Патенты автора Колесников Игорь Владимирович (RU)

Изобретение относится к смазочным материалам, а именно к экологически чистым пластичным смазочным материалам, предназначенным для применения в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от -50 до 150°С. Описан смазочный материал на биоразлагаемой основе, содержащий в качестве базового масла биоразлагаемое масло или смесь по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа минерального масла, синтетического смазочного базового масла и биоразлагаемого смазочного базового масла, согласно изобретению смазка в качестве загустителя содержит литий-кальциевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, в качестве присадок, улучшающих триботехнические свойства, - натрия тетраборат и осерненное масло, кроме того, смазка содержит янтарную кислоту, при следующих соотношениях компонентов, % масс.: 12-оксистеариновая кислота 7,3-10,3, кальция гидроокись 0,3-0,5, лития гидроокись 0,2-0,7, натрия тетраборат 2,0-4,3, глицерин 0,9-2,1, осерненное масло 6,8-9,0, янтарная кислота 0,4-1,0, масло базовое Турбоникойл-98 6,5-15,6, масло растительное (например, рыжиковое, рапсовое или подсолнечное нерафинированные) до 100. Осуществление изобретения обеспечивает экологически чистую биоразлагаемую пластичную смазку, обладающую большим интервалом температур применения и хорошими смазывающими свойствами, а также степенью биоразложения не ниже 80%. 3 табл.

Настоящее изобретение относится к способу получения фрикционных полимерных материалов. Данный способ заключается в обработке на пластификационном оборудовании каучуков, содержащих в основной цепи двойные связи, с блок-сополимером, являющимся тройным продуктом взаимодействия диокиси дициклопентадиена (А), моноокиси винилциклогексена (Б) и новолачной фенолоформальдегидной смолы с примесью свободного фенола не более 2% (В), также содержащим двойные связи и получаемым путем совместной обработки на пластификационном оборудовании компонентов А:Б:В в соотношении от 10:30:20 до 50:50:40 при температуре от +70°С до +110°С в течение от 20 минут до 40 минут; введение вулканизирующих добавок - серы, тиурама, 2-меркаптобензтиазола, порошкового наполнителя и волокнистого наполнителя, пропитанного водорастворимым эпоксидным составом. Фрикционный полимерный материал содержит (мас.ч.): каучук – 100; блок-сополимер – 5÷50; сера – 1÷15; тиурам – 0,04÷2,0; 2-меркаптобензтиазол – 0,3÷4,0, порошковый наполнитель – 10÷100, пропитанный волокнистый наполнитель – 15÷150. Технический результат – существенное повышение прочностных показателей и износостойкости фрикционных полимерных материалов при температурах 150÷180°С с одновременным исключением образования волокнистой пыли и улучшением условий труда в процессе смешения компонентов, а также нейтрализации образующейся в процессе эксплуатации серы. 1 ил., 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к жидким смазочным составам на кремнийорганической основе, в частности к низкотемпературным смесевым смазочным маслам на полиэтилсилоксановой основе, которые находят применение в различных отраслях транспорта, промышленности, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, трансмиссий и высоконагруженных узлов вертолетов для обеспечения работы узлов трения в экстремальных условиях. Низкотемпературное масло, состоящее из следующих компонентов: полиэтилсилоксановой жидкости ПЭС-3 с вязкостью 14-17 мм2/с, минерального масла ТСгип ТУ 38.1011332-90, присадок жидкого беззольного дитиофосфата Irgalube 353 и Агидол-1 ТУ 38.5901237, при следующем содержании компонентов, мас.%: полиэтилсилоксаны - 30-70; ТСгип ТУ 38.1011332-90 – до 100; Irgalube 353 - 0,25-2,0; Агидол-1 ТУ 38.5901237 - 0,1-0,3. Технический результат изобретения - улучшение низкотемпературных и пусковых свойств смазки при сохранении антифрикционных и защитных свойств на необходимом уровне. 4 табл.

