критерий определяют как разность фаз между двумя приливными колебаниями в двух различных точках акватории. Кроме того, определяют приливные колебания непериодического характера. Кроме того, при построении изолиний определяют меру близости между двумя системами изолиний путем построения метрики Хаусдорфа, определяют временную и пространственную изменчивость возраста прилива между амфидромическими точками изолиний. Технический результат: повышение достоверности при составлении приливных карт. 1 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к надводным научно-исследовательским судам. Предложено научно-исследовательское ледокольное судно для проведения сейсморазведки по 3D технологии вне зависимости от ледовых условий, имеющее корпус, в котором размещается сейсмическое оборудование, а также шахту для выпуска и укладки на дно донной сейсмической косы. Для перемещения источника акустических волн используется самоходный автономный необитаемый подводный аппарат (НПА), базирующийся на судне, спуск-подъем которого осуществляется через отдельную вертикальную шахту при помощи спуско-подъемного устройства. При этом НПА оборудован считывающим устройством данных с сейсмического регистратора, модемами радиосвязи, гидроакустической связи и спутниковой связи, в днищевой части НПА также дополнительно установлен излучатель, при этом НПА выполнен в виде необитаемого телеуправляемого подводного аппарата с манипуляторными устройствами для подсоединения донных кос к тросам вытяжных лебедок. Технический результат заключается в повышении эффективности сейсморазведки.
Изобретение относится к проведению предупредительных работ для предотвращения заторообразования на участке реки и может быть использовано для разупрочнения ледяного покрова в местах подводных коммуникаций, в частности над подводными переходами магистральных газопроводов и нефтепроводов, а также на акваториях с морскими объектами хозяйственной деятельности. Способ разупрочнения ледяного покрова заключается в зачернении зачищенной от снега поверхности льда и размещении на поверхности зачерненного льда объемных линз, фокусирующих солнечные лучи. При этом объемные линзы, фокусирующие солнечные лучи, располагаются над углублениями во льду. Объемные линзы изготовлены из макролона в виде линз Френеля и установлены на лед посредством беспилотного летательного аппарата. Зачернение поверхности льда выполняется путем распыления зачерняющего вещества непосредственно с беспилотного летательного аппарата, посредством которого также осуществляется очистка льда от снега. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей способа за счет увеличения площади разупрочнения ледяного покрова с одновременным повышением производительности выполняемых при этом операций. 1 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к области морской гидрометеорологии и может быть использовано для определения дрейфа морских льдов. Сущность: следят за перемещением морских льдов, отображая на мониторе пути их перемещения. При этом изменение координат ледовых полей определяют посредством спутниковой и/или гидроакустической навигационной системы. При отображении на мониторе пути перемещения льдов выявляют потенциально опасные ледовые поля, а также дистанцию сближения этих полей и запас времени для принятия решения по их локализации. На выявленные потенциально опасные ледовые поля посредством дрона, снабженного магнитометром, рассеивают ферромагнитный материал с различным коэрцитивным спектром намагниченности. При периодических пролетах дрона над потенциально опасными ледовыми полями измеряют магнитометром формируемое ферромагнитным материалом магнитное поле. Данные, полученные с помощью установленного на дроне магнитометра, используют при определении скорости и направления движения потенциально опасных ледовых полей. Технический результат: снижение трудозатрат, расширение функциональных возможностей.
Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано при сейсморазведке подводных месторождений нефти и газа в арктических морях. Предложено судно с конструкцией, объединяющей преимущества надводного корабля и преимущества многоцелевой подводной станции в части применения гидроакустических излучателей и буксируемых в толще воды подо льдом сейсмокос для 3D технологии сейсморазведки. Выпуск буксируемой сейсмокосы и гидроакустических излучателей осуществляется при помощи выдвижных конструкций, установленных в вертикальных шахтах в днищевой части судна вне зоны воздействия льда. Для приема отраженных от грунта сейсмоволн бортовые линейные приемные антенны установлены на выдвижных конструкциях. При этом формируют из приемников две навигационные базы с общим центром базы, располагая их в плоскости, параллельной плоскости палубы судна. Ось одной базы направлена вдоль осевой линии судна, а ось другой базы направлена по траверзу вправо. Сейсмокосы выполнены из гидросенсорного кабеля. Технический результат - повышение надежности проведения сейсморазведки в ледовых условиях, уменьшении отрицательного влияния сейсморазведки на окружающую среду и экологию моря. 1 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к средствам защиты гидротехнических сооружений от давления льда. Способ включает периодический выпуск смеси газов порциями в нижние слои воды акватории, а в качестве смеси газов используют углеводородные соединения с окислителем, например метан, пропан, ацетилен, мелкодиспергированные нефтепродукты, вместе с кислородом или газом его содержащим, например воздухом. Смесь газов в нижние слои воды акватории выпускают через эластичные оболочки, выполненные из полиэтилена высокого давления, которые выводятся в нижние слои воды акватории через специально проделанные лунки диаметром 0,5-1 м и размещаются в продольной и поперечной плоскостях в нижних слоях воды акватории посредством глайдера, управляемого по гидроакустическому каналу связи. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей способа разрушения льда.
Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано при сейсморазведке подводных месторождений нефти и газа в арктических морях. Предложено судно с конструкцией, объединяющей преимущества надводного корабля и преимущества многоцелевой подводной станции в части применения гидроакустических излучателей и буксируемых в толще воды подо льдом сейсмокос для 3D технологии сейсморазведки. Выпуск буксируемой сейсмокосы и гидроакустических излучателей осуществляется при помощи выдвижных конструкций, установленных в вертикальных шахтах в днищевой части судна вне зоны воздействия льда. Для приема отраженных от грунта сейсмоволн бортовые линейные приемные антенны установлены на выдвижных конструкциях. При этом формируют из приемников две навигационные базы с общим центром базы, располагая их в плоскости, параллельной плоскости палубы судна. Ось одной базы направлена вдоль осевой линии судна, а ось другой базы направлена по траверзу вправо. Сейсмокосы выполнены из гидросенсорного кабеля. Технический результат - повышение надежности проведения сейсморазведки в ледовых условиях, уменьшении отрицательного влияния сейсморазведки на окружающую среду и экологию моря. 1 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к средствам защиты гидротехнических сооружений от давления льда. Способ включает периодический выпуск смеси газов порциями в нижние слои воды акватории, а в качестве смеси газов используют углеводородные соединения с окислителем, например метан, пропан, ацетилен, мелкодиспергированные нефтепродукты, вместе с кислородом или газом его содержащим, например воздухом. Смесь газов в нижние слои воды акватории выпускают через эластичные оболочки, выполненные из полиэтилена высокого давления, которые выводятся в нижние слои воды акватории через специально проделанные лунки диаметром 0,5-1 м и размещаются в продольной и поперечной плоскостях в нижних слоях воды акватории посредством глайдера, управляемого по гидроакустическому каналу связи. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей способа разрушения льда.

Изобретение относится к морским геофизическим исследованиям и может быть использовано для выполнения съемки геомагнитного поля (ГМП) на акватории с целью обследования характерных аномалий ГМП с повышенной точностью в интересах решения конкретных прикладных задач вооруженных сил и народного хозяйства. Сущность изобретения заключается в том, что на буксируемой гондоле создают намагниченные импульсы с заданными параметрами источников магнитных импульсов, а на буксируемом судне измеряют трехкомпонентным магнитометром, оси (х, у, z) которого ориентируют относительно диаметральной плоскости буксируемого судна, и стабилизируют в горизонте, напряженность магнитного поля при наличии и при отсутствии создаваемых намагниченных импульсов, съемку геомагнитного поля на акватории осуществляют по замкнутым запланированным съемочным галсам начинают каждый съемочный галс с