Патенты автора Казанцев Родион Петрович (RU)

Изобретение относится к подшипниковым опорам электродвигателей насосных агрегатов и может быть использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя ядерной энергетической установки. Опора радиального подшипника лопастного насоса состоит из базового кольца (11), которое имеет плоские наклонные поверхности (20); радиального подшипника (6), который устанавливается во внутреннюю расточку (14) базового кольца (11) и закрепляется на нем болтами (12); корпуса (4) с опорной поверхностью (15), по которой перемещается базовое кольцо (11) совместно с радиальным подшипником (6) при регулировке регулировочных клиньев (18), плоские наклонные поверхности (20) которых сопряжены с ответными плоскими наклонными поверхностями (13) базового кольца (11), которые служат для перемещения базового кольца (11) с радиальным подшипником (6) по опорной поверхности (15) корпуса (4) посредством регулировочных болтов (16) и отжимных болтов (17). После регулировки базовое кольцо (11) закрепляется к корпусу (4) при помощи штифтов (10). Изобретение направлено на уменьшение времени ремонта электродвигателя главного циркуляционного насосного агрегата. 3 ил.

Изобретение относится к элементам крепления и установки насосов для перекачивания жидкостей с высокой температурой и может быть преимущественно использовано на атомных электростанциях (АЭС) в главных циркуляционных насосных агрегатах (ГЦНА), предназначенных для контура теплоносителя ядерной энергетической установки (ЯЭУ), проходящего через активную зону реактора. Устройство опорное (1) состоит из механизма регулировочного (2) и опоры роликовой (3), соединенных между собой крепежным элементом (4); механизм регулировочный (2) включает в себя винт опорный (5), вкрученный в резьбовую втулку (6), закрепленную крепежными элементами (7) во втулке цилиндрической (8); винт опорный (5) давит на подпятник (9), который передает усилие сжатия через подшипник (10) на диск (11) и на набор тарельчатых пружин (12), расположенных в корпусе (13); корпус (13) с набором тарельчатых пружин (12) установлен во втулке цилиндрической (8) и передает нагрузку на опору роликовую (3) через полусферу (14); опора роликовая (3) состоит из плиты опорной (15) с установленной на ней полусферой (14), плита опорная (15) установлена на козырьке (16), который соединен с одной стороной фланца (17) крепежными элементами (18), другой стороной фланец (17) установлен на плите фундаментной (19) и соединен с ней крепежными элементами (20); на внутренней торцевой поверхности плиты фундаментной (19) выполнена кольцевая проточка, в которую установлен элемент уплотнения (21), уплотняющий разъем фланец (17) - плита фундаментная (19) - плита универсальная (22); внутри фланца (17), сверху и снизу, установлены две плиты универсальные (22), ограничивающие два ряда непараллельно расположенных роликов (23), объединенных устройствами направляющими (24) и устройствами ограничивающими (25); два ряда роликов (23) разделены плитой средней (26); во фланце (17) радиально расположены два ряда регулировочных элементов (27) для регулировки и фиксации устройств ограничивающих (25). Изобретение направлено на: сокращение времени сборки/разборки во время обслуживания устройства опорного; обеспечение сохранения объема смазки в устройстве опорном в период эксплуатации, что увеличивает общий срок службы устройства опорного; уменьшение габаритов устройства опорного. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к лопастным насосам и может быть использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя ядерной энергетической установки. Устройство для предотвращения повреждения торцовых уплотнений главного циркуляционного насосного агрегата включает полумуфту. Внешняя поверхность полумуфты выполнена в виде конуса, над которым с возможностью образования зазора установлено кольцо с внутренней конусной поверхностью. Кольцо закреплено на корпусе насосного агрегата, внутренняя конусная поверхность кольца выполнена с углом наклона, совпадающим с углом наклона конуса полумуфты. Имеется также способ ремонта главного циркуляционного насосного агрегата. Группа изобретений позволяет уменьшить сроки ремонта с возможностью демонтажа двигателя при наличии давления в первом контуре реактора и обеспечить возможность фиксации насоса при транспортировке без дополнительных приспособлений. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к торцовым уплотнениям для вращающихся валов. На невращающемся уплотнительном кольце выполнен замкнутый контактный поясок с постоянным по ширине и переменным по радиусу профилем. Причем ширина контактного пояска равна половине ширины зоны контакта уплотнительных колец, а осесимметричный профиль контактного пояска представляет собой сопряженные волнистые линии, размещенные между концентричными окружностями, ограничивающими зону контакта уплотнительных колец. Профиль выполнен при условии равенства соответствующих радиусов окружностей, образующих две сопряженные дуги параллельных волнистых линий в каждом секторе осесимметричного профиля контактного пояска, где центры волнообразующих окружностей расположены на линиях, ограничивающих сектор и проходящих через центр невращающегося уплотнительного кольца, вне зоны, ограниченной концентрическими окружностями. Соотношение наружного и внутреннего диаметров концентрических окружностей составляет 1,25. Технический результат заключается в снижении показателей охрупчивания контактного пояска на элементе пары трения и в увеличении его износостойкости. 2 ил.