Изобретение относится к области получения легковесных конструкционных материалов с повышенными прочностными показателями, термостойкостью и одновременно с пониженной горючестью, которые можно применять для глубоководных работ, в строительной технике, авиации, космонавтике и других областях новой техники. Целью изобретения является способ получения сферопластиков, позволяющий создавать легковесные материалы толщиной до 400 мм с низкой плотностью, выдерживающие давление воды на глубине до 1000 м, устойчивые при эксплуатации при температурах до +300°С, с пониженной горючестью, дугостойкостью и радиопрозрачностью. Поставленная техническая задача решается с помощью использования триглицидилизоцианурата марки ЭЦ-Н в виде раствора. Заявлен способ получения высокопрочных, термо- и огнестойких сферопластиков на основе эпоксидных смол с повышенной удельной функциональностью, азотосодержащих отвердителей и полых микросфер диаметром от 10 до 500 мкм, согласно изобретению в качестве эпоксидного компонента применяют смесь, полученную путем перемешивания в реакторе эпоксициануратной смолы (А) и моноокиси винилциклогексена (Б) в соотношении А:Б (мас.ч.) от 80:20 до 60:40, а в качестве отвердителя - смесь амино-аддукта пара-аминобензиланилина с эпоксидной смолой - диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина, полученного при взаимодействии эпоксидной смолы с амином при 4÷6-кратном избытке последнего от стехиометрического количества для эпоксидной смолы, (В) и 4,4'-дифенилметандиизоцианат, блокированный метилпиразолом, (Г) в соотношении В:Г (мас.ч.) от 80:20 до 60:40, при этом на 100 мас.ч. эпоксидного компонента отвердитель вводят в количестве от 40 до 80 мас.ч., а полые микросферы вводят в соотношении полимерная основа:микросферы (мас.ч.) от 90:10 до 50:50, затем смесь вакуумируют в течение 10 мин, осуществляют заливку в ограничительные металлические формы, отверждение проводят в две ступени, первая ступень - при температуре 60÷80°С в течение 3÷4 ч, вторая - при температуре 150÷170°С в течение 1÷2 ч. Авторам удалось преодолеть недостатки смолы ЭЦ-Н за счет разбавления ее моноокисью винилциклогексена, а также за счет применения системы двух отвердителей, отверждающих эпоксидные смолы при разных температурах. 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к области получения пенопластов на основе термореактивных полимерных композиций, позволяющих изготавливать тепло-, звуко- и электроизоляционные изделия, а также элементы радиопрозрачных укрытий. Способ получения высокопрочных и термостойких пенопластов, включающий получение продукта на основе смешения новолачной фенолоформальдегидной смолы с эпоксидной смесью и введения химического газообразователя - 2,2'-азобисизобутиронитрила. При этом в качестве эпоксидной смеси применяют молотую порошкообразную смесь твердой высокомолекулярной эпоксидной диановой смолы с молекулярной массой 1600, 3500 или 5000 и содержанием эпоксидных групп 6%, 3% или 1% соответственно (А) и твердого триглицидилизоцианурата (Б) в соотношении А : Б от 5:95 до 25:75 мас.ч., а в качестве новолачной фенолоформальдегидной смолы - продукт с содержанием свободного фенола не более 2% при соотношении эпоксидная смесь : новолачная фенолоформальдегидная смола от 70:30 до 50:50 мас.ч. Получение продукта осуществляют путем обработки порошкообразной смеси на обогреваемых фрикционных вальцах при температуре валков от +70°С до +110°С в течение от 8 до 20 минут с последующим охлаждением отвальцованной массы и дальнейшим помолом в шаровой мельнице совместно с химическим газообразователем, который вводят в количестве от 1 до 5 мас.ч. на 100 мас.ч. смоляного состава, после чего готовый полупродукт в два этапа подвергают вспениванию в ограничительных формах, на первом этапе - при температуре 105÷115°С в течение 40÷60 минут, на втором этапе - при температуре 160÷180°С в течение 20÷40 минут. Технический результат - получение пенопласта с высокой теплостойкостью, устойчивого к длительному воздействию температур до +300°С и кратковременному до +400°С, а также воздействию открытого пламени, в сочетании с повышенными прочностными и диэлектрическими свойствами, устойчивостью к воздействию электрической дуги, с возможностью получения с использованием простого серийного промышленного оборудования. 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области поверхностного упрочнения металлов, в частности к составу шихты для шликерных покрытий, получаемых с помощью лазера, и может быть использовано для упрочнения деталей машин и инструментов, изготовленных из конструкционных сталей, работающих в условиях многократного контактного нагружения. Состав шихты для шликерного покрытия изделий из конструкционных сталей содержит, мас. %: ультрадисперсный порошок алюминия 60-85, дисульфид молибдена 3-10, оксид олова 1-5, связующее вещество 5-36. Техническим результатом изобретения является повышение износостойкости функциональных поверхностей изделий из конструкционных сталей в условиях многоциклового контактного нагружения. 1 табл.

Изобретение относится к способам модифицирования систем лубрикации. Способ термометаллоплакирования поверхности гребня колеса локомотива, реализуемый системой подачи устройства гребнерельсосмазывателя к поверхности гребня колеса характеризуется тем, что для термометаллоплакирования рабочих поверхностей бандажей колес локомотива наносится слой металла - Al, Zn, Cu, Fe, Pb или его сплава с фрикционными свойствами, имеющим твердость ниже твердости металла рабочих поверхностей колес локомотива, посредством технологического оборудования в виде бункера с термометаллоплакирующими брикетами состоящими из металлов Al, Zn, Cu, Fe, Pb, Li или из их сплавов, имеющих твердость ниже твердости металла рабочих поверхностей бандажей колес локомотива. Упомянутые брикеты могут содержать сердцевину из термопласта-адгезива с функциональными присадками например, графит, графен в отношении: мягкий металл - 5-100%; экологически чистый термопласт-адгезив - 0-95%; экологически чистые функциональные присадки: 0-60%. Консервативный привод представляет собой спиральную пружину из n-пластин переменной жесткости, при этом концы пластин на внутреннем витке связаны между собой, а на внешнем витке пластины не связаны между собой и имеют ограниченную свободу перемещения в плоскости закрепления пружин относительно бункера и одна из пластин на внешнем витке связана с корпусом бункера. В результате повышается тяговое усилие локомотива в процессе его движения. 3 ил.