прохождения гондолой с магнитометром через место расположения опорного магнитного пункта и заканчивают его прохождением гондолы с магнитометром на том же опорном магнитном пункте или на другом опорном магнитном пункте, фиксируют измеренную напряженность геомагнитного поля магнитометром в моменты прохождения гондолы через место расположения опорного магнитного пункта в начале и в конце съемочного галса, определяют вычислительным путем последовательно приращение между выбранными смежными значениями измеренных напряжений геомагнитного поля вдоль съемочного галса, начиная с измеренного значения на опорном магнитном пункте и заканчивая измеренным значением напряженности геомагнитного поля на втором опорном магнитном пункте или на начальном пункте, по полученным данным вычисляют истинные значения напряженности геомагнитного поля и их истинные геодезические координаты на акватории съемки. Технический результат - повышение точности съемки ГМП на акватории буксируемым магнитометром. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Использование: для мониторинга загрязнений морского нефтегазового промысла. Сущность изобретения заключается в том, что система обнаружения и мониторинга загрязнений морского нефтегазового промысла включает в себя сеть дистанционных детекторов загрязнений, программируемый контроллер с системами сбора, предварительной обработки и передачи данных, а также единую автоматизированную информационную систему (ИС) с функциями сбора, обработки и хранения данных, передаваемых на интерфейсы ИС дистанционными детекторами загрязнений, при этом система обнаружения и мониторинга загрязнений морского нефтегазового промысла дополнительно содержит биосенсор для непрерывного контроля тяжелых металлов в воде, датчик ядерно-магнитного резонанса, датчик электронного парамагнитного резонанса, реактор на тепловых нейтронах ИР-100 с откатным коробом в активной зоне (нейтронный поток 2×1012 н/(см2·с)) и стационарной установкой гамма-излучения с мощностью дозы до 1000 Р/ч, спектрометрическую установку с системой поддержания пластового давления (ППД), радиометрическую низкофоновую установку, генераторы СВЧ-излучений различных частот от 0,1-60 ТГц, образцовые голографические матрицы с записанными спектрами ЯМР атомов веществ (металлов и органических веществ) и идентифицируемых веществ, информационный блок морских карт и цветных космических фотоснимков районов поиска, электромагнитную камеру (Кирлиан-камеру) для визуализации затопленных объектов на аэрокосмических снимках и переноса их на морскую карту района поиска с помощью видеокамеры, совмещенных с ПЭВМ, приемно-фазовые антенны широкого обзора, приемник GPS map-60, программный комплекс ПЭВМ для определения координат затопленных объектов и отображения их на морской карте района, атомно-абсорбционный спектрофотометр, а также другие конструкционные элементы. Технический результат: обеспечение возможности создания надежной системы раннего обнаружения и мониторинга аварийного разлива нефти на объектах морского нефтегазового промысла.
Изобретение относится к системам освещения ледовой обстановки и предотвращения воздействия ледовых образований на морские объекты хозяйственной деятельности. Сущность: система включает средства мониторинга гидрометеорологической обстановки в регионе размещения морских объектов хозяйственной деятельности, средства определения характеристик ледовых образований, средства защиты от воздействия ледовых образований, средства отображения ледовых образований, систему контроля состояния кессона, командно-управляющий комплекс, соединенный со средствами мониторинга гидрометеорологической обстановки, средствами определения характеристик ледовых образований и средствами защиты от воздействия ледовых образований. Причем средства защиты от воздействия ледовых образований выполнены способными выдерживать нагрузку, сравнимую с критической нагрузкой, возникающей при ударе ледяного массива. Система контроля состояния кессона включает датчик деформации для измерения ледовых нагрузок на кессон, инклинометр для измерения наклонов кессона, грунтовой динамометр для измерения нагрузки на грунт, преобразователь давления (пьезометр) для измерения и оценки возможного повышения избыточного давления в грунтах от динамических горизонтальных нагрузок. Средства защиты от воздействия ледовых образований выполнены в виде подводных и надводных модулей. При этом подводные модули снабжены холодильными агрегатами. Надводные модули выполнены в виде выдвижных конструкций и беспилотных летательных аппаратов, снабженных устройствами автоматического дозирования химических реагентов, наносимых на ледовое образование, в виде карбида кальция. Технический результат: повышение надежности защиты морских объектов хозяйственной деятельности в периоды льдообразования, дрейфа и торошения ледяных полей, расположенных в условиях как мелкого, так и глубокого морей. 2 з.п. ф-лы.
Мы будем признательны, если вы окажете нашему проекту финансовую поддержку!

 


Наверх