Патенты автора Сычев Александр Павлович (RU)

Изобретение относится к области получения препрегов на эпоксиуретановой полимерной основе и тканых наполнителей. Предложен способ получения препрегов, заключающийся в пропитке тканого армирующего наполнителя эпоксиуретановой композицией, полученной по безрастворной технологии в результате химического взаимодействия смеси, состоящей из эпоксидированного резорцина (А), эпоксидированных этриола или пентаэритрита (Б) и диокиси винилциклогексена (В), с техническим ароматическим полиизоцианатом, состоящим из смеси 4,4'дифенилметандиизоцианата и его гомологов с последующим введением отвердителя - 4,4'дифенилметандиизоцианата, блокированного метилпиразолом, при этом после пропитки препрега подогретой до температуры от 80 до 100°С эпоксиуретановой композицией при протяжке ткани пропитмашиной со скоростью от 1 до 5 м/мин в сушильную камеру вместо обогрева подается охлажденный воздух, обеспечивая достижение препрегом температуры +20°С, необходимой для оптимальной эластичности и липкости пропитанного материала. Предложенный способ использует безрастворную технологию, что позволяет получать армированные материалы с улучшенными прочностными показателями и при этом практически устранить загрязняющие выбросы в окружающую среду. 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к смазочным материалам, а именно к экологически чистым пластичным смазочным материалам, предназначенным для применения в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от -50 до 150°С. Описан смазочный материал на биоразлагаемой основе, содержащий в качестве базового масла биоразлагаемое масло или смесь по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа минерального масла, синтетического смазочного базового масла и биоразлагаемого смазочного базового масла, согласно изобретению смазка в качестве загустителя содержит литий-кальциевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, в качестве присадок, улучшающих триботехнические свойства, - натрия тетраборат и осерненное масло, кроме того, смазка содержит янтарную кислоту, при следующих соотношениях компонентов, % масс.: 12-оксистеариновая кислота 7,3-10,3, кальция гидроокись 0,3-0,5, лития гидроокись 0,2-0,7, натрия тетраборат 2,0-4,3, глицерин 0,9-2,1, осерненное масло 6,8-9,0, янтарная кислота 0,4-1,0, масло базовое Турбоникойл-98 6,5-15,6, масло растительное (например, рыжиковое, рапсовое или подсолнечное нерафинированные) до 100. Осуществление изобретения обеспечивает экологически чистую биоразлагаемую пластичную смазку, обладающую большим интервалом температур применения и хорошими смазывающими свойствами, а также степенью биоразложения не ниже 80%. 3 табл.

Настоящее изобретение относится к способу получения фрикционных полимерных материалов. Данный способ заключается в обработке на пластификационном оборудовании каучуков, содержащих в основной цепи двойные связи, с блок-сополимером, являющимся тройным продуктом взаимодействия диокиси дициклопентадиена (А), моноокиси винилциклогексена (Б) и новолачной фенолоформальдегидной смолы с примесью свободного фенола не более 2% (В), также содержащим двойные связи и получаемым путем совместной обработки на пластификационном оборудовании компонентов А:Б:В в соотношении от 10:30:20 до 50:50:40 при температуре от +70°С до +110°С в течение от 20 минут до 40 минут; введение вулканизирующих добавок - серы, тиурама, 2-меркаптобензтиазола, порошкового наполнителя и волокнистого наполнителя, пропитанного водорастворимым эпоксидным составом. Фрикционный полимерный материал содержит (мас.ч.): каучук – 100; блок-сополимер – 5÷50; сера – 1÷15; тиурам – 0,04÷2,0; 2-меркаптобензтиазол – 0,3÷4,0, порошковый наполнитель – 10÷100, пропитанный волокнистый наполнитель – 15÷150. Технический результат – существенное повышение прочностных показателей и износостойкости фрикционных полимерных материалов при температурах 150÷180°С с одновременным исключением образования волокнистой пыли и улучшением условий труда в процессе смешения компонентов, а также нейтрализации образующейся в процессе эксплуатации серы. 1 ил., 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к области модификации каучуков, содержащих двойные связи в основной цепи. К указанному типу веществ относится абсолютное большинство эластомеров, применяемых для изготовления резинотехнических изделий. Способ модификации каучуков с двойными связями в основной цепи, заключающийся в том, что в качестве модификатора применяют самоотверждающийся тройной продукт взаимодействия (блок-сополимер), содержащий одновременно эпоксидные группы, гидроксилы и концевые двойные связи, полученный путем взаимодействия диокиси дициклопентадиена (А), моноокиси винилциклогексена (Б) и новолачной фенолоформальдегидной смолы, содержащей не более 2% свободного фенола, (В) в соотношении мас.ч. А: Б: В от 50:30:20 до 10:50:40 в результате предварительного смешения в реакторе компонентов (А) и (Б) с последующей обработкой полученной смеси с компонентом (В) на пластификационном оборудовании при температуре от +70°С до +110°С в течение от 20 до 40 минут и дальнейшей обработкой модификатора с каучуком также на пластификационном оборудовании при введении модификатора в количестве 5÷50 мас.ч. на 100 мас.ч. каучука при температуре от +80°С до +100°С в течение от 15 до 30 минут. Способ модификации каучуков, содержащих двойные связи, обеспечивает достижение повышенной прочности и термостойкости резин за счет создания самоотверждающегося эпоксидного модификатора с двойными связями. 4 пр., 2 табл., 1 ил.