Изобретение относится к способам динамического мониторинга узлов трения мобильных технических систем. Сущность: анализируют нормальную и тангенциальную составляющие сил фрикционного взаимодействия, их взаимный трибоспектр и автотрибоспектр нормальной составляющей, а также их отношения в форме комплексного коэффициента передачи или амплитудофазочастотной характеристики. Диагностика текущего состояния фрикционного контакта и прогнозирование его изменения выполняется на основании базы интегральных оценок как на всем частотном диапазоне регистрации амплитудофазочастотных характеристик трибосистемы, так и на заданных октавных диапазонах частот. Изменение указанных оценок на заданную величину пик-фактора определяет чувствительность систем автоматического управления (САУ) трибосистемой или систем автоматического регулирования (САР) параметрами трибосистемы и служит идентификационным признаком перехода из одного стационарного состояния в другое. Диагностика текущего состояния фрикционного контакта, идентификация процессов трения и изнашивания, краткосрочное или долгосрочное прогнозирование его изменения выполняются на основании сравнительного анализа собственных трибоспектральных характеристик фрикционного взаимодействия поверхностей трения, полученных на базе методов физико-математического моделирования процессов трения и трибоспектральных характеристик фрикционного взаимодействия поверхностей трения натурных узлов. На первом этапе динамического мониторинга натурных мобильных технических систем (МТС) формируется база трибоспектральных характеристик для идентификации процессов трения и изнашивания протекающих во фрикционных контактах МТС и фиксации в трехкоорндинатном пространстве периодических сигналов фрикционного взаимодействия контактирующих микро- и макрошероховатостей поверхностей трения, разложение периодических сигналов (собственных трибоспектров) в ряды Фурье на фиксированной сетке частот. На втором этапе фиксируются в трехкоординатном пространстве периодические сигналы фрикционного взаимодействия контактирующих микро- и макрошероховатостей поверхностей трения МТС. На третьем этапе проводится оценка корреляции сигналов в виде рядов Фурье, полученных в лабораторных условиях и эксплуатации МТС. Обеспечивается адекватность физико-математической модели МТС и натурной МТС путем выполнения физико-математического моделирования в m-масштабах линейных размеров с последующим определением относительных, абсолютных погрешностей, коэффициентов конкордации и корреляции фиксируемых выходных параметров в m физико-математических моделях МТС. Технический результат: повышение адекватности модели и снижение числа модельных экспериментов. 1 ил.

Настоящее изобретение относится к способам динамического мониторинга мобильных нелинейных технических систем (МНТС). Способ заключается в контроле процессов трения и изнашивания путем анализа нормальной и тангенциальной составляющих сил фрикционного взаимодействия, их взаимного спектра и автотрибоспектра нормальной составляющей, а также их отношения в форме комплексного коэффициента передачи или амплитудофазочастотной характеристики. Отличительной особенностью способа является то, что основе критериев качества традиционной теории автоматического регулирования для каждого момента времени вычисляются предельно допустимые уровни физических величин параметров, а на их основе реализуются: а) наблюдение за изменением тренда критерия диссипативных потерь энергии IQ во времени в октавных (долеоктавных) диапазонах частот, что позволяет установить их корреляционную связь с заданным уровнем вероятности и характером изменения трибологических параметров (например, изменения градиента коэффициента трения) и на этой основе идентифицировать наиболее коррелируемые диапазоны частот, на которых проявляются трибологические свойства фрикционного контакта, а также изменение трибологических параметров и внешних факторов (например, изменений вязкости смазочного материала, понижения температуры окружающего воздуха, появления износа или атермических / термических мостиков схватывания); б) наблюдение за изменением тренда безразмерной интегральной величины коэффициента демпфирования Iξ в октавных (долеоктавных) диапазонах частот и выделение наиболее коррелируемых k-информативных диапазонов частот трибоспектральных характеристик с k-трибологическими параметрами и внешними факторами фрикционного взаимодействия (например, изменением вязкости смазочного материала, понижением температуры окружающего воздуха, появлением износа, фреттинг-коррозии или атермических / термических мостиков схватывания), что позволяет с заданной вероятностью (0,95) идентифицировать моменты времени ухудшения упруго-диссипативных характеристик фрикционно-механической системы и на этой основе прогнозировать последующее поведение системы и остаточный ресурс работы модельного или натурного узла трения n-массной ФММ; в) наблюдение за изменением тренда критерия энергетических потерь IE позволяет идентифицировать стабильность фрикционных связей в реальном времени функционирования узла трения; г) мониторинг фрикционно-механической системы во времени по обобщенному, критерию динамики Iд фрикционно-механической системы, и его пороговым значением «предупреждения» - величины «1» и «опасности» - «1,15». Технический результат - повышение точности результатов модельных и натурных испытаний и определения выходных параметров натурной МНТС и ее физической модели. 3 табл., 13 ил.

