Патенты автора Шатров Владимир Борисович (RU)

Изобретение относится к области получения эпоксидных связующих и может использоваться при приготовлении препрегов на основе на их основе с использованием стекло-, угле-, органонаполнителей методом пропитки для изготовления высокопрочных термостойких полимерных композиционных материалов для изделий в авиа- и ракетостроении, судостроении, нефтегазовой сфере и других областях промышленности. Эпоксидное связующее состоит из смеси эпоксиноволачной смолы УП-643, отверждающего агента изометилтетрагидрофталевого ангидрида (ИМТГФА) и катализатора отверждения в виде соли тетрабутиламмония или диметилгидразид неодекановой кислоты, или 4-фенилазо-N,N-диметиланилин, или 1-(2-пиридилазо)-2-нафтол при следующем соотношении компонентов связующего (мас.ч.): эпоксиноволачная смола УП-643 50,0-54,0; отвердитель ИМТГФА 45,0-49,0; катализатор отверждения 0,3-1,1. Использование нового связующего по изобретению вышеприведенного состава позволяет обеспечить длительную жизнеспособность связующего порядка 6-9 часов при температуре пропитки 50-70°С и повысить теплостойкость (температуру стеклования) пластика. 1 табл.

Изобретение относится к технологии получения поверхностно-активированных тканых и нетканых материалов и может быть использовано при изготовлении эрозионно-стойких деталей и элементов конструкций в авиационном, ракетном и других отраслях машиностроения. Описан способ получения поверхностно-активированного волокнистого углеродного материала, включающий обработку материала поверхностно-активным веществом, термостатирование, пропитку связующим - фенолформальдегидной смолой, полимеризацию, в котором в качестве поверхностно-активного вещества для обработки материала используют водный раствор поливинилового спирта 8-20%-ной концентрации, при этом термостатирование проводят в диапазоне температур от 200 до 380°C в течение 2-4 ч. Технический результат: получен поверхностно-активированный волокнистый углеродный материал с повышенными физико-механическими характеристиками. 5 ил.

Изобретение относится к области магистрального транспорта газа, в частности к компрессорным станциям подземных хранилищ газа. Технический результат изобретения - повышение надежности и эффективности работы устройства на протяжении полного периода закачки в подземное хранилище газа в широком диапазоне изменения технологических параметров, а также сокращение оборудования. Устройство для компримирования природного газа включает центробежный газовый нагнетатель, состоящий из двух секций сжатия, установленных на одном валу в общем корпусе, соединенных с валом приводного газотурбинного двигателя, причем технологическая обвязка устройства выполнена с возможностью переключения секций сжатия с помощью запорной арматуры для обеспечения последовательного и параллельного режима работы секций нагнетателя, также устройство содержит три управляющие запорные арматуры, фильтр-сепаратор, аппараты воздушного охлаждения газа. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ракетной технике, и может быть использовано при отработке корпусов ракетных двигателей твердого топлива. Устройство для испытаний на прочность раскрепляющей манжеты корпуса ракетного двигателя содержит неподвижное кольцо, подвижное кольцо, клинья, прижимы и динамометр. Неподвижное кольцо закреплено снаружи на фланце корпуса двигателя, а подвижное кольцо установлено с внутренней стороны корпуса с возможностью соосного осевого перемещения относительно неподвижного кольца по скрепленным с ним направляющим. Клинья установлены на периферии подвижного кольца, равномерно по окружности, и имеют внутренние и наружные профилированные поверхности. Клинья расположены в зазоре между внутренней поверхностью раскрепляющей манжеты и теплозащитным покрытием корпуса. Прижимы выполнены с профилированной поверхностью, сопрягаемой с наружной поверхностью раскрепляющей манжеты. Динамометр соединен с неподвижным кольцом и упирается в подвижное кольцо. Изобретение позволяет повысить качество контроля изготовления корпуса ракетного двигателя за счет проведения контроля раскрепляющей манжеты путем приложения усилия, имитирующего усилие, воздействующее на манжету при усадке заряда в процессе отверждения топлива. 3 ил.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к стендам для проведения гидроиспытаний корпусов ракетных двигателей на твердом топливе, как на рабочее давление, так и на давление формования твердотопливного заряда. Стенд для испытаний корпусов типа «кокон» ракетных двигателей на твердом топливе на внутреннее давление содержит имитатор корпуса сопла и разгрузочное устройство заднего фланца. Разгрузочное устройство установлено на имитаторе корпуса сопла и имеет цилиндры разных диаметров и два поршня, имеющие упор, связанный с силовым полом стенда. Цилиндры и поршни расположены один за другим вдоль оси, причем как цилиндры, так и поршни скреплены между собой. Цилиндр малого диаметра скреплен с имитатором корпуса сопла. Поршень малого диаметра выполнен удлиненным, а в его нижней цилиндрической части расположены уплотнения. Сечение верхней части поршня малого диаметра, перпендикулярное его оси, представляет собой круг с вырезами по краю, при этом на дугах между вырезами существуют три точки, которые являются вершинами остроугольного треугольника. Изобретение позволяет повысить надежность стенда для испытаний корпусов за счет исключения перекоса поршней при осевом перемещении цилиндров. 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технологии изготовления подвижных соединений в пресс-форме, и может быть использовано при изготовлении армированных амортизаторов и резино-металлических элементов. Формующий блок пресс-формы для изготовления подвижного соединения, состоящего из чередующихся между собой кольцевых элементов арматуры и слоев эластомера, содержит формообразующие кольца, скрепляемые с крайними элементами арматуры подвижного соединения, и фиксаторы элементов арматуры. При этом формующий блок снабжен металлическими кольцевыми прокладками, устанавливаемыми при сборке формующего блока на внешние торцы крайних элементов арматуры, отжимными болтами, вворачиваемыми при разборке формующего блока в открытые в формообразующих кольцах сквозные резьбовые отверстия до упора в металлические кольцевые прокладки, и кольцом Г-образного сечения, устанавливаемым перед извлечением фиксаторов элементов арматуры на один из крайних элементов арматуры подвижного соединения после снятия с него формообразующего кольца и удаления металлической кольцевой прокладки. В пресс-форме с формующим блоком по изобретению, при разборке которого исключается возможность повреждения изделия, изготавливается ряд крупногабаритных подвижных соединений качественно. 7 ил.

