Патенты автора Назолин Андрей Леонидович (RU)

Изобретение относится к измерительной технике в области неразрушающего контроля роторных машин и может быть использовано для мониторинга технического состояния валов по параметрам крутильных колебаний. Реализация способа достигается уточнением значений параметров крутильных колебаний вала, определяемых по сигналу датчика угловых маркеров вала, путем математической корректировки значений параметров крутильных колебаний вала значениями параметров сигналов дополнительных измерений, определяемых в моменты обнаружения маркеров угловых положений вала датчиком угловых маркеров вала, а именно: поперечного перемещения вала (первый вариант) и (или) вибрации датчика угловых маркеров вала (второй вариант). Выбор первого и (или) второго вариантов реализации устройства и способа мониторинга крутильных колебаний вращающегося вала определяется особенностями динамики и функционирования роторной машины или агрегата. Устройство содержит установленные на вал измерительный диск, установленный вне вала датчик угловых маркеров вала и измерительно-вычислительный блок крутильных колебаний (ИВБ КК) для определения и регистрации параметров крутильных колебаний вращающегося вала. Дополнительно оснащают одним или двумя датчиками поперечного перемещения вала (первый вариант) и (или) датчиком вибрации датчика угловых маркеров вала (второй вариант), подключенными к ИВБ КК. Одновременно с измерением параметров сигнала датчика угловых маркеров вала дополнительно измеряют параметры сигналов датчиков поперечного перемещения вала и (или) параметры сигнала датчика вибрации датчика угловых маркеров вала в моменты обнаружения маркеров угловых положений вала датчиком угловых маркеров вала. Затем используют эти дополнительные измерения для уточнения значений параметров крутильных колебаний вала путем корректировки значений параметров сигнала датчика угловых маркеров вала. Для оценки параметров крутильных колебаний и угла закрутки вала между сечениями измерения параметров крутильных колебаний с помощью датчиков угловых маркеров вала проводят одновременно по меньшей мере в двух измерительных плоскостях, а значения параметров сигналов дополнительных измерений, определяемых в моменты обнаружения маркеров угловых положений вала датчиками угловых маркеров вала, а именно: поперечных перемещений вала и (или) параметров вибрации датчиков угловых маркеров вала в этих измерительных плоскостях, используют для уточнения значений параметров крутильных колебаний вала между сечениями и угла закрутки вала между сечениями. Технический результат заключается в повышении точности измерения параметров крутильных колебаний вала для повышения достоверности оценки напряженно-деформированного состояния вала и раннего обнаружения его дефектов. 4 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля валов роторных машин, преимущественно турбоагрегатов электростанций, включающих турбину и электрический генератор. Для достижения поставленной цели на работающем роторном агрегате с помощью известных устройств измеряют параметр, характеризующий затухание гармоник собственных крутильных колебаний вала первой и/или второй и последующих форм колебаний, например коэффициент затухания, измеряют параметры режима работы агрегата, например активную мощность турбоагрегата электростанции, определяют эталонную зависимость коэффициента затухания от параметров режима работы роторного агрегата и судят о появлении повреждения вала и уровне повреждений по отклонению измеряемого значения коэффициента затухания собственных крутильных колебаний вала от эталонной зависимости. В другом варианте измеряют амплитуду гармоник собственных форм крутильных колебаний вала, определяют эталонную зависимость амплитуды собственных крутильных колебаний вала от параметров режима работы роторного агрегата и судят о появлении процессов в работе роторного агрегата, приводящих к повреждению вала, и уровне повреждений по отклонению измеряемого значения амплитуды собственных крутильных колебаний вала от эталонной зависимости. Технический результат заключается в обеспечении повышения эффективного обнаружения появления усталостных трещин вала на работающем роторном агрегате на начальном этапе их развития для предотвращения аварийного разрушения агрегата. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля валов турбоагрегатов, преимущественно турбоагрегатов электростанций, включающих турбину и электрический генератор. Для достижения поставленной цели на работающем турбоагрегате с помощью известных устройств измеряют частоту крутильных колебаний вала первой и/или второй и последующих форм собственных колебаний, дополнительно измеряют параметры режима работы турбоагрегата, например активную мощность генератора, определяют эталонную зависимость частоты и/или частот крутильных колебаний вала от параметров режима работы турбоагрегата и судят о появлении усталостного повреждения вала и уровне повреждений по отклонению измеряемого значения частоты крутильных колебаний вала от эталонной зависимости. Технический результат заключается в возможности обнаружения появления усталостных трещин вала на работающем турбоагрегате на начальном этапе их развития. 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники, в частности, к способам эксплуатации и диагностики электрических машин, преимущественно, генераторов электростанций. Технический результат - обеспечение эффективного устранения процессов ускоренного износа узлов креплений элементов статора без наложения существенных ограничений на реактивную мощность, выдаваемую в сеть электрической машиной. Для достижения указанного технического результата на работающей электрической машине с помощью известных устройств измеряют параметры виброакустических колебаний ее конструктивных элементов. Определяют по данным измерений наличие процесса ускоренного износа узлов креплений статора, вызванных виброударным взаимодействием элементов в дефектных узлах. Измеряют электрические параметры режима работы машины, такие как ток возбуждения и реактивная нагрузка. Снижение износа узлов креплений обеспечивают изменением тока возбуждения машины. Изменение тока возбуждения ведут до прекращения виброударных взаимодействий элементов в дефектных узлах креплений. После чего восстанавливают значение тока возбуждения ближе к исходному, так чтобы реактивная мощность генератора соответствовала требованиям диспетчера энергосистемы. Предлагаемый способ основан на использовании нелинейных явлений в виброударных системах, заключающихся, например, для узлов креплений лобовых частей обмотки статора в том, что действующая в узлах креплений сила трения в условиях покоя всегда больше трения скольжения. Это позволяет вернуть ток возбуждения к исходному значению после прекращения процессов ускоренного износа без их возобновления. 1 з. п. ф - лы, 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники, к способам диагностики электрических машин, преимущественно турбо- и гидрогенераторов электростанций

Изобретение относится к области электротехники и может быть использован в диагностике электрических машин, преимущественно турбо- и гидрогенераторов электростанций
Изобретение относится к области электротехники, к способам диагностики электрических машин, преимущественно турбо- и гидрогенераторов электростанций

 


Наверх