Изобретение относится к испытательной технике. Сущность: процессы, протекающие на фрикционном контакте (ФК) «объекта» и «модели», описываются аналогичными математическими моделями, уравнениями регрессии, получаемыми при натурном эксперименте, с применением математического планирования полного или дробного факторного эксперимента. Измерение трибопараметров ВМНТС осуществляется во время проведения испытаний. Коэффициент трения представляется в виде комплексной функции, т.е. в виде отношения взаимного трибоспектра в тангенциальном и нормальном направлениях к автотрибоспектру в нормальном направлении, действительная часть которого характеризует упругие, а мнимая - диссипативные свойства подсистемы фрикционного контакта. Выполняется контроль и фиксирование удельной площади касания в реальном масштабе времени методом проводимости в паре металл-металл или методом лазерного просвечивания в паре металл-полимер. Обеспечивается равенство констант подобия в квазилинейной (механической) и существенно нелинейной (фрикционной) подсистемах высокомобильных нелинейных механических систем (ВМНТС), в том числе константы подобия давления амплитуды колебания деформаций консервативных связей СΔА=1 и жесткости консервативных связей . Массы, совершающие плоскоколебательные движения в поле сил тяготения в натурной ВМНТС, приводятся к вращающемуся центру приведения физико-математической модели ВМНТС. Упрощение эквивалентной динамической модели ВМНТС выполняется при соблюдении равенства суммарных кинематических и потенциальных энергий натурной ВМНТС и ее физико-математической модели, с использованием метода Рэлея, учитывающего величины жесткости связей, соединяющих сосредоточенные и распределенные массы. Технический результат: обеспечение достаточного и необходимого соответствия основных динамических характеристик квазилинейных (механических) подсистем натурной ВМНТС и ее физической модели. 11 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области бурения и предназначено для использования в буровых растворах на водной основе при проходке нефтяных и газовых скважин при разработке месторождений. Технический результат - повышение смазочной способности и расширение сырьевой базы. Смазочная добавка для буровых растворов содержит, мас.%: экстракт нефтяной 25,0-40,0; кислоту олеиновую и при необходимости ланолин 0,5-1,5; жировой концентрат или кислоты жирные для промышленной переработки 0,5-1,5; присадку депрессорную «МАКСОЙЛ-Д» или «IRFAGLO™ 720 Р» 0,2-1,6; масляную фазу - индустриальное масло или отработанные индустриальные масла остальное. 3 табл., 4 пр.
Изобретение относится к способу получения многослойного износостойкого алмазоподобного покрытия в едином вакуумном цикле с заранее заданными свойствами и может быть использовано в тяжелой и легкой промышленности, транспорте для повышения эксплуатационных характеристик изделий и увеличения их ресурса работы, деталей узлов трения, деталей точного машиностроения. Техническим результатом изобретения является улучшение качества алмазоподобных пленок за счет изменения их структуры и состава, получения нижнего слоя с высокой адгезией с материалом подложки, среднего – с высокой твердостью и повышенной износостойкостью, верхнего - с хорошей теплопроводностью и теплостойкостью и низким коэффициентом трения. Предварительно проводят очистку изделий электроимпульсным полированием в водном растворе солей аммония c последующей ультразвуковой обработкой изделия. После этого изделие перемещают в вакуумную камеру и проводят обработку ионами аргона и азотирование в смеси газов. Затем магнетронным методом осуществляют поверхностное осаждение на поверхность изделия легирующих элементов толщиной 0,2 мкм из сплава Nb-Hf. После этого выполняют нанесение композиционного слоя металл-углерод с чередованием слоев, при этом сначала наносят градиентное покрытие Сr с линейным изменением параметров за время нанесения от начального значения к конечному в течение 90 с, а затем наносят следующий слой градиентного покрытия Al-Si. После этого наносят алмазоподобное покрытие низкоэнергетическим ионным источником. 3 з.п. ф-лы.
Настоящее изобретение относится к системам модифицирования стальных поверхностей трения с нанесением на поверхности трения фрикционных и антифрикционных полимерных присадок. Способ термоплакирования и формирование функциональной пленки из материалов смазочного стержня и его оболочки на поверхности гребня колеса осуществляется при трении оболочки смазочного стержня, выполненного из металла, твердость которого ниже твердости металла колеса (Al, Cu, Fe, Pb), при этом терморегулирование в зоне контакта термоплакирования поверхности гребня колеса и технологического оборудования (подающего канала) осуществляется путем самообогрева зоны термоплакирования за счет энергии фрикционного взаимодействия металлической оболочки стержня и передачи части ее через металлическую оболочку к технологическому оборудованию (подающему каналу). В результате повышается надёжность работы механических систем.

