Патенты автора Трапезников Юрий Михайлович (RU)

Изобретение относится к области металлургии, а именно к составам аустенитных жаропрочных и коррозионно-стойких сталей, используемых в атомной энергетике, энергомашиностроении, машиностроении в установках, работающих длительное время при температурах 500÷650°С. Сталь содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: углерод (С) 0,01-0,06, кремний (Si) 0,3÷0,8, марганец (Мn) 1,0÷1,7, хром(Сr) 15,0÷17,0, никель (Ni) 10÷12, молибден (Мо) 2,0÷2,5, титан (Ti) 0,05÷0,10, ниобий (Nb) 0,03-0,2, азот (N) 0,03÷0,10, сера (S) 0,01 и менее, фосфор (Р) 0,015 и менее, медь (Сu) 0,2 и менее, кальций (Са) 0,004-0,015, олово (Sn) 0,005 и менее, сурьма (Sb) 0,005 и менее, мышьяк (As) 0,005 и менее, свинец (Рb) 0,005 и менее, висмут (Bi) 0,005 и менее, железо – остальное. Для компонентов стали выполняется следующее условие: (Nb+Ti)/C≥3. Повышаются кратковременные и длительные механические свойства при высоких температурах, а также стойкость против питтинговой и межкристаллитной коррозии. 4 табл.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам для подводно-технических работ. Предложено подводное судно для обслуживания подводных добычных комплексов на арктическом шельфе и других подводно-технических работ, выполненное в виде разделенной на отсеки двухкорпусной подводной лодки с ядерной энергетической установкой, балластно-уравнительной системой, гидроакустическим оборудованием, ангарами для выпуска и приема подводных аппаратов, водолазным комплексом, устройствами шлюзования. Наружный корпус выполнен с углом наклона форштевня на уровне крейсерской ватерлинии (КВЛ) 40-65°, с углом наклона КВЛ на носовом перпендикуляре в сечении по КВЛ 35-50° и с углом наклона шпангоута на уровне КВЛ в сечении по шпангоуту 20-30°. Предложенное изобретение раскрывает также: конструкцию ледового усиления наружного корпуса, особенности выполнения движительно-рулевого комплекса, расположение по районам судна ангаров для обитаемого и необитаемых подводных аппаратов и захватного грузоподъемного устройства, особенности выполнения ангаров для подводных аппаратов. Техническим результатом является расширение функциональных и эксплуатационных возможностей подводного судна. 15 з.п. ф-лы, 10 ил.

Использование: в области электроэнергетики. Техническим результатом является упрощение конструкции, повышение срока службы, повышение надежности и автономности работы. Подводный модуль для производства электрической энергии включает средство, в котором размещены электрические энергоблоки, включающие ядерные реакторы, связанные со средствами производства электрической энергии, электрические кабели, опорные средства. Энергоблоки размещены на подводной несущей проницаемой платформе, выполненной с возможностью ее стационарной установки на дне на вертикальных опорах и включающей посадочные места для энергоблоков с направляющими устройствами и средствами защиты и конвекторы, электрически разъемно соединенные с электротехническим отсеком в виде прочного корпуса с электротехническим оборудованием, который установлен за счет его отрицательной плавучести на центральной продольной оси платформы и снабжен средствами балластировки, люк-шлюзом, комингс-площадкой, входными и как минимум одним выходным сильноточными разъемами. При этом энергоблоки выполнены в виде подводных ядерных термоэлектрических установок и состыкованы с подводной платформой в посадочных местах по обе стороны вдоль электротехнического отсека разъемными механическими и электрическими соединениями. 15 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к металлургии жаропрочных сплавов для сварочной проволоки и может быть использовано для сварки деталей из высоконикелевых сплавов высокотемпературных установок с температурой эксплуатации до 950оC. Сварочная проволока содержит, мас.%: углерод 0,01-0,05, кремний 0,05-0,2, марганец 1,3-2,0, хром 14,0-16,0, молибден 6,0-7,0, вольфрам 2,5-3,5, железо 17,0-20,0, азот 0,01-0,04, иттрий 0,01-0,1, цирконий 0,05-0,15, кальций 0,001-0,1, сера менее 0,010, фосфор менее 0,015, никель - остальное. Сварочная проволока характеризуется повышенными технологической прочностью и высокими кратковременными механическими свойствами и длительной прочностью при температурах до 950оC. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.

