Патенты автора Жданова Светлана Мирзахановна (RU)

Изобретение относится к области строительства земляных сооружений в сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях. Дренажная система для стабилизации дорожного полотна на протаявших слабых грунтах содержит верхнюю, нижнюю продольные траншеи и водонепроницаемый экран. Траншеи выполнены вдоль земляного полотна за пределами осушаемой территории. Верхняя и нижняя продольные траншеи заполнены крупнопористым фракционным дренирующим грунтом. Верхняя продольная траншея расположена непосредственно за нижней продольной траншеей выше по склону нагорной части рельефа с образованием единой ступенчатой траншеи. Водонепроницаемый экран уложен на боковую ступенчатую грань единой траншеи, поверх которого по всему периметру единой ступенчатой траншеи уложен армирующий экран. Крупнопористый фракционный дренирующий грунт верхней продольной траншеи обернут армирующим экраном с образованием дрены. Верхняя продольная траншея выполнена в верхней части слоя сезонного протаивания. Нижняя продольная траншея выполнена на всю глубину слоя сезонного протаивания и в уровне ступени единой ступенчатой траншеи перекрыта теплоизоляционным экраном, над которым до уровня рельефа осушаемой территории уложен водонепроницаемый слой. С подгорной стороны, дополнительно, в приподошвенной зоне земляного полотна, на дневную поверхность уложен теплоизоляционный экран под водонепроницаемый слой. Водонепроницаемые слои с обеих сторон дорожного полотна представляют собой водоотжимные бермы из глинистых грунтов. Технический результат - увеличение безремонтного срока службы дренажной системы до срока этапного перевооружения земляного полотна. 1 ил.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции линейных сооружений на слабых, в том числе вечномерзлых, грунтах 3-й и 4-й категорий термопросадочности, на бессточных участках и болотах 2-го и 3-го типов (железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, плотин и дамб). Земляное сооружение на слабом основании содержит насыпь, пригрузочные призмы из скального грунта переменного сечения, предназначенные для дренажа и армирования приподошвенных зон насыпи и расположенные с нагорной и подгорной сторон насыпи вдоль ее продольной оси, увеличивающиеся в направлении стока влаги. Призмы имеют разные массы и поперечное сечение угольной формы с вершинами, удаленными на ширину берм. Призма с большей массой расположена с нагорной стороны насыпи, призма с меньшей массой - с подгорной стороны насыпи. Призмы сооружены на водоотжимных бермах из глинистого грунта угольной формы, отсыпанных с обеих сторон насыпи, сверху покрытых синтетическим нетканым материалом, а вершины призм каждой бермы из глинистого грунта расположены на откосах насыпи. Технический результат состоит в разработке земляного сооружения, стабильность которого обеспечивается устранением осадок грунтов основания благодаря новой форме выполнения призм с подгорной и нагорной сторон насыпи, обеспечивающих армирование и постоянный беспрепятственный сток влаги из зоны со слабыми, при переувлажнении, грунтами в продольном и поперечном направлениях, осушение слабых грунтов в основании земляного сооружения и их упрочнение, что многократно увеличивает срок его службы. 1 ил.