Изобретение относится к жидким смазочным составам на кремнийорганической основе, в частности к низкотемпературным смесевым смазочным маслам на полиэтилсилоксановой основе, которые находят применение в различных отраслях транспорта, промышленности, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, трансмиссий и высоконагруженных узлов вертолетов для обеспечения работы узлов трения в экстремальных условиях. Низкотемпературное масло, состоящее из следующих компонентов: полиэтилсилоксановой жидкости ПЭС-3 с вязкостью 14-17 мм2/с, минерального масла ТСгип ТУ 38.1011332-90, присадок жидкого беззольного дитиофосфата Irgalube 353 и Агидол-1 ТУ 38.5901237, при следующем содержании компонентов, мас.%: полиэтилсилоксаны - 30-70; ТСгип ТУ 38.1011332-90 – до 100; Irgalube 353 - 0,25-2,0; Агидол-1 ТУ 38.5901237 - 0,1-0,3. Технический результат изобретения - улучшение низкотемпературных и пусковых свойств смазки при сохранении антифрикционных и защитных свойств на необходимом уровне. 4 табл.

Изобретение относится к области получения легковесных конструкционных материалов с повышенными прочностными показателями, термостойкостью и одновременно с пониженной горючестью, которые можно применять для глубоководных работ, в строительной технике, авиации, космонавтике и других областях новой техники. Целью изобретения является способ получения сферопластиков, позволяющий создавать легковесные материалы толщиной до 400 мм с низкой плотностью, выдерживающие давление воды на глубине до 1000 м, устойчивые при эксплуатации при температурах до +300°С, с пониженной горючестью, дугостойкостью и радиопрозрачностью. Поставленная техническая задача решается с помощью использования триглицидилизоцианурата марки ЭЦ-Н в виде раствора. Заявлен способ получения высокопрочных, термо- и огнестойких сферопластиков на основе эпоксидных смол с повышенной удельной функциональностью, азотосодержащих отвердителей и полых микросфер диаметром от 10 до 500 мкм, согласно изобретению в качестве эпоксидного компонента применяют смесь, полученную путем перемешивания в реакторе эпоксициануратной смолы (А) и моноокиси винилциклогексена (Б) в соотношении А:Б (мас.ч.) от 80:20 до 60:40, а в качестве отвердителя - смесь амино-аддукта пара-аминобензиланилина с эпоксидной смолой - диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина, полученного при взаимодействии эпоксидной смолы с амином при 4÷6-кратном избытке последнего от стехиометрического количества для эпоксидной смолы, (В) и 4,4'-дифенилметандиизоцианат, блокированный метилпиразолом, (Г) в соотношении В:Г (мас.ч.) от 80:20 до 60:40, при этом на 100 мас.ч. эпоксидного компонента отвердитель вводят в количестве от 40 до 80 мас.ч., а полые микросферы вводят в соотношении полимерная основа:микросферы (мас.ч.) от 90:10 до 50:50, затем смесь вакуумируют в течение 10 мин, осуществляют заливку в ограничительные металлические формы, отверждение проводят в две ступени, первая ступень - при температуре 60÷80°С в течение 3÷4 ч, вторая - при температуре 150÷170°С в течение 1÷2 ч. Авторам удалось преодолеть недостатки смолы ЭЦ-Н за счет разбавления ее моноокисью винилциклогексена, а также за счет применения системы двух отвердителей, отверждающих эпоксидные смолы при разных температурах. 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к области получения пенопластов на основе термореактивных полимерных композиций, позволяющих изготавливать тепло-, звуко- и электроизоляционные изделия, а также элементы радиопрозрачных укрытий. Способ получения высокопрочных и термостойких пенопластов, включающий получение продукта на основе смешения новолачной фенолоформальдегидной смолы с эпоксидной смесью и введения химического газообразователя - 2,2'-азобисизобутиронитрила. При этом в качестве эпоксидной смеси применяют молотую порошкообразную смесь твердой высокомолекулярной эпоксидной диановой смолы с молекулярной массой 1600, 3500 или 5000 и содержанием эпоксидных групп 6%, 3% или 1% соответственно (А) и твердого триглицидилизоцианурата (Б) в соотношении А : Б от 5:95 до 25:75 мас.ч., а в качестве новолачной фенолоформальдегидной смолы - продукт с содержанием свободного фенола не более 2% при соотношении эпоксидная смесь : новолачная фенолоформальдегидная смола от 70:30 до 50:50 мас.ч. Получение продукта осуществляют путем обработки порошкообразной смеси на обогреваемых фрикционных вальцах при температуре валков от +70°С до +110°С в течение от 8 до 20 минут с последующим охлаждением отвальцованной массы и дальнейшим помолом в шаровой мельнице совместно с химическим газообразователем, который вводят в количестве от 1 до 5 мас.ч. на 100 мас.ч. смоляного состава, после чего готовый полупродукт в два этапа подвергают вспениванию в ограничительных формах, на первом этапе - при температуре 105÷115°С в течение 40÷60 минут, на втором этапе - при температуре 160÷180°С в течение 20÷40 минут. Технический результат - получение пенопласта с высокой теплостойкостью, устойчивого к длительному воздействию температур до +300°С и кратковременному до +400°С, а также воздействию открытого пламени, в сочетании с повышенными прочностными и диэлектрическими свойствами, устойчивостью к воздействию электрической дуги, с возможностью получения с использованием простого серийного промышленного оборудования. 1 табл., 3 пр.

Настоящее изобретение относится к полимерной композиции для получения высокопрочных, термо- и огнестойких сферопластиков. Указанная композиция представляет собой полимерную композицию на основе эпоксидных смол с повышенной удельной функциональностью, азотсодержащих отвердителей и полых микросфер диаметром от 10 до 500 мкм. Эпоксидный компонент представляет собой смесь, полученную путем перемешивания в реакторе эпоксициануратной смолы и моноокиси винилциклогексена. Отвердитель представляет собой смесь амино-аддукта пара-аминобензиланилина с эпоксидной смолой-диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина, полученного при взаимодействии эпоксидной смолы с амином, и 4,4′-дифенилметандиизоцианата, блокированного метилпиразолом. Количество отвердителя составляет от 40 до 80 мас.ч. на 100 мас.ч. эпоксидного компонента. Соотношение полимерная основа:микросферы (мас.ч.) составляет от 90:10 до 50:50. Полимерная композиция позволяет получать высокопрочные, термо- и огнестойкие сферопластики без воспламенения при отверждении наполненных полыми микросферами образцов толщиной до 400 мм. 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к области поверхностного упрочнения металлов, в частности к составу шихты для шликерных покрытий, получаемых с помощью лазера, и может быть использовано для упрочнения деталей машин и инструментов, изготовленных из конструкционных сталей, работающих в условиях многократного контактного нагружения. Состав шихты для шликерного покрытия изделий из конструкционных сталей содержит, мас. %: ультрадисперсный порошок алюминия 60-85, дисульфид молибдена 3-10, оксид олова 1-5, связующее вещество 5-36. Техническим результатом изобретения является повышение износостойкости функциональных поверхностей изделий из конструкционных сталей в условиях многоциклового контактного нагружения. 1 табл.