Изобретение относится к лопастным насосам и может быть использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя ядерной энергетической установки. Антиреверсный механизм для насосного агрегата состоит из трех стянутых болтами плоских дисков с канавками, выполненными на соприкасающихся плоскостях дисков и заполненными телами качения. При этом центральный зубчатый диск имеет возможность смещаться относительно двух крайних беззубцовых дисков в пределах сжатия подпружиненных упоров, установленных в прямоугольных пазах, выполненных как на нижней плоскости зубчатого диска, так и на верхней плоскости нижнего диска, обеспечивающих снятие избыточной нагрузки со стопорных элементов при их вхождении в зацепление с зубчатым диском. Изобретение направлено на уменьшение усилий на стопорных элементах и элементах его крепления. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано преимущественно в конструкции главного циркуляционного насосного агрегата для энергоблоков АЭС. Комплекс для создания контура охлаждения и смазки радиально-осевого подшипника (РОП) включает РОП, гидроциклон, трубопровод подвода воды промконтура в РОП, трубопровод отвода воды промконтура из РОП с системой трехступенчатого дросселирования для поддержания давления промконтура, байпасную ветку с обратным клапаном, замыкающую контур, и трубопровод сброса загрязненной воды в основной контур для отвода «грязной» воды. Изобретение направлено на обеспечение использования воды промконтура АЭС и работы РОП в главном циркуляционном насосном агрегате в случае прекращения подачи воды, а также возможности повторного использования воды, не прошедшей очистку перед подачей ее в контур РОП, на упрощение конструкции и повышение надежности работы энергоблока. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для частичной компенсации осевого усилия действующего на осевой подшипник главных циркуляционных насосных агрегатов первого контура водоохлаждаемых реакторных установок, обеспечивая запуск электродвигателя насоса при полном давлении в контуре, а также для обеспечения благоприятных условий работы осевого подшипника на номинальной нагрузке. В электромагнитном разгрузочном устройстве разгрузочный диск выполнен составным из двух частей, первая из которых, расположенная над полюсами корпуса магнита, выполнена из магнитной углеродистой стали, а вторая оставшаяся часть выполнена из немагнитной аустенитной стали. Изобретение позволяет снизить металлоемкость за счет уменьшения габаритов устройства, увеличить силу тяги электромагнита за счет снижения магнитных потоков рассеяния, замыкающихся через вал насоса, обеспечить длительную и надежную работу водоохлаждаемого электромагнита с исключением попадания воды на его обмотку. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых узлах насосов, турбин, компрессоров. Упорный подшипник скольжения ротора насоса включает установленные в корпусе с обеих сторон упорного диска ротора насоса опорные обоймы, состоящие из основания, сепаратора, ограничивающего перемещение сегментов в тангенциальном направлении, установленных в него сегментов, имеющих осевой упор, пружин, индивидуально поджимающих каждый сегмент к упорному диску индивидуальной пружиной через подвижное сферическое шарнирное соединение с возможностью передачи усилия в центр давления гидродинамического клина при любом характере вращения упорного диска ротора, включая прецессию. Технический результат: формирование устойчивого масляного гидродинамического клина и снижении контактных напряжений в паре «вкладыш - сферический упор» за счет увеличенной площади контакта, и следовательно, и повышение ресурса подшипника. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к конструктивным узлам лопастных насосов и может быть преимущественно использовано на атомных электростанциях в главных циркуляционных насосных агрегатах контура теплоносителя ядерной энергетической установки, проходящего через активную зону ядерного реактора. Антиреверсное устройство содержит неподвижное зубчатое храповое кольцо и стопорные элементы, которые размещены с возможностью поворота на цилиндрических осях, установленных в разгрузочном диске, соединенном с валом насоса. В разгрузочном диске выполнены пазы цилиндрической формы под углом к оси поворота стопорных элементов, в которые уложены тела качения, находящиеся в контакте со стопорными элементами. Изобретение направлено на повышение надежности срабатывания антиреверсного устройства. 2 ил.