Изобретение относится к смазочным композициям, предназначенным преимущественно для трансмиссий, шлицевых соединений и высоконагруженных подшипниковых узлов с игольчатыми подшипниками вертолетов, работающих при качательном движении с малыми амплитудами, то есть в условиях, когда в механизме износа и разрушения тел качения значительную роль играют процессы контактной фреттинг-коррозии. Технический результат изобретения состоит в разработке смазочной композиции с повышенными до требуемого уровня трибологическими показателями при сохранении достаточного антифреттингового действия при работе в ГШ и ВШ винтов вертолетов. В качестве решения предложено смазочное масло на основе синтетического базового масла, представляющего собой диоктилсебацинат, которое дополнительно содержит холестериловый эфир олеиновой кислоты в качестве антифреттинговой присадки и серосодержащую присадку в качестве противоизносной и вязкостной присадки. 2 табл.
Изобретение относится к составу термореактивной эпоксидной смеси для азотирования деталей из легированных сталей при осуществлении химико-термической обработки. Указанный состав термореактивной эпоксидной смеси представляет собой компаунд, состоящий из азотосодержащей эпоксидной смолы (А), аминного, или амидного, или амино-амидного отвердителя (Б) и наполнителя в виде алюминиевой пудры (В), в соотношении, мас.ч. А : Б от 100:5 до 100:80 и (А+Б) : В от 100:80 до 100:400. Обеспечиваются повышенный износ и высокая поверхностная твердость деталей из легированных сталей. 5 пр.
Изобретение относится к препрегу для шликерных покрытий, наносимых с помощью оплавления лазерным лучом на металлические поверхности конструкционных материалов. Препрег выполнен из ткани из полиамидного волокна, пропитаной смесью высокомолекулярной эпоксидной диановой смолы с молекулярной массой от 1000 до 3500 (А), триэтаноламинотитаната (Б), борного ангидрида (В) и коксующегося нефтяного пека (Г) в соотношении, мас. ч., А:Б:В:Г от 80:5:5:10 до 20:25:15:40, растворенной в этилцеллозольве до концентрации, обеспечивающей нанесение на ткань от 20% до 50% сухой смеси от массы препрега. Обеспечивается повышение твердости, износостойкости, антифрикционных свойств, термостойкости и других физико-механических показателей покрытий, наносимых с использованием предложенного препрега. 3 пр.
Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, а именно к химико-термической обработке легированных сталей азотированием. На обезжиренную стальную деталь наносят термореактивный эпоксидный компаунд, состоящий из азотосодержащей эпоксидной смолы (А), аминного или амидного, или амино-амидного отвердителя (Б) и наполнителя в виде алюминиевой пудры (В), мас. ч. в соотношении А:Б от 100:5 до 100:80 и (А+Б):В от 100:80 до 100:400 с последующим отверждением в сушильном шкафу при температуре от 30°С до 160°С в течение от 3 минут до 180 минут. Затем осуществляют термообработку при температуре от 500°С до 1000°С в течение от 20 мин до 80 мин с обеспечением расплавления алюминия и деструкции эпоксидного компаунда с образованием активного атомарного азота, поглощаемого расплавом алюминия с образованием нитрида алюминия и нитридов других металлов на поверхности стальной детали. Затем удаляют непрореагировавший алюминий. Обеспечивается создание безопасного и эффективного процесса азотирования стальных деталей для работы в условиях трения с большими контактными нагрузками и повышенного износа. 5 пр.
Изобретение относится к способу лазерной наплавки металлических покрытий и может найти применение при формировании защитных шликерных покрытий на конструкционных материалах. Технический результат изобретения заключается в повышении антифрикционных свойств железоуглеродистых сплавов в условиях воздействия высоких и сверхвысоких температур за счет образования на поверхности сплавов слоя из смеси нитридов бора и титана заданной регулируемой толщины. На металлическую поверхность наносят препрег на основе полиамидной ткани, пропитанной коксующимся полимерным составом. Ткань деструктурирует с образованием активного азота и превращается в единую макромолекулу, содержащую одновременно атомы бора, титана и азота в стехиометрическом соотношении и катализатор при образовании нитридов - атом углерода. Препрег под воздействием температуры, создаваемой лазерным лучом, деструктурирует, высвобождая высокоактивные атомы бора, титана, азота и углерода, которые вступают в реакцию в среде пористого кокса, образуя смесь близких по температуре плавления нитридов титана и бора с примесями термостойких карбидов. Затем температуру повышают до 16000÷1800°С. При этом кокс и примеси деструктурируют, а на поверхности железоуглеродистого сплава остается более легкий слой твердых частиц, температура плавления которых близка к 3000°С. Толщину защитного слоя регулируют количеством слоев препрега. Нанесение состава на полиамидную ткань регулируется вязкостью его раствора и скоростью протяжки ткани на пропиточной машине. 3 пр.

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для трибологических испытаний, в частности на усталостную прочность и фреттинг шлицевых устройств. Стенд содержит станину, механизм осевой нагрузки с серводвигателем и распределителем, устройство нагружения крутящим моментом шлицевой детали (стакан), соединенные системой рычагов, держатели образцов. Механизм осевого возвратно-поступательного перемещения, состоящий из гидроцилиндра, шток которого соединен вилкой и поводком со шлицевой деталью (наконечник), и узел нагружения крутящим моментом, выполненный в виде шпинделя шлицевой детали (стакан), соединенного рычагом со штоком гидроцилиндра, выполнены с возможностью обеспечения комплексного воздействия высокой удельной нагрузки до 100 МПа, крутящего момента до 10 кНм, осевой импульсной нагрузки с задаваемой частотой в диапазоне 10-50 Гц и постоянной амплитуды перемещения 100 мкм. Технический результат: повышение точности оценки износостойкости шлицевого соединения путем достижения высокой степени соответствия условий работы шлицевого соединения на стенде реальным условиям работы шлицевых соединений приводов хвостовых редукторов вертолетов за счет разработки гидравлического механизма нагружения шлицевого узла, позволяющего реализовать в том числе условия, приводящие к возникновению фреттинга. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к химико-термической обработке стальных деталей, в частности, к составу для поверхностного лазерного упрочнения деталей из конструкционных сталей. Состав содержит термореактивную отверждающуюся и коксующуюся смесь эпоксидированного новолака (А), триэтаноламинотитаната (Б) и нефтяного пека (В) в соотношении А:Б:В от 70:10:20 до 50:40:10. Смесь наносят на поверхность металла слоем от 5 до 15 мм и отверждают при температуре от 120°С до 170°С в течение от 5 до 30 минут. Затем подвергают воздействию лазерного луча при температуре 1200-1300°С в течение от 5 до 20 минут до образования кокса и нитрида титана. После чего воздействуют лазерным лучом до деструкции и удаления кокса и органических примесей. Состав обеспечивает повышение поверхностной твердости и термостойкости обработанной поверхности. 4 пр.