Настоящее изобретение относится к порошковой композиции для получения высокопрочных и термостойких пенопластов. Данная композиция состоит из полимерной основы и химического газообразователя. Полимерная основа представляет собой продукт взаимодействия новолачной фенолоформальдегидной смолы с эпоксидной составляющей. Химический газообразователь представляет собой 2,2'-азобисизобутиронитрил. В качестве полимерной основы композиция содержит продукт взаимодействия молотой смеси твердой высокомолекулярной смолы с ММ от 1600 до 5000 (А) и твердого триглицидилизоцианурата (Б) в соотношении А : Б от 5:95 до 25:75 мас.ч. В качестве новолачной фенолоформальдегидной смолы композиция содержит продукт с содержанием свободного фенола не более 2% при соотношении эпоксидная смесь : новолачная фенолоформальдегидная смола от 70:30 до 50:50 мас.ч. Получение продукта взаимодействия осуществляют путем обработки порошкообразной смеси на обогреваемых фрикционных вальцах при температуре валков от +70 до +110°С в течение от 8 до 20 мин с последующим охлаждением отвальцованной массы и дальнейшим помолом в шаровой мельнице совместно с химическим газообразователем. Газообразователь вводят в количестве от 1 до 5 мас.ч. на 100 мас.ч. смоляного состава. После чего через любой промежуток времени готовый полупродукт подвергают вспениванию в ограничительных формах при нагреве до температуры 105÷115°С в течение 40÷60 мин, затем до 160÷180°С в течение 20÷60 мин. Технический результат - получение состава для изготовления пенопласта с высокой теплостойкостью, превосходящей известные органические пенопласты, в сочетании с повышенными прочностными и диэлектрическими свойствами, устойчивостью к воздействию открытого пламени и электрической дуги. 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области бурения и предназначено для использования в буровых растворах на водной основе при проходке нефтяных и газовых скважин при разработке месторождений. Технический результат - повышение смазочной способности и расширение сырьевой базы. Смазочная добавка для буровых растворов содержит, мас.%: экстракт нефтяной 25,0-40,0; кислоту олеиновую и при необходимости ланолин 0,5-1,5; жировой концентрат или кислоты жирные для промышленной переработки 0,5-1,5; присадку депрессорную «МАКСОЙЛ-Д» или «IRFAGLO™ 720 Р» 0,2-1,6; масляную фазу - индустриальное масло или отработанные индустриальные масла остальное. 3 табл., 4 пр.
Изобретение относится к способу получения многослойного износостойкого алмазоподобного покрытия в едином вакуумном цикле с заранее заданными свойствами и может быть использовано в тяжелой и легкой промышленности, транспорте для повышения эксплуатационных характеристик изделий и увеличения их ресурса работы, деталей узлов трения, деталей точного машиностроения. Техническим результатом изобретения является улучшение качества алмазоподобных пленок за счет изменения их структуры и состава, получения нижнего слоя с высокой адгезией с материалом подложки, среднего – с высокой твердостью и повышенной износостойкостью, верхнего - с хорошей теплопроводностью и теплостойкостью и низким коэффициентом трения. Предварительно проводят очистку изделий электроимпульсным полированием в водном растворе солей аммония c последующей ультразвуковой обработкой изделия. После этого изделие перемещают в вакуумную камеру и проводят обработку ионами аргона и азотирование в смеси газов. Затем магнетронным методом осуществляют поверхностное осаждение на поверхность изделия легирующих элементов толщиной 0,2 мкм из сплава Nb-Hf. После этого выполняют нанесение композиционного слоя металл-углерод с чередованием слоев, при этом сначала наносят градиентное покрытие Сr с линейным изменением параметров за время нанесения от начального значения к конечному в течение 90 с, а затем наносят следующий слой градиентного покрытия Al-Si. После этого наносят алмазоподобное покрытие низкоэнергетическим ионным источником. 3 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к смазочным композициям, предназначенным преимущественно для трансмиссий, шлицевых соединений и высоконагруженных подшипниковых узлов с игольчатыми подшипниками вертолетов, работающих при качательном движении с малыми амплитудами, то есть в условиях, когда в механизме износа и разрушения тел качения значительную роль играют процессы контактной фреттинг-коррозии. Технический результат изобретения состоит в разработке смазочной композиции с повышенными до требуемого уровня трибологическими показателями при сохранении достаточного антифреттингового действия при работе в ГШ и ВШ винтов вертолетов. В качестве решения предложено смазочное масло на основе синтетического базового масла, представляющего собой диоктилсебацинат, которое дополнительно содержит холестериловый эфир олеиновой кислоты в качестве антифреттинговой присадки и серосодержащую присадку в качестве противоизносной и вязкостной присадки. 2 табл.
Изобретение относится к составу термореактивной эпоксидной смеси для азотирования деталей из легированных сталей при осуществлении химико-термической обработки. Указанный состав термореактивной эпоксидной смеси представляет собой компаунд, состоящий из азотосодержащей эпоксидной смолы (А), аминного, или амидного, или амино-амидного отвердителя (Б) и наполнителя в виде алюминиевой пудры (В), в соотношении, мас.ч. А : Б от 100:5 до 100:80 и (А+Б) : В от 100:80 до 100:400. Обеспечиваются повышенный износ и высокая поверхностная твердость деталей из легированных сталей. 5 пр.
Изобретение относится к препрегу для шликерных покрытий, наносимых с помощью оплавления лазерным лучом на металлические поверхности конструкционных материалов. Препрег выполнен из ткани из полиамидного волокна, пропитаной смесью высокомолекулярной эпоксидной диановой смолы с молекулярной массой от 1000 до 3500 (А), триэтаноламинотитаната (Б), борного ангидрида (В) и коксующегося нефтяного пека (Г) в соотношении, мас. ч., А:Б:В:Г от 80:5:5:10 до 20:25:15:40, растворенной в этилцеллозольве до концентрации, обеспечивающей нанесение на ткань от 20% до 50% сухой смеси от массы препрега. Обеспечивается повышение твердости, износостойкости, антифрикционных свойств, термостойкости и других физико-механических показателей покрытий, наносимых с использованием предложенного препрега. 3 пр.
Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, а именно к химико-термической обработке легированных сталей азотированием. На обезжиренную стальную деталь наносят термореактивный эпоксидный компаунд, состоящий из азотосодержащей эпоксидной смолы (А), аминного или амидного, или амино-амидного отвердителя (Б) и наполнителя в виде алюминиевой пудры (В), мас. ч. в соотношении А:Б от 100:5 до 100:80 и (А+Б):В от 100:80 до 100:400 с последующим отверждением в сушильном шкафу при температуре от 30°С до 160°С в течение от 3 минут до 180 минут. Затем осуществляют термообработку при температуре от 500°С до 1000°С в течение от 20 мин до 80 мин с обеспечением расплавления алюминия и деструкции эпоксидного компаунда с образованием активного атомарного азота, поглощаемого расплавом алюминия с образованием нитрида алюминия и нитридов других металлов на поверхности стальной детали. Затем удаляют непрореагировавший алюминий. Обеспечивается создание безопасного и эффективного процесса азотирования стальных деталей для работы в условиях трения с большими контактными нагрузками и повышенного износа. 5 пр.
Изобретение относится к способу лазерной наплавки металлических покрытий и может найти применение при формировании защитных шликерных покрытий на конструкционных материалах. Технический результат изобретения заключается в повышении антифрикционных свойств железоуглеродистых сплавов в условиях воздействия высоких и сверхвысоких температур за счет образования на поверхности сплавов слоя из смеси нитридов бора и титана заданной регулируемой толщины. На металлическую поверхность наносят препрег на основе полиамидной ткани, пропитанной коксующимся полимерным составом. Ткань деструктурирует с образованием активного азота и превращается в единую макромолекулу, содержащую одновременно атомы бора, титана и азота в стехиометрическом соотношении и катализатор при образовании нитридов - атом углерода. Препрег под воздействием температуры, создаваемой лазерным лучом, деструктурирует, высвобождая высокоактивные атомы бора, титана, азота и углерода, которые вступают в реакцию в среде пористого кокса, образуя смесь близких по температуре плавления нитридов титана и бора с примесями термостойких карбидов. Затем температуру повышают до 16000÷1800°С. При этом кокс и примеси деструктурируют, а на поверхности железоуглеродистого сплава остается более легкий слой твердых частиц, температура плавления которых близка к 3000°С. Толщину защитного слоя регулируют количеством слоев препрега. Нанесение состава на полиамидную ткань регулируется вязкостью его раствора и скоростью протяжки ткани на пропиточной машине. 3 пр.