Изобретение относится к насосам необъемного вытеснения и может быть использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя ядерной энергетической установки. Агрегат содержит вертикальный насос с нижним расположением рабочего колеса, нижний радиальный подшипник скольжения, размещенный на валу насоса над рабочим колесом и смазываемый перекачиваемой средой, торцовое уплотнение (24) вала, размещенное над нижним радиальным подшипником, и радиально-осевой подшипник, установленный в верхней камере электродвигателя. Гребень (15) радиально-осевого подшипника установлен на валу посредством конусной посадки и закреплен на его верхнем торце при помощи болтов (16) и нажимного фланца (17). Охлаждение радиально-осевого подшипника осуществляется водой от системы АЭС через винтовой насос, расположенный на верхнем торце гребня (15). Насос состоит из статорной и роторной втулок (21, 20) с винтовой нарезкой. Вода поступает из верхней камеры (10) электродвигателя в его нижнюю камеру по трубопроводу, установленному на стенке электродвигателя, смазывает радиальный подшипник электродвигателя, статорная втулка которого выполнена из антифрикционного материала, и отводится в систему АЭС по отводящему трубопроводу. Камера (10) выполнена в виде корпуса (12) из нержавеющей стали с установленными статорными элементами радиально-осевого подшипника. Корпус (12) закрыт легкосъемным баком (13). Нижняя камера выполнена в виде цилиндра из нержавеющей стали. Изобретение направлено на снижение нагрузки на осевой подшипник, увеличение надежности и снижение времени на ремонт и замену осевого подшипника без демонтажа электродвигателя. 3 ил.

