Патенты автора Инюкин Алексей Александрович (RU)

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ обнаружения помпажа и вращающегося срыва компрессора характеризуется тем, что измеряют характерный параметр Пк работы компрессора, формируют среднее значение ПкСР параметра Пк фильтром низкой частоты, формируют сигнал ПкВЧ высокочастотной составляющей параметра Пк фильтром высокой частоты, формируют средний уровень абсолютного значения сигнала ПкВЧ высокочастотной составляющей параметра, вычисляют отношение () величины к среднему значению ПкСР параметра, и при превышении отношения первого заранее определенного порога формируют сигнал на первом сигнализаторе, формируют отклонение ΔПк параметра от его среднего значения ПкСР, вычисляют отношение (ΔПк/ПкСР) отклонения ΔПк к среднему значению параметра, и при снижении отношения ΔПк/ПкСР ниже второго заранее определенного порога формируют сигнал на втором сигнализаторе, а при наличии любого из сигналов сигнализаторов формируют сигнал помпажа/вращающегося срыва компрессора, в соответствии с которым включают средства ликвидации помпажа и вращающегося срыва компрессора. Технический результат - снижение вероятности разрушения компрессора и потерь тяги при неустойчивой работе компрессора за счет снижения времени реакции средств ликвидации помпажа и вращающегося срыва компрессора и определения момента окончания неустойчивой работы компрессора. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ запуска камеры сгорания (КС) газотурбинного двигателя (ГТД) заключается в том, что измеряют частоту n вращения ротора двигателя и температуру Тт газов за турбиной ГТД посредством термопары, вычисляют первую производную Тт' по времени температуры газов за турбиной и формируют сигнал температуры Тткор газов за турбиной в соответствии с заданным соотношением, формируют заданный расход Gтзад топлива в КС ГТД в зависимости от частоты вращения ротора, устанавливают расход Gтзап топлива для запуска КС ГТД равным Gтзад. При получении команды на запуск КС фиксируют значение сигнала Тткор, включают агрегат зажигания (AЗ) КС и подают расход топлива для запуска в КС ГТД, формируют сигнал успешного запуска КС при превышении текущим значением Тткор зафиксированного значения на заранее заданную величину ΔТткор. Если сигнал успешного запуска КС сформирован, выключают AЗ, а в КС ГТД подают заданный расход топлива Gтзад, а если сигнал успешного запуска КС не был сформирован в течение заранее заданного допустимого времени τзап с момента получения команды на запуск КС, выключают AЗ и прекращают подачу топлива в КС ГТД. Технический результат - повышение безопасности эксплуатации газотурбинного двигателя на газообразном топливе за счет снижения времени обнаружения успешного или неуспешного запуска камеры сгорания газотурбинного двигателя. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ управления подачей топлива в камеру сгорания многовального газотурбинного двигателя (ГТД) заключается в том, что выбирают не менее двух регулируемых параметров работы двигателя, в процессе работы двигателя измеряют текущие значения каждого из регулируемых параметров работы ГТД, температуру Твх воздуха на входе в ГТД и положение рычага управления двигателем (РУД), для каждого из выбранных регулируемых параметров формируют их максимально допустимые значения, из выбранных регулируемых параметров выбирают те, для которых формируют их минимально допустимые значения и для каждого из этих выбранных регулируемых параметров в зависимости от положения РУД формируют заданное значение регулируемого параметра в диапазоне от минимального до максимального допустимых значений этого регулируемого параметра, измеряют отклонения текущих значений регулируемых параметров от их максимально допустимых и заданных значений, и для каждого из отклонений формируют скорость изменения расхода топлива для устранения отклонения регулируемого параметра, выбирают максимальное и минимальное значение из скоростей изменения расхода топлива, формируют расход топлива в ГТД путем интегрирования выбранной скорости dG изменения расхода топлива и подают сформированный расход топлива в камеру сгорания ГТД. Технический результат - повышение качества управляемости ГТД и обеспечение надежности работы ГТД за счет регулирования нескольких параметров работы ГТД с соблюдением ограничений по их минимальным и максимальным значениям. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно, авиационных и может быть использовано для управления подачей топлива в ГТД с многозонной камерой сгорания (КС). Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя, согласно которому формируют суммарный расход топлива в камеру сгорания двигателя для поддержания заданной частоты вращения ротора турбокомпрессора и управляют расходом топлива через два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя. Для первого дозатора задают максимальное и номинальное значение ограничения расхода топлива. Дополнительно задают минимальное значение ограничения расхода топлива для первого дозатора, расход топлива через первый дозатор формируют как разность суммарного расхода топлива в двигатель и текущего расхода топлива через второй дозатор. Расход топлива через первый дозатор ограничивают: снизу - минимальным значением ограничения, сверху - максимальным значением ограничения. Расход топлива во второй дозатор формируют как сумму двух величин, первая из которых определяется интегрированием разности расхода топлива через первый дозатор до его ограничения и номинального значения ограничения расхода топлива через первый дозатор, а вторая формируется как разность расхода топлива через первый дозатор до и после его ограничения. Техническим результатом изобретения является повышение точности поддержания частоты вращения ротора. 1 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к управлению двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами компрессоров высокого и низкого давления. Техническая проблема изобретения заключается в повышении надежности системы управления. Техническим результатом настоящего изобретения является обеспечение управляемости двигателя при отсутствии информации о положении направляющих аппаратов компрессоров. Указанный технический результат достигается в способе управления двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами компрессоров высокого и низкого давления, с установленным номинальным соотношением приведенных частот вращения роторов для каждого режима работы двигателя, включающий управление частотами вращения роторов низкого и высокого давления путем изменения расхода топлива в основную камеру сгорания, регулирование положения направляющих аппаратов, воздействуя на скорость их перемещения, при этом заранее выбирают порог по приведенной частоте вращения одного из роторов, в диапазоне режимов работы двигателя ниже выбранного порога поддерживают частоту вращения ротора низкого давления воздействием на увеличение расхода топлива в основную камеру сгорания, при этом частоту вращения ротора высокого давления поддерживают исходя из номинального установленного соотношения приведенных частот вращения роторов воздействием на скорость перемещения направляющих аппаратов компрессора высокого давления, а в диапазоне режимов работы двигателя выше или равному выбранному порогу поддерживают частоту вращения ротора высокого давления воздействием на уменьшение расхода топлива в основную камеру сгорания, а частоту вращения ротора низкого давления поддерживают исходя из номинального установленного соотношения приведенных частот вращения роторов воздействием на скорость перемещения направляющих аппаратов компрессора низкого давления. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления многорежимными газотурбинными двигателями (ГТД) с форсажной камерой сгорания (ФКС). Техническая проблема, решение которой обеспечивается при осуществлении заявленного способа управления, заключается в повышении надежности работы двигателя. Технический результат заключается в обеспечении возможности изменения заданного значения перепада давлений в двух выбранных сечениях двигателя в зависимости от условий области полета летательного аппарата. Указанный технический результат достигается в способе управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания, заключающемся в том, что заранее определяют область высот и скоростей полета, в процессе работы двигателя на максимальных бесфорсажных и форсажных режимах по измеренным значениям давления в двух заданных сечениях двигателя формируют текущее значение отношения давлений в этих сечениях, формируют заданное значение отношения давлений в этих сечениях, измеряют скорость и высоту полета, углы атаки и скольжения летательного аппарата, определяют зависимость первого корректирующего коэффициента от угла атаки и зависимость второго корректирующего коэффициента от угла скольжения, при полете в заранее определенной области формируют текущие значения первого и второго корректирующих коэффициентов в зависимости от текущих значений угла атаки и скольжения соответственно, выбирают максимальное из значений двух корректирующих коэффициентов и умножают на него заданное значение отношения давлений в заданных сечениях двигателя, сравнивают текущее отношение давлений в заданных сечениях со скорректированным значением отношения давлений, а для режима полета вне заранее определенной области - с заранее сформированным заданным значением отношения давлений и по величине ошибки, полученной в результате указанного сравнения, регулируют положение створок критического сечения реактивного сопла двигателя. 4 ил.