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для трибологических испытаний, в частности на усталостную прочность и фреттинг шлицевых устройств. Стенд содержит станину, механизм осевой нагрузки с серводвигателем и распределителем, устройство нагружения крутящим моментом шлицевой детали (стакан), соединенные системой рычагов, держатели образцов. Механизм осевого возвратно-поступательного перемещения, состоящий из гидроцилиндра, шток которого соединен вилкой и поводком со шлицевой деталью (наконечник), и узел нагружения крутящим моментом, выполненный в виде шпинделя шлицевой детали (стакан), соединенного рычагом со штоком гидроцилиндра, выполнены с возможностью обеспечения комплексного воздействия высокой удельной нагрузки до 100 МПа, крутящего момента до 10 кНм, осевой импульсной нагрузки с задаваемой частотой в диапазоне 10-50 Гц и постоянной амплитуды перемещения 100 мкм. Технический результат: повышение точности оценки износостойкости шлицевого соединения путем достижения высокой степени соответствия условий работы шлицевого соединения на стенде реальным условиям работы шлицевых соединений приводов хвостовых редукторов вертолетов за счет разработки гидравлического механизма нагружения шлицевого узла, позволяющего реализовать в том числе условия, приводящие к возникновению фреттинга. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способу получения фрикционных полимерных материалов с повышенной термостойкостью и может быть использовано при изготовлении тормозных колодок, подвергаемых повышенным интенсивным нагрузкам, в железнодорожном и автомобильном транспорте, подъемных кранах, муфтах сцепления, а также в качестве демпфирующих и вибропоглощающих материалов, эксплуатируемых при повышенных температурах, и других целей. Способ включает предварительную обработку на пластифицированном оборудовании бутадиеновых или бутадиеннитрильных каучуков совместно с твердой эпоксициануратной смолой 4,4’-дифенилметандиизоцианатом, блокированным метилпиразолом. Далее вводят вулканизирующие добавки порошковый наполнитель, волокнистый наполнитель, пропитанный водорастворимой эпоксидной смолой. Изобретение обеспечивает повышение прочностных показателей и износостойкости фрикционных полимерных материалов и при повышенных температурах с одновременным исключением образования волокнистой пыли и улучшением условий труда в процессе смешения компонентов, а также нейтрализации образующейся в процессе эксплуатации серы, позволяет заметно повысить прочностные показатели получаемых фрикционных материалов при +20°С и обеспечивает рост указанных показателей при +60°С и +120°С в 2-2,5 раза. 2 табл., 6 пр.
Изобретение относится к области создания высокопрочных жаростойких покрытий с антифрикционными свойствами на металлических (стальных) поверхностях подшипников, пресс-форм, штампов и других изделий, подвергаемых высоким сжимающим и сдвиговым нагрузкам. Способ формирования высокопрочного жаростойкого покрытия на металлической поверхности включает предварительную дробеструйную обработку поверхности, нанесение слоя покрытия и воздействие на него плазмотроном. Осуществляют подготовку бор- и азотсодержащего состава покрытия путем растворения борного ангидрида в этилцеллозольве совместно с дициандиамидом в сочетании с триглицидилизоциануратом с преобладанием атомов азота. После нанесения полученного состава покрытие сушат, а затем воздействуют на него плазмотроном с использованием смеси природного газа и воздуха при температуре 1000÷800°С и охлаждают. Техническим результатом изобретения является формирование высокопрочных и жаростойких покрытий с антифрикционными свойствами, каким является нитрид бора, обладающий устойчивостью к воздействию температур до 2500÷3000°С и высокой поверхностной твердостью, приближающейся к твердости алмаза. 1 з.п. ф-лы, 4 пр.
Изобретение относится к химико-термической обработке стальных деталей, в частности, к составу для поверхностного лазерного упрочнения деталей из конструкционных сталей. Состав содержит термореактивную отверждающуюся и коксующуюся смесь эпоксидированного новолака (А), триэтаноламинотитаната (Б) и нефтяного пека (В) в соотношении А:Б:В от 70:10:20 до 50:40:10. Смесь наносят на поверхность металла слоем от 5 до 15 мм и отверждают при температуре от 120°С до 170°С в течение от 5 до 30 минут. Затем подвергают воздействию лазерного луча при температуре 1200-1300°С в течение от 5 до 20 минут до образования кокса и нитрида титана. После чего воздействуют лазерным лучом до деструкции и удаления кокса и органических примесей. Состав обеспечивает повышение поверхностной твердости и термостойкости обработанной поверхности. 4 пр.