Изобретение относится к торцевым уплотнениям роторов насосных агрегатов для разделения сред или перепада давлений. Изобретение может быть использовано в конструкции насосов, применяемых на АЭС, в частности главных циркуляционных насосах. Конструкция многоступенчатого торцевого уплотнения содержит последовательно установленные рабочие ступени и концевую ступень, каждая из которых включает в себя расположенный на валу роторный элемент и контактирующий с ним подпружиненный аксиально подвижный статорный элемент, уплотненный относительно корпуса уплотнительными кольцами, причем полости высокого и низкого давления рабочих ступеней последовательно соединены дроссельными отверстиями в статорном элементе, который выполнен так, чтобы исполнять функции аксиально-подвижного уплотненного относительно корпуса ступенчатого поршня. Приведена формула зависимости внешних диаметров ступеней поршня статорного элемента. Данное соотношение обеспечивает отсутствие дополнительного усилия на статорный элемент при его нормальной работе, позволяя, в случае раскрытия уплотнения, усилить воздействие на статорный элемент, направленное на закрытие уплотнения, за счет гидростатических сил, действующих на поршень. Изобретение повышает надежность узла, а также технологичность деталей и сборки уплотнения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к подшипниковым опорам, регулируемым относительно соосности или осевого положения. Изобретение может быть использовано в соответствующих конструктивных узлах насосов необъемного вытеснения с подшипниками любого типа, например в энергетических лопастных насосах (в частности, питательных и т.п., а также в главных циркуляционных насосных агрегатах водоохлаждаемых реакторных установок, например на атомных электростанциях). Изобретение может быть использовано и в узлах центрирования вала (ротора) относительно корпуса (статора) других машин, таких как компрессоры, электрические машины, крупные редукторы. Предложена подшипниковая опора, образованная группой деталей кронштейн, кольцо, корпус. В кронштейне устанавливаются последовательно кольцо и корпус. В корпусе размещен и закреплен в осевом направлении подшипник, кронштейн в свою очередь жестко закреплен на изделии. Кольцо свободно перемещается относительно кронштейна в вертикальном направлении. Корпус свободно перемещается относительно кольца в горизонтальном направлении. Перемещение кольца относительно кронштейна определяет вертикальное перемещение оси подшипника относительно геометрической оси изделия, перемещение корпуса относительно кольца в свою очередь определяет горизонтальное перемещение оси подшипника. Регулирование положения кольца и корпуса реализовано относительно кронштейна посредством винтов, с резьбовой парой винт-кольцо и винт-корпус. Винты зафиксированы в кронштейне в осевом направлении за счет штифтов. Расположение винтов совпадает с осями перемещения кольца и корпуса. Фиксация корпуса относительно кронштейна в осевом направлении выполнена посредством болтового соединения. Для обеспечения свободного регулирования отверстия под болт в кронштейне и в кольце выполнены с гарантированным зазором. Технический результат: повышение эргономических показателей узла и повышение технологичности деталей и сборки опоры. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях главных циркуляционных насосных агрегатов для реакторных установок атомных станций. Насосный агрегат содержит массивный маховик, опирающийся верхней и нижней поверхностями на опорные тела качения. Маховик жестко закреплен на втулке, установленной на валу с помощью крепежных элементов. На торцовых поверхностях втулки выполнены кольцевые пазы, повторяющие форму опорных тел качения. В верхней и нижней зонах расположения опорных тел качения маховика установлены независимые массивные сепараторы с пазами для разделения опорных тел качения и имеющие свободу вращения за счет двух других групп шариков, установленных в двух кольцевых пазах на внутренней поверхности сепаратора. Изобретение направлено на обеспечение возможности отсоединения маховика в случае неконтролируемого разгона ротора, с предотвращением нагрева тел качения после отсоединения маховика от ротора агрегата при достижении разъединительной частоты вращения за счет равномерного распределения опорных тел качения, отсутствия их касания и пробуксовывания. 2 ил.

Изобретение относится к способам установки уплотнительных колец на оборудовании, в частности в главных циркуляционных агрегатах, работающих в атомных моноблочных реакторных установках с жидкометаллическим теплоносителем свинец. Способ установки уплотнительных колец характеризуется тем, что на зафиксированные после охлаждения в соответствующих канавках уплотнительные кольца надевают предохранительную втулку. Предохранительная втулка выполнена с внутренним диаметральным размером, меньшим либо равным наружному диаметральному размеру посадочного места, зафиксирована от радиального перемещения штифтами, закрепленными на предохранительной втулке, например сваркой, и входящими в продольные пазы изделия. От осевого перемещения предохранительной втулки в продольных пазах изделия, относительно упора, выполненного выше места установки уплотнительных колец, и устанавливают уплотнительные кольца в посадочное место. Изобретение направлено на исключение механических воздействий на уплотнительные кольца, установленные на изделии, при транспортировке и хранении. 3 ил.