Изобретение относится к металлургии, а именно к разработке состава легированной аустенитной коррозионно-стойкой стали для атомных энергетических установок. Сталь содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: углерод 0,03-0,08, кремний 0,4-0,6, марганец 1,0-1,8, хром 17,5-19, никель 8,0-9,5, ниобий 0,05-0,07, ванадий 0,05-0,07, титан 0,08-0,12, сера ≤0,015, фосфор ≤0,015, азот от 0,04 до менее 0,07, кальций 0,004-0,015, церий 0,005-0,05, железо - остальное. Для компонентов стали выполняется соотношение: Повышаются кратковременные и длительные механические свойства и стойкость против питтингообразования в агрессивных водных средах. 3 табл.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к жаропрочным сплавам, предназначенным для элементов, используемых в атомной энергетике, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, работающих при высоких температурах. Жаропрочный сплав на никелевой основе содержит, мас.%: углерод 0,02÷0,06, кремний 0,05÷0,30, марганец 1,3÷1,7, хром 18÷20, никель 53÷56, молибден 5,0÷7,0, вольфрам 2,0÷3,0, цирконий 0,05÷0,015, азот 0,01÷0,03, иттрий 0,01÷0,05, бор 0,001÷0,005, алюминий 0,05÷0,15, железо и примеси - остальное. Сплав характеризуется высокими показателями длительной прочности при температурах 650-800°C, повышенной технологичностью при изготовлении крупногабаритных поковок и при сварке. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.
Изобретение относится к области металлургии, а именно к жаропрочным коррозионностойким сталям, используемым в атомной энергетике и машиностроении в установках, эксплуатирующихся длительное время при температурах 500-600°C. Сталь содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: углерод 0,06-0,10, кремний 0,02-0,3, марганец 0,3-0,8, хром 11,5-13,0, никель 0,8-1,2, молибден от 0,8 до менее 1,0, ванадий 0,15-0,30, ниобий 0,05-0,15, азот от более 0,04 до 0,07, сера 0,001-0,010, фосфор 0,001-0,015, медь 0,01-0,10, кальций от более 0,005 до 0,015, церий от более 0,01 до 0,05, бор 0,001-0,005, алюминий 0,05-0,15, железо - остальное. Суммарное содержание углерода и азота не превышает 0,16%. Повышаются механические свойства, особенно длительная прочность, а также повышается стойкость против питтингообразования, что приводит к повышению эксплуатационных характеристик и ресурса энергетического оборудования. 3 табл.

Изобретение относится к морским техническим средствам для освоения арктического шельфа, а именно к системам для транспортировки углеводородов между подводным терминалом и судном. В системе для транспортировки текучей среды к судну расположенная в погруженной части судна открытая вниз приемная полость выполнена с возможностью прохода через нее буя, передающего трубопровода и швартова, размещена от днища до верхней части судна с наклоном как минимум одной из ее стенок и снабжена в верхней части помещением для оборудования, расположенным в корпусе судна между его погруженной частью и палубой или на палубе и в котором размещены подъемное устройство, и стыковочное и швартовное устройства, выполненные с возможностью соединения соответственно с гибким передающим трубопроводом и швартовами через приемную полость. Подъемное устройство снабжено захватным устройством, выполненным с возможностью захвата и подъема буя и буйрепа и включающим аппарат-носитель и захватный элемент. Буй захвата выполнен в виде прочного герметичного корпуса, обладающего положительной плавучестью, с размещенными в нем гидроакустическими и световыми маячками и соединен посредством буйрепа с головной частью гибкого трубопровода, которая соединена с подводным оборудованием швартовом. Отгрузочные клапан и насос подводного терминала выполнены с возможностью включения/отключения по гидроакустическому сигналу. Технический результат заключается в упрощении системы транспортировки текучей среды к плавающему судну и сокращении времени транспортировки текучей среды. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретения относятся к области обеспечения электроэнергией стационарных подводных объектов в условиях замерзающих морей. Для обеспечения электроэнергией потребителей доставляют в район потребления электроэнергии плавучий энергоблок и приемно-распределительное устройство, соединяют его посредством силового электрокабеля с потребителями и с энергоблоком. Энергоблок устанавливают в надводном положении посредством якорных линий с мертвыми якорями с возможностью погружения на недоступную для льдов глубину путем заполнения цистерн главного балласта и выбирания якорных линий с небольшой положительной плавучестью, обеспечивающей возможность аварийного всплытия, а перед установкой его на дно опускают опоры и придают плавучему энергоблоку отрицательную плавучесть, принимая водный балласт в специальную цистерну. Обслуживают энергоблок с помощью ледокольного судна обеспечения и базирующихся на нем подводных аппаратов. Комплекс включает ледокольное судно обеспечения с подводными аппаратами, подводный буй-ловитель, приемно-распределительное устройство, а также плавучий энергоблок с сильноточным разъемом, цистернами главного балласта, специальной цистерной, якорными линиями с мертвыми якорями, опорами, устанавливаемыми на дно, и комингсами для посадки подводных аппаратов. Достигается высокая эффективность, надежность способа и эксплуатационные характеристики комплекса. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области судостроения

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования обводов корпуса транспортного средства

Изобретение относится к противопожарной технике, к оборудованию для тушения быстроразвивающихся пожаров углеводородов на морских судах и морских платформах для добычи углеводородов и объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности

Изобретение относится к технике тушения пожаров с большой энергетикой преимущественно на судах, морских платформах, нефтегазовых и других пожароопасных промышленных объектах посредством интенсивной подачи пены или воды на расстояние не менее 150 метров

Изобретение относится к технике тушения пожаров с большой энергетикой на объектах народного хозяйства и промышленности посредством интенсивной подачи пены или воды на максимальное расстояние

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений и может быть использовано для строительства морских ледостойких платформ, предназначенных для разведки и добычи углеводородов и эксплуатируемых круглогодично в условиях Арктики при наличии ледовых полей различной структуры и интенсивности

Изобретение относится к металлургии легированных сталей и сплавов, используемых в ядерной и тепловой энергетике для изготовления теплообменного оборудования

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для обслуживания морских технических средств, в частности для передачи жидких и газообразных сред на эти технические средства, а также электропитания в условиях моря, например при обслуживании буровых платформ

 


Наверх