Изобретение относится к синтезу серосодержащих присадок, улучшающих смазочные свойства нефтяных и синтетических масел и смазочных материалов на основе этих масел. Способ получения серосодержащих присадок к смазочным маслам заключается в том, что в термостатированный реактор, снабженный мешалкой и термометром, помещают касторовое масло и нагревают до 100°С при интенсивном перемешивании, после этого добавляют перекристаллизованную из толуола серу, реакционную смесь нагревают до 215°С, выдерживают в течение 1 часа при интенсивном перемешивании и температуре 210-215°С, затем реакционную смесь охлаждают до комнатной температуры. Технический результат - упрощение способа получения противоизносных и противозадирных присадок и снижение токсичности присадок к смазочным материалам, работающих при высоких давлениях, в частности присадок для редукторных масел с улучшенными противозадирными свойствами. 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к области смазочных композиций, предназначенных для агрегатов трансмиссий авиационного транспорта. Предложено трансмиссионное масло, содержащее в своем составе масло авиационное Б-3В, состоящее из концентрата антиокислительных присадок в базовом пентаэритритовом масле НА-10 по СТП 002-2005, меркаптобензтиазола гранулированного (каптакс) в качестве противозадирной присадки и пентаэритритового базового масла по СТП 001-2005. Дополнительно вводят серосодержащую присадку в виде продукта взаимодействия при температуре 210-215°С касторового масла с перекристаллизованной из толуола серой. Соотношение компонентов в трансмиссионном масле следующее, мас. %: серосодержащая присадка 15-30; масло Б-3В до 100. Технический результат – расширение температурного диапазона применения масла от -59 до 200°С при сохранении высоких вязкостных и трибологических характеристик. 2 табл., 4 пр.
Изобретение относится к химико-термической обработке металлических, в первую очередь стальных, поверхностей с применением лазерных установок и оригинальных химических составов и может быть использовано для нанесения покрытий на любые поверхности. На металлическую поверхность наносят коксующийся термореактивный полимерный состав, превращающийся после прогрева в единую макромолекулу, содержащую одновременно атомы азота, титана и углерода. Под воздействием температуры, создаваемой лазерным лучом, состав деструктурирует, высвобождая высокоактивные атомы азота, титана и углерода, которые вступают в реакцию с образованием преимущественно нитрида титана с примесями карбида железа в среде пористого кокса. Затем температуру поднимают для деструкции кокса, а на оплавленной поверхности железоуглеродистого сплава остается более легкий слой твердых частиц. Способ обеспечивает повышение твердости и термической устойчивости железоуглеродистых сплавов за счет образования на их поверхности слоя нитрида титана с примесью карбида титана. 4 пр.
Изобретение относится к производству антифрикционных микрокапсул, каждая из которых содержит частицу антифрикционного материала, покрытого оболочкой из гидрофобного эпоксидного полимера, образованной в водной среде. В составе антифрикционного ядра используют Н-монтмориллонит - природную бентонитовую глину, обработанную соляной кислотой с последующей промывкой до удаления Сl--иона и содержащую активный водород. Такой продукт, применяемый в промышленности, является хорошим адсорбентом масел и одновременно обладает сильным каталитическим действием, в частности ускоряет процессы полимеризации. Изобретение направлено на разработку способа получения антифрикционных микрокапсул с использованием стандартного промышленного оборудования и, в сравнении с прототипом, упрощение процесса капсулирования. 2 пр.

Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для применения в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 250°С промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования. Смазка содержит, мас.%: масло касторовое 19±2, известь 0,5±0,1-0,1, натр-едкий 0,5±0,1, ДФ-11 (диоктилдитиофосфат цинка) 5±0,1, присадку дифениламин 0,7-1,0, полиизобутилен П-10 2-5, многофункциональную присадку 0,5-5, масло веретенное АУ до 100. Достигаемый технический результат заключается в расширении температурного диапазона применения, повышении прочностных и смазывающих свойств. 3 табл.
Изобретение относится к получению отвердителей эпоксидных смол. Способ получения микрокапсулированных отвердителей эпоксидных смол включает перемешивание активного аминного отвердителя с изоцианатным компонентом в растворе этилацетата. При этом в качестве микрокапсулируемого компонента используют смесь продукта конденсации формальдегида, фенола и алифатического амина и более активного по отношению к изоцианатным группам алифатического амина, а в качестве капсулирующего компонента – технический продукт - ароматический полиизоцианат, состоящий из смеси фосгенированных изомеров диаминодифенилметана с примесью три- и тетраароматических аминов. Способ обеспечивает быстрое отверждение смол и одновременно позволяет получать эпоксидные композиции с высокой жизнеспособностью. 3 пр.
Изобретение относится к способу получения эпоксидных композиций, предназначенных преимущественно для ремонта изношенных поверхностей узлов трения на железнодорожном транспорте и в других областях применения клеев холодного отверждения в полностью подготовленном состоянии. Эпоксидную композицию получают путем смешения эпоксидной смолы с микрокапсулированным активным аминным отвердителем, ускорителем отверждения - салициловой кислотой и наполнителем с антифрикционными или фрикционными свойствами в зависимости от типа узла трения. В качестве микрокапсулированного отвердителя используют смесь продукта конденсации формальдегида, фенола и алифатического амина (А) и более активного по отношению к изоцианатным группам алифатического амина (Б) при определенном соотношении их. В качестве капсулирующего компонента при получении микрокапсулированного отвердителя используют технический продукт - ароматический полиизоцианат. Микрокапсулирование осуществляется за счет образования оболочки из замещенной мочевины при взаимодействии полиизоцианата с алифатичемким амином, входящим в состав аминного отвердителя. Изобретение обеспечивает получение одноупаковочных эпоксидных композиций холодного отверждения (до -10°С) для ремонта изношенных поверхностей узлов трения на железнодорожном транспорте и в других областях применения клеев холодного отверждения. 6 пр.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к опорам кузова вагона на тележку, и может быть использовано при ремонте и изготовлении тележек вагона. Подпятниковый узел тележки вагона включает подпятник и сталеполимерную антифрикционную вставку. На стальную сердцевину вставки после обработки фосфатирующим составом двухсопловым краскораспылителем нанесен эпоксидный композит, состоящий из двух равных по массе и объему частей, подаваемых из разных сопел - эпоксидной смоляной и отверждающей, смешивающихся в процессе нанесения, первая из которых - смоляная - состоит из низковязкой смолы - диглицидиланилина и ускорителя отверждения - оксикислоты - в количестве от 1 до 5 мас.ч. на 100 мас.ч. смолы, а вторая - отверждающая - представляет собой нетоксичный жидкий аддукт, изготавливаемый взаимодействием пара-аминобензиланилина с диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина при 10÷15-кратном избытке от стехиометрии пара-аминобензиланилина, позволяющим его использование со смоляной частью в равных по массе и объему количествах, при этом обе части содержат одинаковые количества антифрикционных наполнителей, от 40 мас.ч. до 200 мас.ч. на смоляную и отверждающую части, состоящие из смеси рубленого углеродного волокна длиной от 2 до 30 мм и дисульфида молибдена в соотношении от 15:85 до 95:5 и, дополнительно, растворители - этилацетат или бутилацетат - в количествах от 3 до 15 мас.ч. на 100 мас.ч. исходной смоляной и отверждающей частей, испаряющиеся в процессе нанесения и отверждения. Технический результат - повышение производительности труда при нанесении антифрикционного покрытия при любых погодных условиях, повышение прочностных показателей и деформационной теплостойкости, обеспечивающих улучшенные эксплуатационные характеристики. 2 табл., 1 пр.

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкции антифрикционной прокладки подпятника и подшипника скольжения. Антифрикционная прокладка подпятника и подшипника скольжения представляет собой содержащий фторопласт антифрикционный элемент, наклеенный на металлическое основание. Антифрикционный элемент изготовлен из политетрафторэтилена (фторопласта-4) толщиной от 50 до 1000 мкм, подвергнутого воздействию коронного разряда, на коронированную поверхность которого путем накладывания приклеен препрег, выполненный в виде стеклоткани, пропитанной раствором смеси диокиси дициклопентадиена и эпоксидной диановой смолы в соотношении от 50:50 до 90:10, содержащей в качестве отвердителя продукт взаимодействия в среде органического растворителя фенолформальдегидной смолы с борным ангидридом в соотношении от 5:95 до 30:70, применяемый в количестве от 30 мас.ч. до 150 мас.ч. на 100 мас.ч. эпоксидной составляющей в пересчете на сухие продукты, причем препрег нанесен на коронированную поверхность не позднее 3-х суток после воздействия коронного разряда, полученный таким образом стабильный при хранении двухслойный композит нанесен со стороны препрега на металлическое основание, нагретое до +150-+200°C, с последующей прикаткой валиком или под прессом при удельном давлении от 2 до 20 кг/см2, и выдержан в течение 2-5 мин. Технический результат - создание термостойкого высокопрочного покрытия, обеспечивающего устойчивость к длительному воздействию температуры +250°C и не менее 100 часов при +320°C, а также повышение срока сохранения адгезионных свойств фторопласта после воздействия коронного разряда. 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к металлургии, а именно к химико-термической обработке, и может найти применение в машиностроении для обеспечения повышения эксплуатационных характеристик деталей машин. Способ упрочнения поверхности стального изделия включает нанесение борсодержащей обмазки и последующую термообработку. В качестве борсодержащей обмазки на поверхность стального изделия наносят гомогенизированную смесь, состоящую из фенолформальдегидной смолы, имеющей коксовое число в отвержденном состоянии не менее 52% (А), борного ангидрида (Б) и карбонила железа (В) в соотношении А:Б:В от 90:8:2 до 50:40:10, с последующей двухстадийной термообработкой. На первой стадии осуществляют нагрев до 200-350°C в течение 2-8 минут с помощью инфракрасной лампы, а затем на второй стадии проводят нагрев с обеспечением температуры обмазки 850-1000°C за счет воздействия газопламенной горелкой в течение 10-30 минут. Обеспечивается повышение эффективности проникания борсодержащих компонентов, снижение температуры и времени насыщения стальной поверхности и упрощение технологии процесса. 1 табл., 1пр.
Изобретение относится к области получения термостойких полимерных покрытий с использованием политетрафторэтилена с улучшенными антифрикционными свойствами для применения в узлах трения, работающих в особо жестких условиях - при температуре до +250-+320°C и воздействии любых агрессивных сред, и может быть также использовано при изготовлении химической аппаратуры. Осуществляют приклеивание политетрафторэтилена, подвергнутого коронному разряду с одной стороны, к металлической поверхности путем накладывания на коронированную поверхность политетрафторэтилена стеклоткани, пропитанной раствором - смесью диокиси дициклопентадиена и эпоксидной диановой смолы, содержащей в качестве отвердителя продукт взаимодействия в среде органического растворителя фенолформальдегидной смолы с борным ангидридом, причем препрег наносят на коронированную поверхность не позднее 3-х суток после воздействия коронного разряда, и таким образом получают стабильный при хранении двухслойный композит, который наносят со стороны препрега на металлическую поверхность, нагретую до +150-+200°C, с последующей прикаткой валиком или под прессом. Изобретение обеспечивает создание термостойкого высокопрочного покрытия, обеспечивающего устойчивость к длительному воздействию температуры +250°C и не менее 100 часов при +320°C, а также повышение срока сохранения адгезионных свойств политетрафторэтилена после воздействия коронного разряда. 2 табл.