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно авиационных, и может быть использовано для управления подачей топлива в ГТД. Способ управления газотурбинным двигателем заключается в том, что по показаниям датчиков частоты вращения ротора турбокомпрессора и температуры воздуха на входе в двигатель формируют приведенное значение частоты вращения ротора турбокомпрессора. В зависимости от давления за компрессором и приведенной частоты вращения турбокомпрессора формируют заданное значение темпа изменения частоты вращения ротора турбокомпрессора и максимально заданный расход топлива в камеру сгорания. По измеренному значению частоты вращения ротора турбокомпрессора и заданного темпа изменения частоты вращения ротора турбокомпрессора формируют заданное значение расхода топлива в основную камеру сгорания. По показаниям датчиков определяют расход топлива, сравнивают его с заданным и по величине рассогласования между заданным и измеренным значениями формируют управляющее воздействие на расход топлива и ограничивают расход топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя максимально заданным расходом. Дополнительно измеряют давление воздуха на входе в двигатель, при снижении давления воздуха на входе в двигатель ниже заранее выбранной величины и достижении максимального расхода топлива, последний повышается относительно номинального уровня, в противном случае снижается до номинального уровня с заранее выбранным постоянным темпом. Техническим результатом предлагаемого способа управления является обеспечение стабильного времени приемистости и достижение параметров максимального режима во всех условиях работы двигателя и по мере выработки ресурса. 1 ил.