Изобретение относится к технологии композиционных материалов и может быть использовано при ремонте поверхности деталей ракетного двигателя. Способ ремонта поверхности деталей из углепластика включает приготовление ремонтного состава, обезжиривание дефектов поверхности, заполнение их ремонтным составом и отверждение. Готовят ремонтный состав, содержащий смолу эпоксидно-диановую СЭДМ-6, отвердитель Л-20, АДЭ-3 и порошок углепластика с размером частиц не более 0,2 мм, высушенный при температуре 110 - 130°C в течение 3 часов. При этом заполняют дефекты поверхности деталей ремонтным составом путем его нанесения до уровня поверхности не позднее чем через 1 час после приготовления ремонтного состава, а отверждение проводят при температуре 15 - 35°C в течение 72-120 часов. Обеспечивается повышение качества устранения дефектов с получением ровной гладкой поверхности в зоне дефекта, при этом прочность материала в зоне устраненного дефекта сопоставима с прочностью основного материала заготовки. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании твердотопливных двигательных установок для многоступенчатых баллистических ракет. Ракетная двигательная установка содержит двигатели предыдущей и последующей ступени, соединенные через межступенчатый отсек, образованный с помощью узлов стыка двигателей. Днище двигателя предыдущей ступени выполнено с профилем, эквидистантным профилю сопла последующей ступени, и размещено в нем с зазором, исключающим их контакт при работе. Сопло двигателя последующей ступени выполнено с расширением, при котором срез сопла имеет диаметр меньше внутреннего диаметра межступенчатого отсека на величину зазора между ними, исключающего их контакт при работе. Изобретение позволяет снизить габариты двигательной установки и повысить ее энергетические характеристики. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технологии изготовления подвижных соединений в пресс-форме, и может быть использовано при изготовлении армированных амортизаторов и резинометаллических элементов. Согласно способу сборки формующего блока пресс-формы, соединяют наружные торцы опорных колец подвижного соединения с формообразующими кольцами пресс-формы, установливают тарели подвижного соединения между внутренними торцами опорных колец с выставкой зазоров при помощи разделительных элементов и скрепляют формообразующие кольца между собой. На внутреннем торце опорных колец выполняют кольцевой паз и открывают в нем два диаметрально противоположно расположенные глухие отверстия. В тарелях выполняют сквозные отверстия, расположенные напротив глухих отверстий в пазах опорного кольца. Поочередно соединяют опорные кольца с формообразующими кольцами на подставке, снабженной установочным фланцем, вводимым в кольцевой паз опорного кольца. Устанавливают в глухие отверстия одного из опорных колец направляющие штыри и нанизывают на них тарели, после чего извлекают направляющие штыри и скрепляют между собой формообразующие кольца. Изобретение обеспечивает повышение производительности технологического процесса сборки. 6 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технологии изготовления изделий из полимерных материалов, и может быть применено для изготовления фильтров, например, маслосистем газотурбинных установок. Способ изготовления фильтра включает размещение металлической сетки между кольцами из легкоплавкого материала и скрепление сетки с кольцами и колец между собой. Поверхности колец в зонах скрепления с металлической сеткой обезжиривают. Наносят на скрепляемые поверхности колец слой серной кислоты H2SO4 94% концентрации, выдерживают при комнатной температуре в течение 30 секунд до образования конфекционной липкости материала колец под воздействием кислоты. Затем размещают металлическую сетку между кольцами и помещают полученный пакет в пресс, создают давление 20-30 кгс/см2 и выдерживают пакет под этим давлением в течение 3-4 часов, сбрасывают давление и извлекают пакет из пресса. После чего выдерживают пакет в свободном состоянии не менее 24 часов. Разработанная последовательность операций позволяет изготавливать фильтры с прочным скреплением периферийной части металлической сетки с кольцами из легкоплавкого материала. Изобретение позволяет повысить качество изготовления фильтров при обеспечении требуемой технологичности. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технологии изготовления изделий в пресс-форме, и может быть применено для изготовления фильтров, например маслосистем газотурбинных установок. Способ изготовления фильтров включает размещение металлической сетки между кольцами из легкоплавкого материала и скрепление сетки с кольцами и колец между собой. При этом выкраивают из ткани две кольцевые заготовки, соответствующие по конфигурации посадочному месту металлической сетки в кольцах из легкоплавкого материала, склеивают металлическую сетку с обеих сторон с кольцевыми заготовками, наносят слой концентрированной серной кислоты на скрепляемые поверхности колец из легкоплавкого материала и размещают между ними металлическую сетку, затем помещают полученный пакет в пресс, создают давление 9-12 кгс/см2 и выдерживают пакет под этим давлением в течение 24 часов, после чего сбрасывают давление, извлекают пакет из пресс-формы и выдерживают его в свободном состоянии не менее 72 часов. Технический результат: повышение качества изготовления фильтров при обеспечении требуемой технологичности и повышение надежности их работы. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технологии изготовления армированных резинотехнических изделий путем вулканизации в пресс-форме, и может быть применено для изготовления эластичных опорных шарниров (ЭОШ) сопловых блоков ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ). Способ получения образцов при изготовлении подвижного соединения, состоящего из опорных колец и армирующих тарелей, расположенных относительно опорных колец и между собой с зазорами, заполняемыми эластомером методом литьевого прессования в пресс-форме, включает изготовление ряда дисков. Затем осуществляют комплектование дисков попарно, размещают каждую пару дисков с зазором между их поверхностями в ячейках камеры для образцов, сообщенной с формующим блоком пресс-формы, и заполняют эластомером зазоры между дисками. Параллельно заполняют эластомером зазоры между опорными кольцами и армирующими тарелями подвижного соединения. При этом изготавливают партию дисков из того же материала, что и опорные кольца, и партию дисков из того же материала, что и армирующие тарели. При комплектовании дисков включают в пару как одновременно диски из первой и из второй партии, так и диски только из второй партии. Затем укомплектованные таким образом диски устанавливают в ячейки камеры для образцов и производят заполнение эластомером формующего блока и камеры для образцов. На полученных образцах-свидетелях определяют физико-меха нические и структурные свойства запрессованного между элементами подви жного соединения эластомера, прочность на отрыв и сдвиг, адгезию, однородность структуры и т.