Дренажная система на вечномерзлых грунтах относится к области строительства земляных сооружений в сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях и предназначена для выпуска поверхностных и грунтовых вод преимущественно на вечномерзлых грунтах и в районах глубокого сезонного протаивания. Дренажная система на вечномерзлых грунтах содержит верхнюю 1, нижнюю 2 продольные траншеи, выполненные за пределами осушаемой территории и заполненные крупнопористым фракционным дренирующим грунтом, водонепроницаемый экран 3, армирующий экран 4, теплоизоляционный экран 5 и водонепроницаемый слой 6. Верхняя продольная траншея 1 расположена непосредственно за нижней продольной траншеей 2 ниже по склону нагорной части рельефа 7 с образованием единой ступенчатой траншеи 12 и выполнена в верхней части слоя сезонного протаивания 10. Нижняя продольная траншея 2 выполнена на всю глубину слоя сезонного протаивания 10. Водонепроницаемый экран 3 уложен на боковую ступенчатую грань 13 единой траншеи 12, поверх него по всему периметру единой ступенчатой траншеи 12 уложен армирующий экран 4. Крупнопористый фракционный дренирующий грунт нижней продольной траншеи 2 обернут армирующим экраном 4 с образованием дрены 14. Нижняя продольная траншея 2 в уровне ступени 15 единой ступенчатой траншеи 12 перекрыта теплоизоляционным экраном 5, над которым до уровня рельефа осушаемой территории уложен водонепроницаемый слой 6. В качестве водонепроницаемого экрана выбран водонепроницаемый геосинтетический тканый материал, а в качестве армирующего экрана - геосинтетический нетканый материал. Технический результат заключается в увеличении безремонтного срока службы дренажной системы до срока этапного перевооружения земляного полотна за счет сохранения границы вечномерзлых грунтов и глубины сезонного протаивания, расположенных в нагорной части рельефа (склона) в пределах осушаемой территории, как в естественных условиях. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении насыпей вторых путей железных дорог, преимущественно на слабых при протаивании вечномерзлых грунтах и болотах. Земляное сооружение двухпутного железнодорожного пути содержит насыпь первого пути и досыпанную к ней насыпь второго пути, а также анкеры и плоскостные армирующие элементы, расположенные под углом к откосу насыпи первого пути под основной площадкой насыпи второго пути. Вдоль откоса насыпи первого пути со стороны досыпанного второго пути выполнены по крайней мере два уступа, по крайней мере два анкера заглублены в тело насыпи первого пути в угол каждого уступа вдоль него под углом 45-90° к вертикальной оси. Каждый плоскостной армирующий элемент уложен на анкеры каждого уступа от угла уступа до верхнего края анкера и закреплен с ними, Каждый анкер, длина которого составляет 0,3-0,4 ширины основной площадки насыпи второго пути, заглублен в тело насыпи первого пути не менее чем на 0,5 своей длины. Технический результат состоит в увеличении срока службы до нормативного за счет сохранения целостности земляного сооружения двухпутного железнодорожного пути благодаря обеспечению эксплуатационно-допустимых параметров сооружения в течение нормативного срока службы. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области строительства и реконструкции дорожного полотна линейных сооружений на участках поперечных водопропускных и продольных водоотводных устройств на слабых и вечномерзлых грунтах. Водопропускное сооружение на вечномерзлых грунтах представляет собой дренажную секцию из контейнеров с сортированным скальным грунтом, уложенную перпендикулярно дорожному полотну линейного сооружения на естественное спланированное основание и на дно выпускного русла стока воды с нагорной стороны прилегающей территории в ее подгорную сторону, при этом дренажная секция по периметру обернута геосинтетическим материалом. Каждый последующий контейнер, начиная со второго контейнера, уложен один на другой с нахлестом со смещением его центра тяжести в сторону выпуска. Величина нахлеста составляет ΔL=(0,1-0,15)L, где ΔL - величина нахлеста последующего контейнера на край предыдущего контейнера; L - длина каждого контейнера, а вес каждого последующего контейнера относится к весу предыдущего контейнера как Pi+1/Pi=(0,05-0,10) Pi, где Pi - вес предыдущего контейнера; Pi+1 - вес каждого последующего контейнера. Технический результат состоит в увеличении срока службы водопропускного сооружения до срока службы дорожного полотна линейного сооружения за счет обеспечения равномерного гидравлического режима водотока в течение срока службы дорожного полотна линейного сооружения путем создания постоянного температурного режима в водопропускном сооружении и в канаве выпуска. 2 ил.

Устройство для выпуска поверхностных и грунтовых вод относится к области строительства земляных сооружений в условиях протаивающих вечномерзлых грунтов и предназначено для выпуска воды через дорожное полотно из пониженных частей рельефа. Технический результат заключается в увеличении срока службы устройства, превышающего нормативный срок, и сохранении стабильности дорожного полотна за счет предупреждения деформаций в самом теле дорожного полотна путем обеспечения в зимний период свободной фильтрации грунтовой воды через грунты дорожного полотна с его нагорной стороны в подгорную. Устройство для выпуска поверхностных и грунтовых вод содержит продольную траншею, расположенную вдоль откоса дорожного полотна, и соединенные с ней, по крайней мере, одну поперечную траншею с нагорной стороны и одну поперечную траншею с подгорной стороны дорожного полотна, расположенные перпендикулярно его откосу. При этом поперечная траншея с нагорной стороны и поперечная траншея с подгорной стороны дорожного полотна расположены в одном поперечном сечении в каждой пониженной части рельефа. Продольная и поперечные траншеи выполнены до глубины слоя сезонного промерзания и заполнены дренирующим грунтом. На каждую поперечную траншею уложен теплоизоляционный слой. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к устройству диагностики и прогноза состояния грунтовых технических систем на слабых грунтах и оползневых склонах. Техническим результатом изобретения является повышение чувствительности устройства при однократном воздействии вибродинамической нагрузки с сохранением высокой точности измерения. Устройство для измерения деформаций грунтов содержит полую стойку, чувствительный элемент, предназначенный для восприятия сдвигающих усилий при смещении грунта, и регистрирующее устройство, включающее измерительную часть, предназначенную для измерения изменения положения чувствительного элемента под действием сдвигающих усилий при смещении грунта, и соединенную с ней регистрирующую аппаратуру, предназначенную для преобразования изменения положения чувствительного элемента под действием сдвигающих усилий в величину смещения грунтов. При этом чувствительный элемент выполнен в виде стержня с коническим наконечником и установлен в полой стойке, и снабжен фиксатором, предназначенным для удержания стержня в вертикальном положении после погружения стойки с чувствительным элементом в скважине и установленным на стержне с возможностью перемещения его вдоль стержня и с возможностью обеспечения свободного отклонения стержня от первоначального положения под действием сдвигающих усилий грунта. Измерительная часть регистрирующего устройства представляет собой горизонтальную пластину с установленными на ней измерительными датчиками для измерения углов наклона стержня относительно оси скважины, при этом горизонтальная пластина регистрирующего устройства укреплена на стержне чувствительного элемента над фиксатором чувствительного элемента. 3 з.п. ф-лы, 4 пр., 1 табл., 1 ил.