Изобретение относится к горизонтальным центробежным двухступенчатым насосам с взаимно развернутыми рабочими колесами. Насос состоит из статора с двумя напорными крышками, двумя направляющими аппаратами и обечайкой и ротора с рабочими колесами, консольно установленными на валу. Направляющие аппараты прилегают друг к другу. Канал перетекания среды с первой ступени на вторую выполнен между их направляющими аппаратами и обечайкой и в месте сопряжения аппаратов уплотнен контактом между поверхностями сопряжения и между поверхностями внешних диаметров направляющих аппаратов и поверхностью внутреннего диаметра обечайки. Обечайка зафиксирована между двумя напорными крышками. В передней напорной крышке выполнены углубления с ребрами, в которые упирается направляющий аппарат второй ступени. Ребра одновременно направляют поток рабочей среды. Разделение входа и выхода насоса реализовано резиновыми кольцами, установленными в кольцевых проточках на обечайке, запирающимися посадочными диаметральными поверхностями обеих напорных крышек. Изобретение направлено на снижение стоимости изготовления, повышение надежности и технологичности насоса, уменьшение гидравлических потерь при переводе потока во вторую ступень насоса и улучшение массогабаритных показателей. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к сегментным накладкам упорных подшипников скольжения, охлаждаемых водой, у которых хотя бы одна из рабочих поверхностей выполнена из силицированного графита, применяемых преимущественно в электродвигателях, служащих приводом главных циркуляционных насосных агрегатов на АЭС. На контактной поверхности накладки выполнен по радиусу подшипника разделительный канал, обеспечивающий циркуляцию смазывающей и охлаждающей среды на всей контактной поверхности. Разделительный канал делит контактную поверхность со стороны заходной кромки до канала и поверхность после канала до выходной кромки в соотношении не менее 3 к 2. Технический результат: обеспечение более эффективного теплоотвода из зоны контакта при эксплуатации представленной конструкции накладки в составе упорного подшипника скольжения главного циркуляционного насосного агрегата на АЭС, уменьшение возможности повреждения антифрикционных элементов из силицированного графита от термических деформаций из-за неравномерности теплоотвода из зоны контакта; улучшение технологичности изготовления накладок статорных элементов упорного подшипника скольжения больших габаритов, обеспечение ремонтопригодности накладок упорного подшипника скольжения и уменьшение пожароопасности. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к упорным подшипникам скольжения, одна из рабочих поверхностей которых выполнена из силицированного графита (или других антифрикционных материалов с близкими характеристиками), и может быть использовано в узлах электромашин и гидромашин с упорными подшипниками больших габаритов (диаметром до 900 мм), преимущественно в электродвигателях, служащих приводом главных циркуляционных насосных агрегатов реакторных установок, например на АЭС. Отличительной особенностью заявленного осевого подшипника является то, что опорный диск выполнен с чередующимися опорными поясками и канавками со стороны обращенной к комплекту секторов из антифрикционного материала. По внешнему и внутреннему диаметрам опорного диска выполнены посадочные поверхности, в которых установлены внешнее и внутреннее кольца, крепящие сектора через упругие элементы. Фиксация секторов от вращения относительно опорного диска выполнена установкой промежуточных планок между секторами, которые зафиксированы осью планки в отверстиях опорного диска. Сектора выполнены со ступеньками под внешнее и внутреннее кольца, в верхней части сектора выполнены радиусные закругления, а в нижней части - пазы, обеспечивающие взаимную осевую фиксацию. Кромка заходная сектора имеет форму, приближенную к параболической. Охлаждение и смазывание осуществляют по чередующимся каналам, образованным планками, секторами, внешним и внутренним кольцами. Технический результат - уменьшение возможности повреждения антифрикционных элементов из силицированного графита от изгибных напряжений и термических деформаций из-за неравномерности теплоотвода из зоны контакта при использовании сплошной формы накладки; улучшение циркуляции охлаждающей и смазывающей воды на поверхности гребня осевого подшипника скольжения; улучшение технологичности изготовления накладки и обеспечение ее ремонтопригодности; повышение надежности; снижение пожароопасности; предотвращение вращения комплекта секторов по опорному диску. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к насосостроению и может быть преимущественно использовано в ядерных энергетических установках на атомных электростанциях. Центробежный насос содержит щелевое уплотнение. Уплотнение включает плавающее кольцо 3, закрепленное в корпусе 2 насоса с помощью крышки 4. Крышка 4 прижимает плавающее кольцо 3 к корпусу 2 с усилием, достаточным для обжатия уплотнительных колец 6, установленных в проточках на торцовых поверхностях кольца 3, и создающим на последних силу трения, которая не превышает гидродинамическую силу в щелевом уплотнении, возникающую при работе насоса. В крышке 4 выполнены отверстия, создающие демпфирующий эффект при резких смещениях кольца 3. В результате облегчается процесс сборки центробежного насоса, повышается его КПД при сохранении показателей надежности и ресурса работы насоса и жесткости вала. 1 з. п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при изготовлении центробежных лопастных насосов с рабочим колесом, преимущественно имеющим наружный диаметр не более 400 мм и сложную пространственную форму межлопастных каналов. Основной диск рабочего колеса выполняют за одно целое с половиной от общего количества лопастей, расположенных через одну. Покрывной диск выполняют за одно целое со второй половиной от упомянутого количества лопастей. При этом диски выполняют с пазами на сопрягаемых с лопастями поверхностях, а лопасти - с выступами. Диски собирают с образованием межлопастных каналов. При сборке выступы лопастей вводят в пазы дисков с возможностью передачи между дисками крутящего момента. Основной и покрывающий диски сваривают между собой. Сварное соединение выполняют в пазах дисков, например, с их внешней стороны. Пазы могут быть выполнены симметрично относительно оси вращения рабочего колеса. В результате обеспечивается повышение качества рабочих колес и упрощение технологии их изготовления. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к радиальным подшипниковым опорам скольжения и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС

Изобретение относится к подшипникам скольжения с рабочей поверхностью из силицированного графита, применяемым в электро- и гидромашинах с валами большого диаметра, преимущественно, в главных циркуляционных насосных агрегатах на АЭС

Изобретение относится к эксплуатации главного циркуляционного насоса (ГЦН) в составе реакторной установки с интегральной компоновкой бассейнового типа, охлаждаемой тяжелым жидкометаллическим теплоносителем

Изобретение относится к батарейным гидроциклонам для отделения твердых материалов от текучей среды и касается блока очистителей

Изобретение относится к стяжным штуцерным соединениям

Изобретение относится к энергомашиностроению

Изобретение относится к энергомашиностроению и касается главного циркуляционного насосного агрегата (ГЦНА) преимущественно для энергоблоков АЭС

Изобретение относится к фланцевым соединениям большого диаметра, работающим при высоких температурах и давлениях, в том числе - в переменных режимах

Изобретение относится к энергомашиностроению, а именно к главным циркуляционным насосным агрегатам ядерных энергетических установок АЭС

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при изготовлении рабочих колес с межлопастными каналами центробежных насосов энергетических установок

Изобретение относится к подшипниковым опорам, регулируемым относительно соосности с помощью клиньев, и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС

Изобретение относится к подшипникам с регулировкой зазора между сегментами, составляющими втулку опоры скольжения, и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС

Изобретение относится к подшипниковым опорам скольжения и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС

Изобретение относится к батарейным гидроциклонам для отделения твердых материалов от текучей среды и может быть преимущественно использовано при безреагентной обработке воды в системах оборотного водоснабжения

Изобретение относится к конструктивным узлам вертикальных лопастных насосов и может быть преимущественно использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя

Изобретение относится к конструктивным узлам вертикальных лопастных насосов и может быть преимущественно использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя ядерной энергетической установки

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при изготовлении насосов крупных размеров со сложной пространственной формой межлопастных каналов, в частности, главных циркуляционных насосов, применяемых в ядерных энергетических установках на атомных электростанциях

 


Наверх