п. Технический результат, достигаемый при использовании способа по изобретению, обеспечивает эффективный контроль качества изготовления ЭОШ крупногабаритных сопловых блоков РДТТ по образцам-свидетелям. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. подвижного соединения эластомера, прочность на отрыв и сдвиг, адгезию, однородность структуры и т.п. Практическое применение изобретения позволило обеспечить эффективный контроль качества изготовления ЭОШ крупногабаритных сопловых блоков РДТТ по образцам-свидетелям.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к технологии изготовления изделий из композиционных материалов, а именно, тел вращения с радиальными складками материала, и может найти применение при контроле качества изготовления крупногабаритных деталей из композиционных материалов. Способ изготовления образцов деталей из композиционных материалов включает разметку и вырезку образцов из припуска детали. При этом из припуска детали вырезают кольцо, продольное сечение которого соответствует поперечному сечению заготовки образца. Затем изготавливают соответствующий продольному сечению заготовки образца плоский шаблон, в центральной части которого выполнен участок меньшей ширины, с нанесенной посередине него поперечной риской. Размечают по шаблону расположение заготовок образцов по периметру торцовой поверхности кольца, последовательно совмещая риску шаблона со складками материала. После чего вырезают заготовки образцов и производят механическую обработку заготовок для получения образцов с утоненным рабочим участком в центральной части. Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении эффективности контроля качества изготовления крупногабаритных деталей из композиционных материалов. 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технологии изготовления резинотехнических изделий путем вулканизации в пресс-форме, и применено для изготовления армированных амортизаторов и эластичных опорных шарниров (ЭОШ). Способ обслуживания пресс-формы для изготовления армированных резинотехнических изделий, включающей закрепленную на пуансоне обойму с формующим блоком, взаимодействующую с матрицей, заключается в установке в пресс-форму и извлечении из нее обоймы с формующим блоком. Изготавливают кольцо ступенчатого сечения, меньший наружный диаметр которого соответствует внутреннему диаметру матрицы, а входная кромка по внутреннему диаметру идентична входной кромке поверхности посадочного места обоймы в матрице. Перед каждой установкой обоймы с формующим блоком в пресс-форму и перед каждым извлечением из нее устанавливают кольцо по большему наружному диаметру на матрицу, совмещая поверхность кольца с меньшим наружным диаметром с внутренней поверхностью матрицы, и скрепляют кольцо с матрицей. Затем располагают на кольце обойму формующего блока, выполняют операцию по соединению обоймы формующего блока с пуансоном или по отсоединению обоймы формующего блока от пуансона, после чего снимают кольцо с матрицы. Способ по изобретению позволяет повысить качество обслуживания пресс-формы и используется в процессе изготовления ряда высококачественных ЭОШ при обеспечении требуемой технологичности. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технологии изготовления подвижных соединений в пресс-форме, и может быть ис- пользовано при изготовлении армированных амортизаторов и резинометал- лических элементов. Пресс-форма для изготовления армированных резино- технических изделий включает литниковую камеру 1, литниковую плиту 2, формующий блок 3 и охватывающую его форму 4 для образцов-свидетелей. На поверхности литниковой плиты 2 со стороны литниковой камеры 1 выполнены отделенные друг от друга перемычками две внутренние полукольце- вые канавки 6 и две внешние полукольцевые канавки 7, меньшей ширины и глубины, полости которых сообщены с полостью литниковой камеры 1 выполненными в ее дне вертикальными каналами 8. При этом полости внутренних полукольцевых канавок 6 сообщены выполненными в литниковой плите 2 вертикальными каналами 8 с полостью формующего блока 3. Полости внешних полукольцевых канавок 6 сообщены радиальными прорезями 11 с полостями внутренних полукольцевых канавок 6 и с полостью формы 4 для образцов-свидетелей. Технический результат, достигаемый при использовании данной пресс-формы, позволяет качественно изготавливать ряд крупногабаритных подвижных соединений. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технологии изготовления подвижных соединений в пресс-форме, и может быть ис- пользовано при изготовлении армированных амортизаторов и резинометал- лических элементов. Способ сборки формующего блока пресс-формы для из- готовления подвижного соединения заключается в размещении элементов ар- матуры подвижного соединения между формообразующими кольцами фор- мующего блока с выставкой зазоров при помощи фиксаторов элементов ар- матуры, устанавливаемых через радиальные пазы, выполненные в формооб- разующих кольцах. При размещении элементов арматуры сначала выставляют зазоры между ними при помощи разделительных пластин, устанавливаемых через радиальные пазы первого формообразующего кольца и базирующихся на ограничителях их перемещения, закрепляемых на наружной поверхности этого формообразующего кольца в четырех равномерно расположенных по окружности плоскостях. Затем скрепляют формообразующие кольца между собой и устанавливают фиксаторы элементов арматуры через радиальные пазы второго формообразующего кольца, после чего снимают ограничители перемещения разделительных пластин, извлекают разделительные пластины и устанавливают через радиальные пазы первого формообразующего кольца фиксаторы элементов арматуры в требуемом по периметру количестве. Технический результат заключается в высокой технологичности процесса сборки формующего блока пресс-формы. 3 ил.