Изобретение относится к способу нанесения антифрикционных покрытий на стальную поверхность, в частности стальную сердцевину подпятникового узла тележки вагона и другие узлы трения. Осуществляют предварительную обработку стальной поверхности фосфатирующим составом. На стальную поверхность двухсопловым краскораспылителем наносят эпоксидный композит, состоящий из двух равных по массе и объему эпоксидной смоляной и отверждающей частей, подаваемых из разных сопел, смешивающихся в процессе нанесения, первая из которых, смоляная, состоит из низковязкой смолы в виде диглицидиланилина и ускорителя отверждения в виде оксикислоты в количестве от 1 до 5 мас.ч. на 100 мас.ч. смолы, а вторая, отверждающая, представляет собой нетоксичный жидкий аддукт, изготавливаемый взаимодействием пара-аминобензиланилина с диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина при 10-15-кратном избытке от стехиометрии пара-аминобензиланилина. Обе части содержат одинаковые количества антифрикционных наполнителей, от 40 мас.ч. до 200 мас.ч. на смоляную и отверждающую части, состоящих из смеси рубленого углеродного волокна длиной от 2 до 30 мм и дисульфида молибдена в соотношении от 15:85 до 95:5 и дополнительно растворители в виде этилацетата или бутилацетата в количествах от 3 до 15 мас.ч. на 100 мас.ч. исходной смоляной и отверждающей частей, испаряющиеся в процессе нанесения и отверждения. Обеспечивается получение эпоксидного высокопрочного антифрикционного покрытия и ускорение процесса его нанесения. 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к способу восстановления размеров корпуса моторно-осевого подшипника электровоза при помощи электродуговой металлизации. Способ восстановления размеров корпуса моторно-осевого подшипника электровоза электродуговой металлизацией. На внешнюю поверхность корпуса упомянутого подшипника предварительно наносят пастообразную композицию, состоящую из жидкой резольной фенолформальдегидной смолы, способной образовывать при температуре выше 700°C не менее 50% кокса от массы исходного продукта, наполненной мочевиной в массовом соотношении сухая резольная фенолформальдегидная смола: мочевина от 50:50 до 10:90, слоем толщиной от 1,0 мм до 5,0 мм, после чего осуществляют напыление расплавленных дугой бронзовых электродов потоком струи азота, находящегося в баллоне под давлением от 2 до 10 атмосфер. Обеспечивается восстановление размера корпуса упомянутого подшипника при существенном упрощении технологии и сокращении времени нанесения покрытия на внешнюю поверхность подшипника, при этом достигается полное исключение выгорания легирующих элементов и образования окислов металлов в процессе электродуговой металлизации при одновременном повышении поверхностной твердости и износостойкости покрытия за счет образования нитридов при взаимодействии металлов, входящих в состав электродов, и металлизируемой поверхности с активированным азотом. 2 табл., 1 пр. .