Изобретение относится к синтезу серосодержащих присадок, улучшающих смазочные свойства нефтяных и синтетических масел и смазочных материалов на основе этих масел. Способ получения серосодержащих присадок к смазочным маслам заключается в том, что в термостатированный реактор, снабженный мешалкой и термометром, помещают касторовое масло и нагревают до 100°С при интенсивном перемешивании, после этого добавляют перекристаллизованную из толуола серу, реакционную смесь нагревают до 215°С, выдерживают в течение 1 часа при интенсивном перемешивании и температуре 210-215°С, затем реакционную смесь охлаждают до комнатной температуры. Технический результат - упрощение способа получения противоизносных и противозадирных присадок и снижение токсичности присадок к смазочным материалам, работающих при высоких давлениях, в частности присадок для редукторных масел с улучшенными противозадирными свойствами. 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к области смазочных композиций, предназначенных для агрегатов трансмиссий авиационного транспорта. Предложено трансмиссионное масло, содержащее в своем составе масло авиационное Б-3В, состоящее из концентрата антиокислительных присадок в базовом пентаэритритовом масле НА-10 по СТП 002-2005, меркаптобензтиазола гранулированного (каптакс) в качестве противозадирной присадки и пентаэритритового базового масла по СТП 001-2005. Дополнительно вводят серосодержащую присадку в виде продукта взаимодействия при температуре 210-215°С касторового масла с перекристаллизованной из толуола серой. Соотношение компонентов в трансмиссионном масле следующее, мас. %: серосодержащая присадка 15-30; масло Б-3В до 100. Технический результат – расширение температурного диапазона применения масла от -59 до 200°С при сохранении высоких вязкостных и трибологических характеристик. 2 табл., 4 пр.
Изобретение относится к химико-термической обработке металлических, в первую очередь стальных, поверхностей с применением лазерных установок и оригинальных химических составов и может быть использовано для нанесения покрытий на любые поверхности. На металлическую поверхность наносят коксующийся термореактивный полимерный состав, превращающийся после прогрева в единую макромолекулу, содержащую одновременно атомы азота, титана и углерода. Под воздействием температуры, создаваемой лазерным лучом, состав деструктурирует, высвобождая высокоактивные атомы азота, титана и углерода, которые вступают в реакцию с образованием преимущественно нитрида титана с примесями карбида железа в среде пористого кокса. Затем температуру поднимают для деструкции кокса, а на оплавленной поверхности железоуглеродистого сплава остается более легкий слой твердых частиц. Способ обеспечивает повышение твердости и термической устойчивости железоуглеродистых сплавов за счет образования на их поверхности слоя нитрида титана с примесью карбида титана. 4 пр.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к способам управления фрикционными системами. Предложен способ управления фрикционными системами путем подачи в зону трения третьего тела. В качестве третьего тела используют материал, обладающий анизотропными свойствами. При этом обеспечивается высокий не менее 0,3 при продольном крипе и низкий не более 0,14 при поперечном крипе коэффициент сцепления. Третье тело может быть в виде металла (Al, Zn, Cu) или его окислов (Аl2О3, ZnO, CuO). В зоне трения происходят процессы создания динамического воздействия на фрикционную систему в виде внешних, собственных колебаний или фрикционных автоколебаний контактирующих микро- и макрошероховатостей. Кроме того, могут происходить процессы подавления собственных колебаний контактирующих микро- и макрошероховатостей, а также изменяется суммарная контактная жесткость при изменении направления относительного скольжения поверхностей трения. Достигается подавление шума. 11 ил.
Изобретение относится к производству антифрикционных микрокапсул, каждая из которых содержит частицу антифрикционного материала, покрытого оболочкой из гидрофобного эпоксидного полимера, образованной в водной среде. В составе антифрикционного ядра используют Н-монтмориллонит - природную бентонитовую глину, обработанную соляной кислотой с последующей промывкой до удаления Сl--иона и содержащую активный водород. Такой продукт, применяемый в промышленности, является хорошим адсорбентом масел и одновременно обладает сильным каталитическим действием, в частности ускоряет процессы полимеризации. Изобретение направлено на разработку способа получения антифрикционных микрокапсул с использованием стандартного промышленного оборудования и, в сравнении с прототипом, упрощение процесса капсулирования. 2 пр.

Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для применения в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 250°С промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования. Смазка содержит, мас.%: масло касторовое 19±2, известь 0,5±0,1-0,1, натр-едкий 0,5±0,1, ДФ-11 (диоктилдитиофосфат цинка) 5±0,1, присадку дифениламин 0,7-1,0, полиизобутилен П-10 2-5, многофункциональную присадку 0,5-5, масло веретенное АУ до 100. Достигаемый технический результат заключается в расширении температурного диапазона применения, повышении прочностных и смазывающих свойств. 3 табл.
Изобретение относится к получению отвердителей эпоксидных смол. Способ получения микрокапсулированных отвердителей эпоксидных смол включает перемешивание активного аминного отвердителя с изоцианатным компонентом в растворе этилацетата. При этом в качестве микрокапсулируемого компонента используют смесь продукта конденсации формальдегида, фенола и алифатического амина и более активного по отношению к изоцианатным группам алифатического амина, а в качестве капсулирующего компонента – технический продукт - ароматический полиизоцианат, состоящий из смеси фосгенированных изомеров диаминодифенилметана с примесью три- и тетраароматических аминов. Способ обеспечивает быстрое отверждение смол и одновременно позволяет получать эпоксидные композиции с высокой жизнеспособностью. 3 пр.