Изобретение относится к оборудованию для изготовления изделий из композиционных материалов методом намотки и может найти применение при изготовлении формообразующих оправок для намотки силовой оболочки емкостей, работающих под давлением, например корпусов ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ). Оправка для изготовления крупногабаритных корпусов из полимерных композиционных материалов (ПКМ) состоит из секций цилиндрической и сферической формы, выполненных из песчано-полимерной смеси. В состав каждой секции введены равномерно распределенные по объему песчано-полимерной смеси стеклопластиковые стержни круглого поперечного сечения, образующие арматуру, занимающую 10-15% объема секции. Данное изобретение позволяет сократить период выпаривания оправки после изготовления корпуса, уменьшить расход песчано-полимерной смеси и повысить качество изготовления корпусов из ПКМ. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении одновинтовых насосов. Способ изготовления статора одновинтового насоса включает запрессовку эластомера в полость между обоймой, на внутреннюю поверхность которой нанесен склеивающий состав, и установленным по оси обоймы знаком, на наружную винтовую поверхность которого нанесен антиадгезив, вулканизацию эластомера под действием температуры и давления и выдавливание знака с последующей механической обработкой поверхностей вулканизованного эластомера. Прогревают эластомер под воздействием температуры 110-130°C в течение 5-10 минут, производят запрессовку прогретого эластомера в обойму и нагружают запрессованный эластомер давлением 100-120 кгс/см2. Продолжают нагрев эластомера до температуры 148-154°C, выдерживают при этой температуре в течение 37-43 минут, охлаждают эластомер до температуры 110-130°C, сбрасывают давление, выдавливают знак и производят механическую обработку поверхностей эластомера. Обеспечивается повышение качества изготовления статора одновинтового насоса за счет технологического процесса с оптимальными параметрами. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении одновинтовых насосов. Способ изготовления статора одновинтового насоса включает запрессовку эластомера в обойму с установленным в ней винтовым знаком, вулканизацию эластомера и выдавливание знака. На торцы обоймы устанавливают нижнее и верхнее формообразующие кольца и скрепляют их со знаком, производят запрессовку эластомера. Перед выдавливанием знака снимают с обоймы формообразующие кольца, а после выдавливания знака на торцовые поверхности вулканизованного эластомера приклеивают заготовку из невулканизованного эластомера толщиной 0,5-0,6 мм. Снова устанавливают на торцы обоймы формообразующие кольца, нагревают торцовые поверхности статора до температуры 148-154°С и поджимают их давлением 1-2 кгс/см2 с выдержкой при этих температуре и давлении в течение 30-50 минут. Сбрасывают давление, снимают с обоймы формообразующие кольца, охлаждают эластомер до комнатной температуры и выдерживают не менее 6 часов. Обеспечивается повышение качество изготовления статора одновинтового насоса за счет оптимальных параметров технологического процесса. 3 ил.