Изобретение относится к неразрушающему контролю технического состояния газотурбинных двигателей. Способ диагностики технического состояния газотурбинного двигателя, заключающийся в том, что выбирают параметры, подлежащие диагностическому контролю, текущее значение которых регистрируют на диагностируемом газотурбинном двигателе. Для диагностики газотурбинного двигателя по его любому узлу для последнего выбирают по меньшей мере два параметра, характеризующие его работоспособность и экспериментально определяют их предельно допустимые значения отклонений для данного типа двигателя. После чего в ходе работы двигателя в текущий момент времени вычисляют среднее значение для каждого выбранного параметра за предшествующий короткий и длинный временной периоды, при отношении короткого временного периода к длинному в интервале 0,002-0,1, и определяют их разность. Далее вычисляют отношение полученных разностей к соответствующим предельно допустимым значениям отклонений параметров, а затем суммируют их, и если полученная сумма отношений превышает единицу, то делают вывод о неисправности диагностируемого двигателя. Для диагностики газотурбинного двигателя по узлу компрессора низкого давления в качестве параметров, характеризующих его работоспособность, выбирают разницу между значением температуры слива масла из опоры турбины и значением температуры масла на входе в двигатель за фильтром, а также значение перепада давления масла на фильтре в магистрали общей откачки масла из двигателя и значение вибрации промежуточного корпуса газогенератора. Газотурбинный двигатель подвергают диагностике не менее 1 раза в минуту. Технический результат - расширение технологических возможностей способа по определению дефектов, влияющих на работоспособность узлов газотурбинного двигателя процессе его эксплуатации, выявление неисправностей на ранних стадиях и возможность отслеживания технического состояния двигателя в динамике. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил.