Изобретение относится к области трибометрии для исследования процессов трения, износа и трибоЭДС как при сухом трении, так и со смазкой. Машина трения содержит стол с жестким основанием, электродвигатель, неподвижную бабку, в которой в подшипниковой опоре размещен приводной вал, один конец которого через муфту соединен с электродвигателем, а другой - с ведущей головкой с контрэлементом, к которому прижимается торцом образец с помощью механической системы в виде рычагов, при этом образец закреплен в образцедержателе, расположенном на валу в подвижной бабке, и вал, вращающийся вокруг своей оси и перемещающийся вдоль оси для передачи усилия на образец с помощью механической системы в виде рычагов, при этом момент трения уравновешивается маятником, жестко связанным с образцедержателем с определением момента по шкале. Неподвижная бабка выполнена в виде приводного узла, состоящего из двух корпусов. Внешний корпус установлен на подшипниках на внутреннем корпусе, являющемся корпусом для подшипниковой опоры приводного вала, одним концом через муфту соединенного с валом электродвигателя с частотным регулированием оборотов, а на другом конце вала электродвигателя установлен контрэлемент в виде ролика, изолированного от приводного вала втулкой и шайбами из изолятора. К боковой поверхности ролика прижат подпружиненный электрический контакт для снятия трибоЭДС, а подвижная бабка выполнена в виде измерительной системы - трубы, расположенной соосно с приводным валом, в которой внутри размещены подвижно последовательно образцедержатель, установленный на шпонке на упоре, состоящий из ролика и обоймы и механическая система для создания нормальной нагрузки, состоящая из тензодатчика силы, прижимов, с размещенной между ними калиброванной пружиной и винта, упирающегося в прижим и размещенного на резьбе в крышке трубы измерительной системы. Усилия от вращательного момента через фиксатор на образцедержателе передается на поводковый кронштейн, жестко связанный с внешним корпусом, на котором симметрично горизонтально расположены два ряда планок, упирающихся в первом ряду через регулировочные винты в тензодатчики в вертикальных стойках, жестко связанных с основанием, а второй ряд планок служит для измерения «трения покоя» при зафиксированном стопорным винтом приводном вале. Регулировочный винт одной планки второго ряда упирается в тензодатчик силы, нагружаемый снизу через пружину винтом, размещенным вместе с тензодатчиком силы в вертикальной стойке на основании, а другая планка второго ряда своим регулировочным винтом упирается в головку индикатора (датчик перемещения) на кронштейне на основании, при этом износ трибопары замеряется размещенным на трубе индикатором. Технический результат: расширение функциональных возможностей машины трения с обеспечением проведения испытаний при нагрузках статических, вибрационных (при широком диапазоне управляемых параметров), а также режимах реверсивного движения, фреттинга, замер «трения покоя» с учетом предыстории функционирования трибоузла, замер трибоЭДС (в т.ч. для полимеров прямых и обратных пар), температуры, износа с отображением в реальном времени, обеспечение проведения исследований при чередовании режимов, а также получение взаимодополняющей информации, возможность проводить испытания по двум схемам: торцовой и вал - частичный подшипник. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для повышения эксплуатационных характеристик трущихся поверхностей колес железнодорожного транспорта и других целей. Способ упрочнения поверхности стального колеса железнодорожного транспорта включает нанесение борсодержащей обмазки, представляющей собой гомогенизированную смесь, состоящую из фенолформальдегидной смолы, имеющей коксовое число в отвержденном состоянии не менее 52% (А), борного ангидрида (Б) и карбонила железа (В) в соотношении А:Б:В от 90:8:2 до 50:40:10, и последующую двухстадийную термообработку. На первой стадии осуществляют нагрев с помощью инфракрасной лампы до 200÷350°С в течение 2÷8 минут, а затем на второй стадии нагрев проводят воздействием газопламенной горелки в течение 10÷30 минут с обеспечением температуры обмазки 850÷1000°С. Обеспечивается повышение эффективности проникновения борсодержащих компонентов, снижение температуры и времени насыщения стальной поверхности колеса и упрощение технологии процесса за счет использования обмазки, содержащей компоненты в виде гомогенизированной смеси до молекулярных размеров. 1табл., 1 пр.