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий преимущественно на упорные поверхности пятникового узла грузовых вагонов и может быть также использовано в узлах трения различных машин. Способ нанесения антифрикционных покрытий на упорные поверхности пятникового узла грузовых вагонов включает операции предварительного нанесения на поверхность металла шероховатого слоя толщиной от 0,01 до 3,0 мм электроискровым методом с использованием электродов из средне- или высокоуглеродистых сталей и последующее нанесение антифрикционного слоя. На подготовленный шероховатый слой подогреваемым двухсопловым краскораспылителем наносят эпоксидный композит, состоящий из двух равных по массе и объему частей, подаваемых из разных сопел, - эпоксидной смоляной и отверждающей, смешивающихся в процессе нанесения, первая из которых, смоляная, состоит из низковязкой смолы - диглицидиланилина, и ускорителя отверждения - оксикислоты - в количестве от 1 до 5 мас. ч. на 100 мас. ч. смолы, а вторая, отверждающая, представляет собой нетоксичный жидкий аддукт, изготавливаемый взаимодействием пара-аминобензиланилина с диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина при 10÷15-кратном избытке от стехиометрии пара-аминобензиланилина. Обе упомянутые части содержат одинаковые количества антифрикционных наполнителей, составляющих от 40 мас. ч. до 200 мас. ч. на смоляную и отверждающую части, состоящих из смеси рубленого углеродного волокна длиной от 2 до 30 мм и дисульфида молибдена в соотношении от 15:85 до 95:5, и дополнительно растворители в виде этилацетата или бутилацетата в количестве от 3 до 15 мас. ч. на 100 мас. ч. исходной смоляной и отверждающей частей, испаряющихся в процессе нанесения и отверждения. Обеспечивается повышение прочности и срока службы антифрикционного слоя, устранение выступающих неровностей и снижение коэффициента трения. 2 табл., 1 пр. .
Изобретение относится к эпоксидным композициям, предназначенным для нанесения покрытий, обеспечивающих выполнение высоких экологических требований, в частности для применения в бассейнах для разведения рыб, а также для использования в емкостях для питьевой воды, зубных пломбах и других целей. Композиция для создания покрытий не содержит низкомолекулярных токсичных компонентов, способных мигрировать из отвержденного покрытия, и обеспечивает отсутствие каких-либо выделений в водную среду бассейнов или резервуаров питьевой воды в процессе эксплуатации в течение не менее одного года. Композиция содержит, масс.%: эпоксидная смоляная часть 100, отвердитель-аддукт 30÷120. Изобретение обеспечивает экологичное покрытие для защиты емкостей от коррозии, в том числе емкостей для питьевой воды. 1 пр., 2 табл.
Настоящее изобретение относится к пластичной смазке на основе минеральных масел или их смесей, содержащих высокодисперсные наполнители, при этом она подвергнута модификации наночастицами железа, образующегося после перемешивания в реакторе со скоростной мешалкой от 1000 до 2500 об/мин с жидким пентакарбонилом железа и дальнейшим его термическим разложением при температуре 250-300°C при работающей мешалке в течение 30-120 минут, а затем в том же реакторе к полученной массе добавляется тройная смесь порошковых наполнителей - графита (А), дисульфида молибдена (Б) и тетрафторэтилена (В) в соотношении А:Б:В от 40:40:20 до 80:10:10, при этом она содержит в массовых частях: Минеральное масло или смесь минеральных масел 100 Наночастицы железа 0,3-4,0 Тройная смесь наполнителей 15-60 Техническим результатом настоящего изобретения является получение пластичной смазки с улучшенными температурными, антифрикционными и прочностными характеристиками. 1 пр., 2 табл.

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий преимущественно на боковую поверхность рельсов железнодорожных путей и может быть также использовано в узлах трения различных машин. Осуществляют предварительное нанесение на поверхность металла шероховатого слоя толщиной от 0,01 до 3,0 мм электроискровым методом и последующее нанесение антифрикционного слоя. При электроискровом нанесении используют электроды из средне- и высокоуглеродистых сталей, а антифрикционный слой наносят краскопультом толщиной 0,5÷1,5 мм с использованием состава, состоящего из минерального масла или смеси минеральных масел на основе насыщенных углеводородов, модифицированных наночастицами железа, образующегося в процессе термического разложения жидкого пентакарбонила железа, предварительно подвергнутого перемешиванию в среде масел в реакторе со скоростной мешалкой от 1000 до 2500 об/мин, в течение от 30 до 120 мин, с дальнейшим введением при перемешивании в упомянутый реактор тройной смеси порошковых наполнителей - графита (А), дисульфида молибдена (Б) и полимера тетрафторэтилена (В) в соотношении А:Б:В от 40:40:20 до 80:10:10. Упомянутый состав содержит в мас.ч.: минеральное масло или смесь минеральных масел 100, наночастицы железа 0,3-4,0 и тройную смесь порошковых наполнителей 15-60. Обеспечивается длительный эффект антифрикционного действия нанесенного покрытия. 2 табл., 5 пр.

Стальная сердцевина подпятника перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом. В качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного разбавителя, нетоксичной алифатической или ароматической оксикислоты, в которую вводят смесь антифрикционных порошкового и волокнистого наполнителей. Второй компонент состоит из нетоксичного аддукта, полученного взаимодействием алифатического или ароматического ди- или полиамина с эпоксидной диановой смолой и нетоксичного и нелетучего ди- или многоатомного спирта. Оба компонента - смоляную часть и отверждающую часть - изготавливают равными по объему и весу, смешивают непосредственно перед применением и наносят на стальную сердцевину подпятника, оставляя после нанесения отверждаться. Обеспечивается высокопрочное антифрикционное покрытие подпятника. 2 табл.
Изобретение относится к области создания пластичных смазок, работоспособных в высокотемпературных узлах трения

Изобретение относится к способу получения антифрикционных эпоксидных материалов и может применяться для изготовления вставок в узлах трения с бинарной поверхностью, а также для устранения дефектов металлических поверхностей
Изобретение относится к получению фрикционных пресс-материалов, которые могут использоваться при изготовлении тормозных накладок, дисков сцепления, а также при изготовлении высокопрочных конструкционных материалов для машиностроения, электротехники и других целей
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к способу изготовления тормозных колодок подвижного железнодорожного состава

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий для высоконагруженных пар трения и может быть использовано для повышения износостойкости и снижения коэффициента трения трибосопряжения колесо-рельс в узлах трения различных машин, а также для защиты деталей различного оборудования от абразивного износа и других целей

Изобретение относится к способу получения фрикционных полимерных материалов и может быть использовано при изготовлении тормозных колодок в железнодорожном и автомобильном транспорте, в подъемных кранах, муфтах сцепления, а также в качестве демпфирующих и вибропоглощающих материалов
Изобретение относится к способу получения фрикционных полимерных материалов и может быть использовано при изготовлении тормозных колодок железнодорожных вагонов и локомотивов, для автотранспорта, подъемных кранов, дисков сцепления и других изделий

Изобретение относится к способу нанесения антифрикционных покрытий, обеспечивающему защиту их от износа, которое может быть использовано в различных узлах трения для снижения трения, для антикоррозийной защиты и др
Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения бокового износа рельсовых путей, гребней колес вагонов и локомотивов, а также в качестве защитных средств узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств и др

 


Наверх