Группа изобретений относится к области авиационного двигателестроения и может быть использована в электронно-гидромеханических системах автоматического управления (САУ) многорежимными газотурбинными двигателями (ГТД) и регулирования подачей топлива на всех режимах работы ГТД. Техническим результатом настоящей группы изобретений является снижение подогрева топлива в топливном тракте и снижение отборов мощности от ротора ГТД путем поддержания минимального необходимого давления топлива за насосом с регулируемой производительностью. Указанный технический результат обеспечивается тем, что в способе управления подачей топлива в газотурбинный двигатель, заключающемся в том, что измеряют параметры работы двигателя на различных режимах работы, в зависимости от заданного режима работы ГТД формируют и подают требуемый расход топлива в камеру сгорания и управляют давлением за насосом регулируемой производительности, новым является то, что заранее определяют величину, равную падению давления на агрегатах в топливном тракте между насосом и форсунками камеры сгорания, расходный коэффициент форсунок камеры сгорания, дополнительно измеряют давление топлива за насосом регулируемой производительности и давление воздуха в камере сгорания, а заданное давление за насосом регулируемой производительности формируют как сумму значения сигнала давления воздуха в камере сгорания, величины, равной падению давления на агрегатах, и значения сигнала, пропорционального квадрату требуемого расхода топлива в камеру сгорания, при этом коэффициент пропорциональности выбирают равным расходному коэффициенту форсунок камеры сгорания, и изменяют производительность насоса до тех пор, пока измеренное давление за насосом не станет равным заданному. Также представлена система топливопитания газотурбинного двигателя, реализующая заявленный способ. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для регулирования положения направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя (ГТД). Техническим результатом настоящего изобретения является разработка системы управления положением направляющих аппаратов компрессора ГТД, обеспечивающей повышенную надежность управления направляющими аппаратами, а также высокую точность регулирования в широких пределах регулирования за счет повышения точности позиционирования направляющих аппаратов. Указанный технический результат обеспечивается тем, что в системе управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя, содержащей привод регулирования положения направляющих аппаратов, блок управления, соединенный с блоком датчиков измерения параметров работы газотурбинного двигателя, первый и второй переключатели, управляемые исполнительными механизмами, связанными с блоком управления, новым является то, что система оснащена третьим переключателем, управляемым от логического блока, связанным с первым и вторым переключателями, привод регулирования положения направляющих аппаратов выполнен в виде двух гидроцилиндров, подвижные элементы которых оснащены датчиками их положения, связанными с блоком управления, и кинематически связаны с кольцевым приводом лопаток направляющих аппаратов компрессора. Причем система также оснащена двумя электрогидроусилителями, связанными с блоком управления, каждый из которых через переключатели выполнен с возможностью управления одним или двумя гидроцилиндрами, при этом входы логического блока связаны с выходами исполнительных механизмов управления первым и вторым переключателями. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления многорежимными газотурбинными двигателями (ГТД) с форсажной камерой сгорания (ФКС). Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания включает управление расходом топлива в форсажную камеру сгорания по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, положению рычага управления двигателем, управление гидроцилиндрами привода створок реактивного сопла по измеренным перепаду давлений газа на турбине двигателя, формирование заданного значения пускового расхода топлива в форсажную камеру сгорания по измеренным давлению воздуха за компрессором и температуре воздуха на входе в двигатель, подачу в нее пускового расхода форсажного топлива, включение агрегата зажигания форсажной камеры сгорания и контроль розжига форсажной камеры сгорания. При этом до достижения давления воздуха за компрессором заранее выбранного значения поддерживают постоянное положение гидроцилиндров привода створок реактивного сопла, при котором обеспечивается заранее выбранное значение площади критического сечения реактивного сопла, и блокируют подачу топлива в основные коллекторы форсажной камеры сгорания. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение качества управления ГТД с ФКС за счет обеспечения необходимых условий для запуска ФКС на любых режимах работы ГТД, что приводит к снижению времени полной приемистости двигателя, а также повышению надежности управления двигателем в высотных условиях. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления авиационными ГТД для регулирования расхода топлива в КС. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение надежности системы дозирования топлива, повышение полноты сгорания топлива и снижение вредных выбросов. Указанный технический результат достигается за счет того, что в системе управления расходом топлива в газотурбинный двигатель, включающей первый и второй коллекторы камеры сгорания, электронный регулятор, соединенный с блоком датчиков, последовательно соединенные первый электрогидроусилитель, первый дозатор топлива, первый клапан перепада давлений, последовательно соединенные второй электрогидроусилитель, второй дозатор топлива и второй клапан перепада давлений, электрогидроусилители соединены с электронным регулятором, вторые входы дозаторов и вторые входы клапанов перепада подключены к топливному насосу, датчики положения дозирующих элементов дозаторов, связанные с электронным регулятором, согласно настоящему изобретению система дополнительно оснащена управляемыми от электронного регулятора первым и вторым электрогидроклапанами и первым и вторым распределителями топлива в коллекторы камеры сгорания, причем каждый распределитель топлива связан с первым и вторым коллекторами, первый распределитель топлива своим входом подключен к выходу первого клапана перепада давлений, второй распределитель - к выходу второго клапана перепада давлений, выход первого электрогидроклапана подключен к первому клапану перепада давлений и к второму распределителю топлива, а выход второго электрогидроклапана - к второму клапану перепада и первому распределителю топлива. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления многорежимными газотурбинными двигателями (ГТД) с форсажной камерой сгорания (ФК). Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания (ФКС), включает управление расходом топлива в форсажную камеру сгорания по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, положению рычага управления двигателем, управление гидроцилиндрами привода створок реактивного сопла по измеренным перепаду давлений газа на турбине двигателя. При этом формируют заданное значение пускового расхода топлива в форсажную камеру сгорания по измеренным давлению воздуха за компрессором и температуре воздуха на входе в двигатель, подают в форсажную камеру сгорания пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат зажигания форсажной камеры сгорания, контролируют розжиг форсажной камеры сгорания, дополнительно измеряют частоту вращения ротора турбокомпрессора, до достижения частоты вращения ротора турбокомпрессора заранее выбранного значения и поддерживают постоянное положение гидроцилиндров привода створок реактивного сопла, при котором обеспечивается заранее выбранное значение площади критического сечения реактивного сопла, и блокируют подачу топлива в основные коллекторы форсажной камеры сгорания. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение качества управления ГТД с ФКС за счет обеспечения необходимых условий для запуска ФКС на любых режимах работы ГТД, что приводит к снижению времени полной приемистости двигателя. 1 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к управлению двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами. Способ управления двухвальным газотурбинным двигателем с регулируемыми направляющими аппаратами компрессора и вентилятора включает управление частотой вращения роторов низкого и высокого давления путем изменения расхода топлива в основную камеру сгорания, регулирование положения направляющих аппаратов по сигналу от датчика положения направляющих аппаратов соответствующего ротора. При этом до начала эксплуатации двигателя устанавливают соотношение приведенных частот вращения роторов для каждого режима работы двигателя, далее в ходе эксплуатации двигателя при отсутствии сигнала от датчика положения направляющих аппаратов одного из роторов частоту вращения данного ротора регулируют воздействием на скорость перемещения его направляющих аппаратов исходя из установленного ранее соотношения приведенных частот вращения роторов. Изобретение обеспечивает повышение надежности системы управления двигателя без дополнительного резервирования датчиков положения направляющих аппаратов. 1 ил.

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей

Изобретение относится к энергетике, а именно к устройствам для получения электрической энергии, содержащим турбину и генератор

 


Наверх