Изобретение относится к строительству и эксплуатации земляных сооружений в сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях и может быть использовано при строительстве и реконструкции линейных сооружений на участках выветривающихся скальных грунтов, в том числе вечномерзлых (железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, плотин и дамб). Конструкция для укрепления откосов земляных сооружений в выветривающихся скальных грунтах, содержит нагорную канаву, выполненную в верхней части откоса выемки железнодорожного пути вдоль земляного сооружения выше границы деятельного слоя, укрепленную крупнообломочным грунтом. На откосе выполнены, по крайней мере, чередующиеся два уступа и два валика, при этом верхний валик выполнен между нагорной канавой и верхним уступом, а каждый следующий валик - между соседними уступами. Валики выполнены из мелкодисперсного грунта, покрытого дресвяно-щебенистым грунтом. Площадь поперечного сечения уступов сопоставима с площадью поперечного сечения валиков, объем мелкодисперсного и дресвяно-щебенистого грунтов относится, как 1 к 4-6. Технический результат состоит в увеличении срока службы земляного сооружения до и более нормативного срока за счет кольматирования пор и пустот грунтов откосов основания, лежащих ниже глубины слоя сезонного промерзания, формирования постоянного живого сечения грунтового потока в профиле и значительного уменьшения миграции воды из грунтов ниже глубины сезонного промерзания в грунты деятельного слоя. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции линейных сооружений на бессточных локальных и протяженных участках слабых грунтов, на болотах 2-го и 3-го типов и вечномерзлых грунтах 3-й и 4-й категорий термопросадочности

Изобретение относится к области строительства в сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях, в том числе вечномерзлых, и может быть использовано при строительстве и реконструкции любых сооружений, например зданий, земляного полотна железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, плотин и дамб на слабых основаниях и выветрелых грунтах

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции железнодорожных технических систем «земляное полотно - верхнее строение пути» (ТС), автодорог, оснований сооружений и фундаментов, опор искусственных сооружений, ЛЭП и контактной сети на глинистых грунтах в условиях их переувлажнения и пучинообразования

Изобретение относится к строительству и реконструкции линейных сооружений на слабых, в том числе вечномерзлых грунтах 3-й и 4-й категорий термопросадочности, на бессточных участках и болотах 2-го и 3-го типов

Изобретение относится к области диагностики состояния грунтов оснований технических систем в неблагоприятных природно-климатических и инженерно-геологических условиях при воздействии вибродинамических, техногенных и других факторов, в частности диагностики грунтов транспортных технических систем при их строительстве и эксплуатации в условиях вечной мерзлоты

Изобретение относится к строительству, а в частности к области строительства новых и эксплуатации старых грунтовых технических систем «дорожное полотно - основание» при воздействии неблагоприятных факторов: техногенных статических, природно-климатических, вибродинамических, собственных колебаний ТС и т.д

Изобретение относится к области диагностики состояния грунтов технических систем, в частности грунтовой технической системы (ГТС) «верхнее строение пути - земляное полотно - основание» при воздействии неблагоприятных факторов: вибродинамических, собственных колебаний ГТС, природно-климатических, техногенных статических и т.д

 


Наверх