Изобретение относится к способу нанесения антифрикционных покрытий на стальную поверхность, в частности стальную сердцевину подпятникового узла тележки вагона и другие узлы трения. Осуществляют предварительную обработку стальной поверхности фосфатирующим составом. На стальную поверхность двухсопловым краскораспылителем наносят эпоксидный композит, состоящий из двух равных по массе и объему эпоксидной смоляной и отверждающей частей, подаваемых из разных сопел, смешивающихся в процессе нанесения, первая из которых, смоляная, состоит из низковязкой смолы в виде диглицидиланилина и ускорителя отверждения в виде оксикислоты в количестве от 1 до 5 мас.ч. на 100 мас.ч. смолы, а вторая, отверждающая, представляет собой нетоксичный жидкий аддукт, изготавливаемый взаимодействием пара-аминобензиланилина с диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина при 10-15-кратном избытке от стехиометрии пара-аминобензиланилина. Обе части содержат одинаковые количества антифрикционных наполнителей, от 40 мас.ч. до 200 мас.ч. на смоляную и отверждающую части, состоящих из смеси рубленого углеродного волокна длиной от 2 до 30 мм и дисульфида молибдена в соотношении от 15:85 до 95:5 и дополнительно растворители в виде этилацетата или бутилацетата в количествах от 3 до 15 мас.ч. на 100 мас.ч. исходной смоляной и отверждающей частей, испаряющиеся в процессе нанесения и отверждения. Обеспечивается получение эпоксидного высокопрочного антифрикционного покрытия и ускорение процесса его нанесения. 2 табл., 4 пр.
Изобретение относится к способу электродуговой металлизации путем распыления расплавленной дугой бронзы под действием потока азота, исключающего окисление и выгорание легирующих элементов, повышающего коррозионную стойкость, твердость и износостойкость покрытий. На металлизируемую поверхность предварительно наносят пастообразную композицию слоем толщиной от 1,0 мм до 5,0 мм. Композиция состоит из жидкой резольной фенолформальдегидной смолы, способной образовывать при температуре выше 700°С не менее 50% кокса от массы исходного продукта, наполненной мочевиной, при этом массовое отношение содержания сухой смолы к содержанию мочевины, мас.%, составляет от 50:50 до 10:90. После этого осуществляют напыление расплавленных дугой бронзовых электродов потоком струи азота, находящегося в баллоне под давлением от 2 до 10 атм. В результате полностью исключаются выгорание легирующих элементов и образование окислов металлов в процессе электродуговой металлизации при одновременном повышении поверхностной твердости и износостойкости покрытия за счет образования нитридов при взаимодействии металлов, входящих в состав электродов и металлизируемой поверхности, с активированным азотом. 2 табл., 4 пр.
Стальную сердцевину подпятника перед нанесением покрытия обрабатывают фосфотирующим составом. Методом контактного формования наносят слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного разбавителя, нетоксичной алифатической или ароматической оксикислоты, в которую вводят смесь антифрикционных порошкового и волокнистого наполнителей. Второй компонент состоит из нетоксичного аддукта, полученного взаимодействием алифатического или ароматического ди- или полиамина с эпоксидной диановой смолой и нетоксичного и нелетучего ди- или многоатомного спирта. Оба компонента - смоляную часть и отверждающую часть - изготавливают равными по объему и весу, смешивают непосредственно перед применением и наносят на стальную сердцевину подпятника, оставляя после нанесения отверждаться. Обеспечивается высокопрочное антифрикционное покрытие подпятника. 2 табл.

Стальная сердцевина подпятника перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом. В качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного разбавителя, нетоксичной алифатической или ароматической оксикислоты, в которую вводят смесь антифрикционных порошкового и волокнистого наполнителей. Второй компонент состоит из нетоксичного аддукта, полученного взаимодействием алифатического или ароматического ди- или полиамина с эпоксидной диановой смолой и нетоксичного и нелетучего ди- или многоатомного спирта. Оба компонента - смоляную часть и отверждающую часть - изготавливают равными по объему и весу, смешивают непосредственно перед применением и наносят на стальную сердцевину подпятника, оставляя после нанесения отверждаться. Обеспечивается высокопрочное антифрикционное покрытие подпятника. 2 табл.
Изобретение относится к области создания пластичных смазок, работоспособных в высокотемпературных узлах трения

Изобретение относится к способу получения антифрикционных эпоксидных материалов и может применяться для изготовления вставок в узлах трения с бинарной поверхностью, а также для устранения дефектов металлических поверхностей
Изобретение относится к получению фрикционных пресс-материалов, которые могут использоваться при изготовлении тормозных накладок, дисков сцепления, а также при изготовлении высокопрочных конструкционных материалов для машиностроения, электротехники и других целей
Изобретение относится к области создания высокопрочных антифрикционных покрытий, преимущественно для пары трения гребень колеса-рельс и может быть использовано в различных узлах трения и в аэрокосмической технике
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к способу изготовления тормозных колодок подвижного железнодорожного состава

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий для высоконагруженных пар трения и может быть использовано для повышения износостойкости и снижения коэффициента трения трибосопряжения колесо-рельс в узлах трения различных машин, а также для защиты деталей различного оборудования от абразивного износа и других целей

Изобретение относится к способу получения фрикционных полимерных материалов и может быть использовано при изготовлении тормозных колодок в железнодорожном и автомобильном транспорте, в подъемных кранах, муфтах сцепления, а также в качестве демпфирующих и вибропоглощающих материалов
Изобретение относится к способу получения фрикционных полимерных материалов и может быть использовано при изготовлении тормозных колодок железнодорожных вагонов и локомотивов, для автотранспорта, подъемных кранов, дисков сцепления и других изделий

Изобретение относится к способу нанесения антифрикционных покрытий, обеспечивающему защиту их от износа, которое может быть использовано в различных узлах трения для снижения трения, для антикоррозийной защиты и др
Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения бокового износа рельсовых путей, гребней колес вагонов и локомотивов, а также в качестве защитных средств узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств и др
Изобретение относится к области создания новых композиционных материалов для машиностроения и транспорта

Изобретение относится к области получения фрикционных материалов и может быть использовано при изготовлении тормозных колодок, дисков сцепления, электротехнических изделий и других целей

Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения бокового износа рельсовых путей, гребней колес вагонов и локомотивов, а также в качестве защитных средств узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств и др

Изобретение относится к способу получения фрикционных полимерных материалов и может быть использовано при изготовлении тормозных колодок железнодорожных вагонов и локомотивов, для автотранспорта, подъемных кранов, конструкционных изделий в машиностроении и других изделий

Изобретение относится к средствам для защиты от износа
Изобретение относится к способу получения антифрикционных пресс-материалов, предназначенных для изготовления антифрикционных изделий сложных конфигураций, например подшипниковых втулок

 


Наверх