Изобретение относится к теплозащитным материалам, которые могут использоваться в авиа- и ракетостроении, и способны к экологически чистой утилизации в составе изделия

Изобретение относится к композиционным материалам, которые могут использоваться в конструкции летательных аппаратов

Изобретение относится к применению смолы Оксилин-5 в качестве модификатора для повышения теплостойкости эпоксидных композиций, которые могут быть использованы в качестве заливочных и пропиточных материалов при изготовлении изделий различного назначения, в частности органо- и стеклопластиков, в строительной, авиационной, автомобильной, аэрокосмической и других отраслях промышленности

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может найти применение в системах энергетики, магистральных трубопроводах и других областях народного хозяйства

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может использоваться в системах энергетики, трубопроводных конструкциях

Изобретение относится к оборудованию для изготовления изделий из композиционных материалов методом мокрой намотки и может быть использовано в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к области механической обработки, фрезерованию

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении подвижных соединений
Изобретение относится к области гальваностегии, в частности к электролитическому нанесению кадмиевых покрытий, и может быть использовано в различных отраслях промышленности для защиты металлических изделий от коррозии

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может использоваться в системах энергетики, машиностроения

Изобретение относится к трубным ключам

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для шлифования абразивной лентой профильных поверхностей деталей, в частности диафрагмы нагнетателя газотурбинной установки

 


Наверх